Красная сказка

О поиске формулы примирения и «православном социализме»

Православный социализм 
0
1039
Время на чтение 7 минут

Привычная модель политического спектра, предполагающая, что есть левый и правый фланги и центр между ними, может быть, и позволяет описывать политическое пространство, но не повышает степень понимания происходящего.

Допустим, правая часть спектра - это консерваторы, сторонники традиции и иерархии. С точки зрения правых то, что обычно называется социальным прогрессом, выглядит деградацией. Прогрессистские силы оказываются слева от консерваторов. Чем более радикальные изменения приветствуются, тем левее должна быть позиция. Те, кто отвергает иерархию и пропагандирует идею полной личной свободы, и составляют собственно левый фланг.

Реальная ситуация оказывается более запутанной. Левыми называют себя различные социалисты. По отношению к правым они действительно находятся слева. Однако классический социалист - сторонник государственного контроля над экономикой. Если взять современных российских коммунистов, они окажутся сторонниками семейных, то есть традиционных ценностей. Всё это выглядит довольно консервативно, и найдётся масса движений, пропагандирующих различные разновидности свобод - от экономических до сексуальных, которые окажутся гораздо левее. И если ещё феминисткое движение и ЛГБТ-организации довольно легко находят общий язык с социалистами, чувствуя объединяющий их антитрадиционный дух, то сторонники экономических свобод социалистами за своих не признаются, и считаются почему-то правыми, попадая в один лагерь с консерваторами, хотя по своей сути они-то как раз и должны быть крайними левыми. Впрочем, либеральное мировоззрение отлично сочетается с апологетикой сексуальных свобод, которую можно считать характерным маркером левизны. Так что либерализм - это, конечно, левое крыло политической сцены. А вот социализм, особенно в той его части, которая считает себя наследницей советского опыта, оказывается в центре политического спектра, что вызывает определённое недоумение.

Чтобы его разрешить, необходимо пересмотреть принцип классификации политических движений. Понятия "левого" и "правого" фланга семантически пусты. Смысл этих обозначений - исключительно исторический. Сами по себе они ничего не значат. Мы соотносим политические силы друг с другом, и этим наша оценка исчерпывается. Чтобы картина получила глубину, надо использовать шкалу, задающую обладание неким качеством. Для этой цели подходит модальная оппозиция "можно"-"надо".

"Можно" - это полюс личных свобод, точка сборки либерального мировоззрения. В либеральной модели человек имеет право на любое поведение, если оно не нарушает такие же права другого. Такова официальная либеральная идеология. В действительности же, однако, не все виды поведения равноценны. Ценность "освобождённого" поведения выше. Если человек сохраняет верность традиции и иерархии, он представляет собой потенциальную угрозу, и его действия подозрительны. "Можно" интерпретируется в духе негативной свободы - "свободы от". Человек освобождается, последовательно отвергая ограничения, налагаемые традиционной культурой. В экономике этому соответствует полная экономическая свобода хозяйствующего субъекта. В качестве символа либерального полюса можно использовать белый цвет.

Либеральному "можно" противостоит консервативное "надо". "Можно" предполагает, что смыслы создаются самим человеком, "надо" - это полюс, где смыслы берутся извне. На этом полюсе находится православная монархия. В идеале православная монархия представляет собой иерархию служения. Монарх получает страну из рук Бога и несёт перед Ним за неё ответственность. Он служит Богу, подданные служат монарху. Жизнь организована по правилам, которые имеют трансцендентальное обоснование, а не являются результатом "общественного договора", то есть сиюминутного соглашения между людьми. В мире служения экономическим отношениям большого внимания не уделяется, экономика - глубоко вторична по отношению к главным смыслам. Однако предполагается, что земля и природные ресурсы должны принадлежать «короне» (государству), а вся остальная собственность, хоть и является частной, может быть изъята, в случае если её владелец ведёт себя неподобающим образом. В качестве символа полюса служения можно использовать черный цвет.

Заданные таким образом координаты позволяют дать качественную оценку и социалистическому движению. Социалистическая идеология имеет двойственную природу. Она пытается сочетать обе модальности. С одной стороны, речь идёт об освобождении человека. Это означает разрушение иерархии и отказ от традиции. С другой стороны, человек не выпускается в зону персональной свободы. Он по-прежнему ограничен многочисленными "надо", которые формируют новую традицию и новую иерархию.

Социалистические убеждения нельзя представить в виде точки. Они образуют довольно протяжённую область, которую можно обозначить на нашей шкале красным цветом. Для кого-то из социалистов наибольшую ценность имеют обретённые личные свободы. Его позиция будет смещена к белому полюсу. Это делает возможным объединение социалистов и либералов в борьбе с "мракобесами" и "реакционерами" чёрного полюса. Для кого-то наибольшую ценность имеет взаимопомощь и другие коллективистские ценности. Его позиция будет смещена в сторону консерватизма. Именно здесь находятся идеологи "православного социализма". Они готовы к союзу с консерваторами ради обуздания агрессии негативной свободы, которая одинаково враждебна к любому жёстко структурированному обществу.

Двойственность социализма делает его нестабильным. Социализм обречён колебаться между репрессиями и перерождением. Репрессии возникают при движении в сторону "надо". Поскольку в социализме неизбежно присутствует либеральная составляющая, следование заданной норме не является для него естественным состоянием. Соответствие норме приходится обеспечивать методами принуждения. Чем больше сдвиг к полюсу "надо", тем большее количество людей приходится принуждать. Увеличение числа принуждаемых естественным образом приводит к сокращению тех, кто может быть активной силой принуждения. В какой-то момент движение дальше в этом направлении оказывается невозможным.

Движение в противоположную сторону - к полюсу "можно" - подобного ограничителя не имеет. Однако накопление персональных свобод приводит к утрате минимально необходимого уровня консерватизма, и социалисты перерождаются, превращаясь в либералов, сохраняющих лишь отдельные черты своего социалистического прошлого (например, привычную им фразеологию).

"Красная зона" имеет ещё одну специфическую особенность. Она тяготеет к мифологизации. Люди, находящиеся на чёрном и белом полюсах, самотождественны. Они равны самим себе, и поэтому могут спокойно смотреться в зеркало. Это означает, что они могут быть откровенны, по крайней мере, среди своих. Им не надо постоянно доказывать себе свою правоту, они в ней убеждены. У человека с социалистическими убеждениями всё не так. Он чувствует свою двойственность и потому не имеет надёжного зеркала: черты его непостоянны. Ему приходится непрерывно доказывать себе, что он ещё в красной зоне. Он не может быть откровенным даже с самим собой.

Именно поэтому социализм выработал особый язык. Социалист обязан изъясняться исключительно на этом языке, оставаясь в пределах раз и навсегда разъясненных понятий. Он должен поддерживать социалистический миф. Реальная жизнь выглядит иначе, но это не имеет значения. Объяснения реальной жизни должны соответствовать мифу, пусть они даже абсурдны. Социализм без мифа невозможен. Миф служит красным полюсом, который в реальности отсутствует. Без ориентации на миф социализм не мог бы существовать как явление, он сразу бы распался, рассыпался. Миф цементирует, задавая социалистический канон. Поэтому спорить с социалистами, апеллируя к реальности, - пустое дело. Социалист понимает, что частный случай всегда покажет отклонение от канона, и потому заранее отвергает подобную аргументацию. На отклонение от мифа в одну сторону у него есть пример отклонения в другую. Сам же миф непоколебим. Это - за пределами рационального. Социализм требует веры, а не понимания. Попытки понять убивают его, так как человек, обнаружив, что он не равен самому себе, не успокоится, пока не разберётся с внутренними противоречиями, а это выведет его за пределы социализма.

Это справедливо и для исторического ракурса. Исторический образ социализма также неизбежно мифологизируется. В отсылках к социалистическому прошлому бесполезно пытаться разглядеть черты реально существовавшего общества. Каждый будет видеть своё: сторонник социализма - собирательный образ всего лучшего, критик - комбинацию наиболее уродливых свойств. Двойственная природа социализма обеспечит и того и другого достаточным количеством фактического материала. Красная сказка всякий раз будет звучать по-разному, - она будет либо страшной, либо прекрасной, но в любом случае мы будем не в состоянии исключить из описания мифологическую составляющую.

Своим возникновением красная зона обязана человеческой слабости. Принять предназначенное тебе место в пирамиде ответственности не так-то просто. Почему ты должен занимать именно эту ступеньку, когда некто находится на другой, которая заметно выше твоей? Почему ты должен делать именно это и тратить свои силы без остатка, когда тебе хочется делать совсем другое, и так, чтобы не сильно уставать? Современный человек плохо приспособлен к существованию в рамках иерархии, -слишком велико искушение персональных свобод. Мысль, что он должен то-то и то-то, плохо укладывается в его голове, зато легко усваивается убеждённость, что тебе что-то должны. Человек рисует себе общество, в котором ему придётся больше получать, чем отдавать, и оказывается в «красной зоне». С точки зрения полноты традиции социализм - это, конечно, отступление и деградация.

Но можно посмотреть и по-другому. Социализм удерживает человека от сползания в мир индивидуализма и своеволия. Не чувствуя себя в силах понести служение, человек всё же сохраняет пиетет по отношению к классическим ценностям. Вера в красную сказку, то есть в прекрасное общество, которое может сделать за него то, что он сам сделать не может, позволяет ему избежать цинизма и сохранить в себе осколки традиции. Не будь социализма, белый полюс давно бы перетянул одеяло на себя. Защитников иерархи и традиции слишком мало. И именно социалисты образуют костяк сопротивления. Беда лишь в том, что опираясь на миф, а не на подлинную традицию, социалисты не имеют надёжной опоры, и их строй ненадёжен. Их уже использовали в качестве штурмовой колонны для атаки на чёрный полюс. Эта ситуация может повториться.

Социалистам же следует помнить, что не они - антиподы либерального полюса. Подлинной антитезой либерализму является не социализм, а иерархия служения, которая сегодня существует, увы, более как умозрительная конструкция, чем как социальная реальность.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

79. Ответ на 64., Кирилл Д.:

Поэтому родившаяся "при социализме" Лукиа - кикимора. Что же вы так злобствуете?

) Какое же это "злобствование"? Претензии к Вам - вырываете фразу из контекста и приписываете ей неверное содержание. Фигурантка дела о "злобствовании" сказала так: "при социализме все было не совместимо с жизнью". Как видите, она сама назвала себя нежитью. Я всего лишь подобрал наиболее подходящий для неё фольклорный персонаж - кикимора.

78. Ответ на 76., Павел Тихомиров:

уважаемый Кирилл, простите, пожалуйста, вовсе не хотел именно Вас обижать.Говоря о шизофреничности имел ввиду другое.

Всё нормально, Павел, не беспокойтесь.))) Теперь, мне кажется, я лучше понимаю, о чём речь. Да, и раньше я, припоминаю, слышал о том, что в глазах современников Третий Рим был идеей изоляционистской, а не мессианской. Мне надо подумать. Так с ходу не могу ни согласиться с Вами, ни возразить. Хотя покамест я всё равно не вижу какого-то совсем уж несовместимого противоречия. Такая малость пошлая и приземлённая аналогия. Допустим, государство поощряет экспорт и противодействует импорту ("поддерживает отечественного производителя"). Теократический империализм - это как бы продвижение "экспорта идей (религии)", а Третий Рим - типа защита внутреннего рынка (от чужих идей), "противодействие импорту". Ну, или просто - государство расширяет территорию, одновременно блокируя попытки вторжения. Для нападения и защиты используются различные наборы инструментов. Есть меч и есть щит. Но, ещё раз, я не настаиваю и не утверждаю пока ничего; тут, однако, подумать надо.:)
Кирилл Д. / 23.12.2016, 00:34

77. Ответ на 74., Кирилл Д.:

А в чём тут противоречие? Религиозный центр и оплот истинной веры в отдельном, пока не отравленном месте. Вроде как раз сочетается. Собственно, и Иерусалим находился на территории "Второго" Рима. Объясните популярно))). Не думаю, что я шизофреник.:))) Просто туповат малость, и такие вещи слишком тонки для моего понимания.

уважаемый Кирилл, простите, пожалуйста, вовсе не хотел именно Вас обижать. Говоря о шизофреничности имел ввиду другое. В восприятии наших предков Третий Рим - это как бы "Православный Иран", а Второй Иерусалим - это, на самом-то деле, "Православный Ватикан". Первое предполагает политику изоляционизма, второе - теократического империализма. Я вовсе не противник империализма, скорее даже наоборот. Но в данном случае - это исключающие друг друга модели. В идеале-то, конечно, хорошо рассуждать о симфоничности, когда государство является "внешней оградой" Церкви, а Церковь наделяет функцию государства идеей высшего служения. И тогда империализм обретает мессианское осмысление. (Но это хорошо только в теории). Возвращаясь в 17 век, стоит отметить, что религиозное напряжение во многом было обусловлено тем, что все веровали в то, что все внешние беды от того, что нарушен "единый Азъ". Чтобы этот самый Азъ не нарушался одни предписывали изоляционизм (Третий Рим), другие - наоборот - отбросить свои "заблуждения" и всему учиться у греков. В конце концов одни превратились в фарисействующих, другие распахнули ворота чужебесию. Но и те, и другие, понятное дело, хотели как лучше.
Павел Тихомиров / 22.12.2016, 23:57

76. Ответ на 68., Анна де Бейль:

Нежная вы душа, Кирилл. Тут и не такие морфемы всплывают). Хотя вы правы, конечно.

Да, Анна, Вы правы - я сохранил нежность души.))) Хотя, конечно же, имею свой жизненный и производственный опыт, и никакими морфемами как таковыми меня не удивишь. Но я-то думал, уж тут-то благородное собрание, а тут...)))
Кирилл Д. / 22.12.2016, 23:37

75. Ответ на 72., Павел Тихомиров:

Я сам некоторое время имел возможность общаться с современными старообрядцами, и могу сказать, что они как раз исповедуют именно идеи Третьего Рима, а идея Второго Иерусалима им глубоко чужда.И патр.Никон конечно абсолютно - АБСОЛЮТНО - чужд вообще идеологии Третьего Рима. У наших патриотов в этом смысле какая-то шизофреничность.

А в чём тут противоречие? Религиозный центр и оплот истинной веры в отдельном, пока не отравленном месте. Вроде как раз сочетается. Собственно, и Иерусалим находился на территории "Второго" Рима. Объясните популярно))). Не думаю, что я шизофреник.:))) Просто туповат малость, и такие вещи слишком тонки для моего понимания.
Кирилл Д. / 22.12.2016, 23:34

74. Ответ на 71., Lucia:

Нельзя так часто употреблять слово идея.

Кому нельзя? Почему нельзя? ))) Да, кстати. Тоже прочитал статью про "беременность монархией" и, так же, как и Вы, не возражаю против того, чтобы Путин стал царём. Только вот до сих пор стеснялся сказать, только благодаря Вам решился. Ведь затюкают сразу, заорут, что холуй, подхалим и "кремлебот" (или как там в интернетах говорят). А, на самом деле, эта идея))) достойна, для начала, как минимум, обсуждения. Конечно, вопрос очень сложный.
Кирилл Д. / 22.12.2016, 22:41

73. Ответ на 63., Кирилл Д.:

Что произошло с династией Годуновых в частности и с Россией вообще после всего этого - общеизвестно. А что, собственно, произошло? Да, была Великая Смута, но Россия восстановилась. Да, и деятельность Патриарха Никона - тоже работала ни идею Третьего Рима (а также "Второго Иерусалима").Идея Третьего Рима ушла в тень, начиная с эпохи Петра I - это понятно. Но никуда не исчезла и не перестала быть реальной основополагающей идеей Русского государства.

Ув. Кирилл, идея Третьего Рима и Второго Иерусалима - взаимно исключающие. Если говорить не о наших трактовках, а о том, как это понималось в то время. Для человека допетровской Руси Третий Рим - это особое место, особенность которого заключается не в том, что оно является религиозным центром (что соответствовало бы идее Второго Иерусалима), а в том, что оно - иное. Отделённое от других прочих, уже как бы отравленных. Я тут говорю не о том, как сейчас понимается эта идея, а о том, как она осмыслялась во времена Раскола. Сами старообрядцы об этом не пишут, а вот исследователи и популяризаторы темы - начиная от Панченко и оканчивая Дугиным - всё преподносят именно так. Я сам некоторое время имел возможность общаться с современными старообрядцами, и могу сказать, что они как раз исповедуют именно идеи Третьего Рима, а идея Второго Иерусалима им глубоко чужда. И патр.Никон конечно абсолютно - АБСОЛЮТНО - чужд вообще идеологии Третьего Рима. У наших патриотов в этом смысле какая-то шизофреничность.
Павел Тихомиров / 22.12.2016, 22:33

72. Ответ на 63., Кирилл Д.:

Что произошло с династией Годуновых в частности и с Россией вообще после всего этого - общеизвестно. А что, собственно, произошло? Да, была Великая Смута, но Россия восстановилась. Да, и деятельность Патриарха Никона - тоже работала ни идею Третьего Рима (а также "Второго Иерусалима").Идея Третьего Рима ушла в тень, начиная с эпохи Петра I - это понятно. Но никуда не исчезла и не перестала быть реальной основополагающей идеей Русского государства.

Нельзя так часто употреблять слово идея.
Lucia / 22.12.2016, 21:37

71. Ответ на 62., Кирилл Д.:

Вот ты и есть одна из тех крыс,Коллега, я сам не схожусь с Лючией по ряду вопросов и нахожу её высказывания наивными и экзальтированными.Но Вы переходите границы приличий, тем более, по отношению к даме. Да и попросту превращаете дискуссию в свару. Не позволяйте себе этого впредь. Думаю, что выражаю общее мнение всех участников дискуссии.

Это совершенно все равно. Туляк и потомок не могут сказать ничего по существу, зато портят атмосферу и мешают. Вы уверены, что понимаете, что означает экзальтация?)))))
Lucia / 22.12.2016, 19:47

70. Ответ на 63., Кирилл Д.:

А что, собственно, произошло?

Болезни стали Годунова одолевать с 1599 года. А в 1601-1603 случился великий голод. И новая династия была вырублена под корень.
Сергей Швецов / 22.12.2016, 19:08
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Православный социализм
Справедливость как воля Божия
Сейчас России нужно продолжение прежнего, проверенного в советское время курса – социализм с государственной собственностью на средства производства, с плановой экономикой, с монополией на внешнюю торговлю
23.04.2024
История капитализма в России. Куда идем?
Генезис русского буржуазного человека
23.04.2024
Вера, воля, знание – путь русского спасения
Нам нужна солидаризация государства и госуправления, важнейшими элементами которой являются солидарная экономика, солидарное государство и солидарное общество
09.04.2024
Справедливый образ России в мире
О деятельности члена Зиновьевского клуба Владимира Анатольевича Лепехина
02.04.2024
СВО как проявление экзистенциального конфликта истории
Миру необходима новая модель экономики с естественными ограничениями потребления и личного накопления
02.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21