Сон о XIX веке Лины Мкртчян

К предстоящему 45-летию творческой деятельности певицы, с 2000 года автора и ведущей благотворительного духовно-просветительского Цикла «Возвращение на Родину»

0
508
Время на чтение 4 минуты

...Ей было чуть больше шестнадцати. От голоса затаилось дыхание - не потому, что нужно было прислушаться, хотя звучал голос совсем тихо, в любимой градации от mezzoforte до mezzopiano. В нем не было ничего внешнего, театрально-оперного, не было демонстративной вокальной виртуозности- звучала одна душа. Умный, благородный, сдержанный («сдержанность - это когда есть что сдерживать») - это был голос Лины Мкртчян, звучала западноевропейская духовная музыка. Радиоточка - не Бог весть какой «концертный зал», но руки оставили все дела и замерла душа от благоговейного пения, - нет, не пения - Богообщения, и тихого, скромного рассказа о себе в качестве ответов на вопросы радио корреспондента. Таково было первое знакомство с великой певицей нашего времени. Шел XX век, середина 90-х годов.

Еще была большая виниловая пластинка с романсами Чайковского. На конверте фото светловолосой красавицы с по-московски закруглёнными чертами лица, в котором читалась сила духа.

Слушательский опыт сотрудника музея Чайковского специфичен: среди концертов Музея есть два ежегодных праздничных музыкальных собрания, посвященных Дню рождения и Дню памяти величайшего гения русской музыки, и на этих концертах романсы звучат постоянно с несколько намеренной праздничной яркостью, что можно обосновать и оправдать.

Но в записях романсов Чайковского, исполненных Линой Мкртчян, подкупает отсутствие именно этой праздничной концертности, поверхностной динамичности. Те же градации от mf до mp производят впечатления почти речи вполголоса, подобной глубокому внутреннему раздумью, случайно произносимому в отсутствии собеседника, что абсолютно противоположно эмоциональной открытости музыкальной речи Чайковского, которая всегда - обращение к собеседнику, слушателю, обращение с бесстрашием и искренностью, по которым мы привыкли его узнавать. И вдруг трагедия, и драма, и солнечное счастье - все ушло в глубь души, которая не распахнется навстречу, чтобы во всеуслышание поделиться своими переживаниями, ибо если это произойдет - душа разорвётся...

Господь сподобил приблизиться, - и вот уже седьмой год (Циклу уже 17 лет...) честью и счастьем почитаю бывать на высоко элитарных собраниях Лины Мкртчян в Доме кино «Возвращение на Родину», не уставая удивляться колоссальной работе интеллекта, взыскательности и бережности в отношении к участникам, выступающим, которых автор и ведущая называет своими «героями» - это «звездный» круг собеседников, сконцентрировавшихся близ великой артистки.

И в этом высоком кругу - незаслуженная, неожиданная награда - серия дисков с записями певицы, полученных из рук самой Елены Владимировны, записей, отмеченных международным знаком FFFF - свидетельство наивысшего исполнительского мастерства! Духовная европейская и русская музыка, музыкальные прочтения великой русской поэзии, а среди записей Вагнера, Шуберта, Брамса, Даргомыжского, Мусоргского, Свиридова - конечно же, Чайковский - непривычный, казалось бы, новый, но самый верный - ведь сам композитор «как огня боялся сентиментальности».

Но больше всего душа обрадовалась, слушая Глинку! Свет «Золотого века» русской музыки, его заря, начавшаяся с моцартианства-пушкинианства с классически совершенными ясностью, стройностью, простотой гениальности, где гений - почти ребёнок, который всё понял лучше всех, ибо он чище и незамутнённее всех! Всё звучит как грёза, услышанная во сне, и этот сон о XIX веке начинается с легкого кошмара «Ночного смотра». О потусторонности его призраков повествуется голосом, моментами напоминающих призрак Графини из «Пиковой дамы» ("Спаси Лизу, женись на ней!").

Гениально просто: медленнее обычного начинается «Попутная песня» - разгоняется поезд из Царского Села в Петербург и все быстрее вместе с поездом летит элегическая «тайная дума».

Подобно дуновению, блику «серебримой луной» Бренты баркарола «Венецианская ночь»! Любимые с детства мелодии «Жаворонка», «Чудного мгновения» уносят ввысь душу. Благородно страдание «Сомнения» и «Не искушай». Женская обездоленность Маргариты звучит сквозь тень счастья как и в романсы «Ах, когда б я прежде знала», но русский музыкальный язык звучит иначе, чем речь героини Гёте. Предчувствия «бездушного света», вспышка надежды о «непривычном счастье». Проследование романсов - шедевр драматургической цельности: всё заканчивается молитвой, уносящей душу к Богу и «Колыбельной», исполненной с родительской бережностью.

Мелодии невесомо парят в воздухе, и от природы низкий тембр певицы обретает бесплотность, соединенную с почти детской непосредственностью, естественностью и внешней безыскусностью величайшего мастера, чей голос спускается к нам с ангельских высот над которыми уже веет тот самый «хлад тонкий» присутствия Божьего.

Таков он - сон о XIX веке - Лины Мкртчян.

С земным поклоном, благоговением и благодарностью за утоление тоски по благородству,

Галина Степановна Сизко, музыковед, старший научный сотрудник Дома-Музея П.И. Чайковского в Клину

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Божией помощи!!!

Спаси Господи, рабу Твою Елену (Лину)!!! На таких вот носителях Божьего дара и стоит Русь. Больно, конечно, что подобные подлинные глубины нашей культуры сокрыты для многих за мишурой пошловатого "ширпотреба", но радостно за таких как Лина (во святом крещениий Елена), достойно несущих свой крест... Храни, Господь, рабу Твою!
Василий+ / 12.02.2017, 11:55
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии