О патриотизме, экуменизме и ревностном служении

Братьям-зилотам и друзьям-патриотам

Всеправославный, или все-таки VIII Вселенский Собор?  Встреча главы РПЦ и папы римского 
0
749
Время на чтение 7 минут

Последние годы церковная публицистика пребывает в двух понятных и закономерных крайностях - апокалиптической и патриотической. И если апокалиптики в лице лучших своих представителей честно предупреждают мир церковный о готовящихся ему ловушках и тем будоражат души, настраивают на внимательное и ответственное отношение к происходящему, то лучшие из патриотов искренне тот же мир умиротворяют путем доказательств «от противного». А вышеупомянутый мир поводит очами то в ту, то в другую сторону, чешет в затылке и - благо есть ещё чем заняться! - возвращается к надежной и понятной повседневности.

Любимые темы - братание Церкви и государства, разнообразные общения религиозных лидеров и глав Церквей, поведение политиков - вначале находят бурный отклик в массах, а через некоторое время становятся для этих масс привычным шумовым фоном. Конечно, ярко выраженные пассионарии продолжают обсуждение, и, хотя их не так уж много, они полагают, что погоду делают именно они.

Давайте представим себе, что мы уже добрались до точки умиротворения за давностью событий и попробуем разобраться в обозначенных темах спокойно, без актуализации.

Как волнует братьев-зилотов еще с древнеримских времен церковно-государственная любовь! Причем, подчеркивается, что искони-де была симфония, и всё было ладом, а сейчас насилие и нет сладу совсем.

Вот так и хочется обратить внимание заинтересованных лиц прежде всего на то, что настоящая симфония Церкви и государства в истории возникала крайне редко, - обычно либо Церковь вела первую скрипку в государственной политике (реже), либо государство (как правило). Но в любом случае, представители Церкви стремились договориться с державой, даже с языческой. Например, начало 4 века. Испания. Эльвирский собор постановил не считать мучениками тех, кто погиб при разорении языческих храмов. Нам сейчас такая идея показалась бы абсурдной. Но в означенное время Церковь не стремилась воевать с государством и приняла столь оригинальное решение.

Все видные церковные деятели от апостола Павла до святителя Тихона Московского и его преемников отлично понимали, что если державу в лице таких-то представителей не прижать к сердцу покрепче, то она вырвется из рук и устроит гонения и разорит всё-всё-всё. Ведь не случайно в самую страшную для Русской Церкви годину Господь воздвиг первоиерархом не учёнейшего и не строжайшего, а добрейшего. Чтобы найти хоть какой-то общий язык с ТЕМ государством, нужен был именно такой.

В истории вселенской Церкви не было периода, когда Церковь не пыталась бы вести диалог с властями и, чаще всего, старалась избегать повышенных тонов. А чтобы это общение имело меньше осложнений, старались привлечь в лоно Церкви, прежде всего, политических вождей. Все знают, с кого начиналось массовое просвещение Руси, Грузии, Армении, Ирландии и многих других земель. Потом этих вождей долго приручали. Не будем забывать, что в Римской империи государи только через столетие христианской жизни решились передать функции верховного понтифика римскому епископу. То есть государство признало за Церковью верховный авторитет в духовной жизни. Только через 100 лет!

Разумеется, падая в объятия государства, Церковь неизбежно становится инструментом государственной политики. Это было с древнейших времен. И считалось вполне нормальным. В самых трудных политических ситуациях дипломатические миссии возлагались на плечи уважаемых архиереев. Амвросий Медиоланский, папа Лев Великий, святитель Григорий Двоеслов, святитель Алексий Московский, Кипрский архиепископ Макарий - можно бесконечно перечислять церковных иерархов, блестяще решавших сложные политические вопросы в качестве глав посольств и даже глав государств. Мы знаем церковнослужителей, возглавлявших оборону государств от врагов и освободительные движения. В том числе с оружием в руках. А если мы рассмотрим историю Византии, то увидим, как Церковь, бывшая первоначально в некоторых случаях инструментом государственной политики, сделала, в конечном счете, государство инструментом своей политики, то есть политики борьбы за движение народа к Царству Небесному. Мы видим вполне благоверных государей, возглавлявших это движение. Русь, к сожалению, не успела освоить глубины византийской государственности, но главный принцип в отношениях Церкви и державы - принцип постепенного воцерковления последней - учителя-греки сумели передать.

Дальние предки тех бояр, которые чуть не до крови отстаивали перед Петром Первым свои бороды как знак ортодоксии, во времена князя Владимира вполне могли быть добросовестными «подсвечниками» в Десятинной церкви. Но через несколько поколений эти «подсвечники» дали замечательное потомство - массу мучеников, преподобных и праведных, которые, конечно же, благотворно воздействовали на народ. Это - результат братания Церкви с государством.

Просматривая кадры визита русского Президента на Афон нельзя не обратить внимание на сердечность, с которой его принимали греки. Они же чуть не руки ему целовали. Невзирая на то, как он крестится. Как тушуется во всей этой непривычной для него ситуации. Будучи человеком испорченным, я поначалу подумала, что всё дело в пожертвованиях. А чуть позже пришла очень ясная мысль - они не будущего русского Императора принимали, а именно византийского. Похоже, они принимали человека, который, по их понятиям, освободит Константинополь (братьям-зилотам хочу напомнить, что министр обороны у нас крестится правильно) и будет рулить делами их Отечества. Они своего Императора на Афоне чествовали. Ведь это только у нас в России спорят о том, предсказали там что-то такое преподобный Паисий Святогорец и Иосиф Ватопедский или нет. А афонитам это хорошо известно.

Не случайно на греческом сайте появилась монтаж, где скомбинировано фото нашего Президента и великого ромейского императора.

Афонские греки, которые в деле воспитания правителей хорошо поднаторели, инстинктивно или сознательно взялись за дело.

Конечно, во все времена были свои зилоты, которые таких вещей не одобряли. И они были совершенно правы, но только их правота вписывается в определенный отрезок времени и не учитывает исторической перспективы. Поэтому Господь всегда в противовес зилотам воздвигает патриотов. Последние всегда компромиссны. Например, почти все византийские императоры после 1261 года. И здесь мы переходим к следующей теме - о религиозных дискуссиях. Самым глобальным был тогда диалог с папством. Императоры-патриоты вели его без конца, подписывали разные униональные документы, заверяли папежников в любви и дружбе, а у себя на Родине делали все, чтобы эти документы ни в коем случае не реализовывались. Церковь, естественно, реагировала на это двояко - ревнители возмущались, патриоты приветствовали и поддерживали. Ревнители добросовестно охраняли Церковь или определенные принципы, патриоты честно отстаивали территориальную целостность, а также религиозную и культурную независимость Отечества. Каждый из них был по-своему прав. Или вот пример из русской истории. Святой благоверный князь Александр Невский. Типичный патриот. Ревнители того времени рассуждали просто: «Никаких диалогов с погаными (татарами), кроме как на мечах! Положим живот за Русскую землю и святую веру!» А Великий князь Александр стал договариваться с этими поганцами (язычниками то есть). Он не был трусом или отступником, но видел бессмысленность военных действий против татар в то время. И очень жестоко наказал новгородцев, сорвавшими у себя монголо-татарскую перепись населения. Александр Невский был типичным компромиссным патриотом, и благодаря его осторожной политике произвол захватчиков на Руси стал весьма ограничен. А вот папёжникам был дан поворот от ворот безо всяких компромиссов, невзирая на то, что папа Иннокентий IV предлагал посредничество в координации действий с тевтонцами в случае нападения татар на Русь. Святой Александр стал сотрудничать с язычниками. В отличие, кстати, от большинства византийских правителей, которые в то же самое время свои политические надежды связывали с братьями-христианами, католиками то есть. В принципе, жизнь показала, что хрен редьки не слаще. Когда ромеи попали под власть турок, то те, хоть в некоторой степени и покровительствовали православным, но жен и дочерей их забирали в гаремы, а сыновей в янычары. Что творили татары на Руси, общеизвестно. Об усташах и униатах я тоже распространяться не буду - все знают, что это за фрукты.

Жизнь показала, что каждый по-своему прав - и патриоты и ревнители.

Но ведь проблема, братья и сестры, не столько в том, с кем общаться церковным иерархам или кто нами управляет, сколько в том, как мы живем. Именно мы лично, а не иерархи и президенты. Ведь это именно у нас, в православном христианском государстве при ста тысячах миллионеров сто пятьдесят миллионов нищих. Именно мы, православные христиане, радуемся, когда литургия заканчивается за 45 минут (увы, есть и такие прецеденты!), чтец строчит, как автомат Калашникова, а хор исполняет Богослужебные песнопения в темпе «Полёта шмеля». Мы потеряли благоговение перед Богом. Мы, православные христиане, спешим не к Нему, а от Него - к газетам, сериалам, стройкам, деньгам, бизнесу, политике и просто развлекухе. Мы жестоки или безразличны к нашим ближним и к нашим дальним, но очень неравнодушны к близким и отдаленным происшествиям, находящимся на периферии нашей жизни. Мы забыли о том, что в мире действует Промысл Божий и поэтому страшно огорчены тем, что Патриарх встречается с папой и тем, что несколько Патриархов собираются обсуждать некие важные темы церковной жизни. Или, напротив, мы с восторгом обсуждаем эти события. Мы делаем все, чтобы отвлечься от своих насущных проблем и утихомирить свою совесть самоутешением, что мы таким образом якобы влияем на мировую политику.

А ведь есть классические способы влияния на любые земные дела, причем влияния радикальнейшего - ЛИЧНОЕ ПОКАЯНИЕ, ЖИЗНЬ ПО ЗАПОВЕДЯМ БОЖИИМ, СОЕДИНЕНИЕ С ГОСПОДОМ В ЕВХАРИСТИИ...

И что в этом случае сможет противостоять нашей МОЛИТВЕ - ЕДИНСТВЕННОМУ ИНСТРУМЕНТУ, СПОСОБНОМУ РЕАЛЬНО ПЕРЕСТРОИТЬ И ЛИЧНУЮ И ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ?

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: О патриотизме, экуменизме и ревностном служении

Не понятно, зачем нужна эта статья? Если происходит что-то хорошее, то почему этому не надо радоваться? Почему об этом не писать? В жизни не очень много хорошего, и если случились такие торжества на Афоне, почему мы не должны радоваться? Почему не можем связать с этим какую-то надежду? С другой стороны, в жизни (и в церковной жизни) много сложностей и опасностей. Почему об этом не надо говорить? В конце концов именно выраженная обеспокоенность церковного народа привела к тому, что священноначалие сейчас пересматривает свое отношение к предстоящему собору. А что касается личного покаяния - это прекрасные слова. Но разными людьми они понимаются по-разному. Именно поэтому публикуется много проповедей и статей на эту тему, чтобы донести святоотеческое понимание. А то вот, даже на РНЛ ссылка на статью, http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/iyun/2016-06-08/kak_ne_ujti_iz_cerkvi/ где автор с гордостью рассказывает, что перестал читать Феофана Затворника, и читает теперь Шмемана и Антония Сурожского. Такое вот покаяние.
Козодой / 10.06.2016, 08:00
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анастасия Михалос
Защитник безмолвия
31 марта - Неделя 2-я Великого поста, Свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского
30.03.2024
Основополагатель
12 февраля - Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
11.02.2024
Странник: меж двух миров
Одним из ближайших учеников преподобного Антония Великого был преподобный Иларион Великий
02.01.2024
«Первенство власти»
О примате римского папы
23.11.2023
Пути забвения и памяти
Ода аналоговым носителям информации
07.11.2023
Все статьи Анастасия Михалос
Всеправославный, или все-таки VIII Вселенский Собор?
«Раскольники и еретики, изыдите!»
Отпевание почившего Патриарха Неофита было омрачено скандалом, устроенным патриархом Варфоломеем и Думенко
18.03.2024
Собор всё равно состоится и он утвердит Правду Божию!
Размышления о перспективах созыва Всеправославного Собора
05.01.2024
Нам нужна наступательная позиция
В ПАНИ обсудили раскольническую деятельность Константинопольского патриархата и возможный ответ Русской Церкви
22.05.2023
Попытка снять политические дивиденды
Призыв Албанской Православной Церкви к созыву Всеправославного собора выглядит, мягко говоря, странным
14.03.2023
Все статьи темы
Встреча главы РПЦ и папы римского
О горячем желании Папы Римского приехать в Москву.
Хотим ли встречи с папой Римским?
22.01.2024
Про «бурю в стакане» в связи с комментарием о. Николая Балашова
На самом деле бывший церковный дипломат дезавуировал провокационные заявления Ватикана
25.09.2023
Провокатор Севастьянов наконец-то получил по рукам!
Глава ОВЦС митрополит Антоний опроверг лживое заявление руководителя фейковой организации ВСС о приезде Папы Римского в Москву
19.06.2023
«Десант» противника в тыл канонической территории Русской Православной Церкви
О визите Папы Римского в Казахстан в канун исторического саммита ШОС
20.09.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06