Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Личный вклад императора Николая I в становление единоверия

Виктор  Мищенко, Русская народная линия

400 лет Династии Романовых / 01.11.2016


На примере посещения императором посада Добрянка Черниговской губернии …

Новозыбковский филиал брянского государственного университета имени академика Петровского в 21 раз стал площадкой для проведения международной научной конференции. На два дня, 25 и 26 октября, в Новозыбков съехались ученые ближнего и дальнего зарубежья. В этом году тема конференции: «Духовно-нравственные концепты русской словесности в современной языковой, культурной и образовательной практике Российско-Белорусско-Украинского пограничья».

 

К середине XIX в. в ряде губерний Малороссии старообрядцы являлись значительной и заметной среди остального населения социальной общностью. В условиях современной обстановки, переживаемой российским обществом, обострения религиозных конфликтов, необходимо глубокое взаимопонимание между представителями различных религий, и между представителями государственной власти. Примером последовательности проводимой государственной политики в области укрепления авторитета Православной Церкви может служить посещение императором Николаем I посада Добрянка Черниговской губернии.

Объектом исследования является конфессиональная политика Николая I в отношении старообрядцев. Предметом исследования выступают визиты императора Николая I в старообрядческий посад Добрянка Черниговской губернии.

Официальные данные указывают на то, что старообрядцы в Черниговской губернии составляли количественное меньшинство. Местом первоначального поселения старообрядцев в Черниговской губернии были северные уезды: Стародубский, Мглинский, Суражский и Новозыбковский1.

Стародубье представляло для беглецов удобное место, т.к. было удалено от административных центров и очень близко от границы с Польшей. «...Оно стоит близ рубежа; окажется нужда бежать, можно уехать в Польшу минуя заставы, а потом возвратясь, записаться выходцем из-за границы, и что наши живут там свободно в 17 слободах и их не беспокоят за веру»2 - так писали о Стародубье раскольники в 1743 г.

Раскольничьи слободы образуют три группы, расположенные вдоль дорог края: на Батурин, на Чернигов и на Гомель-Ветку. Особняком стоят лишь три слободы: самая южная, Радуль - на Днепре, самые северные - Клинцы и Ардонь. Раскольников привлекали не чащи, а автономность казачьего Стародубья и близость плохо охраняемой польской границы. К границе они и тяготели пространственно. Раскольничье «Стародубье» представляет лишь западную часть одноименной исторической провинции.3

Официальные данные 1850-х гг. свидетельствуют о численности старообрядцев в отдельных посадах. «В посаде Климово раскольников более 4300... В посаде Митьковка из 2721 жителей раскольников поповской секты 2650, беспоповской 40... В г. Новозыбкове раскол сохранялся во всем упорстве, так, что в нем не было православной церкви; из 6300 его жителей 5407 состояли в поповщине, 44 в беспоповщине.... В посаде Шеломах 2600 жителей - все упорные и невежественные раскольники... В Злынке около 4000 жителей, 1900 поповщинской, 1250 беспоповщинской секты... В Тимошкином Перевозе - 840 раскольников. В Святской - 1900 раскольников... В богатом посаде Клинцах - 4006 раскольников поповщинской секты, 44 беспоповщинской... В посаде Ардони - 718 раскольников... В посаде Еленке - 3200 поповщинской секты, 72 - беспоповщинской секты... В посаде Млынке - из 1300 жителей 860 поповщинской секты лужковского толка»4.

Главная трудность заключалось в том, что на территории Стародубья проживали староверы разных согласий, каждое из которых имело свои основания принимать или не принимать «австрийское» священство.

В мае 1845 г. император Николай I проездом из Киева посетил старообрядческий посад Добрянка Городницкого уезда Черниговской губернии. Добрянцы тщательно готовились к встрече царя. Когда стало известно время проезда через посад жители убрали все лишнее с главной улицы, посыпали ее песком, сами оделись во все лучшие одежды. Представители посада и члены ратуши оделись в мундиры. Вручать хлеб-соль доверили старообрядцы почтенному старцу семидесятилетнему Григорию Полянскому.

Николай I приветствуя делегацию посада Добрянка заявил: «Не хочу я вашего хлеба - соли, вы не верноподданные мои! Вы не ходите в церковь Богу молиться». На все попытки старообрядцев оправдаться, что в церковь они ходят и Богу молятся, Николай I гневно заявил: «Это не церковь, а сборище вольницы; бывшие попы ваши дезертиры, нарушители клятвы, изменники своих обязанностей. Забыть, забыть и не думать об них! Я вольничать вам не позволю! Я выстрою Вам церковь и приеду Богу молиться, и когда вы пойдете в нее и будете со Мною молиться, тогда я и приму от вас хлеб-соль; слышите ли, вольничать не позволю5«. После этой отповеди Николай I уехал из Добрянки. Причиной гнева императора на старообрядцев стала проводимая Николаем I конфессиональная политика. Николай I отрицательно относился к проявлениям религиозного фанатизма и обскурантизма, но не терпел и «вольномыслия» в вопросах веры, а также любых посягательств на православную церковь, подрыв ее позиций. Принимались меры к повышению престижа православной церкви и нравственного уровня духовенства. С 1826 г. вводится практика строгих наказаний тех священников, которые порочат свой сан.

В 1825, 1831 и в 1853 гг. учреждались специальные секретные комитеты по выработке наиболее эффективных мер «борьбы с расколом». В 21 губернии, наиболее «зараженных расколом», в 1837 г были учреждены «раскольничьи комитеты». «Борьба с расколом» являлась одной из задач Министерства внутренних дел и III отделения. В губернии, особенно «подверженные расколу», назначались специальные комиссии, облеченные чрезвычайными полномочиями «для обращения раскольников в лоно православия». «Отпадших от православия» насильно «перекрещивали», наиболее упорных отправляли «для исправления» в монастыри или в ссылку под полицейский и духовный надзор. В 1837 г. из Стародубья выслали «одного беглого священника, одного дьякона и двух иеромонахов»6.

Николай I во время поездки видел неудачи своей конфессиональной политики в части введения единоверческой церкви, как попытки искоренения старообрядчества. В Черниговской губернии с 1838 по1845 гг. была открыта и освящена только одна единоверческая церковь при Малиноостровском мужском монастыре. В шестнадцати старообрядческих посадах с общим населением более семидесяти тысяч человек в этот период не было открыто ни одной единоверческой церкви.7 Этот факт и стал истинной причиной гнева Николая I на старообрядцев.

Старообрядцы не знали, что теперь им делать и как быть. Сразу после отъезда в Добрянку прибыл гражданский губернатор Павел Иванович Гессе.

По прибытию Николая I в Петербург началось исполнение его воли объявленной в Добрянке. Обер-прокурор Синода граф Н.А. Протасов издал постановление № 3966 об устройстве в Добрянке Черниговской епархии деревянной единоверческой церкви. После издания постановления приступили к постройке церкви.

24 августа 1845 г. строительство было закончено, и церковь освятил священник единоверческой церкви Т.А. Верховский. На освящение церкви также прибыл генерал-губернатор Николай Андреевич Долгорукий.

Посад готовился к встрече императора Николая I.

Николай I прибыл в Добрянку 29 августа. До его повторного визита не дожил Григорий Полянский. С царем отказались молиться девять человек.

Приезд и моление царя с жителями Добрянки произвело на них неизгладимое впечатление. Но, тем не менее, старообрядцы, даже в такой день, встали на защиту своей веры. После окончания службы к императору с просьбой обратился уставщик Рождественской церкви Чесноков. Он просил не лишать их церквей, которые есть и не строить новые. Николай I был смущен и перевел разговор на другую тему. После службы Николай I принял от жителей Добрянки хлеб-соль и похвалил жителей за прием и выполнение его монаршей воли. После обеда у купца Переплетчикова, император спросил перед отъездом из Добрянки: «Будут ли они теперь ходить в церковь Богу молится?» и ответом ему стало: «Будут ходить Ваше Величество! Будут»8.

Таким образом, видно, что конфессиональная политика Николая I была направлена на укрепление авторитета русской православной церкви и примирения старообрядчества путем установления единоверческой церкви. Несмотря на благостное впечатление от посещения старообрядческого посада Добрянка, Николай I не отошел от принципов своей конфессиональной политики и личным примером показал, как надо проводить государственную политику на местах. В дальнейшем, в 1853 г., был принят указ об уничтожении раскольничьих скитов и молелен в заволжском Нижегородском крае, по р. Иргизу в Саратовской губернии, в Стародубье Черниговской и в архангельском Поморье. 

Виктор Васильевич Мищенко, к.и.н., доцент

Брянский Государственный Университет имени академика И.Г. Петровского, филиал БГУ в г. Новозыбкове

 

Литература

1.​ Варадинов Н. История распоряжений Министерства внутренних дел по расколу. Т.8. СПб, 1863.

2.​ Верховский Т.А. Стародубье. Записки. Казань, 1874.

3.​ Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Кн. I. Чернигов, 1878.

4.​ Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и Стародубье XVII-XVIII вв. Выпуск 1. Киев, 1895.

5.​ Петров Б.Н. К вопросу о поселении раскольников в Стародубье// Материалы международной научно-практической конференции. Гомель, 2003.

1 См.: Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и Стародубье XVII-XVIII вв. Выпуск 1. Киев, 1895. С. 68.

2 Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Кн.I. Чернигов, 1878. С.137-138.

3 См.: Петров Б.Н. К вопросу о поселении раскольников в Стародубье// Материалы международной научно-практической конференции. Гомель, 2003. С.104.

4 Варадинов Н. История распоряжений Министерства внутренних дел по расколу. Т.8. СПб, 1863. С.562-563.

5 Верховский Поездки в Стародубье. С.5.

6 Варадинов Н. История распоряжений Министерства внутренних дел по расколу. Т.8. СПб, 1863. С.305.

7 См.: Верховский. С.7.

8 Верховский. С.85.

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 9

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

9. eka : Личный вклад императора Николая I
2016-11-04 в 21:27

Когда в Киеве громили истукан Ильича, то малёха перепутали. Главный истукан Украины, находится на пьедестале императора Николая I... Место Царя занял хам, притом Хам с большой буквы...
http://vkieve.net/wp...u-shevchenko-03.jpg а правильно http://ps.net.ua/upl...05/1275208173_18.jpg
8. eka : Ответ на 6., Павел Тихомиров:
2016-11-04 в 21:22

"Таким образом, видно, что конфессиональная политика Николая I была направлена на укрепление авторитета русской православной церкви и примирения старообрядчества путем установления единоверческой церкви"... Всё понятно, можно даже не вникать....

утверждение вот...
"Эка" вот Ваши утверждения.Это только мне кажется, что они противоречат друг другу?


Чернигов всегда был в составе Московского Царства, граница колебалась, по Сейму, переходила из рук в руки. На каком основании город Чернигов в составе современной Украины не известно, но раскольников на этих землях небыло, слишком агрессивная среда. Даже если предположить, что они были, то Государь! Помазанник! Пророк! не мог с ними молиться. Потому что по уставу не положено....
7. М.Яблоков : Ответ на 5., Сергей Швецов:
2016-11-04 в 20:44

Сначала посмотри в википедии, что эти понятия означают, шибздик ))
6. Павел Тихомиров : Блистательная непротеворечивость не по разуму возревновавших
2016-11-04 в 16:04

"Эка" вот Ваши утверждения.
Это только мне кажется, что они противоречат друг другу?

"Автор статьи не в курсе, что старообрядцев на территории современной Украины в принципе не могло быть".

"Открою тебе секрет, черниговская губерния всегда входила в состав Московского Царства, ну и что?"
5. Сергей Швецов : Ответ на 1., М.Яблоков:
2016-11-04 в 11:48

Единоверие надо искоренять


Не надо из икономии делать акривию.



Классический случай взаимоисключающих параграфов. Ну, или - опять надринькался.
4. eka : Ответ на 3., Павел Тихомиров:
2016-11-04 в 04:51

1. Старообрядцы бежали за пределы Московского Царства от гонений царевны Софьи. Бежали в том числе на территорию Речи Посполитой.


где из них делали грекокатоликов..
2. В дебрях пограничья старообрядец будет спасаться от гонителей, которые не знали, что цель не оправдывает средств. Ну, время такое было.


логика есть, это как сейчас сбежать на линию фронта в новороссию...
3. Помазанник Божий молиться будет с единоверцами, т.е. православными христианами, использующими дораскольное чинопоследование.


с каких пор раскольник стал единоверец? это что-то новое. Помазанник специально поедет что-бы помолится с еретиками да ещё в глушь в далеке от дорог, логика железная....
4. Западная часть нынешней Брянской области до революции входила в состав Чекрниговской губернии.Кроме того, на территории б.УССР действовали приходы общин "австрийского согласия", т.е. РПСЦ или "белокриничники".


Открою тебе секрет, черниговская губерния всегда входила в состав Московского Царства, ну и что? порядок наводить в русской Церкви по какому принципу начали? брали попов с Украины (тогда ещё Польши), ставили на место своих, а своих изгоняли прочь, разумеется тех кто не исправился. И бежали они в сибирь, на волгу, подальше от цивилизации.
"Эка", учите матчасть, а потом дерзайте критиковать авторов.


если смотреть по какому принципу построена статья, то всегда можно уловить сокровенный смысл статьи. Перечитайте задом на перёд, уловите сокровенный смысл... "Таким образом, видно, что конфессиональная политика Николая I была направлена на укрепление авторитета русской православной церкви и примирения старообрядчества путем установления единоверческой церкви"... Всё понятно, можно даже не вникать....
3. Павел Тихомиров : Ответ на 2., eka:
2016-11-01 в 16:45

Откуда в Добрянке старообрядцы? Зачем старообрядцам бежать в Польшу? Что будет делать старообрядец в Польше? Ну и самое главное, как может Помазанник молиться с иноверцами. Какая-то очередная клевета. Автор статьи не в курсе, что старообрядцев на территории современной Украины в принципе не могло быть. Это как заявить, что сейчас в Нижнем Новгороде зверствуют раскольники из УПЦКП....


Автор, вообще-то в теме. И живёт в одном из центров старообрядчества.
Отвечаю на Ваши недоумения по порядку.
1. Старообрядцы бежали за пределы Московского Царства от гонений царевны Софьи. Бежали в том числе на территорию Речи Посполитой.
2. В дебрях пограничья старообрядец будет спасаться от гонителей, которые не знали, что цель не оправдывает средств. Ну, время такое было.
3. Помазанник Божий молиться будет с единоверцами, т.е. православными христианами, использующими дораскольное чинопоследование.
4. Западная часть нынешней Брянской области до революции входила в состав Чекрниговской губернии.
Кроме того, на территории б.УССР действовали приходы общин "австрийского согласия", т.е. РПСЦ или "белокриничники".

"Эка", учите матчасть, а потом дерзайте критиковать авторов.
2. eka : посада Добрянка Черниговской губернии.
2016-11-01 в 10:35

Откуда в Добрянке старообрядцы? Зачем старообрядцам бежать в Польшу? Что будет делать старообрядец в Польше? Ну и самое главное, как может Помазанник молиться с иноверцами. Какая-то очередная клевета. Автор статьи не в курсе, что старообрядцев на территории современной Украины в принципе не могло быть. Это как заявить, что сейчас в Нижнем Новгороде зверствуют раскольники из УПЦКП....
1. М.Яблоков : Re: Личный вклад императора Николая I в становление единоверия
2016-11-01 в 07:53

Единоверие надо искоренять - это троянский конь! Изначально синодальными указами были запрещены переход православных в единоверие и причащение без нужды у единоверческих священников. Не надо из икономии делать акривию.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме