Реванш большевизма

Часть II

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы  Иосиф Сталин 
0
1067
Время на чтение 23 минут

К 55-летию XXII-го съезда

Часть I


Прошло 55 лет после XXII-го съезда КПСС. Три главные хрущёвские политические кампании: «разоблачения культа личности Сталина», гонений на Православную Церковь и «развернутого строительства коммунизма», - достигли тогда своего апогея.

5. Архитектура - документ истории

XXII-й съезд проходил в октябре 1961 года в Москве. И не просто в Москве, но, конечно же, в Кремле. Точнее, на территории Кремля, но в новостройке - в специально построенном к этому «историческому событию» «Кремлёвском Дворце съездов».

Помню, едешь в троллейбусе мимо Кремля по Моховой (вскоре она с вместе с Охотным рядом и Театральным проездом была переименована в «Проспект Маркса», как и станция метро «Охотный ряд») - и вдруг видишь, как из-за зубчатых темно-красных кремлёвских стен растёт новёхонькое белое здание в совершенно современном архитектурном стиле. Москвичи назвали его тогда «стилягой среди дворян».

Во главе государства в то время стоял Никита Сергеевич Хрущёв - уже не только Первый секретарь ЦК ЦПСС, но и Председатель Совета Министров СССР. Официальная пропаганда называла его «верным ленинцем».

Это было, в основном, правдой. Более того, это отражало суть той политической деятельности, которую возглавлял в стране Хрущёв (по крайней мере, официально).

Суть эта была в реставрации ленинизма-троцкизма (хотя троцкизм не назывался), интернационализма, воинствующего безбожия. То есть, в возвращении на тот политический путь, с которого в предыдущие десятилетия, в результате смертельной схватки с троцкизмом, старался сойти и свести страну И.В.Сталин. Старался - но не всё ему, естественно, удавалось - он был в руководстве не один, тогда же рядом с ним были и такие люди, как Хрущёв, который с 1935 года был членом Политбюро ЦК ВКП(б), возглавлял в 1934-1938-м и в 1949-1953-м годах Москву, а в 1938-1949-м годах - Украину. И вот, для «выправления» государственного курса, нужно было «разоблачение культа личности».

Пик этого «разоблачения», которое на Западе было названо «десталинизацией», - это XXII-й съезд КПСС. Уже не в «закрытом» докладе, а в главном, в выступлениях делегатов здесь шла безудержная критика Сталина. Съезд принял постановление, на основании которого его останки были вынесены из мавзолея и преданы земле (невольно оказал Иосифу Виссарионовичу добрую услугу). С этого времени имя недавнего первого лица государства должно было быть предано полному историческому забвению. Даже знаменитый на весь мiр Сталинград переименовали в Волгоград.

Дворец съездов возводился ради торжественности момента - в нем должна была быть принята новая Программа партии, которая ставила своей целью построение коммунизма в СССР. Хрущёв решил возвести этот дворец именно в Кремле, поскольку там, как он говорил, находится центр нашего государства. В нём прошёл всего один хрущёвский партийный съезд - на следующем Никиты Сергеевича уже не было, на Покров 1964 года его отправили на пенсию.

Более того, уже на следующем, ХХШ-м съезде, в 1966 году, намечалась реабилитация Сталина. Знаю об этом потому, что тогда, будучи девятиклассником, ярым антисталинистом, сам перепечатывал на машинке пришедшее из самиздата («утечка информации») письмо Эрнста Генри (С.Н.Ростовского), которое начиналось обращением «Глубокоуважаемый Леонид Ильич!» Письмо это, подписанное рядом известных людей, горячо увещевало нового главу партии ни в коем случае не совершать столь вредного для страны шага. В нём высказывалось несогласие с И.Г.Эренбургом, который считал Сталина «злым, но великим» - в письме утверждалось, что тот был злым, но слабым политиком, сделавшим множество ошибок.

Можно представить себе, какие ещё мощные рычаги, видимые и невидимые, были включены тогда на полную мощность, чтобы вопрос на съезде не поднимался, если они работают до сих пор.

Кремлёвский Дворец, в котором давно уже происходит всё, кроме съездов коммунистической партии, предстоит и ныне нашему взору, как неоспоримый исторический документ. Его не подделаешь, не упрячешь в архивах: смотри, изучай историю напрямую. Сама его архитектура и выбор места для него свидетельствуют о том, в каком духе, с каким мiровоззрением должна была жить страна.

6. «Сталинские дома» и «хрущобы»

В чём существенная разница между ленинизмом, троцкизмом, вообще коммунизмом - и сталинизмом?

В духе. Дух - главное. Он важнее слов.

Архитектура и отражает, и создаёт дух времени.

В наши юные годы мы любили ходить по дореволюционной Москве - в которой родились и жили. Особенно по рассветной, совершенно не похожей на дневную, суетную, по её кривым улочкам и переулкам. Даже в центре не было ни человека - это в Москве-то! - и видна была она сама. И мы любовались её старыми домами, питаясь их теплой, доброй красотой. У них был совершенно иной, не советский дух.

Нам не нравилась сталинская архитектура - она была жёстче дореволюционной, которая ничего от человека не требует, но просто хочет, чтобы ему красиво и уютно жилось.

Но ведь и задача у сталинского времени была куда жёстче - нужно было вырваться из революционного ужаса, преодолеть бездушие, геометричность, технологичность конструктивизма - архитектурного стиля 20-х годов, пришедшего к нам, как и коммунизм, с запада. И вот теперь взамен отрицания ставилась задача восстанавливать традицию, крепнуть и побеждать во внутренних и внешних войнах. Здесь уже - чистая имперскость. Империя думает не только об уюте жильца, у нее более монументальные задачи. И это всё отразилось на сталинской архитектуре, которая особенно развернулась в последние годы перед войной и после Победы. Недаром для Ялтинской конференции 1945 года, когда дело шло к завершению того, что не удалось сделать Царю-мученику Николаю Александровичу: победить Германию и Японию, -Верховный Главнокомандующий избрал царский Ливадийский дворец, тем самым ясно показав мiру историческую преемственность страны.

Едешь ныне по Москве, словно читая учебник истории, и удивляешься: сколько же было за то короткое время построено прекрасных домов! Для одной партийной верхушки это было бы слишком много - они возводились для новой элиты, которая создавалась во всех областях жизни: хозяйственной, военной, научной, культурной, даже рабочей - для стахановцев, для всех, кто укреплял державу («кадры решают всё»).

В Москве хорошо видно, как конструктивизм 20-х годов (здания «Известий» на Пушкинской площади, дома культуры имени Русакова в Сокольниках и имени Зуева на Лесной, множество жилых зданий попроще) сменился ко второй половине 30-х годов сталинским классицизмом.

Официальная пропаганда - так повелось с 1956 года - любит говорить о том, что всё дело, мол, было в плохом характере одного человека. В его личной борьбе за власть. Вот, мол, и вся разгадка той эпохи.

А на самом деле?

Когда Сталин в 1932 году запрещал советский конструктивизм - родной братец западного функционализма, - и во всех подобных волевых его решениях, - это им делалось не из самодурства, не потому что у него был такой странный личный вкус (о вкусах ведь не спорят). Речь шла о самых серьёзных вещах: о смысле жизни, о судьбе народа, о его душе, его главных ценностях, его духовной независимости.

Что, разве у советского конструктивизма не было свежих идей, поисков, не было своей эстетики, по-своему талантливых сооружений? Что, там не видно творчества - всего того, о чём так жалеет интеллигенция, когда оно приносится в жертву другим, даже жизненно важным целям?

Всё это было, да. «Дом правительства», например, напротив Кремля в своём стиле продуман, гармоничен - лучшее, пожалуй, что осталось в Москве от тех лет. Да и сам Дворец съездов не лишён архитектурных достоинств - особенно если его вынести на открытое пространство (не пора ли?) Но стилевые поиски конструктивизма имели совершенно определённую духовную, мiровоззренческую основу. Эта голая функциональность, нарочитый жилищный минимум - лишь бы только человек мог там находиться телесно: только стены, двери, окна да крыши. Души-то ведь нет, Бога нет! Прямые углы и круги, гладкие пустые плоскости... Полное отсутствие украшений - подчеркнутый техницизм, создание даже не человеческих рук, но машин. Нарочитое противопоставление природе, Творцу всего живого, бесовская энтропия. И - внимание, творческая интеллигенция! - в основе этого не было ничего личного, всё - коллективное: коммунистическое устроение жизни, троцкистский поход против «старого быта», против семьи: «дома-коммуны», «дома совместного проживания». При этом было некое любование этой жёсткостью и скудостью, этой пустотой, некая претензия на собственную эстетику, спорящую с природой, с Создателем - псевдокрасоту мёртвой материи. Роль архитектора была в том, чтобы настоять на праве этой машинности войти в живую жизнь людей, зримо внося в неё свои революционные идеи: в век механизмов мы обойдёмся без Бога, мы покорим природу, а вместо сердца у нас будет пламенный мотор, который намного совершеннее человеческого сердца. Всё это было воинствующим безбожием, богоборчеством в архитектуре. Вот против какого духа восстал в нашей жизни Сталин, Царство ему Небесное!

И вот мы видим, что архитектура «сталинской реформации» из всех прочих советских и постсоветских эпох дореволюционной ближе всего.

Какие шедевры - эти дома, построенные тогда: на Садовом кольце и даже гораздо дальше от центра... Особенно сегодня они восхищают - на фоне всего, что построено в последующие годы. Если ехать по Кутузовскому проспекту к центру, то сначала идут сталинские величавые художественные красавцы. Потом, от «стрелки» к «Украине» - брежневские стёртые бездушные коробки, а перед Кремлём - «вставная челюсть», как прозвали москвичи Новый Арбат, построенный в те же годы взамен разрушенных без войны прекрасных арбатских переулков. Ну, а уж о «хрущобах» и говорить нечего - хуже ничего в Москве не строили, да и по всей России.

Квартира в «сталинском доме», «сталинка» - все знают - лучшее, что сегодня есть в Москве для жизни. «Хрущёвка» - худшее, в том числе и по архитектуре, то есть по духу: глухой материализм, «тара для жилья». Тут - важнейшая разница в мiровоззрении: для сиюминутного бытового времяпрепровождения (безбожного - без будущего) - или включенности в вековую историю страны.

У сталинского времени была эта включенность, эта связь со всей историей России, которую троцкисты-ленинцы так старательно стремились разрушить - и отнюдь не только в архитектуре. Вспомним исторические фильмы, которые тогда же делались под прямым руководством Хозяина (как его тогда называли): «Александр Невский», «Пётр Первый», «Иван Грозный»... Нигилисту Хрущёву всё это было чуждо. Жалкий символ этого революционного мiровоззрения - Кремлёвский Дворец съездов.

7. Полуподвальный дворец

На следующий год после смерти И.В.Сталина вышли два постановления ЦК КПСС об усилении атеистической пропаганды. И в тот же год была подвергнута резкой критике «практика украшательства» в архитектуре, а в 1955-м году было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

В то время критиковались подвалы, в которых, действительно, ещё жили люди. Но и сам Дворец съездов оказался этаким огромным дворцом-полуподвалом. Поскольку поднимать его высоко над Кремлём было бы уж слишком нелепо, то его врыли в землю. Причем, подземная его часть вышла даже за контуры надземной.

Здесь отразился революционный дух гордости, зримо порывавший с исторической Россией. Ради того, чтобы втиснуть огромный "Дворец" в древний Кремль, где всё - сама история, не постеснялись (рука не дрогнула) снести старые исторические постройки, внедриться в вековую толщу священной кремлёвской земли, куда-то вывозя её, выбрасывая...

И всё для чего? Чтобы несколько дней несколько тысяч человек посидели в этом зале, слушая повторение однообразных громких фраз, время от времени поднимая руки. Всё должно было говорить здесь о том, что начинается новая жизнь - которая отрекалась не только от той, что была до 1917-го, но и до 1953-го года: «перманентная революция»! Ради новостройки был снесён, в частности, Потешный дворец, в котором жил и работал Сталин. Делегаты всех съездов партии так и пели: «разрушим до основанья, а затем...» Когда-то пели сами, а потом стали включать запись хора на весь зал - у стареющих делегатов не хватало уже того революционного пыла, который был в этом «партийном гимне», заменённом Сталиным в 1944 году на новый государственный гимн Советского Союза, музыку которого мы хорошо знаем и сегодня, да только в сталинском гимне уже на второй строке говорилось про «великую Русь».

О строительстве в Кремле Дворца съездов его главный архитектор А.Н.Кондратьев вспоминал:

«Многие, конечно же, понимали, что делать этого не следовало по совершенно очевидным причинам. Были различные предложения, в том числе - использовать площадку на месте храма Христа Спасителя, где сохранились мощные фундаменты Дворца Советов и где в это время заканчивалось строительство комплекса плавательного бассейна "Москва". Окончательное решение - строить в Кремле - осталось за Хрущёвым. Принимал он его единолично, без участия архитекторов и других специалистов, как часто вообще у нас принимаются такие решения. Ну, конечно, это здание не нужно было ставить в Кремле хотя бы потому, что оно требует большого отрытого пространства. Сейчас же оно зажато в исторической кремлёвской застройке и искажает её облик...

Если смотреть на Дворец съездов со стороны главного входа, то слева от него находилось двухэтажное здание довольно поздней постройки. Если мне не изменяет память, оно когда-то принадлежало митрополичьему подворью. По нашему проекту намечалось его сохранить... Но произошло всё вопреки нашему проекту, только по личному распоряжению Хрущёва...

Нам удалось выровнять здание в единое покрытие - верх сцены и верх банкетного зала оказались на одной линии. Но... здание выросло и "торчало" над кремлевской стеной. Значит, его необходимо сажать как можно ниже... В результате, всё сооружение сидит довольно глубоко - на 14 метров ниже уровня земли. Первый ряд партера находится ниже уровня земли на 6 метров, он как бы в подвале... Под зрительным залом размещаются ещё несколько этажей...»

Культура, архитектура были подчинены политическим, идеологическим целям.

Но и сегодня нынешние руководители Москвы решают её судьбу, определяют её облик, жёстко исходя из определенной идеологии. Их идеологическая, политическая задача очевидна, она та же, что и в 20-е, и в 50-е годы: сделать всё, чтобы Москва перестала быть русским городом, чтобы в ней не было самобытного, исторического, православного, имперского духа.

8. Тупики коммунизма

Диавола называют «обезьяной Бога».

В Евангелии сказано: Аминь глаголю вам, яко суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына Человеческаго грядуща во Царствии Своем (Мф. 16, 28). А в Программе КПСС 1961 года - зеркально: «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». В ней ставилась даже некая «триединая задача», которую зубрили и невнятно отвечали на экзаменах много лет наши старшеклассники и студенты. Врагу рода человеческого очень нужна была реставрация большевизма-коммунизма в умах и сердцах людей, вся эта безбожная антиевангельская «идеология», которая должна была стать верой нашего народа, а высшей его целью - «коммунизьм» (как говорил Хрущёв), с его лозунгом «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Христианство знает, что удовлетворение всех потребностей грешного человека с его страстями губит и тело его, и душу.

В этом коммунисты-безбожники были близки и понятны материалистическому Западу, который всегда боялся русского православного мiровоззрения, русской самоотверженности и безоглядности (ср. сталинско-суворовское: «Нет таких крепостей, которые большевики не могли бы взять»).

Мiровоззрение, которое ставит не самого человека на первое место, а его служение: стране, державе, - готовность жизнь отдать за народ, это мiровоззрение, имеющее в своем основании православную веру («За Веру, Царя и Отечество»), видит в несении креста смысл жизни, высшую добродетель (Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит зав други своя - Ин. 15, 13), - мiровоззрение это глубоко чуждо земному, эгоистическому западному мiровоззрению. Вот в чем корень глубокого неприятия Сталина западом и всеми нашими западниками -хоть троцкистами, хоть либеральной «свободомыслящей интеллигенцией».

Во второй половине 50-х - начале 60-х годов в стране всё больше набирало силу мiровоззрение, при котором не интересы державы безусловно важнее интересов человека, а наоборот. В Программе партии провозглашалось: «Всё во имя человека, всё для блага человека». Звучит вроде бы красиво, но это - обманчивая красота. Человек - это прежде всего его душа, и потому истинного блага для человека без любви к Богу и ближнему быть не может, две эти евангельские заповеди даны нам Самим Спасителем.

Вместе с гонением на веру «советский патриотизм» всё больше переходил в область идеологической демагогии, а русский дух, подлинный русский патриотизм негласно оттеснялся в оппозицию.

Прошло не так уж много лет, и на солдатской службе в Армении мне довелось услышать про изречение одного советского офицера: «Пусть турки будут хоть на площади Ленина в Ереване, но свою стенку я дострою».

9. Миф ХХ века

В чём были причины антисталинской кампании 1956-1961 годов, начатой высшим руководством КПСС? Кому кампания эта была выгодна? Кто и для чего её фабриковал и раздувал? Какую роль в этой спецоперации информационной войны сыграли и играют западные спецслужбы? С чего она начиналась и почему пережила государственную коммунистическую идеологию? В чём причина живучести главного мифа ХХ века - о том, что якобы всё зло в нашей стране в этом веке исходило от одного человека с очень плохим характером?

Над докладом, который был прочитан Хрущёвым в 1956 году делегатам ХХ-го съезда в окаменевшем от небывальщины кремлёвском зале, трудилась сначала целая бригада допущенных к секретным архивам партийных «специалистов» во главе с секретарем ЦК КПСС П.Н.Поспеловым. Они подготовили так называемый «Доклад комиссии ЦК КПСС Президиуму ЦК КПСС по установлению причин массовых репрессий против членов и кандидатов в члены ЦК ВКП(б), избранных на XVII съезде партии». Вот так, тихо и осторожно. Чтобы «выйти на публику», каждый пассаж тут надо было взвесить, ювелирно обработать, подать в самом убедительном виде изумленной аудитории, так любящей, грешным делом, слушать «разоблачения», а потому и готовой им поверить. В этом была едва ли не главная причина, почему эту сказку многие тогда приняли за правду (и верят ей до сих пор!) - ну как же, ведь партия вдруг сама себя стала критиковать, своего главного руководителя в течение тридцати лет - это ли не правда? Всё это тогда представлялось многим необычайно честным - «свежим ветром подуло». Только непонятно было: а зачем им это вдруг понадобилось?..

Участвовали в работе над «историческим» сочинением и другие пишущие люди - в частности, записывали добавления и изменения, которые им диктовал Хрущёв. Сам он не писал. Один из участников этой работы Д.Т.Шепилов вспоминал: «За два года совместной работы с Хрущёвым в ЦК я видел единственный документ, на котором была его личная резолюция. На телеграмме от одного из наших послов. Хрущёв начертал М. Суслову и мне: «азнакомица». Резолюция была написана очень крупными, торчащими во все стороны буквами, рукой человека, который совершенно не привык держать перо или карандаш».

Ну, и как же было не испытывать глубоких чувств к своему предшественнику, который был одним из самых образованных руководителей нашей страны за всю её историю?

Учёный и журналист Владимир Иванович Орлов говорил мне когда-то, что и он принимал участие в этом деле - сам, мол, «водил пером по бумаге». И, соответственно, рисковал своей карьерой, если бы всё повернулось в другую сторону.

В доклад были внесены также добавления и изменения, которые появились в результате обсуждений и споров на эту рискованную тему в высшем руководстве страны. Хрущёв вышел с этим сочинением к делегатам съезда на последнем, закрытом заседании. Но официально это было уже после окончания съезда, после выборов руководства партии. Иначе, как простодушно предостерегал К.Е.Ворошилов, после разоблачения репрессий, к которым все они имели отношение, их могли и не выбрать. Поэтому-то и было важно успеть самим «сказать правду» - свалив всю вину на Сталина.

Дело было, действительно, скользкое. Нужно было здорово исхитриться. Если бы встал вопрос о реабилитации Троцкого, Зиновьева, Каменева, Бухарина и других деятелей партии большевиков, которых разгромили их противники-большевики во главе со Сталиным, тогда бы от официальной истории КПСС ничего не осталось. Чему учить студентов? Вся антисталинская оппозиция была «хорошая», а «генеральная линия партии» была не права? Так ведь она была вся - сталинская... Остановились на том, что Сталин был плохой, оппозиция - плохая, а «генеральная линия партии», которую вело вопреки Сталину некое её «ленинское ядро», была хорошая. А главное - хорошей была коммунистическая партия и её «марксистско-ленинская» идеология, с которой никак нельзя было расставаться. И не столько потому, что она так уж хороша сама по себе, сколько потому, что она оставалась опорой существующей власти, закрывая другие, альтернативные пути развития страны, и прежде всего традиционный русский путь.

Главная противоречивость «оттепели» была в том, что она, с одной стороны, была вроде бы за «демократизацию» жизни страны, против репрессий и лагерей, а с другой, вся эта кампания должна была ещё больше утвердить власть партийной верхушки, заковать народ в оковы безбожной коммунистической идеологии, сделать вторую попытку обрубить его исторические корни.

Самое удивительное, что вся эта «свободолюбивая» версия, провозглашённая главным гонителем Церкви 50-60-х годов Хрущёвым и списанная им у главного гонителя Церкви в первые годы советской власти Троцкого, всерьёз воспринимается доныне и некоторыми нашими православными соотечественниками - они в ней пытаются увидеть даже «правду» о причинах гонений на Церковь в 30-е годы. Но тщетно искать правду там, где всё основано на лжи.

10. Три памятника

Во время празднования 800-летия Москвы, в 1947 году, был заложен памятник основателю великого города князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Сооружен он был по проекту скульптора С.М.Орлова, удостоенного за него Сталинской премии. По личному распоряжению Сталина в 1946 году была даже снаряжена экспедиция в Киев во главе с археологом и антропологом М.М.Герасимовым с целью разыскать останки князя. По идее Сталина, во время юбилейных торжеств должно было состояться торжественное перезахоронение его останков, однако они не были найдены.

Теперь же, во время работы XXII-го съезда, его делегатами во главе с Хрущёвым в Москве, напротив Большого театра, был торжественно открыт заложеный ещё Лениным в 1920 году памятник «основоположнику марксизма» из светлого гранита с почти прямоугольным постаментом - «холодильник», как его прозвали москвичи, имея в виду, видимо, не только внешнее сходство с бытовым прибором, но и с его предназначением для жизни народа.

Тремя годами раньше неподалёку, на площади Дзержинского (ныне вновь - Лубянская) был поставлен другой хрущёвский памятник - председателю ВЧК-ОГПУ. После начала «разоблачения культа личности», когда поколебалась советская идеологическая система, когда «разоблачение» это навело густую тень на наши «органы», нужно было «поднимать их авторитет».

Далеко не все в руководстве страны были довольны хрущёвским идеологическим демаршем. В 1957 году его даже попытались сместить с главного поста страны - сделать министром сельского хозяйства. Д.Т.Шепилов на заседании Президиума ЦК КПСС (так называлось тогда Политбюро), сказал просто: «Неграмотный человек не может управлять государством». Но Е.А.Фурцева с маршалом Г.К.Жуковым его спасли. После чего в народе тут же появились анекдоты про новые консервы «фурцированный хрущ» и про «никитские ворота» (так что нет, никакой не рабский наш народ - он хорошо разбирается, кого уважать и за кого в атаку идти, а про кого солёные частушки распевать и презрительные анекдоты сочинять). Нужны были какие-то положительные опоры для новой, антисталинской, но густо-коммунистической идеологии. Нужны были советские положительные исторические личности. Их оставалось совсем немного, все они были соратниками Сталина: Киров, Жданов, Калинин... И вот в 1958 году был поставлен памятник-символ, памятник-миф «кристально чистому рыцарю революции». И везде: Ленин, Ленин, Ленин... Культ личности Ленина расцветал пышным цветом. За ним едва поспевал новый, фарсовый культ личности Хрущёва. Но к настоящей истории все те идеологические придумки - забытые и до сих пор живучие - не имеют отношения.

Какая уж там правда истории, когда даже имена большинства деятелей правящей партии запрещено было упоминать. Потом и на имя Хрущёва, после его позорной отставки, было наложено табу (не рой другому яму...) История всё время переписывалась, но в ней оставались мощные зияющие дыры умолчаний, почти сплошной туман - ничего толком не разглядишь, да так во многом это и остаётся до сих пор.

11. Исторический фокус

«Разоблачительная» кампания ставила Сталину в вину прежде всего «необоснованные репрессии» против «честных коммунистов», в основном 1937 года. То есть все остальные репрессии большевизма: против Царской семьи, дворянства, офицерства, духовенства, интеллигенции, купечества, казачества, мещан, рабочих, крестьян, «вина» которых часто была либо в их происхождении, либо в вере, либо они просто были заложниками и умирали потому, что большевики хотели любой ценой удержаться у власти, - считались вполне «обоснованными», и ничего такого ни Сталину, ни кому бы то ни было в вину не ставилось - напротив, в заслугу.

В Постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» от 30 июня 1956 года говорилось, что тогда шла «упорная классовая борьба за построение основ социализма», в результате которой «эксплуататорские классы и их экономическая база были ликвидированы». «Классы» - то есть люди. Что же касается органов государственной безопасности, то тут с первых лет советской власти всё было в порядке, им «оказывалось огромное доверие, так как они имели перед народом и страной несомненные заслуги в деле защиты завоеваний революции».

Вот такая историческая картина.

А куда всё это вывернула последующая либеральная «история»?

Она поставила в вину Сталину не борьбу с коммунистами (что было самым большим «криминалом» в глазах партии и большинства народа в 50-е годы), с их «вождями» (как их когда-то называли), с верхушкой НКВД и Гулага, с теми "красными террористами", которые залили Россию кровью, прежде всего в 1918-1922 годах, когда был самый большой террор за всю историю страны, а напротив - борьбу этих самых «красных террористов» против народа.

То есть «десталинизация» 1956-1961 годов ставила в вину Сталину совсем не то, что ставят ему в вину нынешние антисталинисты. Едва ли не противоположное!

При этом пострадавшие действительно безвинно в 1937 году - прежде всего, уже прославленные нашей Церковью новомученики - были объединены в одну категорию «жертв сталинских репрессий» вместе с их палачами, которые проводили ленинские репрессии с 1918 года, но возмездие к которым пришло в 1937 году. Цель этого исторического фокуса - та же, что была и у Хрущёва: очернив Сталина, постараться обелить настоящих палачей нашего народа, к которым и он сам относился, в том числе убийц Сталина.

Главная ложь теории «культа личности» была в том, что она выгораживала, обеляла суть большевизма: и революцию, и насилие, и марксизм-ленинизм, и безбожие, - всё это считалось, согласно ей, вне критики, безгрешным, добрым, народным, прогрессивным, героическим и прекрасным. А всё черное, страшное, жестокое, кровавое, бездушное, несправедливое, что было связано с революционным террором, с большевизмом на практике, все страдания, которые они принесли нашему народу, исходили якобы не от сути безбожия, масонства, русофобии, большевизма, либерализма, а от плохих качеств одного человека, от «культа» его «ужасной» личности.

Вообще историческая картина нашего советского прошлого, которое тогдашняя пропаганда представляла в самых радужных тонах, изо всех сил стараясь свести концы с концами с теорией «культа личности», сильно отличается от нашего нынешнего, уже вовсе не коммунистического понимания того периода. Слова другие, ценности совсем другие! Но, как ни странно, в нашей истории, в истории даже нашей Церкви, в сознании многих людей этот миф, эта лживая теория осталась, как некая заноза, которую мы никак не можем извлечь.

12. Что происходило в нашей стране после революции на самом деле?

Когда-то, в советские годы, наша соседка по коммунальной квартире, рассказывала о жизни в Москве, в нашем Тихвинском переулке, в нашем дворе, в нашем доме, даже в нашей квартире, но в революцию, в войну. И однажды я спросил её:

- А когда было труднее?

Она ответила:

- Конечно, в революцию. Везде стреляли... В моё окно попали, вот на двери следы от пуль...

Мне, мальчишке, было странно тогда это слышать, такую «несознательную» оценку исторических событий. Великая Октябрьская социалистическая революция, как мы представляли себе, как нас учили, - это было сугубо положительное историческое явление, счастливое для простого народа, это Сталин потом всё извратил... И вдруг - совсем простой представитель этого самого народа, очевидец, говорит лишь о том, как было тогда тяжело и опасно.

Ну, и зачем и кому это было нужно?

Одно из ярчайших и достоверных свидетельств о том времени является одна из двух служб Державной иконе Божией Матери. По-видимому, она была составлена вскоре после явления иконы, которое совершилось в Коломенском в день, когда Царь-мученик Николай Александрович был лишен императорской власти. Причем, человеком, находившимся в узах, о чём не раз упоминается в тексте службы. Эта служба передает весь тот ужас, который переживало верующее православное сердце, видя, как гибнет любимая Родина, какую катастрофу переживает наш народ, и потому её автор с воплем и слёзной молитвой, как и многие наши предки в столь же катастрофических и по-человечески безнадёжных обстоятельствах, всей душой обращался к Царице Небесной:

Неправда, яко море, скры землю Твою, и ныне люте потопляемы есмы, но Ты простри десницу Твою и, яко Всехвальная, постави ны на камени веры.

Самоизмышленная пагуба покрыла есть всю землю Твою, и мрак велий воцарися днесь в вертограде Твоем. Тяжко ми есть, и рыдаю Тебе, Мати Пречистая, и, аще услышиши, ничесоже устрашуся, и воспою имя Твое, славно бо прославися.

Истощание прииде на рабы Твоя, и дом наш оставися празден и пуст. Хожду и взываю, но несть ми спасающа, едина убо смерть отвещавает на глас мой, и рыдая, молю Тя и глаголю: не отвержи мене и Ты, Дево Чистая, да спасен буду.

Ещё одно, в высшей степени авторитетное и объективное историческое свидетельство о главной русской смуте - Послание Патриарха Тихона Совету народных комиссаров к 1-й годовщине Октябрьской революции. Оно было написано 13/26 октября 1918 года, и не с позиций «богатых», «контрреволюционного духовенства», а с общенародных. Вспомним, что святитель Тихон не благословил ни «белое», ни «красное» движение. Патриарх говорил, конечно, прежде всего от лица верующих, но ведь в царской России их было подавляющее большинство. На его похороны народу пришло значительно больше, чем на похороны Ленина. Он выступал с великой болью за весь «обольщённый русский народ» - как это и делали всегда святые «печальники земли Русской». Безстрашное печалование за народ перед властями - одно из высочайших служений нашей Церкви в русской истории, мужественное и действенное проявление Христовой любви. Было бы хорошо, если бы этот документ приводился полностью во всех учебниках истории Отечества.

Эпиграфом к посланию были поставлены слова Самого Господа: «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Затем в нём говорилось:

«Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего оте­чества, называющие себя «народными» комис­сарами. Целый год держите в руках своих го­сударственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину Октябрьской револю­ции. Но реками пролитая кровь братьев на­ших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к Небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды».

А заканчивалось послание пророчеством, с которого и начиналось.

«Не наше дело судить о земной власти, всякая власть, от Бога допущенная, привлек­ла бы на себя Наше благословение, если бы она воистину явилась «Божиим слугой» на благо подчиненных и была «страшная не для добрых дел, но для злых» (Рим. XIII, 3-4). Ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних, истребление невин­ных, простираем Мы Наше слово увещания: отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключённых, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливае­мая (Лук. XI, 51) и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (Мф. XXVI, 52)».

То есть святитель Тихон предсказал в 1918 году то возмездие, которое в 1937 году получили от Бога «взявшие меч» после революции.

От Бога, не от Сталина. Вера наша не оставляет нам в этом никаких сомнений.

13. «А Бог-то - есть!»

Недавно мне рассказал человек, который слышал это от своего близкого родственника, бывшего полковника госбезопасности.

Когда в 1937 году арестовали Г.Г.Ягоду и доставили на Лубянку, во внутреннюю тюрьму НКВД, бывший главарь этого ведомства сказал:

- А Бог-то - есть. Иначе бы я здесь не оказался.

Он знал, что говорил.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

26. Ответ на 23., Silvio63:

Область такая то тчк Район такой то тчк Село такое тчк Правление колхоза имени врага народа и изменника Родины Берия Л.П.

Слыхал я об этом колхозе. Его вскоре переименовали в колхоз им. Н. С. Хрущёва, но 15 октября 1964 года поступили уже не так опрометчиво: назвали колхозом им. октябрьского Пленума ЦК КПСС 1964 года. А в 1961 году было там общеколхозное собрание с повесткой дня из двух вопросов: 1. Строительство телятника. 2. Строительство коммунизма. Ввиду отсутствия досок и гвоздей 1-й вопрос рассматривать не стали и сразу же перешли ко 2-му.
Сергей Абачиев / 27.10.2016, 19:37

25. Re: Реванш большевизма

Большевики душу отменили ))
М.Яблоков / 27.10.2016, 19:16

24. Ответ на 23., Silvio63:

Правление колхоза имени врага народа и изменника Родины Берия Л.П.

Спасибо, Silvio63, за весёлый анекдот.
Иванович Михаил / 27.10.2016, 18:52

23. Ответ на 21., М.Яблоков:

Всю советскую идеология я выкинул на помойку.

Вы политически <<мудры>> как тот колхозный зоотехник. В начале лета 1953г ,один колхоз занимавшийся разведением племенного крупного рогатого скота ,отправил племенных быков на ВДНХ.Сопровождала быков до выставки группа колхозников во главе с зоотехником.Перед поездкой председатель колхоза вызвал к себе зоотехника и наказал ему ,что бы по приезду в столицу ,тот немедленно молнировал ему телеграммой о том ,как добрались до столицы.Ну вот доехали они вместе с быками до выставки ,разместились в павильоне и зоотехник тут же отправился на Главпочтамт.Добрался подходит к двери и тут из уличных репродукторов доноситься суровый голос диктора Левитана- <<Внимние товарищи!Сейчас будет передано важное правительственное заявление! Сегодня снят со всех постов , разоблачен и арестован , враг народа и изменник Родины Берия Л.П.>> И все бы ничего ,да только быки ,колхозники и зоотехник прибывшие в столицу на выставку, трудились в колхозе ,который носил имя Л. Берии.Но зоотехник ,как я написал выше был политически <<мудрым>> гражданином и поэтому написал вот такую телеграмму. <<Докладываю ,добрались нормально экспонаты живы и здоровы ,кормами обеспеченны.Жду дальнейших указаний.>> Ну а дальше естественно адрес.Область такая то тчк Район такой то тчк Село такое тчк Правление колхоза имени врага народа и изменника Родины Берия Л.П.
Silvio63 / 27.10.2016, 17:26

22. Ответ на 21., М.Яблоков:

Всю советскую идеология я выкинул на помойку.

Так ведь и я давным-давно сделал то же самое! Почитайте мою новейшую статью о философии в ответ на статьи В. Ю. Катасонова. А по-Вашему получается, что стОит только о Марксе что-то положительное сказать как об учёном-обществоведе - и готово дело: неисправимый рецидив советской идеологии. ПРИМИТИВ. Не тот случай, когда "коготок увяз - всей птичке пропАсть". Мыслите в этих вопросах в "чёрно-белом" ключе, причём даже без тонов и полутонов хотя бы "серого". А такая "колористика", в основном, для карикатур.
Сергей Абачиев / 27.10.2016, 17:14

21. Ответ на 20., Сергей Абачиев:

Всю советскую идеология я выкинул на помойку. А причем тут Родина? Моя Родина - Россия. Как была, так и остается. А вы вообще не православный и никгда им не были. Не лукавьте, а честно признайтесь.
М.Яблоков / 27.10.2016, 15:39

20. Ответ на 18., М.Яблоков:

"А конец Советского Союза тогда представлялся концом света.""Конец вашего кругозора не означает конец света." (с)А Вам-то, Михаил, в этой жизни всё было по-православному яснее ясного ещё с пионерского возраста.Никак нет. Я так же советский человек, как и вы. Только я выкинул весь свой советский багаж, чтобы восприять одно Святоотеческое Православие; а вы пытаетесь синтезировать истину с ложью, в результате получается ложь в квадрате. Вот, в чем мы с вами разнимся.

Да я тоже давным давно открестился от марксистско-ленинского атеизма, только при этом не расшиб себе лоб. (Богомольцы с разбитыми лбами - сами знаете, кто такие.) А выкинуть из головы весь свой советский багаж -значит сделать ей пустой. А в пустой голове истины Православия укореняются по типу берёзки на крыше дома. Я элементарно логически обыгрываю Ваши же слова о том, что Вы очистили свою голову от всего советского - при всём при том, что Вы были образованы и воспитаны в Советском Союзе. Стало быть, Вы СССР и за своё Отечество не считаете. Это всё - логические выводы из Ваших слов о том, что Вы выбросили из головы всё советское. Со словами-то надо ох как осторожно обращаться! Тем более - на публику!
Сергей Абачиев / 27.10.2016, 14:40

19. Ответ на 18., М.Яблоков:

Только я выкинул весь свой советский багаж, чтобы восприять одно Святоотеческое Православие

Вы с "советким багажом" и Православие выкинули. Вы ведь типичный сектант. Даже Патриарха не уважаете.

18. Ответ на 14., Сергей Абачиев:

"А конец Советского Союза тогда представлялся концом света.""Конец вашего кругозора не означает конец света." (с)А Вам-то, Михаил, в этой жизни всё было по-православному яснее ясного ещё с пионерского возраста.

Никак нет. Я так же советский человек, как и вы. Только я выкинул весь свой советский багаж, чтобы восприять одно Святоотеческое Православие; а вы пытаетесь синтезировать истину с ложью, в результате получается ложь в квадрате. Вот, в чем мы с вами разнимся.
М.Яблоков / 27.10.2016, 09:47

17. Ответ на 13., Иванович Михаил:

В этом-то наша беда. Не разобравшись что происходит с нами, мы ищем виноватых на стороне.

Это же текстовка классического либерала. То ли Вы Надеждин, то ли Амлинский, то ли Райхельгауз.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Николай Булгаков
Крест – это тайна жизни
Слово в неделю Крестопоклонную Великого поста
08.04.2024
Антицерковность антисталинизма
Православные публицисты-антисталинисты наносят вред авторитету Церкви
27.10.2023
Все статьи Протоиерей Николай Булгаков
Бывший СССР
Справедливость как воля Божия
Сейчас России нужно продолжение прежнего, проверенного в советское время курса – социализм с государственной собственностью на средства производства, с плановой экономикой, с монополией на внешнюю торговлю
23.04.2024
Великий перелом
Полемические заметки о Сталине и советском прошлом
23.04.2024
История капитализма в России. Куда идем?
Генезис русского буржуазного человека
23.04.2024
Югославия-Сербия-Россия: исторические взаимосвязи не подвластны времени…
Состоялась презентация книги известного российского исследователя Балкан Елены Бондаревой «Александр I Карагеоргиевич – православный король Югославии»
23.04.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«В зеркале войны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 14:49
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
23.04.2024 14:02
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 13:44
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 12:39