Идеалы Святой Руси

Проповедь в день праздника святителя Петра, митрополита Московского

Новости Москвы  Пастырская проповедь 
0
479
Время на чтение 7 минут

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Как часто мы слышим, а, может быть, и сами употребляем в своей речи такое словосочетание, как "Святая Русь". Что люди вкладывают в это понятие? Одни - славные страницы нашей истории, другие - ту коллективную святость, которая была явлена в наших святых, третьи видят ее в симфонии государственной власти и Церкви, четвертые - в миссианском значении России для всего мира и миссианском служении русского народа, пятые - в той жертвенности ради идеалов святости, которую проявляли и проявляют до сих пор русские люди.
Однако каждое из этих определений, взятое в отдельности, так или иначе, в пространственном ли, временном ли, количественном ли исчислении ограничивает наше понимание "Святой Руси". По всей видимости, мы здесь имеем дело с совокупностью всех этих представлений.
Сегодня, в празднование дня рождения нашего славного града Москвы и церковного чествования святителя Петра, митрополита Московского (вернее, празднование перенесения его святых мощей в 1479 году, которое произошло в день освящения вновь построенного Успенского собора), мы вновь и вновь должны вспомнить об идеалах "Святой Руси".
В учебниках по истории, написанных историками-атеистами, в качестве неразъяснимой загадки повествуется о том, как митрополит Петр выбрал Москву для своей первосвятительской кафедры. Москва в начале XIV века была очень маленьким городом, окруженным болотами и лесными чащами, в нем не было ни одного каменного храма. Откуда знать историкам-атеистам, что Сила Божия совершается в немощи (2Кор. 12, 9) и что "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак. 4, 6; 1Пет. 5, 5)?
За несколько десятков лет до этого Москва досталась малолетнему сыну святого благоверного князя Александра Невского Даниилу. В то время, когда удельные князья боролись между собой за великое княжение, святой князь Даниил, не искавший земной славы, основал в честь своего небесного покровителя тихий монастырь на берегу Москвы-реки. Он ни с кем не воевал, не искал покровительства в Орде, но именно его удел стал разрастаться. Благодаря братолюбию, ему достался в наследство город Переславль-Залесский, куда более богатый и величественный, чем Москва.
Вокруг Москвы был, по крайней мере, десяток более крупных городов: Владимир, Ростов, Рязань, Новгород, Тверь, Суздаль и другие. Но именно на Москву обратил свое внимание святитель Петр: во время своих поездок по епархии он, как пишется в его житии, "обрете град честен кротостию, зовомы Москва". В то время правил этим городом внук святого Александра Невского и сын святого Даниила Московского великий князь Иван Калита.
Близость и взаимопонимание этих двух великих личностей сыграли выдающуюся роль в истории России и заложили фундамент Святой Руси. В истории России "симфония" церковной и гражданской власти не всегда отвечала своему идеалу, но во времена правления благочестивого князя Ивана и святого митрополита она полностью раскрылась в союзе их нелицемерной дружбы и любви.
Митрополит Петр был родом из волынской земли. Еще до его рождения мать будущего митрополита Евпраксия в сонном видении получила от Господа откровение о предызбранности ее сына. В 12 лет он уже поступил в монастырь. Жизнеописатели святителя повествуют о том, что он прошел все этапы монастырского послушания. Но в одном он преуспел особенно - в иконописании. Впоследствии две иконы святителя Петра оказались в иконостасе московского Успенского собора. Одна из них - образ Успения Пресвятой Богородицы - была подарена им митрополиту Максиму, предшественнику на митрополичьей кафедре святителя Петра.
После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр по благословению игумена оставил обитель и удалился в пустыню. На реке Рате он построил келию и стал подвизаться в безмолвии. По прошествии долгого времени вокруг отшельника стала собираться монашеская братия, и был образован монастырь, названный Новодворским. Здесь же братия воздвигла храм во Имя Спаса.
В Житии святителя говорится о том, что с великой кротостью и любовью он учил братию иноческой жизни. Многое из этих поучений вошло в сохранившиеся три послания святителя Петра к священнослужителям. Особенно в Житии отмечаются дела милосердия игумена Новодворского монастыря: в его обители нищие были желанными гостями. Он сам кормил их, одаривал их иконами своего письма.
О его иноческих подвигах узнал Галицкий князь Юрий Львович, который стал приезжать к подвижнику, чтобы услышать от него духовные наставления.
Когда скончался митрополит Максим, князь Юрий Львович выдвинул в качестве кандидатуры на митрополичью кафедру игумена Петра. В то же самое время святой благоверный князь Михаил Тверской отправил за получением патриаршей грамоты в Константинополь свою кандидатуру.
Вопрос в Константинополе мог быть решен просто, как это не раз бывало в предыдущие десятилетия, - митрополия могла быть разделена на две части: условно говоря, на южную и северную. С точки зрения мирской логики так было бы удобнее - княжеские распри, разорение русских земель Ордой, трудность управления такой огромной территорией позволяли утвердить двух митрополитов. Однако Промыслу Божиему было угодно утвердить Константинопольским патриархом Афанасием только одну кандидатуру - святителя Петра. Только ему было по плечу мирить русских князей, защищать церковное имущество от Орды, бороться за единство Русского государства.
С таким решением Константинополя не смог смириться тверской епископ Андрей. Он послал патриарху донос с тяжкими обвинениями на святителя Петра. Однако собор, созванный в Переславле-Залесском, полностью снял все обвинения с митрополита. Поразительно поведение святителя Петра на соборе. Он не стал оправдываться, но только сказал:
"Возлюбленные братия и чада во Христе! Я не лучше пророка Ионы. Если из-за меня такое великое волнение, извергните меня из среды своей".
Когда правда восторжествовала, присутствующие на соборе стали укорять тверского епископа. Один только смиренный святитель Петр принял его под свою защиту и сказал ему слова любви:
"Мир тебе, чадо. Не ты сие сотворил, но древний завистник рода человеческого, диавол. Отныне блюдись лжи, а прошедшее да простит тебе Господь".
В 1312 году святому Петру предстояло совершить поездку в Орду к новому, вступившему на правление Ордой грозному хану Узбеку для подтверждения прежних грамот, освобождающих духовенство от налогов, а также для того, чтобы предупредить послов Римского папы, которые намеревались испросить себе у хана вредные для Православия преимущества в южных областях Руси.
Путешествие святителя увенчалось полным успехом.
Вот краткое содержание грамоты хана Узбека:
1. Хан запрещает всем своим князьям, баскакам, послам и прочим чиновникам, приезжавшим на Русь, трогать что-нибудь церковное и митрополичье.
2. В грамоте подробно перечислены все имущества церкви и люди церковные, которых запрещено татарам касаться.
3. Запрещается брать какие-либо подати с церковных земель.
4. Хан подчиняет всех церковных людей и все церковные имущества власти митрополита, а людям, подчиненным митрополиту, приказывает во всех делах слушаться его суда.
5. За нарушение прав митрополита и Церкви хан угрожает не только гневом Божиим, но и казнью от себя. Казнью же грозит хан и за осуждение православной веры.
6. От митрополита и всего духовенства русского хан требует только одного, чтобы они молились Богу за него и за его семейство.
Историки утверждают, что эта грамота была самой благосклонной к Православной Церкви из всех, ярлыков, выданных Ордой.
Приходилось митрополиту вмешиваться в междоусобные княжеские войны, стараясь мирить князей. В одной из летописей рассказано, как во время ссоры князей из-за города Брянска, святитель, приехавший туда устранять раздор, чуть сам не поплатился своей жизнью. В другой раз святитель удержал угрозой отлучения Тверского князя от похода на Нижний Новгород.
Но самым важным из дел великого святителя было переселение его в Москву и перенесение в этот город первосвятительской кафедры.
Святитель Петр дружил с молодым князем Иваном Калитой. Однажды он ему сказал:
"Если, сын, меня послушаешь, и храм Пречистые Богородицы воздвигнешь в своем граде, то сам прославишься паче иных князей, и сыновья, и внуки твои в роды; град сей будет славен во всех градах русских, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плеща врагов его, и прославится Бог в нем; еще и мои кости в нем будут положены".
Это пророчество было полностью исполнено.
Вероятно тогда же прозорливый святитель благословил крестом, как повествует царь Иоанн Грозный, "прародителя нашего великого князя Ивана Даниловича и весь род наш". Этим благословением очень дорожили великие князья, передавая крест чудотворца не иначе, как наследнику Московского престола. Крест этот был утерян во время Смутного времени, когда пресеклась династия Рюриковичей.
Успенский собор был заложен святителем Петром в августе 1326 года, но через несколько месяцев 21 декабря митрополит отошел ко Господу.
Однажды князь Иван Калита видел сон: перед ним была высокая гора, покрытая снегом; на его глазах снег растаял, а потом исчезла и сама гора. Князь обратился к святителю за разъяснением сна, и тот сказал ему:
"Гора - это ты, князь; а снег на вершине - это я, старик: я умру раньше тебя".
Святитель Петр завещал все свое имение на строительство Успенского собора, простился со всеми и с молитвою на устах, с воздетыми к небу руками преставился. Мощи его положены были в гробнице, которую он сам себе приготовил. Чудеса от мощей открылись при самом погребении и не прекращались после того.
Вскоре начало сбываться пророчество святителя. Единодержавная власть великого князя Московского возрастала при правлении Ивана Калиты и усиливалась в его потомстве, пока, наконец, не облеклась царскою порфирою.
Так начался "московский период" русской истории.
Понятие "Святой Руси" относится ко всем периодам существования русского государства. Но только к московскому периоду оно приложимо полностью, ибо народ в те времена жил одним дыханием с Церковью, весь русский быт был связан с ритмом церковного календаря. Именно в этот период симфония церковной и государственной власти достигла своего идеала на Руси.
Не случайно дед (благоверный князь Александр Невский), отец (благоверный князь Даниил Московский) и сын (великий князь Иван Калита) перед кончиной были пострижены в иноческий образ.
Не случайно во времена "тишайшего" правления боголюбивого и милосердного князя Ивана Калиты были рождены и воспитаны будущие воины Куликовской битвы, были рождены и воспитаны будущие иноки, ученики преподобного Сергия, учредившие монашеские обители по всей северной Руси.
Не случайно ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба первого русского святителя, митрополита Петра.

Проповедь в в Успенском соборе Кремля

2003 г.

Православие.ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Владимир Вигилянский
«Установление прочной связи человека с Богом является победой над страхами»
По словам протоиерея Владимира Вигилянского, каждая душа — верующая и неверующая — жаждет любви нелицемерной, являющейся самым важным источником радости
06.01.2022
«Общество наше почти безнадежно расколото»
Вопросы протоиерея Владимира Вигилянского в связи с принятием закона о введении кью-ар кодов
26.11.2021
Все статьи Протоиерей Владимир Вигилянский
Новости Москвы
Все статьи темы
Пастырская проповедь
Неувядаемый цвет
16 апреля — празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
16.04.2024
Что значит покаяться?..
Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его «Лествице»
15.04.2024
Кто первым входит в рай
Слово на Пассии. Евангелие от Луки
14.04.2024
Лествица духовного восхождения
Неделя 4-я Великого поста (Мк, 40 зач., 9, 17—31)
13.04.2024
О выборе духовных книг для чтения
Слово в Неделю 4-ю Великого поста
13.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
16.04.2024 15:58
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:41
Давайте вспомним всех павших!
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:23
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:14
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
16.04.2024 14:49