Паломническая поездка к староверам Южного Урала

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
777
Время на чтение 15 минут

Знаменательной дате - пятилетию обретения нетленных мощей святителя Арсения Уральского - была посвящена наша паломническая поездка в Оренбург и Уральск. Правда, по времени пришлась она на конец сентября - начало октября, но от этого не стала менее значимой и духовно насыщенной. Иерей о.Никола Татауров, настоятель пермского Храма во имя Святителя Стефана Пермского и руководитель группы, давно готовился кК ней, и вот в ночь с двадцать девятого на тридцатое сентября заветная его мечта осуществилась. Мы, десять паломников - семеро мужчин во главе с батюшкой и трое женщин - собрались в холодную полночь с рюкзаками, сумками и спальными мешками на церковном дворе. Среди участников были диакон Георгий Дубровин, чтец Никола Татауров - племянник батюшки, молодожёны - чтец Артемий Назаров с супругой Христиной, предприниматель Андрей Майоров, он же - заместитель старосты прихода, приходская швея Елена Нифонтова, прихожане Димитрий Панов и Димитрий Тютиков да я - писательница Галина Чудинова.

Люди все, как на подбор, активные, целеустремлённые. Поначалу предполагалось ехать на трёх легковых машинах, но авто диакона Георгия поломалось в самый канун поездки: вот и пришлось ехать в дальнюю дорогу в каждой из машин впятером. Как говорится, в тесноте, да не в обиде. Сотворив крестное знамение, погрузив вещи в багажники, отправились мы в путь.

Нас, женщин, батюшка разместил на заднем сидении своего мощного «Ниссана», сам сел за руль, а рядом с ним ехал чтец Артемий. Вторую машину с мужским экипажем вёл Андрей Майоров. Имелся у нас и навигатор, и рации для переговоров, а как же нынче без этого? Все мы ехали на Южный Урал впервые. По пустынной ночной дороге наша головная машина плавно шла со скоростью сто тридцать километров в час, и, признаться, мы, четверо пассажиров, сладко задремали. Проснулись лишь в Башкирии. Артемий стал вслух читать полуношницу, все мы молились и крестились по ходу движения, прося Господа об успешной поездке: как-никак от Перми до Оренбурга нам предстояло преодолеть расстояние в девятьсот километров.

По обеим сторонам дороги мелькали ухоженные поля и чистые красочные башкирские деревеньки, где и заборы, и крыши домов, и резные наличники на окнах покрашены были в яркие, преимущественно, голубые цвета. Водителей, прежде всего, радовала хорошая дорога. Первый привал сделали мы в придорожном кафе, где подкрепились взятой с собой снедью да с превеликим удовольствием в постный день выпили по паре чашек горячего чая. И с навигатором порой можно ошибиться: мы проскочили объездную дорогу вокруг Уфы, пришлось проехать по центру башкирской столицы, очень похорошевшей после недавних саммитов БРИКС и ШОС.

Во второй половине дня мы уже подъезжали к Оренбургу, но до города не доехали: остановились в селе Подгорная Покровка, в просторном доме иерея о.Владимира Гошкодеря, который уже ожидал нас вместе с матушкой Ларисой и всем своим семейством. А оно у батюшки Владимира немалое: семеро детей самого разного возраста. Встречены мы были с истинно русским гостеприимством: за общей трапезой последовал обмен впечатлениями и осмотр дома с приусадебным участком. На все вопросы гостей батюшка отвечал подробно, обстоятельно, со знанием дела. Выяснилось, что в его жизни было немало памятных событий.

Родился Владимир Андреевич Гошкодеря 30 сентября 1974-го года в Павлодарской области в семье старовера. Вскоре в поисках подлинной духовности семья перебралась в село Сергиевы Горки Вязниковского района Владимирской области. Будущий иерей первоначально учился в Суздальском художественно-реставрационном училище, а закончил учёбу уже во Владимире. Женился в двадцать два года, и вскоре в молодой семье один за другим пошли дети. Первоначально Владимир помогал на службах о.Иоанну Думнову, потом стал диаконом в городе Иваново, чуть позже - священником в Москве, а с 2001-го года служит он в Оренбурге. «Мастер на все руки, пахарь на ниве благочестия», - так отзываются о нём его прихожане. Действительно, нет дела, которое он не умел бы делать. Священнику-староверу традиционно приходится разрываться между домом и церковью, приходом. Как говорится, одной ногой стоять здесь, а другой - там.

Конечно, нелегко приходится о.Владимиру всё успевать, но ему с матушкой Ларисой уже помогают подрастающие дети. Старшая дочь Христина закончила художественную школу: отец с гордостью показал нам несколько её талантливо написанных картин. Она же - первая помощница матери по хозяйству. А сыновья всё больше тянутся к отцу, работают с ним в гараже, по дому и на участке, помогают на службах в церкви. Отрадно, что и сельсовет в Покровке поддерживает многодетную семью: через день предоставляет им молоко и несколько караваев свежего хлеба. Кому и помогать, как не этой трудолюбивой, дружной семье молитвенников за веру Христову? Как говорится в народе, в коня овёс!

Вечером того же дня о.Владимир свозил нас за четырнадцать километров в Оренбург и показал свою церковь, основанную ещё в 1905-м году. Храм, расположенный в центре города, сильно пострадал во времена революции да и в последующие лихие годы. Предстоит восстанавливать его фасад и колокольню, но по сравнению с тем, что было и что есть теперь - подвижки огромные. Уютная изнутри церковь поражает своим строгим благолепием.

- О нас, староверах, миряне судят только по нашим делам, - поделился своими размышлениями о.Владимир. - Большинство до сих пор почти ничего не знают о нас, и, глядя на возрождающуюся церковь, удивляются: «Как, у вас есть иконы? У вас есть колокола?» - Вот и приходится объяснять, что мы, христиане-староверы, прошли через всё, через все мыслимые и немыслимые гонения, но сохранили подлинно Православную веру. Господь избирает себе крепких людей.

В ноябре 2011-го года о.Владимир один совершил поездку в Хакасию, в далёкое таёжное зимовье к бывшее беспоповке Агафье Лыковой. Там он исповедал, причастил и довершил её - покрестил, как подобает. В зимовье не нашлось подходящего чана для крещения, но Господь и тут подсказал, как надлежало поступить: Агафья предоставила батюшке квадратную ёмкость из береста, наполнила её водой и встала в неё. Вторично батюшка навестил Агафью в 2014-м году месте с Владыкой Корнилием, и теперь она постоянно поддерживает со своим духовником, о.Владимиром, спутниковую связь.

Другим памятным делом батюшки была подготовка к обретению мощей святителя Арсения Уральского. Владыка Арсений представился в1908-м году в возрасте шестидесяти восьми лет и был погребён близ Храма в городе Уральске. В течение ста с лишним лет склеп, где покоились его мощи, затапливался водой, но мощи в большей своей части были обретены нетленными. Глава сохранилась настолько, что различимы были черты лица. Это ли не чудо!? О.Владимиру предстояла нелёгкая задача: надобно было заказать и пошить по всем правилам новое облачение для святителя, новую митру, изготовить резную деревянную раку. И вновь всё чудесным образом оказалось по размеру, крышка раки закрылась над самой митрой. Было очевидно, что сам Господь благословил обретение мощей.

Утро первого октября началось у нас с интереснейшей экскурсии по Оренбургу. Нашим гидом был Владимир Константинович Колотовкин, староста староверческого прихода, человек общительный и эрудированный, влюблённый в свой город.

- Оренбург - город-солдат - был построен как крепость на Южном Урале от набегов киргизов и казахов, - начал он свой рассказ. - Вскоре стал он опорным пунктом линии крепостей по Яику, Самаре и Сакмаре, охранявших юго-восточную границу России. Название город получил от реки Орь, коль скоро впервые был заложен в 1735-м году у слияния рек Ори и Яика. Но и первое, и второе место закладки города показались его основателям неудобными, и в апреле 1743-го года Оренбург был заложен в третий раз.

Вскоре стал он центром крупной губернии, простиравшейся от Волги до Сибири, от Камы до Каспия. Близость с народами Средней Азии предполагала развитие торговли, поэтому город имел как военное, так и торговое значение: были в нём казармы, артиллерийский двор, пороховые погреба, военные учреждения, был и гостиный, и меновой дворы, таможня, многолюдные рынки и базары.

Мы вышли на набережную реки Урал, где сохранились остатки бывшей крепостной стены. На противоположном берегу раскинулся утопающий в зелени городской парк, куда вёл пешеходный мост. С высоты открывался великолепный вид на окрестные дали, всё вокруг дышало миром и покоем.

- Бурно протекали здесь исторические события, - продолжил свой рассказ Владимир Константинович. - С 5 октября 1773 до 23 марта 1774 года Оренбург был осаждён армией Емельяна Пугачева. Восставшие казаки и крестьяне предприняли отчаянный штурм города зимой, по льду реки, но с крепостной стены по ним был открыт огонь из пушек. Весь лёд был залит кровью, усеян телами убитых и раненых. Осада захлебнулась, город не был взят.

В армии Пугачева было много староверов, известно, что сам Емельян Иванович крестился двуперстием. Он намеревался уничтожить проклятый дворянский род, раздать земли яицким казакам и крестьянам, восстановить дораскольную Русь. Одержи он победу, каким путём могла бы пойти русская история?

Был Оренбург и городом-тюрьмой, местом ссылки политических заключённых. Тяготы ссылки перенесли здесь композитор А.А.Алябьев, поэты А.Н.Плещеев и Т.Г.Шевченко.

А события гражданской войны? Один из городских переулков получил название «Матросский». Знаете, почему? В город прибыл большой отряд революционных матросов. Напившись, они стали ловить женщин и насиловать их, были среди жертв и казачьи жёны. Узнав об этом, казаки, отступившие в соседнее село Павловка, ночью ворвались в город, связали пьяных матросов да побросали их с верхних этажей домов. Опять всё вокруг было в крови. Жестокость и ожесточение с обеих сторон, что называется, зашкаливало, как и в боях войск Колчака с красными.

В советские времена после гибели лётчика Валерия Чкалова Сталину не понравился его памятник, он велел отправить монумент в Оренбург, и в 1938-м году город был переименован в Чкалов, хотя знаменитый лётчик никогда не был в нём. Позже всё вернулось на круги своя. В годы Великой Отечественной войны в Оренбург в срочном порядке были вывезены заводы, порой станки ставили в открытом поле, подводили кабель, и рабочие трудились на оборонку под снегом и дождём.

В нашем городе побывали А.В.Суворов, А.С.Пушкин, Вл. Даль, Л.Н.Толстой. В.Короленко да и многие знаменитые люди. Здесь учился первый космонавт Юрий Гагарин, здесь встретил он свою будущую жену Валентину. А одной из любимых песен Людмилы Зыкиной была «Оренбургский пуховый платок». Платки эти местные мастерицы вяжут из пуха специально выведенной породы коз».

Чуть позже наш гид провёл нас к парково-музейному этнокомплексу «Национальная деревня», ставшему своего рода визитной карточкой Оренбурга. Здесь на огромной площади в несколько кварталов выстроены были подворья-музеи многих народов, населяющих Оренбуржье. Русское, казахское, башкирское, марийское, чувашское, украинское, белорусское, армянское да и многие другие подворья с их неповторимой архитектурой, национальной кухней, предметами быта и обихода. Аналогов этому нет ни в одном городе России.

Мы проехали по широким центральным улицам, полюбовались степной столицей. Конечно, много раз фотографировались по ходу всей экскурсии, особенно у памятника оренбургским казакам. В фирменном магазине наши мужчины купили в подарок своим жёнам знаменитые оренбургские платки.

Памятный день завершился вечерним богослужением в церкви. Для местных прихожан-староверов оно стало праздничным: служили два священника, диакон и чтецы, пермские паломники молились вместе с оренбуржцами о процветании земли русской.

Поздно вечером после ужина мы попрощались с радушными хозяевами и выехали в Уральск. Добирались до него целых семь часов по плохой дороге, именуемой «федеральной трассой». Минут сорок ушло на проверку паспортов на казахской таможне, но в целом к староверам казахи относятся доброжелательно. В Уральском Храме во имя Покрова Пресвятыя Богородицы нас уже ждал его настоятель, о. Константин Гаранин, молодой тридцатилетний священник, но уже отец четырёх детей. Его жена и ровесница, матушка Ольга - младшая сестра матушки Ларисы, так что два известных староверческих прихода трудятся в плотной связке. На сей раз разместили нас в просторной старинной церкви, где нашлись спальные места и для мужчин, и для женщин. Впрочем, долго отдыхать нам не пришлось: в восемь утра началась воскресная Литургия, и снова приезд группы пермских паломников стал праздником для местных прихожан, благодатной совместной молитвой.

После окончания Литургии мы с благоговением в душах приложились к мощам святителя Арсения, хранящимся в резной деревянной раке. Вспомнили, что 23 сентября 2011-го года в Уральске состоялось поистине историческое событие - поднятие и перенесение во Храм нетленных мощей святителя Арсения (Швецова), епископа Уральского и Оренбургского. В нём приняли участие митрополит Корнилий, известные в староверчестве протоиереи, иереи и диаконы, многочисленные гости из Москвы и Подмосковья, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Самары, Саратова и других мест.

Святитель Арсений взошёл на корабль Христовой Церкви в юном возрасте, присоединившись к ней из беспоповцев после знакомства с архиепископом Московским Антонием (Шутовым) в 60-х годах ХIХ века, и затем стал одним из её кормчих. Вся его жизнь, поистине подвижническая, была посвящена защите древлеправославного вероучения, организации издательского дела, благоустроению Церкви Христовой, воспитанию целой плеяды начётчиков. Блестящиё знаток святоотеческого наследия, владыка Арсений, ещё будучи мирянином, письмоводителем архиепископа Антония, проявил недюжинный писательский талант. Многие его книги стали классикой старообрядческой апологетики, с его именем связано восстановление соборного управления, организация всероссийских съездов старообрядцев. Владыка Арсений был блюстителем Московского престола, народ видел в нём первоиерарха Церкви. Он пользовался уважением не только своих единомышленников, но и синодальных миссионеров. В последние годы жизни был епископом Уральским и Оренбургским, освятив самим своим присутствием земли русского порубежья.

Праздничная трапеза для нас была приготовлена на церковной кухне, чуть позже посреди церкви установлены были большие столы. Хлебосольные хозяева вскоре уставили их всяческими яствами, где нашлось место и куриной лапше, и пирогам, и местной рыбе. На обеде присутствовали писатель Валерий Торговин, автор недавно вышедшей в Уральске книги «Любо», и активный прихожанин Александр Думчев, директор рекламно-информационного издательства «Параллели». Валерий, вступивший в общество Уральских казаков, много лет по крупицам собирал сведения о своих предках, активно занимался возрождением казачества, знакомился с казачьими сказками и легендами. В книге он отразил своё понимание реальной истории народа, мысли и чувства казаков, свой взгляд на сложность жизненных явлений. Многочисленные исторические фотографии и бережно собранные автором уникальные факты из истории казачества придают этой книге особую ценность. Автор подарил мне свой труд на добрую память, и в ответ получил две моих книги.

Хоть и сильно устали мы после почти бессонной ночи, но невозможно было отказаться от экскурсии по Уральску, городу с не менее богатым и бурным историческим прошлым, нежели Оренбург. Александр и Валерий были нашими гидами. От них мы узнали, что Яицкий городок был основан ещё в 1584-м году, но официально датой его основания считается 1613-й год. Он был заложен на полуострове между реками Яик (Урал) и Чаган. Сейчас этот район города называется «Куренями», от слова »курень», означающего казачье жилище. С «Куреней» и начали мы свой осмотр.

В 1591-м году яицкие казаки приняли подданство России, но до Петра I имели полную автономию. В 1773-1775-м годах казаки стали ядром восстания Емельяна Пугачева. После разгрома восставших в 1775-м году императрица Екатерина II повелела переименовать Яицкий городок в Уральск. Однако, казаки восставали ещё не раз: так было в 1804, 1825. 1837, 1874 годах. Все волнения жестоко подавлялись правительственными войсками. Основным занятием жителей города были рыболовство, бахчеводство и скотоводство. Доход городу давала красная рыба, и вся его жизнь была построена от одного вида лова до другого.

Большое впечатление произвёл на нас музей Емельяна Пугачёва, расположенный в центре города, в бывшей избе отца «царевой» невесты казака Кузнецова. Известно, что в конце января 1774-го года Пугачёв прибыл лично возглавить штурм крепости Яицкого городка, и город был взят восставшими. Казаки, желая крепче привязать «царя Петра Фёдоровича» к войску, уговорили его выбрать себе жену из яицких девушек. У вожака восставших уже была законная жена Софья Дмитриевна, сын Тимофей и две малолетних дочери: Емельяну Ивановичу не хотелось нарушать церковные правила, но после многих отнекиваний под нажимом казаков он согласился.

Казашка Гульнара, экскурсовод по музею, сообщила, что, согласно местной легенде, первый священник отказался венчать Пугачева и семнадцатилетнюю Устинью Кузнецову, за что был сброшен с колокольни. Но сделал это не сам Емельян, а один из восставших казаков. По словам Гульнары, Емельян Иванович жестокостью не отличался. Второй батюшка согласился на венчание, после чего Устинья была посвящена в сан «императрицы», но видела она своего мужа не более десяти раз, да и то мельком. Однако, и первую жену Пугачёва Софью Дмитриевну, и детей Трофима, Аграфену и Христину, и вторую жену - Устинью Петровну после разгрома восстания приговорили к содержанию в Кексгольмской крепости.

Мы узнали, что в разные времена в Уральске побывали многие выдающиеся люди России. А.С.Пушкин приехал туда осенью 1833-го года в сопровождении оренбургского чиновника В.И.Даля, будущего автора словаря живого великорусского языка. Целью приезда был сбор материалов к «Истории пугачёвского бунта», при этом Пушкин подолгу беседовал с казаками, лично знавшими Пугачёва. Баснописец И.А.Крылов, будучи мальчиком Ваней, сыном капитана Андрея Крылова, коменданта гарнизона правительственных войск, провёл при своём отце всю осаду крепости Михайло-Архангельского собора. Императрица Екатерина II, напуганная размахом крестьянской войны, направила в Уральск для подавления восстания великого полководца А.В.Суворова. Он одержал несколько побед, провёл первые допросы Пугачёва, а затем этапировал его в Москву.

В Уральске были поэт В.А.Жуковский, ссыльный Т.Г.Шевченко. В 1862-м году Л.Н.Толстой гостил в городе у своего товарища по Севастополю наказного атамана А.Д.Столыпина, отца будущего реформатора, и по впечатлениям от поездки написал повесть «Казаки». Ф.И.Шаляпин на заре своей карьеры в 1891-м году был на гастролях в городском театре и оставил очень сердитые записи о местной грязи. В.Г.Короленко работал в архиве Уральского казачьего войска с июня по сентябрь 1900-го года, искал свидетельства событий Пугачёвского бунта, написал очерки «У казаков» и «Пугачёвская легенда на Урале». Гостили у друзей, гуляли по городу и рыбачили на реке Урал писатели А.Н.Толстой, К.А.Федин, В.В.Бианки да и многие другие.

До Гражданской войны большинство уральских казаков оставались старообрядцами, в городе было пятнадцать церквей, а в пригороде - ещё четыре. Был театр, музей, несколько больниц и библиотек, женская и мужская классические гимназии, реальное училище, учительская семинария, множество школ, выходило несколько газет. В годы Гражданской войны Уральск находился в центре самых ожесточённых боёв. Линия фронта растянулась от Гурьева до здешних мест.

Валерий Торговин рассказал нам ещё одну местную легенду о том, что Василий Иванович Чапаев, якобы, не утонул в реке Урал, а был пойман казаками, и они острыми как бритва саблями изрубили его тело в фарш. Мне при этом вспомнилось начало любимой мною повести Бориса Лавренева «Сорок первый»: «Сверкающее кольцо казачьих сабель под утро распалось на мгновение на севере, подрезанное горячими струйками пулемёта, и в щель прорвался лихорадочным последним упором малиновый комиссар Евсюков. Всего вырвались из смертного круга в бархатной котловине малиновый Евсюков, двадцать три и Марютка. Сто девятнадцать и почти все верблюды остались распластанными на промёрзшей осыпи песка, меж змеиных саксауловых петель и красных прутиков тамариска». Сколько русской крови пролилось на казачьих землях во все времена!

Множество редких и интересных экспонатов увидели мы в музее Емельяна Пугачева: казачьи сабли и прочее оружие, предметы утвари и повседневного быта, услышали образные называния тех или иных предметов. Казак вполне мог так обратиться к жене: «В рукомойнике воды нет, а ты пятишься в мордоглядку! Да принеси мне утирку для рыла». С особым вниманием и скорбью посмотрели мы на копию узкой железной клетки, в которую помещён был пойманный Пугачев. Чем иным, как не Гражданской войной, был его бунт по тем временам?! Война эта в скрытых формах продолжается и по сей день: социальный расизм в России до сих пор не преодолён.

После всех воскресных впечатлений и крепкого шестичасового сна выехали мы обратно из Уральска в понедельник, в четыре часа ночи. Успешно преодолели проверку на таможне и уже по хорошей российской дороге направились к городу Набережные Челны. Путь наш лежал через Бузулук и Бугуруслан мимо милых моему сердцу Аксаковских мест. Ещё с утра наш батюшка, о.Никола, позвонил в Челны местному священнику-староверу о.Анатолию Сафронинову с просьбой навестить его, сделать в Челнах небольшой отдых. О.Анатолий ответил, что рад будет принять у себя дома всю нашу дружную группу паломников. Оказывается, нашего батюшку знают многие староверы России: за двадцать лет своего пастырского служения он снискал авторитет и уважение не только средь прихожан Пермского края.

В центре Набережных Челны на просторном подворье осмотрели мы маленький храм в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а чуть позже - строящуюся рядом церковь в честь пророка Илии. О.Анатолий оказался таким же подвижником, как и батюшки в Оренбурге и Уральске. Кто знает не понаслышке, легко ли в наши времена строить новые староверческие храмы, тот поймёт его подвиг! Всем нам подарил он по свежему номеру газеты «Челнинский старообрядец», а в скромной его двухкомнатной квартире, находящейся в многоэтажном доме напротив церкви, нас уже ожидал великолепный обед. Нельзя было не поразиться душевной щедрости этого человека, отца четырёх детей.

До Перми нашу машину вёл под проливным дождём чтец Никола Татауров, племянник батюшки. Мужчины включили аудиокассету с записью церковного богослужения в пермском Храме: это помогло нам в темноте и под дождём благополучно добраться до родной для нас церкви во имя Святителя Стефана Пермского. Паломническая поездка на южный Урал благополучно завершилась, навсегда оставшись в душе каждого из её участников.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Чудинова
Мариино стояние – испытание веры и воли
Репортаж со службы в староверческом храме
22.04.2024
Вера, воля, знание – путь русского спасения
Нам нужна солидаризация государства и госуправления, важнейшими элементами которой являются солидарная экономика, солидарное государство и солидарное общество
09.04.2024
Справедливый образ России в мире
О деятельности члена Зиновьевского клуба Владимира Анатольевича Лепехина
02.04.2024
Кто виноват и что делать русским?
Нынешняя власть в развитии страны не заинтересована
29.03.2024
Безбожие и безволие русских – причина трагедий
Неужели и сейчас не будут сделаны соответствующие выводы?
25.03.2024
Все статьи Галина Чудинова
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 05:51
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07