В традициях, их сохранении, в патриархальной народности, ещё бытующих на просторах нашей страны - что-то от детской сказки, которую ни в коем случае нельзя забыть, а, став родителями - суметь рассказать своим детям, а потом - и внукам.
Сохранять традиции русского и всех других народов, населяющих нашу страну- безусловное благо для неё и для будущего наших потомков. Важная доминанта традиционной культуры - народные праздники. И, если говорить об этих праздниках, то есть два пути их сохранения, популяризации. Путь первый - локальное сохранение - в местах традиционного бытования. Но этот путь проходить всё труднее - традиции забываются, вымирают их носители, урбанизация и даже глобализация - наступают. Да и созданием условий для сохранения традиций и воспроизводства их носителей - как-то никто среди управляющих нашей жизнью - не озабочен. Им гораздо легче и заманчивее один раз провести нечто громкое, на широкую ногу, да с помпой, после чего поставить жирную галочку - «заботимся, сохраняем» - и успокоиться на этом.
Вот, поэтому всё больше практикуется второй путь - централизация народных праздников с привлечением государственных и муниципальных средств и ресурсов.
В общем - тоже не плохо по своей сути, но есть проблемы. Приведу пример одного такого праздника - уникального для России русского «Каравона» - хоровода, проводимого в современной Татарии в селе Русское Никольское Лаишевского района. Поскольку пребываю в нём, этом празднике, как говорится, «внутри» аж с самого первого его выхода в свет - с 1993 г.
Хороводы на Руси водили издавна, ещё до принятия христианства, символизируя ими вечное движение Солнца. Церковь наша не отвергла древних славянских традиций, и патриархальная народность прочно и органично сцементировалась в нашем народе с крепкой православной верой. Русское Никольское - яркий тому пример - весь календарный год народные традиции прочно привязаны к церковному календарю. День Николая чудотворца 22 мая - престольный праздник села и его храма - здесь исстари начинался праздничной божественной литургией в честь этого особо почитаемого в русском народе святого. После литургии и праздничного молебна русский люд расходился по домам на праздничную трапезу, а оттуда - на улицы. Здесь уж пели, плясали «артелями», «беседками». Но главное народное действо - каравон-хоровод. Водили его только девушки, стоя кольцом плотно, локоть к локтю, сцепясь мизинцами. Движение - статный шаг вперёд, потом назад с заступом влево, и так - до конца действа. Получается чудное явление - пульсирующий в такт шагов круг медленно вращается «по Солнцу». И всё это под протяжное, с очень высоким (волжским) запевом, пение особых обрядовых хороводных песен. Их три: «Как по морю...», «При долу...» и «Как по речке...». Все три пропеть надо к ряду и трижды. На этом каравон-хоровод заканчивался. Собирались на него всем селом, парни присматривали в каравоне будущих невест. Чудный праздник, удивительный, прекрасный! https://youtu.be/KDPj9RYKJDA
В 1955 году при Хрущёве под видом борьбы с «религиозным дурманом» враги всего русского, что были всегда у нас во власти, многие народные традиции запретили. Даже срок могли дать, если кто выйдет в каравон - и тому были примеры! Лишь в конце 80-х те бабушки, кому в лихолетье подлых запретов было по пятнадцать-двадцать лет, всё ещё робея, не настигнут ли вновь репрессии, стали выходить на поляну водить каравон-хоровод. А в 1993 году прошёл первый фестиваль русского фольклора «Каравон». Организовали его местное самоуправление с сельским клубом и Общество русской культуры г. Казани при поддержке энтузиастов из Республиканского центра народного творчества. Год от года фестиваль «Каравон» набирал всё больше участников, поклонников, приобретал всё большую известность. В 2002 году на первой (и до сих пор единственной) встрече президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева с русской общественностью им было принято решение о придании празднику статуса «республиканский государственный». Так, с 2003 года «Каравон» стали проводить местные министерские структуры. Надо отдать должное - всегда старались, прислушивались к знатокам традиций. Но как умудриться сохранить традицию, если на праздник собирается десяток тысяч народу, а открывать его всегда приезжает кто-либо из первых лиц - надо ж их в шатёр! Да звезда мирового уровня должна быть обязательно! Заволокины почти каждый год приезжают, традиции местные - традициями, а у них, первоканальных - режиссура! В общем, уже после отъезда первых лиц - их приближённым становится скучно, а до хороводной поляны последние годы - и дело-то порой не доходит... Бабушек - носителей традиций и все коллективы «строить» начинают ведь с раннего утра, а то и накануне - так что к обеду все полностью выработаны. И что говорить о церковной службе. Не способствует подлинности праздника и то, что назначается он указом местного президента на ближайший к 22 мая выходной, когда ожидаемый народным сердцем Николин день уже минул.
Вот, и выработал с годами нового времени крепкий народный организм села Русское Никольское своё спасение подлинному родному празднику, традиции - проводят его каждый год тихо, без помпезности, в самый день 22 мая - для себя, тут ведь и служба с утра в Никольской церкви праздничная, как полагается - праздник ведь, престольный. А когда уж велят - так не отказываются и «по указу». И всё больше интереса у почитателей и знатоков подлинной старины вызывает тот Каравон, настоящий. Хотя районную администрацию это крайне раздражает. «Опять вы там своей ерундой занимаетесь! Кто в селе будет «Каравон» готовить?!» - звонят они в самый неподходящий момент организаторам, когда только зазвучала первая хороводная песня. Но ничего не поделать - народному сердцу не запретить любимое, и только в том, что это любимое у нас осталось и нам дорого - есть надежда на сбережение нашего богатства - традиции.
Но нынче день Николая чудотворца выпадает на воскресение - какая удача! Есть шанс приобщить широкие народные массы, что собираются ежегодно в Русском Никольском на «государственный» Каравон - к подлинному празднику, исходному. Вот и решили мы на Обществе русской культуры Республики Татарстан обратиться с письмом об этом не абы к кому, а лично к президенту Республики Татарстан Минниханову Рустаму Нургалеевичу.
Но прежде надо отметить, что в нашей земле казанской издавна проживает множество народов, причём - укоренённых здесь веками. Это кроме русских, конечно, татары, а ещё - чуваши, марийцы, удмурты, мордва, кряшены, белорусы с украинцами и другие.
И у каждого из этих народов обязательно есть традиции праздников первой половины лета - разумеется, привязанных к земледельческому циклу. И проблемы, надо сказать - во многом общие. Не раз приходилось слышать и читать о том, что прекрасный в своей исходной традиции татарский праздник плуга - «Сабантуй», особенно в больших городах превращается в бессодержательную «светскую тусовку», а порой - в банальную пьянку, хотя истинному татарину-мусульманину алкоголь чужд.
Вот и решено было в обращении по поводу предстоящего русского Каравона - самого первого из всех праздников начала лета нашего края среди всех коренных народов, замолвить слово и за все эти народы. Вот, это письмо, отправленное 29 апреля нынешнего года.
Президенту
Республики Татарстан
Р.Н. Минниханову
N 8/16 от 29.04.2016г.
Уважаемый Рустам Нургалиевич!
Республика Татарстан - территория исконных древних традиций и праздников её коренных народов, представленных прекрасной цветастой палитрой, здесь каждый народ, его традиции вплетены в уникальное полотно глубинной народности и природной красоты всей необъятной России.
С самого начала лета здесь начинаются и прекрасные народные праздники, уходящие корнями в глубокую древность, они - бесценный дар, доставшийся нашим народам от предков, который завещан нам ими для бережного хранения.
Прекрасен в своей исходной традиции татарский народный праздник «Сабантуй», который с искренней поддержкой традиций татарского народа празднуют и представители всех других народов республики.
С 2003 г. в нашей республике установлен и второй государственный праздник РТ - русский Каравон (хоровод), который ежегодно проводится в селе Русское Никольское Лаишевского района Республики Татарстан в выходной день, ближайший к дате самого праздника как такового - дня Николая Чудотворца 22 мая.
В связи с упоминанием данного уникального для России нашего общего праздника необходимо обратиться к его исконной традиции, которую растерять никак нельзя.
А традиция состояла в том, что строго в день праздника 22 мая по всем церквам Руси Великой с самого утра проходили праздничные церковные службы в память Николая Чудотворца - святого, чьё имя наиболее почитаемо в русском народе. И в Русском Никольском Лаишевского района нынешней Республики Татарстан исторически утро начиналось с божественной литургии, после которой народ расходился по домам на тралезу, и только потом люди выходили на улицы, пели «артелями» и «беседками» и вставали в каравон - хоровод.
Общество русской культуры Республики Татарстан многие годы, начиная с 1993 г., т. е. с самого начала данного уникального для России праздника, являлось одним из организаторов фестиваля «Каравон» в с. Р. Никольское. И мы просим Вас, Рустам Нургалиевич, вслед за приданием празднику в 2003 г. первым президентом РТ Минтимером Шариповичем Шаймиевым статуса «государственный праздник Республики Татарстан», взять личное попечение об этом празднике. Общество русской культуры Республики Татарстан просит Вас проявить заботу также о сохранении исконных традиций всех народов, населяющих вверенную Вам территорию, ведь так прекрасны и кряшенский «Питрау», и чувашский «Уяв», и удмуртский «Гырон быдтон« и украинский, белорусский «Иван купала», мордовский «Балтай», марийский «Семык» и многие другие. Необходимо помнить, что праздники эти в большинстве тесно переплетены с православной культурой народов.
Что касается Каравона, то мы полагаем, что:
1. День 22 мая следует утвердить в Республике Татарстан как праздничный нерабочий день, закрепив данное решение соответствующим указом как всенародный республиканский праздник «Каравон».
2. Празднование начинать не с «пролога», гармошек и плясок а с божественной литургии - как это здесь и велось исстари.
3. Проводить праздник с максимальной аутентичностью и минимальной внешней режиссурой, оставив выступления художественных коллективов и отдельных исполнителей со сцены и всю режиссуру - исключительно на вторую его часть.
Народные традиции, предания и традиционная вера народов, искони населяющих нашу республику, являются главной нашей ценностью, сохранить которую - наша общая огромная ответственность и обязанность.
И Вам, уважаемый Рустам Нургалиевич, человеку «из народа», как никому иному - конечно очевидно, что исключительно это сохранение и популяризация народных традиций и духовных ценностей народов, населяющих нашу замечательную республику - и есть главное в деле сохранения мира и согласия в нашем обществе. И что никакие речи, официоз и заорганизованные мероприятия с отчётами - не заменят этой подлинно необходимой работы и заботы.
Со своей стороны Общество русской культуры Республики Татарстан готово приложить для этого все свои усилия.
Председатель Общества русской культуры Республики Татарстан М.Ю. Щеглов,
подпись
Зная, что просто так отправить письмо - не значит, что оно попадёт в руки человеку, принимающему решение, а не то что лично ТАКОМУ адресату - сопровождаю послание звонками по приёмным. Узнаю, что глава аппарата президента РТ Асгат Сафаров (бывший министр МВД РФ по РТ) - смотрел его, отписал в Управление внутренней политики аппарата, что оттуда оно в минкульт республики направлено. Уведомление письменное получил. В минкульте - до замминистра, далее - исполнителю для «подготовки ответа».... Всё. Теперь можно текст обращения публиковать с чистой совестью, что я и сделал несколько выше. Да и есть ли время у нашего правителя подобные обращения читать, вникать, думать, решения принимать? Ему бы, Рустаму Нургалеевичу, на очередной нефтяной саммит где-нибудь на ближнем востоке успеть, или очередной мировой чемпионат у себя провести, да между этими заботами - к маме в деревню под Казанью хоть пару раз за неделю успеть слетать на обед на вертолёте. Ох, как я его по-человечески понимаю!
А что ж до нашего дела-то, до праздников традиционных народных?
Вот, на министерском сайте ещё в апреле оказывается опубликован «График проведения республиканских праздников коренных народов Республики Татарстан в 2016 году» http://mincult.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/620248.htm
Читаем, «Каравон» - 29 мая. Ну, почему же не двадцать второго, а именно через неделю?! Специально - подальше от традиций и от церкви? И другим народам, смотрим, «повезло» не намного больше - славянский «Иван Купала» - не 7 июля, в день Иоанна Крестителя а 2 июля, кряшенский «Питрау» - не в Петров день 12 июля, а 16 июля. А марийский «Семык», на русский лад - Семик, приходящийся на четверг в недели перед днём Святой Троицы, выпадающий нынче на 16 июня - так вовсе поставили на 18 июня. В Троицкую родительскую субботу, когда по традиции все православные поминают умерших родственников и близких, посещают церкви и кладбища, но никак не поют и не пляшут!
И, да, что-то татарского Сабантуя вовсе не видать в этом графике. Это что - родное министерство с Айратом Сибагатуллиным во главе уже татар к коренным не относят?! Ну, да ладно, находим соответствующий указ президента Минниханова по поводу главного финального республиканского Сабантуя в Казани http://1997-2011.tatarstan.ru/files/laws/laws_74698.pdf Вот тебе на! С 9 июля (тоже поздновато, конечно, для празднования окончания весенне-полевых работ) аж на 28 мая перенесли- когда ещё весенне-полевые работы в нашем крае в самом разгаре, а районные праздники, обычно предваряющие республиканский - пройдут только в июне. Пойди, угадай тут - что людьми двигает, ну не желание же, чтобы «татары впереди русских» были хоть на один день ?
Да, не зря церковь ежедневно о воинстве и властях молится, тяжело ей, приходится, власти. Так и подмывают разные ситуации - хоть времена года отменяй.
Но, кто как хочет, а я, властью не обременённый, с друзьями на Каравон нынче, если Бог даст в самый день праздника Николая угодника, 22 мая, в Никольское, а на тот, что «по указу» - уж как получится.
Михаил Щеглов, Председатель Общества русской культуры Республики Татарстан
19 мая 2016 г.
На фото - «Каравон» конца девяностых, ещё не «государственный»...
(Обложка брошюры 1998 года издания с фотографиями, текстами и расшифровками песен села Русское Никольское. Уникальное издание, у автора имеется часть тиража)