Книга «Правдивая история Деда Мороза» белорусских авторов Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак заявлена авторами как роман-сказка. В аннотации говорится, что это произведение «соединяет в себе волшебную сказку и рассказ о реальной истории России в ХХ веке. Книга адресована детям 8-12 лет, тем, кто ещё не расстался окончательно с верой в новогоднее чудо, но уже готов узнать правду о жизни и истории своей страны». С самого начала чтение вызывало во мне противоречивые чувства. Одни эпизоды погружали в атмосферу детства,ими хотелось срочно с кем-нибудь поделиться, другие отталкивали и возмущали, давая понять, что эту книгу я никому рекомендовать не буду. Поэтому представлю свои впечатления в виде плюсов и минусов.
Начнём с плюсов.
1. Интересная идея. Хотя Сергей Иванович Морозов и его супруга Машенька вымышлены, сделано это очень удачно. Только сказочные герои могут прожить, не старея, 100 лет и представить читателю цельную картину истории Деда Мороза - с дореволюционных времён до наших дней.
2. Детям чрезвычайно важно понимать, что их желания делятся на «бывалые» и «небывалые», а Дед Мороз - всё же не Господь Бог. А также знать, что бывают времена и ситуации, когда даже самые маленькие понимают, что мирное небо, жизнь и здоровье родных и близких намного нужнее, чем кукла и солдатики.
3. И, конечно, детям будет интересно и полезно узнать о том, когда было «автомобилей мало, а самоваров много», а когда наоборот, какие стихии песни исполнялись в разное время под ёлкой, в общем, иметь представление о приметах разных времён.
А теперь перейдём к минусам.
1. ФАНТАЗИЯ + РЕАЛЬНОСТЬ = ?
Смешивать историю со сказкой, на мой взгляд, в таком виде нельзя. Конечно, любая сказка содержит признаки определённого времени и атрибутику определённой страны или города. Иногда это место, которого нет на карте - Солнечный, Цветочный и Зелёный города у Н.Н.Носова, Лисс и Каперна у А.Грина. В «Маленьком принце» Антуана де Сент-Экзюпери и «Незнайке на Луне» Николая Носова основное действие вообще происходит на других планетах. Иногда это конкретное место - Китай в сказке Г.Х.Андерсена «Соловей», городок на берегу Средиземного моря в сказке А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», город Бремен в сказке братьев Гримм «Бременские музыканты». Однако, действие сказки обычно происходит несколько отвлечённо от исторических событий, в повествовании участвуют «некие» цари, царевичи и царевны, короли, принцы и принцессы, разные градоначальники. Автор тактично рисует образ сказочного персонажа, не имея ввиду никого конкретно. Он воспринимается именно как образ руководителя любого уровня. Читатель сам узнаёт в этом царе или короле чьи-то знакомые качества, причём вовсе необязательно главы государства. В советский период всячески тиражировались сказки, где монарх показан алчным, жестоким и недалёким, но были и исключения. Кстати, к замечательному фильму «Золушка» (1947 г.) у влиятельных критиков того времени тоже была претензия - почему король такой положительный? В целом уровень фильма высоко оценили, его всё-таки выпустили на экран, но создателей предупредили: чтоб на будущее - никаких добрых и мудрых монархов советским детям не показывали! Об этом рассказывалось в телепередаче, посвящённой истории создания фильма.
В «Правдивой истории Деда Мороза» действие разворачивается в России, идёт оценка настоящих исторических событий. Здесь упоминаются исторические личности - Николай II, Ленин, Сталин и другие. Уместно ли их соседство с волшебником Сергеем Ивановичем Морозовым, его сказочными помощниками птёрками и охлями? Юные читатели, относясь к событиям, происходящим вокруг Деда Мороза, как к сказке, художественному вымыслу, могут это отношение перенести и на родную историю. Поколение современных детей и так не всегда чувствует опасную грань между виртуальной реальностью и настоящей жизнью. Ребята с телефонами и в наушниках гибнут под колёсами поездов, дети, пристрастившиеся к компьютерным играм думают, что у них три жизни со всеми вытекающими последствиями... Зачем же путать их ещё больше, да ещё с помощью литературы? Наши современные дети как раз остро нуждаются в том, чтобы их научили отличать фантазию от реальности. Пусть в их жизни будет и сказка, и вера в чудо, и серьёзное отношение к историческим событиям.
2. НЕУВАЖЕНИЕ К РОДНОЙ ИСТОРИИ.
Второй минус вытекает из первого. Смешали историю и сказку, правду и вымысел - получилось неуважительное отношение к самой русской истории, историческим личностям и великим событиям. Лёгким, шутливым тоном, в какой-то вольной, развязной манере подаются серьёзные, трагические и героические темы. Вы скажете, для детей нельзяписать скучно и нудно - соглашусь. И приведу в качестве примера книги, написанные доступно и увлекательно о серьёзном: «Светлый воин» Лидии Чарской и «Детство императора Николая II» Ильи Сургучёва. Для старшеклассников и студентов, думаю, была бы интересна книга Валентины Боровицкой «Синяя тетрадь с бронзовой застёжкой». Это романтическая история в эпистолярном жанре, где на фоне сюжета о влюблённых раскрываются малоизвестные факты из истории России. Читая эти книги, мы не только узнаём много нового из истории нашего государства, увлекаясь фабулой, улыбаемся и грустим, но самое главное - чувствуем уважение к своей Родине и людям, сыгравшим важную роль в её судьбе. Можно принимать или не принимать взгляд автора на исторические события, которые он описывает, можно рассуждать об ошибках и победах исторических личностей, можно и нужно вырабатывать свою личную точку зрения, читая историческую литературу и сравнивая мнения разных людей.Но я убеждена, что взгляд на родную историю должно устремлять только через чистое стекло уважения, а не мутное стекло равнодушия или грязное стекло неприязни. Вот это чувство уважения я подсознательно искала в «Правдивой истории Деда Мороза» - и, простите, не нашла.
Личность царя и Деда Мороза соседствуют под одной обложкой. Но что же получается, Дед Мороз будет всегда, он живёт уже столетие и умирать не собирается (и в рамках сказки это прекрасно!), а вот о царе говорится, что жить 300 лет - неподвластно даже императору. Для обычнойжизни эта мысль естественна, но в данной книге образ царя выглядит как-то мелковато и невыигрышно по сравнению с Дедом Морозом. А ведь в жизни и в сказке разные правила игры, и ставить этих двух персонажей рядом перед детскими глазами - просто нечестно.
Вступление к первой главе, предваряющее сказочную часть, заканчивается словами: «А еще в то время страной управлял царь. Впрочем, для нашей истории это не очень важно». Неважно для истории про Деда Мороза или для истории России? Отчего авторы допустили двусмысленность в этой фразе? Случайно или намеренно? В любом случае, в подсознании детей осядет эта фраза, завершающая исторический экскурс, ведь,как говаривал Штирлиц, последнее слово всегда запоминается.
3. ЗАЧЕМ ДРУЗЬЯ ПОХОЖИ НА ВРАГОВ?
Птёрки и Охли. Придуманные авторами человечки - помощники Деда Мороза. Хотя, по сюжету, придумал их Сергей Иванович, когда ещё не был волшебником. Он - рисовал птёрков и охлей, которые посягнут на кашу племянников в случае, если те срочно не съедят её сами. Кто-то пугал детей бабайкой, чтобы не шалили, а он придумал вот такую,более гуманную, замену. И птёрки и охли ожили. Приметы этих существ: небольшой рост, рожки, длинные хвосты, не едят, не пьют, не спят, в свободное от работы время устраивают шум, бардак и хаос.
««Вот шельмы!» - подумал Морозов, запуская хвостато-рогатый табор в дом».
Православным и просто начитанным людям они сразу напомнят бесов.Приведу ещё одну цитату:
«Но Сергей Иванович радоваться не спешил.
- Послушайте, но это же подло! - сказал он. - Два желания и оба на каких-то гадостях выполнены. Только не надо мне говорить, что «время сейчас такое»!
Птёрк посерьезнел.
- Не буду. Время как время, бывало лучше, но бывало и хуже. Думаешь, нам приятно этим заниматься? Мы время не меняем. Просто... выполняем желания.
- Мы же не виноваты, - тихо добавила охля, - что желания такие... то есть, что по-другому их не выполнишь....
Троица за столом - Дед Мороз, птёрк и охля надолго замолчали».
Понимаю, что не все читатели - православные, не все догадаются сравнить птёрков и охлей с бесенятами и даже если догадаются, не всех это смутит. Но зачем делать положительными героями персонажей, которые так похожи на отрицательных? Даже в атеистические времена нечисть на новогодних представлениях по сценарию обычно мешает Деду Морозу - запутывает следы, пытается украсть мешок с подарками или даже Снегурочку, переводит часы, чтоб Новый год не наступил и т.д. А рогатые и хвостатые птёрки и охли Дедушке Морозу помогают. Зачем размываются границы не только между фантазией и реальностью, но и между добром и злом? Стоит ли «запускать рогато-хвостатый табор» из книги в наши дома?
4. КОМПЛИМЕНТ ГУМАНИСТОВ РЕВОЛЮЦИОНЕРАМ.
Кстати, о гуманизме Сергея Ивановича. В книге несколько раз повторяется, что война - это плохо. Сергей Иванович не терпит кровопролития, всем своим существом не принимает. Чувствуется, что его устами выражается позиция авторов. Как же тогда понять такую фразу: «Большевики сначала вроде бы были ничего: остановили войну, которая всем надоела, дали крестьянам землю, объявили, что теперь все люди равны и свободны»? И всё? То есть авторы наивно думают, что большевики без единого выстрела захватили власть, и при этом не пострадал ни один гражданин России? Вежливо проводили царскую семью за границу, сохранив им жизнь? Авторы не знают, что объявленное большевиками равенство не имело ничего общего с действительностью? Они не в курсе, как уничтожали классовых врагов? Напомню, что в начале ХХ века в России существовали следующие сословия:
- потомственное и личное дворянство,
- духовенство,
- городские обыватели,
- крестьянство,
- казачество.
Городское сословие включало в себя 5 состояний:
- почётные граждане (личные и потомственные),
- купечество,
- мещане или посадские,
- ремесленники или цеховые,
- рабочие люди.
Неужели авторы не знают, что представители этих сословий отнюдь не были уравнены большевиками в правах, а дворянство, духовенство и казачество просто истреблялись? Выжившие представители этих сословий не могли даже мечтать о приличной работе по причине «непролетарского происхождения».
О том, как Россия вышла из войны и крестьяне получили землю - отдельный серьёзный разговор, в котором неплохо бы привести разные точки зрения, порассуждать о плюсах и минусах произошедшего.
Позиция главы государства по этому вопросу достаточно освещалась в прессе. Приведу цитаты из одной из публикаций:
Москва, 28.06.2012
«Россия проиграла Первую мировую войну 1914-1918 годов из-за
национального предательства большевиков и их правительства, заявил в среду в
Совете Федерации президент Владимир Путин, слова которого приводит газета
«Взгляд».
«Наша страна проиграла эту войну проигравшей
стороне. Уникальная ситуация в истории человечества. Мы проиграли проигравшей
Германии, по сути, капитулировали перед ней, она через некоторое время сама
капитулировала перед Антантой», - сказал Путин, отвечая на вопросы в Совете
Федерации.
«Это результат предательства тогдашнего
правительства. Это очевидно, они боялись этого и не хотели об этом говорить,
поэтому замалчивали», - пояснил глава правительства. «Они искупили свою вину
перед страной в ходе Второй мировой войны, это правда. Сейчас не будем говорить
о цене - это другой вопрос, но замалчивали именно поэтому», - добавил Путин.
Ценой поражения в Первой мировой войне, по его
словам, стала потеря огромных территорий и огромного количества человеческих
жизней. «Но время прошло, сейчас нужно вернуться к этому», - подчеркнул
президент, передает РИА «Новости».
Путин считает, что несправедливо замалчивать
героические подвиги российских военнослужащих, погибших в Первой мировой войне.
В ходе выступления в Совете Федерации в среду он
отметил, что это замалчивание «происходило по той причине, что Первую мировую
войну после революции называли империалистической, но она не была таковой».
«Замалчивание было по другим причинам. Наша
страна проиграла, по сути, проигравшей стороне. Со стороны нового
большевистского правительства это был акт национального предательства, и оно
боялось сознаться в этом ради партийных интересов», - сказал Путин.
Он считает, что в результате политики
большевистского руководства Россия потеряла большие территории, передает
«Интерфакс».
Президент согласился, что надо выделить деньги
на поддержку некрополя в Сербии, где захоронены 124 царских генерала и большое
количество солдат».
В «Правдивой истории Деда Мороза» история даётся короткими штрихами: так, бросили фразу, а обсуждать, хорошо это или плохо, будем там, где нам это удобно. А где не удобно - отмахнёмся:
«Это отдельный сложный вопрос, не будем сейчас в нем разбираться».
Дальше - ещё интереснее.
«Но потом большевики принялись отчаянно бороться со всеми своими врагами, а заодно и друг с другом.
Началась Гражданская война, то есть война не с внешними врагами, а внутри страны. Петроград жил тогда тяжело, не хватало еды, одежды, дров. Хуже того - люди не понимали, что происходит.
Жили себе спокойно, слушали царя, ходили в церковь - и вдруг все кувырком! Царь, оказывается, плохой, в Бога верить плохо, зато свобода. А что за свобода, когда на улицах по ночам стреляют и могут запросто убить?
В общем, все было сложно и непонятно».
Очень интересно, когда это «потом»? Сколько времени, по мнению авторов, революционеры были «добрыми»? Час, день, неделю, месяц, год? Пытаюсь представить: большевики мирно пришли к власти, всех осчастливили, а потом вдруг сошли с ума и начали стрелять друг в друга и во всех, кто вокруг? Сомневаюсь, что авторы взялись за эту книгу, не зная истории, видимо, таким образом они пытаются адаптировать её для детей, да ещё навязать свою точку зрения. Получается неубедительно, если не сказать - абсурдно. Кстати, далеко не все «не понимали, что происходит». И со стороны красных, и со стороны белых были люди, убеждённые в своей правоте и готовые бороться до конца. Так что напрасно авторы объявили эту эпоху «сложной и непонятной», снимая с себя ответственность за сказанное, ведь разобраться в ней новому поколению было бы полезно.
А я так и не могу себе объяснить, как из уст гуманистов, непротивленцев злу,может звучать: «Большевики сначала вроде бы были ничего...»
5. ПАТРИОТИЗМ ПОКАЗАН КАК МАЛЬЧИШЕСТВО И ГЛУПОСТЬ.
А теперь - об отношении авторов к патриотизму. Вдумаемся в цитаты.
1936 год. «Дед Мороз обвел изумленным взглядом зал и увидел, что учителя поют даже старательнее, чем дети. Он растерялся. Патриотические песни на Рождество даже в царской России не пели!
- Не расстраивайся, - зашипел ему в ухо знакомый охлин голосок, - они просто по-другому не умеют...
- Ладно, научим, - пробурчал Дед Мороз и громко объявил: - Ай, молодцы, ай ладно поете! А теперь мы с вами новую песню выучим, новогоднюю. Ну-ка в хоровод встанем! А теперь за мной повторяем! «В лесу родилась елочка...»»
1941 год. «Дома его встретили Маша, птёрк и охля. Они жались друг к другу, как будто в квартире стоял страшный мороз, хотя на дворе было лето. Маша кинулась ему на шею.
- Я так боялась, что ты все-таки уйдешь на фронт, - сказала Маша и заплакала от облегчения.
- А ты мудреешь, Дед Мороз, - сказала охля».
...............
День 31 декабря был очень холодным. Морозовы слушали по радио стихи Ольги Бергольц. И Дед Мороз думал о том, что сейчас слово «патриотизм» совершенно не режет ухо, хоть на дворе и Новый год.
Из радио доносился напряженный, как нерв, голос поэтессы:
«В еще не виданном уборе
завьюженный огромный дот -
так Ленинград - гвардеец-город -
встречает этот Новый год...»
Маша прижалась к мужу, а Сергей Иванович ласково гладил ее по волосам в такт ритму стихотворения.
«С безмерным мужеством и страстью
ведущие неравный бой,
мы знаем, что такое счастье,
что значит верность и любовь».
«Мы знаем, - повторила про себя Маша, - что значит верность и любовь». И прижалась к Сергею еще крепче.
«Так выше головы и чаши
с глотком вина - мы пьем его
за человеческое наше
незыблемое торжество!»
Поэтесса говорила и дальше, что-то про Армию, про власть Советов... Но Морозовы уже услышали самое главное. Они сидели обнявшись, обхватив друг друга руками и дарили друг другу свое тепло».
..................................
Дед Мороз обернулся и пошел к ревущему мальчику.
- Я просил настоящий! А он игрушечный... - десятилетний мальчик вытирал слезы и показывал на пистолет, который достал из-под елки.
- А зачем тебе настоящий?
- Я пойду на фронт и всех немцев убью!
- Зачем?
- Они моего батю убили, а я их убью!
- Понятно... - Дед Мороз понял, что разговор предстоит нелегкий, и присел рядом с мальчиком.
- Как тебя зовут?
- Дима, - мальчик шмыгнул носом.
- Дима, а ты хочешь, чтобы война поскорее кончилась?
- Хочу.
- А что ты будешь делать, когда кончится война?
Дима замешкался с ответом. Было похоже, что он об этом не думал.
- Я поеду и убью всех немцев!
- Так война же уже закончится!
- Ну и что?
- А то, что начнешь новую войну. И опять все будут убивать друг друга.
Дима насупился и задумался.
- И что делать? - спросил он через пару минут.
- Давай я пожму тебе руку, а ты загадай желание. Загадай, кем ты хочешь стать, когда вырастешь. Ты знаешь, кем хочешь стать?
Дима задумался, но в этот раз совсем ненадолго.
Уже через пару секунд его лицо просветлело.
- Знаю. Как батя, врачом.
Дед Мороз пожал руку Диме и мысленно увидел молодое, улыбающееся лицо мужчины в белом халате.
- Это твой отец? - спросил Сергей Иванович.
Дима не удивился, он только кивнул.
- Ты будешь очень похож на него, я тебе обещаю. Ты вырастешь таким же смелым и добрым. И ты будешь замечательным врачом. Все будут говорить тебе, что отец бы тобой гордился.
- Правда? - Дима не отнимал руку, и было видно, что он отчаянно хочет в это поверить.
- Дед Мороз никогда не врет.
- Тогда спасибо, тогда... - Дима повертел в руках пистолет, - тогда пистолет мне не нужен.
- Может быть, тебе теперь нужно вот это?
И Дед Мороз достал из-под елки стетоскоп.
- Настоящий? - с надеждой спросил Дима.
- Да, самый настоящий.
- Ух ты! - Дима немедленно повесил стетоскоп себе на шею, - А пистолет я Кольке подарю. Он еще маленький, пусть поиграет.
Вот так Дед Мороз лишил страну ещё одного пионера-героя... Конечно, поговорить с мальчиком о том, чем созидательным он займётся после войны, обязательно нужно! Ведь мальчик мирной жизни не видел или не помнит. Нужно объяснить ему, что смертный бой идёт, как сказал Александр Твардовский, «святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на Земле»! Но, к сожалению, жизнь такова, что без пистолета ему не получить и стетоскопа. Разве что поднос с сосисками и пивом.
Желание защищать Родину авторы считают мальчишеством. Фраза «А пистолет я Кольке подарю. Он еще маленький, пусть поиграет» стала для меня ключом к разгадке одного вопроса, который возник у меня при прочтении главы о IМировой войне. Вопрос был такой: почему Сергей Иванович записался добровольцем в действующую армию? Теперь всё стало ясно: авторы считают, что по молодости, горячности, ещё не наигравшийся в солдатики Сергей Иванович наивно полагал, что может на что-то повлиять, чтобы вновь настал мир. Что творится на Мировой арене, его не очень интересует. Ёлки стали какие-то невесёлые, вот и все мотивы.
«- Прости, жена, - сказал Сергей Иванович на прощанье, - никудышный из меня Дед Мороз. А там, на фронте, я смогу хоть чуть-чуть приблизить окончание этой глупой войны.
Маша вытирала слезы. Она понимала, что война закончится в свой срок - пойдет ее муж воевать или нет. Однако не говорила ничего, только шептала про себя: «Уцелей, мой хороший! Обязательно уцелей!»».
И - ни слова о Родине. Ни слова о помощи маленькой братской Сербии. «Глупая» война, в которую взялись за оружие даже лирики: Александр Блок, Николай Гумилёв,Сергей Есенин, Михаил Зощенко, Александр Куприн, Виталий Бианки, Валентин Катаев.Некоторые - по призыву, а некоторые - добровольцами. Все они чего-то недопонимали? Всеми руководили наивность и мальчишество?В народе I Мировую войну называли второй Отечественной (после войны 1812 года). А нашим детям внушают, что защищать Родину и заступаться за слабых - удел дураков.
«- Скажите, - наконец осмелился подать голос мальчишка, протягивая кружку с кипятком, - а чтобы «Георгия» получить, какой подвиг надо совершить?
«Вот он чего, - Морозов непроизвольно бросил взгляд на Георгиевский крест на своей груди, - в героя поиграть захотелось».
- Кому как, - сказал Сергей Иванович, - я просто паровоз чисто надраил перед приездом Его Величества.
«...а вместо Его Величества, - прибавил он мысленно, - прилетел германский аэроплан и сбросил пару бомб. Так что пришлось из соседнего санитарного раненых в парадной шинели таскать».
Мальчик посмотрел разочарованно, но зато хоть разговорился. Выяснилось, что он выпускник реального училища, на фронт пошел добровольцем.
- Я год в метрике исправил, чтобы взяли! - сказал мальчишка и задрал нос.
- Ты, никак, гордишься этим? - усмехнулся Морозов. - И дурак. Глупостью гордятся только дураки.
- Ничего не дурак, - надулся мальчик, - на войне - настоящая жизнь!
- На войне - настоящая смерть. А жизнь... она там, в городах. Сегодня праздник, помнишь хоть?»
Спустя годы «помудревший» Сергей Иванович отговорил таких же приписавших годы добровольцев идти на фронт II Мировой...
Но кульминация антипатриотической темы - вследующем эпизоде:
.......................
1942 год. - Слышь, Дед Мороз, что я тебе расскажу, - охля аж подпрыгивала от нетерпения, - я сегодня специально к врагам сбегала, у них там паника. Они сначала думали, что русские какое-то новое секретное оружие испытывают, блики какие-то непонятные по городу бегают! А потом, когда поняли, что вы трамвай пустили, чуть с катушек не съехали. Один ефрейтор даже плакал: «Мы тут мерзнем, у нас люди гибнут, а они на седьмом месяце блокады пускают трамвай! О какой победе может идти речь, о какой гибели этого города, если они трамвай пустили?»
- Спасибо, - Сергей Иванович аккуратненько погладил охлю по спинке, - не ходи туда больше, они злые.
- Нет, - охля пожала плечиком, - они несчастные. Им холодно, им все надоело, они домой хотят. Не они эту войну начали. А те, кто начал, в окопах не мерзнут...
На этом - всё. Мне ещё есть что сказать о бойких свободных подростках 2012 года в ярких куртках, которые нравятся Машеньке больше, чем застёгнутые на все пуговицы гимназёры, но после «несчастных» немцеви «глупых» защитников Отечества это уже покажется мелочью.
Не могу рекомендовать эту книгу детям. Совесть и гражданская позиция не позволяет.
Если оставить в книге только трогательные моменты об атмосфере Рождественских и Новогодних ёлок в разные годы, о детских мечтах, исполнении желаний и волшебном снеге - получилась бы, наверное, добрая сказка. Но, похоже, не ради этого создавалось данное произведение. Под сладким новогодним соусом подаётся яд. И называется он «Правдивой (!) историей Деда Мороза».
Любовь Викторовна Лукашина, член Союза писателей России
31. Ответ на 29., СТРОИТЕЛЬ:
30. 28.Любовь Викторовна.
29. Ответ на 25., СТРОИТЕЛЬ:
28. Ответ на 7., :
27. Ответ на 11., :
26. Re: Яд под сладким новогодним соусом, или «Правдивая история Деда Мороза»
25. Ответ на 1., Lucia:
24. Ответ на 22., Любовь Викторовна:
23. Ответ на 20., Андрей Карпов:
22. Ответ на 20., Андрей Карпов: