Вопросы социальной справедливости в социальной мысли свт. Иоанна Златоуста

0
1195
Время на чтение 17 минут

Проповедническое наследие святителя Иоанна Златоуста - это сокровищница духовной мудрости и христианской истины, со многими бесценными бриллиантами богословского интеллектуализма, и поэтому в рамках поставленной научной проблемы - осмысление социальной справедливости в текстах святителя, мы не собираемся претендовать на большее, чем на некоторые попытки богословского анализа его социальной мысли. Святитель «не оставлял без внимания ни одного выдающегося события из его времени или явления в окружающей его жизни, и лишь только случалось что-нибудь такое, что приводило народ в смущение иди смятение, в страх или уныние, немедленно выступал Иоанн со своим словом, и народ массами устремлялся слушать его, в уверенности, что если кто, только именно его любимый пастырь Иоанн может рассеять все страхи и недоумения и водворить желанное спокойствие»[1].

С нашей точки зрения, главные богословские достижения святителя располагаются в сфере движения от этической проблематики христианской жизни, ставшей основополагающей в духовном устроении Церкви, к новой социальной тематике. И в этом есть особенность наследия Златоуста. И совсем не случайно святитель был наделен острым умом, взыскующим торжества Истины Христовой, ревностью в защите Церкви и безграничной любовью к человеку. Готовность действовать и жить по-христиански в рамках любой политической и социальной системы, интеллектуальное возвышение, проповеднический дар, монашеская аскеза, направляющая христианина в русло благочестия и веры, - характерная черта многих угодников Божьих.

Именно как социальный мыслитель и проповедник христианского благочестия святитель Иоанн Златоуст не уклонился от социальной ответственности за мир, и этим его проповедь отличается от жизни и деятельности многих политиков и мыслителей той древней эпохи. Наряду с проповедническим даром святитель был наделен Богом не меньшим острым даром ощущения справедливости, социального вопрошания о значении духовных ценностей бытия человечества для политики и общественного развития. Достаточно привести его размышления о делах милосердия и любви к бедным: «Поставив землю и море, царей и правителей, и вообще весь род человеческий, и противопоставив им двух или трех бедных, я смело могу сказать, что эти бедные весят больше»[2].

Мы можем провести четкую духовную параллель между служением епископа, богослова, монаха и социального реформатора: в обоих случаях святитель, не слагая с себя верности Богу и Церкви, реально участвовал в духовной и социальной трансформации жизни его современников. Исследователи жизни и проповеди святителя Иоанна Златоуста отмечают, что он «обладал изумительной способностью отзываться на все явления общественной жизни и на все движения человеческой души»[3].

Святитель всегда честно, прямолинейно, без всяких компромиссов и угождения власти, говорил о Боге, обличал грех и подавал надежду христианину на покаяние. В своих духовных беседах и наставлениях в вере он не только распутывал многие гордиевы узлы экзегетических противоречий, богословской казуистики, но и разрубал путы греха запретительным мечом христианской критики и осуждения беззакония. «Ведь и врач не тогда только, когда омывает, питает и выводит больного в сады, но и тогда, когда прожигает и отсекает, одинаково бывает врачом; и отец не тогда только, когда ласкает сына, но и тогда, когда выгоняет его из дому, когда укоряет и наказывает, одинаково бывает отцом, и не менее, чем тогда, когда хвалит»[4]. Златоусту, как мужественному защитнику Церкви, было всегда свойственно стремление идти до конца в отстаивании Правды Божьей, социальной справедливости и истин христианства. Святитель Иоанн Златоуст, как отмечает профессор А. П. Лопухин, неустанно изобличал пороки, «бичевал алчность и немилосердие богачей, низость и мятежность бедных, тщеславие и хищничество чиновников, пустоту и развращенность женщин»[5].

Пламенная защита веры и проповедь святителя Иоанна Златоуста - это огонь ревности, правды, справедливости перед лицом всего мира. Это роднит его с ветхозаветными пророками, которые считали, что всякая социальная реальность произрастает из Слова Божия. Профессор, протоиерей Сергий Булгаков пишет: «В чем заключается непрекращающееся, можно сказать, вечное социальное значение еврейских пророков, благодаря которому мы и теперь не можем и не должны их забывать в истории социальной мысли. Своеобразие социальной проповеди пророков есть то, что можно назвать социальным морализмом, их отношение к вопросам хозяйства как к вопросам нравственности, их оценка социальной жизни под углом нравственности. Благодаря их социальному морализму, притом религиозно углубленному, они видят в хозяйстве не только вопросы социальной техники, но и социальной правды. Если и изменяется конкретная постановка социальных вопросов, то их нравственное содержание остается одним и тем же, о них и теперь мы можем думать и говорить языком древних пророков, как это и делали некоторые современные писатели»[6].

«Пророки клеймили неверность народа как супружескую неверность, уподобляя союз с Богом браку, а избрание народа Богом - избранию невесты (Осия, Иеремия). Верность заключается в правильном отправлении культа и в почитании одного лишь Яхве. Но, кроме того - а с точки зрения пророков, даже в первую очередь - она состоит в повиновении закону Божьему, который определяет всю жизнь народа и выдвигает в качестве важнейшего требования требование правды и справедливости»[7]. Пророки не приуменьшали значение социальной проблематики бытия человека, напротив, социальные вопросы являлись частью их великого пророческого служения. С нашей точки зрения, постоянная борьба человечества за справедливость исключает пассивное поведение христианского сообщества. Слово «справедливость» включает в себя понятие любви, милосердия, прощения и правды. Достаточно вспомнить призыв Слова Божия защищать вдов и сирот (Исх. 22:21), заповедь помогать бедным (Втор. 15:7 - 11), кормить голодных, принимать бездомных, одевать нагих (Ис. 58:7). К этому можно добавить: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем» и «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:1 - 18). И снова: «Пришелец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его как себя» (Лев. 19:34).

Сам святитель Иоанн Златоуст писал: «Не из Нового только, но и из Ветхого Завета можно заимствовать достаточное утешение»[8]. Предметом своей проповеди он избирает Правду Божию. Правда Божия в мире, будь то политика, церковное бытие или комната монаха была для него определяющей, от чего невозможно отказаться ни при каких обстоятельствах жизни. Обостренное чувство справедливости, от которого набирает движение его мысль, социальные импульсы, каковые необходимо привести в согласие с верой Церкви со всей очевидностью наличествуют в социальных воззрениях святителя. «Триада истина - справедливость - правда являет собой одну из фундаментальных конструкций гуманитарного сознания. Она привносит в социокультурные тексты чрезвычайно значимую подтекстовую ценностно-нормативную фактуру миросозерцательного этического и экзистенциального характера»[9].

Согласно святителю, существует непосредственная связь между познанием Бога - Истины, нравственным поведением христианина и социальным обустройством общества, между духовными идеалами и социальной практикой бытия. Для святителя Иоанна Златоуста, подлинность христианской веры заключается не только в сохранении догматов веры, но и в поведении христианском, когда «будет соблюдаться великая осмотрительность, и проведем мы настоящую жизнь в радости и душевном спокойствии»[10].

Отметим, что единство веры и практики жизни возникает не только на уровне взаимодействия церковных общин и общественных объединений, как социальных институтов, но и на уровне богословского осмысления бытия. Святитель рассматривал Церковь по образу живого организма Тела Христова, в котором все верующие находятся в тесном духовном единении и общении. Учитель Церкви в своих беседах и проповедях много говорит о социальной ответственности и обязанностях христиан перед Богом, Церковью и обществом. Здесь он предполагает верховенство Божьего Закона, стоящего на страже не только человеческой морали, христианской нравственности, но и социальной справедливости. Сущность социальной мысли святителя заключается в признании духовной значимости преобразований в социальной сфере христианской жизни.

Социальная справедливость в обществе по сути дела является частью христианской социальной этики. Социальная справедливость, с одной стороны предполагает уважение к каждому человеку, сотворенному по образу и подобию Бога, а с другой, развитие социально-политических инициатив христианского мира, которые не допускают унижения и разрушения человеческой личности. Социальная справедливость христианства основана на непрекращающейся заботе Церкви о слабых членах общества. Вопрос о социальной справедливости вполне уместен в контексте Евангельского Откровения и благовестия Церкви. Вопрос социальной справедливости не является чем-то радикально новым и инновационным для богословской мысли Церкви. Творения святителя Иоанна Златоуста пронизаны связью между личным благочестием и социальной ответственностью Церкви за мир.

По поводу социальной справедливости необходимо сделать краткие пояснения, относительно полемики вокруг проблем социализма, коммунизма и классового неравенства, о чем так любили дискутировать ученые, священники и государственные деятели в советское время. В свое время известный богослов, экономист (впоследствии священник, профессор свято-Сергиевского Института в Париже) Сергий Булгаков писал о том, что христианин не может осудить социализм, так как для этого «нет никакого основания ни в Евангелии, ни в православном предании. И даже наоборот, здесь мы находим заповедь социальной любви и справедливости, попечения о труждающихся и обремененных, о чем со всех спросится на Страшном Суде Христовом».[11]

Таким образом, исходя из размышлений протоиерея Сергия Булгакова, можно сказать, что вопрос социальной справедливости для христианина имеет нравственное и прикладное значение. Осуществление социальной справедливости, защита слабых, обездоленных людей, борьба с бедностью, безработицей и эксплуатацией - «нравственно самоочевидна»[12].

«Если мы обратимся к святоотеческой письменности, то в творениях святых отцов Василия Великого, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского и других, - пишет протоиерей Сергий Булгаков, - мы найдем яркие примеры духовной свободы и христианского дерзновения в суждении о разных проявлениях социального эгоизма собственников»[13]. Сам святитель учил: «Богатство не зло, если мы захотим пользоваться им, как должно; а зло - гордость и тщеславие. Если бы богатство было злом, то мы все не молились бы войти в недра Авраама, который имел триста семнадцать рабов, рожденных в его доме»[14].

Таким пониманием происходящего в сфере социального служения Церкви пронизаны и труды святителя Златоуста. Церковь, согласно святителю, побуждает христиан не только к молитве, аскезе, участию в соборном богослужении Церкви, но и к личной социальной ответственности за мир, к работе в сфере улучшения социального и экономического микроклимата в обществе. Интересы человека и общества - особый духовный мир, важнейшая область богословского анализа в проповеди святителя. Можно проследить два разных подхода к пониманию сущности общества у Златоуста. Для него неприемлемо существование общества без социальной справедливости.

В своих творениях святитель Иоанн на основе своей христианской критики разворачивает новую социальную систему, центральным звеном которой становится социальная справедливость и понимание ее ценности в христианской социальной мысли. Социальные интересы, духовные заботы о людях, которые рядом с нами не бесплодны и не бесполезны, если они становятся делами милосердия и христианской любви. «Духовные дела не таковы; напротив, они похожи на драгоценный камень, который, как ни повернешь его, - отовсюду увеселяет зрение. Например, сотворил ли кто милостыню? Он не только питается надеждою на будущее, но наслаждается и здешними благами: он ничего не опасается и все делает с великим дерзновением. Преодолел ли кто злое вожделение? Еще прежде наступления царствия, он уже здесь получает плод, слыша похвалу и одобрение от всех, а прежде всего от собственной совести. Да таково и каждое доброе дело, между тем как дела злые, еще прежде геенны, уже здесь мучат совесть»[15].

Согласно Златоусту, верность социальной справедливости, которая соответствуют христианскому нравственному закону, Правде Божьей, являются первым условием стабильного развития общества. Основной принцип одухотворения общества, его нравственная трансформация - Бог в сердце человека, Который бесконечно освящает общество. Моральный закон и подражание Богу лежат в основе общественного развития. В своих духовных беседах, проповедях и размышлениях о Боге, Церкви и человеке святитель не мог миновать вопросов христианской критики. Острие его критики направлено против греха. Свобода от греха заключается в свободном стремлении христианина к жизни с Богом. «Тяжел, поистине тяжел и невыносим грех, - тяжелее всякого свинца. Кто сознает его за собою, тот отнюдь не может смотреть прямо, хотя бы был и очень нечувствителен»[16], - учит святитель Иоанн. Святитель изначально ставит перед собой духовную цель своих проповедей. Это провозглашение спасения о человеке, стремящемся к познанию Бога, желающем единства жизни со Христом, выбирающем путь спасения.

В проповеди святителя Иоанна Златоуста источником морали, социальной справедливости, основанием благой жизни общества является Бог, любовь и милость, Которого простираются на весь тварный мир. Господь, согласно учению святителя, воздает каждому человеку в должной мере за его греховную или святую, богоугодную жизнь. Христиане, стремящиеся к общению с Богом, в общественной коммуникации должны жить в парадигме социальной справедливости, соотносить свои поступки с верой в Бога.

Тексты Священного Писания, толкованию которых святитель Иоанн Златоуст посвятил все свою жизнь, прямо говорят о справедливости. Святой пророк Исаия учит все народы, взывая к справедливости: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что [другим] не остается места, как будто вы одни поселены на земле. За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет [туда] слава их и богатство их, и шум их и [все], что веселит их» (Ис. 5:8, 13, 14). Святой апостол Павел призывает христиан чтить основы справедливости: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп. 4:8). «Простри сеть любви, не для того, чтобы храмлющий погиб, но лучше, чтобы он исцелился; покажи, что ты по великому добродушию хочешь собственное благо сделать общим; закинь приятную уду сострадания, и, таким образом, раскрыв сокровенное, извлеки из бездны погибели погрязшего в ней умом»[17].

Святитель Иоанн Златоуст указывает на то, что еретические учения, несогласные с учением Церкви Христовой, «должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении»[18]. Приведем глубокие размышления Святейшего Патриарха Кирилла о справедливости: «А почему люди борются за справедливость? Каков критерий справедливости, который точно указывает, справедливы общественные отношения или не справедливы? Нет иного критерия, кроме критерия нравственного. Понятие справедливости, ставшее социальным и философским понятием, на самом деле является понятием нравственным. Мы не соглашаемся с условиями жизни, если они несправедливы; люди не соглашаются с законами, если видят несправедливость этих законов. А мерилом является нравственное чувство, тот самый компас, который точно указывает человеку, куда нужно идти. Поэтому для того, чтобы не потерять ориентир в жизни, чтобы не потерять возможность достичь счастья, реализовать мечту, достичь высоких идеалов, нужно самое главное - защитить и сохранить свое нравственное чувство»[19].

Важно иметь в виду, что святитель Иоанн Златоуст говорит о внутренней духовной связи социальной жизни с соблюдением заповедей Божиих и обращением человека к Богу. Подлинно, какая бы скорбь ни возмущала душу христианина, обращение к Христу дарует ему и всему обществу духовное исцеление[20]. Таким образом, справедливость, мораль, истина, благо - основание стабильной общественной жизни. Вполне очевидно, что архипастырское служение святителя Иоанна Златоуста его проповедь о Правде Божией органически и нераз­рывно связано с социальными проблемами византийского общества, как необхо­димое проявление священной миссии Православной Церкви - наставлять, просвещать, спасать и освящать все социальное пространство жизнедеятельности человека.

Видный богослов, митрополит Волоколамский Иларион акцентирует внимание на том, что Церковь «стремится ответить на социальный запрос, который можно сформулировать как стремление человека и даже отдельных социальных групп и институтов найти нравственную опору. Именно поэтому Церковь идет в школы, вузы, интернаты, больницы, учреждения социальной защиты, армию, исправительные учреждения. На приходах ведется активная образовательная, культурная, социальная деятельность. Такое служение Церкви - не самореклама или попытка достичь веса и признания в обществе, а проявление чувства ответственности за будущее народа, исполнение своего призвания в мире»[21].

Подводя итог нашим размышлениям, отметим.

Богословские идеи святителя Иоанна Златоуста и обозначенные выше векторы социальной миссии Церкви, вполне корреспондируются с современными научными представлениями философов и социологов о становлении и стабильном развитии общества. Движение к установлению Правды Божьей в жизни социума напрямую связано с приматом духовных ценностей в жизни человека, «признанием первостепенного значения ценностей свободы и справедливости»[22].

Современная социальная этика Православной Церкви и церковная проповедь находятся в прямой зависимости от социальных и богословских взглядов святителя Иоанна Златоуста. Без сомнения, социальные идеи святителя нуждаются в уточнении в свете современных общественных трансформаций, и тем не менее, они не утратили своей силы и актуальности при изучении основных проблем социума. Многие современные христиане, отвечая на глобальные вызовы современной цивилизации, опираются на социальную мысль святителя Иоанна Златоуста.



Архимандрит Константин (Карпович), настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» при первой городской больнице города Луганска, выпускник Киевской духовной академии

Использованная литература:

[1] Лопухин А. П. Жизнь и труды святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского // Иоанн Златоуст, свят. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 1. Кн. 1. СПб., 1895. С. LIII.

[2] Иоанн Златоуст, свят. Беседа о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных // Иоанн Златоуст, свят. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 3. Кн. 1. СПб., 1897. С. 52.

[3] Лопухин А. П. Жизнь и труды святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. С. LII.

[4] Иоанн Златоуст, свят. Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом // Иоанн Златоуст, свят. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 3. Кн. 1. СПб., 1897. С. 36 - 37.

[5] Лопухин А. П. Жизнь и труды святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. С. XLI.

[6] Булгаков С. Н. История экономических и социальных учений / Сергей Николаевич Булгаков; вступ. статья, сост. и примеч. В. В. Сапова. - М.: Астрель, 2007. С. 51 - 52.

[7] Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. Том I - II / Пер. с нем. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. С. 511.

[8] Иоанн Златоуст, свят. Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом // Иоанн Златоуст, свят. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 3. Кн. 1. СПб., 1897. С. 50.

[9] Бачинин В. А. Мистерия гуманитарной аномии. Духовная война интеллектуалов. К., 2014. С. 256.

[10] Иоанн Златоуст, свят. Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом // Иоанн Златоуст, свят. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 3. Кн. 1. СПб., 1897. С. 48.

[11] Булгаков С. Н. Православие и социализм // Булгаков С. Н. Труды по социологии и теологии: в 2-х т. Т. 2: Статьи и работы разных лет. 1902 - 1942 / Ин-т социологии. М., 1997. С. 566.

[12] Булгаков С. Н. Православие и социализм // Булгаков С. Н. Труды по социологии и теологии. С. 567.

[13] Булгаков С. Н. Православие и социализм. С. 567.

[14] Иоанн Златоуст, свят. Беседа о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных // Иоанн Златоуст, свят. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 3. Кн. 1. СПб., 1897. С. 53.

[15] Иоанн Златоуст, свят. Беседы на Евангелие от Иоанна. LXXXVIII // Иоанн Златоуст, свят. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 8. Кн. 2. СПб., 1902. С. 603.

[16] Иоанн Златоуст, свят. Беседы на Евангелие от Иоанна. LXXXVIII. С. 603.

[17] Иоанн Златоуст, свят. Слово о проклятии // Иоанн Златоуст, свят. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 1. Кн. 2. СПб., 1895. С. 754.

[18] Иоанн Златоуст, свят. Слово о проклятии. С. 757.

[19] Патриарх и молодежь: разговоры без дипломатии. М.:, 2009. С. 62.

[20] Иоанн Златоуст, свят. Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом // Иоанн Златоуст, свят. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 3. Кн. 1. СПб., 1897. С. 48.

[21] Иларион (Алфеев), Митрополит Волоколамский. Рождество Христово - не просто повод для светского торжества // Митрополит Иларион (Алфеев). [Электронный ресурс]. - 2017. - Режим доступа: http://hilarion.ru/2012/01/10/4261- Дата доступа: 12. 01. 2017.

[22] Марахов В. Г. Социальная философия. Курс лекций. / Авт. В. Г. Марахов. СПб.: СПбГУ, ВВМ, 2009. С. 110.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

13. Русским читателям.

Обратил я внимание что статья очень длинная,а слов самих святых или Св.Писания или Христа крайне мало.И не удивительно. О социальности,о социальной справедливости, так называемой,нету у Христа и святых его. Тем более речи о строе!Ибо строй земной,а у них "царствие Мое не от мира сего". Вот Иуда пошел бы за Христом,да,пошел бы, если б Христос сказал,ну ладно,буду я "как лучше" вам на земле делать. Магометанство и иудаизм это именно земные религии.Туда же и социализм относится.И большинство людей за Христом пойдет или за этими верами?За Христом меньшинство.И их будет всё меньше и меньше.И социализм помог в их уменьшении.Факт.Социализм Христу не помощник.Левое помощник правому,как ложь помогает правде.
Влад.Атласов / 04.03.2019, 06:25

12. Ответ на 11., Влад.Атласов:

Магомет социален не меньше социалистов в эпоху взлета их надежд и мечтаний!

Я весь Коран не помню, но сомневаюсь. Даже самые правоверные мусульманские любители социализма относят его зачатки к последователям Магомета , а не к нему самому, насколько знаю. Но речь не об этом. Аллах с ними, с мусульманами! Статья о "социальной справедливости" у Иоанна Богослова - точно не научна и не богословна. Совершенно, ибо совершенно отсутствует и та и другая аргументации. Более того, подозреваю, что сам Иоанн Богослов изрядно удивился бы такому обвинению в ереси. На сём всё, полагаю! Спаси Господь!

11. Русскому читателю

Магомет социален не меньше социалистов в эпоху взлета их надежд и мечтаний! Что есть социализм?Это общевизм.Когда все общество делает ПРАВИЛЬНО.Очень даже хорошо сие,Вы не находите? Вот только у Христа ничего подобнго нет.Увы ?Увы или не увы,а нет.Нет на Христе крови,ибо борьба за справедливость есть кровь.А Христос абсолютное Добро и Истина.
Влад.Атласов / 03.03.2019, 18:47

10. Re: Вопросы социальной справедливости в социальной мысли свт. Иоанна Златоуста

"поэтому в рамках поставленной научной проблемы - осмысление социальной справедливости в текстах святителя, мы не собираемся претендовать на большее, чем на некоторые попытки богословского анализа его социальной мысли." Простите, но в статье, по моему скромному научному и христианскому мнению, ни научного, ни богословского! Ни капли! Ни того, ни другого! Прошу простить! В Прощеное воскресение!

9. Re: Вопросы социальной справедливости в социальной мысли свт. Иоанна Златоуста

Это еще что! Некоторые здесь даже сталинизм с Православием пытаются то ли породнить, то ли отождествить! Чудны дела твои,.... Лукавый!

8. Re: Вопросы социальной справедливости в социальной мысли свт. Иоанна Златоуста

"Достаточно привести его размышления о делах милосердия и любви к бедным: «Поставив землю и море, царей и правителей, и вообще весь род человеческий, и противопоставив им двух или трех бедных, я смело могу сказать, что эти бедные весят больше» - В единственной цитате из Иоанна Богослов - НОЛЬ "социальной справедливости". Что такое "социальная справедливость " смотреть в специализированных толковый словарях. Не стоит придавать терминам любое значение , которое заблагорассудится, мне думается. Простите за критику, уважаемый отец Крнстантин! Возможно я не был к Вам "социально справедлив" и не воздал за Ваш труд в поте лица справедливый талан! Но Христос ведь и не призывал к этому по-моему! Господь, по Нему , совсем по иному воздает! Не по-социалистически!

7. Re: Вопросы социальной справедливости в социальной мысли свт. Иоанна Златоуста

По-моему уважаемый Архимандрит Константин изрядно нафантазировал насчет "социальной справедливости" у Иоанна Златоуста. В любом случае в статье этот тезис , на самом деле, ничем не подтвержден. Да и Христос, насколько я понимаю, к "социальной справедливости" нигде никогда не призывал. Даже напротив! Вознаграждение, в таланах, независимо от работы! Магомет призывал. Просто к справедливости. Например : "Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или наложницами, которыми вы овладели. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости". Но это просто о справедливости. А о "специальной" - "социальной справедливости" (см. её определение) даже Магомет по-моему , не помышлял. Это из более поздней эпохи. И, напомню, что Магомет не Христос и не Иоанн Богослов! Разница не только в лице, но и в учении, религии! Не стоит , мне думается, христианство социализмом заменять, какими бы благими пожеланиями автор статьи ни руководствовался. Ибо известно куда они идут, благие пожелания!

6. Ответ на 1., М.Яблоков:

Социальная справедливость в Православии - это киновиальное монашеское житие. Кто жаждет социальной справедливости - будьте любезны!

Конечно! Кто мешает?
Kiram / 08.02.2017, 17:01

5. Re: Вопросы социальной справедливости в социальной мысли свт. Иоанна Златоуста

Странное, что мой комментарий не поместили, вроде Патриарха не хулил... ))
М.Яблоков / 08.02.2017, 15:42

4. Ответ на 3., Елена Сергеева:

Уважаемый Михаил, в статье ведь идет речь не о классовом неравенстве, а о необходимости «непрекращающейся заботы Церкви о слабых членах общества» -- против проявления «социального эгоизма собственника»…Великий Святитель Иоанн Златоуст, моли Бога о нас!

Церковь не должна заниматься социальным служением.
М.Яблоков / 08.02.2017, 15:40
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
16.04.2024 13:24
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.04.2024 13:07
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от учитель
16.04.2024 12:36
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Сергей
16.04.2024 12:14
«Не будет (у иудеев) ни священника, ни царя», сказал Златоуст
Новый комментарий от Калужанин
16.04.2024 11:35
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.04.2024 10:41