Актуальность предмета «Православная культура и этика для Духовных училищ и Воскресных школ»

Доклад на Всеукраинской конференции «Библейская история и христианская этика» в Голосеевском Духовно-профессиональном училище (3 февраля 2017 года)

Александр Сергеевич Пушкин 
0
484
Время на чтение 14 минут

Сегодня, во времена повального нравственного хаоса, когда границы между добром и злом активно размываются, а значимость нравственного поведения иссякает - то даже в такие лукавые времена многими людьми интуитивно осознается необходимость нравственных ориентиров (как неких маяков, без которых корабли наших судеб разобьются о скалы зла, несправедливости и насилия в этом жестоком мире).

Большей частью люди признают не только осуществление нравственной правдывообще, но и неуютно чувствуют себя без ее содержательного наполнения своей жизни. Оценивать свои или чужие поступки можно только по отношению к какому-либо объективно существующему каноническому идеалу. Этот идеал не может быть абстрактным. Он должен отвечать насущной жажде всего человечества, и для каждого человека быть «единым на потребу», согласно святоотеческой мысли. Добро и зло вообще суть фундаментальные слова в мире этических понятий и переживаний. И дело здесь не только в их предельной смысловой нравственной противоположности. Ведь добро и есть субстанциальная онтологическая реальность человеческого бытия вообще. Зло, наоборот, это существование в пустоте (евр. малхут); оно ничтожно как простое небытие и как неприятие добра. Зло несущественно, а случайно: оно не бытийно, и его существование - это парадокс. (Только на Востоке зло - величина самодостаточная и паритетная добру, но в христианстве не так: зло всегда паразитирует на добре как его антипод). Нравственная борьба человека является наиболее острым типом душевного переживания. С большой остротой она проходит там, где чрезвычайно сильное желание греха противостоит осознаваемой личностьюнравственной правде. Победа человека над собой, победа нравственной правды и блага в личности тем вероятнее, чем сильнее им переживается значимость этой правды в ее содержательном выражении.

Ведь только тот обретает, кто сознательно ищет и стремится сообразовать свою жизнь с высшей правдой. Свобода, даже пораженная грехом своеволия, продолжает оставаться великим и желанным даром для каждого мыслящего человека. (Христос сказал: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными»). Бог создал человека таким образом, чтобы в нем таинственно сочетались и животное начало - «персть», и дыхание Самого Божества. Каждый человек сознает в себе эту двойственность - свою духовно-телесную природу («дыхание Божества» и есть Образ Божий в человеке). Тот факт, что в душевно-плотском личностном единстве первое место занимает духовное начало - дыхание Божества - резко выделяет человека из царства живой природы. Грехопадение первых людей стало катастрофой, открывшей собою историю падшего человечества. Первобытная катастрофа, во-первых, исказила всю человеческую природу; во-вторых, имела чрезвычайные последствия для всего рода человеческого. Важнейшей разрешенной на деле нравственной проблемой человека до падения была его неразрывная связь с Божественной Личностью, что выражалось в чистом и свободном смирении его перед Творцом и находило воплощение в сознательном послушании.

Преслушание знаменовало собой катастрофическое падение в бездну, а вместо святого смирения явилась мерзкая гордость, навсегда связавшая душу человека. «Будете как боги, знающие добро и зло» - искушал дьявол первых людей, где само искушение проникло в глубину их сердец (здесь обнаруживается тайна «открытых глаз»: познав добро, человек уже не в силах был творить его без Бога, а познав зло - не в силах был без Бога с ним бороться).

«Человек - это звучит гордо» - заявлял пролетарский писатель. Первой возгордившейся личностью был дьявол через свое желание «стать как Бог». Дьявол и стал первым революционером, восстав против своего Творца. Поэтому всякие революции, неважно в какой цвет их красят (черный, красный, помаранчевый) - это всегда акт богоборчества, бунт души против духа. Зато после падения дьявол стал учить наших прародителей росткам демократии: «будете аки боги...» Таким образом, гордость вместо смирения навсегда стала фундаментальным нравственным свойством искаженного грехом человека. (Как известно, дух человека жил Заповедью, душа - духом, а тело - душою. Но эта последовательность радикально изменилась в результате грехопадения).

Здесь речь идет о стремлении к самочинному автономному знанию, которое «надмевает» (ибо подлинное знание и его начало - это«есть страх Божий»). Такое надмевающее знание стало неизбежным следствием разрыва связи с Источником жизни, т.е. Богом. Выбрав непослушание, прародители вместе с ним выбрали и несвободу, рабство страстям и пристрастиям, зависимость «от внешнего» как принцип своего существования. С тех пор навеки формальная возможность свободного выбора была уже не принципиальной: остался лишь выбор между разными видами несвободы, т.е. рабства, ибо «кто кем побежден, тот тому и раб».

Стремительное нравственное падение отразилось на жизни и на всем личностном строе человека: на уме, воле, сердечных чувствах. Дьявол отныне получил возможность беспрепятственного воздействия на человеческий ум и сердце по закону «избирательного сродства» (ведь прародители «приняли греховный помысл», согласно учению Свв.Отцов).

Отныне наиболее устойчивыми греховными особенностями стали в человеке: внутренняя нечистота в большом разнообразии ее форм; склонность к предательству; самость (себялюбие и эгоизм); нетрезвость (умственная и духовная); животно-телесная устремленность; склонность к разрушению (в т.ч. к саморазрушению); неумение рассуждать, что есть зло, а что добро. Греховность - это склонность личности к искаженным нормам, установкам и практике по отношению к объективным нормам, установке и практике нравственной жизни. (Сегодня мы наблюдаем, как многие «прогрессивные» государства вводят содомские браки и превращают порок в добродетель. Например, в ряде стран Европы отменили понятие «отец» и «мать», заменив абракадаброй «родитель №1» и «родитель №2». Взорван бинарный код человечества. Помимо мужского и женского полов трансгуманистами добавлено полдюжины других, т.н. гендерных полов. Сознательно разрушается семья и пропагандируется зоофилия, педофилия и прочие глисты преисподней. Президент Обама публично провозглашал главной задачей внешней политики США «защиту прав и свобод сексуальных меньшинств», т.е. лоббировал интересы извращенцев.

В канун своего ухода Барак Обама легализовал и сатанизм на государственном уровне. Речь идет о принятии федеральным правительством решения проводить во всех школах страны факультативные занятия по сатанизму.В государственных школах учебники для таких занятий будут отныне финансироваться за государственный счет. В Детройте 25 июля 2015 года был открыт памятник Люциферу. Ранее большевики после переворота в 17-м открывали памятник в г.Свияжске Иуде Искариоту, где изваяние грозило кулаком небу. Но тогда безбожники уничтожали церкви и репрессировали верующих. Теперь же в США 4 миллиона сатанистов, которых никто и не думает преследовать. И каждый год в этой стране находят 5 тысяч мертвых тел неопознанных детей. Как заявил главврач из Лос-Анджелеса Г.Симпсон «сатанистские акты в отношении маленьких детей сегодня являются страшной реальностью».Прелести западной демократии сегодня хорошо известны: трансгендерная самоидентификация (когда предоставляется возможность «выбирать девочкам и мальчикам себе пол»), однополые «браки», трупное донорство, легализация наркотиков, эвтаназия, фетальная терапия, ювенальная юстиция, генная инженерия, гемодифицированные продукты, публичные гей-парады, клонирование человека, микрочипы... Кроме того, в США повсеместно насаждается т.н. «туалетная демократия»: право мальчиков посещать женский туалет, а девочек - мужской. 9 января 2017г. по данным Ирины Бергсет (пресс-служба «Русские матери»), американские СМИ сообщили о том, что «сегодня вслед за штатом Северная Каролина против «туалетной революции» Обамы восстал штат Техас». Родители, опасаясь за порчу детей, потребовали защитить школы и детсады Техаса от этого кошмара).

Греховность - это и есть склонность личности и человечества вообще к искаженным нормам, установкам и практикам - по отношению к объективным нормам, установке и практике нравственной жизни.

Библия учит нас, что у нас имеются три врага, которые борются с нами до тех пор, пока мы живем на земле. Кто же эти самые враги, с которыми нам приходится иметь дело? Это дьявол, мир и похоть плоти. Главный пункт дьявольской работы - скреплять устойчивость союза соблазна мира с природной склонностью. Для того, чтобы грех стал желанным, необходимо, представить сочетание внешнего соблазна и внутренней склонности к нему приятным и нужным. Во-вторых, оправдать это действие, усыпив совесть и направив действие рассудка так, чтобы видеть логичность и целесообразность со стороны нравственной.

Поэтому совместное влияние мира, плоти и дьявола на душу человека состоят в том, чтобы он вступил в греховный строй жизни как бы «не ведая, что творит», а затем по мере вхождения в грех вдруг получил все осознание тяжести своего грехопадения, но одновременно и безысходности.Грех должен вначале представляться в яркой, роскошной упаковке и многообещающей сладости. Так зарождается сознательное противление Богу.Святитель Тихон Задонский говорил, что каждый произвольный грех есть грех смертный. Ведь любые соблазны остаются бессильными до тех пор, пока грех на деле неприятен и гадок для человека.

Следует добавить, что важную роль в этих камуфляжных процессах играет общественное мнение, средства коммуникации и СМИ, которые выполняют две функции: первая - привлечь к греху и злу, а вторая - оправдать грех, чтобы затем в нем растворить человека. Поэтому человек, прислушиваясь к общественному мнению, непременно обманывается (мир - это и есть общественное мнение, мода, вкусы, пристрастия, дурные компании, богоборческие сообщества, броская реклама и проч.).

Как же сегодня противостоять этому, особенно молодым людям?

Мой предмет, который я веду В Голосеевском Духовно-профессиональном училище, называется «Основы православной культуры и этики для Духовных училищ и Воскресных школ». Существует около 500 определений термина «культура». Например такой, как думается, наиболее удачный: «Культура - это определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях». Но религиозная культура концептуально отличается от культуры обыкновенной. Под религиозной культурой (в данном случае, православной) следует понимать: 1). Религию (восстановление связи с Творцом - р е л и г а р э - связь, соединение) - это мировоззрение, мироощущение, соответствующее поведение, особые действия (культ), основанные на вере в существование Бога и направленные на общение с Ним и получение от Него помощи; 2). Религиозную этику - учение, направленное на изучение морали. Этика - это часть религиозной культуры; 3). Искусство, праздники и народные традиции, непосредственно связанные с религией и отражающие ее содержание.

Этот предмет разделен условно на два взаимосвязанных блока: в первое полугодие изучается православная культура; во второе - православная этика. Основная цель православной этики в том, чтобы свидетельствовать об абсолютности Божественного закона. Это значит, что его суть и содержание не зависят от времени и пространства («Небо и земля прейдут, но ни одна черта или йота не прийдет из Закона, доколе не исполнится все»). В противном случае этика становится релятивной (относительной) и, соответственно, нехристианской. Релятивность допускает искажение нравственных критериев в зависимости от «конкретных обстоятельств» и сиюминутной политической конъюнктуры. Культура и этика, как мы выше сказали, тесно и неразрывно связаны друг с другом. Следует знать, что именно религия дала человечеству основы морали и правовых отношений (Декалог - Десятисловие). Именно религия сформировала эстетические и нравственные идеалы, была источником вдохновения, обеспечивала разнообразие тем и сюжетов в творческой деятельности всего человечества. Подлинные шедевры искусства всегда связаны с религиозными мотивами, переживаниями и исканиями человеческого духа главного Смысла жизни (ибо Смысл - это одно из имен Бога).

Следует знать, что внешняя культура, внешняя интеллигентность не заменят православного мировоззрения и воспитания, поскольку религия - это «единое на потребу», согласно православной святоотеческой мысли. Ведь можно быть и интеллигентным негодяем и подлецом. Без религиозного стержня, без этой подлинной внутренней красоты человек вскоре утрачивает и внешнюю. Трагедия современной жизни состоит в том, что из-под ног человека выбиты твердые основы нравственности и духовности. Поэтому бессильными становятся подчас и родители, и школа, и органы правосудия, которые не в состоянии уберечь детей и подростков от падения. Происходит это от того, что в жизни нет главного - иной цели, кроме удовлетворения своих потребностей любыми способами (например, главная цель КПСС была - улучшение материального состояния советских трудящихся, где на сей счет Писание говорит: «Сеющий в плоть, от плоти пожнет тление, а сеющий в дух - от духа пожнет жизнь вечную»). Десятилетиями существовавшая атеистическая точка зрения в школе, семье, обществе привела к тому, что вопросы об отношении к Богу, людям, к самому себе приобрели неправильное понимание, и как следствие этого наши учащиеся не получили прочных навыков духовно-нравственного воспитания, особенно в школьном возрасте.

Еще важный момент состоит в том, что свой предмет я читаю принципиально на русском языке. Отказ сегодня на Украине от русского языка - это интеллектуальное обкрадывание себя через отказ от Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова, Толстого, Бунина, Есенина, Пастернака, Цветаевой. Исследования сегодня показывают, что расширение пласта общеупотребительной лексики в молодежной среде происходит за счет просторечных слов, тюремно-лагерного жаргона, англицизмов, неологизмов и компьютерного сленга социальных сетей. Более всего обращает на себя внимание нарушение логики речи, деформация стилевых пропорций, несвязность высказываний.

То, что сегодня в Украине отводится много времени на изучение английского, немецкого и прочих языков (вместо русского), способствует приобщению обучающихся к «западным» ценностям, часто противоречащих базовым, как мы выше указали, человеческим ценностям, которые пока еще противостоят ценностным ориентирам современной Европы и США. Сегодня, например, старательно подводят молодежь к мысли не только не осуждать педерастию, но относиться к ней как к вполне тривиальной норме жизни. Генерируемая в настоящее время в системе образования деформация гуманитарной сферы - это прямая угроза целостности и адекватности мировосприятия подрастающим поколением, а поэтому в возможной перспективе может создать благоприятную почву для успешного применения технологий управляемого хаоса, этого опасного оружия современной консциентальной войны (войны с сознанием). Поэтому для исправления ситуации хотя бы в том минимуме, который я могу охватить - постарался разработать такую программу для изучения православной культуры и этики, которая могла бы помочь учащимся усвоить нравственные основы, базирующиеся на православных религиозных ценностях.Ранее у меня были изданы несколько учебных пособий по Катехизису, Сектоведению и Миссиологии, по которым занимаются сегодня студенты Киевской Духовной семинарии и академии, и которые имеются в свободной продаже в церковных лавках. Пособия издавались по благословению нашего священноначалия.

Материал преподавания (и пока мое рукописное пособие) «Православной культуры и этики» разделен на несколько частей. Первая часть дает общие представления о ключевых понятиях культуры и этики. Во второй части излагаются притчи ИисусаХриста в их этическом измерении. В третьей части разбирается нравственно-этический аспект молитвы Господней («Отче наш»).В четвертой части рассматривается понятие ложной духовности в ее пестроте и разнообразии. Пятая часть дает самые основы христианской нравственности.

Соотношение земной и высшей правды составляет главное содержание христианской этики, которая лучше всего изложена в Десятисловии (Декалоге) Ветхого Завета и в Нагорной проповеди Христа - в Новом. Для лучшего понимания и усвоения подростками основ православной культуры и этики я постарался не в сухой форме излагать материал об основных этических нормах, а дать их осмысление через многочисленные притчи Иисуса Христа. Именно поэтому эти притчи занимают в пособии столь большое по объему место.

1 часть. Введение. Предмет изучения православной культуры и этики. О Богооткровенной Религии и религиях. Понятие о Боге-Творце. Язычество древних славян. Крещение Руси св.князем Владимиром. Библия. Храм. Икона. Религиозная тематика в искусстве народов мира. Иконопись на Руси. Образ Богоматери в иконографии. Ставрография: виды св.Креста. Агиография как особый вид православной литературы. Отношение к суевериям и приметам. Мифологемы в церковной ограде.

2 часть. Притчи Иисуса Христа в их этическом измерении. Слово Божие, которое не все воспримут (Притча о Сеятеле.Мф. 13:1-9). Путь превращения в верующего человека (Притча о Невидимо Растущем Семени). О нашей любви к ближнему и воспитание в себе смирения (Притча о Блудном Сыне. Лк. 15:11-24).Отношение к гордости и самолюбованию (Притча о Мытаре и Фарисее. Лк. 18:9-14).Притчи о Добрых делах и Добродетелях (Притча о Немилосердном Должнике. Мф. 18:23-35).Заставить себябыть ближним для тех, кто нуждается в нашей помощи (Притча о Милосердном Самарянине. Лк. 10:25-37). Последовательная и продуманная благотворительность (Притча о Неверном Управителе). Безропотное и терпеливое перенесение скорбей и страданий (Притча о Богаче и Лазаре. Лк. 16:19-31).Предостережение человеку не копить себе земных богатств (О Безрассудном Богаче. Лк. 12:16-21).Ответственность перед Богом за врученные нам «таланты» (Притча о Талантах. Мф. 25:14-30). О рассудительности и молитве (Притча о Строителе Башни и о Царе, готовящемся к войне). О постоянстве и терпении (Притча о Друге, Просящем Хлеба и о Суде Неправедном. Лк. 11:5-8).Притчи об ответственности и благодати (Притча о Злых Виноградарях. Лк. 20:9-16; Притча о Бесплодной Смоковнице. Лк. 13:6-9). Праведность как брачная одежда (Притча о Званых на Брачный Пир. Мф. 22:2-14).Последние будут первыми. Суды и милости Божии (О Работниках, Получивших Одинаковую Плату.Мф. 20:1-16). О Благодати Божией (Притча О Десяти Девах. Мф. 25:1-13). О Втором Пришествии Спасителя (Лк. 13:35-40).

3 часть. Нравственно-этический аспект молитвы «Отче наш». Дар слова человеку. Любовь и чистота: «Да святится имя Твое». Послушание и смирение: «Да будет воля Твоя». Отношение к богатству: «Хлеб наш насущный дай нам днесь». Зло в мире, грех, свобода: «И остави нам долги наши». Отношение к скорбям: «Не введи нас во искушение». Дурные наши привычки и милость Божия: «Но избави нас от лукавого». Может ли человек быть «хорошим» без Бога?

4 часть. Понятие ложной духовности.Уникальность Христианства в контексте существующих других религий. Понятие иноверия, инославия, раскола, ереси, секты, деструктивного культа. Атеизм как душевная немощь заблудившегося человеческого сознания. Виды атеизма. Движение «Новый век» как ложная духовность и главный враг Православной Церкви нашего времени. Экуменизм как новая ересь XXI века. Церковь и Ее онтологическое измерение, Ее основа и слагаемые. Главное препятствие к добродетели - грех. Греховная обремененность в молодежной субкультуре: рок-музыка, наркотики, азартные игры, ненормативная лексика. О сакральном значении русского языка. Православие и современная культура.

5 часть. Наставление юноше при начале пути его. Свобода воли и проявление ее в жизни человека. Природа христианской семьи. О значении постов в жизни верующего человека.

Такое изложение материала ориентировано на учащихся в возрасте 15 -16 и 17 лет, которые поступают и продолжают обучение в нашем Духовно-профессиональном училище.

***

См. ВИДЕО доклада профессора Виктора Михайловича Чернышева на Всеукраинской конференции "Библейская история и христианская этика", состоявшейся 3 февраля 2017 года в помещении Голосеевского Духовно-профессионального училища в Свято-Покровской Голосеевской Пустыни, г. Киев.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Чернышев
Духовное преемство гуманизма, материализма и сатанизма
Начнётся борьба с Богом в пользу сатаны
21.02.2022
Духовная преемственность гуманизма, материализма и сатанизма
Современное безбожное общество восхищается прогрессом, который обусловил процесс деградации духовной жизни человека
16.02.2022
«Будем помнить свое призвание к "жизни будущаго века" через крещение»
Проповедь, произнесенная 16 января в Свято-Воскресенском храме Киева
17.01.2022
Сокровенная добродетель
На праздник Успения Божией Матери, 28 августа 2021 г.
26.08.2021
Все статьи Виктор Чернышев
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Апографъ
19.04.2024 19:13
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05