В стране невыученных уроков

О научной конференции «Февраль. Трагедия. Уроки Истории. 1917 год» (Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, 18.02.2017)

Владимир Путин  Новости Москвы  100-летие революции 
0
375
Время на чтение 12 минут

В зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в Москве прошло знаковое мероприятие - научная конференция «Февраль. Трагедия. Уроки Истории. 1917 год». В этом название вся суть событий столетней давности, которые по понятным причинам до сих пор не осмыслены нашим народом. Сделать конструктивные шаги в этом направлении и решили организаторы акции. Ими выступил Фонд Людвига Нобеля и Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО).

***

Семья Нобелей играла заметную роль в предреволюционной России. Уроженцы Швеции они приняли Русское подданство, внеся заметный вклад в развитие отечественной промышленности. Наибольшего успеха добился Людвиг Нобель - один из первых нефтепромышленников России, успешно конкурирующий с нефтяными магнатами США, Британии и Голландии. Во многом благодаря ему Россия занимала ведущее место по нефтедобыче и продаже нефтепродуктов на мировом рынке, пользующихся огромным спросом.

Императорское православное палестинское общество было создано Указом Всероссийского Императора Александра III и общественной инициативой выдающихся русских людей того времени. Основные цели Общества - поддержание духовных связей России со Святой Землей, сохранение культурного и исторического наследия, развитие дружественных связей России со странами и народами Ближнего Востока, гуманитарные и просветительские миссии в ближневосточном регионе, содействие православному паломничеству, поддержание Православия. В настоящее время ИППО возглавляет экс - министр внутренних дел России Сергей Степашин.

Храня верность России

Участниками конференции стали именитые гости, многих из которых, однако, практически не видно на экранах телевизоров. Фамилии говорят сами за себя: князья Александр Трубецкой, Дмитрий Шаховской, граф Петр Шереметьев - выжившие представители русского дворянства, на которую, прежде всего, обрушился «карающий меч революции» и «гнев освобождённого от цепей» пролетариата. Среди гостей так же министр культуры России Владимир Мединский, маститые историки, учёные мужи, экс-министр внутренних дел, представители Церкви.

Лейтмотивом конференции звучала тема примирения могучего и единого когда-то русского народа,разведённого по разные стороны не только баррикад, но и государственных границ. Не секрет, что это противостояние, деление на «красных» и «белых», несмотря на предпринимаемые в течение 100 лет попытки замолчать тему или форсировать примирение, продолжаются до сих пор, что отрицательно влияет на процесс национального и общегражданского объединения. Однако для того, чтобы механизм примирения заработал необходимо не только время, но и возможность узнать всю правду, которая долго была скрываема, находилась под строжайшим запретом.

В нашей стране национальное примирение по традиции - дело церкви, поэтому открыл конференцию представитель Московского Патриархата Митрополит Волоколамский Иларион. Он в частности отметил, что с инспирированным падением монархии, которое официально произошло 15 марта (по новому стилю), российское общество было моментально ввергнуто в смуту, анархию, вылившиеся в братоубийственную войну и в итоге - массовый террор. В результате: «Россия потеряла миллионы людей из всех сословий... Многие сыны и дочери нашего Отечества были вынуждены покинуть родные места и осесть на чужбине, поскольку не вписывались в новую парадигму социального устройства. Они оказались лишними на своей земле. Таковых, по оценкам историков, насчитывалось порядка трех миллионов».

Русским людям, невольно оказавшимся изгнанным с родной земли, удалось, тем не менее, не только не раствориться среди иных племён и народов, но сохранить любовь к Родине, своему народу, культуре, традициям и самое главное - Вере. «История России в двадцатом столетии, - отметил Митрополит Иларион, - показала, что неверие, а тем более богоборчество ведет к ошибкам в общественной и политической жизни.Именно вера многие века определяла пути развития нашего народа, а любовь к родной земле объединяла людей в мощную силу. Вера и патриотизм были опорами нашего общества. И по этой причине многие, кто пострадал от советской власти, несмотря ни на что, оставались верны России».

В тоске по городовому

Признав наличие серьёзных проблем в воюющей Россиик февралю 17-го, министр культуры Владимир Мединский, однако, отметил, что«ни одно из этих проявлений кризиса, ни даже все они вместе не говорили о том, что российское государство себя исчерпало... И даже относительно неудачное течение войны, в общем, не грозило военной катастрофой. К началу 1917 года Россия вместе с союзниками по Антанте была в шаге от победы». Как отмечал впоследствии современник и выдающийся британский политик Уинстон Черчилль, «ни к какой стране судьба не была так жестока, как к России. Её корабль пошёл ко дну, когда гавань была в виду».

Трагедия нашей Родины заключалась в том, что «в то самое время, когда Россия встала перед необходимостью укрепления государственности как единственного инструмента модернизации страны, в феврале 1917 года произошло обратное - произошло разрушение государства. Ибо февраль - это не просто смена формы правления, это снесение государства как института легитимной, признанной народом формы организации общества». Был ли февраль исторической случайностью, - задался вопросом министр культуры России? И ответил: «Нет. Она готовилась». И не только в Думе или Британском посольстве, но даже в ближайшем окружении Николая Второго.

«Главный урок февраля, - по мнению министра, - заключается в том, что сто лет назад трагедией для России стало нежелание умных, образованных, ярких, талантливых людей, представляющих разные политические силы, исповедовавших иногда разные мировоззрения, имевших разные взгляды на будущее страны, на пути к этому будущему, подчинить свои частные интересы интересам России и рука об руку вместе работать на благо страны, решая системные, но не такие уж страшные проблемы.

В результате общественный диалог был подменен резней, кровопролитием, гражданской войной. И эти проблемы пришлось решать заново, но уже в экстремальных условиях, потеряв миллионы лучших людей. Это и есть цена неконструктивного противостояния вместо общественного диалога». И это не должно никогда больше повториться.

Ректор МГИМО МИД России, академик РАН Анатолий Торкунов отметил важность того, что «столетний период, отделяющий нас от драматических событий столетней давности, для нас тем более является поводом для разных оценок, разных суждений и споров». Но при этом «такого рода споры ни в коем случае не должны вести к углублению противоречий в нашем обществе, наоборот, должны способствовать лучшему пониманию того, что произошло».Он напомнил, что: «...долгое время существовало разделение событий 1917 года на так называемую февральскую буржуазную, октябрьскую социалистическую революции и гражданскую войну, но это были этапы единого революционного процесса». Революция «была следствием не только непримиримых классовых противоречий, но и цивилизационного противостояния. Она изначально отвергла прежнюю самоидентификацию России, её систему ценностей, историческую форму и смысл предшествующей цивилизации. «Отречёмся от старого мира!» - таков был лейтмотив не только Великой французской, но и русской революции... Была разорвана сложно сплетённая, многовековая линия истории России, вектор которой определялся двумя важнейшими началами - государством и христианством».

Академик сделал весьма интересное наблюдение, как среди нарастающей всеобщей вакханалии, в обществе, включая либеральную интеллигенцию, очень скоро появилось желание порядка: «Академик Вернадский, наш выдающийся ученый, тогда член ЦК кадетской партии, писал: «В столице распространялось настроение, которое называли «тоска по городовому». Когда в спектакле «Живой труп» в Александринском театре на сцену выходил актёр в полицейской форме, в зале стихийно начиналась овация, которой не видел и Шаляпин».

Примириться - значит простить

С интересом участники форума слушали Председателя Президиума Международного совета российских соотечественников, графа Петра Шереметева. Он передал горячий привет от зарубежных соотечественников - потомков эмигрантов первой волны, признавшись в любви к нашей стране: «Находясь за пределами России, я думаю о нашей стране ежедневно. Я приехал первый раз в Россию 35 лет назад, и с тех пор еженедельно приезжаю сюда и здесь стараюсь работать. Я чувствую себя соотечественником вашим, и членом нашей благородной страны. Десять лет назад президент Владимир Владимирович Путин подарил мне российское гражданство, и я этим горжусь. Вы - счастливые, потому что вы живете в таком мире, где ещё многое можно создать. Много людей, готовых участвовать в развитии России».

Плодом его мучительных переживаний стало решение об установке в Крыму - месте вынужденной эвакуации наших соотечественников, памятника примирения русских людей. Красные или белые, «мы должны помнить, что Родина у нас одна, независимо от того, живём ли мы на этой земле или за рубежом».

С не меньшим интересом было воспринято выступление исполнительного президента Ассоциации «Франко-российский диалог», председателя Ассоциации «Общество памяти Императорской гвардии» князя Александра Трубецкого. Он, отметив разрушительную природу революций, и выступая за скорейшее оздоровление русского мира, между тем выразил такое мнение: «Примирения, о котором здесь говорили, для меня недостаточно. Примирились - и всё, и быстро перевернули страницу. Памятник примирения не решает всех вопросов народного единства. Вместо примирения получится тупик. Не может быть примирения пока в России не будет общего покаяния... Напомню, что в России после Смутного времени Церковь служила чин не примирения, а общего покаяния с призывом к единству». Князь уверен, что настоящее примирение возможно только через искреннее покаяние, которое возможно по осознании всего происшедшего: «Давайте используем эти роковые для России события, чтобы осмыслить с покаянием нашу историю и показать всему миру единство русского народа, где бы он ни жил». Покаяния не нужно стыдиться, это - нормальный и осознанный процесс для русского человека, христианина. Покаяние должно быть не перед бывшими врагами: «красными» или «белыми», а перед Богом, как творцом истории.

Завершая выступление зарубежных соотечественников, председатель Союза русских дворян князь Дмитрий Шаховской, отметил: «Наша сегодняшняя встреча - это определённое осознание, что в нашей груди бьётся одно сердце, и это сердце России. Мы можем смотреть в разные стороны, но все наши труды, наши старания должны быть её созиданием. Мы этой встречей жили всегда и мечтали о возвращении в Россию». В заключении он сделал весьма неожиданноезаявление, встреченное бурными аплодисментами зала: «...Революция - это геноцид русского народа,... в котором мы потеряли не только элиту, но и самое драгоценное сословие, на котором строилась Россия. Это - русское крестьянство».

Прививка против революций

Дополняя предыдущих выступающих, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, Президент государственного университета гуманитарных наук, академик РАН, доктор исторических наук Александр Чубарьян, в частности отметил, что правильнее было бы события февраля и октября 1917-го называть не революциями, а переворотами, тем более, что сам Ленин именно так оценивал их всего лишь год спустя. Обе они «стали трагедией для нашего народа. Но трагедия - это ведь тоже часть истории, часть исторического опыта». Он предложил: «...донести до молодого поколения правду о тех событиях, что они значили для наших дедов и отцов». По его мнению «нужна прививка против революции. А прививка- это исторические уроки, к которым мы должны подойти со всей ответственностью...История, которая может быть источником разногласий и раскола, должна стать примиряющей».

Директор Института Российской истории РАН, член Президиума исторического общества, доктор исторических наук Юрий Петров сделал акцент на сроках примирения. Великая французская революция произошла больше 200 лет назад. И до сих пор во Франции спорят: благо она принесла или нет. «Наша революция 1917 года волне сравнима с французской по своему влиянию на мир, на всю историю человечества в двадцатом веке...»

Затронул он и тему разоблаченияреволюционных мифов. Например, о якобы голоде в России и Петрограде 1917-го, ставшем «пусковым курком» революции. В Германии в то время были введены продовольственные карточки. В России ситуация была куда более благополучная: «Из-за прекращения экспорта зерна, оно всё оставалось в стране. Да и сбор урожая в годы войны не был катастрофически низким. Но если продовольствия в стране было достаточно, то были проблемы с транспортом в связи с загруженностью железных дорог военными грузами. Поэтому «возникали такие точечные напряжения, что и произошло в Петрограде в феврале 1917 года».

Другой миф о бескровности февральской революции. «Это было, к сожалению, не так.... Агрессия... выразилась в массовых расправах над полицейскими, военнослужащими со стороны демонстрантов. Полиция стреляла в митингующих. Общее количество жертв исчисляется примерно полутора тысячами человек только в Петрограде.... Накопившаяся агрессия, которую не смогло сдержать государство и канализировать в более мирное русло, вырвалась наружу и взорвала российское государство».

Выступающий смело провёл параллели между 1917 и 1991 годами: «В основе лежат те же процессы - ослабление центральной власти в России, снижение управляемости страной. Рост социальной напряженности, возникновение альтернативного центра власти (в 1917 году это была Дума, а в 1991-м Верховный Совет РСФСР). Результаты этих процессов в виде обрушения страны тоже идентичны. Задача всего нашего сообщества, - подытожил выступление профессор, - достичь некоего общего консенсуса:«Я глубоко убеждён, что мы можем найти такую формулу. Главное, чтобы на основе этой формулы мы смогли повысить уровень консолидации нашего современного общества. Россия получила хорошую прививку, урок истории. Наша задача - передать его новым поколениям».

«Если дом построен на песке»

Жёстким по своим аргументам стало выступление бывшего директора РИСИ, генерал-лейтенанта СВР запаса Леонида Решетникова. Он в частности обратил внимание, что революции 1917-го года будоражили только столицу, а в многомиллионной провинции никаких революционных настроений не было и в помине. Неоднозначно восприняла падение монархии и армия. Восторги охватили в основном порядком разложившийся Балтфлот и части Петроградского гарнизона. Несмотря на оголтелую пропаганду, в народе сохранялись верноподданнические настроения: «Всякий раз... духовная смычка царя и народа спасала Россию от бед... Крестьяне, как показывают исследования, в своей массе ждали его возвращения, полагая что господа призовут их на защиту престала. Но большая часть образованного общества отвергла дарованного ему помазанника Божьего, предала своего царя... 2 марта 1917 года в занесённом снегом Пскове не государь отрёкся от престола, а большая часть России не захотела иметь царя».

Подвиг последнего русского самодержца, канонизированного Православной Церковью, по его мнению, состоит в том, что он сам «предпочел заточение и мученическую смерть и даже гибель своей семьи участию в братоубийственной войне и беззаконии». Не на его руках кровь миллионов соотечественников. Закончил выступление он словами: «Мы до нашей молодежи должны донести одну мысль - любая революция ведёт к погибели. Поэтому героев - революционеров у нас быть не должно, иначе молодёжь не поймёт, в чём дело. В противном случае мы будем и дальше жить в стране исторических абсурдов».

Развивая тему, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимир Легойда обратил внимание, что молодёжь плохо знает родную историю. Он вспомнил, что при проведении опроса среди студентов и аспирантов московских вузов, никто практически не знал про Бутовский полигон - крупнейшее в Москве (более 20 тысяч расстрелянных только в 1937-38 годах) место захоронения жертв политических репрессий, среди которых было много священнослужителей.Представитель Церкви привёл слова Патриарха Кирилла на открытии Рождественских чтений, который сказал: «Главный урок, который должен быть вынесен нами из уроков минувшего века, заключается в том, что нельзя строить жизнь человека и общества без Бога. Подобное общество, по слову Священного писания, - дом, построенный на песке, падение которого - падение великое».

«Мне кажется, что извлекая уроки истории и воспитывая наших детей в правде и в знании фактов того, что происходило, - отметил представитель Патриархии, - мы обязаны воспитать их так, чтобы разделение прошлого не стало их наследством. Об этом мы молимся».

Завершая конференцию, Председатель Императорского Православного Палестинского Общества, кандидат исторических наук, бывший глава МВД (1998-99 гг.) Сергей Степашин, подвёл итог: «Революция в любом случае - это трагедия. Вспомним ещё раз, спустя сто лет, эти события без прикрас, честно и попросим Господа об упокоении душ всех погибших и пострадавших в огне противостояния».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: В стране невыученных уроков

"Не может быть примирения пока в России не будет общего покаяния... Напомню, что в России после Смутного времени Церковь служила чин не примирения, а общего покаяния с призывом к единству». Золотые слова сказал князь Александр Трубецкой! Зато слова замдекана Тихоновского университета о.Филиппа Ильяшенко повергли в шок: " высшая власть, будучи покровительницей и защитницей Церкви (имеется ввиду царская власть), тем не менее, ее ограбила, лишила возможности управлять каноничным образом.." И повторяет штампы столетней давности, как будто нет перед глазами попущенных Господом действительного ограбления и уничтожения Церкви богоборческой советской властью, лишение ее возможности проповедывать в стране, совершать таинства, преподавать детям закон Божий! И нынешняя власть встраивает нас в единое мировое антихристово сообщество, и Церковь ничего не может сделать для своей паствы! Даже честно сказать ей об этом. Слова о.Филиппа - как отголосок тех воззваний, которые священноначалие рассылало по епархиям в марте 1917 года:" Как это можно объяснить? - возмущалось священноначалие продолжающейся войной с немцами, - Вы сами знаете ответ: в нужную минуту не хватало снарядов, бывало, что у немцев пушка и пулемет, а у русского воина дубина, да и то не у каждого. И произошло это потому, что при старой власти не готовилось снарядов, выдавались планы немцам, предавались русские люди. Нельзя перечислить всех тех действий, которые претерпела Россия из-за этих негодных людей. И вот народ восстал за правду, за Россию, свергнул старую власть, которую Бог через народ покарал за все ее тяжкие и великие грехи. Теперь народ хочет сам устроить свою жизнь так, чтобы всем жилось хорошо, легко, по правде Божией. Учредительное Собрание, которое изберет весь народ, установит новую форму правления, при которой будут решены все важные задачи, устранено все то зло, которое еще осталось у нас от старого строя". Из Определения Св. синода № 1893 «О содействии со стороны духовного ведомства успешному распространению „Займа Свободы 1917 года"», через три недели после отрешения от власти императора Николая Второго., март 1917 года. Удивительно, что этот священник преподает детям историю в православном университете! То есть авторитет святых,свт.Филарета Московского, свт.Иоанна Максимовича, свт. Серафима Соболева, св.Иоанна Кронштадтского для него ничего не значит!А что уж там для него православные старцы! И уроки прошедших десятилетий? Спаси его, Господи!
Голева Т / 10.03.2017, 14:18
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Илющенко
Не женское дело
Государство не много потеряет, если откажется от опасного эксперимента по феминизации силовых структур и выдвижении на руководящие должности женщин
02.04.2024
Трагедия или промысл Божий?
Нам всем объявлена беспощадная война, которая попущена Богом для назидания и спасения наших душ
29.03.2024
Под крылами Ангела-хранителя
Пора начать систематизировать примеры Божией помощи нашим воинам
21.03.2024
Всё для Фронта! Всё для Победы!
О форуме ветеранов и молодёжи, посвящённом Спецоперации
13.03.2024
Мужество для «галочки», или Куда зовёт Родина-Мать?
​​​​​​​Когда и кто начал прятать от детей подвиги народа и скрывать героев?
19.02.2024
Все статьи Роман Илющенко
Владимир Путин
О мифических надеждах на отрезвление Запада и православном будущем Китая
Почему запрет и объявление Эстонской Церкви Московского Патриархата террористической организацией реально?
16.04.2024
Разделит ли Запад Украину?
Почти все западные СМИ и эксперты вдруг заговорили — как о само собой разумеющемся — о возможности признать утрату Украиной территорий
16.04.2024
Борьба сил зла с идеями Мирового Лада: итоги, выводы, оценка перспектив будущего
Влияние СВО на ситуацию в Славянском мире, Европе, России, Белоруссии и на геополитические процессы на планете
16.04.2024
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Помилование Игоря Стрелкова предварит нашу общую Победу над врагом
16.04.2024
Даешь «Буханку» к 9 мая!
Писатели и все неравнодушные люди собирают на микроавтобус для фронта
15.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
100-летие революции
Все статьи темы
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 08:27
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Александр Волков
18.04.2024 07:44
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24