itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Миссионерство и методы современной пропаганды – отличия и противоречия

Доклад руководителя миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии на Х Иоанновском форуме (2-3 ноября 2016 года, Архангельск)

Миссионерская деятельность 
0
495
Время на чтение 8 минут

Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы, уважаемые участники Иоановских чтений!

Каждый человек, призванный в мир, по мере возрастания должен ответить себе на два вопроса:

1. Кем и для чего создана окружающая его Вселенная?

2. Для чего я призван в этот мир?

Ответ на данные вопросы определяет цели и смысл жизни каждого отдельного человека и существование окружающего мира. И каждому из нас необходимо разобраться, исходя из какой информации мы начинаем давать себе ответ на эти два самых главных вопроса в своей жизни. Приступая к анализу темы, нужно сразу заметить, что в наше время ответ на данные вопросы не интересует современное общество. Задумывается над этой основополагающей проблемой едва ли не каждый тысячный представитель человечества. А ответ на него пытается дать себе, наверное, один из ста тысяч. Почему же подобное происходит? Чтобы ответить, попробуем разобраться с двумя источниками информации на данную тему: с миссией (религиозным взглядом на мир) и пропагандой (нейтральным, толерантным взглядом на данную проблему).

И, как принято было у древних, приступая к обсуждению сложной проблемы, давайте вначале договоримся о терминах. Что такое миссия и что такое пропаганда? Открываем библиотеку Википедии и читаем:

"Миссионерство одна из форм деятельности религиозных организаций, имеющая целью обращение неверующих или представителей иных религий". "Пропаганда в современном политическом дискурсе понимается как открытое распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, в том числе намеренно искажённых и вводящих в заблуждение, для формирования общественного мнения или иных целей, преследуемых пропагандистами ".

Итак, миссионерство имеет своей целью обращение неверующих. Что значит обращение? Первое, что должен доказательно объяснить своим слушателям миссионер - это взгляд на окружающий мир как на творение Божие. Религиозный взгляд на окружающую Вселенную подразумевает изучение и постижение законов сотворенного Богом мира с целью последующего его развития и преображения в рамках воли Божьей. И задача миссионера, прежде всего, объяснить слушателям, что Вселенная не эволюционизирующаяся материя, а Божественный проект. Другими словами, через рождение мы входим в построенный Богом дом. И нам нужно разобраться и понять смысл и предназначение постройки. Дом, в который мы вошли, построен по определенным законам. Почему выбраны именно такие законы окружающего нас материального мира, нам знать не дано. Мы только изучаем уже открытые законы и используем их в своей практической деятельности. Сами по себе система и порядок, как известно, не возникают, а существуют только вследствие внешнего разумного воздействия. Задача миссионера, распространяющего религиозный взгляд на окружающий мир, объяснить слушателям, что только через познание законов окружающего мира и служение Творцу в рамках данных законов приводят человека к истинному постижению смысла жизни. Иначе говоря, задача миссионера довести до сознания слушателя простую житейскую аксиому: «Любое творение имеет смысл бытия через служение своему Творцу в рамках Его воли». Оторвемся на минутку от высоких материй и посмотрим на данную формулировку простым житейским взглядом. Любая вещь, предмет, прибор, купленные или изготовленные нами, должны служить в рамках нашей воли. Для чего мы предназначим приобретенную вазу: для цветов, или для хранения в ней удобрения - это сугубо наш выбор, а творение должно лишь примерно нести свое служение в том качестве, для которого мы его предназначили. Если же творение отказывается нам служить (купленная лампочка перегорает или компьютер ломается), то оно просто выбрасывается.

И здесь становится понятной одна из главных трудностей миссии - объяснить, что смысл жизни человека как высшего творения Божия имеет целью служение Своему Творцу в рамках Его воли. Если говорить прямо, то миссионер призывает своих слушателей к добровольному послушанию Богу, своеобразному сознательному духовному рабству. Призывает к несению Креста. Апостол Павел в своем послании так и пишет: «Мы проповедуем Христа распятого», что воспринимается окружающим миром, как соблазн и безумие. Современный человек заражен лозунгом свободы как главного завоевания человечеством в духовной области. О свободе, как главной ценности, вещают все средства масс медиа. И именно поэтому наш современник инстинктивно старается обойти тему смысла жизни как несение Креста. И по возможности уклоняется даже от возможности обсудить данный взгляд на жизнь, как обязательное служение своему Творцу. В тоже время, изучая, прежде всего, законы окружающего мира человек, на удивление, полно старается их соблюсти в своей деятельности при постройке различных сооружений, изготовлении приборов и устройств. Мы настаиваем, чтобы при болезни нас лечили хорошие специалисты по лучшим опробованным методикам. Чтобы наших детей учили профессиональные педагоги по лучшим, утвержденным высшими инстанциями, учебным программам. Мы требуем главенства над собой власти законов, по которым обретаем знания и здоровье и добровольно согласны их выполнять. Как правило, мы возражаем, когда нам предлагают вырваться из данного рабства и поучаствовать в эксперименте над своим здоровьем или экспериментальной образовательной программой. Мы добровольно выбираем, порой, тяжелый крест в области образования или физического развития для своих детей, отправляя их в престижные гимназии или в спортивные секции. И ребенка особо не спрашиваем, хочет он или не хочет нести подобный крест. Почему же в области духовных знаний современный человек предпочитает оставаться дилетантом? Почему призыв служить своему Творцу в рамках духовных законов, обычно, априори отрицается современным человеком, кстати, как и наличие существования самих духовных законов. Наверное, потому, что данные знания и практическое их постижение являются наиболее трудноусвояемой интеллектуальной областью. Они требует огромного самоотречения, духовного и интеллектуального напряжения. И в этом нет ничего удивительного, ибо именно данная область знаний определят судьбу души человека в вечности. Понятно, что если интеллектуальное или профессиональное совершенство даются нам огромными усилиями, то совершенство духовное требует сверхогромных усилий. А человек с изуродованной первородным грехом природой не способен к данному духовному преображению без помощи Божьей. Именно осознание своей немощи перед демоническими силами зла должно, казалось бы, приводить человека к поиску помощи Творца, к добровольному служению Ему. Но в современном мире мы, зачастую, сталкиваемся с обратной реакцией. Человек не желает чувствовать себя связанным никакими обещаниями и обетами, прежде всего, в духовной области, которые, так или иначе, ограничивают его желания. Иное дело, когда человек знает духовные законы. Сознание того, что, как пишет ап. Павел, «хоть и все мне позволено, но не все полезно», позволяет спокойно воспринимать те или иные заперты в духовной сфере жизни, которая наводнена массой соблазнов. Понимая духовный яд соблазнов, которые повреждают душу, человек инстинктивно их избегает. Но непросвещенный в духовной области человек всеми силами своего интеллекта ищет способы уклонения, а, порой, открытого попирания и нарушения законов духовных, которые препятствуют ему приобщаться к соблазнам.

Именно поэтому задача современного миссионера чрезвычайно трудна. Зачастую, его просто не желают слушать, чтобы оставаться в сознательном неведении: я не знаю, что такое грех и знать не хочу, а посему оставьте меня в покое с вашей проповедью. Иногда приходится слышать после своих лекций сетования: "Дескать, жил спокойно, а теперь вот разбередили душу своими разговорами. Оказывается, я постоянно грешу". Грешить, оставаясь, еще раз подчеркну, в сознательном неведении, оказалось очень приятно. И здесь очень важно объяснить слушателям, что такой важный орган, как душа, должна иметь должное о себе попечение. Как правило, многие соглашаются, что душа у человека есть, но вызывает недоуменное изумление, как дружно, подавляющая часть людей, не считает нужным, хоть как-то о ней заботиться. Чтобы избежать споров и разговоров о состоянии души, современный мир вынужден был табуировать одно важное событие в жизни каждого человека. В современном обществе нет дискуссий и обсуждений проблемы смерти. Практически данная тема, подчеркну еще раз, табуирована в современном дискурсе, а иначе проблема существования души возникла бы сразу. Десять лет назад в Устьянском районе произошла эпидемия самоубийств среди школьников. Заведующая департаментом образования обратилась к нам с просьбой помочь решить проблему героизации суицида, которая возникла у школьников. Тогда за год мы совершили восемь поездок в Устьянский район, встречаясь со школьниками. Проблему смерти пришлось обсуждать даже с младшими классами, но после этого на 10 лет данный вопрос ушел из школ района. Казалось бы, была показана необходимость данную тему обсуждать, но, повторюсь, сегодня самое главное событие в жизни человека - тема смерти - находится под незримым строгим запретом. А без обсуждения проблемы смерти очень трудно говорить о сущности души, ее предназначении. Современное толерантное общество уподобилось атеистам, где проблемы смерти не существовало, ибо смерть трактовалась как уход в никуда.

Как же удалось современной пропаганде искусно убрать из обсуждения тему существования души, ее роли в жизни и смерти человека? Для того чтобы это хорошо понять, вспомним главный принцип американских менеджеров: «Всегда говорите правду, чистую правду, одну только правду. Ту правду, которая вам выгодна». Именно этот мерзкий принцип успешно сегодня использован в современной пропаганде повсеместно. Если вам рекламируют товар, то честно и правдиво описывают его достоинства и никогда не говорят о побочных, негативных действиях данного товара. Это наблюдается во всех областях нашей жизни: финансовой, когда вы берете кредит, лечебной, когда покупаете лекарства, торговой, когда покупаете товар. Все побочные эффекты умалчиваются современной пропагандой. Но самое страшное, когда подобное происходит в духовной области. Человека приглашают на тренинг, на семинар. Ему рассказывают, как стать успешным, как правильно вести бизнес, как приумножить свое состояние, как довести свое физическое здоровье до совершенства. Но спросим: «А дальше что»? Что, если полная правда состоит в том, что после смерти жизнь продолжается. Что все приобретенные здесь непосильным трудом и предельным напряжением сил знания и ценности, оказываются в Горнем мире не нужными. Что делать, когда поймем, что 99% процентов времени, отведенных нам для жизни на земле, мы посвятили ценностям, которые здесь же на земле и останутся. Но когда нас учат приемам преуспеяния в современном мире наши нынешние учителя, разве они нам лгут? Совсем нет! Просто они говорят не всю правду, а только ту правду, которая им выгодна. Еще одно важное замечание. Спросите себя, когда в последний раз вы видели похоронную процессию? Почему как грибы растут крематории, лишая нас возможности прийти к месту вечного покоя наших усопших сродников? Около урны с золой стоять как-то непривычно. Все просто, тема смерти должна быть «убита» в наших головах. Хотя святые отцы предупреждают, что для спасения души нужно «иметь память смертную».

В заключение. Миссионер проповедует смысл жизни во всей полноте. Да, он призывает человека к несению Креста в восприятии смысла жизни как выполнения воли Божьей. И конечным результатом этого крестоношения предлагает приход в Горний мир для продолжения жизни в благой вечности. Современный, толерантный пропагандист призывает человека к достижению блага здесь на земле, для удовлетворения всех своих желаний и наслаждений. А то, что потом, после смерти, скорей всего, будет скорбное крестоношение в вечности..... Об этом современные пропагандисты умалчивают. Они говорят правду, чистую правду, одну только правду. Ту правду, которая им выгодна. И конечный итог жизни каждого из нас будет зависеть от того, какую правду мы выбираем.

Протоиерей Евгений Соколов, руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии

Православие на Северной земле

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Евгений Соколов
Все статьи Протоиерей Евгений Соколов
Миссионерская деятельность
«Миссия русского народа – быть с Богом, оставаться оплотом правды, справедливости и мира»
Митрополит Варсонофий принял участие в заседании регионального ВРНС
15.03.2024
«Бойцы хотят проговорить важные для них вещи»
Священник Владимир Суханов рассказал, что военным госпиталям не хватает священников и сестёр милосердия
07.03.2024
Почему православный храм стал символом Зимних азиатских игр?
О Православии в Китае и «крестопаде» в России
06.03.2024
В гости к святому князю Владимиру
Поездки по храмам Находкинской епархии носят духовно-просветительский и миссионерский смысл
06.03.2024
«На Западе молодёжь видит в России альтернативу»
Святейший Патриарх Кирилл ответил на вопросы участников Всемирного фестиваля молодёжи
04.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии