Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

4. Грехопадение. Тайна Египетских казней

Протоиерей  Владимир  Сушков, Русская народная линия

Православие и эволюционизм / 13.10.2016


Конспект занятий воскресной школы для взрослых …

 

Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим. (Пс.118:73)

 

1. Божественная поэзия Шестоднева

2. О третьем и четвертом днях творения

3. О пятом и шестом днях творения

Адам сотворен был совершенным по душе и по телу, видом прекрасен, духом светел, чист и безгрешен, однако совершенство его могло быть легко утрачено. Получив от Бога творческие способности и свободную волю, Адам мог употребить свою свободу на зло. Поэтому немедленно Господь начинает обучение и воспитание Адама.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. (Быт.2:8,9)

Бог устраивает в определенном месте «на востоке» прекрасный сад Эдем (Эдем - «наслаждение», в славянском тексте - «Рай сладости»), и в этом саду помещает Адама. Местоположение Рая «на востоке», (то есть, там, где восходит солнце), символизирует путь Адама к вершине духовного совершенства, рассвет красоты его души на этом пути.

И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт.2:15-17)

Разумеется, Эдемский сад, как и все творение Божие, был «весьма хорош». Но, по-видимому, свободный рост деревьев и другой зелени Эдема в дальнейшем мог привести сад к «одичанию». Поэтому сад поручен заботливым рукам Адама. Уход за садом Эдемским садом символизирует необходимость рассудительности и сдержанности во всех вожделениях свободной воли Адама. Хотя душа его благоустроена и совершенна, ей требуется «хранение и возделывание», то есть, развитие в себе навыка самодисциплины, умения во имя собственного блага, и блага всего творения, добровольно отсекать худое и держаться доброго. И поскольку Бог является абсолютным источником всякого добра, всегда охотно подчиняться благодатному вождению Святаго Духа Божьего. Дана же и первая заповедь - запрет вкушать от «древа познания добра и зла» как упражнение в добровольном ограничении своей воли, через воздержание.

Трудно человеку постоянно связывать свою свободу, и если нет сильного стимула для этого, послушание становится просто мучительным. Сильнейшим стимулом к послушанию должна стать любовь, в которой есть и высшее наслаждение Адама и его потомков. Духом Святым Адаму открыты многие тайны мироздания, но, возлюбленный Богом, сам Адам еще не имеет к Нему любви, еще не чтит своего Творца, не возлюбил Божье творение, не имеет благодарности к Тому, Кто даровал ему жизнь. Легко и радостно познавать и исполнять волю Того, Кого любишь всем сердцем и душой. Для утверждения в истине человек должен полюбить Бога всем своим существом, познать Его величие и почтить послушанием. Итак, самое главное качество, которое Адам должен развить в себе, это любовь к Богу. Любовь же неотделима от свободы и не совместима с лукавством, и заповедь воздержания - первый опыт сознательного и свободного стояния в правде. Адам может вкусить плод от дерева познания добра и зла, но не должен этого делать по своей воле.

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. (Быт.2:18-20)

Тогда Господь приводит к Адаму животных и птиц, предназначенных служить человеку, что бы он дал им имена. До грехопадения Адам имел быстрый и мощный разум, способный легко усваивать и запоминать все, что открывал ему Бог. Во всем мире, от сотворения и даже до ныне, «никто из людей не был так умудрен, как Адам» (преп. Серафим Саровский), поставленный Богом «владычествовать над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом,... и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28). Просвещённый Духом Святым, Адам получил от Бога понятие обо всем Божьем творении, познал свойства и характер всех живых существ на земле и дал им соответствующие каждому имена. Но для познания самого себя и раскрытия в себе силы любви, Адаму нужен помощник, подобный ему, через которого он мог бы увидеть себя со стороны, испытывать и упражнять свое сердце в терпении и заботе о ближнем. Такого помощника не нашлось ни среди животных, ни среди птиц.

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. (Быт.2:21-25)

Господь Бог наводит на Адама крепкий сон (по переводу семидесяти - «исступление») и из его ребра (ребро придает форму и основательность, это образ единства основы женской и мужской природы) производит ему жену (от слова «жать, жатва»). Теперь Адам получил собеседника и друга, подобного себе, о котором надо заботиться, любить и терпеть. Главное предназначение жены - помощь в духовном развитии человека, она устроена так, что слабее мужа, и сама нуждается в нем как в руководителе и защитнике. Муж и жена равно свободны в своих поступках, но в заботах друг о друге должны ограничивать свою свободу друг ради друга. В этом познается и радость первых сердечных движений любви, радость жертвенного служения ближнему.

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

Кто соблазнил жену, змей? Разумеется, диавол! Но что означают слова «Змей был хитрее всех зверей»? В системе поэтических образов, представленных в предыдущих статьях, змей (гибкий, грациозно извивающийся, преодолевая любые препятствия) олицетворяет собой хитрость и мудрость (Матф.10:16). Поэтому он и избран сатаной для соблазна любопытной, и пока еще довольно легкомысленной помощницы Адама. Она тотчас поддается на соблазн, и сама уже соблазняет мужа нарушить Божию заповедь, вкусить запретный плод.

 


 

Грехопадение свершилось, человек лишается своей славы, отлучается от блаженства чистоты и святости. Адам и Ева, не знавшие до сих пор никакой скорби, начинают страдать. Первое страдание - стыд, второе - страх, третье - лукавство, неизбежно ранящее совесть. Свободный союз человека с Богом распался, благодатное сыновство прекратилось, между Богом и человеком встала стеной поврежденная воля Адама. Исказился образ Божий, утрачена чистота ума, ум стал подвержен греховным помыслам. В принятие решений вмешалась чувственность, которая «поселилась» теперь в крови Адама и осквернила первозданную чистоту.

Поставленный царствовать, Адам потерял власть не только над всею земной тварью, но даже над собственной душою, сам впал в позорное рабство - рабство греху и смерти. Земля проклята за грех Адама, люди изгоняются из Рая, поселяются на земле, которая теперь растит им «тернии и волчцы» (Быт.3:18). Человека ждет нарастающий внутренний разлад, потеря власти над самим собой, неутолимая духовная жажда и... горький плачь о потерянном Рае. Свое неустройство Адам передает и потомству, рождая детей «по образу своему» (Быт.5:3)

Каков же теперь будет земной путь людей? Если бы не всемерная забота Творца и будущий Крестный подвиг Сына Божия, то мир бы погиб безвозвратно. С первого поколения явилась зависть, приведшая к убийству. Первенец Адама, убивший брата, изгоняется и отделяется от людей. Отныне человечество поделилось на два потока - послушных «сынов Божьих», и непокорных чад земли, духом возросших на каиновой закваске. Бог не оставляет людей и учит их праведности. Однако, дав свободу людям, Он не может спасти их насильно, спасение доступно только тем, кто полюбит Бога и будет приведен своею любовью к послушанию. А непокорным людям, избравшим путь противления Богу, постепенное неотвратимое погружение во тьму полного рабства сатане.

Этот гибельный путь пророчески показан в десяти Египетских казнях. По учению Аввы Дорофея, Египетское рабство символизирует насилие греха над человеческой душой, поврежденной грехопадением: «Когда сыны Израилевы были в Египте, в рабстве у Фараона, тогда они делали кирпичи, а делающие кирпичи всегда преклонены долу и смотрят в землю: так и душа, если ею овладел диавол и она совершает грех на самом деле, то попирает свой разум и не мудрствует ни о чём духовном, но всегда мудрствует о земном и делает земное. Потом Израильтяне из кирпичей, ими сделанных, построили Фараону три крепкие города: Пифон, Рамессин и Он, или Илиополь, т. е. солнечный град. Это суть: сластолюбие, славолюбие и сребролюбие, от которых происходит всякий грех».

Еще раз хочу напомнить, что все события, изложенные в Священном Писании, были на самом деле, и Библия ни в коем случае не является некой «художественной аллегорией». Но как и всему творению, событиям истории ветхозаветного человечества Промыслом Божьим дан прообразовательный смысл, давно замеченный святыми отцами (святитель Кирилл Александрийский, преподобный авва Дорофей, преподобный Максим Исповедник и др.) и отраженный в их благодатном учительном наследии. Понимание этой высочайшей Божественной Поэзии позволяет увидеть многие взаимосвязи в Священных текстах, познать более глубоко сокровенный смысл Библейских сказаний.

Итак, рассмотрим связь книги Исход с последствиями грехопадения Адама.

В поэтической картине аввы Дорофея (Поучение тринадцатое «О том, что должно переносить искушение с благодарностью и без смущения») Израиль являет собой образ богоспасаемого человечества, Египтяне прообразуют погибающую нераскаянную часть человечества, которая знаменуется словами «ожесточилось сердце Фараона» (Исх.7:22). Исход из Египта - образ покаяния человека, обратившегося к Богу, и принявшего на себя иго послушания своему небесному Отцу. Но человеку, привычному грешить, очень трудно самому отказаться от греховного рабства, да и оно часто не ощущается им как рабство, ведущее к вечной смерти. Так и Израиль, находящийся под жесткой властью Фараона, повелевшего уже уничтожать всех младенцев мужского пола, не осознает, что его ждет полная гибель, как народа. Что бы осознать грядущую опасность и вырваться на свободу, нужен Моисей - призывающая благодать Божия. А власть фараона - чувственно-плотская зависимость души, все более связывающая дух человеческий - разрушается казнями, пророчески показывающими участь нераскаянного в богоотступничестве человечества.

1. Вода стала кровью (Исх.7:20,21) - первая казнь ознаменовала изменение человеческой природы по грехопадении. Как вода бесцветна и безвкусна, такова была в духовном смысле кровь Адама до грехопадения. С падением кровь его преобразилась, осквернилась грехом и «воссмердела». Изменение «крови» унаследована потомками Адама, которые стали страстны, лживы и противоречивы.

2. Явились жабы, - знамение искажения образа Божия в человеке. Душа его, отлучившаяся от Творца, утратила внутреннюю красоту и гармонию, уподобилась духовным ликом жабе. По духу сему стала устраиваться и жизнь человеческая. Жабы вошли в дома, в постели - во все мысли и желания человеческие, и в квашни как зкваска. (О закваске см. Матф.13:33; Матф.16:6, 11, 12; 1Кор.5:6-8; Гал.5:9).

3. Вылетело множество мошек - образ греховных помыслов, навеваемых от демонов. До грехопадения Адам не был подвержен помыслам, так как в нем почивал Дух Святой. Теперь демоны непрестанно атакуют разум через помышления, вмешиваются во все рассуждения, влияют на выбор, на принятие решений человека, вовлекают в грех. О помыслах существует множество поучений святых отцов, в борьбе с помыслами должен трезвится ум христианина.

4. Налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: знаменует продолжение развития грехопадения в человеке - из принятых греховных помыслов явились грехи, больно уязвляющие совесть и тем приносящие душевные страдания.

5. Падеж скота от моровой язвы знаменует, как, перейдя на службу греху, омертвел человеческий разум (здесь полевой скот как образ разума и знаний), стал плотским, лжеименным (то есть, потерял способность давать точные имена событиям и явлениям). В человечестве все более утрачивается истинное богооткровенное знание. На смену ему приходит мертвая и слепая рациональная наука, бесцельно перебирающая все нарастающую массу фактов, но не способная сложить из них истину. Безбожная наука в большинстве своем становится на службу дальнейшего соблазна человечества и постепенно вовлекает его во всеобщее самоубийство.

6. Моисей бросил к небу пепел из печи, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте. Нарывы знаменуют образование греховных навыков, пепел - сожженную совесть. Из частого повторения грехов сложились страсти, возникли мучительные страстные влечения, перешедшие в греховные навыки и душевные пороки. Явились грехи небывалые, ужасные и извращенные, стали обыденными, вошли повсеместно в жизнь человеческую, стали свойством человеческой природы, совесть человеческая сожжена потаканием страстям.

7. Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на всю землю Египетскую - это знамение будущих явлений гнева Божия, стихийных бедствий, эпидемий, голода, войн и нестроений, кровавых смут и революций, которым подверглось с развитием греха отступившее от Бога человечество.

8. Напала саранча на всю землю Египетскую... и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града... во всей земле Египетской. Нападение саранчи знаменует собой массовое разрушение дарованной Богом природной нравственной закладки здравой души современными информационными технологиями. Через лживые СМИ и интернет, на человечество как саранча напали губительные образы (компьютерные игры, психоманипуляционные «мультики», порнографические сайты, фильмы ужасов, и проч.), сокрушительные для естественной нравственной закладки души. Идет уничтожение многовековых моральных основ и понятий о праведности, подмена их на нелепые искусственные формулы и компьютерные пародии.

9. Осязаемая тьма по всей земле Египетской - в результате ужасного распространения в человечестве лжи и жестокости, происходит глубокое повреждение нравственных начал, а с ним полная утрата смысла жизни, безвозвратное духовное ослепление человечества (3 Ездр.5:11).

10. Поражение смертью всех первенцев в земле Египетской, - совершенная потеря людьми способности к покаянию, завершение истории падшего человечества печатью антихриста.

Подводя итог краткому изложению умозрений поэзии Шестоднева, представленному в виде тезисного конспекта к занятиям воскресной школы для взрослых, хочу заметить, что изучение Священного Писания и святоотеческого наследия необходимо нам для сохранения от всех этих бедствий. Невозможно спасение номинальным христианам, они не смогут устоять под напором соблазнов в современном мире. Сейчас время благоприятное для осознания заблуждений, поиска настоящего смысла земной жизни и реального исправления своего жизненного пути, время «строительства ковчега», на котором только можно спастись в наступающем «потопе» греха. Наука же, если хочет послужить спасению человечества, должна отказаться от предвзятости и преклониться перед Священным Писанием. И в завершении привожу два подходящих слова преподобного Силуана Афонского:

Умом мы не можем познать даже и того, как сделано солнце; и когда мы просим Бога: дал Ты солнце, Скажи нам, как сделал ты солнце,- то слышим в душе ясный ответ: - смири себя, и будешь знать не только солнце, но и Творца его. Когда же душа Духом Святым познает Господа, то от радости забывает весь мир и оставляет заботу о земном знании.

Господь не переставая зовет нас к Себе: «Приидите ко Мне, и Я упокою вас». Он питает нас Своим Пречистым Телом и Кровью. Он милостиво воспитывает нас словом Своим и Духом Святым. Он открыл нам тайны. Он живет в нас и в таинствах Церкви и ведет нас туда, где будем видеть славу Его. Но каждый будет видеть славу сию по мере любви своей. Кто больше любит, тот сильнее стремится быть с Любимым Господом и потому более приблизится к Нему; кто мало любит, тот мало и желает, а кто не любит, тот не желает и не стремится видеть Господа, и пребудет вечно во мраке.

 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. М.Яблоков : Re: 4. Грехопадение. Тайна Египетских казней
2016-10-13 в 06:22

Автор решил сам толковать Священное Писание?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме