itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Новый общецерковный праздник Русской Православной Церкви

11 октября - День обретения мощей преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары

Новости Москвы 
0
1972
Время на чтение 8 минут

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с будущего года 11 октября, День обретения мощей преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, станет новым общецерковным праздником Русской Православной Церкви. Но уже в этом году по благословению епископа Каменского и Алапаевского Мефодия с 11 октября преподобномученица Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара в ковчеге своими святыми мощами обойдут центральные храмы 15 благочиний Каменской епархии, призывая благословение и милость Божию на уральскую землю.

В каждом храме, где будет останавливаться ковчег, будут совершаться торжественные богослужения. В память о жертвенном подвиге Великой княгини Елизаветы, святые мощи будут сопровождать белые розы, ставшие символом ее служения людям, их смогут приобрести все желающие за пожертвование и принести в дар святым. Все собранные средства будут употреблены на дела милосердия: помощь старикам, больным одиноким людям и многодетным семьям. Празднования начнутся в Свято-Троицком кафедральном соборе Алапаевска, ставшим местом последнего земного утешения Великой княгиня Елизаветы Федоровны и Великих князей. Они регулярно бывали здесь на богослужениях, общались со священниками и сочувствующими мирянами, участвовали в таинствах Исповеди и Причастия, и молилась перед своей крестной кончиной. Отсюда ковчег с мощами святой княгини Елизаветы и инокини Варвары последует дальше по епархии, чтобы все желающие смогли попросить помощи у Великих Заступниц и Покровительниц уральской земли и помолиться вместе с ними.

Из истории: Чтобы запугать местное население летом 1918 года большевики развязали в Алапаевске кровавый террор. По воспоминаниям местных жителей днем невинных людей задерживали прямо на улице, а затем убивали их на городских окраинах. Множество заложников расстреливали группами около железнодорожной станции. Очевидцы рассказывали: «Бывало, ведут красноармейцы партию заложников за семафор и сговариваются между собой: «Идти далеко, а в первом крестьянском полку здорово сегодня играют в «очко», давайте, товарищи, прикончим их здесь, а сами пойдем в «очко» сыграем». Сговорятся таким образом и тут же на путях возьмут и пристрелят несчастных» («Уральская жизнь» 22 октября. 1918 года). Но даже на фоне этих невиданных по своему зверству и цинизму кровавых преступлений, совершенных большевиками, убийство Великой княгини Елизаветы Федоровны, инокини Варвары и Великих князей напугало и самих палачей. Как потом вспоминал один из убийц, они поступили со своими жертвами «не совсем культурно, сбросили в шахту живьем...» Впоследствии председатель местной ЧК Н. П. Говорин писал в своих воспоминаниях: «Помню, приезжал из Екатеринбурга особый уполномоченный к нам....поставил вопрос на совещании исполкома: «Где князья?» Я не знаю - говорить правду или нет. Здесь никакой санкции мы на это не имели. Мне задали вопрос: «Вы о князьях что-нибудь знаете? Говорите!» Я отвечаю: «Знаю». « - Где?» « - В шахте»....

На основании воспоминаний непосредственных участников убийства (председателя Верхне-Синячихинского Совета Е. Л. Середкина и председателя ЧК Н. П. Говорина), а также записей полковника Белой армии И. С. Смолина, по распоряжению которого проводилось расследование кровавого убийства, и документам следствия можно восстановить картину убийства.

Когда арестованных вывезли в лес, якобы по дороге на Верхне-Салдинский завод, новое место их заключения, при приближении к шахте ничего не подозревающим узникам предложили сойти с подвод под предлогом того, что впереди - взорванный мост. Их подвели к шахте, а затем напали. Оглушая своих жертв прикладами, палачи стали сбрасывать узников в шахту живыми. Впоследствии при экспертизе тел погибших, у всех убиенных были найдены однотипные повреждения головы от ударов ружейных прикладов. Только Великий князь Сергей Михайлович был убит выстрелом в голову. (РГАСПИ. Ф. Оп. 3. Д. 6. Л. 116.об).

Первой в зияющую черную бездну сбросили Великую княгиню Елизавету Федоровну. Она крестилась и громко молилась, и перед тем, как шагнуть в пропасть, успела сказать: «Господи, прости им, не знают, что творят!» Потом убийцы стали сбрасывать в шахту остальных. Всех столкнули живыми, кроме Великого князя Сергея Михайловича. В последний момент тот стал бороться с убийцами и схватил одного из них за горло. Его застрелили выстрелом в лицо и сбросили в шахту уже мертвым.

В газете «Новое русское слово», выходившей в США, были опубликованы воспоминания одного из палачей - Рябова. Он вспоминал, что побросав своих жертв в шахту, чекисты думали, что те разобьются о камни, упав с шестидесятиметровой высоты, или утонут в воде на дне шахты. Но убийцы не учли, что в шахте оказались выступы на глубине от 4-х до 16-и метров, куда несчастные упали, и погибли только после продолжительных мучений. Когда палачи услышали голоса из шахты, испугались, а потом стали бросать туда перекселиновые шашки и гранаты. Рябов бросил гранату первым. Граната взорвалась, и наступила тишина. Затем послышался стон и слова молитвы. Рябов бросил вторую гранату. Когда из шахты стало доноситься пение молитвы «Спаси, Господи, люди Твоя», палачей охватил ужас, они впопыхах стали заваливать шахту обломками досок, бревен, жердями, землей, а потом сбежали с места преступления.

Обретение мощей и всенародное прославление:

В середине сентября 1918 года Алапаевск был освобожден от большевиков. Начальником гарнизона города был назначен полковник И. С. Смолин, который организовал проведение следствия об убийстве Великой княгини Елизаветы и ее спутников. Уже 7 октября была обнаружена искомая шахта. По воспоминаниям очевидцев, шахта была большой и глубокой, заполненной водой примерно на сорок метров. Она была почти доверху забита «разным деревянным хламом (жердями, палками, досками, бревнами и тому подобным), застрявшим на полатях и распорках и лежащим на поверхности воды». В шахте было два отделения: рабочее, через которое добывалась руда, и машинное, куда ставились насосы для откачки воды. Работа по очистке шахты была очень трудоемкой и продолжалась несколько суток. Вскоре тела мучеников были найдены и подняты на поверхность. Все они были одетыми и при каждом находились многочисленные документы, по которым установили их личность. В разных местах шахты были найдены отдельные вещи и одежда убитых, а также две неразорвавшиеся гранаты, и одна разорвавшаяся, оставившая на стенах шахты следы взрыва. Тело Великой княгини Елизаветы Федоровны было поднято из шахты 28 сентября/11 октября по новому стилю 1918 года около двух часов дня с глубины 7,5 саженей (16 метров), рядом находилось тело князя Иоанна Константиновича. В кромешной тьме шахты, изнемогая от боли, Великая княгиня как могла старалась облегчить его страдания. Голова князя Иоанна была заботливо перевязана апостольником княгини, а пальцы сложены для крестного знамения. В таком же положении были персты у самой Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. На груди Елизаветы Федоровны была найдена икона Спасителя, на обороте которой была надпись: «Вербная Суббота 13 апреля 1891 года». Этот день - 13 апреля 1891 года - был Днем принятия ею Православия.

Вскоре после этого тела были привезены в катаверную близ Екатерининской церкви, были омыты и положены в гробы. Днем 5/18 октября 1918 года останки Великой княгини и всех мучеников были перенесены в Екатерининский храм на городском кладбище, где в присутствии десяти священников было отслужено Всенощное бдение. Утром 6/19 октября при многочисленном стечении народа останки убиенных были перенесены к Напольной школе, где была отслужена лития. После этого процессия с гробами мучеников на руках направилась в Свято-Троицкий собор, в котором была совершена Литургия и отпевание, и тела были положены в «наглухо замурованном склепе» с южной стороны храма. (РГАСПИ. Ф. 588 Оп. 3. Д. 6. Л.104).

Спустя девять месяцев во время наступления на город Красной армии, стараниями отца Серафима (Кузнецова), игумена Серафимо-Алексеевского скита Свято-Николаевского Белогорского монастыря, духовного друга Великой княгини Елизаветы Федоровны, через генерала Дитерихса им было получено разрешение от адмирала Колчака перевезти тела мучеников подальше от линии фронта. Атаман Семенов выделил для этого вагон и дал пропуск.

1/14 июля 1919 года восемь гробов с алапаевскими мучениками в сопровождении отца Серафима и двух послушников - Максима Канунникова и Серафима Гневашева направились к Чите. Здесь их отвезли в Покровский женский монастырь, где тела страстотерпцев обмыли и облачили Великую княгиню и инокиню Варвару в монашеское одеяние. Отец Серафим с послушниками сняли пол в одной из келий, выкопали там могилу и поставили восемь гробов, присыпав их небольшим слоем земли. После этого отец Серафим остался там жить и охранять тела мучеников. Спустя шесть месяцев, когда красные стали подходить к Чите, гробы с телами страстотерпцев были погружены в вагон и через китайскую границу доставлены в Харбин. Вызванный для составления протокола опознания князь Н. А. Кудашев вспоминал: «Великая княгиня лежала как живая и совсем не изменилась с того дня, как перед отъездом в Пекин прощался с нею в Москве, только на одной стороне лица был большой кровоподтек от падения в шахту. Я заказал для них настоящие гробы и присутствовал на похоронах. Зная, что Великая княгиня всегда выражала желание быть погребенной в Гефсимании в Иерусалиме, я решил исполнить ее волю - послал ее прах и ее верной послушницы в Святую Землю, попросив монаха проводить их до места последнего упокоения и тем самым закончить начатый подвиг»

8 апреля 1920 года гробы прибыли в Пекин, где их встретил начальник Русской Духовной миссии епископ Иннокентий. После заупокойной службы они были временно помещены в одном из склепов на кладбище миссии, и сразу же началось строительство нового склепа при храме преподобного Серафима Саровского. Здесь тела Великих князей были упокоены, а святые останки Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары отправили на пароходе в Шанхай, а оттуда в январе 1921 года через Суэцкий канал - в Порт-Саид. Из Порт-Саида в специальном вагоне их переправили в Иерусалим, где останки святых мучениц торжественно встретили русское и греческое духовенство. С пением и молитвами гробы были помещены в усыпальнице под нижними сводами храма святой равноапостольной Марии Магдалины на Святой Земле. Архиепископ Анастасий (Грибановский), писал о последнем месте земного пути Великой княгини: «Здесь все отвечает ее духу: и золотые главы храма, играющие на солнце среди зелени маслин и кипарисов, и его художественное внутреннее убранство, запечатленное вдохновением художника Верещагина, и самый характер святых изображений, как бы насквозь проникнутых лучами Воскресения Христова. Еще ближе, еще дороже ее сердцу тот аромат святыни, какой со всех сторон обвевает ее усыпальницу: внизу перед последней в своем роде картина Святого Града с возвышающимся над ним величественным куполом Живоносного Гроба, у самого же подножия - Гефсиманский сад, где молился даже до кровавого пота Божественный Страдалец и далее Гефсимания - место погребения Богоматери; налево можно различать полузакрытую складками гор Вифанию, эту истинную обитель Марфы и Марии, сестер Лазаря, которого Господь вызвал здесь из гроба, а сверху - церковь Святой Марии Магдалины венчает радостный Елеон, откуда Воскресший Спаситель вознесся во славе на Небо, чтобы вещать оттуда всем, кто в искушении остался верен Ему до смерти: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его» (Апок. 3,5: 21).

Погребение преподобномученицы Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары совершил Патриарх Дамиан в сослужении многочисленного духовенства.

Когда в 1931 году комиссия Русской Православной Церкви За границей, готовившая материалы по канонизации мучеников, во главе с начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Антонием (Граббе) вскрыла гроб с телом Великой княгини Елизаветы Федоровны, все помещение наполнилось благоуханием. По воспоминаниям архимандрита Антония, руководившего вскрытием, по склепу разлился «сильный запах как бы меда и жасмина». Мощи, которые оказались частично нетленными, перенесли из усыпальницы в храм святой Марии Магдалины, где они покоятся до настоящего времени.

Память святых преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары Русская Православная Церковь празднует в день их мученической смерти - 18 июля по новому стилю (5 июля по старому стилю).

День обретения мощей преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары празднуется 11 октября по новому стилю.

Фото Татьяна Максимова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Новый общецерковный праздник Русской Православной Церкви

Святии преподобномученице Елисавето и инокине Варваро, молите Бога о нас.
Александр Бутов / 23.09.2016, 23:48
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Денис Ахалашвили
Он ушёл на Казанскую…
На день рождения схиархимандрита Власия (Перегонцева)
09.02.2022
«Мы 19 раз в Москву ездили, чтобы Церкви Покровский собор вернули»
Беседа с протоиереем Игорем Балабановым. Часть 1
16.11.2020
Не забывай, ты счастливый!
Записки православного журналиста
23.08.2019
Все статьи Денис Ахалашвили
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09