Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Съезд ... считает насаждение истин святой православной веры и нравственности в душах людей делом первейшей важности»

Сергей  Синельников, Русская народная линия

08.07.2016


Постановления Всероссийского съезда духовенства и мирян (1-12 июня 1917 г.) о православном образовании (по документам НИОР РГБ) …

После падения самодержавия в феврале 1917 г. в России стала складываться система отделения Церкви от государства в варианте «правомерного отношения государства и церкви», названная современниками не отделением, а «отдалением». Эта модель означала утверждение внеконфессионального государства.

В историографии высказываются различные мнения о конфессиональной политике Временного правительства, об отношении к ней Церкви, даются разные оценки реформам правительства в области религиозного образования и законоположениям, регулирующим деятельность Православной Церкви в новых условиях. Признавая существенный вклад в изучение темы государственно-церковных отношений в период с марта по октябрь 1917 г., внесённый историками М.И. Одинцовым, О.Ю. Редькиной, А.А. Бовкало, А.В. Соколовым, В.А. Фёдоровым, М.А. Бабкиным, Ф.А. Гайдой, А.Г. Кравецким и др. [1], следует отметить, что остаются малоисследованными вопросы православного образования в указанный период, не получила развития тема о роли отдельных съездов и церковных институтов в обсуждении положения Закона Божия в школе и дальнейшей судьбы церковно-приходских школ.

В последние годы осуществлены отдельные публикации, раскрывающие положение и деятельность Церкви и духовенства в связи со свержением монархии - в сборнике документов М.А. Бабкина [2], а также в публикации М.В. Каиля, посвящённой разным аспектам работы Всероссийского съезда и мирян в Москве [3]. Однако теме православного образования в указанных работах не уделено сколько-нибудь заметного внимания.

Самым значительным и масштабным по числу участников событием в церковно-общественной жизни России в первой половине 1917 г. стал разрешённый Св. Синодом и состоявшийся в Москве 1-12 июня Всероссийский съезд духовенства и мирян. В ряду других церковно-общественных форумов (Всероссийского законоучительского съезда, собранного в июле 1917 г. в Петрограде и Священного Собора Православной Российской Церкви, открывшего свои заседания 15 августа в Москве), съезд, справедливо названный современниками «преддверием» собора, впервые на общероссийском уровне поставил и обсудил жизненные вопросы церковно-государственного взаимодействия в условиях изменившегося государственного строя, и предложил коллективно выработанные решения.

На съезд со всей России собралось более тысячи делегатов - представителей духовенства и мирян. Состав съезда определялся следующим

образом: от каждой епархии на съезд направлялись - по одному делегату от духовенства и от мирян от каждой сотни церквей, один делегат от монашествующего духовенства епархии и один делегат от духовно-учебных заведений. Программа работы съезда включала обсуждение вопросов: а) Организация Всероссийского союза духовенства и мирян, б) отношение к переживаемым событиям, в) о составе Всероссийского церковного Собора, г) об епископе и каноническом основании епископата, д) об епархиальных учреждениях, е) о реформе прихода, ж) о духовной школе, з) о взаимоотношении Церкви и государства [4]. Остро ставились и в горячих дискуссиях обсуждались на съезде вопросы православного образования - о судьбе церковно-приходских школ и об обязательности преподавания Закона Божия в начальной и средней школе.

Съезд был созван в условиях, когда Временным правительством готовились важнейшие решения по церковно-государственным вопросам, поэтому Церковь считала, что её мнение будет учтено при выработке постановлений, относящихся к церковным школам и религиозному воспитанию.

Подготовка к съезду, его работа и состоявшиеся на нём обсуждения важнейших вопросов, связанных с деятельностью Церкви в изменившихся условиях нового государственного строя, широко освещались в епархиальной и общероссийской церковной периодической печати [5].

Надо сказать, что поднятые Всероссийским съездом темы, входили в повестку дня работы епархиальных съездов духовенства и мирян, происходивших в мае-июле 1917 г. [6]. Помимо проведения съездов на местах организовывались союзы духовенства и мирян, одним из направлений деятельности которых было религиозное образование в церковно-приходских школах, министерских начальных училищах и средних учебных заведениях [7].

В архивохранилищах Москвы содержатся документы, представляющие материалы по работе Всероссийского съезда духовенства и мирян, раскрывающие ход обсуждений и дискуссий, разногласия среди делегатов. В Центральном историческом архиве Москвы (ЦИАМ) в фонде Канцелярии комиссара Временного правительства по г. Москве (Ф. 2261) - имеется сообщение Обер-Прокурора Св. Синода Комиссару Временного правительства по г. Москве от 5 мая 1917 г. о созыве 1 июня 1917 г. в Москве Всероссийского съезда духовенства и мирян [8].

В архиве Научно-исследовательского Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ) отдельный фонд посвящён Всероссийскому съезду духовенства и мирян в Москве (Ф. 60), в котором рассматривается подготовка к съезду, выработка повестки работы, показаны присылаемые председателю съезда прот. Н. Цветкову материалы, проекты, предложения, ходатайства, а также протоколы заседаний секций и принятые в отношении церковно-приходских школ и изучения Закона Божия резолюции. Назовём лишь некоторые из этих материалов, наиболее существенные и значимые, раскрывающие ход обсуждения вопросов, предлагаемые решения и окончательные тексты резолюций и постановлений.

Вопрос о церковно-приходских школах и религиозном образовании впервые получил своё оформление на епархиальных съездах, а затем прозвучал на Всероссийском съезде духовенства и мирян. Здесь же сформировалась оппозиция проектам Временного правительства. К таким документам относятся журналы и протоколы епархиальных экстренных и чрезвычайных съездов духовенства и мирян с вынесенными резолюциями о положении церковно-приходских школ, в большей части требовавших оставления этих школ в ведении Церкви [9], с условием их обязательного реформирования и передачи приходу согласно определению Святейшего Синода за № 3096 от 8-18 мая 1917 г. о реформе церковно-приходских школ применительно к новому строю государственной жизни [10].

Противоположная позиция зафиксирована в протоколе заседания учащих церковно-приходских школ Московской губернии от 16 апреля 1917 г. [11] и в телеграмме съезду от председателя Тамбовского губернского учительского съезда и исполнительного бюро союза учащих о приостановлении передачи церковных школ приходу от 9 мая 1917 г. [12].

Большую группу документов Ф. 60 НИОР РГБ составляют письма и предложения, направленные в бюро и председателю Всероссийского съезда духовенства и мирян в Москве прот. Н.В. Цветкову по конкретным вопросам [13]. К примеру, предложение съезду делегата крестьянина и церковного старосты П.А. Гребенникова о церковно-приходских школах [14], письмо священника И. Покровского от 17 мая 1917 г. по вопросу об участии автора в работе съезда для прочтения доклада о духовной школе [15], с приложенным текстом объёмного доклада, имеющего значительный подзаголовок - «о постановке религиозного воспитания в начальной школе, как основе благоплодного восприятия богословских наук в духовной школе и о необходимости реставрировать Закон Божий» [16], или письмо в бюро съезда свящ. Л. Бутырева по вопросу о реорганизации епархиальных училищ [17].

В ходе работы съезда поступали отдельные предложения - от проф. Титлинова о женских епархиальных училищах и предложения делегатов съезда по вопросам реорганизации духовных школ разных типов [18], доклад И.П. Николина по вопросу о преобразовании средней духовной школы [19]. Основные согласованные подходы в отношении требований к духовной школе были оформлены в тезисах по реформе духовной школы и к докладу по женским школам духовного ведомства [20].

В протоколах основной и параллельной секций съезда по вопросу о церковно-приходских школах продемонстрированы разные подходы и взгляды на подчинённость этих школ [21], хотя обе подсекции одинаково были озабочены их будущим - обеспеченностью и жизнеспособностью в изменившихся условиях. Отдельный вариант материалов из протоколов заседания 7-8 июня 1917 г. параллельной секции съезда содержится в фонде Н.Н. Иорданского (Ф. 20) в Научном архиве Российской академии образования (НА РАО) [22].

В журналах законоучительской подсекции съезда, в докладе её председателя прот. В.Ф. Лебедева и в резолюции подсекции обстоятельно

обосновывалось единодушное мнение большинства участников съезда о сохранении обязательности преподавания Закона Божия во всех образовательных начальных и средних учебных заведениях [23].

Участниками съезда был разработан проект резолюции о преподавании богословия в высшей богословской школе. От делегатов поступило предложение об учреждении при всех университетах богословских факультетов и вообще о постановке преподавания богословия в высшей школе [24]. Однако, вопрос этот был отложен и предложения о преподавании богословия в высших учебных заведениях остались без развития в качестве проекта.

Окончательные резолюции Всероссийского съезда духовенства и мирян по вопросам религиозного образования были сформулированы в принятых постановлениях о церковно-приходских школах [25] (см. док. № 1 в приложении), по реформе мужской духовной школы и епархиальных женских училищ [26], а также 3) о преподавании Закона Божия в школах [27] (см. док. № 2 в приложении).

Решения съезда о церковных школах и обязательности Закона Божия послужили основой для резолюции Всероссийского законоучительского съезда и определений Священного Собора по тем же вопросам [28].

Постановления Всероссийского съезда духовенства и мирян, равно как и определения Св. Собора в отношении православного образования, выражали мнение не только духовенства, но и мирян, как подавляющего большинства русского народа. Однако решения съездов были проигнорированы Временным правительством.

Исторический и общественно-политический контекст, в котором проходила работа Всероссийского съезда, состоял в подготовке Временным правительством постановления о передаче церковно-приходских школ в ведение Министерства народного просвещения, закона «О свободе совести» и Временного положения о преподавании Закона Божия [29]. В указанных постановлениях по-новому формулировалась конфессиональная и образовательная политика правительства, носившая светский и безрелигиозный характер.

 

Примечания

 

1. См.: Одинцов М.И. На пути к Поместному собору (февраль-август 1917 г.) // Религиоведение. 2001. № 2. С. 9-30; Он же. Судьбы светской школы в России (60-е годы XIX в. - 80-е годы XX в.) // Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конференций. Москва, 2000-2001. М., 2002. С. 5-28; Редькина О.Ю. Школа светская или церковная? (из опыта реформы народного образования в России, февраль-сентябрь 1917 г.) // Религия, церковь в России и за рубежом. М., 1996. С. 38-45; Бовкало А.А. Февральская революция и проблемы взаимоотношения Церкви и государства // Церковь и государство в русской православной и западной латинской традициях: Материалы конференции 22-23 марта 1996 г. СПб., 1996. С. 62-76; Соколов А.В. Временное правительство и Русская православная церковь: 1917 год: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. СПб., 2002. 198 с.; Фёдоров В.А. Временное правительство и его вероисповедная политика // Православная энциклопедия / Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.9. Владимирская икона Божией Матери - второе пришествие. - М., 2005. С. 510-514; Бабкин М.А. Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. - конец 1917 г.): [моногр.] / Гос. публ. ист. б-ка России. М., 2007. 532 с.; Гайда Ф.А. Русская Церковь и политическая ситуация после Февральской революции 1917 г.: (К постановке вопроса) // Из истории российской иерархии: Ст. и док-ты. М., 2002. С. 60-68; Кравецкий А.Г. Светское, советское и конфессиональное // Отечественные записки. 2008. № 1

(40). С. 198-219; Он же. Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом). - М., 2011. [гл. 8: Школа и религиозное образование]. С. 278-317; Ковырзин К.В. Российская Православная Церковь и поиски принципов церковно-государственных отношений после февральской революции (март 1917 г. - январь 1918 г.): автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. М., 2010. 29 с.

2. См.: Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви) / Сост., авт. предисловия и комментариев М.А. Бабкин. М.: Изд-во Индрик. 2006. 504 с.

3. См.: Церковь в революции: организация и работа Всероссийского съезда духовенства и мирян 1917 г. / Публикация М. В. Каиля // Новейшая история России / Modern history of Russia. 2013. №1. С. 241-255.

4. Всероссийский съезд духовенства и мирян [Известия и заметки] // Пензенские епархиальные ведомости. - 1917. - № 9-10 (1-16 мая). - С. 299-300.

5. См.: Программа задач и цели Всероссийского Союза демократического православного духовенства и мирян // Оренбургский церковно-общественный вестник. - 1917. - № 17 (4 июня). - С. 1; Распоряжения епархиального начальства [О программе Всероссийского съезда духовенства и мирян 1 июня 1917 г.] // Орловские епархиальные ведомости. - 1917. - № 20-21 (21 мая). - С. 113-114; Московский Всероссийский съезд духовенства и мирян (1-10 июня 1917 г.) // Орловские епархиальные ведомости. - 1917. - № 25-26 (1 июля). - С. 22-23; На Всероссийском съезде духовенства и мирян в Москве // Архангельские епархиальные ведомости. - 1917. - № 15 (1 августа). - С. 263-271; Горский. Всероссийский съезд духовенства и мирян // Олонецкие епархиальные ведомости. - 1917. - № 13 (11 июня). - С. 285; Горский С. Из поездки в Москву на Всероссийский съезд духовенства и мирян // Олонецкие епархиальные ведомости. - 1917. - № 15 (1 июля). - С. 317-321; № 16 (15 июля). С. 345-351; Потехин С., прот. Всероссийский съезд духовенства и мирян в Москве по личным впечатлениям. - Киев, 1917. - 15 с.

6. См.: Епархиальный съезд (6 мая 1917 г.) // Владивостокские епархиальные ведомости. - 1917. - № 10 (15 мая). - С. 287-296; Саввинский И., прот. Основные начала христианской политико-социальной жизни (христианская платформа) [Доклад кафедрального протоиерея Иоанна Саввинского в 40 епархиальном съезде духовенства и мирян] // Астраханские епархиальные ведомости. - 1917. - № 10 (15 мая). - С. 271-281; Журнал Астраханского епархиального 40-го съезда духовенства и мирян (2-10 мая 1917 г.) // Астраханские епархиальные ведомости. - 1917. - № 11 (30 мая). - С. 1-62 (приложение); Епархиальные съезды (Полоцкой и Курской епархий) // Всероссийский церковно-общественный вестник. - 1917. - № 39 (2 июня). - С. 3; Петроградский епархиальный собор о церковно-приходских школах // Всероссийский церковно-общественный вестник. - 1917. - № 42 (6 июня). - С. 4; Тульский епархиальный съезд духовенства и мирян // Всероссийский церковно-общественный вестник. - 1917. - № 42 (6 июня). - С. 4; Журналы чрезвычайного съезда духовенства и мирян Олонецкой епархии 17-25 июня 1917 года. - Петрозаводск, 1917. - 224 с. (Приложение к № 16 «Олонецких епархиальных ведомостей» за 1916 г.); [П.В.П.] Свет и тени церковной жизни (Впечатления от съездов духовенства и мирян) // Рижские епархиальные ведомости. - 1917. - № 7-8 (июль-август). - С. 179-184.

7. См.: Деятельность Союза духовенства и мирян в г. Архангельске // Архангельские епархиальные ведомости. - 1917. - № 16 (1 сентября). - С. 330-335.

8. Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). Ф. 2261. Оп. 1. Д. 370. Л. 9.

9. Научно-исследовательский Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ). Ф. 60. К[артон] (Папка). 4. Д. 2, 3, 4, 10; и др.

10. Там же. К. 7. Д. 5. Л. 1-2.

11. Там же. К. 18. Д. 21/3. Л. 1.

12. Там же. К. 7. Д. 7. Л. 1-2.

13. Там же. К. 2. Д. 17. Л. 1-4.

14. Там же. К. 7. Д. 6. Л. 1-2.

15. Там же. Д. 2. Л. 1-3.

16. Там же. Д. 3. Л. 1-8.

17. Там же. Д. 4. Л. 1-2.

18. Там же. К. 18. Д. 23/2, 24.

19. Там же. Д. 25. Л. 1-12

20. Там же. Д. 22/1. Л. 1-5; Д. 23/1. Л. 1.

21. Там же. Д. 21/1. Л. 1-5; Д. 21/2. Л. 1-4.

22. Научный архив Российской академии образования (НА РАО). Ф. 20. Оп. 1. Д. 71. Л. 12-13.

23. НИОР РГБ. Ф. 60. К. 18. Д. 35, Д. 37/1. Л. 1-6; Д. 37/2. Л. 1-2; К. 17. Д. 12. Л. 1.

24. Там же. К. 17. Д. 13. Л. 1; К. 18. Д. 11. Л. 1-3; Проект постановления Всероссийского съезда духовенства и мирян по вопросу о преподавании богословия в высших учебных заведениях // НИОР РГБ. Ф. 60. К. 18. Д. 19. Л. 6.

25. Постановление Всероссийского съезда духовенства и мирян по вопросу о церковно-приходских школах // Там же. Л. 1.

26. Постановление съезда по реформе мужской духовной школы // Там же. Д. 20/2. Л. 1; Постановление Всероссийского съезда духовенства и мирян по вопросу об епархиальных женских училищах и женских училищах духовного ведомства // Там же. Д. 19. Л. 2.

27. Резолюция законоучительской подсекции Всероссийского съезда духовенства и мирян, без даты // Там же. Д. 37/2. Л. 1-2; Постановление Всероссийского съезда духовенства и мирян по вопросу «О преподавании Закона Божия в низших и средних школах всех типов» // Там же. Д. 19. Л. 5.

28. Резолюции о постановке Закона Божия в школе, принятые Всероссийским законоучительским съездом (12 июля 1917 г.) // Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 1803. Оп. 1. Д. 22. Л. 41об.-42; Определение Священного Собора Православной Российской Церкви об обязательном преподавании Закона Божия в школе, 28 сентября 1917 г. // ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 397. Л. 40; Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о церковных школах, 2 октября 1917 г. // Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Вып. 2-й. Приложение к «Деяниям» второе [Репринт. изд. 1918 г., вып. 2]. М., 1994. С. 14-15.

29. Постановление Временного правительства «Об объединении, в целях введения всеобщего обучения, учебных заведений разных ведомств в ведомстве Министерства народного просвещения» от 20 июня 1917 г. // ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 144. Л. 79; Постановление Временного Правительства «О свободе совести» от 14 июля 1917 г. // Церковные Ведомости. 1917. № 31. 29 июля. С. 247-248; Временное положение о преподавании Закона Божия в правительственных, общественных и частных с правом правительственных, учебных заведений Министерства народного просвещения [заслушано на заседании Государственного комитета 29 июля 1917 г.] // ГАРФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 22. Л. 31.

 

Приложения

 

Документ № 1

Постановление Всероссийского съезда духовенства и мирян по вопросу о церковно-приходских школах

 

1. Православная церковь имеет прямую обязанность и неотъемлемое право чрез руководимую ею школу воспитывать и учить православных детей в духе православной веры и нравственности.

2. В соответствии с этим церковно-приходские школы должны остаться в ведении церкви, которая признавая необходимым поставить приходские школы в теснейшую связь с православным народом, передаст их в непосредственное ведение православных приходов.

3. Своё право надзора и попечение о развитии и благоустроении церковной школы приходы осуществляют чрез выборные приходские и школьные советы.

4. Церковно-приходская школа должна быть единой со школой министерской по своим учебно-образовательным программам и по преемственности перехода учащихся в ней в школы высоких типов.

5. Взамен существующих второклассных школ немедленно должны быть открыты частью высшие начальные училища с ремесленными и сельскохозяйственными классами (где по местным условиям это окажется возможным), частью - церковно-учительские семинарии с программами не ниже министерских.

6. Православной церкви принадлежит право учреждать новые народные церковно-приходские школы повышенного типа (шестигодичные, восьмигодичные).

7. Выполняя высокие и культурно-просветительные задачи среди русского народа, церковно-приходские школы и учащие в них должны материально быть обеспеченными за счёт Государственного Казначейства и местных самоуправлений наравне с министерскими.

8. В организации управления церковно-школьным делом должны руководствоваться принципом демократизации и выборного начала.

9. Церковно-приходские школы, получающие содержание от казны, состоя в ведении Церкви, подлежат контролю и со стороны государства, а равно и местных учреждений, на которые законом возлагается осуществление всеобщего начального обучения.

10. Необходимо обеспечение церковно-приходских школ и учащих в них за счёт Государственного Казначейства и местных самоуправлений наравне со школами Министерства народного просвещения.

Ввиду крайне бедственного материального положения учащих церковно-приходских школ, признать неотложно-необходимым незамедлительное удовлетворение учащих церковно-приходских школ прибавками на дороговизну, как из средств Государственного Казначейства, так и из различных источников церковных, в размере равном таковым же для учащих в начальных школах ведомства Министерства народного просвещения.

 

Постановление Всероссийского съезда духовенства и мирян по вопросу о церковно-приходских школах // НИОР РГБ. Ф. 60. К. 18. Д. 19. Л. 1.

 

Документ № 2

Резолюция законоучительской подсекции (Постановление Всероссийского съезда духовенства и мирян по вопросу «О преподавании Закона Божия в низших и средних школах всех типов»)

 

Признавая, что религиозное чувство есть неискоренимое свойство человеческой души, что для сына Церкви православная вера есть неоценённое сокровище, единственный истинный путь и к достижению блаженной вечности и к устроению наилучшей жизни на земле, чрез водворение идей Царства Божия в умах и сердцах человеческих, вся 114-миллионная православно-верующая Св. Русь, в лице делегатов, собравшихся на Всероссийский съезд духовенства и мирян, считает насаждение истин святой православной веры и нравственности в душах людей делом первейшей, несравненной важности, и вопрос о положении в школе и преподавании Закона Божия решает на основе этого своего твёрдого и непоколебимого убеждения.

В свободной России совершенно свободный в выборе веры и последования ейi, православный христианин, как гражданин своего отечества [хотя совершенно свободен в выборе веры и последовании ей], тем не менее, приводится к признанию необходимости Закона Божия в школьном курсе, как величайшей гуманистической науки, без изучения которой самое образование не может быть полным, так как: - а) только при изучении Закона Божия - во всей полноте могут быть осмыслены возникшие на евангельской почве великие идеи братства, равенства и свободы; - б) так как только при изучении Закона Божия может быть вполне понята великая мировая роль христианства, ставшего основою современной духовной культуры и переплетающегося бесчисленными нитями со всей нашей жизнью, и огромная роль православия в истории нашей

родины, вошедшего в плоть и кровь нашего быта, в силу чего дети наши на каждом шагу сталкиваются с вопросами, имеющими то, или иное отношение к религии и проявляют живой интерес к этим вопросам. Но особенное и исключительное значение в глазах именно православного христианина приобретает школьное изучение Закона Божия детьми вследствие самого состояния их членами православной церкви, в силу священных обетов [данных детьми] при таинстве крещения.

Исходя из указанных оснований, Всероссийский съезд духовенства и мирян постановляет:

1) Закон Божий для православных учеников и учениц низшей и средней школы всех типов должен оставаться обязательным предметом школьного образования.

2) Уроки по Закону Божию по прежнему должны включаться в общую табель учебных предметов; причём время для школьных занятий по Закону Божию должно быть определено в количестве не менее двух недельных уроков в каждом отделении низшей и каждом классе средней школы. Законоучители пользуются всеми правами государственной службы наравне с преподавателями других предметов.

3) В высших учебных заведениях Закон Божий остаётся обязательным предметом для самой школы в целях руководства студентами, желающими изучать и разрабатывать вопросы православно-христианской веры и жизни.

3) Сохраняя за Законом Божиим такое достойное его положение в ряду других учебных предметов, Всероссийский съезд духовенства и мирян вместе с тем, указывает на неотложную необходимость реформирования постановки преподавания Закона Божия, сообразно с состоянием современной педагогики. Подробную разработку этого вопроса Всероссийский съезд духовенства и мирян поручает Законоучительской комиссии Учебного комитета при Св. Синоде, имеющей представить свои работы на уважение и одобрение Всероссийского законоучительского съезда, а потом и на утверждение Св. Синода, с тем, чтобы к началу учебного 1917/18 года вновь пересмотренные учебные планы и программы были введены в школах.

Председатель подсекции протоиерей Виталий Лебедев [автограф, рукопись с правками]

 

Резолюция законоучительской подсекции [Всероссийского съезда духовенства и мирян], без даты // НИОР РГБ. Ф. 60. К. 18. Д. 37/2. Л. 1-2. [Рукопись с правками]; Постановление Всероссийского съезда духовенства и мирян по вопросу «О преподавании Закона Божия в низших и средних школах всех типов» // Там же. Д. 19. Л. 5 [машинописная копия].

Опубликовано в сборнике: Формирование и развитие исторического типа русской цивилизации к 700-летию рождения преподобного Сергия Радонежского [Электронный ресурс]: материалы X Международных научно-образовательных Знаменских чтений (17 марта - 20 марта 2014 г.). - Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2014. - С. 1-8.

 Синельников С.П., к.и.н., преподавательГБПОУ «Волгоградский индустриальный техникум», г. Волгоград

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме