120 лет назад, 30 августа 1896 года, в царском поезде на пути из Вены в Киев скоропостижно скончался от сердечного приступа министр иностранных дел России Алексей Борисович Лобанов-Ростовский (1824 - 1896). Внезапная смерть выдающегося дипломата, занимавшего «почётное место в ряду самых замечательных государственных людей России», вызвала глубочайшую скорбь во многих европейских странах. Газеты Австрии и Германии, Сербии и Болгарии, Австрии и Италии посвятили свои статьи и даже специальные приложения заслугам князя и выражению глубочайшей скорби по поводу его кончины. А ежедневная парижская газета Le Petit Journal, имевшая миллионный тираж, вышла с изображением сцены кончины министра на первой полосе. Сейчас эта газета хранится в Ростовском музее в составе дара Н.Д. Лобанова-Ростовского. Вообще многие французские газет разместили «сочувственные и хвалебные статьи об умершем», сообщая, что все партии «преклоняются перед ним с уважением и сожалением». И только отзывы английских газет были исполнены «жалкой злобы», но, как писали современники, «ненависть англичан - почётное и редкое отличие для русских государственных деятелей, лучшее мерило действительности их политических заслуг».
В Ростовском музее хранятся и некоторые другие документы, связанные с жизнью выдающегося дипломата. Они подарены его потомком, князем Никитой Дмитриевичем Лобановым-Ростовским. Однако есть и материалы, хранящиеся в музее с XIX века. Прежде всего, надо назвать подготовленную и изданную А.Б. Лобановым-Ростовским «Русскую родословную книгу». В библиотеке музея сохранился и неразрезанный экземпляр журнала «Исторический вестник» 1896 г. с опубликованным некрологом, содержащим рассказ о жизни Алексея Борисовича, его заслугах, а также обзор европейской газет, откликнувшихся на смерь русского дипломата. Текст этот, по мнению Никиты Дмитриевича Лобанова-Ростовского, «затрагивает темы очень актуальные и поучительные для сегодняшней международной политики России».
Борьба с унией в Болгарской Церкви и на Украине
Болгарская Православная Церковь дважды была независимой, и всякий раз после падения болгарского государства теряла свою независимость и церковь. В середине XIX века некоторые влиятельные православные болгары видели выход из положения в унии с Римом. Они рас считывали получить относительную независимость, сохранить и развить собственную церковную традицию . В 1860 году группа людей (политиком, несколько состоятельных болгар из Стамбула и два иезуитских миссионера) решили вывести Болгарскую Православную Церковь из-под юрисдикции Константинопольской и подчинить ее Римской курии с целью затормозить влияние России в Болгарии. Они выбирают 75- летнего игумена Сокольского монастыря вблизи Габрово, монаха Иосифа Сокольского, и предлагают его папе Пию Х на место архиепископа и главы Униатской Церкви в Болгарии. 14 апреля 1861 г. папа назначает приехавшего в Рим Иосифа на этот пост. Вскоре после возвращения архиепископ Иосиф осознает, что совершил ошибку, и впадает в депрессию. Видя, что Болгарская Церковь, вместо того чтобы объединиться, распадается из-за униатства, православный поэт и общественный деятель Петко Рачев Славейков затевает дерзкую авантюру. Он решает похитить архиепископа Иосифа и передать его на заточение в Российскую империю, что- бы таким образом покончить с униатством в Болгарии.
При посредничестве писателя и общественного деятеля Найдена Герова, состоявшего тогда на русской дипломатической службе в Пловдиве, он вовлекает в свою затею Алексея Борисовича Лобанова-Ростовского, советника русского посольства (1859-1863) в Стамбуле. 6 июня 1861 года под предлогом прогулки на пароходе вдоль бухты Золотой Рог Иосифа заманивают на корабль, который вместо прогулки вдоль берега берет курс на Одессу. Петко Словейков покрыл все расходы, связанные с перевозкой, но, вернувшись в Стамбул, он получил 4500 грошей от русского правительства, врученные ему А.Б. Лобановым-Ростовским. Для покаяния болгарскому владыке предложили поселиться на земле принадлежащего Лавре Преображенского скита. Иосиф поселился на хуторе и сразу заложил сад и виноградник, полностью посвятив себя развитию виноградарства. К церковной службе Иосифа Сокольского как униата не допускали, но материально он был обеспечен. После десяти лет уединения, болгарскому епископу пришлось несколько раз ездить на земли Восточной Польши, вошедшей в состав Российской империи, и убеждать местное униатское духовенство и паству переходить в православие. Умер он в 1879 году. Перед кончиной исповедовался и причастился «по чину Православной церкви». Похоронили его на Преображенском кладбище.
Елена Ким