Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Несовместимость

Лидия  Коппер, Русская народная линия

25.07.2016


Нужна ли христианам теодицея …

Путь жизни мудрого вверх, чтобы 

уклониться от преисподней внизу. (Пр.15:24)

 

 

В западном богословии существует такое понятие как теодицея, то есть оправдание Бога, с помощью которого теологи пытаются объяснить, почему всемогущий и милосердный Бог допускает существование Зла в мире. Может быть, Он не всемогущ? Или же не милосерд? Где Он и каков, если допускает Майданеки и Гулаг, Хиросиму и Спитак? Немыслимые масштабы трагедий, страданий, войн, революций, геноцидов. Бог видит все это или нет? Кажется, что есть только два ответа, на выбор: или Он не видит, или Его нет. Ведь ход истории идет своим чередом, волны бедствий захлестывают, и круги ада сжимаются. И попытки «оправдания» закономерно приводят к выводам, подобным тому, что сделал писатель Эли Визель: в Освенциме погибло не еврейство, а христианство.

Но... при этом множество свидетельств во все времена о том, как на самом краю невидимая сила выхватывала отдельного маленького (исчезающе малозначимого для хода истории) человека из самого жерла смерти. И спасенным в этой точке иного измерения открывалось, что его именно спасли, и это был не случай.

В сознании строящих силлогизмы «оправдания» не совмещаются огромность Космоса и исчезающая малость человека, жернова истории и отдельная судьба, существование религии, но при этом отсутствие очевидности для всех присутствия Бога, его вмешательства в историю. Молчание Его в ответ на бесчинства народов, попущение войн, разрушение государств, и - ответ на призыв безвестной души... Эта несоразмерность столь вопиюща, что свидетельства помощи Божией и Его присутствия объяcняются психологическими причинами, самовнушением, совпадением...

Человеку кажется, что его требование вмешательства Бога для прекращения этого безумия справедливо, потому что соразмерно - такой масштаб разгула зла требует вмешательства не человеческой силы. Несправедливо, неразумно, абсурдно попускать мировые катаклизмы с гекатомбами жертв, но отзываться на совершенно частную молитву матери об исцелении ребенка или отца семейства о получении работы. Разве это что-то меняет в мире? Но это абсурдно с точки зрения нашего «хочу», потому что даже христиане слишком верят своему разуму и не верят Промыслу Божьему, картину мира рисуют в соответствии с науками - философией, историей, социологией, политологией... В этой череде катастроф и бедствий человечество принимается исправлять положение своими силами: изучая историю, пытается разглядеть закономерности (даже законы!), причины и следствия, угадать путеводные знаки к желаемому общественному устройству. Главный компас на этом пути - свой разум, вера в прогресс - движущая сила. Священная история? - нет, это несерьезно, далеко от реальности и злобы дня.

А ведь однажды произошло событие несоразмерное со всем сущим на земле более, чем несоразмерны атом и галактика. Творец миров сошел из вечности во время и, оставаясь Богом, вочеловечился, стал одним конкретным человеком - Иисусом из Назарета. Не кесарем в центре цивилизованного мира Риме, блистающего науками и искусствами, владеющего народами, а в глухой его провинции - сыном плотника. Это событие предсказывали пророки, но иные забыли, иным оно и не нужно было, иные понимали превратно... Ждали царя, победителя и судию, вершителя судеб народов и царств - вот придет он, и свершится отмщение, отольются слезы угнетаемых. Но тогда, как и сейчас, были нарушены все пропорции, здравый смысл и ожидания.

Спаситель пришел втайне, скрывая Свою Божественность перед людьми, запрещая и бесам возвещать о ней. Не судить и вершить пришел Он - Господь с Небесе приниче на сыны человечeския: видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога (Пс. 13:2). Он учил, но учение Его было далеко от политической злобы дня, даже вовсе не касалось ее. Он не упоминал и не ссылался на передовые достижения и поражающие воображение завоевания Римской цивилизации, не для ее плодов свершалась Священная история от создания мира - Исследуйте Писания... они свидетельствуют о Мне (Ин. 5:39). Невместимое умом совершилось не для того, чтобы исправлять историю, ибо придет время и земля и все дела на ней сгорят (2Пет. 3:10), даже не для того, чтобы уничтожить нищету (ибо нищих всегда имеете с собою... (Мф.28:20)), а для того, чтобы спасти от вечной смерти тех, кто захочет оторваться от сна. Господь касался души каждого, кто приходил к Нему и слушал. Блаженны нищие духом, презревшие мудрость и власть мира сего, блаженны алчущие и жаждущие правды - они утешались Его благовестием и в их душах рождалась вера в невидимое. Спаситель сказал: Мир Мой даю вам (Ин. 14:27). Он говорил со властью, и людям, принявшим Его слово, открывалось, что этот Его мир проходит сквозь окружающую их реальность, как лучи света проходят сквозь решетку кристалла. Его власть обнажала обманчивость мира плоти, сила и мощь которого колеблется и рассыпается:...яко соние, яко цвет, время жития течет: что всуе мятемся?» (Из Великого канона преподобного Андрея Критского).

Но шли столетия, Европа создавала свой мир, питая его отравленными соками хитроумных учений, и сейчас мы называем христианской цивилизацией то, что по плодам опознается как ее антипод.

Вавилоняне строили башню, в гордыне своей намереваясь достичь неба; ослепление современной безбожной цивилизации страшнее: она не башня, а стремительно закручивающаяся воронка, устремленная в бездну. И человечество, потерявшее представление о духовной Истине летит в эту пропасть думая, что взлетает ввысь, а силовое поле гордыни, лжи, комфорта и сладострастия увеличивает скорость центростремительного падения.

Но сказанные однажды, звучат и теперь слова: Мир Мой даю вам, ибо Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Лк.21:33). Это нужно услышать, это дает надежду. Каждая душа, вырывающаяся из смертного плена, должна знать, что надлежит ей пройти через страдания, претерпеть раны, которые наносят ей когти дьявола, пытающегося удержать свою добычу. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22). Если нет ран, значит, не вырываемся, страдания ради Христа - свидетельство о пути к спасению. Потому и мученики в христианстве называются свидетелями.

«Мы живем в эпоху..., мы вступаем в очень серьезный период истории..., новые вызовы современности..., человечество должно выработать механизмы» - слышим мы отовсюду. Пустое все это, пустое искать решения проблем на путях мира сего и его методами, мы обмануты и попали в ту самую гибельную воронку, в которой верх - низ, а низ - верх, ведь князь мира сего непревзойденный иллюзионист. И летит мир, забывший Христа, по сжимающимся кругам, чтобы в конце этого головокружительного полета-падения воткнуться в самое ее дно и окончательно соединиться с тем, кто там поджидает свою добычу.

У христиан должна быть только история пути к Богу: Аз есмь путь и истина и жизнь (Ин.14:6). Тому, кто стал на этот путь, кто жаждет Горнего Иерусалима, не нужны никакие «оправдания», как не нужны были они мученикам ради Христа, раздираемым пыточными орудиями или зверями на аренах римских цирков, поющих молитвы на дне алапаевской шахты. Истина была им открыта, написана в их сердцах, и они о ней свидетельствовали.

 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 8

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

8. М.Яблоков : Ответ на 6., Ксения Балакина:
2016-07-26 в 20:38

Глава XXV
Об усвоении
   Должно еще знать, что усвоение бывает двоякое: одно — естественное и существенное, а другое — личное и относительное. Естественное и существенное — то, соответственно коему Господь по человеколюбию принял естество наше и все наши естественные свойства, действительно и истинно став человеком и испытав то, что принадлежит нашему естеству. Личное же и относительное усвоение бывает, когда кто-либо ради известного отношения, например, ради сострадания или любви, принимает на себя лицо другого и вместо него говорит в пользу его речи, к нему самому нисколько не относящиеся. Соответственно этому, Господь усвоил Себе и проклятие, и оставление наше, и подобное, что не относится к естеству, — усвоил не потому, что Он есть или соделался таковым, но потому, что принял наше лицо и поставил Себя наряду с нами. Вот что означает изречение: «быв по нас клятва» (Гал. 3:13).

Дамаскин.
7. М.Яблоков : Ответ на 6., Ксения Балакина:
2016-07-26 в 20:32

Только ради Вас, матушка! )

"Умирая уже за людей, Иисус Христос воскликнул это в лице рода человеческого; в Себе Самом, говорит Григорий Богослов, Он изображает то, что свойственно нам, потому что прежде мы были оставлены и отвергнуты, а потом, т.е. теперь, мы опять приняты и спасены страданиями Иисуса Христа."
(Евфимий Зигабен).

"Слова же: Боже мой, Боже мой, вcкую мя ecu оставил? Он сказал, так как имел наше лицо Своим собственным."
(прп. Иоанн Дамаскин).
6. Ксения Балакина : Ответ на 5., М.Яблоков:
2016-07-26 в 19:35

Никакой богооставленности у Христа не было! Христос с Богом-Отцом не разделим. А сказано было это Христом от нашего лица, так толкуют все святые отцы. Он нашу богооставленность усвоил Себе относительным усвоением. В подобии плоти греховной.


Михаил, можно подробнее, и ссылки на святых отцов.
5. М.Яблоков : Ответ на 3., Ксения Балакина:
2016-07-25 в 20:26

Никакой богооставленности у Христа не было! Христос с Богом-Отцом не разделим. А сказано было это Христом от нашего лица, так толкуют все святые отцы. Он нашу богооставленность усвоил Себе относительным усвоением. В подобии плоти греховной.
4. Сергей Абачиев : Ответ на 2., М.Яблоков:
2016-07-25 в 11:03

Только "Творец миров" - нехорошее выражение. Мiр только один.



Три мира, по меньшей мере. Тварный духовный, тварный природный, тварный социальный.
3. Ксения Балакина : Re: Несовместимость
2016-07-25 в 10:07

Тому, кто стал на этот путь, кто жаждет Горнего Иерусалима, не нужны никакие «оправдания», как не нужны были они мученикам ради Христа, раздираемым пыточными орудиями или зверями на аренах римских цирков, поющих молитвы на дне алапаевской шахты. Истина была им открыта, написана в их сердцах, и они о ней свидетельствовали.


На самом деле, не все так просто... Вспомним слова Господа: Боже мой, Боже мой, вскую мя ecu оставил? (Мф. 27, 46) - самое страшное - это ощущение богооставленности. И обычный человек тоже часто задается вопросом : а где же Господь, когда тварь страждет? Неужели Господь оставил? Не слышит?
И окружающим людям (и пастырям и просто мирянам) очень важно найти в такой момент правильные и честные слова о происшедшем. Для меня очень интересной и полезной стала книга митрополита Николая "Там, где не видно Бога" https://clck.ru/A33SQ. Очень говорящее название: Бога не видно, но это не значит, что Его нет, Его присутствие нужно научиться видеть там, где, как кажется Его не может быть...
2. М.Яблоков : Re: Несовместимость
2016-07-25 в 07:50

Только "Творец миров" - нехорошее выражение. Мiр только один.
1. М.Яблоков : Re: Несовместимость
2016-07-25 в 07:38

Теодиция - это Сам Христос.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме