Невоздержание как основа богоборчества

0
1319
Время на чтение 6 минут

Пожалуй, самым печальным и страшным показателем современной эпохи является грандиозное по своему масштабу смещение нравственных основ бытия, стирание границ между добром и злом, и в конечном счете - упразднение самого понятия нравственности. Христианская этическая парадигма формировалась на протяжении столетий, став фундаментом европейской цивилизации. Однако, в хаотизированном калейдоскопе происходящего в наши дни подчас трудно выявить подоплеку яркого и дерзкого процесса последовательного и планомерного уничтожения традиционных ценностей, и определить исходные мотивы, которыми руководствуются идеологи нового мышления.

Попробуем взглянуть на данную проблему с позиции православной антропологии - не претендуя, впрочем, на окончательный характер сделанных выводов и единственно возможное представление о ней.

Аскетическая традиция Православия с самого начала своего зарождения стремилась описать образ деятельного восхождения христианина к Богу, последовательно определяя ступени пути, ведущего к духовному совершенству. Внимание движению мысли, пребывание внутрь себя, погружение ума в сердце - подвиги, целью которых является преодоление греховной поврежденности, освобождение от страстей и стяжание добродетелей. Как страсти, так и добродетели тесно взаимосвязаны между собой, они выстроены в строго иерархической последовательности, которая представлена преподобным Иоанном Синайским в его аскетическом труде «Лествица».

Первая страсть, с которой начинается духовная брань христианина, в святоотеческой традиции именуется чревоугодием. Необходимым условием преодоления этой страсти является стяжание противоположной ей добродетели - воздержания. Впрочем, в понимание сущности воздержания входит далеко не только отношение к чреву - указанная добродетель связана, прежде всего, с самоограничением, дисциплиной и упорядочиванием как мирской, так и духовной жизни, без которых принципиально невозможно восхождение к Богу.

Таким образом, начальная ступень христианского подвига состоит в обретении добродетели воздержания, являющейся основанием, или фундаментом, на котором созидается обитель Божия в сердце человеческом. Святитель Василий Великий определял воздержание как «мать целомудрия, снабдительницу здравия, [которая] устраняет препятствия к плодоношению добрых дел о Христе»[1]...

О каких препятствиях размышлял святой отец? Определяя меру воздержания как «совершенное отчуждение от всего, что ведет к пагубному удовольствию»[2], он не допускал прикосновения христианина к любому пороку или соблазну мира сего, находя в разумном воздержании фундамент духовной жизни. Ведь «страсти, возобладая умом, привязывают его к вещественным предметам и, отлучив от Бога, заставляют заниматься ими», - говорил впоследствии преподобный Максим Исповедник[3].

Пропаганда новой ценностной системы, агрессивное навязывание антихристианского стиля жизни, существенной целью которого является растворение личности в эгоистической системе потребительства, как нельзя лучше формирует упомянутую преподобным Максимом привязанность к вещественным предметам. Всецелая поглощенность материальными благами, жажда наживы, стремление к внешним, плотским удовольствиям, удовлетворение исключительно плотских, животных потребностей отлучает человека от Христа, погружая в бездну эгоцентрического, горделивого самоупоения и тем самым обезличивая его.

Святитель Григорий Нисский определял цель воздержания не столько в качестве разумного попечения о телесности, сколько как «удобнейшее служение душевным потребностям»[4]. И поскольку «воздержание - это начало и основание всех прочих добродетелей» (преп. Нил Синайский)[5], «дверь ко всякой добродетели» (преп. Феодор Студит)[6], духовно-нравственная сторона жизни христианина определяется мерой стяжания этой добродетели. В противном случае, «от невоздержания потоки страстей, потопив землю сердца и нанося на нее всякую гниль и грязь помыслов, мутят ум, омрачают сердце и отягчают тело, в душе и сердце производят нерадение, омрачение... лишают их свойственного им по естеству настроения и чувства» (преп. Григорий Синаит)[7].

Исходя из приведенного выше святоотеческого учения о воздержании, можно сделать вывод относительно смысла и целей агрессивной пропаганды потребительства и невоздержания, захлестнувшей современный мир. Новая система ценностей, при которой в человеке искусственно стимулируется потребность брать от жизни все, ни в чем себе не отказывая, - сознательно и планомерно индуцирует антихристианское, сатанинское отношение к действительности, при котором на место православного миропонимания ставится полная его противоположность.

Вся мощь новоиспеченной ценностной системы обрушивается на базовую христианскую добродетель - воздержание, цинично высмеивая и ниспровергая которую, провозвестники царства антихриста добиваются своей цели максимально эффективно и безболезненно. Снятие ограничений и табу, растормаживание сферы влечений приводит к эмоциональной лабильности и общей неустойчивости психики, что, в соединении с внедренным в сознание нравственным релятивизмом, ведет к полному разрушению личности, которая, утеряв образ Божий, становится носителем образа зверя.

Искоренение воздержания - скорейший путь к духовному опустошению личности, скотскому образу существования. Упразднение самоограничения, пропаганда материальной и духовной всеядности приводит к отключению защитных механизмов психики, или - к раскрытию сердца для вселения в него всех страстей (Мф. 12:43-45). В проекции на социальный аспект, это является первым признаком всеобщего богоотступничества, апостасии. Должно быть, именно поэтому основной удар князя мира сего направлен на фундаментальную христианскую добродетель, изгнание которой из сердца человеческого влечет за собой абсолютное его порабощение страстям. Напротив, если человек «пребывает в неослабном воздержании... то никогда не оставляет его Божие содействие, и врагу не попускается приражаться к нему» (преп. Исаак Сирин)[8].

Таким образом, необходимое для христианина противостояние потоку безнравственности, насилия и всеобщего растления может быть основано исключительно на всестороннем воздержании - именно оно в конечном счете порождает «крепость пребывания в добродетели» (преп. Феодор Студит)[9]. А длительные «опыты воздержания дадут опытность в самообладании, и падения будут реже и реже» (свят. Феофан Затворник)[10]. В конце концов, длительная и непрестанная духовная брань, основанная на обретении добродетели воздержания, «доставляет уму чистоту, и воззрение ума на землю и на все земное изменяется: ему открывается, чего он доселе не видел... помышления его отселе начинают возноситься к вечности» (свят. Игнатий Брянчанинов)[11], и Господь являет таковому Свою благость, исцеляя язвы страстей, наполнивших некогда невоздержную, и потому - порочную душу.



[1] Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Ч. 5. ТСЛ, 1901. - С. 119.

[2] Там же.

[3] Добротолюбие, т. 3. Вторая сотница, слово 3.

[4] Творения святого Григория Нисского. Ч. 7. М., 1865. - С. 382.

[5] Творения преподобного отца нашего Нила подвижника Синайского. Ч. 3. М., 1859. - С. 7.

[6] Феодор Студит, преподобный. Творения. - Режим доступа: http://predanie.ru/lib/book/68042/

[7] Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев. М., 1845. - С. 202.

[8] Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирина, подвижника и отшельника, бывшего епископом града Ниневии. Слова подвижнические. 2-е изд. Сергиев Посад, 1893. - С. 322.

[9] Феодор Студит, преподобный. Подвижнические монахам наставления. Слово 24. - Добротолюбие, т. 4.

[10] Собрание писем святителя Феофана. Вып. 4. М., 1899. - С. 204.

[11] Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Т. 4. Аскетическая проповедь. 3-е изд. СПб., 1905. - С. 236.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Невоздержание как основа богоборчества

Коммунисты с этим не согласятся. Они ведь и манипулируют сознанием своих жертв, используя все эти механизмы - зависть, жадность, ненависть.
Lucia / 24.11.2016, 17:59
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Бекорюков
Феномен Ярослава Дронова
Или о патриотическом шаманизме
16.01.2024
Введение во храм
Стихи
03.12.2023
Август
Стихи
21.08.2023
Песнь волхвов
Стихи
08.01.2023
Все статьи Алексей Бекорюков
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 15:17
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 15:14
«В зеркале войны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 14:49
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 12:39