Гуманитарное образование в стабилизации и устойчивом развитии российского социума

Генассамблея ООН по Украине 
0
658
Время на чтение 41 минут

1.Богата, интересна и весьма поучительна 120-летняя история становления и развития Московского государственного университета путей сообщения, тесно связанного с развитием железнодорожного транспорта России. Историческая дистанция железнодорожного транспорта, начиная с 20-30 годов XIX века, приближается к двухсотлетию. Перемены и сдвиги, которые происходили в этой важнейшей отрасли хозяйства, предопределяли организацию, структуру и профиль вуза, количественные и качественные изменения в подготовке высококвалифицированных специалистов транспорта, требовали оперативного решения подготовки инженерных кадров.

Длина мировых железнодорожных путей превышает 1млн. 300 тыс. километров. Транспортные артерии нашей страны связали ее необъятные просторы в единое социально-экономическое пространство. Железнодорожный транспорт стал не просто локомотивом, а подлинным лидером индустриального и социокультурного развития. Скорость, вес, тяга подвижного состава обеспечивали интенсивно возрастающий объем грузоперевозки и мобильность пассажиропотока, поддерживая стальным плечом хозяйственный подъем страны. На рубеже ХХ - XXI вв. открывается новый стратегический этап в развитии транспорта, встают перед ним масштабные задачи технико-технологического перевооружения. Железные дороги вновь выдвигаются на лидерские позиции в современном все более взаимосвязанном мире. Высокоскоростные магистрали, тяжеловесное движение, контейнерные перевозки, пространственно-временная мобильность пассажирских и грузовых потоков, надежная логистика и современный комфорт делают железнодорожные коммуникации не только экономически более эффективными, но и привлекательными, устойчивыми и безопасными.

Юбилейный для МГУПС (Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II) год совпал с острокризисными событиями, сотрясающими современный мир, захватившими российский социум и сферу нашего образования. В это нелегкое время для страны и нашего вуза мы должны не утратить накопленный за 120-летие потенциал развития и выйти из непростой ситуации жизнеспособными, активно развивающими и социально востребованными. Теплые слова, в первую очередь, в адрес наших дорогих ветеранов - преподавателей и сотрудников института, внесших свой неоценимый вклад в становление и развитие института, укрепление его авторитета. Горячие поздравления выпускникам и нынешним студентам, достойно несущим эстафету вуза. На страницах готовящегося издания к началу конференции Вы найдете человеческие судьбы, увидите их в обстоятельствах времени, в смене эпох и уклада жизни. Главное - это люди, не только назвавшие себя, но и ставшие преподавателями и студентами. Вспомним всех поименно! Во все времена - они главное богатство и достояние, которое не устаревает.

Высшая и конечная цель образования неизменна - «сделать учащегося человеком». Таким эпиграфом открывалась статья Николая Ивановича Пирогова «Задачи жизни», вызвавшая большой резонанс в русском образованном обществе середины XIX века. Это - человеко-образование, человеко-творение, человеко-созидание. Это формирование личности в соответствии определенному образу, идеалу и смыслу человеческого бытия. Без Образа может быть только безобразие. Форменное или фирменное. Вот как видел и ставил эту задачу Николай Павлович Петров, видный государственный деятель, создатель Транссиба, известный ученый в области транспорта, инициатор образования ИМИУ, впоследствии МИИПС и МИИТ, а ныне крупнейшего российского вуза - Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II (МИИТ). В своем слове при открытии института 14 сентября 1896 года он указал на особую роль и силу духа в образовании и воспитании инженерных кадров: «Чтобы дух этот и в инженерной технике достиг такой же высоты и развил такую же высокую мощь, какую обнаружил в нашей прекрасной литературе и какую не раз проявлял при достижении своих исторических исконных идеалов, - трудясь на лоне церкви, на мирном поприще и с мечом в руках». Каким диссонансом стало заявление бывшего министра образования России А.А. Фурсенко: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».[1]

Такой подход отвергает самое главное - креативное начало образования и воспитания. Образование вообще, тем более на его высшей профессиональной ступени, может называться таковым лишь в той мере, в которой общие и специальные знания и умения строятся на фундаменте национального и общечеловеческого культурно-исторического развития. В креативно-педагогической парадигме это целевое назначение составляет суть фундаментализации, гуманитаризации и реальной демократизации высшего профессионального образования.

Социально - экономическое развитие общества и духовное возрождение нашей Родины требует надежного кадрового сопровождения. Необходима подготовка профессионалов современного уровня, с основательным гуманитарным знанием, человека культуры, с высоким запасом духовной прочности. Во всем современном мире приоритеты образования, его роль, ведущий и определяющий вклад в экономическом развитии и общественном воспроизводстве, в целом, обще признаны. Генеральная Ассамблея ООН объявила 2005-2014 годы Десятилетием по образованию. Его основная цель - укрепление центральной роли образования в осознании и содействии переходу к устойчивому развитию и повышению качества преподавания и обучения.

Важнейшей предпосылкой развития общества является осознание необходимости сохранения фундаментальных основ и базовых принципов современного образования. Образование есть важнейший социальный институт и специфическая сфера общественного воспроизводства. Образование всех ступеней и уровней - это поистине сфера всеобщих интересов. В ней учится и занято до четверти всего населения нашей страны - учащихся детей и подростков в общеобразовательной школе и системе профессиональной подготовки, студентов высших и средних профессиональных образовательных учреждениях вместе с учительским и профессорско-преподавательским составом и штатом сотрудников. Оно призвано обеспечить всем гражданам равные возможности получения достойного уровня подготовки как основы благосостояния личности и ее социальной мобильности. Образование, особенно на завершающей ступени профессиональной подготовки будущих специалистов, выступает стратегическим ресурсом устойчивого развития страны, стабильности, формирования социокультурного и духовного единства общества. И быть не полем боя и конкуренции, а стать зоной гражданского согласия, обеспечивающего гармонизацию социальных и межнациональных, местных и региональных, в целом - общероссийских интересов. Процесс образования и воспитания должен быть увязан с социокультурной полисферой и, в целом, со всеми аспектами жизни общества. В современных условиях такая взаимосвязь рассматривается с позиций воздействия образования на становление инновационной и эффективной экономики с духовно-нравственным миропорядком развития всех отраслей хозяйства, здравоохранения и культуры, экологии, обороны и национальной безопасности, сбережения народа и территории страны, важнейшими направлениями оптимального воспроизводства и достойными условиями социального жизнеобеспечения людей. Образование как органичная и целостная система выступает основным движителем и механизмом развития всех других сфер и элементов общества и поэтому оно на деле должно стать из ведомства (отрасли) сферой целостной общественной практики.

Самый сложный и судьбоносный вопрос - о содержании и приоритетах в развитии самого образования. Каковы методологические основания, цели и принципы определения содержания образования? Пути формирования его базового ядра и предметного наполнения в соответствии с общественным, социальным и личностным запросами? Его опережающего ответа требованиям социально-экономического и научно-технического прогресса в образовательных стандартах, учебных планах, программах, учебниках, материально-технической базе и всей профессионально-образовательной и социально-воспитательной инфраструктуре? Нужно ли воспитание в вузе, чему воспитывать и как - отнюдь не отвлеченные философские, а жизненно важные, государственно-значимые и приоритетные вопросы для всего образовательного комплекса страны.

Должны быть поставлены и решены вопросы определения самого содержания образования, приоритетности образования и науки в осуществлении модернизации современного российского общества, взаимодействия рыночных и плановых регуляторов в подготовке специалистов, обоснованного соотношения общеобразовательного, гуманитарного, фундаментального, общепрофессионального и специального циклов в учебных планах и предметных программах.

Неоспоримым преимуществом и достоинством российской высшей школы были и должны быть сохранены принципы универсальности и фундаментальности образования; целостности и полноты становления личности, отвечающие принципам гуманизации и целям гуманитаризации образования; соответствия отечественным традициями и российской ментальности. Именно эти базовые принципы и приоритеты закладывают мировоззренческие, теоретические, методологические основы высшего профессионального образования по всей номенклатуре направлений и специальностей, определяет выбор предметов, циклов учебных дисциплин, их содержательное и смысловое образовательное поле, диктует определённые формы и методы обучения.

2. На территории Российской империи (не считая Финляндии и Польши) к концу девятнадцатого века численность студенчества во всех учебных заведениях не превышала 25 тыс. чел. Даже в наиболее успешном и показательном для сравнения 1913 году во всех российских вузах обучалось 113 тыс. студентов. Это сопоставимо в количественном отношении только с одним самым крупным современным университетом страны - Московским государственным университетом путей сообщения, общий контингент студентов всех форм обучения в котором превышает 113 тысяч человек. В период классического домонополистического капитализма студенчество продолжало оставаться весьма тонкой социальной прослойкой, формировавшейся исключительно из привилегированных классов и сословий, в массе своей было заражено консервативным духом и корпоративностью, а питомцы университетов, как правило, повторяли социальные позиции своих «отцов». Узкий масштаб буржуазных революций и общественных преобразований от университетов «требовал только адвокатов как лучшее сырье, из которого формировались их политические деятели».[2]

Задолго до всех драматических потрясений ХХ века пророческим оказалось предупреждение А.И. Герцена относительно коренной ломки общественных устоев. Как диалектик, он полагал что «...новые формы должны все обнять и вместить в себе все элементы современной деятельности и всех человеческих стремлений, не душить одни стихии в пользу других, а уметь все согласовать - к общему благу. Новый водворяющийся порядок должен явиться не только мечом рубящим, но и силой хранительной. Нанося удар по старому миру, он не только должен спасти все, что достойно спасения, но и оставить на свою судьбу все не вмещающее, разнообразное, своеобычное. Горе бедному духом и тощему художественным смыслом перевороту, который из всего былого и нажитого сделает скучную мастерскую, которой вся выгода будет состоять в одном пропитании...

Нет, великие перевороты не делаются разнуздыванием дурных страстей. Я не верю в серьезность людей, предпочитающих ломку и грубую силу развитию и сделкам. Проповедь нужна людям - проповедь неустанная, ежеминутная...Апостолы нам нужны прежде авангардных офицеров, прежде саперов разрушения, - апостолы, проповедующие не только своим, но и противникам». А иначе: «Дико необузданный взрыв, вынужденный упорством (старого - А.В.), ничего не пощадит, сила истребления уничтожит вместе с межевыми знаками и те пределы сил человеческих, до которых люди достигали во всех направлениях с начала цивилизации».[3]

В советский период образование стало общенародным, общегосударственным и партийным приоритетом. В сфере высшего образования было занято около полумиллиона педагогических работников, а общая численность всех занятых приближалась к шести миллионам. Более чем в 40 раз возросла численность студенчества, почти в 70 раз увеличился выпуск специалистов. Только три ведущих московских вуза - МГУ, МВТУ им. Н.Э. Баумана и МГУПС выпускали специалистов больше, чем все 105 высших учебных заведений царской России. Высшая школа становилась одной из крупнейших непроизводственных отраслей народного хозяйства. В 80-е годы начался переход на новые учебные планы, которые для вузов служат основным государственным документом. Закладывался программно-целевой подход к планированию потребностей в подготовке и распределению специалистов, предпринимались меры по унификации и укрупнению дисциплин, имеющих единую научную базу и метод. Устанавливался оптимальный порядок их изучения на основе рационализации структуры аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов. Предусматривались серьезные меры по усилению практической направленности профессионального образования, обеспечению единства и взаимосвязи всех звеньев и уровней общеобразовательной и профессиональной школы, использованию возможностей непрерывного образования, повышению квалификации и переподготовки кадров, информатизации и компьютеризации. До пресловутой «перестройки» изменения в образовательной системе носили, в основном, характер совершенствования и улучшения. Школа продолжала следовать принципам научности, системности и основательности преподавания и изучения основного цикла дисциплин, достижения содержательного и смыслового единства образования, целостности процесса обучения и воспитания учащихся, соответствующего дидактического обеспечения. Школа оставалась единой, государственной, общеобразовательной системой, всеобщей и обязательной для всех практически до совершеннолетия, имела трудовую направленность на основе освоения общих политехнических начал. «Новое» политическое мышление и курс, взятый на «ускорение» и последующую «перестройку» в конечном итоге привел не к обновлению социализма, а к слому всего общественно-государственного строя страны. Необходимость преобразований школы объяснялась задачами преодоления консерватизма, приближения образования к жизни и запросам практики, развития педагогической инициативы и самоуправленческих начал.

С сожалением приходится констатировать, что глубина, системность и острота общественного кризиса не спадают. Страна находится в состоянии постоянного лихорадочного реформирования всего и вся. Правда, термин «реформирование» заменяется сегодня на более благозвучное слово «модернизация». Создается даже впечатление, что взят какой-то долговременный подряд на реформы, сработанный на разрушение России. Скажем так: все, что от-реформировано - нежизненно, несостоятельно, как говорят в народе - «приказало долго жить». «Крестовый поход» экономистов, юристов и «эффективных менеджеров» во власть, производство, образование, культуру и науку закончился позорным крахом, чередой непрекращающихся кризисов. Наиболее провальным из них стал дефолт (1998) и не преодоленный до конца кризис 2008-2009 годов, перешедший в новую фазу на рубеже 2014-2016 гг. Человеческая и социальная плата становится непомерной. Разрушительные и видимые последствия кризиса достигают необратимых пороговых значений в различных сферах жизни общества и человека. За «лихое время» Россия потеряла более половины валового продукта. Еще более значимы потери в качественном отношении - в де-индустриализации экономики, падении производительности труда, снижении до полпроцента в мировом производстве наукоёмкого и инновационного сектора. Сужается воспроизводственный потенциал страны. Разрушаются основные системы жизнеобеспечения. Необходимо мужественно признать, что мы входим в новый виток нестабильности. Стране не предложено ясного стратегического общенационального социально-экономического проекта. Общество глубоко расколото по десяткам направлений и позиций экономического, социального, политического, регионального, идеологического и другого характера. Думается, что всуе задаваться вопросом, а кто взрывает наше единство? Сознание людей целенаправленно вводится в состояние гипнотической податливости чуждым духовно-нравственным и мировоззренческим позициям, ввергается в бездну ценностного плюрализма, аксиологического релятивизма и плоского редукционизма. В культуре и науке, образовании и воспитании конкурируют целенаправленно навязываемые обществу противоположные ценностные установки, взаимоисключающие духовное единение народа.

Россия переживает невиданную трансформацию базовых социальных институтов, обусловленную «заданным» изменением ментальности народа, его психологии, мировоззрения и социально-демографической структуры. Уже в проекте «Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Часть первая. Начальная школа. Основная школа (М.,2002)» прямо формулировались установки, которые были «рассчитаны на долговременные цели... для эволюционной смены менталитета общества через школы». Вот суть дальнейшего реформирования, трансформации, модернизации нашей школы в либерально-демократическом радикальном концепте! Нынешний куратор Высшей школы экономики, бывший министр экономики Е.Г. Ясин в одной из своих работ «Модернизация экономики и система ценностей» в качестве стратегической задачи обосновывает необходимость коренного изменения традиционной системы духовных ценностей русского народа. Идет направляемая либерализация и трансформация социально-педагогического идеала в соответствии с ценностями гражданского общества, с акцентом на права и свободы, толерантность и политкорректность сознания. В основу нового поколения стандартов кладется социализация, адаптация и приспособление к внешним условиям. Ставится цель постепенной замены мировоззренческой матрицы и менталитета народа через образование и воспитание.

Гуманитарное образование не выходит из тисков глубокого кризиса и разрушительного плюрализма, духовно-мировоззренческой неопределенности, идеологической всеядности общественного и индивидуального сознания, ценностного релятивизма, гипнотической податливости инородным и чуждым манипуляциям. Прямо скажем: плюрализм хорош и допустим на рынке. Но не в голове и сознании человека. Когда внутренний духовный мир человека расколот, а мысли идут в противоположных направлениях, в медицине этот клинический случай диагностируется шизофренией. А у нас, в обществоведении, плюрализм называется «наукой». Односторонний акцент на свободы и права человека, на так называемые общечеловеческие ценности в отрыве и противопоставлении их интересам и потребностям общества, государства, народа, социальным общностям различного уровня и ответственности перед ними искажает сам смысл свободы. Современный либерально-демократический стандарт жизни утверждает искаженный идеал свободы как высшей, абсолютной, непререкаемой и универсальной ценности. В образовании это воспринимается в качестве исходного основания ложной идеи человеко-божия, его бесконечности. Любое «смирение» или ограничение самодостаточности личности считается слабостью души и воспринимается как покушение на свободу человека. Истоки такой гордыни и ложной самоуверенности коренятся в абсолютизации свободы как непререкаемой ценности. Конечно, дух без свободы гаснет, но и свобода без духа разнуздывается. Свобода в грехе и свобода от совести - худший вид рабства человека. Справедливо и глубоко суждение, что человек должен быть господином своей воли, но рабом совести. Такое «рабство» - это не плен души, а ее само поднятие до идеала объективно сущего и объективно лучшего, не только для себя самого, но и для всех других людей. Его можно рассматривать как своеобразную чуткость и зоркость души, ее смирение и благоговение перед совершенством Божиим в совести, добре, правде-истине, красоте и любви - не порабощает, а освобождает человека от греха и злого начала.

Преобразования, начатые в высшей школе, были свернуты, а образовательная и профессиональная система оказалась в глубоком кризисе и практически само выживания в условиях перехода к рыночным отношениям. В мировом рейтинге по уровню и качеству человеческого капитала началось неуклонное падение российского образования. И все же высшая школа выстояла. Она продемонстрировала способность само воспроизводства и выживаемости в самое трудное время реформ. Российское образование, несмотря на все попытки его реформирования и модернизации, продолжает оставаться классическим. Ему присуща фундаментальность, последовательность, системность и полнота, что позволяет ему даже вопреки всем кризисным обстоятельствам занимать высокий мировой рейтинг, оставаясь в первой двадцатке государств по образовательным позициям.

3.В методологическом и теоретическом плане предстоит восстановление, реконструкция и актуализация творческого наследия русской философской и общественно-педагогической мысли. Ее потенциал должен служить для современной разработки и практического воплощения выверенной диалектики духовного и социального в становлении и самоопределении полноценной личности. Русская религиозно-философская мысль и, в частности, идеал-реализм, были адекватным ответом на вызовы времени. Идеал-реализм - это не одно из течений и школ в многообразии русской мысли, а главное и ведущее направление всей духовной культуры, ее вершинное достижение в духовном осмыслении и постижении нашего национально-исторического своеобразия и призвания. Н.А. Бердяев, один из авторов «Вех», имел все основания утверждать: «Русская философия таит в себе религиозный интерес и примиряет знание и веру. Конкретный идеализм, связанный с реалистическим отношением к бытию, мог бы стать основой нашего национального философского творчества и мог бы создать национальную философскую традицию, в которой мы так нуждаемся».[4] Вершинным достижением и завершающим аккордом русской общественной мысли стал идеал-реализм. И он должен быть положен в основу постижения общества и человека, государства, экономического и социального устроения жизни, ее одухотворения. Развитие общества определяется духовным состоянием социума и человека. Если вникнуть в глубину и корень практически каждого значимого социального явления, в потребности, интересы и самую мотивацию поведения людей, то можно усмотреть, что именно духовное выступает его базисным и первичным основанием. Ценностные основы бытия человека и общества, все формы общения и социального устроения, хозяйственной жизни, семьи и Родины, труда и собственности, культуры и цивилизации, образования и воспитания могут быть представлены и осмыслены как концентрированное выражение и проявление наличного уровня духовности. С.Л. Франк задавался вопросом: «Что такое есть семья, государство, нация, закон, хозяйство, политическая или социальная реформа, революция и пр., словом, что такое есть социальное бытие, и как совершается социальное явление? Этого вообще нельзя усмотреть в видимом мире физического бытия; это можно узнать лишь через внутреннее духовное соучастие и сопереживание невидимой общественной действительности».[5] Он имел все основания утверждать, что социальная жизнь общества по существу своему зиждется на духовности и приходил к выводу: «В этом заключается абсолютно непреодолимый предел, положенный вечному социальному материализму, всякой попытке биологического или физического истолкования общественной жизни». В своей истинности и полноте дух предстает как осмысляющее основание всякого бытия: «Мы можем сказать, что духовнoe бытие в самом общем его смысле - есть основание и корень реальности непосредственного само-бытия». Чем люди ближе к Богу, тем ближе они и друг к другу. «Люди разобщены между собой на поверхности и связаны в своей глубине... Духовная сила всегда сверхиндивидуальна, и ею всегда устанавливается невидимая связь между людьми».[6] Сошлемся на суждение основоположника философии общего дела Н.Ф. Федорова: «Как мелки и ничтожны те причины, которые разделяют нас ныне, и как глубоки и велики те, что могут и должны соединить нас».[7]

Методология материализма, доминировавшая в общественных науках, привела к крайнему принижению значимости духовности в жизни человека. Ее подмене на интеллектуальное и культурное начало, на информационное, технократическое, в своей основе, мышление и восприятие окружающего мира. Необходимо теоретически переосмыслить направляющую роль духовно-ценностного начала в человеке, его определяющее значение в становлении личности и воспитании социально-созидательной, активной жизненной позиции, творческого интеллекта, потребности самосовершенствования. Процесс деидеологизации привел к индифферентности в отношении духовных начал и нравственных ценностей со стороны социальных институтов образования и воспитания. Такая нейтральность порождает в молодежи нигилизм и релятивизм, искажает её социально-нравственную позицию, сводит на нет патриотизм и чувство сопричастности своему народу и его судьбе. Социальная безответственность и равнодушие ущербны для общества и государства. Они убыточны для экономики, безнравственны для самого человека, ставят под угрозу суверенитет страны и выживание нации. В основе социальности, объединения людей как универсального способа их жизнедеятельности (от семьи - до социумов-этносов и государств) лежат духовные скрепы. Общественное развитие определяется духовным состоянием человека, его души, его совести. Такой подход получил отражение в Послании В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 12.12.2012 года: «Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, - дефицит того, что всегда, во все времена исторически делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились». После того, как президент высказал положение о духовных скрепах, в Интернете началось настоящее словесное землетрясение. В непрекращающемся информационном шуме теряется, а подчас и извращается истинный смысл этого высокого понятия. Одним оно представляется чисто техническим средством. Другие посчитали «духовные скрепы» выдумкой политтехнологов, приравняв их к понятиям вроде «развитого социализма», «перестройка», «россияне». Третьи сочли их симулякром для управления народом. «Новая Газета» разразилась даже ерническим стихом Дмитрия Быкова «Духовные скрепы! Какими их видят? Догадки нелепы». Это говорит о глубинном провале, базовом упущении и деформации всего строя жизни общества и человека. Человек существует не с нуля. Он имеет начало как богоподобное существо.

Главное в человеке дух, его духовное состояние. В нем он живет главными и благородными силами и устремлениями. Как заложить духовно-нравственный вектор в образование и воспитание, в труд и хозяйство, во все сферы жизнедеятельности общества и человека? Как преодолеть дефицит совести, самый блокирующий фактор социального и экономического развития? Камнем преткновения остаётся сложность определения феномена духовности посредством только рациональных процедур. Что такое дух, духовность? Духовность - одна! Нет ее мирской или монашеской, светской или религиозной. Дух, по Аристотелю, «энтелехия, или душа души», по Платону «крылья души». Всякое знание, по ап. Павлу, отдельно от справедливости и других добродетелей и, прежде всего от любви, представляется не мудростью, а плутовством. «Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред»[8],- считал М. Монтень. «Истина не дается нравственно ущербному человеку»,- утверждал И.В. Киреевский. Вера есть взор сердца к Богу. А «из отвлеченного ума», - писал он, - нельзя получить ни истинной веры, ни совести, ни любви. Это было бы... странное рождение живого из мертвого».[9] Разум, отрешенный от святости, был бы слеп, как сама материя. И.А. Ильин значимость веры для человека выразил чеканной формулой: «Скажи мне, за что ты хотел бы отдать свою жизнь, а я скажу тебе, во что ты веришь. Ибо вера ставит каждого из нас перед высшей ценностью жизни, перед последним вопросом бытия, перед нашим существованием в целом: когда смерть вопрошает душу, то душа вопрошает верою».[10] Сердцевиной и сущностной стороной жизни социума на всех его уровнях и основных формах структурной организации, начиная от первичного звена и непосредственных общностей людей и завершая обществом как единым социальным организмом в целом, - является духовно-нравственный миропорядок. Внешние отношения социальности - в экономике, в общественно-государственном устройстве, политике, образовании, в любой другой сфере предполагают внутреннюю, духовную в своей основе, связь между людьми. Именно духовный нерв животворит ткань общественных отношений, деятельности, организационно-структурных форм и институтов общества.

4.Рождение и становление Гуманитарного института в Московском государственном университете путей сообщения пришлось на конец бурных 90-х годов уже прошлого ХХ века. В стране шел неуправляемый процесс социально-экономических и общественно-политических перемен, захвативших общеобразовательную и профессиональную школу. Образовательное поле было во многом пущено на самотек. Начался своеобразный «дрейф» его концептуальных, методологических, идеологических и содержательных основ, ломка организационно-педагогических форм. Началось насильственное внедрение западных стандартов. Его захлестнул поток недоброкачественной литературы, типа пресловутых «Экономикс» и «Кредер». Рушился институт воспитания, сжимались финансовые и материально-технические «тиски» самого существования вуза. И в этих непростых условиях в марте 2002 г. приказом ректора МГУПС был создан Гуманитарный институт. И не случайно его аббревиатура расшифровывается так символично - мощь, гордость, упорство, поиск, совесть, интеллект. Институт рос, становился все более значимым и самобытным профессиональным, научным и культурно-просветительным центром университета. Путевку в жизнь получили тысячи его выпускников. И сегодня институт ставит «на крыло» значительное количество востребованных и классных специалистов, ежедневно заполняющих его студенческие аудитории. Гуманитарное образование и воспитание рассматривается в МГУПС не просто компонентом или некоей составляющей в становлении личности специалиста-профессионала. Оно является не сопутствующим и вторичным, а определяющим и ключевым звеном всего профессионально-образовательного и социально-воспитательного университетского комплекса. Качество учебного процесса обеспечивается высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом. Преподавание на кафедрах ведут 30 профессоров и докторов наук, до 100 доцентов и кандидатов наук. Для студентов и магистров читаются оригинальные спецкурсы по всей номенклатуре направлений подготовки специалистов. В институте развернута полнокровная и творческая учебная и научная деятельность общенаучных, специальных и профилирующих кафедр: «Политология, история и социальные технологии», «Психология, социология, государственное и муниципальное управление», «Сервис и туризм», «Русский язык и журналистика», «Физическое воспитание и спорт», «Лингводидактика», «Философия и культурология». Институт осуществляет подготовку специалистов с высшим образованием по востребованным гуманитарным специальностям: 030301 «Психология», 040201 «Социология», 080504 «Государственное и муниципальное управление», 032401 «Реклама», 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», 030602 «Связи с общественностью», 080507 «Менеджмент организации (менеджмент в спорте)». Кафедры возглавляют ведущие в соответствующей области специалисты, имеющие большой опыт педагогической и практической работы. К проведению учебных занятий широко привлекаются высококвалифицированные преподаватели-совместители, в число которых входят руководители и ведущие специалисты предприятий, научно-исследовательских институтов, преподаватели ведущих вузов России. Кафедры института активно осваивают и внедряют в учебный процесс современные информационные технологии. Оборудованы два компьютерных класса по 30 посадочных мест, 7 аудиторий на 362 места оснащены мультимедийным оборудованием, для кафедры «Лингводидактика» оборудовано 2 лингафонных кабинета на 44 посадочных места. Проводится непрерывный контроль знаний студентов по модульно-рейтинговой системе «РИТМ», позволяющей активизировать разработку и внедрение новых организационных форм и методов обучения, максимально мотивирующих активную творческую работу, как преподавателей, так и студентов института. Закрепленный за институтом учебный корпус превращен в полноценный образовательный центр с современными аудиториями, компьютерными классами, библиотекой, кафедрами, хорошей столовой-кафе.

Научно-исследовательская работа развернута по важным для транспортного комплекса направлениям:

- международные транспортные коридоры (социально-политические аспекты); маркетинг санаторно-курортного комплекса ОАО РЖД;

совершенствование управления муниципальных органов власти Москвы;

организация сервиса и туристического обслуживания на железнодорожном транспорте;

лексико-графическое исследование текстов железнодорожного профиля в целях создания многоязычного железнодорожного тезауруса;

формирование научно-философского мировоззрения в условиях демократизации российского общества;

роль культуры в жизни человека и общества;

история железнодорожного транспорта.

Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II по согласованию с Правительством Курганской области приступил к разработке концепции и целевой комплексной программы «Социально-экономическое развитие и актуализация культурно-исторического потенциала Зауралья». (См.: Сайт РНЛ, 21 июля 2016 г.)

Результаты исследований докладываются на ставших уже традиционными, ежегодных научно-теоретических конференциях Гуманитарного института. Расширяется международное сотрудничество Гуманитарного института с зарубежными вузами. 2-3 марта 2016 г. под патронатом ЮНЕСКО в МГУПС состоялась Международная конференция «Этика, транспорт и устойчивое развитие: социальная роль транспортной науки и ответственность ученых». Ученые Гуманитарного института приняли в ней представительное и активное участие.

Преподаватели института выступают с докладами на конференциях, семинарах и симпозиумах. Публикуют в центральных издательствах учебники, монографии. В оперативном порядке издают для студентов методические указания. В МГУПС по гуманитарным специальностям открыта аспирантура. На базе Гуманитарного института работает специализированный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций. Выпускается научный журнал «Поиск». Гранты Ученым советом МИИТ присуждаются гранты молодым преподавателям и студентам института. Гуманитарные кафедры по итогам рейтинговой оценки не раз занимали призовые места в университете. Кафедра «Политология, история и социальные технологии» стала победителем конкурса «Гордость университета 2014 - 2015» в номинации «Самая активная кафедра по работе с молодежью». Профессорско-преподавательский состав Гуманитарного института работает по выполнению программ повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов железнодорожного транспорта, специалистов в области обслуживания пассажиров, специалистов-психологов Московской железной дороги, работников Департамента по связям с общественностью и Дирекции оздоровительных учреждений ОАО РЖД.

Воспитательная работа со студентами направлена на повышение качества обучения и организованного проведения досуга. По инициативе студентов и при непосредственной поддержке дирекции издаётся ежемесячная газета «Студенческий вестник». Ее редколлегия активно сотрудничает с отраслевыми средствами массовой информации, публикуя материалы об институте в газетах «Гудок», «Московский железнодорожник», «Инженер транспорта». Команда КВН Гуманитарного института является обладателем кубка КВН МИИТ. Творческие коллективы института становились лауреатами фестиваля студенческого творчества «Фестос», победителями самодеятельного творчества «МИИТовская весна». Они выступают на предприятиях железнодорожного транспорта и СВАО Москвы. Проводится военно-патриотическое, спортивное, эстетическое и трудовое воспитание. Функционируют студенческие отряды билетных кассиров и вожатых детских оздоровительных учреждений. Ежегодно в институте на базе Дворца культуры проводятся традиционные «День первокурсника ГИ» и «Выпускной вечер ГИ». В общежитии N2 университета работает студенческий Совет, возглавляемый студентами Гуманитарного института.

За прошедший период Гуманитарный институт на деле доказал свою жизнеспособность и возрастающую востребованность в решении этой стратегической цели. Можно сказать языком Маркса из его «Капитала»: наш институт формирует не оборотную или переменную, а постоянную величину человеческого капитала. Мы открыты для тех, кто сделал свой жизненный и профессиональный выбор.

5.Итоговым результатом гуманитарного образования является формирование социальной компетентности специалиста. Гуманитарные науки призваны обеспечить процесс трансляции, преемственности и развития от поколения к поколению абсолютного общественного богатства - всеобщих продуктивно-творческих сил человека. Воспроизводство этих сил в гуманитарном образовании относится к разновидности всеобщего по значению духовного труда. Цель гуманитарного образования заключается в воспитании культурного человека как самоопределяющегося субъекта. Она оптимально достижима в рамках трёхуровневой структуры:

духовно-ценностный (аксиологический) уровень;

развитие всеобщих по значению общекультурных способностей (творчески-созидательный уровень);

социально-технологический (праксиологический) уровень.

Гуманитарные науки являются чутким барометром и своеобразным компасом общественного сознания и духовного мира личности, социально-психологической атмосферы в общеобразовательной и профессиональной школе и особенно, в вузовской жизни. И это должно в первую очередь отнести к студенту и студенчеству в целом. Поиск и обретение духовно-нравственных ориентиров и социально-политических координат, адекватных социально-экономическим отношениям и жизненным стратегиям наиболее динамично и активно происходит именно в студенческой среде, особенно на переломном этапе общественного строя жизни людей. Не следует забывать, что конец 80-х годов уже прошлого века находился на пике догматизма в общественных науках и негативного отношения студентов к их преподаванию, демонстративного бойкота и формального отношения к их изучению, накала политической «температуры» и социально-психологической атмосферы в вузах. И никакая методическая и псевдо воспитательная изощрённость не спасала обществоведение от острокритического и негативного отношения к нему в первую очередь студентов и самих педагогов. В ход был запущен весь арсенал сопротивления: протесты, бойкоты, отказы от сдачи экзаменов по марксизму, вплоть до демонстративного сожжения учебников. И всё же из такого бурного «штурма и натиска» кафедры гуманитарных дисциплин и сами студенты сумели достойно выйти. В течение буквально нескольких лет кафедрами института была осуществлена серьезная работа по обновлению, обогащению и актуализации содержания гуманитарных дисциплин, уточнению их перечня и определению тематики, структуры и логики изучения (т.н. дидактических единиц), обеспечению целостности преподаванию и формирования заинтересованности студентов в их изучении. Именно в это время к студентам вернулись доступные ранее лишь немногим духовные сокровища русской и мировой классики. Вопреки наплыву и насаждению западных учебных пособий усилиями патриотически настроенных ученых и педагогов началась активная разработка и издание нового поколения учебной литературы. Перед студентами начал раскрываться великий исторический ранг России в области религии и культуры, государственности и хозяйства, социального устроения общества, образ мыслей и деяний святых, подвижников, героев России, творцов отечественной культуры, будь то наука, философия, литература и искусство, хозяйство и социальное поприще.

В качестве позитивного момента следует охарактеризовать смещение акцента с внешней, информационно-формальной, технической, методической и функциональной стороны гуманитарного образования на человеческие, личностные, субъектно-образующие, культурные, ценностно-смысловые и духовно-нравственные ориентиры. Наметился перевод центра тяжести с преподавания на обучение, ориентация на личность обучающегося, формирование высокой культуры учебного труда, самостоятельности и ответственности за его результаты самого студента. И этот качественный поворот, который дал первые положительные сдвиги, необходимо усилить и целенаправленно развить. Всё это стало результатом непростой работы по обновлению гуманитарного образования, его совершенствованию и актуализации в координатах духовного наследия отечественной и мировой культуры, антропологических оснований и теории социализации личности. Это помогло студентам «мягко» и без потрясений перейти от прошлых социально-политических установок и ценностей к новому взгляду на жизнь.

В гуманитарной подготовке студентов удалось сохранить и развить верховенство ценностного содержания над информационно-технологическим аспектом обучения, единство воспитания и образования. Социализация в ее общепринятом значении раскрывает лишь внешний контур формирования и становления личности, связанный с адаптацией и приспособлением к окружающей среде, с явным преувеличением воздействия внешних факторов, будь то природных или социальных детерминант. Решающее значение в процессе социализации имеет ее внутренний контур, заключающийся в мировоззренческой, жизненно-смысловой и ценностно-целевой устремленности личности. Поэтому так важно понимать и видеть границу и пройти по линии, не разделяющей, а соединяющей внешний и внутренний контуры социализации. Социализацию следует рассматривать с позиций становления субъектности студенчества, как процесс его самоопределения и самореализации в обществе. В МГУПС образован Совет по молодежной политике и ни одно сколько-нибудь масштабное общественное мероприятие в студенческой среде не проходит без его участия.

Изменения поворотного характера произошли в сознании студентов по их отношению к религии и Церкви. В МГУПС открыта кафедра теологии. Без религиозного компонента нет целостности, полноты и смысла в восприятии, переживании и понимании мира. Вне религии не существует истории, страны, народа, культуры, полноценного сознания общества и самосознания человека. Если для науки, особенно фундаментальной, главный объект изучения - материальный мир, вещество, энергия, поле, информация и т.п., то для религии - мир духа в его высшем понимании и проявлении, опыт духовной реальности и душевной достоверности. В мире природном и социальном действуют физические и общественно-экономические законы. Их незнание и нарушение оборачивается немалыми утратами для человека. Законы духовного мира в еще большей мере непреложны. И их попрание ведет к непоправимым и разрушительным последствиям. Взаимоотношения разума и веры, религии и науки имеют исключительно важное мировоззренческое и методологическое значение не только для общеобразовательной и профессиональной подготовки будущих специалистов. По большому историческому счету диалектика Божественного и человеческого, так или иначе, пронизывает все стороны жизни общества и человека. Мир вступил в новый век, для которого уже не столь характерно резкое противоборство свободной светской мысли и верующего разума. Но ХХ век не унес с собой и не оставил в прошлом инерцию противостояния науки и религии. Нередко можно услышать самонадеянные заявления о том, что физики держат в своих руках «ядерный ключ» к тайнам мироздания, а физика будет даже положена в основу религии, поскольку мощные компьютерные системы позволят смоделировать мироздание в целом, среди прочего способствуя созданию «двойника» человека. Несмотря на всю созидательную мощь разума, научной рациональности и технического прогресса, нельзя не видеть, что прошедший век расщепил не только атом, но и самую душу человека. Он не только не разрешил старые проблемы, но и усложнил их, породил новые и острые социальные коллизии. Следует со всей ответственностью признать, что наука, философия и религия стоят у подножия великой тайны мироздания и, не нарушая святости этой тайны, своими методами и средствами должны приближаться к истинному представлению о мире, о человеке в мире и мире самого человека. И философия, и религия, и наука занимают свои специфические, особые и принципиально не замещаемые друг другом места и выполняет свою особую роль в целостной полноте человеческой и общественной жизни. Разум науки и истины веры не только не исключают, но и взаимно дополняют друг друга. Смысл человеческой жизни нельзя найти в законах физического мира, а человеческое счастье нельзя «выколдовать» по самой наисовершенной технико-технологической рецептуре. Религия и наука различны по объекту, методу и языку познания. Очень правильно заметил Галилей, что «цель Библии - сообщить нам не том, как устроены небеса, а о том, как нам на них попасть». Конечно, здесь имеются в виду две разные реальности: небеса физические и небеса духовные. Сегодня у Церкви и общества есть общий язык, на котором можно вести диалог: это язык совести. К сожалению, систематические атаки на гуманитарный компонент образования, в том числе на историю и философию, как базовые и фундаментальные дисциплины, позволяющие сформировать полноценное сознание, рациональное мышление и цельное мировоззрение, не остались в прошлом. На годы растянулся непродуктивный спор о соотношении теологизации и сциентизации в содержании современного образования и соответствии гуманитарного образования историческим традициям и ценностным приоритетам России. Российское высшее образование, в отличие от образования большинства других стран, именуется «профессиональным». Государственные образовательные стандарты более пятой части учебного времени отводят на общие, главным образом, гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Собственно гуманитарное и духовное ядро составляет в образовательных стандартах не более десятой доли общего объема. И дело даже не столько в объёме и удельном весе собственно гуманитарно-духовной «десятины», как в её содержательно-смысловом, ценностно-целевом, личностно-созидательном, человеко-образующем, мировоззренческом, методологическом и социально-воспитательном назначении и практическом воплощении. Студент должен основательно понимать духовное отечественное наследие, свою культуру, тогда он сможет лучше понять и иные культуры. Путь в человечество пролегает через «порог» родного отечества.

Переход к рыночным отношениям и отказ от планово-директивного подхода в подготовке специалистов по-новому ставит проблему взаимодействия потребностей общества в кадровом потенциале, взаимосвязи системы высшего образования и жизненных планов молодёжи, проявления этого взаимодействия через интересы различных социальных групп, ценностные ориентации и формы социально-профессионального определения отдельных индивидов. До 80% студентов даже выпускных курсов не знают не только места своей будущей работы, но и профессии, по которой будут трудиться. Только у пятой части студентов сформировались определенные представления о своей будущей социально-профессиональной деятельности. В профессиональной ориентации необходимо вводить согласованность и взаимодействие, а не конкурентную борьбу. Соревнование не означает конкурентную борьбу. Требуется концептуальная разработка и обоснование долговременной системы профессиональной и социальной ориентации на основе социально-экономической стратегии развития российского общества в целом. Важными и опорными звеньями такой стратегии должны стать общенациональные проекты развития производительных сил страны. В этих целях требуется государственная промышленная и научно-техническая политика, крупномасштабные проекты в области образования, здравоохранения, культуры, жилищного строительства, развития агропромышленного комплекса и села. На научно-обоснованной базе необходимо создание оптимальной и целостной системы профессиональной ориентации молодёжи в общеобразовательной школе, начальной и средней профессиональной школе, на производстве и в целом, на складывающемся рынке труда и движения рабочей силы.

6.Силовые факторы экономики, как то труд, капитал, земля, энергия, технологии, информация, не теряя своего места и значения в производстве и хозяйстве, всё более уступают сегодня уму, а завтра - совести. Мы должны формировать экономику «знаний, интеллекта, науки и культуры», «золотых рук» и чистой совести с гимном и хвалой честному созидательному труду.[11] Созидание нового технико-технологического уклада требует качественного кадрового сопровождения, перехода к «знаниевой» экономике, а в перспективе - к становлению знаниевого общества. Речь идёт о воспроизводстве всех жизненно важных сфер бытия общества и самого человека на основе познания фундаментальных принципов и законов, применения их результатов в производственной и социальной практике.

Высшая школа своим общественным предназначением прокладывает магистральный путь социальных и экономических преобразований, обеспечивая становление и кадровое сопровождение нового технико-технологического уклада. Нового типа производства - наукоемкого, инновационного, природу сберегающего, высокоэффективного, центральной фигурой которого является человек. Мировой наукой разработаны и рекомендованы к применению в производстве несколько десятков самых современных прорывных технологий последней волны. К ним отнесены субатомарные технологии, нанотехнологии, технологии синергетического характера, трансформации вещества и преобразования энергии, технологии применения лазерных принципов на основе использования квантовой термодинамики, биотехнологии, информационно-коммуникативные и когнитивные технологии, технологии социально-гуманитарной инженерии. По заглавным буквам этих ключевых направлений современный технико-технологический уклад квалифицируется как НБИКСТ. Сегодня его достижения концентрируются в основном в рамках военно-промышленного комплекса. Актуальной стратегически становится задача не просто выявления потенциальных возможностей этих достижений, но и практического их ввода их в гражданские отрасли.

На рубеже ХХ- XXI вв. открывается новый стратегический этап в развитии транспорта, встают перед ним масштабные задачи технико-технологического перевооружения, железные дороги вновь выдвигаются на лидерские позиции в современном все более взаимосвязанном мире. Высокоскоростные магистрали, тяжеловесное движение, контейнерные перевозки, пространственно-временная мобильность пассажирских и грузовых потоков, надежная логистика и современный комфорт делают железнодорожные коммуникации не только экономически более эффективными, но и привлекательными, устойчивыми и безопасными. Многие страны активно осваивают сегодня очередной, определяемый как новый VI-ой технико-экономический уклад. Его содержание составляют наиболее эффективные, инновационные, наукоемкие технологии и оптимальные формы организации не только производственной и научно-технической сферы, но и социокультурной жизнедеятельности. Россия по основным его параметрам и показателям производственно-экономического развития лишь десятой частью своего потенциала может быть отнесена к уходящему пятому технико-технологическому укладу. А в ряде передовых стран явственно проступают уже элементы очередного, седьмого уклада, перехода к когнитивной экономике. Рынок знаний уже сегодня начинает доминировать в мире над рынком вооружений, достигая в своих объемах более 120 млрд. долларов. Профессиональное образование на своих высших ступенях призвано готовить не просто квалифицированные кадры специалистов как потребителей знаний, а профессионалов - творцов самих знаний. Нашими учеными выдвинут комплекс идей и теоретических положений концептуального, программного и прикладного характера. Имеются обоснованные проекты и социальные технологии по преодолению кризиса. Они обеспечивают выход на динамичный и устойчивый путь интегративного естественно исторического развития с учетом закономерностей общего цивилизационного характера и российского опыта, отечественных традиций и ценностей. Выход из тисков затяжного и разрушительного кризиса потребует не только внешних преобразований. Естественно - исторический путь устойчивого общественного развития требует внутреннего, душевно-духовного преображения самого человека.

Страна и народ не могут бесконечно пребывать в состоянии напряженной неопределенности. России нужна предсказуемость будущего, базирующаяся на незыблемых духовных основаниях. Обществознание находится в поисках путей выхода из состояния экономического хаоса, социальной напряженности, политического и идеологического противостояния различных общественных сил. Поиск будет продуктивен только на своем пути, с ясным пониманием ценностей, идеалов и национальных интересов, которыми строилась, росла и жила Россия. Рынок сам по себе, как и гражданское общество, правовое государство не могут быть вдохновляющей общенациональной идеологией. Демократия является необходимым, но не безусловным основанием в подлинно свободном и достойном самоопределении человека. Только высшие ценности формируют образ совершенства как идеала, знание объективной и первенствующей цели, душевно-смысловой полноты жизни человека. Основные вызовы и угрозы, как и упреждающие ответы на них сегодня, как и всегда, лежат в сфере духовного, идеального, внутреннего состояния мира и человека.

7.В духовной сокровищнице отечественного наследия наряду со многими выдающимися достижениями, открытиями и прозрениями особое место и все возрастающее значение принадлежит понятию и самому феномену Русской идеи. Без национальной идеи и связанной с ней стратегией развития страны решение большинства проблем становится бесперспективным, тупиковым. Отсутствие ясной, понятной и разделяемой большинством народа идеологии, внятной стратегии социально-экономического развития обрекает общественные субъекты и властные структуры на бесконечные колебания, конъюнктурную приспособляемость. «Если с дороги сбились, главное - воротиться на дорогу», - писал К.С. Аксаков в статье «Русское воззрение». Не назад, а вперед, не к состоянию Древней Руси, а к пути Руси. Где есть движение, где есть путь, там есть и вперед. И слово «назад» не имеет здесь смысла».[12] Не назад, а вперед, по русскому пути духовно-нравственного идеала Святой Руси - такова смысловая нить само - бытия России в его преемственности и развития. Не просто Русь, а Святая Русь. Вот наш патент на благородство. Русь не потому святая, что в ней живут одни праведники, а потому что стремление к сердечной чистоте и духовному совершенству составляет главное оправдание ее существования. В понимании В.С. Соловьева русский национальный идеал выглядит так: «Святая Русь. Вот идеал - и не консервативный, и не либеральный (и не социалистический - А.В.), не политический, не эстетический, даже не формально этический, а идеал нравственно-религиозный». [13] Постижение национальной идеи России и современного российского общества на нынешнем переломном этапе его развития становится непреходящей задачей. Она вызвана не только злобой дня, глубиной, системностью и остротой (длительностью) переживаемого Россией кризиса. Речь идет о самой будущности России, государства, народа, общества и человека. Можно сказать словами А.М. Горчакова, что в русской идее «Россия сосредоточивается». Современная формула русской идеи, ее духовная основа и ценностный фонд, соответствующие исторической традиции, преемственности и нынешним реалиям, отвечает подлинно российской идеологии и политике. Ее основополагающие ценности позволяют согласовать порой несогласуемые интересы и устремления самых различных, подчас диаметрально противоположных социальных и политических сил. Духовные и смысловые конструкты Русской идеи И.А. Ильин называет «огнями жизни». Имя Ивана Александровича Ильина, его творческое наследие, продуманные идеи с полным основанием и по праву занимает особое место в нашей духовной сокровищнице, единят все нравственно здоровые силы России духовным, социальным и общегражданским согласием в верности исторического пути народа России. Поистине, они животворят, одухотворяют, освещают и освящают бытие русского народа в его национальном своеобразии и историческом призвании. Ключевые и содержательные приоритеты русской идеи как нашей духовной конституции и незыблемого духовного суверенитета, выверены и ясно сформулированы:

- Духовность (Православие). Приоритет духовно-нравственных целей над внешним, материальным, хозяйственным, социальным и бытовым обустройством жизни;

- Самобытность и традиция. Верность своему русскому пути; своя историческая миссия, выражающая национально-историческое своеобразие и национально историческое призвание;

- Патриотизм и государственность. Путь в человечество начинается с порога Отечества. Всему начало здесь - в краю моем родном. Если человек не любит, не бережет, не служит родному Отечеству, то он не обретет и Небесного Отечества;

- Соборность, коллективизм и социальная справедливость;

- Культура, творчество и свобода. Утверждение в положительной свободе;

- Созидание. Не простое уравнение и перераспределение, а утверждение в труде созидания как спасения и служения, с заботой о людях.

- Беспредельно глубокая диалектика всеединства Божественного и человеческого, синтез знания и веры. Истины веры, помноженные на разум науки, и воплощенные в духовно-нравственном миропорядке домостроительства, образования и воспитания.

Русская идея - общенациональная идея. Она выражает не узко личностные, эгоистические, местечковые, корпоративные, сословные, односторонне конфессиональные и узко национальные интересы. В ее основе - всесословный, обще-социальный, общенациональный, общенародный, общегосударственный интерес на основе соборности, братства и справедливости. Она является стратегией воспитания духовности народа и человека, его образования и воспитания, преодоления общенационального кризиса, стратегией социально-экономического и культурного развития России. Образование и сам строй народной жизни формирует, закрепляет, укрепляет, воспроизводит и манифестирует принципы, ценности, идеалы и смыслы такого понимания русской, по своему существу - общероссийской идеи. России не четверть века постсоветской демократии, и не послеоктябрьское столетие, и не четыре века с преодоления «смутного времени». Нашей Родине в 2017 году будет полных 1155 государственно оформленных лет.

Духовно-нравственный вектор развития страны требует воссоздать ее образ не только в зеркале нашей героической и драматической истории, но и в фокусе узловых проблем современности. Россия, как и каждая страна, любой народ, как и отдельно взятый человек, проходит и должны проходить свой, национально самобытный, уникальный путь развития. И никто за нас его не пройдет. Весь героический, созидательный и одновременно драматический исторический путь Руси должен быть понят и осмыслен. Постижение будет продуктивным с позиции внутреннего единства и сохранения само - идентичности, глубокой преемственности, творческого синтеза и актуализации выверенного опыта в социально-исторической практике народа. Поиски «золотого века» в истории России не должны сопровождаться унижением или чрезмерным восхвалением любого ее этапа. Период советской России является связующим и базовым звеном в непосредственном определении стратегии дальнейшего развития страны. В нем заключены многие исходные и рубежные позиции будущей России. Советский социалистический проект еще ждет добросовестных исследователей. Наука сегодня в большом долгу перед обществом, народом, страной. Конечно, «восстановить» или вернуться в любой прожитый и пережитый период невозможно. Но в стратегическом видении необходим весь исторический масштаб само - бытия России. Требуется максимально широкое духовное и социально-экономическое основание в понимании и оценке сквозных линий и сущностных черт самого пути Руси. Нельзя разрывать в своем беспамятстве и отступничестве живую духовную и культурно-историческую нить само - бытия народа, связность и непрерывность его истории.

Наше время входит в историю России начавшимся осознанием национальной идеи. Идеи восстановления сильного, социально справедливого государства, духовно-нравственного вектора общественного развития, решения масштабных задач технико-технологического перевооружения производства и формирования нового социально-экономического уклада. Подготовки миллионов квалифицированных специалистов современной формации, профессионально и социально компетентных, с прочным запасом духовности. Началом обретения Россией подлинной независимости, конца идеологии подражательства и безволия. Народу нужны созидательные перемены. Все стоящие перед страной проблемы будут преодолены при условии духовного и социального единства народа. Миссия высшей школы - быть системообразующим социальным институтом проектирования и практического осуществления инноваций по перспективным направлениям и основным сферам общественной жизни страны, региона, территории. Быть научно-образовательным, интеллектуальным, культурно-просветительным центром, определять перспективные направления и прогнозные параметры деятельности для власти, бизнеса, общественных структур. Формировать правила и нормы экономического поведения. Власть испытывает трудности в формировании экономической и социальной модели общественного развития, в поиске альтернатив посткризисного развития. Высшая школа призвана дать адекватный ответ на этот актуальный социально-экономический запрос.

Горбунов Александр Александрович директор Гуманитарного института МГУПС (Московский государственный университет путей сообщения, МИИТ) Императора Николая II, доктор политических наук, профессор

Ветошкин Анатолий Петрович доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии



[1] Вступительное и заключительное слово на общественных слушаниях «Закон о добровольности единого государственного экзамена. Какой человек нужен России?» http://www.smolin.ru/duma/audition/2008-03-05.htm.

[2] Энгельс Ф. Международному конгрессу студентов-социалистов// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.22. - С.432

[3] Герцен А.И. Собр. соч.: в 30 т. - М., 1954-1965. Т.ХХ. - С.578-593.

[4] Вехи. Интеллигенция в России. Сб. статей 1909-1910. - М.: Молодая гвардия, 1991. С.39-40.

[5] Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. Париж, 1930. С. 126.

[6]Франк С.Л. Непостижимое. Сочинения. М.: Изд-во «Правда», 1990. С.393-394.

[7] Федоров Н.Ф. Сочинения./ Сост., вступ. Статья и прим. С.Г. Семеновой. - М.: «Раритет», 1994. С.88

[8] Монтень М. Опыты: Избранные главы/ пер. с фр.; сост., вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Правда, 1991. (I.25). С.30.

[9] Киреевский И.В. Полн. Собр. Соч.: в 2 т. Т.1. М., 1911. С. 274-275.

[10]Ильин И. А. Путь духовного обновления. /И.А. Ильин. //Собр. Соч. в 10 т. - М.: Русская книга, 1996. Т. 1. С. 39-280

[11] Ильин, И. А. Хвала труду. / И.А. Ильин//Собрание сочинений: В 10 т. - Т.3. - С.424-431.

[12] Аксаков К.С. Русское воззрение// Русская философия: словарь/ под общ. ред. М.А. Маслина. М.: Республика, 1995.С.67; 447-449.

[13] Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского// Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. М., 1988. Т.2. С.304; 679.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Координатор

Великолепная, аналитическая и даже программная статья! Молодцы железнодорожники, показывают пример и другим технарям, и гуманитариям. Всем рекомендую серьёзно проработать основные положения этой статьи.
Координатор / 04.01.2017, 18:12
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Ветошкин
Безвременье не вправе судить историческое время
Актуальные вопросы восстановления и реконструкции социального института воспитания
08.02.2023
Размышления в День России
День рождения Древнерусского государства в праздник Рождества Богородицы
24.09.2021
Стратегия социально-экономического развития России
Из материалов Международной конференции «Духовно-нравственный путь социально-экономического развития России»
25.06.2021
Все статьи Анатолий Ветошкин
Александр Горбунов
Все статьи Александр Горбунов
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28