itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Взаимодействие с Русской Православной Церковью по вопросам реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
993
Время на чтение 16 минут

Российская Федерация является светским государством, в котором в равной степени уважаются христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Деятельность религиозных объединениях основывается на нормах Конституции Российской Федерации (статья 28), Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 123.26 «Основные положения о религиозных организациях», 123.27 «Учредители и устав религиозной организации, 123.28 «Имущество религиозной организации»), Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (статья 6 «Общественные и религиозные организации (объединения)»), Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», которым, в частности, признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры.

В соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 (раздел II «Общие положения», пункт 10) общественные объединения и религиозные организации вправе участвовать в профилактике немедицинского потребления наркотиков и реабилитации лиц, потребляющих наркотики.

Представители большинства религиозных объединений в той или иной степени принимают участие в антинаркотической деятельности. Формы и методы этой работы разнообразны, отражают специфику различных вероисповеданий. Но имеется и общее - обращение к духовной стороне работы с потребителями наркотиков, т.е. к внутреннему миру и высшим нравственным ценностям.

Задача по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ, до 1 июня 2016 г. возлагалась на ФСКН России, в структуре которого было образовано Управление аппарата Государственного антинаркотического комитета по координации деятельности в сфере реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков.[1]

Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. №156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (пункты 1, 2 «а», 8 «а», 8 «б») ФСКН России упразднена, ее функции переданы МВД России, в структуре которого образовано Главное управление по контролю за оборотом наркотиков.

Территориальные органы наркоконтроля по разным направлениям антинаркотической деятельности взаимодействует практически со всеми традиционными конфессиями. Однако, взаимодействие с Русской Православной Церковью может быть приведено в качестве наиболее показательного примера.

21 декабря 2010 г. было заключено Соглашение о взаимодействии между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью (далее - Соглашение), подписанное председателем Государственного антинаркотического комитета (далее - ГАК) В.П. Ивановым и Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. В преамбуле Соглашения указана его цель: возрождение духовных традиций социального служения исходя из целесообразности объединения усилий в сфере профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее - наркотики), и реабилитации лиц, потребляющих наркотики. Соглашением предусмотрено сотрудничество по вопросам психосоциальной и духовно-нравственной реабилитации, помощи и поддержки близким родственникам, развитию реабилитационных услуг на государственном, региональном и муниципальных уровнях [2]

В рамках Соглашения в 2011 году созданы:

- постоянно действующая совместная рабочая группа (далее - РГ), как орган текущего руководства реализацией Соглашения (сопредседатели РГ - заместитель директора ФСКН России - руководитель аппарата ГАК Н.Б. Цветков и председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон)[3];

Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадского (далее - БФ), обеспечивающий финансовую поддержку антинаркотической деятельности Русской Православной Церкви.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 декабря 2012 года был принят документ «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых, которым определены:

- понятие наркомании, как греха и болезни вследствие духовного неблагополучия, в том числе, неблагополучия всего общества (эгоизм и отчуждение, утрата духовных ценностей и нравственных ориентиров);

- отношение к потребителям наркотиков, которые должны быть не просто получателями неких «услуг по реабилитации», а активными и сознательными участниками реабилитационного процесса;

- основные принципы участия в процессе реабилитации, который понимается, как проявление Божественной благодати (руководящая роль священника, включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины, компетентность и ответственность лиц, реализующих реабилитационные программы);

- взаимодействие с государственными структурами и общественными организациями, средствами массовой информации[4].

Указанным документом регламентирована организация реабилитационного процесса, в том числе:

- этапы (первичное консультирование в очной или заочной форме, дезинтоксикация в медицинских учреждениях, мотивационный период в мотивационных центрах, основной период внутри приходских или монастырских церковных общин, ресоциализация, постреабилитационное сопровождение, работа с родственниками);

- содержание (деятельное раскаяние, участие в Таинствах, молитва, пост, трудовое послушание, индивидуальное духовное руководство, культурное развитие);

- задачи, решаемые на общецерковном и епархиальном уровнях.

Общецерковный уровень представлен Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви (далее - Синодальный отдел), епархиальный уровень - специальными епархиальными структурами (отделами, центрами, советами и т.д.) по противодействию наркомании или епархиальными отделами по социальному служению.

Синодальным отделом для реализации своей координирующей функции образованы:

- Координационный центр по противодействию наркомании (далее - Координационный центр), на который возложена вся текущая внутрицерковная работа по организации реабилитации и социальной адаптации наркозависимых (возглавляется Епископом Каменецким и Алапаевским Мефодием)[5];

- Совещательный орган - координационный совет («совет старейшин»), состоящий из наиболее опытных священников, занимающихся реабилитацией, вырабатывающий рекомендации по стратегии церковной реабилитации;

- экспертная группа, состоящая из священнослужителей и мирян - специалистов в области реабилитации, проводящая оценку деятельности церковных реабилитационных структур.

28 мая 2015 г. Синодальным отделом утверждено Положение о сети православных реабилитационных центров (далее - Положение)[6].

Сеть объединила епархиальные структуры по противодействию наркомании с целью осуществления единого поэтапного реабилитационного процесса на всей территории Российской Федерации. В сеть входят церковные реабилитационные организации и центры, приходы и монастыри, занимающиеся реабилитацией потребителей наркотиков, а также вспомогательные структурные подразделения (консультационные кабинеты первичного приема, мотивационные центры, социальные гостиницы, «дома на полпути», православные группы поддержки потребителей наркотиков и их родственников и др.). Реабилитационные структуры в каждой епархии сохраняют свою организационную, имущественную, юридическую самостоятельность и подотчетны в своей деятельности епархиальному архиерею. Все церковные методики реабилитации должны находиться в согласии с православной антропологией, опираться на аскетическую традицию Православной Церкви.

Положением предусмотрены установление контактов между реабилитационными структурами Русской Православной Церкви и государственными организациями, действующими в сфере противодействия распространению наркомании и реабилитации, а также расширение форм такого сотрудничества.

В церковных центрах в основном используются следующие методики реабилитации: православное душепопечение, реабилитация в церковной общине, терапевтическое сообщество.

В рамках сети в единой поэтапной многоступенчатой системе помощи потребителям наркотиков участвуют священнослужители, приходские работники, специалисты (наркологи, психологи, социальные работники), добровольцы.

Реабилитационные структуры епархий вступают в сеть с благословения епархиального архиерея, после проведения проверки Координационным центром и получения положительного отзыва экспертной группы. Если такая структура существует менее 2 лет, то она вступает в сеть в качестве кандидата.

В сети действует единая система документооборота и отчетности, ведется единый учет в базе данных реабилитируемых граждан. Используются современные информационные технологии, обеспечивается соблюдение законодательства о защите персональных данных.

Информация о церковной реабилитации представлена на Интернет-сайте www.prоtivnarko.ru

Церковный, духовно-ориентированный подход к реабилитации рассчитан на изменение не только образа жизни, но и образа мыслей и даже образа скрытых бессознательных побуждений. По показателям длительных ремиссий применение духовно-ориентированного подхода существенно повышает эффективность реабилитации.

Что же дает возможность добиваться столь впечатляющих результатов, какие механизмы?

Во-первых, гармоничная, здоровая вера характеризуется следующими качествами: обращением к Богу, как к неиссякаемому источнику духовных сил; уважением к собственной личности, как образу и подобию Божьему; стремлением к теплым межличностным отношениям; осознанием своего несовершенства и необходимости его преодоления. Все это способствует прекращению наркотизации[7].

Во-вторых, особый метафорический язык позволяет доходчиво донести истину о недопустимости немедицинского потребления наркотиков. Обретение духовного мировоззрения надежно исключает возврат к наркотизации и обеспечивает полноценную активную жизнь в обществе. Этим достигается гарантированный в любых обстоятельствах самостоятельный, безошибочный выбор между добром и злом, а наркотики - это абсолютное зло, разрушающее духовное ядро личности.

Духовно-ориентированная, православная модель соответствует эталонным требованиям к долгосрочным реабилитационным программам. Предусмотрены все необходимые этапы - от выявления и мотивации до трудовой интеграции. Четко определена цель - возвращение обновленной, свободной от зависимости личности в социум и дальнейшее поддержание трезвого образа жизни. Православная община работает по принципу группы взаимопомощи и взаимоподдержки, что снижает риск рецидива[8].

В-третьих, нельзя не упомянуть и о патриотической направленности реабилитационной деятельности Русской Православной Церкви, которая поддерживает нашу позицию о недопустимости программ снижения вреда, включая замену героина и других наркотиков метадоном, который тоже является наркотиком и препятствует исцелению от наркомании.

В 2015 году реабилитацией и ресоциализацией потребителей наркотиков занималось порядка 100 православных структур, среди которых насчитывалось около 70 реабилитационных центров, 10 адаптационных квартир, 13 православных групп поддержки. Решается вопрос об открытии центра ресоциализации (дома на полпути) в Московской области.

Русская Православная Церковь обладает следующим потенциалом для участия в реабилитации потребителей наркотиков:

- пользуется доверием у граждан страны, которые в любых обстоятельствах могут рассчитывать на поддержку Церкви;

- является единственным религиозным объединением, структурные подразделения которого (епархии, приходи и монастыри) с достаточной плотностью расположены на всей территории страны;

- располагает необходимыми материальными и кадровыми ресурсами для реабилитационной деятельности;

- обладает иерархической организационной структурой, позволяющей создать сеть церковных и вспомогательных организаций для полного охвата реабилитационного процесса;

- поддерживает государственную антинаркотическую политику, стремится к развитию взаимодействия с органами государственной власти[9].

В субъектах Российской Федерации налаживается стабильное сотрудничество с представителями епархий, которые:

- привлекаются к работе антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации;

- включаются в состав межведомственных рабочих групп по вопросам реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков;

- возглавляют стационарные реабилитационные центры и приходскую амбулаторную работу;

- поддерживают работу родительских комитетов и родительских объединений;

- участвуют в совместных совещаниях, семинарах, конференциях, просветительских и профилактических мероприятиях, выступают в средствах массовой информации;

- в специально выделенные дни служат молебны об исцелении от алкогольной и наркотической зависимости;

- подготавливают и издают книги и фильмы антинаркотической направленности;

- создают и возглавляют православные группы поддержки.

В качестве иллюстрации можно привести опыт Сибирского федерального округа, в котором с 2012 года действует рабочая группа по реализации Соглашения о взаимодействии между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью (далее - рабочая группа).

При участии рабочей группы в округе развивается многоуровневая епархиальная система реабилитационных центров, среди которых отличаются центры в Новосибирской, Иркутской, Кемеровской областях. Создаются и вспомогательные подразделения: мотивационные и консультационные пункты, центры по оказанию социальной помощи и поддержки, адаптационные квартиры. Реабилитация осуществляется в православных общинах и продолжается в среднем от одного до двух лет. Программа реабилитации основана на оказании духовно-психологической помощи потребителям наркотиков и их родственникам. Цель устранения зависимости от наркотиков достигается решением глубинных личностных, мировоззренческих и нравственных проблем. Программа реализуется при участии духовенства, православных врачей, психологов и социальных педагогов. Последующая ресоциализация включает коррекционно-педагогический, образовательный и социально-терапевтический компоненты. Оказывается помощь в восстановлении документов, утраченных социальных связей, трудоустройстве. Процент лиц, успешно прошедших реабилитацию и находящихся на ресоциализации, составляет в среднем порядка 70%.

Дополнительно организуются конференции, стажировки для сотрудников реабилитационных центров, оказывается методическая помощь по вопросам грантовой поддержки, оформления учредительной документации, решаются вопросы участия представителей реабилитационных центров в работе антинаркотических комиссий, выделения земельных участков и зданий под реабилитационные центры.

Организуя взаимодействие по вопросам реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков с православными приходами, необходимо обращать внимание на следующие особенности.

1. В соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (часть 1 статьи 6 и 7, часть 2 статья 18) православные общины создаются в целях совместного исповедания и распространения веры, но имеют право создавать другие организации для реализации своих уставных целей и задач, в том числе им не запрещено создавать реабилитационные структуры. Таким образом, участие в реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков не является основным видом деятельности православных общин.

2. Священнослужители за редкими исключениями не вляются профессионалами в медицине, психологии, социальной работе. Их подготовка по вопросам реабилитации потребителей наркотиков в основном складывается из личного опыта и проводимых стажировок. Подчас они нуждаются в информационном и методическом обеспечении. Вместе с тем, профессионализм православных священнослужителей в вопросах духовной жизни, в котором им нет равных, позволяет исправлять искаженный наркотиками внутренний мир потребителей наркотиков, формировать трезвенническое мировоззрение, как фундамент успешной реабилитации.

3. Местные религиозные организации подчиняются епархиальным архиереям, которые, в свою очередь, подчинены руководству Русской Православной Церкви по вопросам веры, но обладают значительной самостоятельностью по другим вопросам, включая социальную реабилитацию и ресоциализацию потребителей наркотиков. Вместе с тем, епархиальные архиереи и руководители местных религиозных организаций заинтересованы в привлечении новых прихожан, распространении веры, поддержке со стороны силовых структур, что достигается через социальное служение. Это является дополнительным стимулом к взаимодействию церковных реабилитационных структур с правоохранительными органами.

4. Приходится сталкиваться с существованием псевдорелигиозных¸ в том числе, псевдоправославных организаций и групп. Во всех сомнительных случаях целесообразно наводить в епархиальных управлениях, профильных епархиальных отделах справки о таких организациях, интересоваться, выдавалось ли им соответствующее епархиальное предписание, имеется ли благословение епархиального архиерея. Информацией о религиозных организациях также располагают территориальные органы Минюста России и действующие при них экспертные советы по религиоведению.

Учитывая изложенное, развитие взаимодействия с реабилитационными структурами Русской Православной Церкви в полной мере отвечает решению задач по реализации поручений Президента Российской Федерации по итогам состоявшегося 17 июня 2015 г. заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации по теме «О реализации государственной антинаркотической политики» и постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 353-СФ «О дополнительных мерах по комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача».



[1] Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утв. Указом Президента РФ от 28.07.2004 N 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» (пункты 1, 3.3 (абз. 3) раздела I «Общие положения», пункты 8.1, 8.2 (абз. 3) раздела II»Полномочия»).

[2] Соглашение о взаимодействии между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью от 21 декабря 2010 г. / Электронный ресурс: http://www.patriarchia.ru/db/print/1345742.html

[3] Положение о постоянно действующей совместной рабочей группе в рамках Соглашения о взаимодействии между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью / Электронный ресурс / http://www.protivnarko.ru/polozhenie-o-postoyanno-deystvuyushhey-rabochey-gruppe-mezhdu-gak-i-rpts

[4] Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых / принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года (журнал № 128).

[5] Положение о координационном центре по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви / Электронный ресурс / http://www.protivnarko.ru/polozhenie-o-kts

[6] Положение о сети православных реабилитационных центров / Электронный ресурс / http://www.protivnarko.ru/set-centrov

[7] Пашковский В.Э. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: Краткое руководство для врачей. - СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2007. - 144 с.

[8] Каклюгин Н.В. Клинические, терапевтические и организационные принципы духовно ориентированной реабилитации опийной наркомании / Дисс. канд. мед. наук. - М., 2013 г. - 165 с.

[9] Методология социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине / Иг. Мефодий (Кондратьев), Р.И. Прищенко, Е.Е. Рыдалевская / Предисловие Н.М. Сироты. - М.: ООО «Адвансед Солюшнз», 2013. - 88 с.

Статья с небольшими сокращениями опубликована в сборнике: «Современные концепции реабилитации в психоневрологии: отрицание отрицания. Материалы Всероссийского конгресса с международным участием», г. Санкт-Петербург, 9-11 июня 2016 г. [Электронное издание]: под общей ред. Н.Г. Незнанова, О.В. Лиманкина. - СПб.: Альта Астра, 2016. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - С. 337-340.

Габрильянц Михаил Арминакович, советник директора ФСКН России аппарата Государственного антинаркотического комитета

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Габрильянц
Все статьи Михаил Габрильянц
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30