«Разруха в головах», или Гуманитарные проблемы Евразийской интеграции

Доклад на международной конференции в Брянске

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
490
Время на чтение 46 минут

Продолжаем публикацию докладов, подготовленных к международной конференции «Брянская область как регион углубления многовекторного взаимодействия Евразийского экономического союза в интеграционных проектах на постсоветском пространстве и в странах Восточной Европы», проходившей 2021 февраля.

В последние несколько лет интеграционные процессы на постсоветском пространстве заметно активизировались и углубились. Усиление интеграции на территории бывшего СССР отражает объективную потребность постсоветских государств в объединении усилий для совместного преодоления вызовов, связанных с мировым экономическим кризисом, проблемами безопасности и негативными последствиями глобализации. Наиболее ярким проявлением усиления интеграционных тенденций стало формирование Евразийского экономического союза в составе России, Казахстана и Беларуси, к которому позже присоединились Армения и Кыргызстан. Лидеры стран Евразийского экономического союза неоднократно озвучивали намерения стремиться к его дальнейшему расширению за счет других заинтересованных в интеграции стран постсоветского пространства.

Успешное развитие интеграции на постсоветском пространстве, по мнению ряда экспертов, способно сыграть стабилизирующую роль не только в экономике, но и в общественно-политической жизни постсоветских государств, население которых вплоть до настоящего времени не до конца преодолело «глобальный кризис идентификации»,1 зафиксированный социологами в 1990-е годы сразу после распада СССР. Данный кризис выразился, прежде всего, в цивилизационной дезориентации и утере населением ценностных координат и четких представлений «о себе, о стране и о типе общества, в котором мы живем».2

Примечательно, что растущий интерес к евразийской интеграции и к ее научному обоснованию проявляют не только постсоветские страны, но и ряд славянских государств Европы, которые не удовлетворены существующей в настоящее время моделью однополярного мира. Так, на состоявшейся 16 октября 2013 г. в Минске международной научной конференции, посвященной Балканам и вопросам евразийской интеграции, представители Института политических исследований из Белграда (Сербия) отмечали, что часть сербского общества, включая представителей интеллектуальной элиты и некоторые политические партии, с большим вниманием следит за интеграционными процессами на евразийском пространстве, воспринимая их как альтернативу западному варианту глобализации. В первую очередь, интерес к евразийской интеграции проявляет та часть сербского общества, которая представлена «православной патриотической интеллигенцией, ратующей за сохранение сербской национальной идентичности»,3 придерживающейся традиционного кирилло-мефодиевского наследия сербской культуры, а также критически относящейся к нынешним реалиям Евросоюза и не разделяющей характерных для Европы в целом разнообразных антироссийских комплексов.

По словам представителей белградского Института политических исследований, интерес к постсоветской интеграции в Сербии проявляется в основном в форме изучения и популяризации идей евразийства в научных кругах и в некоторых СМИ, в частности, путем переводов различных трудов теоретиков евразийства на сербский язык и их последующего распространения. В сфере практической политики идеи евразийства поддерживает достаточно влиятельная в Сербии Демократическая партия Сербии В. Коштуницы. Примечательно, что именно данная партия сыграла решающую роль в поддержке России в вопросе о строительстве газопровода «Южный поток» на территории Сербии.

Впрочем, сербские политологи и эксперты справедливо полагают, что популярность идей евразийской интеграции в Сербии и в других странах Восточной и Юго-Восточной Европы напрямую зависит от успехов или неудач данного процесса на постсоветском пространстве, а также от готовности самой России популяризировать данные идеи в Сербии, которой пока не наблюдается. Более того, действия некоторых представителей российской политической и бизнес-элиты объективно направлены против интеграционных процессов. По мнению ведущего эксперта белградского Института политических исследований профессора З. Милошевича, «сторонникам интеграции с Россией в Сербии ясно, что в такой ситуации - как информационной, так и политической - шансов на успех немного. Российское посольство в Сербии, - констатирует профессор З. Милошевич, - получало предложения приобрести хотя бы один телеканал и одну газету, чтобы была представлена российская позиция. Однако практика такова, что российские банки и компании в Сербии не только употребляют латиницу, но и оплачивают рекламу в тех СМИ, которые пропагандируют евроатлантический выбор. В настоящее время все усилия сторонников евразийской интеграции в Сербии являются безуспешными».4 Именно поэтому главными каналами распространения идей евразийской интеграции стали в основном научные публикации, а евразийство ограничивается лишь узкими академическими рамками, так и не став «политической повесткой дня».5

Помимо Сербии, рост интереса к евразийской интеграции и к идеям евразийцев в целом в последние годы наблюдается и у ряда представителей научной элиты и гуманитарной интеллигенции Чехии, Словакии, Болгарии, а также среди некоторых консервативных кругов в Польше. Символично в этой связи, что классическое евразийство как научное и общественно-политическое течение было впервые сформулировано в 1920-е годы русскими учеными-эмигрантами, жившими именно в этих славянских странах. Данное явление свидетельствует о том, что часть интеллектуальной элиты славянских стран современной Европы находит идеи евразийства крайне актуальными и востребованными в настоящее время, воспринимая их как важный интеллектуальный ключ для понимания современных общественно-политических процессов и одновременно как идеологический инструмент для противостояния негативным проявлениям процесса глобализации. Недовольство современными реалиями Евросоюза все чаще выражается представителями политических элит славянских стран-членов ЕС. Некоторые влиятельные чешские политики указывают на недостаток «истинной демократии» и на многочисленные дефекты и изъяны в механизме традиционных демократических институтов «старых» членов Евросоюза, отмечая, в частности, что официальная миграционная политика Брюсселя противоречит настроениям большинства европейцев и что имеет место растущее непонимание между элитами Евросоюза, ведущими западными СМИ и европейским общественным мнением.6 Один из ведущих чешских политологов утверждает, что в постсоциалистических странах - «новых» членах Евросоюза демократия является более аутентичной и более развитой, чем в странах Западной Европы, оказывая большее воздействие на процесс принятия политических решений.7

Очевидно, интеллектуальная элита малых славянских народов Европы, оказавшихся в водовороте глобализации и вкусивших все ее сомнительные «прелести», способна лучше их российских коллег понять и оценить многие мысли и предостережения классиков евразийства, которые не утратили своей актуальности. Так, крайне современно звучит мысль одного из основоположников евразийства Н.С. Трубецкого, который еще в 1920-е годы утверждал, что мечтой коллективного романо-германского и англо-саксонского Запада «является полное обезличение всех народов земного шара, разрушение всех своеобразных и обособленных национальных обликов и культур. Осуществление этой мечты превратит все народы мира в европейцев второго и третьего сорта, а европейцами первого сорта останутся романские, германские и англо-саксонские народы... Это, - предупреждал Н.С. Трубецкой, - поставит европейцев в господствующее положение над всем миром».8

* * *

Между тем, по мнению ряда экспертов, уязвимость нынешних интеграционных процессов на постсоветском пространстве состоит в их социально-экономической односторонности и в ограниченности исключительно экономической сферой. При этом практически не уделяется серьезного внимания интеллектуальному и идеологическому обоснованию интеграции, её историческим, гуманитарным и духовным аспектам. Более того, некоторые эксперты полагают, что если в экономической сфере интеграция, несмотря на проблемы, в целом развивается достаточно динамично, то в гуманитарной области наблюдается прямо противоположная картина: имеет место нарастающая духовная дезинтеграция и все более отчетливое отчуждение между близкими в цивилизационном и культурном отношении народами и государствами, возникшими на месте бывшего СССР. Примечательно в этой связи, что в 2016 году, когда отмечались юбилеи создания СНГ и Союза России и Беларуси, в многочисленных протокольных интервью высших интеграционных чиновников речь шла только о достижениях и успехах в социально-экономической сфере; при этом гуманитарная составляющая евразийской интеграции практически не упоминалась.

Даже наиболее развитое интеграционное образование на евразийском пространстве - Союзное государство России и Беларуси - не имеет четкого и хорошо разработанного идеологического обоснования взаимной интеграции. Подобным обоснованием могла бы стать идеология западнорусизма, разработанная еще в XIX в. и трактующая белорусов как органичную часть единой общерусской цивилизации в составе великороссов, малороссов и белорусов. Однако данная идеология в силу ряда факторов в настоящее время не востребована политическими элитами России и Беларуси. Отсутствие научной и идеологической базы, обосновывающей необходимость интеграции, превращается в мощный тормоз, препятствующий дальнейшему развитию интеграционных процессов в Евразии. По словам одного из литературных героев известного русского писателя М.А. Булгакова, именно «разруха в головах» является первопричиной социально-экономических проблем и политических потрясений.

Ярче всего данная тенденция проявляется в том, что политические элиты ряда постсоветских стран, строя ярко выраженную этнократическую модель собственной государственности и преследуя конкретные геополитические цели, энергично культивируют образ врага в лице прежде всего России, активно используя для этого гуманитарные науки, СМИ и сферу образования.

Особенно мощным инструментом строительства этнократических государств на постсоветском пространстве стала историческая наука, в лице своих ведущих представителей усердно обслуживающая собственную политическую элиту, которая, по словам известного российского этнолога академика В.А. Тишкова, «изобретает и конструирует историко-культурную традицию, чтобы утвердить свой статус и легитимность».9 Важное место в этом «конструировании историко-культурных традиций» занимает производство и распространение мифов, насаждающих образ врага исключительно в лице России, по отношению к которой ряд историков постсоветских государств исходит из своеобразной «презумпции виновности».

В наибольшей степени демонизация России и ее позиционирование в качестве «абсолютного зла» и первопричины всех существующих проблем характерно для стран Прибалтики, Грузии и Украины, где подобные процессы достигли поистине гротескных форм. Так, существующий в Грузии музей русской оккупации трактует историю Грузии после ее вхождения в состав Российской империи как самый мрачный и трагический период грузинской истории, время сплошных катастроф и упущенных возможностей. Между тем, ряд крупных специалистов по Кавказу, включая западных экспертов, полагает, что вхождение грузинских земель в состав Российской империи имело в большей степени позитивное влияние на развитие грузинского народа, обеспечив ему безопасность и благоприятные условия не только для физического выживания, но и для существенного социально-экономического и культурного прогресса.

Однако и в гуманитарной сфере тех стран, которые входят в состав СНГ, являясь формальными союзниками России и ядром экономической интеграции на постсоветском пространстве, тенденция выстраивания образа врага по отношению к России приобретает устойчивый характер. Так, анализ школьных и вузовских учебников истории, проведенный несколько лет назад историками исторического факультета МГУ показал, что только учебники истории Армении и Беларуси трактуют роль России в истории своих народов преимущественно в нейтральных или относительно положительных тонах, стремясь к взвешенности и объективности. В то же время, учебники истории всех остальных стран СНГ содержат в основном однобоко-негативные характеристики роли России в истории своих народов, способствуя взаимному отчуждению и формированию образа врага в лице России и русских.

Ярким примером крайне негативных последствий подобного положения дел в гуманитарной области стал нынешний политический кризис на Украине, политическая элита которой, опираясь прежде всего на гуманитарные науки, СМИ и сферу образования, проводила по отношению к собственному русскоязычному населению юга и востока Украины политику фактического этноцида, всячески стремясь украинизировать русское население и трансформировать его традиционную идентичность и культурный код, вытравив идеи общности с русским миром. Примечательно, что важнейшим инструментом реализации данной политики стала историческая наука и сфера образования, системно и целенаправленно в течение последних десятилетий культивировавших образ врага в лице России при полном бездействии российских властей. В определенной степени данная цель была достигнута. Свидетельством этому является та часть русского и этнически неоднородного русскоязычного населения украинских мегаполисов, которая впитала идеи украинского национализма, усвоила культ Бандеры и Шухевича и продемонстрировала готовность с энтузиазмом прыгать под примитивный майданный лозунг «хто не скаче, той москаль».

По сути, многолетняя политика фактической этнокультурной колонизации исторической Новороссии, то есть русского юга и юго-востока Украины в виде агрессивной «дерусификации», проводимой Киевом и Львовом посредством гуманитарных наук и сферы образования вопреки этноязыковым реалиям и элементарному здравому смыслу, готовила плодородную почву для последующего цивилизационного раскола Украины. Этот давно назревавший раскол вылился в кровавую гражданскую войну на Украине, окончательно поставив жирный крест на утопической идее формирования единой украинской политической нации, в реальность которой всерьез верили некоторые политологи-оптимисты еще несколько лет назад.

Весомый вклад в процесс взаимного отчуждения народов евразийского пространства вносят и средства массовой информации стран СНГ. По мнению ряда медиа-экспертов, освещение событий в странах СНГ, включая страны-члены Евразийского экономического союза, в средствах массовой информации других стран СНГ носит крайне скупой и в основном сдержанно-отстраненный либо откровенно недоброжелательный характер; при этом акцент чаще всего делается на негативных сторонах жизни освещаемой страны. Вектором, определяющим информационную политику большинства электронных и печатных СМИ в странах СНГ, является подчеркивание различий, а не сходства; страны, объединенные в СНГ, трактуются в СМИ друг друга чаще всего как обычные иностранные государства, а не как цивилизационно близкие страны, народы которых имеют общее прошлое и которые вовлечены в совместный глобальный интеграционный проект. Подобный подход характерен даже для СМИ России и Белоруссии, формально являющихся наиболее близкими союзниками в рамках евразийской интеграции. Примечательно, что в выпусках новостей ведущих российских телеканалов информация о странах СНГ появляется крайне редко, в основном в связи с какими-либо важными протокольными событиями подобно выборам или саммитам. На фоне фактического информационного вакуума в отношении стран СНГ российские телеканалы щедро тратят эфирное время на криминальную хронику или светскую жизнь западных политиков и рок-звезд.

Кроме того, по мнению авторитетных специалистов в области массовой коммуникации, некоторые российские электронные и печатные СМИ несут большую долю ответственности за трансляцию отрицательных этнических стереотипов и за общее ухудшение межэтнических отношений в стране.10 Похожей оценки заслуживает и ряд СМИ других стран-членов СНГ. В целом, как полагают многие медиа-эксперты, постсоветские СМИ зачастую формируют негативные стереотипы у граждан стран СНГ, включая страны-члены Таможенного Союза, по отношению друг к другу, что не только не способствует осознанию населением стран СНГ своей культурной и цивилизационной общности, но и препятствует данному процессу.

Имеющее место противоречие между динамичными интеграционными процессами в социально-экономической сфере и преобладанием дезинтеграционных тенденций в гуманитарной сфере создает серьезную угрозу дальнейшему успешному развитию интеграции на постсоветском пространстве. Продолжающийся украинский кризис должен стать серьезным предостережением и наглядным примером трагических последствий использования гуманитарных наук в целях националистической и этноцентристской пропаганды. Евразийская интеграция приобретет системный, динамичный и необратимый характер только в том случае, если под интеграционные проекты в социально-экономической области будет подведен солидный гуманитарный фундамент, а интеграционный дискурс займет более почетное место не только в сфере общественных наук стран СНГ, но и в области практической политики. К сожалению, в настоящее время отсутствуют не только четкая и последовательная интеграционная идеология, но даже намеки на то, что проводится работа по созданию подобной идеологии.

Выполнение данной задачи в огромной степени облегчается тем обстоятельством, что в лице богатого и самобытного творческого наследия евразийцев уже существует серьезная и хорошо подготовленная интеллектуальная платформа, обосновывающая исторически сложившееся цивилизационное единство евразийских народов и вытекающую из него необходимость интеграции постсоветских стран. К сожалению, интерес к наследию евразийцев в настоящее время проявляется в основном в узких академических кругах и практически незаметен среди постсоветских политических и бизнес-элит, где по-прежнему сильны взгляды поклонников ультралиберализма и глобализации, наносящие колоссальный вред экономическим и политическим интересам России. Так, символичным и одновременно курьезным выглядит то обстоятельство, что крупная московская компания, призванная решать важную в современных условиях государственную проблему замещения импорта продовольствия из западных стран в условиях антироссийских санкций, называется... «агрокластер ФУД СИТИ».11

По словам известного российского историка А.В. Логинова, сформулированный учеными-евразийцами «принцип евразийской суперэтничности является принципиально важным для понимания российской цивилизации... Именно евразийцы внесли существенный вклад в понимание сущности исторической России как единственного в своем роде симбиоза народов и культур, целостного исторического, цивилизационного и геополитического образования. Вот почему в настоящее время их наследие приобретает особую актуальность в связи с необходимостью восстановления уникальной способности русской культуры к выстраиванию межкультурных и межэтнических ценностных универсалий».12 А.В. Логинов считает, что именно евразийство является эффективным «противоядием удушающей стандартизации, навязываемой миру агрессивным глобализмом».13 Остается надеяться, что понимание важности и востребованности евразийского учения не ограничится только кругами профессиональных ученых-гуманитариев, а распространится на политические элиты стран СНГ и окажет плодотворное влияние на практическую политику в Евразии, придав новый мощный импульс интеграционным процессам.

Кирилл Шевченко, доктор исторических наук, заведующий Центром евразийских исследований Филиала Российского государственного социального университета в г. Минске

1 См. Независимая газета. 31.08.2004.

2 Там же.

3 Милошевич З. Информационные ресурсы и евразийская идея в Сербии // Евразийское обозрение. Нациестроительство и идентичности в Евразии. Выпуск 1. Прага: Medium Orient, 2014. C. 56.

4 Там же. С. 57.

5 Там же.

6 Právo. 14 listopadu 2015. Ročník 25, číslo 266.

7 Там же.

8 Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. Москва: Прогресс, 1995. С. 357.

9 Тишков В.А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. Москва, 2003. С. 124.

10 Манаенко Г. «Образ Кавказа» в современном дискурсе российских СМИ // Медийные стратегии современного мира. Краснодар: КбГУ, 2010. С. 80-81.

11 Литературная газета. 24-31 декабря 2015. № 51-52 (6537).

12 Логинов А.В. Россия и Евразия. Евразийский вектор: поиски российской цивилизационной идентичности в ХХ столетии. Москва: Большая российская энциклопедия, 2013. С. 62.

13 Там же. С. 529.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Кирилл Шевченко
Злодеяния современного неонацизма: попытка художественного осмысления
Презентация художественного фильма «Свидетель» состоялась в минском «Доме Москвы»
05.04.2024
Культурно-национальная политика властей Чехословакии в Подкарпатской Руси в 1920-30 гг. Ч.2.
Украинские стремления поддерживаются членами правительства…
16.03.2024
Все статьи Кирилл Шевченко
Бывший СССР
День памяти Великой княгини Софии Палеолог
Сегодня мы также вспоминаем историка Н.И.Костомарова, философа П.Е.Астафьева, графа П.П.Шувалова, генерала Н.И.Глобычева, князя С.К.Белосельского-Белозерского, Великую княгиню Ксению Александровну и художника С.В.Герасимова
20.04.2024
Финский суицид
Контуры национального предательства
19.04.2024
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.04.2024 11:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
20.04.2024 11:17
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.04.2024 11:09
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22