itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Об ожесточении сердец

Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
630
Время на чтение 13 минут

Ниже мы переиздаем Речь, произнесенную в день Благовещения Пресвятой Богородицы (25-го марта/7 апреля 1898 года) в Харьковском Успенском Кафедральном Соборе выдающимся православным богословом, известным в православном мире глубокомысленным проповедником, - архиепископом Харьковским и Ахтырским Амвросием (Ключаревым) (1820-1901)

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Полное собрание проповедей Высокопреосвященнейшего Архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского, с приложениями. Том IV. - Изд. Совета Харьковского Епархиального женского училища. - Харьков: Т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1905. - С. 153-160.) подготовил профессор А. Д. Каплин.

+ + +

Курская Коренная икона Божией Матери «Зна́мение»

Без оклада

Справка редакции

Ночью 8 (21) марта 1898 года в 1 час 50 минут в Знаменском соборе Курска прогремел взрыв. Прибывшие на место происшествия монахи во главе с архимандритом и епископом, а затем и всё высшее руководство города (губернатор, жандармский генерал, прокурор, полицмейстер и пристав 1-й части города Курска) обнаружили в храме страшные разрушения...

Была разрушена и разорвана на составные части сень над иконой Божией Матери «Знамение». Стенки и колонки сени были сдвинуты с мест и сильно обожжены, её навес в нескольких местах был пробит осколками. Нижняя каменная ступенька, ведущая к иконе, значительно повредила ограждающую возвышение чугунную решётку, а верхняя деревянная ступенька пролетела через весь храм и ударилась о противоположную стену, повредив висевшую на этой стене большую икону, и, отскочив от неё, упала на середину храма рядом с архиерейским амвоном.

Все стёкла в соборе, даже в верхнем куполе, были разбиты.

Но по счастливому стечению обстоятельств, сама икона Божией Матери «Знамение» не пострадала, хотя покрывавшее её стекло было разбито на мелкие осколки, а выпуклое стекло, прикрывавшее ризу из драгоценных камней, было сильно покрыто копотью.

+ + +

Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы [i]

Об ожесточении сердец

Днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших. (Псал. 94, 7-8).

Ныне, празднуя возвещение Архангелом Гавриилом Пресвятой Деве Марии о зачатии Ею Спасителя мира, мы с особенною любовью и умилением должны возглашать Ей вместе с Церковью приветствие Архангела: «радуйся благодатная! Господь с Тобою!» Так живо еще в сердцах наших чувство благоговения, удивления и радости о совершившемся в стране нашей чудесном сохранении святой иконы ее именуемой «Знамением» (разумеется милосердие Божие к нам грешным), от страшного взрыва, все вокруг сокрушившего. Не умолкают пред ее чудотворною иконою песнопения и молитвы верующих, не прекращаются устные беседы и газетные статьи, разъясняющие это чудесное событие и призывающие всех нас к размышлению и уразумению значения и цели его, как особенного действия Промысла Божия. Как раскаты грома вести об этом дивном событии долго еще будут раздаваться во все пределы нашего отечества, - подобно тому, как десять лет тому назад, разнеслась весть о чудесном спасении Царя-Миротворца при крушении поезда.

Мы, служители Церкви, со своей стороны должны найти разъяснение истинного значения этого события там, где не только сохраняются все божественные истины и изображаются дела Божии, но и раскрываются цели и намерения Божии в устроении нашего вечного спасения и земного благополучия. В приведенном нами слове Псалмопевца, как бы в сокращении, мы находим изъяснение истинного смысла и цели недавнего чудесного события и других ему подобных: днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, или, по русскому переводу: «о, если бы вы ныне послушали гласа Его: не ожесточите сердца вашего». И так это событие есть особый глас Божий к нам, подобно тем, какие слышались в чудесных событиях совершенных пред израильтянами в пустыне Аравийской, в Палестине во время их благоденствия и могущества, и во все века истории христианских царств и народов. Это одно и то же вещание и предостережение людям одного и того же гласа Божия: «не ожесточите сердца вашего», т. е. не доводите сердца вашего до ожесточения.

Из учения Слова Божия об этом нравственном состоянии духа нашего мы поймем, чего хочет от нас Господь Бог наш, глаголющий нам не в слове Своем только, к которому мы часто не внимательны и равнодушны, но и в дивных действиях Его вседержащей власти и всемогущества.

Какое же состояние духа нашего называется в Слове Божием ожесточением сердца? - Это постепенная утрата нашим сердцем ощущения близости к нам мира духовного, общения с Богом и чувствительности его к впечатлениям и действиям в нас благодати Божией.

В душу язычника нельзя ввести сознания этого состояния, при смутных и ложных представлениях его о божестве, совести, нравственном долге и достоинстве души человеческой. Оно могло и может быть понято только членами Церкви Божией, призванными к союзу с Богом и получившими от Него в Ветхом Завете благодатное озарение, а в Новом приемлющими «сердце новое и дух новый» (Иезек. 36, 26). Это новое сердце бьется в нас, христианах, с младенчества, питаемое святыми таинствами, возбуждаемое молитвами и богослужением, возгреваемое учением о делах Божиих, совершенных Им для нашего спасения и всегда радующееся в чувстве невинности и чистоты душевной. Это именно то состояние, об утрате которого так часто скорбят ныне образованные люди, потерявшие веру в ложных умствованиях и добрую совесть в пороках. Трудно описать в слове постепенное отупение и ожесточение сердца к духовным впечатлениям; его может каждый из нас только сам проследить и разобрать в себе в минуту пробуждения и отрезвления совести. Но как страшно это состояние души человеческой в полном и окончательном его развитии! Это ясно изображает нам Слово Божие.

Первая причина огрубения сердца есть неумеренное питание плоти и усиление в сердце страсти к чувственным наслаждениям, обращающее нашу душу главным образом к миру внешнему. «Утучнел Израиль, говорил еще Моисей евреям, и стал упрям, отолстел и разжирел, и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» (Втор. 32, 15). За этим общим отяжелением духа под бременем плоти следует повреждение его внутренних органов, обращенных к миру духовному,- слуха и зрения. Иисус Христос обличает современных Ему плотских иудеев словами пророка Исайи: «огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и уста свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами и не разумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Матф. 6, 9). Телесные чувства и восприимчивость души к внешним, особенно к страстным впечатлениям, даже деятельность ума, работающего для плоти, в людях с ожесточенным сердцем остаются, но для мира духовного и его впечатлений они глухи и слепы: «слухом услышите, говорит пророк, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите» (Матф. 13, 14). От ожиревшего сердца в их слухе духовном происходит, как у глухого, по выражению врачей, «перерождение» органа слуха, а в очах духовных, как у слепого, как бы «паралич зрительного нерва». Это видно из слов Самого Бога о необходимости исцеления божественною Его силою пораженных чувств духовных: «не обратятся, да исцелю их».

Живое изображение этой слепоты и глухоты духовной представляет нам Евангелие в описании отношений фарисеев к Христу Спасителю. Он смотрел на них, по выражению Евангелиста Марка, «с гневом, скорбя об ожесточении сердец их» (Марк. 3, 5). И могло ли быть иначе? Как только услышали книжники и фарисеи иудейские о проповеди Иисуса Христа, они не позаботились послушать и обсудить Его учение, а с гордостью спросили: «какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал такую власть?» (Матф. 21, 23). Они и говорили с Ним, но, омраченные своими ложными понятиями о Мессии, только с целью обличить Его в противоречии закону Моисееву (Матф. 12, 2-10). Они послали к Нему искусных совопросников с целью «уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его» (Лук. 11, 54). Видя, что народ с радостью слушает учение Иисуса Христа и заметив это в собственных слугах своих, они с негодованием говорили: «уверовал ли кто в Него из начальников, или фарисеев? Но этот народ, невежда в законе, проклят он» (Матф. 7, 28; Иоан. 7, 48-49). Они не могли отрицать чудес Его, но объясняли их силою князя бесовского (Матф. 9, 34), не замечая противоречия в своих мыслях, указанных им Иисусом Христом: «если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» (Матф. 12, 26). Ожесточенные люди могли насытить злобу свою только крестною смертью Искупителя, но Он - любовь безконечная, - плакал об Иерусалиме, предвидя страшную погибель, постигшую его за то, что он «не узнал времени посещения» его истинным обетованным Мессиею, что ожесточение сердца «сокрыло это от глаз его» (Лук. 19, 41-44).

Вот от какой опасности предостерегает нас слышимый нами в новом чудесном событии глас Божий: «не ожесточите сердец ваших». Неужели в самом деле угрожает нам подобная опасность? Посмотрите на знамения нашего времени. Евреи не вдруг дошли до последних своих заблуждений и крайнего ожесточения, а в течение не одного столетия; но несчастие их состояло в том, что они раньше не заметили опасности, что и сказал им Иисус Христос: «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Лук. 13, 34).

В разные времена в различных видах являются заблуждения и пороки, но всегда в основании их лежит «ожесточение сердца», пропитанного гордостью, самолюбием и сластолюбием и препятствующего уму тщательно исследовать истину, и совести - сознать наше нравственное развращение. Иудеям это сердце воспрепятствовало познать истинного Мессию и наших «свободных мыслителей» отвлекает от Мессии познанного и «принятого в мире верою» (1 Тим. 3, 16). Евреи не восхотели собраться «под крылья» Христа Спасителя, а наши «свободные мыслители», пригретые от рождения и оживотворенные благодатью Христовою, вырываются из под крыльев Его и разлетаются, как перепуганные птицы в разные стороны. Разве не справедливо будет сказать о них, хвалящихся величием, богатством и славою нашего отечества, с самовосхвалением приписывающих себе все его успехи в цивилизации, с гордостью предсказывающих его процветание в будущем единственно с развитием их научного образования: «утучнел Израиль и стал упрям, отолстел и разжирел, и оставил он Бога, создавшего его и призрел твердыню спасения своего» (Втор. 32, 15). Разве не падает на современных материалистов осуждение, выраженное в мессианском псалме против распинателей Христовых: да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы, - т. е. расслабь, оставь навсегда согбенным (Псал. 68, 24), так что они обречены смотреть в землю, подобно той женщине, которая с согнутым спинным столбом не могла распрямиться и взглянуть на небо, и «выпрямилась только исцеленная силою Христовою» (Лук.13, 11-12)? Разве в их презрении к верующим добрым христианам, в которых они не признают никаких достоинств, потому, что «они невежды в науке», не слышится фарисейская гордость: «народ этот, невежда в законе, проклят он?» Разве в их усилиях объяснить явные чудеса «внушением, ясновидением, еще неисследованными силами природы» не чувствуется их готовность признать в чудесах что хотите, хотя бы силу веельзевула, только не силу Божию? Ясно, что в глубине их мятущегося духа лежит окаменелое сердце, неспособное ощущать присутствие Божие и действие Его благодати. Α все эти их рабские последователи голословно отрицающие истины святой веры, унижающие Церковь Христову, разве они - «люди науки»? Нет! Это люди, в плотских наслаждениях утратившие способность духа к ощущениям истины и силы Божией, люди «с ожесточенным сердцем», которые рады сослаться на науку, чтобы чем-нибудь оправдать свою пустую жизнь и найти разрешение на все свои плотские наслаждения, на все нарушения законов христианской нравственности. Их душевное состояние в Слове Божием еще называется «мертвым сном» (Ефес. 5, 14). И вот этим сном объясняется их озлобление против христианского учения. Оно тревожит их сон и они раздражаются, как человек глубоко спящий отбивается, когда его будят в виду угрожающей ему опасности. Печальное положение!

Известно из истории Церкви, что Господь Бог дает чувствовать Свой грозный и праведный глас народам неверующим и развращенным в физических бедствиях: гладе, море, землетрясениях, войнах и пр., а также и милующий - в избавлении от таких бедствий. Но мы слышим этот глас чрез посредство Пресвятой Богородицы, Ходатаицы нашей пред Сыном Ее Иисусом Христом как в последнем, так и в прежних многократных чудесах от святых ее икон; потому мы не можем не видеть с радостью того, что отечество наше состоит под особым покровительством Царицы Небесной, - так как у нас преимущественно исполняется Ее пророчество о Себе: отныне ублажат Μя вси роди (Лук. 1, 48). Нет города и селения у нас, где бы не было особо чтимой святой иконы Богоматери, где бы не было особых, празднеств во славу Ее, или общественных молебствий и крестных ходов. Поэтому понятно верующему сердцу, что между Нею и нашею отечественною Церковию не прекращается живая духовная связь и общение с нашей стороны - в молитвах, а с Ее стороны - в благодеяниях нам. Но вот, и в годы наших заблуждений и пророков, Владычица глаголет нам не словом, а делом, не гневом, а милостию. Она напоминает нам, что мы в опасности навлечь на себя страшные кары Божия правосудия, и что святой покров молитв Ее защищает нас в надежде нашего покаяния.

Не оставим без внимания, что глас Божий призывающий к покаянию подается нам Материю Господа из храмов, от святых Ее икон. «Сюда, дети мои», - как бы так говорит нам наша Небесная Матерь, - «здесь, в церкви Спасителя вашего, ваше спасение, ваши надежды, ваше утешение и сила!» И какое глубокое, живое назидание мы получаем из этого размышления в духе нашей святой православной веры!

Вас, простые верующие души, укоряют незнанием науки, вашим неуменьем с точностью исповедывать учение веры, но сердца ваши пламенеют любовию ко Христу и Его Церкви, вы живете в ней духом, вы в ней свои и Господь с вами. Он Сам восполняет недостатки вашего знания, просвещая вас озарением Своей благодати в святых своих таинствах и молитвах церковных. Сердца ваши при Нем, совести ваши проникнуты страхом Божиим и вам, при доброй христианской жизни, принадлежит обетование: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Матф. 5, 8). Заграждайте слух от богохульных речей, отвращайте очи от соблазнов и обольстительных порочных наслаждений, не страшитесь порицаний, насмешек и гонений; вы идете путем Господним; Христос и Матерь Божия с вами: бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся (1 Кор.16, 13).

Вы, колеблющиеся в вере и своих убеждениях, надеющиеся путем человеческого знания, богословских споров и холодных разсуждений выйти из мрака неверия, идите сюда, в церковь. Вам нужно исцеление сердца ожесточенного человеческою гордостию, самомнением и загруженного плотскими страстями и вожделениями; обратитесь ко Христу и Он восстановит в вас нового человека, рожденного во св. крещении и неумирающего до конца вашей земной жизни, человека с новым духом и новым сердцем (Иезек. 36, 26), способного слышать глас Божий, уразумевать дела Его всемогущества и безконечного милосердия. К вам придет и познание веры; молитесь с Давидом: открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Псал. 118, 18).

Вы же развратители, соблазнители нашего православного народа, вы «фарисеи науки», порицатели святых икон и церковных богослужений, сеющие в нем плевелы ложных учений и сект, обольщающие его блеском внешней образованности, надмевающей умы и безплодно волнующей сердца, науки лишенной веры и силы нравственной, - углубитесь в ваши собственные сердца: в них пусто, мрачно, тоскливо. Прислушайтесь к голосу вашей совести: она ропщет, как скоро замолкают страстные волнения вашего сердца. В вас самих нет твердой веры в долговечность ваших, с каждым веком изменяющихся воззрений; нет и силы исполнить щедро рассыпаемые вами обещания счастья человечеству в будущем развращающемуся у вас на глазах. Вы сами собою недовольны; зачем же смущать и развращать души невинные, сердца мирные, совести чистые? Но сердца ваши окаменели, милостивый голос Божий до них не доходит; ждите же суда Божия: не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7).

Будем, братие, молить Господа Иисуса Христа, «да Сам Он утвердит нас в вере, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1 Петр. 5, 10), будем с любовию и слезами умиления и радости припадать к Матери Божией, нашей заступнице и покровительнице, остерегающей нас от грехов, предупреждающей от грядущего гнева Божия и всегда милостивой и любвеобильной раздаятельнице даров духовных и благ земных от безконечного богатства Единородного сына Ея Иисуса Христа. В мирном же делании и попечении о спасении нашем, с христианскою любовию будем молиться и о заблуждающихся, и о врагах веры нашей словами церковной молитвы: «и не ищущим Тебе, Господи, явлен буди, еще и врагов наших сердца к Тебе обрати» [ii]. Аминь.




[i] Произнесено 25-го марта 1898 года в Харьковском Успенском Кафедральном Соборе.

[ii] Молитва на молебне в день Рождества Христова.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архиепископ Амвросий (Ключарев)
Все статьи Архиепископ Амвросий (Ключарев)
Пастырская проповедь
«Господи, прости грехи всего народа!»
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского во вторник
19.03.2024
Самый главный пост — воздержание от нашего «я»
Евангелие в Неделю сыропустную (Мф, 17 зач., 6, 14—21)
17.03.2024
Не может быть любви без свободы
Воспоминание Адамова изгнания
17.03.2024
Не труби перед собою
Суббота (Мф, 16 зач., 6, 1—13)
16.03.2024
Все статьи темы
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии