itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Cвятой мученик Лонгин, от слепоты исцеляющий

29 октября - день памяти св. мученика Лонгина сотника, «иже при Кресте Господни»

Новости Москвы 
0
4175
Время на чтение 24 минут

Родом из селения Каппадокии

В истории Церкви известно много первых христиан, подвергавшихся за исповедование веры в Христа и проповедь Его учения гонениям, мучениям и смертной казни. За подвиг исповедования веры их назвали мучениками и причислили к святым. Один из них - Лонгин сотник, живший во времена Иисуса Христа и уверовавший в Сына Божия. Этого сотника, «прославившего Иисуса», не следует отождествлять с тем «римским воином», кто пронзил копьем тело распятого Спасителя. Это совершенно разные персонажи, что свидетельствует сам текст Святого Евангелия, в который не заглядывают или его вольно трактуют некоторые авторы о Лонгине в интернетовской «Википедии».

Только в латинской традиции, т.е. в западных поздних преданиях, стоявший на страже «сотник» в час распятия Христа и некий «римский воин», проткнувший копьем правый бок Спасителя, считается одним и тем же лицом ( 2, с. 431). Сотника Лонгина почитают православные и католики. Однако о нем у восточных и западных христиан существуют разнообразные и очень противоречивые легенды. Они взаимопроникают друг в друга и создают невероятный «коктейль» из псевдофактов, внося путаницу в головы верующих, особенно православных паломников.

В истории древней Церкви известен не один, а минимум пять святых с именем Лонгин, причем, три из них были воинами в первые пять веков Христианства ( См.:7,с.638). Исходя из этих данных, возникают правомерные вопросы:1) мощи какого из святых, носящих имя Лонгин, хранятся в Мантуе, Бари, Риме и других европейских городах? 2) о наконечнике копья какого из древних воинов идет речь, когда паломникам демонстрируют в нескольких странах мира так называемое «копье Лонгина»? Однако об этом мы расскажем ниже.

В православной и западной традициях родиной Лонгина сотника называется земля Каппадокии ( ныне местность на территории современной Турции). В некоторых источниках можно прочитать, что Лонгин сотник был «иудеем», «греком» и происходил он из селения «Sandralis» или «Andrales» недалеко от «Tyana» в Каппадокии (11,с. 450). В других научных справочниках отмечается, что его родное селение называлось «Sandiale» или «Sandrale» (См.:7, с.637 и 10, с.1047). Встречается информация и о том, что родиной Лонгина сотника были «Isaurien (Killikien)» (11, c.449), «Исаврия» (2, с.431) и даже итальянский город «Кальяри» (Сардиния), о чем повествует местная легенда XVII века.

Однако возвратимся в Каппадокию, чья земля в первые века Христианства считалась провинцией Римской империи на востоке Малой Азии. О детстве и юности Лонгина сотника до его прибытия в Иерусалим ничего не известно. Он как «солдат» (См.: 8 и 10) сначала состоял на военной службе в Иудее, подчиняясь правившему в ней в 26-36 годах префекту Понтию Пилату. В римской армии Лонгин дослужился до офицерского звания, став центурионом, т.е. командиром военного подразделения - «сотни» ( центурии). Офицер, командовавший отрядом из ста солдат, назывался сотником.

Три автора Святого Евангелия (Матфей, Марк и Лука) в сцене распятия Иисуса Христа упоминают о стоявшем на страже некоем «сотнике», но они не называют его имени. В трудах святых отцов тоже не упоминается имя сотника (2, с.429). Почитание его относится только к IV или V векам (Там же).

По-разному трактуют авторы материалов о Лонгине сотнике в двух томах «Православной энциклопедии» ( 37 и 41), рассказывая о нем и о времени начала его почитания. Так, в одном издании сообщается, что почитание Лонгина сотника относится только к IV веку (См.: 2, с. 429)., а в другом - к началу V-го века ( См.: 3 ). В 37-м томе ( с.616) пишется, что «имя воина Лонгин» впервые названо в апокрифическом Евангелии от Никодима (IV в.). И здесь же далее - «согласно этому произведению, Лонгин ранил Христа до Его смерти» ( Там же). А в другом томе (41-м) можно прочитать, что согласно «Актам Пилата» почитание относится к началу V века ( с. 431). Примечательно следующее: в церковном предании начала V-го века появляется имя - «Лонгин», но «оно относится не к сотнику, а к тому воину, который пронзил копьем ребра» (2,с.429). Апокрифические произведения не отождествляют «сотника» и «римского воина», пронзившего копьем Спасителя (Там же, с.431). Только греческие агиографы «устойчиво связали имя «Лонгин» с сотником ( Там же).

Где правильно ставить ударение в слове «Лонгин»? Ответ таков: только на втором слоге, что закреплено и в «Православной энциклопедии» (См.:2). Однако в наших православных приходах можно услышать, что священники ударной гласной считают «о», что ошибочно. Дело в том, что слово «Лонгин» произошло от латинского «longinus» с ударением на гласный звук «i», а в переводе на русский это слово можно перевести как «длинный». Причем, само слово «Лонгин» напоминает скорее фамилию или прозвище сотника, нежели его имя. В древней России имя сотника называли так: «Логин» и «Логгин». Кстати, чтобы развести в разные стороны и отделить друг от друга двух евангельских персонажей («сотника» и «римского воина»), великий князь Константин Константинович («КР») в своей драме «Царь иудейский» использовал слово «центурион» (то есть - сотник), называя так одного из своих героев (4, с.126 ).

Согласно некоторым источникам, имя сотника - «Кассий» (6,с.695), а его полное имя - «Гай Кассий Лонгин». Кстати, Лонгин сотник известен и под другим именем - «Примиан» (2, с.430). По преданию, Лонгин сотник был старейший из римских воинов, человек честный и известный самому римскому императору (кесарю) Тиверию. Сотник Лонгин, как и все его сослуживцы и подчиненные, не знал Бога и был язычником. Однако в 33-м году после великих событий в Иерусалиме, связанных со страданиями, крестной смертью и Воскресением из мертвых Спасителя, у уверовавшего во Христа римского сотника Лонгина началась новая, христианская жизнь.

Во время распятия Иисуса

По приказу Пилата римские солдаты-стражники вводились в Иерусалим для поддержания порядка в дни празднования иудейской Пасхи, проведения разных многолюдных собраний и публичных казней. Эти воины и иудейские солдаты принимали участие в аресте Иисуса и в грубых издевательствах над Ним.

Традиционным местом казней на кресте, как всем известно, была Голгофа - невысокий холм за границей стен Иерусалима. У основания Голгофы и вокруг нее находилась огромная толпа народа, пришедшая поглазеть на страшное зрелище. Здесь было много и врагов Христа - иудейские первосвященники и книжники, торжествовавшие свою победу над Христом и насмехавшиеся над ним. Мимо Голгофы проходила из города и в город разнообразная толпа людей. Некоторые из них дерзко издевались над Иисусом и выливали на Него потоки своей ненависти и злобы. Перед проведением казни вокруг места распятия организовывалось оцепление из числа римских солдат. На месте казни, кроме распинавших Христа иудейских солдат, находился и римский отряд числом сто человек под начальством сотника Лонгина. Он отвечал за порядок и в случае его нарушения привлекал своих подчинённых для пресечения всяких волнений в народе.

Сотник Лонгин, как и другие воины, был вооружен копьем и коротким мечом. Его голову и грудь защищали металлический шлем и панцирь. Дополнительную защиту обеспечивал большой щит в левой руке. Крепкая, но легкая военная его обувь с тонкими и мягкими ремешками имела укрепленную шипами подошву для уверенной ходьбы. Не исключено, что Лонгин сотник передвигался и на коне. На Западе верующие почитают его и как покровителя всадников.

Если отряд Лонгина стоял на страже вокруг Голгофы, то сам Лонгин, оставив своего коня, находился вблизи подножия Святого Креста. Лонгин сотник стал свидетелем крестных страданий и последних мгновений земной жизни Иисуса, распятого между двух разбойников. Он видел, как умиравший на кресте в страшных мучениях Христос молился Богу за своих мучителей и просил простить им их ужасное дело. Лонгин сотник переводил свой взгляд и на стоявших у креста в ужасном горе Мать Иисуса - Пресвятую Деву Марию и Его ученика ученика Иоанна. Сотник находился и под впечатлением той трогательной сцены, когда умирающий Сын Божий проявил любовь и заботу о Своей любимой Матери. Одновременно он слышал, как люди, за которых умирал на кресте Христос, смеялись над ним. Своими насмешками и издевательством они вливали новые капли мучений в чашу страданий Спасителя.

На глазах Лонгина сотника в момент смерти Иисуса яркие лучи южного солнца мгновенно исчезли. Их неожиданно сменила густая тьма, окутавшая Голгофу и весь Иерусалим. Лонгин был свидетелем не только затмения солнца, но и страшного землетрясения, распадения камней, открывшихся гробов и восставших из них мертвецов. В это время испуганный грозным мраком Лонгин сотник понял, что это было грозное Божественное предостережение всем распинавшим.

Видя все происшедшее на Голгофе и далеко вокруг нее, жители Иерусалима, включая распинателей-язычников и солдат-стражников из отряда Лонгина, были объяты страхом и ужасом. Страшное голгофское зрелище и Лик распятого на Кресте Иисуса произвели сильное впечатление на Лонгина сотника. Для него в этот час стала очевидной великая истина Божества Христова. И он в душе уверовал во Христа и всенародно произнес слова, слышанные им от других:

- Воистину Он был Сын Божий!

Святое Евангелие повествует об этом так: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф.27,54).

Андрий Дроздов. Святой сотник Лонгин. 2009 г.

После смерти Иисуса толпа вокруг Голгофы поредела и народ стал расходиться по домам, а Лонгину сотнику и его отряду приказано было остаться на месте. Римляне оставляли обыкновенно тела казненных на крестах. Однако на этот раз иудеи из числа представителей синедриона по случаю наступления в субботу своего праздника решили срочно убрать тела распятых, поэтому они просили ускорить смерть казненных. Закон Моисеев требовал, чтобы тело повешенного на дереве преступника не оставалось там на ночь, а было предано земле в самый день казни (13, с.491). Для этого необходимо было добить повешенных на кресте: обычно им перебивали колени. Пилат согласился убрать тела, и солдаты покончили с двумя распятыми преступниками по обеим сторонам Христа. То же они хотели сделать и с Иисусом. Однако, подойдя к Нему, увидели, что Он уже мертв, поэтому оставили Его нетронутым.

Только один из римских воинов ( не сотник!), желая убедиться в Его смерти и «устранить всякую возможность погребения мнимо-умершего» ( 13, с.491), ударил Христа копьем в бок - подреберье. Острие копья попало между 4 и 5 ребром ( по другим данным - между 5 и 6), проткнув грудную клетку, лёгкое и сердце, но не повредив костей. Этот удар, пробивший сердце Иисуса, должен был погасить последнюю искру жизни, если таковая еще угасала в сердце Христа. Мгновенно из раны, причиненной ударом копья, выступила кровь и вода. Толкователи Библии отмечают, что «из тела умершего при проколе не вытекает кровь и вода» ( Там же). Евангелист хочет показать здесь, что «смертью Христовой верующие получили кровь, очищающую от наследственного греха, и воду, являющуюся в Писании Ветхого завета символом благодати Св. Духа» ( Там же).

Это событие описывается в Евангелии от Иоанна: «Но так как была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его...» (Ин.19:31-37).

В Евангелии не говорится, с какой стороны римский воин пронзил тело Иисуса Христа. Согласно церковному преданию, пронзенным был правый бок, что подтверждает исследование Туринской Плащаницы. Ученые утверждают, что рану нанесли после смерти Иисуса. Прободение ребер с правой стороны является результатом профессиональных навыков римских воинов. Левая сторона их тела во время сражений была закрыта щитом, а правая - открыта. Воины специально тренировались наносить смертельный удар копьем в сердце именно с той стороны, где оно оставалось без прикрытия.

В Евангелии не указывается имя римского «воина с копьем», ударившего в тело Иисуса, но, согласно западному церковному преданию, этим воином был... сотник Лонгин. Его имя, как и дальнейшая история принадлежавшего ему копья, окружают у западных христиан множество легенд и домыслов. Так, известная книга «Золотая легенда», созданная в XIII веке монахом-богословом Яковом Ворагинским, рассказывает об излечении «слепоты» Лонгина кровью из ран Христа (5, с.141). Эта поздняя средневековая легенда повествует, что Лонгин, пронзив копьем ребра распятого, «прозрел» или получил исцеление своих больных глаз от истекшей и попавшей ( вариант - «брызнувшей») ему в лицо крови Спасителя (сегодня фантазеры называют в интернете даже и конкретную болезнь глаз сотника! -»катаракта». -Примечание автора).

Рассказывается и том, что Лонгин «раскаялся» в содеянном грехе и получил «прощение» Иисуса Христа. «Слепоту» Лонгина пересказчики легенды рассмотрели даже на древних изображениях Распятия, где один из воинов своей рукою помогал Лонгину направлять копье в правый бок. Изображение Лонгина как «солдата с копьем» известно еще с VI-го века в одной из древних книг в библиотеке Флоренции (11, с.452). Однако вряд ли «слепому» Лонгину могли бы доверить руководство отрядом из ста человек. «Копьё» в руке Лонгина» западные христиане стали называть «священным». После обретения священного статуса копье причислили к «одной из важнейших реликвий христианского мира».

На страже у Гроба Господня

По преданию, вечером в день казни тайный ученик Иисуса и знатный иудей по имени Иосиф Аримафейский отправился к Пилату и попросил у него тело казненного. Согласно легенде, Пилат призвал к себе сотника Лонгина, чтобы узнать от него, давно ли умер Иисус? Сотник подтвердил смерть Христа, и тогда Пилат распорядился снять с креста тело Иисуса и выдать его Иосифу Аримафейскому. Отряд под командованием Лонгина сотника получил новый приказ Пилата -несколько дней стоять на страже у Гроба Господня. Воинам поручили охранять пещеру недалеко от места казни, где было погребено тело Иисуса. Вход в пещеру был завален тяжелым камнем. Враги Христа не хотели верить, что Он оживет и воскреснет. По их требованию к входу в пещеру была приставлена военная стража, чтобы никто не смог отвалить тяжелый камень от входа в пещеру и похитить там тело. Здесь Лонгин сотник и его подчиненные стали свидетелями Воскресения Христова. На рассвете первого дня после субботы стоявший на страже Лонгин сотник вдруг ощутил, что земля затряслась и он увидел сошедшего с неба ангела, отвалившего от входа в пещеру камень и севшего на нем.

Об этом событии в Евангелии читаем: «Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем... устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые» (Мф. 28:2, 4).

В страхе воины разбежались. По преданию, только Лонгин сотник и примкнувшие к нему два воина Исавр и Афродисий стали очевидцами и явления ангела, возвестившего пришедшим к гробу женам-мироносицам о Воскресении Иисуса Христа. Лонгин сотник доложил обо всем происшедшем Пилату и рассказал старейшинам из числа иудеев. Они хотели подкупить сотника и предлагали ему денежное вознаграждение, чтобы он утаил чудо Воскресения. Они уговаривали его рассказывать народу выдуманную ими ложь о том, что ученики Христа ночью, когда воины спали, якобы похитили тело Христа (Мф.28:11-13). Лонгин сотник отверг все предложения врагов Иисуса. Однако в его отряде нашлись и такие воины, которых соблазнили большие деньги. Непреклонный Лонгин сотник вызвал к себе ненависть у иудеев, решивших отомстить сотнику или погубить его. Однако смелый и честный Лонгин не скрывал от людей, что он лично был участником и свидетелем великого события - Воскресения Иисуса. Его рассказы о том, что Иисус есть истинный Сын Божий, делали еще более убедительными проповеди учеников Христа. Иудейские первосвященники и старейшины стали негодовать по этому поводу и убеждали Пилата в том, насколько опасны в народе речи Лонгина сотника. Они просили Пилата срочно повлиять на своего подчиненного и остановить его проповеди. Однако даже Пилат не смог своими запретами и угрозами заставить Лонгина сотника замолчать. Несмотря на все предупреждения, Лонгин, продолжая проповедовать Христа, подвергся гонению со стороны врагов Иисуса Христа. Последние, посовещавшись между собою, решили искать способы расправы над смелым римским офицером. Узнав о злых планах своих недоброжелателей, он пожелал лучше остаться со Христом, чем служить далее тем, кто приказал и кто распинал на кресте Спасителя.

Лонгин сотник принял Крещение

После долгих раздумий об увиденном и пережитом сначала на Голгофе, а затем у Гроба Господня Лонгин сотник твердо уверовал в Спасителя и вместе со своими двумя соратниками принял в Иерусалиме Крещение от апостолов. Став христианином, Лонгин преобразился и уже не мог служить Пилату, поэтому решил навсегда оставить военную службу. Он добровольно отказался от подчинения римской власти и офицерского звания. Он без сожаления снял с себя военную одежду и сдал принадлежавшее ему оружие. По одному из преданий, копье Лонгина досталось Иосифу Аримафейскому. Вместе с двумя сотоварищами христианин Лонгин решил посвятить себя служению Богу и покинул Иерусалим. Переодевшись в мирскую одежду и захватив необходимое в дальнюю дорогу, он отправился из Иерусалима на свою родину - в Каппадокию. За ним последовали и два его собрата по вере. По пути Лонгин делал остановки для ночлега и рассказывал народу, что он был одним из участников великих событий в Иерусалиме. Многих и многих его соотечественников взволновали христианские проповеди о страдающем, распятом, погребенном и Воскресшем со славою Иисусе Христе. Благодаря Лонгину Христианство стало быстро распространяться в больших и малых селениях на его родине. Своим местожительством он якобы выбрал «родовое селение отца - Ардалес». По другим данным, он поселился в Кессарии Каппадокийской. Здесь он проводил безмолвную жизнь - в молитвах и посте. Каппадокийцы стали называть Лонгина проповедником и апостолом Христовым, обратившим к Богу многих людей. Другие источники сообщают, что он стал «епископом» (10, с.416). Весть о христианине Лонгине и распространении им учения Христа по всей Каппадокии скоро достигла и стен Иерусалима, и его правителей. Иудейские старейшины еще более вознегодовали и стали упрашивать Пилата направить в Каппадокию отряд римских воинов, чтобы отыскать и убить там Лонгина и его сподвижников. Пилат отправил письмо римскому императору Тиверию. В нем он рассказал историю сотника Лонгина, оставившего воинскую службу, уверовавшего в Иисуса Христа и проповедовавшего его учение в провинции Римской империи. Император Тиверий не медлил с ответом и повелел Пилату найти Лонгина и предать его смертной казни.

Православное предание гласит, что эти события происходили во время правления Пилата, т.е. до 36 года. Или... до 41 года, о чем якобы свидетельствуют новые данные: обнаруженная в 1961 г. на Святой Земле надпись, датированная временем правления Пилата. Однако согласно западному преданию, епископ Лонгин после Воскресения Христа около 25 лет жил в Кессарии Каппадокийской, где и был предан казни ок. 58 года (6, с.695). Согласно итальянской легенде, «Лонгин переехал из Иудеи в город Мантуя» ( 8, с.371). Однако об этой легенде речь пойдет ниже.

Мученическая кончина в Каппадокии

По преданию, небольшой отряд посланников Пилата срочно отправили в Каппадокию исполнять смертный приговор. Казнить было поручено не только Лонгина, но и его сотоварищей Исавра и Афродисия. Стражники не знали в лицо Лонгина, поэтому когда они впервые увидели его в Ардалесе (?), то приняли его за обыкновенного жителя селения. Господь заранее открыл Лонгину, кем были эти новоявленные незнакомцы и с какой целью они прибыли издалека в его родные места. Будучи неузнанным римскими стражниками, Лонгин как благочестивый христианин был приветлив со всеми, и он с радушием пригласил дальних путников свой дом, предложил питье и сытно накормил их. Хозяином любезно был предложен гостям и ночлег в своем доме. Посланцы Пилата были очень тронуты оказанным им приемом. Во время похмелья они поведали хозяину дома, зачем их послали в Каппадокию - найти Лонгина и отсечь ему и его сообщникам головы. При этом они просили никому не передавать этой тайны, чтобы Лонгину не удалось скрыться от них. Когда стражники крепко уснули, Лонгин послал за своими друзьями и всю ночь молился, приготовляясь к смерти. Пришедшим Исавру и Афродисию Лонгин рассказал о цели появления в его доме римских воинов. Выслушав Лонгина, его друзья поняли, что им всем вместе скоро предстоит принять казнь за их свидетельство о Воскресении Христовом. Они нисколько не опечалились, а наоборот - возрадовались тому, что примут мученический венец и отойдут ко Господу Иисусу Христу, Которого они возлюбили всею душою.

С наступлением утра и после окончания совместной молитвы Лонгин привел своих друзей к уже проснувшимся стражникам. Они торопились в дальнейший путь, чтобы искать бывших «предателей» из числа римских воинов.

Лонгин объявил стражникам:

- Все мы трое - те, за кем послал вас Пилат. А я и есть тот самый бывший Лонгин сотник...

Стражники онемели от услышанного. После паузы и немой сцены Лонгин добавил:

- Делайте с нами то, что повелели пославшие вас...

Гости Лонгина были очень удивлены и не верили своим глазам, что перед ними - бывший Лонгин сотник и его сотоварищи. Однако им совсем не хотелось лишать жизни своего благодетеля и его близких друзей. Они хотели отпустить всех троих и даже советовали им бежать. Однако Лонгин отказался от этого предложения. Он проявил твердую волю и решил с братьями по вере принять мученические страдания за Христа. Лонгин убедил стражников не нарушать приказ Пилата и выполнить свой воинский долг:

- За мое гостеприимство лучшей благодарностью для меня с вашей стороны будут такие ваши дальнейшие действия - отправить меня к Господу моему, Которого я давно желаю видеть...

После этих слов Лонгин и его друзья надели на себя белые погребальные ризы. Хозяин повелел своим домашним похоронить тела у близлежащего холма. Далее мученики Христовы Лонгин, Исавр и Афродисий осенили себя крестом и, не колеблясь, преклонили под мечи свои главы.

Тела обезглавленных мучеников были с честью похоронены там, где завещал Лонгин. Отсеченные главы римские воины взяли с собой в Иудею и покинули Каппадокию.

О мученической кончине Лонгина и его друзей стало широко известно на его родине. Этот подвиг обратил многих людей к Богу, укрепил в вере многих жителей Каппадокии и подавал всем христианам пример стойкости в христианской вере.

Обретение честной главы святого Лонгина

Сргласно преданию, придя в Иерусалим, римские стражники принесли туда честную главу святого Лонгина и предъявили ее Пилату, а он показал ее иудеям. Удостоверившись в смерти бывшего сотника и его сподвижников, Пилат распорядился бросить головы мучеников на обычную мусорную свалку вне стен города. Здесь и лежала покрывшаяся сначала пылью и позже засыпанная мусором честная глава святого Лонгина.

Среди западных христиан распространено предание о том, что казнившие Лонгина римские воины через некоторое время и сами уверовали в Господа, проповедуя в народе учение Иисуса Христа. Однако их проповеди длилось недолго: все они приняли мученическую смерть от рук язычников.

Господь сохранил в целостности главу мученика и открыл людям его мощи (главу), чтобы прославить Лонгина сотника в среде верующего народа. Мученик Лонгин, по западному преданию, исцеливший свое плохое зрение на Голгофе, и сам стал почитаться в народе как целитель глазной болезни. Основою для этого же верования в среде православных послужило чудо прозрения ослепших очес одной христианки, совершившееся при обретении честной главы святого. По легенде, одна ослепшая вдова-христианка из Каппадокии пришла в Иерусалим, чтобы поклониться святыням и получить исцеление. Здесь во сне ей явился сам святой Лонгин, указавший место расположения свалки, где она найдет его главу для того, чтобы похоронить ее на его родине. Слепую женщину проводили за город, к свалке. И здесь святой Лонгин сотник чудесным образом помогал женщине найти его голову в куче мусора и исцелиться от слепоты. В момент обретения главы, когда ее только коснулись руки несчастной женщины, свершилось чудо - христианка прозрела. Она благоговейно омыла честную главу и отнесла в Каппадокию, где и погребла ее в селении «Sandralis» или «Andrales» недалеко от «Tyana» (11, с. 450). Однако место захоронения честной главы святого Лонгина сотника на каппадокийской земле до настоящего времени не обнаружено.

О мощах святого Лонгина сотника

На Западе, особенно в Италии, хранится много мощей, приписываемых святому Лонгину сотнику. Есть сведения, что в Риме, в церкви Сант Агостино, имеются мощи Лонгина сотника. Считается, что в Ватикане также хранятся частицы мощей Лонгина сотника. В примечаниях к житию Лонгина в изложении святителя Димитрия, митрополита Ростовского читаем: «Честная рука св. Лонгина Сотника находится в Риме, в Ватиканском соборе апостола Петра» (1). Однако в настоящее время эти мощи (рука) там отсутствуют. Многие православные паломники из приходов Московской Патриархии и РПЦЗ видели мощи ( десницу) святого Лонгина в Сокровищнице базилики святителя Николая в городе Бари. Однако об истории происхождения этих мощей мало что неизвестно. Можно допустить, что эти мощи ( десница) происходят из...Мантуи.

В этом городе часовня базилики Св. Андрея привлекает многочисленных пилигримов. Здесь очень популярна народная легенда о том, что Лонгин вскоре после смерти Иисуса пришел в Мантую и принес с собою в сосуде несколько капель Святой Крови, стекавшей по Святому Кресту. Поговори с жителями этого города и ты услышишь, что Лонгин проповедовал здесь Евангелие и претерпел мучения именно в Мантуе, а не в Каппадокии. С IX века хранятся в базилике Св. Андрея в Мантуе два ценных реликвария в форме кубков с реликвиями Святой Крови и мощи мученика Лонгина.

В 804 году ( 8, с.371) здесь обнаружили во время раскопок металлический реликварий с костными останками некоего Лонгина и сосудом с каплями «Крови Христа». Однако, какого именно из нескольких святых, носивших имя Лонгин? Известно, что один мученик Лонгин (солдат) вместе с Виктором скончался в конце III - начале IV века; другой мученик Лонгин умучен в Никодемии во времена Диоклетиана; третий мученик Лонгин африканского происхождения погиб в 505 году (6, с. 696). О четвертом святом Лонгине упомянем ниже. Местное предание в Мантуе приписало обнаруженные костные останки именно Лонгину сотнику. Его имя обросло в городе самыми фантастическими легендами: а) после Распятия и Воскресения Иисуса Христа Лонгин сотник собрал в небольшой сосуд «Кровь Христа» и через год он переселился с ценной реликвией в Мантую; б) Лонгин обратил ко Христу жителей Мантуи; в) останки Лонгина и «Кровь Христа» доставили в Италию на корабле, святыни решили хранить не в Риме, а в Мантуе. Легендам верили не только горожане, но и римские папы. Так, в начале XI века папа Лев IX прибыл в Мантую для поклонения мощам святого Лонгина и часть мощей увез с собой. Из Мантуи мощи попали в Чехию и Португалию. Известно, что «в 1354 году Карл IV из Мантуи в Прагу доставил главу святого» (8, с.371). По другим данным, десница, приписываемая Лонгину сотнику, 1645 году попала тоже в Прагу ( см.: 2.). В 1587 году часть мощей Лонгина из Мантуи попала в Лиссабон (8, с.371). Заметим, что имеются частицы мощей и в России, например, в Благовещенском храме села Крутые Хутора в Липецкой епархии. Однако история их происхождения неизвестна.

«Копье Лонгина»

Копьё как одно из орудий Распятия Христа, связанное с историей о Страстях Христовых, издавна считается на Западе и, особенно в Армении, одной из почитаемых христианских реликвией. Копье якобы было обретено во время раскопок святой равноапостольной царицей Еленой, однако дальнейшие сведения о нем очень противоречивы. Это копьё называется в некоторых странах «Копьем Лонгина», «Cвятым копьем», а иногда - «Копьем судьбы». Как правило, «Копье Святое» отождествляли с копьем, которым воин пронзил тело Христа (3, с.615). В православном богослужении используется «литургическое копие», символизирующее собою копьё римского воина. Такое копие представляет собой плоский обоюдоострый нож (резец) в виде наконечника копья, вставленный в деревянную или костяную рукоять. Оно является образом того копья, которым воин, желая удостовериться в смерти Иисуса Христа на Кресте пронзил Его бок. Во время проскомидии копием священник трижды творит знамение креста над печатью просфоры и изымает частицы из просфор. Священник слегка прободает правую сторону агничной просфоры и произносит при этом слова из Евангелия: «един от воин копием ребра Ему прободе» (Ин.19:34).

Верующих людей давно интересовало, сохранилось ли до нашего времени «копье Лонгина»? Имеется несколько поздних легенд, рассказывающих и о других копьях, якобы принадлежавших св. Маврикию, св. равноапостольному императору Константину Великому и императору Карлу Великому (3, с.615). Известны предания о том, что некое копье до того, как оно попало в руки римскому сотнику, принадлежало Ироду Великому. Протестантский богослов Жан Кальвин в своем труде «Трактат о реликвиях» (Le traite des religues;1543), посвященном подлинности многочисленных христианских реликвий в Европе, рассказывал о четырех известных ему копьях, претендующими называться «подлинными копьями Лонгина», причем, три из них - на французской земле.

В течение столетий обросли разными легендами не только так называемое «копье Лонгина», но и предполагаемые места его хранения. Копье можно встретить ныне в Италии, Армении, Австрии, Польше и Турции. В этих странах хранится реликвия, претендующая называться «копьём Лонгина». Возможно, в одном из мест действительно хранится настоящее копье, а возможно, его нигде нет! Ученые и историки проводят разные исследование, пытаясь установить возраст реликвий. Они хотят определить, какое копье может называться оригинальным, какое - символическим, какое - копией или подделкой. Пока они установили, что несколько подобных реликвий датируются только III-IV и даже VII -м столетиями. Однако, если бы даже и нашли копье времен земной жизни Христа, то как можно доказать, что именно оно принадлежало римскому воину, упоминаемому в Евангелии?

Среди паломников распространено мнение, что одной из древних реликвий является «константинопольское копье», хранящееся в Ватикане. Кстати, сегодня там прямо не называют его «копьем Лонгина». В центре Собора Святого Петра над высокой скульптурой святого Лонгина (440 см; автор - Джованни Лоренцо Бернини) имеется балкон, где вот несколько столетий хранится наконечник «константинопольского копья». Наконечник был подарен султаном Баиазет II папе Иннокентию VIII-м в 1492 году. Историки считают, что он относится к тому самому копью, которое хранилось в Константинополе, а прежде - в Иерусалиме. После захвата города персами копье в 614 году, появилось в Византии. Оно хранилось сначала в константинопольском Храме Святой Софии, а позже - в церкви Фаросской Богоматери. В Константинополе наконечник копья оставался до 1492 г. В том же году в качестве подарка он был увезен в Рим и помещен в Соборе Святого Петра. Имеется и другая история этого копья.

Помимо Ватикана так называемое «копье Лонгина» хранится и в Армении (Эчмиадзин). Предание связывает его с именем апостола Фаддея, который привез его I-м веке Гегардаванк ( «Монастырь копья».). Армянская церковь, как сообщают СМИ, отказывается предоставлять ученым реликвию для проверки ее возраста. В западных источниках имеется информация о том, что в Армении во времена правления Максимиана, известного как Галерий ( римский император в конце III-го - начале IV-го века) пострадал святой мученик Лонгин (См.:7, с.638). Можно предположить, что у него тоже было копье, но эта версия никем не проверялась.

«Венское копьё» ведёт свою историю со времен Х-го века. Согласно данным экспертизы, эта реликвия на несколько столетий моложе евангельских событий. По одним данным, копье могло принадлежать совсем не Лонгину, а святому Маврикию - воину Фиванского легиона, пострадавшему в IV-м веке на германской земле. «Краковское копьё» после проведенного исследования оказалось копией «венского копья»...

Придел Святого Лонгина в Иерусалиме. Фото: Александр Логвиненко

Придел Св. Лонгина в Иерусалиме

Память о святом мученике Лонгине сотнике увековечена в иерусалимском Храме Гроба Господня, где находятся места распятия (Голгофа), Воскресения Христа (сам Гроб Господень) и обретения Креста Господня. Здесь же имеется православный придел во имя святого Лонгина сотника, названный так в начале XVI века ( 2, c. 431). Принадлежит этот придел Иерусалимскому Православному Патриархату (12, с.26). К 1185 году относится существование в Иерусалиме и отдельной церкви во имя Лонгина сотника (Там же).

Согласно преданию, придел устроен на месте обретения честной главы святого Лонгина. Существует мнение о том, что, начиная с 570 года, здесь на одной из стен паломники видели копье, пронзившее бок Иисуса римским воином. Согласно легенде, древко копья, найденного в начале IV века царицей Еленой во время обретения Святого Креста, после нападения персов в 614 году на Иерусалим еще оставалось в Храме Гроба Господня, а его наконечник был отделен и увезен в Константинополь. Впрочем, имеются и другие версии.

Небольшой придел имеет полукруглую форму. В нем находятся каменный престол, на стене апсиды - триптих из икон в позолоченных старинных рамах. Перед иконами свисают несколько висячих лампад. На мраморной балюстраде начертан стих из Евангелия: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф 27,54). Иконы изображают Распятие Иисуса Христа и стоящего рядом Лонгина сотника; святого Лонгина, будучи обезглавленного за исповедание Сына Божия, помогающего женщине найти его голову и исцелиться от слепоты; мученическую кончину Лонгина cотника и обретение в Иерусалиме главы святого христианкой, исцелившейся от слепоты.

Заметим, что далеко от Святого Града Иерусалима в Москве, в храме в честь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке находится чтимый образ святого мученика Лонгина сотника, «иже при Кресте Господнем стоявшего». Перед иконой еженедельно по четвергам совершается водосвятный молебен об исцелении глазных болезней. Имеются чтимые иконы святого Лонгина и в других храмах российской столицы, а также в других городах России.

Многие православные паломники во время пребывания и поклонения святыням в Иерусалиме приходят в Храм Гроба Господня и специально находят в нем придел святого Лонгина сотника. Они прикладываются к стоящему там престолу, читают записки об исцелении от глазных болезней своих родных и близких, а также молятся о просвещении своих духовных очей. Если заговоришь с этими паломниками, то услышишь от них, что душа святого мученика Лонгина сотника невидимо пребывает в Иерусалиме и он молитвенно помогает всем, кто почитает его и прибегает к нему за помощью в различных нуждах.

Литература:

1. Cвятитель Димитрий, митрополит Ростовский. Житие и страдание святого мученика Лонгина сотника. Память 16 октября (по ст.ст.)

2. Лонгин, сотник. // Православная энциклопедия. Т. ХLI. -М.: Православная энциклопедия, 2016.

3.Копье святое (Копье Лонгина, копье св. Маврикия).// Православная энциклопедия. Т. ХХХVII. -М.: Православная энциклопедия, 2015.

4.Константин Романов. Стихотворения и драма «Царь Иудейский». -М.: Профиздат,2011. -288 с. С.126-127.

5.Vom heiligen Longinus//Legenda aurea. Das Leben der Heiligen. - Aschaffenburg: Paul Pattloch Verlag, 1986.

6.Heilige und selige. Der Römisch-Katolischen Kirchen. Erster Band. -Leipzig: Vier Quellen Verlag. -1929. -800 S.

7.Lexikon für Theologie und Kirche. -Sechster Band. -Freiburg im Breslau: Herder, 1934.

8.Zedler J.H. Grosses vollständiges Universal-Lexikon. Band 18. -Graz/Austria: Akademische Druck -u. Verlagsanstalt, 1995. -1595 S.

9.Schauber V., Schindler H.M. Bildlexikon der Heiligen. Seligen und Namenpatrone. - Patloch, 1999. -806 S.

10. Lexikon für Theologie und Kirche. Sechster Band. -Freiburg, Basel, Rom,Wien: «Herder», 1997.

11.Reajllexikon für Antike und Christentum-Sachwörterbuch zur Auseinandersetzung des Christentums und der antiken Welt. Band XXIII. -Stuttgart: «Anton Hiersemann», 2010.-1295 S.

12. Логвиненко А. Храм Воскресения Христова. Голгофа и Гроб Господень. - Киев: ООО «АДЕФ-ПРИНТ», 2016.

13.Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Издание преемников А.П. Лопухина. - В 3 т., Т.3. Новый Завет. -Петербург, 1911-1913. - 505 с.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Холодюк
Все статьи Анатолий Холодюк
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии