В АРБАТСКИХ ПЕРЕУЛКАХ
Бывая в Первопрестольной, всегда, как время позволяет, стараюсь приехать в храм Воскресения Словущего - Апостола Филиппа, где Иерусалимское Свято - Гробское подворье в Москве (о нем на РНЛ, «Холм мучеников...», 27.11.2015), а потом, по заведенному обычаю, направляюсь в церковь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, что неподалеку, на углу Филипповского и Б. Афанасьевского переулков, на пересечении улиц, как бы на острие пространственного конуса, отходящего от шумной, гудящей суеты в заповедную тишину арбатских переулков... Как бушприт корабля, когда-то отчалившего от Александрийского маяка и устремленного в молитвенном море к вечности.
Главный престол храма - во имя Нерукотворного Образа Спасителя, северный посвящен святителю Николаю Чудотворцу, а южный - Патриархам Александрийским, чьими именами традиционно издревле называют церковь, что на Сивцевом Вражке.
На службу здесь я почти никогда не попадал, тихо, пустынно в церкви, долгое время она ремонтировалась, вся в лесах, но к иконе всегда подход был, она справа на стене, поближе к солее... Как всегда, поставим свечку и помолимся... Потом - в книжную лавку, в 90-х это была одна из лучших в Москве. Написав записки о здравии, о упокоении и на молебен, обойдя иконы, тихо прощаюсь с храмом, с Афанасием и Кириллом (когда уж придется в следующий раз?) и уже по Большому Афанасьевскому шагаю неспешно на Арбат...
Рядом и в округе в разное время жило немало известных людей. По Б. Афанасьевскому квартировал известный философ Н.В. Станкевич. С 1831 г. здесь собирался его знаменитый кружок, из которого потом вышли и славянофилы, и западники, и революционные демократы.
В этом же переулке одно время жил С.Т. Аксаков с семьей, сюда к нему, в Большой Афанасьевский его друг, историк Михаил Погодин впервые в 1832 г. привез Н.В. Гоголя. В этом же переулке стоял когда-то дом деда М.Е. Салтыкова-Щедрина по материнской линии. Будущий сатирик часто бывал здесь, впечатления детства потом вошли в «Пошехонскую старину»: «Тучный, приземистый и совершенно лысый старик, он сидит у окна своего небольшого деревянного домика в одном из переулков, окружающих Арбат. С одной стороны у него столик, на котором лежит вчерашний нумер «Московских Ведомостей»; с другой, на подоконнике, лежит круглая табакерка с березинским табаком и кожаная хлопушка, которою он бьет мух...».
В одном из небольших домов по Б. Афанасьевскому, где располагалась маклерская контора Хлебникова, 23 января 1831 г. оформил договор о найме своей первой семейной московской квартиры на Арбате (дом № 53) А.С. Пушкин... Недолго он прожил здесь - три месяца после венчания , но в этом доме прошли самые счастливые дни в жизни поэта...За это время, между прочим, он не написал ни строки!..
В Сивцевом Вражке жили впоследствии старшая дочь Пушкина Мария Александровна Гартунг, которую Л. Толстой изобразил в образе Анны Карениной, писатель Владимир Соллогуб, художник Константин Юон...
***
Как рассказывает в своей книге «Город храмов и палат» Елена Лебедева, когда-то здесь был небольшой овраг, по дну которого текла речка Сивка, впадавшая в ручей Чарторый, протекавший в Москву-реку... Поначалу в районе Сивцева Вражка жили опричники, а потом «тяглецы» - работники местных дворцовых слобод, в том числе Иконной и Старой Конюшенной...
В старину здесь находилось загородное подворье Кирилло-Белозерского монастыря, которому и приписывают основание московской Афанасьевской церкви. Точная дата возведения храма неизвестна, скорее всего, это произошло в середине XVI века. О том свидетельствует надгробный каменьс церковного погоста, найденный в конце XIX в. при строительных работах, на котором высечена надпись: «Лета 7073 (1565) преставилася МатвеяСтепанова дочь Татьяна...».
Долгое время она была деревянной, сильно пострадала в 1612 году от поляков. В начале XVIII века здание отстроили в камне...Во время Отечественной войны 1812 года, когда город уже был в осаде, произошло знаменательное событие, навсегда сохранившееся в памяти священнослужителей и прихожан. Чудотворная Смоленская икона Божией Матери («Одигитрия»), вывезенная из осажденного Смоленска, была помещена в храме свтт. Афанасия и Кирилла и отсюда крестным ходом перенесена в Успенский собор Кремля.
В занятой неприятелем Москве церковь свтт. Афанасия и Кирилла, как и многие другие храмы первопрестольной, подверглась разорению и осквернению, но благодаря преданности и любви прихожан, жизнь вернулась в ее стены... В 1815-1817 гг. «тщанием и иждивением полковничей дочери Прасковьи Петровны Юшковой» была отстроена каменная церковь...
Трагические события октября 1917 года не обошли стороной и этот храм. До поры до времени прихожанам удавалось отстоять его, но в 1932 году церковь свтт. Афанасия и Кирилла была закрыта. Так, из сорока трех церквей Пречистенского благочиния открытыми остались только две: храм св. пророка Илии (Обыденский) и Воскресения Словущего (ап. Филиппа).
Первоначально храм свтт. Афанасия и Кирилла предполагалось снести, в разные годы в нем размещались склады, мелкие предприятия, электромеханический завод, общежития. В 1970-х годов началась частичная реставрация, предполагалась, к Олимпиаде, реконструкция здания под концертный зал и установка органа, потом от этой затеи отказались.
В день Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля 1992 г. храм был возвращен Церкви, 5 ноября 1992 г. прошло освящение придела свтт.Афанасия и Кирилла и состоялась первая после 60-летнего перерыва Божественная литургия.11 сентября 1993 г. возвратилась из церкви Воскресения Словущего (Филипповской) главная храмовая икона свтт.Афанасия и Кирилла. В этот день крестным ходом по древней Иконной слободе Святители вернулись в свой родной храм.
НЕТ, АФАНАСИЙ, НЕ УБЕЖИШЬ
Святой Афанасий Великий родился в Александрии (ок.295), столице Древнего Египта, где основал Церковь Христову апостол и евангелист Марк... Рос и воспитывался в благочестивой христианской семье.
Однажды Афанасий играл со своими сверстниками на берегу моря, и дети, подражая тому, что видели в храме, изображали священнослужителей и церковные обряды. Афанасия они избрали себе епископом, он, соответственно, «назначил» одних пресвитерами, других диаконами. Эти-то последние приводили к нему некрещеных языческих детей, и Афанасий крестил их морскою водой, произнося установленные для этого таинства слова, которые он слышал от священника в церкви. К этому он присоединял поучение, сообразно своему детскому возрасту.
В это время патриархом Александрийским был святой Александр (312-326 г.г.). Дом его находился на возвышенном месте, недалеко от моря, и вот он, случайно выглянув из окна, увидел необычную детскую игру, и с изумлением стал следить за совершаемым Афанасием крещением... Потом он немедленно приказал привести детей к себе, подробно расспросил - кого крестили, как вопрошали перед крещением, и убедился, что в своей игре они все совершали согласно церковному уставу.
После этого, посоветовавшись со своим клиром, он признал совершенное Афанасием крещение языческих детей истинным и довершил его миропомазанием. Потом призвал родителей детей, действовавших в качестве пресвитеров, и посоветовал им, чтобы воспитали их для священства. Родителям же Афанасия святой Александр поручил наставлять его в благочестии, образовывать в книжном деле, и когда он придет в возраст, привести к нему, дабы посвятить юношу Богу и святой Церкви...
Так все и произошло. Когда Афанасий, обладавший живым и глубоким умом, прекрасной памятью, получил широкое, разностороннее образование, родители привели его к патриарху Александру, посвятив сына Господу...
Патриарх вскоре рукоположил Афанасия в диакона, и с этого началось жертвенное служение молодого клирика Церкви. Афанасий стал помощником, секретарем Патриарха, и именно с ним отправился св. Александр на Первый Вселенский собор в Никее (325 г.), где Афанасий победоносно изобличал Ария, ересь которого распространилась в Церкви. Молодой архидиакон был уже известен своими сочинениями «Против язычников», «О воплощении Бога Слова».
Александрийский пресвитер Арий учил, что Сын Божий не рождается предвечно из существа Бога Отца, а сотворен Им из небытия во времени, не единосущен Ему и не равночестен. В этой ереси скрытно заключалось решительное отрицание Божества Иисуса Христа и нашего искупления Им,
т. е. нисповержение всего христианства.
Несмотря на то, что Арий был проклят на Первом Вселенском соборе и отлучен от общения с Церковью, он не прекращал своей борьбы против Православия, распространяя всюду, через учеников и единомышленников яд своей ереси. Именно борьба с ней на многие годы определила жизненный путь и служение св. Афанасия, который вскоре, после кончины св. Александра, через пять месяцев после Собора, был посвящен во епископа и возглавил Александрийскую кафедру.
Причем, когда св. Александр умирал, Афанасия не было в столице, и старец в последние минуты искал блуждающим взглядом, кому оставить паству и взывал: «Афанасий, Афанасий! Ты думаешь убежать. Нет! Не убежишь».
***
И св. Афанасий действительно не избежал жребия, предназначенного ему свыше... Сорок семь лет возглавлял он в это тяжелейшее время Александрийскую Церковь, из них более двадцати провел в изгнании, пять раз императоры отправляли его в ссылку...
Ариане - и епископы, и царствующие, многократно восставали на него, преследовали, желали убить, уничтожить, растоптать, но Господь хранил Своего верного воина-страдальца, который бесстрашно защищал Истину и был все эти десятилетия непоколебимой опорой, скалой Вселенского Православия. Неоднократно его пытались оклеветать, обвиняя в колдовстве (с помощью «мертвой руки»), беззаконной связи с женщиной, сокрытии налогов и т.д. и т.п. Но всегда открывалась правда и посрамлялись клеветники.
При нем сменилось несколько императоров, начиная от св.Константина Великого до Юлиана Отступника, и как в одном из сочинений рассказывает сам св. Афанасий: «Снова некоторые, ища убить нас, пришли в Александрию, и наступили бедствия, жесточайшие прежних...». И так было много раз.
Еретики, которых было великое множество, и которых в основном поддерживали императоры, понимали прекрасно: пока жив Афанасий, им не одолеть Православия.
И когда Юлиан Отступник, погибая, воскликнул: «Ты победил, Галилеянин!» - то этот возглас был и к святому Афанасию, верному слуге Галилеянина Христа.
Св. Афанасий был другом и учеником св. Антония Великого, неоднократно навещал его в пустыне и написал его замечательное житие, которое св. Иоанн Златоуст советует читать каждому христианину.
Когда св. Антоний Великий отходил ко Господу, свою милоть, верхнюю одежду, мантию и изветшавшую нижнюю одежду - завещал св. Афанасию, и тот был счастлив, получив этот подарок, и с благоговейной радостью хранил его. Дружил Патриарх и со св. Пахомием Великим...
Святой Афанасий отошел к Богу 2 мая (15) 373 г., в возрасте 76 лет, лишь
перед самой кончиной пожив непродолжительно в мире и тишине, после
долгих трудов, мытарств и многих подвигов.
***
« Богословие Афанасия Великого пронизывает одна мысль: если Христос не Бог, то Бог не воплотился, значит обожение, соединение с Богом, спасение невозможно ("Бог стал человеком, чтобы человек стал богом" - суть богословия). Афанасию Великому удалось защитить истину и с неподражаемой точностью зафиксировать её в своих текстах. Именно ему удалось найти слова для описания тринитарной антиномии, адекватные своему предмету, но такие, которые не сводили бы веру к словесным формулировкам, не убивали бы Тайну. Христология Афанасия Великого, пожалуй, наилучшая из всех созданных до сих пор («О воплощении Слова», вообще, центральный текст христианства: фактически, описывает всё вероучение, причём, без обычных перегибов в ту или иную сторону). Афанасий Великий один из первых, кто запечатлел опыт отцов - пустынников словесно, его «Житие Антония» станет образцом для подобной литературы. Подвижничество противопоставляется Афанасием Великим философии: подвижник делает то, о чем философ только говорит (интересно, что косвенно это обличение подтверждает истинность философии). Так богословие Афанасия Великого, совмещая опыт Пустыни и необычайно тонкую богословскую мысль, свободную от обычных для александрийцев соблазнов эллинистического интеллектуализма, с необыкновенной полнотой, ясностью и гармоничностью передаёт веру Церкви». (Предание.ру).
ВЕЛИКА ПРЕЧИСТАЯ ДЕВА МАРИЯ БОГОРОДИЦА!
Спустя почти полвека на Александрийскую кафедру взошел другой великий святой - Кирилл Александрийский. Он, как и св. Афанасий, рос в благочестивой семье и был племянником, по матери, Феофила, Патриарха Александрийского. Св. Кирилл также получил блестящее образование, Феофил поставил его архидиаконом, а по смерти дяди молодой клирик был единодушно избран на патриарший престол...
Первым делом он удалил из города еретиков новациан, которые были похожи на фарисеев и учили, что человека, впавшего после крещения в смертный грех, не следует принимать в церковное общение. Они ходили в белых одеждах, считая себя праведными и непричастными ни к какому греху...(Вот сейчас как раз грядет Неделя о мытаре и фарисее,5 февраля, самое время вспомнить).
В предместье Александрии, близ Канопа, св. Кирилл уничтожил древнее капище, где поклонялись нечистым духам, перенес сюда, как было ему велено в видении, мощи мучеников Кира и Иоанна, пострадавших в Канопе, (куда они пришли из пустыни поддержать схваченных христианок Афанасию и трех дочерей ее, Феодотию, Феоктисту и Евдоксию), и устроил во их имя храм...
Немало он сделал, чтобы очистить вверенную ему Церковь от нападок иудеев.
Но самый великий его подвиг - это борьба и победа над ересью Нестория, Константинопольского патриарха, суть которой заключалась в хуле на Христа и на Пречистую Деву Богородицу. Ересиарх утверждал, что от Девы Марии родился простой человек Христос, а Бог Слово обитал в Нем как в храме, поэтому Деву Марию Несторий называл не Богородицею, но Христородицею.
Эта ересь, подобно ереси Ария, как чума распространилась по всей Вселенской Церкви, т. к. Несторий со своими единомышленниками написали и отправили в защиту своего учения множество сочинений во все страны, по всем епархиям и к монашествуемым... Как и Арий, Несторий внес великую смуту в Церковь, и св. Кирилл, сначала пытавшийся мирно переубедить его, затем, когда начались уже преследования противников ересиарха, обратился к императору Феодосию Младшему с просьбой о созыве III Вселенского Собора.
И он состоялся в Ефесе в 431 году, проходил в яростных борениях, св. Кирилл в конце концов возглавил его, на Соборе была изобличена ересь Нестория и установлен догмат веры, гласящий о том, что воплотившийся от Пречистой Девы Марии Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог, а родившая Его Пречистая Дева Мария есть истинная Богородица.
Когда это состоявшееся определение было провозглашено верующим, вспыхнула великая радость среди народа, и если когда-то при апостоле Павле жители Ефеса восклицали: «Велика Артемида ефесская!» (Деяния, гл. 19), то теперь тысячи людей возглашали совершенно другие слова: «Велика Пречистая Дева Мария Богородица!»
Это была огромная победа Православной Церкви, во главе со святителем Кириллом.
***
Нельзя не упомянуть и о поучительном уроке, который был преподан через св. Кирилла.
Он, этот великий и святой угодник Божий - без причины гневался на другого великого святого Иоанна Златоустого. И потому, что его покойный дядя патриарх Феофил питал вражду к святому Иоанну (ибо Феофил хотел избрания на константинопольскую кафедру своего ставленника), и потому, что много было клевещущих на великого учителя Церкви... Не от злобы, но от неведения так относился к нему св. Кирилл.
Неоднократно писал к нему по этому поводу подвижник и родственник св. Иосиф Пелусиот, разубеждая св. Кирилла в этом заблуждении, и эти письма возымели свое действие, которое завершилось неожиданным видением св. Кириллу.
Ему представилось, что он находится в прекрасном и исполненном неизъяснимого веселия месте и увидел Авраама, Исаака и Иакова и много других ветхозаветных и новозаветных святых, а также храм, красоту которого невозможно описать человеческим языком... Войдя в него, он увидел Пречистую Владычицу Богородицу, в сиянии славы, окруженную множеством ангелов и святых, среди которых был и Иоанн Златоустый, державший в руке книгу своих трудов, в полукружье дивных мужей...
И вот когда Кирилл хотел припасть к ногам Богородицы, чтобы поклониться Ей, Иоанн со множеством своих оруженосцев устремился к Кириллу, запрещая приближаться к Божией Матери и изгоняя его из храма.
Кирилл пришел в трепет, но вдруг услышал Пречистую Деву, обратившуюся к Иоанну с ходатайством, чтобы он простил Кирилла, т. к. тот согрешил перед ним не по злобе, а по неведению. Но Иоанн как бы не желал простить, и тогда Пречистая сказала: «Прости его для Меня, ибо он много потрудился для Моей чести - прославил Меня среди людей и наименовал Богородицею».
Когда Матерь Божия изрекла эти слова, Иоанн немедленно смиловался и отвечал: «По твоему, Владычица, ходатайству я прощаю его».
Затем, подойдя к Кириллу, он обнял и облобызал его, и таким образом они примирились друг с другом ...
После этого видения Кирилл, покаявшись, собрал всех египетских епископов и совершил торжественное празднование в честь святого Иоанна Златоустого и записал его в церковных книгах в сонме великих святых...
Пробыв на Александрийском патриаршем престоле тридцать два года и в течение своей жизни очистив Церковь Христову от всех бывших тогда ересей, написав много душеполезных сочинений, св. Кирилл в мире почил о Господе 27 июня 448 года, и по достоинству причислен к великим святым...
***
Тропарь святителей Афанасия и Кирилла: «Делы возсиявши православия, все погасивше злославие, победителие, победоносцы бысте, благочестием вся обогативше, Церковь вельми украсивше, достойно обретосте Христа Бога, дарующего нам велию милость».
***
Перед этими великими святыми у меня, грешного, есть свое «обязательство». Однажды утром (у себя, на северах), после молитвы прилег, задремал, было еще время перед работой, и приснилась мне совершенно неожиданно большая икона - очень красивая, яркая, сияющая золотом и красным цветом, как бы лежащая наклонно, на невидимом аналое, и это была икона святых Афанасия и Кирилла.
Это было удивительно и случилось в столетнюю годовщину рождения моего покойного отца, Павла Семеновича, в его вековой юбилей ,11 ноября 2008 г. Я не ведал, какая здесь связь... Но позже вдруг всплыло (раньше не «сцеплялось»), что в день памяти этих Архипастырей, так же как и святых родителей преподобного Сергия Кирилла и Марии, 31 января 1991 года Священным Синодом было вынесено решение о созданий новой, Магаданской епархии РПЦ. Можно предположить, что все они - наши общие «Крестные» и несомненно невидимо нас опекают, и молятся за всех нас, и живых и ушедших...
Какими словами благодарить Бога за всех Его святых?.. Которые, без сомнения, всегда рядом, и очень желают нам, совершающим свое небезгрешное «путешествие» по земле, помогать «во всех благих», трудиться для Бога, очищать и спасать душу для жизни вечной.
И подают нам сегодня святые Афанасий и Кирилл великий пример - как бесстрашно стоять за Истину, быть непоколебимыми в нашей вере и верности Христу.
Фото храма святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, что на Сивцевом Вражке в Москве