Символика золотоордынских (джучидских) монет

К вопросу об изображениях свастики и ваджры. Часть 2

Новости Москвы 
0
1502
Время на чтение 22 минут

Часть 1

От редакции. Представленный вашему вниманию материал постоянного автора РНЛ казанского историка и публициста Игоря Алексеева является продолжением ранее публиковавшихся исследований «"Богородица Булгарская?" (К вопросу о возможном изображении Богородицы с Младенцем Иисусом и христианской символики на анэпиграфных золотоордынских монетах XIII в. чеканки города Булгара /Болгара...)» и «"Руки Бога" на нумизматическом памятнике Среднего Поволжья (К вопросу об изображении славянской символики на анэпиграфной золотоордынской монете XIII в. чекана монетного двора Булгара...)».

На основе изучения изобразительно-символического ряда нумизматических памятников Улуса Джучи (Золотой Орды), сопряжённого с анализом исторических источников и научной литературы, автор показывает несостоятельность конструируемой в настоящее время «национально ориентированными» татарскими историками парадигмы об исключительно мусульманском характере «золотоордынской цивилизации», отмечая высокую степень влияния на неё местных традиционных (тюркских, финно-угорских, славянских) и привнесённых монголами религиозных культов, буддизма и христианства.

Несмотря на специфический характер материала, мы сочли полезным ознакомить с ним читателей РНЛ.

***

На лицевой стороне (аверсе) анэпиграфной монеты под № 103, согласно описанию А.З. Сингатуллиной, в двух линейных и одной точечной окружностях помещена «трёхногая тамга» с «усиками» на «круглой головке» (по сторонам - по две точки), а на обратной стороне (реверсе) - «изображение трёх рыб, соединённых общей головой» (см.: рисунок 11). [27, с. 91, 95, 103 (прорисовка)] При этом рыбы изображены в изогнутом положении, а их хвосты загнуты вправо.

В результате образуется фигура, напоминающая трёхлучевую свастику (концы «лучей» загнуты вправо) с раздвоенными концами, центром которой является «общая голова». В указанном отношении возникают прямые ассоциации с изображением трёхлучевой свастики («трискелионом») на вышеозначенной медной анэпиграфной монете (с «солнцем» на обратной стороне).

На лицевой стороне (аверсе) анонимной монеты под № 70, согласно описанию А.З. Сингатуллиной, в линейной окружности помещена «тамга с перекладиной у правой ножки, с двумя точками у головки», слева - слово «чекан», справа - «Булгар» (над и под тамгой, а также снизу, по виньетке).

На обратной стороне (реверсе) изображены «три летящие навстречу друг другу птицы».[27, с. 88]Как и в случае с предыдущей монетой (типом монет), в расположении птиц также угадываются свастические мотивы.

Качественная прорисовка (реконструкция) реверса означенной монеты и его фотографическое изображение помещены в книге В.Н.Алмантая (Иванова) «Суваро-булгарская культура. Философия символов монет и украшений» (Чебоксары, 2012 г.).[3, с. 29]

Фотографические изображения монет данного типа также имеются в «Базе данных восточных монет» («Oriental Coins Database») «ZENO.RU»в разделе зооаморфных типов анонимных серебряных джучидских монет чекана монетного двора Булгара (Болгара) конца XIII- начала XIVвв.[38]

В 2016 г. нумизматом О.В. Степановым (г. Казань) была выявлена ранее не публиковавшаяся анонимная недатированная монета чекана монетного двора Булгара (Болгара), на обратной стороне (реверсе) которой помещена многолучевая свастика.

К сожалению, из-за значительной корродированности металла монеты часть деталей изображения трудноразличимы. Вместе с тем, вполне определённо идентифицируется «солнечное колесо», в середине которого находится небольшой круг с точкой посередине.

От круга отходят двенадцать или одиннадцать «лучей», концы которых предположительно загнуты в правую стороны и так плотно подходят к соседним лучам, что фактически образуют цельное «колесо» (с разрешения владельца монеты публикуется выполненная мной прорисовка /реконструкция/ её реверса - см.: рисунок 12).

Похожий солярный символ, имеющий кружок с точкой посередине, с двенадцатью «лучами» и двенадцатью точками между их концов присутствует также на одной из сторон анонимной недатированной монеты чекана «Орды Базар» (монета описана Р.Ю. Савостой под № 65 в разделе «Чекан Орды» каталога «Медные монеты Золотой Орды, Западная часть Улуса Джучи»). [25, с. 71]

Вновь выявленные нумизматические памятники, помимо прочего, служат доказательством того, что «линейка» опубликованных к настоящему времени золотоордынских (джучидских) монет (типов монет) с изображениями свастики и свастических символов является далеко не полной.

Весьма любопытная композиция украшает обратную сторону (реверс) анонимного пула чекана Хаджи-Тархана 799 (۷۹۹) года хиджры(1396/1397 г.), лаконичное описание («Орнамент») и прорисовка которого приведены, в частности, в статье В.Б. Клокова и В.П. Лебедева «Монетный комплекс с Селитренного городища (Золотая Орда, г. Сарай)» под № 96/2.

На прорисовке «орнамента» чётко видны два наложенные друг на друга символа: гексаграмма (шестиконечная звезда) и «вихревая» шестилучевая свастика (концы «лучей» загнуты вправо), в середине которых помещена розетка с семью точками (см.: рисунок 13). [12, с. 109, 134 (прорисовка)]

«Вихревые розетки» и изображения «солнечных ликов» присутствуют также на медных монетах (типах монет) чекана Крыма и чекана Сакчи разных лет.[25, с. 17, 40.; 15; 16]

Таким образом, выявленные монеты (типы монет) с изображением свастики и свастических орнаментов относятся к различным периодам истории Золотой Орды (Улуса Джучи), и чеканены в разных городах и регионах.

Как видно из редких описаний, наличие свастики на золотоордынских (джучидских) монетах либо не объясняется вовсе, либо связывается с тибетской буддистской традицией, привнесённой монголами. Однако, свастические символы, как свидетельствуют данные археологии, были хорошо известны и распространены на обширных «исторических территориях» Золотой Орды (Улуса Джучи), особенно в местах проживания славян и финно-угорских народов, задолго до прихода монголов.

«Архаическое» разнообразие свастических символов, размещённых на золотоордынских (джучидских) монетах, на мой взгляд, является результатом влияния не только привнесённой монголами тибетской буддистской традиции, но и более древних верований автохтонных народов. В данном контексте ситуативное декларирование буддизма посредством чекана «локальных» монет вполне могло гармонировать с узнаваемостью этих символов местным населением.

Изображение свастики фиксируется на многих артефактах, в том числе, происходящих из поволжских «булгарских» земель. Свастические мотивы угадываются, в частности, в многочисленных «вихревых» («многолепестковых») розетках разной направленности, которые помещались на предметах быта (например, зеркалах), оружии, сбруе. [8, с. 224 (прорисовки), 225.; 18, с. 90, 108 (прорисовка).; 24, с. 91 - 92] Изображения артефактов со свастическими символами, «солнечными колёсами» в изобилии представлены в книге В.Н.Алмантая (Иванова) «Суваро-булгарская культура. Философия символов монет и украшений». [3, с. 23, 27 - 30, 37 - 40, 42 - 46, 52, 60]

Безусловно, распространение данных символов не ограничивалось «булгарскими» землями. Изображение четырёхлучевой свастики (концы «лучей» загнуты вправо) присутствует, к примеру, на сосуде, фрагменты которого были найдены во время археологического исследования Царёвского городища (предположительно, развалин столицы Золотой Орды с начала XIVв. - города Сарай ал-Джадид) в 1959 - 1966 гг. [30, с. 170]

Свастические орнаменты также издревле помещались на монетах некоторых государственных образований, вошедших впоследствии в состав Золотой Орды (Улуса Джучи). Изображения четырёхлучевой свастики (с крючкообразными «лучами», повёрнутыми как влево, так и вправо), например, в изобилии присутствовали на монетах Хорезма эпохи правления династии Афригидов (305 - 995 гг.). [4, таб. XV, XVII, XXVII, XXVIII]

Весьма важными в плане понимания трансформации свастических символов представляются выводы об эволюции мотива «солнечного колеса» в «мотив цветка», сделанные в статье 2008 г. Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой и А.Н. Прудниковой «Мотивы декора надгробий XIII - XVвв. с территории Волжской Булгарии и Крыма». «Развитие формы цветка, - утверждают, в частности, исследователи, - идёт в сторону усложнения и декоративизации, что связано с отходом от домусульманской символики этого мотива как знака солнца и его трансформацией в аллегорию цветка - первоэлемента райского сада». [5, с. 97]

В равной мере это может иметь отношение и к изображениям, помещавшимся на золотоордынских (джучидских) монетах, среди которых были очень популярны «цветочные» мотивы.

В тесной связи сосвастическими символами находятся символы ваджры (дорчже). Изображения последней (возможно, в силу технической сложности исполнения рисунка) менее «узнаваемы» на золотоордынских (джучидских) монетах, чем изображения свастики. Тем не менее, я полагаю, что таковые присутствуют на ряде монет (типов монет) как в «самостоятельном» виде, так и в качестве элементов сложных орнаментов.

В докладе на тему «"Руки Бога" на нумизматическом памятнике Среднего Поволжья (к вопросу об изображении славянской символики на анэпиграфной золотоордынской монете XIIIв. чекана монетного двора Булгара)», сделанном на научно-практической конференции «Проблемы изучения русской культуры XVI - начала XXI веков» (Казань, 2015 г.), мною было обращено внимание на то, что изображение, помещённое на одной из золотоордынских (джучидских) монет (типе монет) чекана монетного двора Булгара (Болгара) по основным параметрам идентично символу, помещённому на археологическом памятнике «Пшеворской культуры».[2]

В числе прочих, рассматриваемый символ был изображён в двух вариантах на одном из погребальных сосудов (глиняной вазе), найденных во время археологических раскопок под Лозью в 1936 г. В настоящее время этот архаический «грабельный» крест более известен как «Руки Бога» (польск. «Ręce Boga»).

Символ, изображённый на сосуде, представляет собой равносторонний крест, направленный на четыре стороны света. При этом каждая его перекладина («рука») заканчивается «гребнями» («ладонями»), которые имеют по пять «зубцов» («пальцев»), на равном расстоянии отстоящих друг от друга. В сегментах («углах») одного из вариантов креста помещены четыре четырёхлучевые свастики (концы «лучей» загнуты влево), две из которых с обычными и две с удвоенными «лучами».

Изображение, помещённое на означенной монете (типе монет) обнаруживает поразительное сходство с «Руками Бога». При этом к «несущей конструкции» добавлен ещё один элемент (встречающийся, в частности, в разном исполнении и на некоторых «классических» украинских «писанках»), который А.З.Сингатуллина описывает как расположенный на пересечении линий «кружок с точкой» [27, с. 109]. Такой же элемент, как уже было отмечено выше, наличествует и у многих свастических символов, изображённых на золотоордынских (джучидских) монетах. От «кружка с точкой» крестообразно отходят ещё четыре линии («луча») с точками на концах.

Качественная прорисовка (реконструкция) реверса означенной монеты и его фотографическое изображение (с частичным непрочеканом), в числе прочих, содержится в книге В.Н.Алмантая (Иванова) «Суваро-булгарская культура. Философия символов монет и украшений» (Чебоксары, 2012 г.) (см.: рисунок 14). [3, с. 27]

В качестве «исходной модели» данного символа может быть рассмотрена двойная крестообразная ваджра (вишваваджра), однако таковая не предполагает «пятипалости» и имеет на концах замкнуто-закруглённую форму. Вместе с тем, с учётом размещения рядом с ним на пшеворском «аналоге» свастики и других факторов, логично было бы выдвинуть гипотезу о том, что «Руки Бога» могут представлять собой некое «славянизированное» изображение вишваваджры.

Помимо прочего, помещение на одном из нумизматических памятников Золотой Орды (Улуса Джучи) чекана монетного двора Булгара (Болгара) этого символа может служить косвенным свидетельством автохтонного славянского присутствия в данном регионе (так называемом «Булгарском улусе» Золотой Орды).

«Классическое» изображение вишваваджры угадывается на неоднократно описанном и прорисованном анонимном пуле чекана Хорезма, датированном предположительно 776 (٧٧٦) годом хиджры (1374/1375 г.) или 790-ми годами хиджры. Описавший эту монету (тип монет) в работе «Денежное дело Золотой Орды» под № 471 Г.А. Фёдоров-Давыдов охарактеризовал её следующим образом: «Л[ицевая] с[торона]. В квадрате с виньетками по сторонам куфическая надпись: "Чекан / Хорезма / 76 года". Возможно, дата 776 г.х. [...]. О[братная] с[торона]. Геометрический орнамент с ромбиком в центре». [29, с. 220, таб. XXXII]

Улучшенные прорисовки монеты приведены также в статье Н.Н. Иванова 2000 г. «Монетные сборы в археологическом маршруте Хорезмской экспедиции 1966 года»[10, с. 29 - 30, 44 (прорисовка)] и на сайте «Портал нумизматики и истории Крыма» (см.: рисунок 15) [22].

Похожий символ вписан в сложный орнамент, изображённый на обратной стороне (реверсе) анонимного недатированного пула чекана «Сарая ал-Джадид», описанного в статье В.Б. Клокова и В.П. Лебедева «Монетный комплекс с Селитренного городища (Золотая Орда, г. Сарай)» под № 51/24а,б: «Л[ицевая] с[торона]. Сложное орнаментальное (4-лепестковое) построение. О[братная] с[торона]. В линейном ободке: Чекан Сарая / виньетка / ал-Джадид (два варианта по виду виньетки)» (см.: рисунок 16). [12, с. 103, 131 (прорисовка)]

В данной связи привлекает также к себе внимание так называемая «очковидная тамга», напоминающая «символ бесконечности» («∞») (часто - с вытянутыми и заострёнными концами), изображения которой достаточно широко распространены на золотоордынских (джучидских) монетах. Ранее этот знак воспринимался как «элемент украшения». В настоящее время предпринимаются попытки идентифицировать его в качестве тамги либо одного из правителей Золотой Орды (Улуса Джучи) (Тохтамыша /Токтамыша/ или старшего брата Араб-шаха Ибрагима), либо династической ветви Джучидов - Тука-Тимуридов, либо казахского племени Среднего Жуза аргын. [31, с. 16 - 33]

Вместе с тем, К.К. и И.К. Хромовы, отстаивающие последнюю версию в статье «Знак "∞" на группе джучидских монет», отмечают следующее: «Обращаясь к немногочисленным источникам по истории Улуса Джучи, следует отметить, что ни в одном из них не найдено упоминания о знаке "∞", как и о том, какой была тамга Токтамыша. Также, изображение подобного тамгообразного знака "∞" пока не зафиксировано ни на одном из археологических объектов, в эпиграфике, торевтике и т.п. Таким образом, единственными свидетельствами об использовании знака "∞" в монетной чеканке во второй половине XIVвека на территории Улуса Джучи, на сегодняшний день являются собственно монеты.

Нам стали известны 16 типов серебряных денгов и 11 типов медных пулов, в оформлении которых использован знак "∞" (с несколькими вариантами внутри некоторых типов серебра и меди), а также 5 подражательных типов монет с этим знаком».[31, с. 16]

Учитывая вышеизложенное, стоит обратить внимание на опубликованную в 2010 г. статью историка П.Н. Петрова «Ваджра на монетах Чагатаидского государства», гдеанализируется происхождение помещавшегося на монетах Чагатайского (Джагатайского) улуса орнаментального построения, которое археолог М.Е. Массон назвал «нишаном». Сам М.Е. Массон приписывал ему одновременно свойства композиционной единицы, делившего поле монеты на две части, и тамги.

В исследовании Бадарчийна Нямаа «Монголын эзэнт гурний зоосон менге ба хаадын овгийн тамга (XIII - XIV зуун)» («The coins of Mongol Empire and clan tamgha of Khans /XIII - XIV/») фотографические изображения монет с указанными орнаментальными построениями и прорисовки последних помещены в разделе «Undetermined tamghas on coins of mongol khans». [19, с. 76]

Тщательно проанализировав изобразительные и исторические аспекты происхождения данного орнаментального построения, устойчиво помещавшегося на чагатаидских монетах XIV в. «после правления Кепека (718 - 725/ 1318 - 19 - 1325) и до начала чеканки ханом Тармаширином (728 - 735/ 1328 - 1335) монет с мусульманскими легендами», П.Н. Петров пришёл к выводу о том, что оно «имеет все основания быть отождествлено с ваджрой/дорчже, с одной стороны, и может считаться всего лишь разделителем, используемым в качестве композиционного решения при организации поля стороны монеты, с другой стороны».

«В первом случае, - отмечает исследователь, - это символ, хорошо знакомый буддистам, во втором - это нейтральное изображение, ничего не говорящее мусульманскому населению государства Чагатаидов. Поэтому, на наш взгляд, рассмотренный символ может равноправно быть назван и дорчже, и разделителем, несмотря на то, что его смысловая нагрузка связана с буддизмом. При этом необходимо констатировать, что никакого отношения к знакам собственности Чингизидов (тамгам) он не имел, не имеет и иметь не может» (см.: рисунок 17). [20, с. 141]


Вышеозначенные обстоятельства дают основания предположить, что так называемая «очковидная тамга» на золотоордынских (джучидских) монетах также может представлять собой упрощённо-стилизованное изображение ваджры (дорчже). При этом нельзя исключать и возможность того, что этот символ использовался в качестве тамги каким-либо правителем или племенем.

В данной связи, в частности, представляется неслучайным одновременное размещение на одной из вышеозначенных монет (типе монет) со свастикой (анэпиграфном пуле предположительно чекана Крыма) изображения «очковидной тамги» и «украшений» в виде «узла счастья» и ромба (см.: рисунок 18). [13, с. 13 - 14]

Изображение ваджры (дорчже) в виде «разделителя» угадывается также в символе, помещённом на обратной стороне (реверсе) анонимного недатированного пула чекана Хорезма (Г.А. Фёдоров-Давыдов на изданном им варианте прочёл 787 /٧٨٧/ год хиджры). В статье 2000 г. В.Б. Клокова и В.П. Лебедева «Монетное обращение золотоордынского города Бельджамен» она описана под № 86: «Л[ицевая] С[торона]. Четыре рыбы головами к центру, между ними - растительный орнамент. О[братная] С[торона]. В квадрате со срезанными углами: "чекан / Хорезма". Между строками - сложное украшение, выступающее за стороны квадрата. В верхнем и нижнем сегментах - по виньетке» (см.: рисунок 19). [11, с. 104, 144 (прорисовка)]

Символы, напоминающие ваджру (дорчже) и вишваваджру присутствуют также в элементах сложных орнаментов, изображавшихся на других медных золотоордынских (джучидских) монетах (типах монет) чекана Крыма, Хорезма, Хаджи-Тархана, «чекана ал-Джадид» разных лет.[25, с. 25 - 26, 30, 32 - 33, 57.; 21; 22]

Из всего вышеизложенного следует, что нумизматические памятники Золотой Орды (Улуса Джучи) несут крайне ценную информацию не только об истории этого государственного образования, но и о мировоззренческих установках проживавших на его обширной территории народов. При этом многообразие помещённых на них символов прямо указывает на неоднородный религиозный характер «золотоордынской цивилизации», в которой заметное место занимали верования, восходящие к древнеиндийской и буддистской традициям.

В данной связи представляется весьма важным и перспективным дальнейшее изучение монет Золотой Орды (Улуса Джучи) на предмет выявления, идентификации, классификации и систематизации изображённых на них символов и сюжетов.

Список литературы:

1. Алексеев И. «Богородица Булгарская»? (К вопросу о возможном изображении Богородицы с Младенцем Иисусом и христианской символики на анэпиграфных золотоордынских монетах XIII в. чеканки города Булгара /Болгара/ ...) [Электронный ресурс] // Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия»: сайт. - URL: http://ruskline.ru/analitika/2014/11/14/bogorodica_bulgarskaya/ (дата обращения: 12.10.2016)

2. Алексеев И. «Руки Бога» на нумизматическом памятнике Среднего Поволжья (К вопросу об изображении славянской символики на анэпиграфной золотоордынской монете XIII в. чекана монетного двора Булгара...) [Электронный ресурс]// Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия»: сайт. - (дата обращения: 12.10.2016)

3. Алмантай (Иванов) В.Н. Суваро-булгарская культура. Философия символов монет и украшений. - Чебоксары - Москва: ООО «Чебоксарская типография № 1», 2012. - 94, (2) с.

4. Вайнберг Б.И. Монеты древнего Хорезма// Ответ. ред. С.А. Трудновская и Г.А. Фёдоров-Давыдов. - Москва: Издательство «Наука», 1977. - 193 с., таб.

5. Валеева-Сулейманова Г.Ф., Прудникова А.Н. Мотивы декора надгробий XIII - XV вв. с территории Волжской Булгарии и Крыма// Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 1. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани, 2008. - С. 95 - 100.

6. Волков И.В. Заимствования из Золотой Орды в оформлении русских монет конца XIV - первой половины XV в. [Электронный ресурс]// Русские монеты 14 - 17 веков: сайт. - URL: http://www.rus-moneta.ru/stat_1.php (дата обращения: 12.10.2016)

7. Гончаров Е. Джучидские монеты в контексте тюркской и мусульманской культур[Электронный ресурс] // Сайт города Кунград: сайт. - URL: http://kungrad.com/history/st/moneti/ (дата обращения: 12.10.2016)

8. Горелик М.В. Предметы престижно-репрезентативного круга из кургана 1 Белореченского могильника// От Онона к Темзе. Чингис и дыиих западные соседи = From the river Onon to Thames. Chingizidsand Their WesternNeighbors: к 70-летиюМарка Григорьевича Крамаровского: [сборник]/ [ред.-сост.: В.П. Степаненко, А.Г. Юрченко]. - Москва: Издательский дом Марджани, 2013. - С. 220 - 243.

9. Дубровский М. (Dubrovsky M.) Каталог-ценник монет Золотой Орды 14 века, включая наиболее редкие (Price-guide for coins of the Golden Horde /rare items, 14 cent. plus cms./). - Б.м. - «Ulus Juchi» [Волгоград], б.г. - «The year of Snake» [2013]. - 46, (1) с.

10. Иванов Н.Н. Монетные сборы в археологическом маршруте Хорезмской экспедиции 1966 года// Древности Поволжья и других регионов. Сборник статей. Вып. III. Нумизматический сборник. Том. 2. - Нижний Новгород: Институт промышленного развития «Информэлектро», 2000. - С. 24 - 45.

11. Клоков В.Б., Лебедев В.П. Монетное обращение золотоордынского города Бельджамен// Древности Поволжья и других регионов. Сборник статей. Вып. III. Нумизматический сборник. Том. 2. - Нижний Новгород: Институт промышленного развития «Информэлектро», 2000. - С. 56 - 147.

12. Клоков В.Б., Лебедев В.П. Монетный комплекс с Селитренного городища (Золотая Орда, г. Сарай)// Древности Поволжья и других регионов. Сборник статей. Вып. IV. Нумизматический сборник. Том. 3. - Нижний Новгород: Институт промышленного развития «Информэлектро», 2002. - С. 73 - 165.

13. Лебедев В. Корпус монет Крыма в составе Золотой Орды. III. Монеты времени Токтамыша, его соперников и преемников (1375 - 1430)// Нумiзматика i Фалеристика (Киев). - 2000. - № 3. - С. 10 - 15.

14. Лебедев В., Клоков В. Монеты с юго-восточных окраин Сарая// Татарская археология - Татар археологиясе. - 2001. - № 1 - 2 (8 - 9) (Золотая Орда: археология, нумизматика, архитектура). - С. 22 - 52.

15. Монеты Крыма. Часть 1[Электронный ресурс]// Портал Нумизматики и Истории Крыма: сайт. - URL: http://coins.ucoz.ru/index/0-42 (дата обращения: 12.10.2016)

16. Монеты Крыма. Часть 2 [Электронный ресурс]// Портал Нумизматики и Истории Крыма: сайт. - URL: http://coins.ucoz.ru/index/0-43 (дата обращения: 12.10.2016)

17. Мухаметшин Д.Г. Монеты с Торецкого поселения. К вопросу о денежном обращении в Булгарском Улусе конца XIV - начале XV вв.// Нумизматика Золотой Орды. Сборник научных статей. Выпуск I. - Казань: ООО «Фолиант», Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2011. - С. 65 - 81.

18. Недашковский Л., Ракушин А. Бронзовые зеркала второй половины X - XIV в. из музеев Саратовской области// Татарская археология - Татар археологиясе. - 1998. - № 2 (3) (Кочевой мир средневековой Евразии). - С. 32 - 51.

19. Нямаа Б. The coins of Mongol Empire and clan tamgha of Khans (XIII - XIV)/ Монголын эзэнт гурний зоосон менге ба хаадын овгийн тамга (XIII - XIV зуун). - Улаанбаатар, 2005. - 254, (1) с.

20. Петров П.Н. Ваджра на монетах Чагатаидского государства// Актуальные проблемы истории и культуры татарского народа. Материалы к учебным курсам: в честь юбилея академика АН РТ М.А. Усманова. - Казань: Издательство Министерства образования и науки Республики Татарстан, 2010. - С. 123 - 141.

21. Пулы чекана Хаджи-Тархана[Электронный ресурс]// Портал Нумизматики и Истории Крыма: сайт. - URL: http://coins.ucoz.ru/index/0-41 (дата обращения: 12.10.2016)

22. Пулы чекана Хорезма [Электронный ресурс]// Портал Нумизматики и Истории Крыма: сайт. - URL:http://coins.ucoz.ru/index/0-38 (дата обращения: 12.10.2016)

23. Пырсов Ю.Е. Каталог джучидских монет Саратовского областного музея краеведения. - Казань: Издательство Казанского университета, 2002. - 64 с.

24. Руденко К. Золотоордынская эпоха в Среднем Поволжье (по археологическим данным) // Татарская археология - Татар археологиясе. - 2006. - № 1 - 2 (16 - 17) (Кочевой мир средневековой Евразии и Золотой Орды). - С. 89 - 196.

25. Савоста Р.Ю. Медные монеты Золотой Орды. Западная часть Улуса Джучи. Каталог. - Луганск: ООО ПЦ «Максим», 2013. - 73, (1) с.

26. Сарайшық тиындары - Монеты Сарайчика/ З. Самашев, Р. Бурнашева, Н. Базылхан, В. Плахов. - Алматы, 2006. - 181, (2) с.

27. Сингатуллина А.З. Джучидские монеты поволжских городов XIII века. - Казань: Издательство «Заман», 2003. - 192 с.

28. Тростьянский О.В. Монеты Казанского ханства (Монетный комплекс XV века из округи Камаевского городища)// Нумизматика Золотой Орды. - 2014. - № 4. - С. 148 - 152.

29. Фёдоров-Давыдов Г.А. Денежное дело Золотой Орды. - Москва: «Палеограф», 2003. - 351, (1) с.

30. Фёдоров-Давыдов Г.А., Вайнер И.С., Мухамадиев А.Г. Археологические исследования Царёвского городища (Новый Сарай) в 1959 - 1966 гг.// Поволжье в средние века/ Ответ. ред. А.П. Смирнов. - Москва: Издательство «Наука», 1970. - С.68 - 171.

31. Хромов К.К., Хромова И.К. Знак «∞» на группе джучидских монет// Восточная нумизматика в Украине. Часть III. Улус Джучи, Крымское ханство и сопредельные государства в XIII - XVIII вв. Сборник публикаций/ Под ред. К.К. Хромова. - Киев: Издательство «Купола», 2013. - С. 16 - 33.

32. Шельди Н.М. Булгаро-татарские монеты XIII - XV веков. Практическое пособие для нумизматов-ориенталистов. - Казань: Редакционно-издательский центр «Титул», 2002. - 167, (1) с.

33. Янина С.А. Монеты Золотой Орды из раскопок и сборов Поволжской археологической экспедиции на Царёвском городище в 1959 - 1962 гг.// Поволжье в средние века/ Ответ. ред. А.П. Смирнов. - Москва: Издательство «Наука», 1970. - С. 194 - 218, рис. 1 - 4.

34. 767, swastika /////// Anonymous, 760s - 770s ////// Gulistan ///// Lower Volga //// Juchid, ca. 650 - 886 /// ISLAMICWORLD // Home [Электронный ресурс] / ZENO.RU - Oriental Coins Database: сайт. - URL: http://www.zeno.ru/showgallery.php?cat=5523 (дата обращения: 12.10.2016), URL: http://www.zeno.ru/showgallery.php?cat=5523&page=2 (дата обращения: 12.10.2016)

35. AE puls, no date ////// Azaq ///// Black Sea region //// Juchid, ca. 650 - 886 /// ISLAMIC WORLD // Home [Электронный ресурс] / ZENO.RU - Oriental Coins Database: сайт. - URL: http://www.zeno.ru/showgallery.php?cat=9412(датаобращения: 12.10.2016)

36. Copper ///// Unidentified //// Juchid, ca. 650 - 886 /// ISLAMIC WORLD // Home [Электронный ресурс] / ZENO.RU - Oriental Coins Database: сайт. - URL: http://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=117698 (дата обращения: 12.10.2016)

37. Foreign coins unearthed at Jujid sites //// Juchid, ca. 650 - 886 /// ISLAMIC WORLD // Home [Электронный ресурс] / ZENO.RU - Oriental Coins Database: сайт. - URL: http://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=93868 (датаобращения: 12.10.2016)

38. Zoomorphic type //////// AR /////// Anonymous coins, later 13th - early 14th C. ////// Bulgar ///// Middle Volga //// Juchid, ca. 650 - 886 /// ISLAMIC WORLD // Home [Электронный ресурс] / ZENO.RU - Oriental Coins Database: сайт. - URL: http://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=138310 (дата обращения: 12.10.2016), URL: http://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=156023 (дата обращения: 12.10.2016), URL: http://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=172310 (дата обращения: 12.10.2016), URL: http://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=27801 (дата обращения: 12.10.2016), URL:http://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=111188 (дата обращения: 12.10.2016), URL: http://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=111947 (дата обращения: 12.10.2016)

Алексеев Игорь Евгеньевич, кандидат исторических наук (г. Казань)

Впервые опубликовано (с редакторскими правками): Алексеев И.Е. Об изображениях свастики и ваджры на золотоордынских (джучидских) монетах// Знаки и знаковые системы народной культуры. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Знаки и знаковые системы народной культуры» (Санкт-Петербург, 9 - 11 декабря 2016 г.). Доклады, исследования и сообщения в 2-х книгах/ Знаковедение. - I том (Книга 1). - Санкт-Петербург: Издательство Смольного института Российской академии образования (отпечатано в типографии ООО Издательский дом «Петрополис»), 2016. - С.с. 315 - 342. - (АНО ВПО «Смольный институт Российской академии образования»)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Алексеев
«Событие сие отпраздновано было в нашем городе с небывалою для Казани торжественностию...»
Празднование в 1879 г. трёхсотлетия обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери
21.07.2023
Пьянство и эпидемии
Из воспоминаний и наблюдений докторов медицины Н.Ф. Высоцкого, И.В. Годнева, В.П. Первушина и других…
14.09.2021
Пощёчина
Стихотворение
15.08.2021
Все статьи Игорь Алексеев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02