Мысли о смерти

Слово пастыря

Пастырская проповедь 
0
1937
Время на чтение 14 минут

Подлинно, жизнь настоящая ничем не лучше темни­цы.

Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея.

Вынимаю на Литургии частички из просфор, поминаю жи­вых и умерших. Со сколькими людьми был я знаком, ско­лько их прошло перед моими глазами, и многие уже закончили свое краткое земное странствование. Вот с этим человеком я дружил, с этим спорил, этому исповедывался, от того терпел скорби. И ни один не избег своей участи - общей участи всех людей - смерти. И сколько еще живых, и все они обязательно умрут, и никто не избегнет этого. Умру и я. Хочу этого или не хочу - все равно придется оставить телесную храмину, а если не думаю об этом, значит, себя обманываю.

Жизнь очень коротка. Раньше жили и по сто лет, сейчас уже в шестьдесят умирают, и, глядишь, для некоторых даже 30 - 40 лет - это рубеж, заканчивающий притязания и страдания, радости и горести земной жизни.

Зачем копить и стяжать, зачем расталкивая и обижая окружающих пытаться занять место повыше, зачем тратить жизнь на суету, забывая о вечности? Ведь ничего с собой в могилу не унесёшь: ни министерский портфель, ни высокооплачиваемую работу, ни положение в обществе, ни такие заманчивые и многообещающие материальные блага, ни славу - совершенно ничего. Одинаково в морге лежат генерал и рядовой, министр и ра­бо­чий, ничем друг от друга не отличаясь. Все притязания, все накопленное, все приобретённое с такими большими трудностями, все эти материальные преимущества, полученные, как правило, через нарушение Божественных заповедей, все это остаётся здесь - на земле, и не мо­жет человек взять их с собой в могилу, не может ничем этим воспользоваться после смертного часа. Истинное богатство, которое может человек взять с собой в загробную жизнь, что действительно оказывается ценным после смерти человека - это только душевные до­б­родетели, добрые дела милосердия, а самое главное - Божественная невидимая благодать - вот истинное сокровище, которое не может отнять у человека смерть.

Святитель Иоанн Златоуст учит, что вы говорите про того: он богат, а тот - известен, этот решает чью - то судьбу: кого казнить, а кого поми­ловать; но приведите меня ко гробам - я не вижу ничего этого, вижу только гнилые доски, паутину и горсть червей. Вот и все, что остается от человека, его странствия по земле, которое называется земная жизнь.

Ты не думаешь о смерти? Ты себя обманываешь! Видишь, что кто - то умер раньше тебя, а о своём смертном часе стараешься и не вспоминать? Не обманывай себя: и ты догонишь того, кто сегодня умер, и тебя дого­нят те, которые будут после тебя. Такова участь всех людей.

Так что же это за таинство - смерть, в котором участвуют все люди? Святые отцы различают две смерти: первая, происшедшая с прародителями человеческого рода - это отпадение от Бога, и вторая, как следствие первой - от­деление души от тела, то есть видимая земная смерть. Как учит Священное Предание, до грехопадения прародителей смерти в мире (во всей вселенной) не было вообще, на Земле даже листва опадала и превращалась в бла­гоухающую массу совершенно без запаха гние­ния. Человек совсем не болел. Тело его совсем не разру­ша­лось. Ведь наши болезни, старение - это проявление сме­рти. Тело первого человека Адама вообще не было подвержено отри­цательному влиянию со стороны материального мира: его не жег огонь, невозможно было разрезать, он не мог утонуть и др. Но это было те­ло. И вот грех вошел через произволение Адамово в мир, и с грехом смерть: «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5, 12). Первые люди стали недостойными пребывать в Раю и поэтому Господь изгоняет прародителей на Землю, куда уже до этого были изгнаны пад­шие духи. Падшие духи - демоны - живут на Земле везде: в воде, под землёй, в воздухе. Земля - это место обитания падших и изгнанных духов и падшего и изгнанного человеческого рода. И на самом деле Земля - не Рай, Земля находилась в чине Рая, но потом была проклята за преступление первых людей.

Вообще понятие блаженства, - это понятие не земное, а Не­бес­ное, и человек создан был для истинного блаженства. Падшие же люди, погружаясь в порочные страсти, пытаясь найти утешение в телесных удовольствиях, просто заглушают требование души о блаженстве, заменяя истинное блаженство суррогатом плотских страстей. Ведь истинное не теряемое блаженство человеку дает только Бог, и дает только после прохождения человеком серьезного испытания - после земной жизни. Так что Земля на самом деле - это место изгнания людей, «юдоль плача», место терпения болезней, скорбей и бед, место испытания человека в свете заповедей Божиих. Радости здесь времен­ные, чтобы мы к ним не привязывались, так как время на­шей земной жизни - это исключительно время исп­рав­ления, когда мы должны стать достойными вернуться в свое Небесное Отечество. Весь смысл земной жизни то­лько один - достойно подготовить себя к смерти и все! Стремление к Небесному Отечеству, чувство его есть у лю­бо­го человека: у китайца и европейца, негра и индейца, у старого и молодого, у богатого и бедного. Так что на самом деле неверующих людей по сути нет. Даже у атеиста есть стре­м­ле­ние к чему - то высшему, прекрасному, вера в это пре­к­рас­ное, совесть.

Но чтобы вернуться в свое Небесное Отечество, чело­век должен победить первую смерть - вернуться, обра­титься к Богу.

Когда Бог изгонял Адама и Еву из Рая, то сказано в Писании: «одел им ризы кожаные» (Быт.3,21), то есть наше земное тело: кожу, кости, мясо, кровь, волосы. Тело служит для нас как бы грубой завесой, отделяющей человека от мира падших духов. Ибо если бы люди видели бесов, то все бы человечество развратилось и никто бы не спасся. А так, находясь на земле, в этом кратком странствии, я вижу всех через глаза, думаю через мозг, слышу через уши. Но, находясь вне тела, душа сама хорошо видит, слышит, думает намного лучше, чем находясь в теле. Американцы проводили такие эксперименты: после реанимации умирающих расспрашивали их, что они чувствовали после смерти. И были собраны данные, подтверждающие православное вероучение. Так одна бабушка, давно слепая, была возвращена к жизни после нескольких минут клинической смерти. Когда ее вернули к жизни, она описала, как выглядели врачи - реаниматоры, убранство операционной палаты, и даже то, что совершалось за стеной, в соседней палате - ее душа туда перемещалась, но когда душа вернулась в тело (в момент, когда умершая была возвращена к жизни), то по - прежнему бабушка оста­ва­лась слепой, так как орган зрения ее - глаза на время зе­много странствия были больными!

Так и любой человек. Заканчивает свое краткое пу­те­шествие в земном странствии и тело, как пальто снимает, оставляет его в земле, откуда и взял его, потому что это «персть», «земля», как говорит Священное Писание (Быт.3,19), то есть тело человеческое это про­стая пыль! А душа отделяется от тела и дает ответ Богу в том, как провела земное испытание - жизнь. И никто этого не может избегнуть, как бы этого не хотел, к каким бы уло­вкам не прибегал, к кому бы за помощью не обра­щался. Душа же не умирает, так как получила от Бога дар бессмертия по благодати.

Вот после смерти и начинается для человека неизменяющаяся настоящая реальность! Когда человек получает справедливое возмездие: на­ка­за­ние или награду за прожитую жизнь. В момент смерти че­ловек забывает всех родственников, друзей, душа его дрожит и трепещет, человеку очень страшно, так как нас­ту­пает для него Частный суд Божий и придется давать от­вет за всю прожитую жизнь - за промелькнувшую как мгновение, такую короткую - земную жизнь. Все! Время покаяния, время исправления закончилось. Наступило страшное время воздаяния.

Удивительно, как опыт вернувшихся после клинической смерти к жизни людей подтверждает учение Церкви. В самом начале смерти душа человека отделяется от тела и зависает в нескольких метрах над ним, человек видит свое тело, сознает свое я, видит окружающих его врачей или родст­вен­ников и со страхом понимает, что общаться с ними не может. На этом истинный опыт умерших и возвращенных к жизни, как правило заканчивается, часто добавляются еще различные бесовские видения или страхования в этот момент, а о том, что наступает дальше, учит Святая Православная Церковь. Если человек был крещеный, его душу берут ангел - хранитель с другим ангелом и несут в Небесное Отечество, проходя через мытарства - места, где бесы истязуют душу человека в содеянных грехах, в преступлениях против заповедей Божиих. И если находят грехи, не изглажденные покаянием, то ангел - хранитель пытается откупить человека его добрыми делами, сделанными в земной жизни. Поэтому очень важно творить дела милосердия и обязательно от чистого сердца! Если нет возможности помо­гать материально, то для некоторых людей, находящихся в отчаянии, и доброе слово, кем - нибудь ска­занное, является большой помощью. Если же нет у человека дел милосердия, если же находят у него бесы подобие себе, то забирают его душу на мучение до Страшного Суда. Если же душа покаялась в земной жизни, то проходит невозбранно в Рай. Таков Частный Суд. Тело - ризы кожаные дал нам Господь не для того, чтобы мы посредством его растлевали душу, а чтобы воспитывали.

Душа носит на себе отпечаток того, что сделала через тело. Относясь строго к телу, мы воспитываем свою душу, а, воспитывая ее, взращиваем в ней дух для вечной, блаженной жизни. Физический труд, стояние на молитве до­ма или в церкви, пост и воздержание, поклоны - вот телесные средства для воспитания души.

Когда закончится время пребывания людей на Земле, будет всеобщее Воскресение. Все люди, которые жили, воскреснут и получат свои собственные тела обратно - име­нно те тела, которые имели они во время земной жизни, но с другими свойствами - не с свойствами «риз кожаных», а с те­ми, которые имели тела Адама и Евы до грехопадения, но немного отличающимися. Такие свой­ства имело тело Господа нашего Иисуса Христа после Его Воскресения. Мы знаем из Евангелия, что Спаситель после Воскре­сения Своего мог быстро перемещаться в пространстве, мог менять Свою внешность, так что Его никто не узнавал, мог проходить сквозь стены: когда апостолы собрались в комнате, закрыли двери, боясь иудеев, то Господь прошел к ним через стену. (Ин.20; 19-20, 26). Но это было тело то самое тело - Господа можно было осязать, Он ел и пил, хотя необходимости в еде уже не имел. Такие тела будут иметь все люди после всеобщего Воскресения и тогда уже дадут окончательный ответ в том, как провели время своего очень краткого странствия по земле, странствия, которое называется жизнью; и каждый получит воздаяние - решение своей вечной участи в соответствии с земным испытанием. Пройдет сто лет, тысяча, сто тысяч, а Веч­ность тогда даже и не начнется. Земля и все, что на ней, сгорит (2 Соборное послание св. апостола Петра 3,10). И как горько будет тем, которые потеряли вечное ради временного и гибнущего. И если бы жизнь не учила нас, что все, что на земле, подвержено тлению и уничтожению, что человек умирает и ничего с собой в гроб не уносит, то имели бы хоть какое - то оправдание многозаботливости и суетливости своей. А так имеющий ум увидит суетность и временность земных стяжаний и забот, и услышит голос Вечности.

Память о смерти одна может исправить человека. Это универсальное средство для исправления любого греш­ни­ка, для помощи любому подвизающемуся во Христе. Она даст молитву и смирение, плач о грехах и любовь Хри­стову. Как сказано в Священном Писании: «Во всех словесех твоих поминай последняя своя (то есть смерть) и во веки не согрешиши» (Сир.7, 39).

ЧАСТЬ II

Если человек не пожертвует своею жизнью для исполнения за­поведей Божиих и отеческих преданий, не может спастись.

Св. Паисий Величковский.

Каждый человек рождается в мир уже убитым вечной смертью. По­чему же этого почти никто не за­мечает? А по общему свойству всех мерт­вецов - ходят все и не замечают, что мертвы. Лишь возродившись ду­хов­но (буквально - заново родив­шись!) в святом крещении, получив дар Свя­того Духа в миропомаза­нии, ре­гулярно причащаясь Святых Хрис­­товых Тайн, человек может уви­деть, что был мертв. Задача стоит пе­ред каждым человеком в его зем­ной жизни - воскреснуть духовно, то есть стать способным общаться с Богом, это значит - и очиститься от страс­тей. Начало рождения чело­века в новую вечную жизнь есть его крещение - символ смерти и вос­кресения. Второй этап - эта сама земная жизнь. Но во время этой жизни всыновление Богу, как учит святитель Григорий Палама, часто терпит неудачу. Полное же соединение с Богом, не теряемое, нас­ту­пает для достойного христианина только после телесной смерти, если христианин правильно прошёл своё земное странствие - жизнь.

Когда душа человека от­де­ляется от тела, то ее Ангел-Храни­тель, совместно с другим встре­ченным им по пути ангелом, берет душу и возносит в Царство Небес­ное, встречая сопротивление бесов на мытарствах. Мытарства - особые места, расположенные в воздухе, где обитают бесы, мешающие прохо­ду душ умерших людей в Царство Небесное. Согласно Церковного Предания мытарств обы­чно назы­вают двадцать, по числу основных страстей: мытарства чревоугодия, праздно­с­ло­вия, гор­дости, блуда, воровства и т.д. Но есть указания, что может их быть и до сорока - это зависит от человека, проходящего мы­тарства. Мытарства Милостивый Господь устано­вил для того, чтобы чело­век, перед тем как стать перед спра­ведливым судом Божиим, сам осоз­нал свое состояние. Бывает, что некоторые люди по духовному состоянию сво­ему уподобляются бесам, хотя считают себя очень хорошими людьми, гораздо лучше других. А на мытарствах человеку даётся самому сознать и понять, каков он на самом де­ле. Человек осознает свою греховность и Суд Божий о себе признает праведным.

Мытарства - это не католическое чистилище. Нераскаянным грешни­кам они не помогают избегнуть мучений. Но некоторым, не успев­шим полностью очиститься от гре­хов христианам, страдания на мы­тар­ствах очищают недораскаян­ные грехи и неисправленные страсти, и тем вводят в Рай, в Царство Небесное. Человек после смерти вспоминает все, что он сделал в своей жизни, каждое ска­зан­ное слово, не захочет вспомнить сам - так бесы укажут, у них все наши грехи записаны. Ведь к каждому человеку с детства приставляется бес, который «запи­сывает» его грехи, сделанные в те­чение жизни, и периодически отно­сит эти «записи» на мытарства.

Замечено, что после совершения какого-либо греха искушения у человека на некоторое время могут пропасть, это можно объяснить тем, что искушавший бес унёс записи о грехах на мытар­с­тва, где эти записи и будут поджи­дать человека ко дню его смерти. Искреннее покаяние, завершаемое правильной исповедью, изглаждает соделанные грехи, Господь прощает эти грехи и записи о них на мытарствах у бесов Господь чудесным образом уничтожает.

Покаяние с исповедью - это таин­ст­во, совершаемое таким образом: сначала человек должен восчувст­вовать свой грех, возненавидеть его и искренне пожалеть, что его совершил. Затем человек этот гре­х исповедует Богу, то есть вслух при свидетеле - священнике называ­ет. Кается человек не священнику, а Богу, Богу же и грех произносит; свя­щенник лишь свидетель покаяния. После произнесения вслух грехов, в которых кается человек, свя­щен­ник читает специальную разреши­тельную молитву, и грех Богом из­глаждается. Причем грех прощается Богом так, что после нормальной ис­поведи человек не чувствует укоров совести в соде­лан­ных, но раскаянных и ис­поведанных затем грехах - они действительно про­щены, и ду­ша чувствует это. Покаяние - это второе крещение, когда человек Богом оправдывается, прощается, очищаются все его грехи, и Господь возвращает добродетели человеку, которые были уничтожены до этого грехом.

Вроде бы ни­чего сложного - скажи свой грех вслух только лишь при одном, и то специаль­ном сви­детеле - и грех будет про­щен. Намного больше уси­лий надо прило­жить, что­бы грех сделать.

Начало покаяния - сожа­ление о сделанном гре­хе, зле, раскаяние в нем. Ни­чего маги­ческого в таинстве покаяния нет - если человек будет просто механически пе­­речис­лять гре­хи, то даже после прочтения священ­ни­ком разре­ши­те­льной молит­вы таинство не совер­шится. А если испо­ве­ду­ющи­йся во время своей исповеди пе­ре­к­ладывает ви­ну за содеян­ный грех на кого - то, своей же ви­ны перед Бо­гом не чув­ствует, даже обвиняет кого - то в своих грехах и осуждает, то такая исповедь служит лишь к боль­шему осуж­де­нию исповеду­ющегося, так как он грешит пря­мо на ис­поведи. Так что глав­ное ус­ло­вие совершения таин­ства исповеди, да как и лю­­бо­го таинства - это пра­вильное вну­т­реннее сос­тояние при­ступающего к таин­ству.

Бог оставил людям для удержания от греха ежед­нев­ное напоминание о сме­р­­ти, таким напоминанием является обычный сон. Да, сон - это прообраз ожида­ющей челове­ка смерти. И спим мы, как пра­вило, в го­ризонтальном по­ло­жении - как покойники в мо­гилах ле­жат. И так же, как и ме­ртвые, во время сна без­действуем. Поэтому, ложась спать, нуж­но молиться, чтобы Господь даровал еще один день жиз­ни, то есть вспомнить о сво­ей смерти - и так любой че­ловек может удержаться от любого греха.

Напоминание о смерти очень полезно, но это напоминание не приводит православного христианина к отчаянию, потому что Господь наш Иисус Христос победил смерть и нам даровал эту победу. Свиде­те­льствует о Воскресении Христовом и победе Его над смертью Священное Предание, частью которого является и Священное Писание. Свидетельствует сама жизнь Церкви, благодать, которую мы получаем в таинствах. О Воскресении Христовом свидетельствуют даже древние ис­торики того времени. О победе Господа нашего Иисуса Христа над смертью и тлением свидетельствую многочисленные чудеса Православной Церкви. Например, чудо, в огромном мно­жестве явленное только лишь в Пра­вославной Церкви, - это нет­ленные мощи правос­лавных святых, как древних, так и современных. В Тро­ице - Сергиевой Лавре в Серапионовой келье хранятся мо­щи - правая рука перво­му­че­ника архи­диакона Сте­фана. И что удиви­тель­но - не то, что этой руке уже две тысячи лет. Воз­раст египетских мумий больше, но в них удалялись все внут­ренние органы, жилы, все прос­маливалось, в об­щем од­но чуче­ло оставалось; а здесь ясно на срезе руки видны вены, напол­ненные вы­­сохшим бурым порош­ком - кровью. Обычный усоп­ший уже через три дня смер­дит так, что по­дойти невоз­можно. А тут две тысячи лет, без вся­кой химической обра­ботки сохра­няется нетлен­ным тело святого Хрис­това мученика! А вот совре­менный пример. Волей Божией при­ш­­лось мне в свое время быть на обретении мо­щей мона­хов - стро­ителей Троице - Стефано - Улья­новского монас­тыря в Вологодской губернии (ныне республика коми) в 19 ве­ке. Это вообще, можно ска­зать наши современники - конец 19 века. Когда в келью за­несли главу усопшего сто лет на­зад иеро­монаха Паи­сия и по­ло­жили ее на табурет, мне стало страшно. Не только пол­­­ностью сох­ра­нились по­темневшая кожа, мышцы, ры­жие волосы. Из по­лупри­кры­тых век на меня смот­рели как живые карие глаза давно усоп­шего иеро­мо­наха!!! А ведь он про­лежал в нашей северной земле более ста лет! Так Господь почтил изб­ран­­ника Своего - иеро­мона­ха Паи­сия.

Любой человек, ко­торый в своей жизни совер­шил хотя бы один смертный грех после своего крещения, уже до самой смерти будет находиться в разряде каю­щихся. Грех про­щается Бо­гом на испо­веди, но послед­ствия грехо­падения могут длиться дол­гие годы. Душа получает на­вык, привы­чку к сделанному греху, легко мо­жет склонить­ся к нему, даже просто вспомнить и посо­чув­ствовать и так оскверниться. Душа носит на себе отпечаток того, что сделала через тело. И через грех в душе уко­ре­ня­ется страсть, соответ­ст­вую­щая сделанному греху. А любая страсть наказы­ва­ет­ся в веч­ности «червем неу­сы­пающим». Поэтому перед каждым стоит задача - покаяться до того, как нас­тупит смерть и умереть в покаянии.

Жизнь очень ко­ротка - «дние лукавы суть» Еф.5, 15. Наступит момент, и вот душа человека по­кинет свое жи­лище - тело, которое превра­тится в прах, пыль. И будет искать себе другое жилище - от Бога. И тут придётся дать отчёт о всей прожитой жизни, как человек провёл своё краткое земное странствие, кого он любил больше - себя или Бога и ближних? Страш­ное время. Если праведник едва спасается, то обычный современный человек что скажет на Суде Божием о себе? И даже кает­ся че­ловек после смерти, и хочет испра­виться, но сам тогда уже со­вершенно ничем не может себе помочь! Покаяние возможно ТОЛЬКО во время земной жизни. Она и дана нам для этого - земная жизнь - не для получения телесных и душевных удовольствий, а для радости покаяния.

Умершего можно вымолить молитвами Церкви, но ско­лько лет нужно мо­литься об усоп­шем грешнике, чтобы его вымолить? На Афоне за умершего монаха (а нам, мирским, никак не сравниться с монахами - афонитами), за умершего монаха молятся три года - поминают на проскомидии! И кто же за нас будет столько лет молиться, да еще ежедневно подавать записки на проскомидию? А сколько нужно заказывать сорокоустов об упокоении, поминаний на неусыпаемой псалтыри, также просить молиться об усопшем грешнике монахов? И кто будет искать этих монахов - молитвенников, заказывать поминовение на проскомидии и на псалтыри столько времени? Поэтому лучше нам самим позабо­титься о принесении достойных плодов покаяния и тем самым позаботиться о своей вечной участи до наступления смерти.


Костница скита Ксилургу Афон

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Мысли о смерти

автор: "таин­ст­во, совершаемое таким образом:..." Ну, ничего себе! Разве это таинство, если его можно объяснить и пояснить, как оно совершается?!
Александр Бутов / 06.11.2016, 16:29

1. Re: Мысли о смерти

"Такие свой­ства имело тело Господа нашего Иисуса Христа после Его Воскресения... Такие тела будут иметь все люди после всеобщего Воскресения" Подобные Телу Христа, но не такие же. Плоть Христа предельно обожена, а святых частично. Например, мы причащаемся Телом и Кровью Христовыми, но телом и кровью святых.
М.Яблоков / 28.10.2016, 01:19
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Борис Прокофьев
«Целый мир неведомых идей трепещет в нас...»
Пастырские наблюдения за действием Святых Таинств на психически больных людей
08.04.2019
Кошкина молитва
Рассказ
28.04.2017
Все статьи Протоиерей Борис Прокофьев
Пастырская проповедь
Теперь Его час пришел
Слово на Пассии. Евангелие от Иоанна
21.04.2024
Каждый из нас должен Богу больше, чем может заплатить
Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской (Лк, 33 зач., 7, 36—50)
20.04.2024
Неслучайно в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы звучит это Евангелие
Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы (Мк, 35 зач., 8, 27—31)
20.04.2024
«Грязь физическая намекает на грязь нравственную»
Мы должны быть чистоплотными в помыслах и в делах, и во всем остальном
20.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 10:20
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.04.2024 07:41