itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Клинч цивилизаций: каковы цели России в цивилизационных войнах на Ближнем Востоке?

Бывший СССР  Новости Турции  Курды и Курдистан  Война в Сирии и Ираке  Цветные революции 
0
1309
Время на чтение 24 минут

1. Промежуточные итоги сирийской войны

У наблюдателей образовался некоторый смысловой вакуум после неожиданного обнародования решения о выводе дополнительного контингента российских ВКС из Сирии. Военную сторону данного решения оставляю военным и политическим аналитиками, а мне хотелось бы сказать о стратегических и дальних целях российской политики в международных конфликтах и на Ближнем Востоке на примере конфликта сирийского; целях имеющих, тем не менее, высокую политическую актуальность и сегодня.

Не буду утомлять читателя длительными предисловиями и объяснениями, возьму сразу быка за рога. На мой взгляд, главная стратегическая цель России в мировой политике - сохранение, упрочение и распространение своей самобытной цивилизации и её геополитического влияния, обеспечивающей условия выживания и развития русского народа и других народов России, так как без них выживание русских не гарантировано.

Итак, по мнению верховного главнокомандующего, поставленные задачи и цели российских войск в Сирии выполнены. Возможно, речь идёт о тактических целях и задачах, хотя за ними просматривается и некоторая своя стратегия. Вопреки паникёрским прогнозам, сопутствовавшим началу операции, российская армия не потерпела поражения, а Россия не понесла большого урона. Но и полной победы тоже не одержала, ограничившись тактическими успехами и стратегическим выигрышем времени, вероятно, даже на несколько лет. Украинский конфликт оказался замороженным и переведённым в фазу позиционной холодной войны и частичной деэскалации, так можно сказать о положении на фронте и в российской экономике. К России после «русской весны» и возвращения Крыма снова вернулась некоторая международная политическая инициатива.

За короткий период российской военной операции на мировую политическую авансцену окончательно вернулся Иран, с которого сняли санкции. Вместо того чтобы стать следующей после Сирии жертвой военной агрессии запада, он стал его условным «партнёром» в ближневосточной и мировой игре, уравновешивая Саудовскую Аравию и возврат цен на нефть. В силу цивилизационной самодостаточности и собственных интересов Иран будет вести свою игру, далеко не всегда поддерживая Россию.

Запад явно сменил свою линию поведения на Ближнем Востоке на более гибкую и менее рискованную, отказавшись от нападения на Иран и поощрения наиболее агрессивных течений суннитского исламизма. От раздела Сирии запад не отказался, но он будет происходить на несколько других условиях и формах, в которых, с большой долей вероятности найдётся место Асаду и его коалиции, а также и России. Но («запрещённый в РФ») «халифат» никуда не делся и продолжит своё дело. Таковы краткие итоги. Что делать дальше? Вопрос, наверное, непростой, попробуем посмотреть на него с позиций цивилизационной перспективы и ретроспективы.

В связи со стремительно развивающимися конфликтами вокруг Сирии, Турции, Ближнего Востока, на фоне конфликта России с Западом из-за раздела Украины, всё чаще встаёт вопрос о новейшем «столкновении цивилизаций», за которым стоит попытка их ликвидировать и перезагрузить в сильно измененном виде. Крайне негативные тенденции как действовали, так и продолжают действовать. Постепенно обозначаются контуры новой архитектуры мира «после Сирии»: одна из целей большого «клинча» на Ближнем Востоке - ликвидация и самоликвидация цивилизаций и создание новых мутировавших конструктов:

1) на месте суннитской арабской цивилизации - сообщество террористов и нефтяных рантье, - «постарабского халифата», - продукта разложения суннитской арабской цивилизации;

2) формирование на месте западной Европы, - заселённого мигрантами - продуктами разложения арабской цивилизации, - мультикультурного «постзапада», который может сделаться придатком Азии и Ближнего Востока (Г Киссинджер, «Мировой порядок»). Нынешняя ослабевшая Европа - это уже не Европа Одиссея и Зигфрида, не Фомы Аквинского и не Лютера, не Декарта и не Канта. Это огосударствлённый мультикультурный организм западного типа, который нам чужд, и его ослабление в наших интересах, даёт нам шанс выстоять в холодной войне;

3) на месте Сирии - серии осколков с преобладанием «постарабского халифата» - надо сказать, российская операция пока не устранила данный сценарий, хотя и «притормозила» его;

4) на месте Ирана и шиитского Ирака - ослабленного войнами и давлением деморализованного и отказавшегося от своего «фундаментализма» придатка запада и Азии, - Иран вполне может двинуться по этому пути, прежде всего внутри себя;

5) наконец, учитывая единство восточноевропейского конфликта вокруг Украины и Сирии, западом отрабатывается одна из важных целей, - ослабление России, развал евразийского пространства, - последнего оплота восточноевропейской цивилизации, и смешение её со своим антиподом - антисистемой, - Украиной. Сирийская операция совпала с резким ослаблением рубля, падением доходов от нефти и первыми серьёзными трудностями в российской экономике, которые никак не повлияли на изменение внутренней политики.

Но, как видим, российская операция в Сирии замедлила часть из этих событий и развернула их в обратном направлении, хотя всё же долгосрочные тенденции продолжают действовать.

Международные аналитики продолжают говорить о становлении многополярного мира и снижении влияния Запада на мировые дела, прежде всего, за счёт падения геополитического статуса стран Евросоюза, не только в ближневосточных, сирийских, но и в европейских, украинских, делах. Так, К. Брутенц пишет в МИДовском журнале о «великой геополитической революции» в одноимённой работе («Великая геополитическая революция: промежуточные итоги» // Международная жизнь. N12, 2015). Если верить победным реляциям, опасный хищник, человек запада, вроде бы медленно уходит в сторону от центра геополитической авансцены. Но есть ли у нас идеологической багаж, чтобы определить и занять подобающее нам место в современном акте мировой истории?

2. Цивилизационный вакуум в головах

Война запрещённого в России ДАИШ (ИГИЛ) против Сирии, Ирака и других стран, создание «Халифата», показали всю гнилость глобальной западной цивилизации, и его ментальных и социальных структур, внедрившихся в других цивилизационных ареалах, например, у нас, в России. Можно ли коллективно или индивидуально выжить, опираясь на общеевропейскую идеологию? Или, скажем, на евразийскую? Если она они вообще существуют, а не являются постмодернистскими фикциями? На что вообще нам опираться?

На фоне сирийского конфликта чётко проявилось, что у большинства современных россиян и русских за пределами России отсутствует понимание своих цивилизационных интересов и даже своей природы. Пришёл момент, когда надо разобраться, к какой цивилизации принадлежим мы, и каковы геополитические выводы?

Бегство молодёжи к террористам, особенно, совсем молодых российских девушек и парней, зачастую никак не связанных ни религией, национальным ни происхождением с исламскими ареалами цивилизационной идеологии, показывает всю исчерпанность, непривлекательность, бесперспективность «цивилизованного» западного мира для молодёжи, «подверженной влияниям» чего-то нового, свежего. И потому безотчётно закрывающей глаза на фатальные последствия своего сотрудничества с террористами, пока виртуальными, но вполне реальными, и бегства к ним «от цивилизации», создавшей сумбур в головах. 50 девушек завербованы только в маленькой Бельгии.

Но и наша, российская цивилизационная перспектива скрыта от молодого образованного поколения, как не видит её и наша российская элита. Был такой факт и в моей альма матер - философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Что показательно, так как именно философские науки концентрируют мировоззренченский вакуум, наиболее ярко выражают его, или, наоборот, стараются рационально освоить его, придать ему некое классическое объяснение. Виноват ли факультет, его преподаватели и администраторы? Если да, то не более, чем все остальные в нашем государстве и обществе. Просто в некоторых точках иногда ярко проявляется то, что копилось последние 30 лет, - сложность с перевариванием мировоззренческих кризисов, сохранением собственного «Я».

Цивилизационный вакуум, отказ от собственной цивилизационной идентичности, конечно, и следствие специальной политики вестернизации и размывания собственных основ, которая легла и на последствия советских однобоких идеологем, направленных против Христианства и славянства. Нынешние институты образования и воспитания, даже самые качественные, просто не в силах его преодолеть. Процессы глобализации внутри России продолжаются, но под глобализацией следует понимать, как мы видим на примере внешнеполитических событий, не столько вестернизацию, сколько разрушение противостоящих западу цивилизационных форм, в том числе и нашей.

Схема: «личность - цивилизация - стратегия России» не определена в массовом сознании россиян, тем более, мы их не можем предложить другим народам и государствам. Россия - не инициатор цивилизационных конфликтов, но она в них не может не участвовать по самому факту свой цивилизационной особенности, как и каждый обитатель русского мира.

3. Цивилизация вообще и наша восточноевропейская цивилизация

Что такое цивилизация? Это не религия, не ценности и не культура. Это устойчивый долговременный тип человека, его личностной, социальной и физической организации. Материальные артефакты, достижения, продукты культуры, а также их аналоги так называемой духовной культуры, вторичны по сравнению с их творцом, человеческим типом, и считаются в цивилизации главным лишь западными фетишистами. Опираться нам нужно в наших земных делах на наш устойчивый человеческий тип.

А как же религия, Православие? - естественным будет вопрос. Верхним, высшим проявлением цивилизационного типа является религия, отношение к трансцендентному, но она не подменяет земного человека,а изменяет под себя. У нашей цивилизации отношение к трансцендентному - вера в Триединого Бога. Православие - путь к спасению, а не к формированию земной природы человечества, его типов. Религия, конечно, сильно меняет тип человека, если она приходит на смену прежней, но в целом тип остаётся устойчивым «земным» образом, насыщенным «небесным содержанием», а у некоторых людей, например, христианских праведников и подвижников, вплоть до полного изменения земной природы. Большинство же остаётся всё в рамках земного человеческого типа, одного из вариантов рода людей. Представляем ли мы свой, особый вариант человека и сможем ли мы его сохранить? Это вопрос сегодня опять актуален.

Нашу цивилизацию можно определить как восточно-европейскую или славянскую, по имени основной, не единственной, языковой семьи её носителей. Это носители двух ключевых маркеров типа человека: языков сатем в Европе и преобладания наследства по мужской линии гаплогруппы R1a1 (генетической метки родства). Кроме восточных европейцев эту метку в мире имеют иранцы и индусы индоевропейского происхождения, но их предки разделились с предками восточных европейцев очень рано и относятся к разным цивилизациям, к иранско-шиитской, индусской.

Наличие славянской цивилизации признают и западные авторы, пишущие на цивилизационную тему (например, д-р Мадан Лал Гол из университета западной Флориды, см. http://uwf.edu/lgoel/html/clashofcivilizations.htm, численность нашей цивилизации 260 миллионов, по его мнению, но на самом деле не менее 350 миллионов). Такая точка зрения приписывается им и другими авторами «классикам» Хантингтону и Тойнби, хотя они называли славянскую цивилизацию также русской или православной.

Русский мир представляет собой наиболее самостоятельный и сохранившийся в древнем виде тип восточноевропейского человека, хотя в нём присутствуют также западнославянский и балканский центры кристаллизации. Данные центры, несмотря на давнюю культурную традицию, большой объём культурных достижений, слитых со славянством, славянскими языками, в частности, а также с кирилло-мефодиевской традицией и традицией восточной Церкви, не обладают такой политической, социальной и культурной самостоятельностью и, следовательно, оригинальностью, как русский мир, и очень сильно подвержены влиянию западной цивилизации.

Именно Россия создала и распространила на всю Восточную Европу, а также в другие регионы мира, например Китай и Индокитай, оригинальную альтернативу западу, - социалистическую или коммунистическую цивилизацию. Однако из-за своего безбожного характера, лишённый потусторонней опоры, социализм не стал, да и не мог стать долговечной цивилизационной формой. Но в нас до сих пор в мире видят как творцов, носителей и миссионеров собственной оригинальной цивилизации. Должны ли мы её навязывать другим? Вряд ли. Но вот защищать её сферу влияния и её рычаги в мире, это, очевидно, делать надо.

Нам предстоит борьба на мировой арене за сохранение восточноевропейской и славянской цивилизации, и её православного стержня, без которого наш тип человека не выживет и будет стёрт в глобальной, и последней после-западной цивилизации. Локально, в островной форме, наша цивилизация не сможет выжить, как аборигены Амазонии или коренные малочисленные народы Севера, поэтому она должна бороться за расширение и объединение своего цивилизационного пространства, а также за контроль за теми мировыми цивилизационными перекрёстками, на которых происходит экспансия конкурентов. Таким образом, в сфере геополитических интересов России, как лидера своей цивилизации, находятся не только территория этой цивилизации, в частности, вся Украина, даже и вся Восточная Европа вплоть до пригородов Стамбула и границы с Грецией, но и более отдалённые перекрёстки цивилизационных битв.

4. Перекрёстки цивилизаций, через которые придётся пройти

Именно как ключевой перекрёсток и «ринг цивилизаций» и следует рассматривать Сирию и весь Ближний Восток. Так они рассматривались в советское время, когда цивилизационные интересы ставились во главу геополитики. С «островной точки» зрения, России как «Острова», сложившейся в 90-е как цивилизационная идеология новых российских кругов, с точки зрения «моя хата с краю», операция в Сирии выглядит как бессмысленная опасная авантюра. Так же выглядел и «восточный вопрос» о захвате проливов и возврате Константинополя в глазах либералов во второй половине XIX - начале XX вв. Или вопрос о Порт-Артуре или КВЖД. А между тем, это были вопросы практической геополитики. Россия никогда не была, да и не могла быть «островом» в бушующем враждебном море, она часть мирового материка, часть цивилизационной суши.

Влияние этой «новой» идеологии, запутавшей многих русских, так велико, что даже и такой ультра-национал-патриот, как И. Стрелков, предрекал страшный провал. Но ничего страшного не произошло, господа, успокойтесь, операция близка к завершению, или к продолжению, кто знает, что наверху думают. Нового Афганистана пока не получись.

Кроме Афганистана, сохраняющего свою важность к числу важных для нас рингов-перекрёстков цивилизаций относятся смежные с Сирией Курдистан и близкий в ней Персидский залив, внутри России - Дагестан, в Ближнем Зарубежье - Таджикистан, Киргизия, Армения. В Восточной Европе - цивилизационном ареале нашей цивилизации, - к перекрёсткам-рингам относятся Молдавия с ПМР и Одесская область, Сербия с Косово, Македония, Албания. Большинство из этих точек России придётся защищать, в том числе и военным путём, - нечего этому удивляться.

Для возвращения или хотя бы даже сохранения влияния в Восточноевропейском ареале перед лицом запада России придётся сделать политический бросок на Балканы через Одесскую область Украины, к тому времени, вероятно, уже бывшей, и Молдавию, а Македонию и Сербию. Придётся решать вопрос с режимами в Болгарии и Румынии. Но это в будущем, правда, возможно скором.

Восточноевропейская цивилизация давно переросла славянские рамки, хотя и большинство её носителей остаются славянами и славянская ассимиляция соседних народов продолжается, всё же правильнее говорить феномене, далеко выходящем за пределы логики славянского родства в сферу особой социальной и культурной организации, как справедливо отмечал К.Леонтьев.

Вряд ли её можно назвать «византийской» (Византии давно уж нет), но элемент византизма, духовный и геополитический, в ней присутствует. Остался после Византии и регион Восточного Средиземноморья, в котором перемешаны в фазе латентного конфликта политические субъекты - представители разных цивилизаций.

Куда пойдёт Россия в своей внешнеполитической стратегии? И именно широта российских цивилизационных интересов как раз определяет особые геополитические интересы на юге, вплоть до Сирии. «Срединный мир» азийско-европейского материка (по Ламанскому) в геополитике как раз заинтересован в южном направлении, как наиболее реальном. Западное направление наглухо закрыто западом и его сателлитами, восточное - исчерпано границами на Тихом океане, и перед лицом растущего Китая стоит задача их удержания, которую можно назвать даже трудной задачей - максимум. Север также подлежит защите и освоению, но он внутри российских границ.

А вот юг открывает перед Россией большие возможности, которые отчасти растрачены и упущены, отчасти игнорируются по объективным и субъективным причинам. Прежде всего, это зона Дуная, Карпат, Балкан, Проливов и Эгейского моря. Ключом ко всем эти процессом является скорейший возврат всей Новороссии с выходом к устью Дуная, и последующим влиянием на Болгарию, Румынию, Сербию, Черногорию, Македонию, Грецию, Кипр, Ливан. Кавказ - направление сложное, больших успехов не будет, но и там Россия постепенно вернёт свои позиции советских времён, заблокировав попытки открыть так называемый второй шёлковый путь.

Теперь, хочешь - не хочешь, эти вопросы встают перед Россией, хотя, может быть, и не являются первостепенно важными. Близорукость политики, и тех, кто за неё отвечает, не позволяют их видеть и придать им значения. Близорукость, более сильная, есть и у тех, кто критикует Путина за вторжение в сирийские дела, игнорируя тот факт, что Россия и в них давно уже и была втянута. Когда-то, несколько лет назад, то же близорукое зрение было направлено на Украину, и ничего в ней не видело. Зато теперь за спиной у русского Крыма маячит украинский вопрос и его горячее продолжение на Донбассе. Вернув Крым в 2014 году, Россия вернулась и в центр Чёрного моря. Ранее серией поражений в украинском вопросе, Россия была оттеснена в северо-восточный угол Чёрного моря, и не могла помышлять о сильной южной балканской и босфорской политике, Ближнем Востоке. Теперь, мы видим, ситуация поменялась - Россия твёрдо стоит на Чёрном море.

Геополитические весы, или рычаг, проходят из России, через восток Украины, Крым, и Турцию до Сирии. Центр его располагается над Турцией, которая контролирует и сковывает наши действия. Турция является камнем преткновения, с другой стороны, стабилизирующим элементом, во всей южной политике для России. Столкновение с Турцией было неизбежным, и оно проявилось, как бы это ни было для нас нежелательным. Однако Турция вынуждена будет считаться с восточноевропейскими интересами, если её не втянут в чужую игру. Последние действия Турции - робкие попытки войти на территорию Сирии непосредственно своими частями, чтобы успеть «к раздаче», сценарий которой поменялся из-за России в очередной раз.

5. Сирия как самый сложный перекрёсток цивилизаций

В мире не так уж много мест, являющихся перекрёстками цивилизаций, - потенциально, и реально, конфликтными скоплениями народов и этнорелигиозных групп разной цивилизационной принадлежности. Кроме Ближнего Востока, это Балканы, Кавказ, Афганистан. Но Сирия - центр Ближнего Востока, - среди них, вероятно, лидирует.

Курды-полуязычники (индоевропейцы-кавказцы), армяне-христиане (индоевропейцы-кавказцы), алавиты, арабы-сунниты, турки-сунниты, шииты, - носители разных цивилизационных традиций. Рядом также Израиль с ближневосточно-западной-восточноевропейской цивилизационной мозаикой. История Сирии - в глубокой древности, - синтез индоевропейцев, западных и восточных, и семитов; эллинистический синкретизм запада и Ближнего Востока, различных направлений Христианства и синкретических культов, гностицизма, затем симбиоз Христианства и ислама, войны арабов и крестоносцев, борьба тюрок и арабов, наконец, в прошлом веке, запада, евреев и арабов, восточноевропейских сил Варшавского блока.

Особенность Сирии - именно в утончённом переплетении цивилизационных форм и их противопоставлении изначальным вариантам данного народа (сирийцы-арабы), или в конкуренции разных ветвей одного и того же изначального человеческого типа (ближневосточного, как правило), выраженной в конкуренции ветвей ислама, ислама и Христианства, иудаизма и ислама (изначально один семитский ближневосточный тип человека, который распался на враждебные ветви). Многообразие цивилизационных форм и течений Сирии, и неразрывно с ней связанного Ближнего Востока, сложно уложить в одну газетную статью.

В современном мире насчитывают от 9 (Хантингтон) до 12 (Тойнби) цивилизаций. Я бы начинал примерно с 15-ти, с учётом разновидностей исламских цивилизаций. Цивилизации - живой исторический процесс, они пересекаются, поглощают друг друга и региональные части других цивилизаций.

В Сирии и соседних, втянутых с ней конфликт странах, непосредственно своими центральными геополитическими силами представлены 4 цивилизации: 1) западная (Израиль, союзники ЕС и США, Греция, Кипр), 2) тюркско-исламская (Турция), 3) арабо-суннитская (вновь недавно оформленная коалиция арабских стран и Ирак); 4) ирано-шиитская (Иран, Ирак). Восточноевропейская цивилизация (российская и соседних славянских народов) непосредственно не представлена никем, - временный военный контингент и базы в Латакии, - не в счёт.

Сирийский сценарий чем-то напоминает сценарий ликвидации Югославии в 1990- годы, которая так же, как и Сирия, была цивилизационным перекрёстком, но в Европе. Отличие сирийского конфликта - большая ставка «на кону», большая ожесточённость войны, и, самое главное, включение посторонних цивилизационных геополитических субъектов - России и Ирана, предотвративших фазу югославского конфликта, когда все набросились на одного - Сербию, - и при поддержке авиации и ракет заставили её сдаться. Но это не значит, что данная фаза теперь исключена. Чрезмерная эскалация в масштабах третьей мировой не входит в планы запада, так как конфликт, по мнению его стратегов, должен быть управляемым, чтобы достичь цели усиления влияния США и запада в целом на Ближнем Востоке в их давлении на арабо-суннитскую цивилизацию.

Пусть Россия и Иран в случае гиперэскалации конфликта с большой вероятностью и проиграют в Сирии (для этого Путиным, вероятно, и выводится контингент). Но выиграет ли запад по итогам большой ближневосточной войны, в которой, вполне вероятно, мишенью станет Израиль, в первую очередь, для Ирана и затем арабо-суннитов? Явно не для того всё затевалось американскими стратегами арабской весны. Недаром они сдали Ирак шиитам.

Основное противостояние в Сирии строится по линии шииты-сунниты и является отголоском противостояния иранского и арабского миров, а также иранского и тюркского. Сирия как раз та страна, на которой сунниты решили взять реванш, который в целом бы предсказуем и прогнозировался российскими экспертами-востоковедами (см. http://www.iimes.ru/?p=4182). Реванш принял характер священной цивилизационной войны - джихада против неверных (алавитов).

При Хафезе и Башаре Асадах Сирия длительное время находилась под властью алавитов. Регион Латакия-Тартус является традиционной базой алавитов. К алавитам принадлежит семья Асадов, сделавшая их привилегированным правящим меньшинством в 12% населения Сирии. Меньшинства с похожим на алавитов статусом есть и соседних странах: Турции (алавиты, алевиты, курды), Ливане (друзы, исмаилиты). В период правления клана Асадов происходило сближением алавитов с шиитами, которое, в частности, включало и признание шиитами алавитов в 1973 году. Одновременно Асад-старший подавил выступления недовольных суннитов.

Кто такие алавиты? Их мировоззрение весьма тёмный для посторонних мировоззренческий феномен. Алавиты представляют разделяющую прослойку между арабами-суннитами и турками-суннитами, ориентированную на шиитов и Иран. История алавитов включает противостояние как тем, так и другим. Алавизм - весьма сложный мировоззренческий и цивилизационный феномен, представляющий собой неортодоксальную шиитскую ветвь сектантского толка, имеющую некоторые обрядовые и вероучительные точки соприкосновения с Христианством, но в действительности, по духу алавизм чуждая ему гностическая религия, имеющая дело с эманациями владыки мира сего.

Война в Сирии и Ираке - война цивилизационных меньшинств Ближнего Востока против суннитов. Режим Асада-старшего имел и социалистические черты, заимствованные у СССР. Для русских, видящих себя цивилизационным материком, сложно понять ментальность цивилизационно смешанных и не по своей воле, а в силу, обстоятельств, меньшинств, этих островков, хватающихся за всякий шанс выжить.

6. Ликвидация Христианства как маркер ближневосточных изменений

Особую роль в понимании сирийской войны играет христианский вопрос в Сирии, который неоднократно освещался на РНЛ. Кратко остановлюсь на его историко-цивилизационном значении. Сирия до VII века была частью православного мира, здесь сохранилась одна из древнейших поместных православных Церквей. Против Христианства в Сирии велась многовековая война на уничтожение, или, в лучшие периоды, на выдавливание. Но они выжили и сохранились не только как духовная, но и как родовая общность. До войны в Сирии христиане разных конфессий составляли 12% населения. В Сирии хорошо представлен и католицизм.

Ликвидация Христианства на Ближнем Востоке - факт сирийской войны, а также вообще всей Арабской весны. Именно христиане в числе групп, приговорённых к ликвидации западом посредством ДАИШ. Это поистине историческое чёрное дело хотят довершить силы арабской коалиции, Турция и Саудовская Аравия, непосредственно вмешавшись в ход сирийского конфликта. А ведь Ближний Восток - колыбель Христианства, оно несёт ближневосточные цивилизационные черты, черты ближневосточного человека, достигшие Божественной глубины. Именно ранние ближневосточные особенности устройства личности позволяют понять особенности Веры в Христа, которые современному человеку с зарегулированным извращённым рационализмом труднодоступны. Но они ещё потенциально открыты восточноевропейскому простому «голому» человеку, воспитанному в стародавних христианских нормах. По завершении перезагрузки Ближнего Востока там останутся только радикальный исламизм и радикальный сионистско-иудейский Израиль. Если говорить о востоке Средиземноморья, последние опоры Христианства на юге, - это католическая, уже отчасти, Италия и Греция с узаконенными гей-браками.

Что я имею в виду под ближневосточной традицией? Речь о приоритете веры над разумом, над западной рационалистической традицией, лежащей в основе Веры в Бога. Отказ от рационалистического и индивидуалистического позиционирования личности. Это основа как ближневосточной авраамической традиции вообще, так и христианской, прежде всего. Роль её в Православии выше, чем в западной церковной традиции. Посредством Православия вера делает русских людей, эталонных восточных европейцев, верующих, и не только верующих, ближе к некоторым ближневосточным разновидностям человека, но лишь в аспекте высшего миропонимания. Первым и главным, конечно, влиянием Ближнего Востока на Церковь было библейское, ветхозаветное и новозаветное, через апостолов. Но и в дальнейшем влияние с востока оно не прекращалось через отцов Церкви на Православие.

И вот сегодня речь идёт фактически о ликвидации последних реликтов этого ближневосточного типа христиан, многие из которых до войны жили в Сирии. Происходит искоренение на Ближнем Востоке христианской авраамической традиции и замена её ваххабитским исламом иудаизмом. Можно ли говорить о «диалоге цивилизаций», когда происходит подобное? То, что происходит с христианами в Сирии может быть предвестником событий в других регионах и даже всемирной катастрофы Христианства.

Для лидеров запада Христианство перестало быть приоритетным цивилизационным базисом, оно используется как разменная монета, и это чувствуют террористы, для которых оно немаловажный духовный враг, показывающий, что исламизм - не единственная духовная альтернатива глобализации и западу. Именно через Сирию в Православии шло влияние ближневосточной цивилизационной традиции в её единственно ценном христианском воплощении. Стоит вспомнить высказывание классика цивилизационного мышления А.Д. Тойнби о роли Сирии: «Христианство и ислам возникли как альтернативные ответы сирийского мира на греко-римское вторжение; христианство, как ненасильственный ответ, ислам, напротив, - насильственный».

Несмотря на многообразие конфликтных ситуаций, общая суть цивилизационных войн в Сирии, и соседних с ней государствах, была всегда в одном: ближневосточные цивилизации, будь то арабы-сунниты, или ранее евреи-иудеи, сталкивались с западом. При этом на стороне Ближнего Востока выступали альтернативные западу цивилизации: тюркская, иранская, восточноевропейская (наша), но они воспринимаются мнящими себя лидерами региона арабами-суннитами как нежелательные конкуренты извне, которые должны быть устранены с ближневосточной арены, а шире, с арены исламского мира. Такова цель вновь созданного исламского блока во главе с Саудовской Аравией. Восточноевропейский цивилизационный блок после развала СССР давно уже перестал быть защитником арабов, а сегодня уже вместе с Сирией исчезает и сам объект для притязаний на такую роль - светские арабские государства. Повестка дня явно поменялась. Сегодня мы защищаем в Сирии Восточную Европу, и в какой-то мере Европу в целом, (хотя это и не в наших интересах, нам нужно ослабление «хватки» ЕС), что проявляется прежде на примере христиан. Если изгнанные сирийские христиане вернутся в свои обители, то угроза от Европы отодвинется. Всё же для долгосрочной стратегии такой страны, как Россия, этого слишком мало.

7. Курс на собственный имперский блок в Средиземноморье

Перед нами цепь революционных амбивалентных событий последних лет: Арабская весна и её приостановка в Сирии с помощью РФ в 2013 году подтолкнула Америку к майданной агрессии на Украине, которая, в свою очередь, вызвала Русскую весну в Новороссии. А наша весна, в свою очередь, усиление натиска и создание Халифата в Сирии и Ираке в 2015 году, в ответ, вмешательство России и Ирана, на которые, создание арабской суннитской коалиции и Турции, формирование американских транстихоокеанского и трансатлантического блоков. Мы видим раскрутку гигантской спирали событий, которые требуют от России, всех русских, с одной стороны, весьма, даже запредельно решительных, с другой очень осторожных действий.

Собственно говоря, главная цель участия России в сирийской войне - в том, чтобы сорвать коварный план запада по контролю над Ближним Востоком, и затормозить его на неопределённое время, не допустив захвата сирийского межцивилизационного пятачка и дальнейшего нападения в Среднюю Азию и на Кавказ. Цель весьма амбициозна и достойна. Но насколько она реально и соответствует нашим национальным интересам? Справимся ли мы с ней? Даже если мы её в какой-то мере достигнем, она не может быть для нас самоцель: России нужно смотреть дальше, гораздо дальше узких и стереотипных подходов! Такова наша роль в мире.

Подсобные цели это: 1) борьба с терроризмом ДАИШ, который угрожает и непосредственно России,; 2) цель переключить повестку дня с украинского вопроса в более выгодное положение главного борца с террором; 3) поучаствовать в свершившемся де-факто разделе Сирии, сохранив статус-кво российского присутствия в Латакии и Тартусе путём создания государства алавитов, шиитов и христиан в западной части Сирии. Последний вариант является «коронным» и фактически уже свершившимся. Сирия существует в основном там. Но не факт, что он станет международно-правовым актом.

НАТО, Турция и сунниты уже сейчас против этого плана будут стараться «сохранить Сирию» как якобы целостное государство для себя. Борьбу с террористическим государством нельзя рассматривать как ключевую цель по ряду причин. ИГИЛ - это, как мы показали выше, не столько субъект, сколько временный механизм в большой межцивилизационной игре запада и лидеров арабов-суннитов. Борясь со следствием, мы не затрагиваем причину. Так было в Афганистане в войне против душманов.

Вероятно, Асад вынужден будет уйти, а на смену ему, возможно, придут совсем другие люди, с совсем другим отношением к России и США. Не исключено, из тех же алавитов, кстати. Россия - Россией, а выживать как-то надо. Что на уме у лидеров этой восточной секты, кто знает, что поедают им их пророки? Может быть, Россия вынуждена после славных войн и побед уйти ни чем с сирийско-средиземноморского театра, как в 1770-х годах?

Стоит ли ради дела шиитов портить отношения с миром арабов-суннитов, которые, кстати, абсолютно преобладают среди российских и евразийских мусульман, а среди их имамов, большинство под влиянием салафизма? Ответ не так прост, так как и здесь нет места заискиванию и односторонним шагам. Да, иранцы являются родственниками славян, но весьма дальними. Да, у нас общие континентальные геополитические интересы. Но являются ли цивилизационно близкими нам шииты, тем более, ближневосточные алавиты, в такой степени, чтобы входит в рискованную игру? Некоторые российские мусульманские круги, вероятно не без оглядки, весьма отрицательно оценивают режим Асадов (см. http://golosislama.com/news.php?id=7517).

Мы можем при самом лучшем исходе рассчитывать на кусок остатков Сирии с военными базами и сдерживание экспансии запада и его разрушительных орудий далее на восток - в Иран, Кавказ, постсоветское пространство. Мы тянем время, выигрываем время, потерянное в 1990-е. Опасная игра с чужими цивилизациями может длиться долго, но она приведёт к выигрышу лишь в случае активизации в Восточной Европе.

Сирийский вопрос, как часть Ближневосточного узла, тесно связан с несколькими стратегическими вопросами (5): - о духовном Византийском наследстве России и защите Православия и христианства на Ближнем Востоке; - о Чёрное море, Босфоре, Балканском полуострове; - о поддержке славянской цивилизации и доминировании России в славянском мире, прежде всего, через Балканы и южных славян, сербов, черногорцев, болгар; - кавказским вопросом, влиянии России на Кавказе и Закавказье, Каспии; - влиянии на исламские народы в Азии, в том числе в Евразии и внутри России, даже внутри мегаполисов (исламский вопрос всё же, видимо, возникнет внутри российских городов).

Пофантазируем о том, чего бы нам хотелось. Основной курс России - от Русской весны в Новороссии к Восточноевропейской весне, созданию своей части Восточной Европы, её юго-восточной части, прилегающей к Балканам. Таким образом, мы охватим наиболее широкую ось Евразии при её стыковке с западом в транзитных переходных зонах, пробьём коридор в санитарной зоне атлантизма, и можем рассчитывать на устойчивые успехи на Ближнем Востоке.

Столетия спустя совпадение военно-политического, глобально-экономического, цивилизационного и священного смыслов возвращают нас в позицию наследников Второго Рима, не крестоносцев, как США, а именно хранителей и освободителей империи. Сирия - часть прежней Византии. До тех пор, пока живо присутствие следов христианской цивилизации в Сирии, сохраняется и шанс на стабильность традиционных цивилизаций. Наследниками воинствующей Византии нас видят и идейные лидеры «Халифат».

Если следовать логике своей восточноевропейской цивилизации, целью России в XXI веке может быть создание традиционалистской православной империи блокового типа на трёх связанных территориально театрах: восточноевропейском, евразийском и восточно-средиземноморском. Восточная Европа, или её часть, вынуждена будет отделиться от цивилизационно мутирующего Евросоюза, создавшего для восточных европейцев слишком тяжёлые условия. Прогнозируемая зависимость исламизируемой Западной Европы от арабского Ближнего Востока и глобального курса США будет способствовать переходу части Восточной Европы к союзу с Россией с целью самосохранения. Это могут быть Сербия, Венгрия, Словакия, Румыния, Молдавия.

В состав третьей, средиземноморской, части восточноевропейской империи могут войти Греция, Кипр, Черногория, Македония, Болгария, Сирия и Ливан. Средиземноморский союз сыграет роль заслона восточноевропейской империи от угроз с юга для первых двух частей восточноевропейского мира, и роль гаранта открытости транс-евразийских путей из Китая в Европу. Главными характеристиками этой империи будут православное Христианство и сбалансированные социалистические элементы государственного строя. Руководство империей может быть либо самодержавное, либо цезаристское. При создании империи России надо делать ставку на ограниченные анклавные общности и государственные образования, зависимые от метрополии, а не национальные государства, склонные к предательству и ускользанию в другие блоки.

Какие выводы следуют из вышеизложенного анализа?

1. России после вывода своих дополнительных сил нужно продолжить и даже активизировать политику в Сирии другими средствами, чтобы не дать, как много раз было в истории загрести жар российскими руками, в том числе, и повторением подобных, или несколько других, военных операций.

2. Сирийский конфликт подтвердил отсутствие собственной конструктивной роли Европы, как и ответственной политики Запада в целом, сделавшего ставку на своих крайних террористов и цивилизационных врагов. Евросоюз никак не показал себя конструктивной силой на Ближнем Востоке. Надеяться на дружественный курс Европы к восточным славянам и восточным европейцам вообще не приходится, и необходимо действовать, не рассчитывая на их партнёрство, а на дальнейшую деградацию и «миниатюризацию Европы», за исключением дехристианизации, с чем мы никак согласиться не можем, как и с дехристианизацией Ближнего Востока и Средиземноморья.

3. Переключившись с Сирии, необходимо активизировать политику на украинском, дунайском и балканском направлениях, пытаясь создать собственную вторую Европу с опорой на Россию. Вероятное направление - юго-восточная Европа и южная часть центральной Европы.

4. Начать поиски и создание идеологии и программы восточноевропейско-средиземноморской империи.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Баранов
Все статьи Сергей Баранов
Бывший СССР
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
День памяти епископа Старицкого Алипия (Попова)
Сегодня мы также вспоминаем мыслителя Д.А.Хомякова, богослова Н.Н.Глубоковского, писательницу Л.А.Чарскую, художника А.В.Куприна, авиатора К.К.Арцеулова и маршала В.И.Чуйкова
18.03.2024
День памяти св. благоверного князя Даниила Московского
Сегодня мы также вспоминаем видных русских ученых Н.Е.Жуковского и П.В.Никольского, генерала А.А.Брусилова и исследователя Арктики К.С.Бадигина
17.03.2024
Он преобразил весь мир
К 165-летию со дня рождения изобретателя радио А.С. Попова
16.03.2024
Любимый дед Советского Союза
К 20 летию со дня смерти великого русского и советского актера Ивана Петровича Рыжова
16.03.2024
Все статьи темы
Новости Турции
«Сейчас Запад борется в основном за время»
Американская администрация думает не о том, что Украина должна победить, а о том, чтобы продержаться до конца года, когда она, может быть, найдет способ выкрутиться, а если не найдет, то отвечать после выборов будут другие
09.03.2024
Идеологическая неразборчивость или религиозная нетерпимость?
Турецкие власти запретили праздновать в частных школах помимо сатанинского Хеллоуина Рождество и Пасху
20.02.2024
Мировой долг преодолел «психологический барьер» в 300 трлн долларов
В целом по миру уровень нагрузки по государственному долгу за год подрос с 96,7 до 97,0% ВВП
04.01.2024
Все статьи темы
Курды и Курдистан
Россия находится в Сирии в сложном положении
Что стоит за обвинениями Эрдогана в адрес Москвы в невыполнении договорённостей?
22.11.2022
Иракские курды и кризис в Багдаде
«Ирак и Курдистан являются важными частями политики США»
23.06.2022
Курды будут вести против Турции тотальную войну. Продолжение
Экспертная оценка Академии Геополитики
11.02.2021
Курды набирают очки, будущее Ирака беспросветно
Зачем иракский министр обороны ездит в Киев
22.09.2020
Все статьи темы
Последние комментарии