В зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в Москве прошло знаковое мероприятие - научная конференция «Февраль. Трагедия. Уроки Истории. 1917 год». В этом название вся суть событий столетней давности, которые по понятным причинам до сих пор не осмыслены нашим народом. Сделать конструктивные шаги в этом направлении и решили организаторы акции. Ими выступил Фонд Людвига Нобеля и Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО).
***
Семья Нобелей играла заметную роль в предреволюционной России. Уроженцы Швеции они приняли Русское подданство, внеся заметный вклад в развитие отечественной промышленности. Наибольшего успеха добился Людвиг Нобель - один из первых нефтепромышленников России, успешно конкурирующий с нефтяными магнатами США, Британии и Голландии. Во многом благодаря ему Россия занимала ведущее место по нефтедобыче и продаже нефтепродуктов на мировом рынке, пользующихся огромным спросом.
Императорское православное палестинское общество было создано Указом Всероссийского Императора Александра III и общественной инициативой выдающихся русских людей того времени. Основные цели Общества - поддержание духовных связей России со Святой Землей, сохранение культурного и исторического наследия, развитие дружественных связей России со странами и народами Ближнего Востока, гуманитарные и просветительские миссии в ближневосточном регионе, содействие православному паломничеству, поддержание Православия. В настоящее время ИППО возглавляет экс - министр внутренних дел России Сергей Степашин.
Храня верность России
Участниками конференции стали именитые гости, многих из которых, однако, практически не видно на экранах телевизоров. Фамилии говорят сами за себя: князья Александр Трубецкой, Дмитрий Шаховской, граф Петр Шереметьев - выжившие представители русского дворянства, на которую, прежде всего, обрушился «карающий меч революции» и «гнев освобождённого от цепей» пролетариата. Среди гостей так же министр культуры России Владимир Мединский, маститые историки, учёные мужи, экс-министр внутренних дел, представители Церкви.
Лейтмотивом конференции звучала тема примирения могучего и единого когда-то русского народа,разведённого по разные стороны не только баррикад, но и государственных границ. Не секрет, что это противостояние, деление на «красных» и «белых», несмотря на предпринимаемые в течение 100 лет попытки замолчать тему или форсировать примирение, продолжаются до сих пор, что отрицательно влияет на процесс национального и общегражданского объединения. Однако для того, чтобы механизм примирения заработал необходимо не только время, но и возможность узнать всю правду, которая долго была скрываема, находилась под строжайшим запретом.
В нашей стране национальное примирение по традиции - дело церкви, поэтому открыл конференцию представитель Московского Патриархата Митрополит Волоколамский Иларион. Он в частности отметил, что с инспирированным падением монархии, которое официально произошло 15 марта (по новому стилю), российское общество было моментально ввергнуто в смуту, анархию, вылившиеся в братоубийственную войну и в итоге - массовый террор. В результате: «Россия потеряла миллионы людей из всех сословий... Многие сыны и дочери нашего Отечества были вынуждены покинуть родные места и осесть на чужбине, поскольку не вписывались в новую парадигму социального устройства. Они оказались лишними на своей земле. Таковых, по оценкам историков, насчитывалось порядка трех миллионов».
Русским людям, невольно оказавшимся изгнанным с родной земли, удалось, тем не менее, не только не раствориться среди иных племён и народов, но сохранить любовь к Родине, своему народу, культуре, традициям и самое главное - Вере. «История России в двадцатом столетии, - отметил Митрополит Иларион, - показала, что неверие, а тем более богоборчество ведет к ошибкам в общественной и политической жизни.Именно вера многие века определяла пути развития нашего народа, а любовь к родной земле объединяла людей в мощную силу. Вера и патриотизм были опорами нашего общества. И по этой причине многие, кто пострадал от советской власти, несмотря ни на что, оставались верны России».
В тоске по городовому
Признав наличие серьёзных проблем в воюющей Россиик февралю 17-го, министр культуры Владимир Мединский, однако, отметил, что«ни одно из этих проявлений кризиса, ни даже все они вместе не говорили о том, что российское государство себя исчерпало... И даже относительно неудачное течение войны, в общем, не грозило военной катастрофой. К началу 1917 года Россия вместе с союзниками по Антанте была в шаге от победы». Как отмечал впоследствии современник и выдающийся британский политик Уинстон Черчилль, «ни к какой стране судьба не была так жестока, как к России. Её корабль пошёл ко дну, когда гавань была в виду».
Трагедия нашей Родины заключалась в том, что «в то самое время, когда Россия встала перед необходимостью укрепления государственности как единственного инструмента модернизации страны, в феврале 1917 года произошло обратное - произошло разрушение государства. Ибо февраль - это не просто смена формы правления, это снесение государства как института легитимной, признанной народом формы организации общества». Был ли февраль исторической случайностью, - задался вопросом министр культуры России? И ответил: «Нет. Она готовилась». И не только в Думе или Британском посольстве, но даже в ближайшем окружении Николая Второго.
«Главный урок февраля, - по мнению министра, - заключается в том, что сто лет назад трагедией для России стало нежелание умных, образованных, ярких, талантливых людей, представляющих разные политические силы, исповедовавших иногда разные мировоззрения, имевших разные взгляды на будущее страны, на пути к этому будущему, подчинить свои частные интересы интересам России и рука об руку вместе работать на благо страны, решая системные, но не такие уж страшные проблемы.
В результате общественный диалог был подменен резней, кровопролитием, гражданской войной. И эти проблемы пришлось решать заново, но уже в экстремальных условиях, потеряв миллионы лучших людей. Это и есть цена неконструктивного противостояния вместо общественного диалога». И это не должно никогда больше повториться.
Ректор МГИМО МИД России, академик РАН Анатолий Торкунов отметил важность того, что «столетний период, отделяющий нас от драматических событий столетней давности, для нас тем более является поводом для разных оценок, разных суждений и споров». Но при этом «такого рода споры ни в коем случае не должны вести к углублению противоречий в нашем обществе, наоборот, должны способствовать лучшему пониманию того, что произошло».Он напомнил, что: «...долгое время существовало разделение событий 1917 года на так называемую февральскую буржуазную, октябрьскую социалистическую революции и гражданскую войну, но это были этапы единого революционного процесса». Революция «была следствием не только непримиримых классовых противоречий, но и цивилизационного противостояния. Она изначально отвергла прежнюю самоидентификацию России, её систему ценностей, историческую форму и смысл предшествующей цивилизации. «Отречёмся от старого мира!» - таков был лейтмотив не только Великой французской, но и русской революции... Была разорвана сложно сплетённая, многовековая линия истории России, вектор которой определялся двумя важнейшими началами - государством и христианством».
Академик сделал весьма интересное наблюдение, как среди нарастающей всеобщей вакханалии, в обществе, включая либеральную интеллигенцию, очень скоро появилось желание порядка: «Академик Вернадский, наш выдающийся ученый, тогда член ЦК кадетской партии, писал: «В столице распространялось настроение, которое называли «тоска по городовому». Когда в спектакле «Живой труп» в Александринском театре на сцену выходил актёр в полицейской форме, в зале стихийно начиналась овация, которой не видел и Шаляпин».
Примириться - значит простить
С интересом участники форума слушали Председателя Президиума Международного совета российских соотечественников, графа Петра Шереметева. Он передал горячий привет от зарубежных соотечественников - потомков эмигрантов первой волны, признавшись в любви к нашей стране: «Находясь за пределами России, я думаю о нашей стране ежедневно. Я приехал первый раз в Россию 35 лет назад, и с тех пор еженедельно приезжаю сюда и здесь стараюсь работать. Я чувствую себя соотечественником вашим, и членом нашей благородной страны. Десять лет назад президент Владимир Владимирович Путин подарил мне российское гражданство, и я этим горжусь. Вы - счастливые, потому что вы живете в таком мире, где ещё многое можно создать. Много людей, готовых участвовать в развитии России».
Плодом его мучительных переживаний стало решение об установке в Крыму - месте вынужденной эвакуации наших соотечественников, памятника примирения русских людей. Красные или белые, «мы должны помнить, что Родина у нас одна, независимо от того, живём ли мы на этой земле или за рубежом».
С не меньшим интересом было воспринято выступление исполнительного президента Ассоциации «Франко-российский диалог», председателя Ассоциации «Общество памяти Императорской гвардии» князя Александра Трубецкого. Он, отметив разрушительную природу революций, и выступая за скорейшее оздоровление русского мира, между тем выразил такое мнение: «Примирения, о котором здесь говорили, для меня недостаточно. Примирились - и всё, и быстро перевернули страницу. Памятник примирения не решает всех вопросов народного единства. Вместо примирения получится тупик. Не может быть примирения пока в России не будет общего покаяния... Напомню, что в России после Смутного времени Церковь служила чин не примирения, а общего покаяния с призывом к единству». Князь уверен, что настоящее примирение возможно только через искреннее покаяние, которое возможно по осознании всего происшедшего: «Давайте используем эти роковые для России события, чтобы осмыслить с покаянием нашу историю и показать всему миру единство русского народа, где бы он ни жил». Покаяния не нужно стыдиться, это - нормальный и осознанный процесс для русского человека, христианина. Покаяние должно быть не перед бывшими врагами: «красными» или «белыми», а перед Богом, как творцом истории.
Завершая выступление зарубежных соотечественников, председатель Союза русских дворян князь Дмитрий Шаховской, отметил: «Наша сегодняшняя встреча - это определённое осознание, что в нашей груди бьётся одно сердце, и это сердце России. Мы можем смотреть в разные стороны, но все наши труды, наши старания должны быть её созиданием. Мы этой встречей жили всегда и мечтали о возвращении в Россию». В заключении он сделал весьма неожиданноезаявление, встреченное бурными аплодисментами зала: «...Революция - это геноцид русского народа,... в котором мы потеряли не только элиту, но и самое драгоценное сословие, на котором строилась Россия. Это - русское крестьянство».
Прививка против революций
Дополняя предыдущих выступающих, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, Президент государственного университета гуманитарных наук, академик РАН, доктор исторических наук Александр Чубарьян, в частности отметил, что правильнее было бы события февраля и октября 1917-го называть не революциями, а переворотами, тем более, что сам Ленин именно так оценивал их всего лишь год спустя. Обе они «стали трагедией для нашего народа. Но трагедия - это ведь тоже часть истории, часть исторического опыта». Он предложил: «...донести до молодого поколения правду о тех событиях, что они значили для наших дедов и отцов». По его мнению «нужна прививка против революции. А прививка- это исторические уроки, к которым мы должны подойти со всей ответственностью...История, которая может быть источником разногласий и раскола, должна стать примиряющей».
Директор Института Российской истории РАН, член Президиума исторического общества, доктор исторических наук Юрий Петров сделал акцент на сроках примирения. Великая французская революция произошла больше 200 лет назад. И до сих пор во Франции спорят: благо она принесла или нет. «Наша революция 1917 года волне сравнима с французской по своему влиянию на мир, на всю историю человечества в двадцатом веке...»
Затронул он и тему разоблаченияреволюционных мифов. Например, о якобы голоде в России и Петрограде 1917-го, ставшем «пусковым курком» революции. В Германии в то время были введены продовольственные карточки. В России ситуация была куда более благополучная: «Из-за прекращения экспорта зерна, оно всё оставалось в стране. Да и сбор урожая в годы войны не был катастрофически низким. Но если продовольствия в стране было достаточно, то были проблемы с транспортом в связи с загруженностью железных дорог военными грузами. Поэтому «возникали такие точечные напряжения, что и произошло в Петрограде в феврале 1917 года».
Другой миф о бескровности февральской революции. «Это было, к сожалению, не так.... Агрессия... выразилась в массовых расправах над полицейскими, военнослужащими со стороны демонстрантов. Полиция стреляла в митингующих. Общее количество жертв исчисляется примерно полутора тысячами человек только в Петрограде.... Накопившаяся агрессия, которую не смогло сдержать государство и канализировать в более мирное русло, вырвалась наружу и взорвала российское государство».
Выступающий смело провёл параллели между 1917 и 1991 годами: «В основе лежат те же процессы - ослабление центральной власти в России, снижение управляемости страной. Рост социальной напряженности, возникновение альтернативного центра власти (в 1917 году это была Дума, а в 1991-м Верховный Совет РСФСР). Результаты этих процессов в виде обрушения страны тоже идентичны. Задача всего нашего сообщества, - подытожил выступление профессор, - достичь некоего общего консенсуса:«Я глубоко убеждён, что мы можем найти такую формулу. Главное, чтобы на основе этой формулы мы смогли повысить уровень консолидации нашего современного общества. Россия получила хорошую прививку, урок истории. Наша задача - передать его новым поколениям».
«Если дом построен на песке»
Жёстким по своим аргументам стало выступление бывшего директора РИСИ, генерал-лейтенанта СВР запаса Леонида Решетникова. Он в частности обратил внимание, что революции 1917-го года будоражили только столицу, а в многомиллионной провинции никаких революционных настроений не было и в помине. Неоднозначно восприняла падение монархии и армия. Восторги охватили в основном порядком разложившийся Балтфлот и части Петроградского гарнизона. Несмотря на оголтелую пропаганду, в народе сохранялись верноподданнические настроения: «Всякий раз... духовная смычка царя и народа спасала Россию от бед... Крестьяне, как показывают исследования, в своей массе ждали его возвращения, полагая что господа призовут их на защиту престала. Но большая часть образованного общества отвергла дарованного ему помазанника Божьего, предала своего царя... 2 марта 1917 года в занесённом снегом Пскове не государь отрёкся от престола, а большая часть России не захотела иметь царя».
Подвиг последнего русского самодержца, канонизированного Православной Церковью, по его мнению, состоит в том, что он сам «предпочел заточение и мученическую смерть и даже гибель своей семьи участию в братоубийственной войне и беззаконии». Не на его руках кровь миллионов соотечественников. Закончил выступление он словами: «Мы до нашей молодежи должны донести одну мысль - любая революция ведёт к погибели. Поэтому героев - революционеров у нас быть не должно, иначе молодёжь не поймёт, в чём дело. В противном случае мы будем и дальше жить в стране исторических абсурдов».
Развивая тему, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимир Легойда обратил внимание, что молодёжь плохо знает родную историю. Он вспомнил, что при проведении опроса среди студентов и аспирантов московских вузов, никто практически не знал про Бутовский полигон - крупнейшее в Москве (более 20 тысяч расстрелянных только в 1937-38 годах) место захоронения жертв политических репрессий, среди которых было много священнослужителей.Представитель Церкви привёл слова Патриарха Кирилла на открытии Рождественских чтений, который сказал: «Главный урок, который должен быть вынесен нами из уроков минувшего века, заключается в том, что нельзя строить жизнь человека и общества без Бога. Подобное общество, по слову Священного писания, - дом, построенный на песке, падение которого - падение великое».
«Мне кажется, что извлекая уроки истории и воспитывая наших детей в правде и в знании фактов того, что происходило, - отметил представитель Патриархии, - мы обязаны воспитать их так, чтобы разделение прошлого не стало их наследством. Об этом мы молимся».
Завершая конференцию, Председатель Императорского Православного Палестинского Общества, кандидат исторических наук, бывший глава МВД (1998-99 гг.) Сергей Степашин, подвёл итог: «Революция в любом случае - это трагедия. Вспомним ещё раз, спустя сто лет, эти события без прикрас, честно и попросим Господа об упокоении душ всех погибших и пострадавших в огне противостояния».
1. Re: В стране невыученных уроков