Святые Подвижники Русской Идеи

На Архиерейском Соборе РПЦ 2-3 Февраля 2016 года были приняты установления относительно почитания ряда Российских Святых

Бывший СССР  Новости Москвы  Русская цивилизация 
0
2202
Время на чтение 11 минут

На Архиерейском Соборе РПЦ 2-3 Февраля 2016 года был принят ряд установлений относительно всецерковного, всеправославного почитания целого ряда Российских Святых. В их числе Благоверный Великий Князь Киевский и всея Руси Ярослав-Георгий Владимирович Мудрый, Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя, Святители Геннадий (Гонзов), Архиепископ Новгородский, и Серафим (Соболев), Архиепископ Богучарский. В соборном документе говорится: «Сообщить имена перечисленных подвижников Предстоятелям Поместных Православных Церквей для включения в их святцы».

Благоверный Великий Князь Ярослав Мудрый (987 - †1054) был местночтимым Святым Киева, Новгорода и Ростова, почитался на Руси столетиями. Во многих старинных русских месяцесловах Великий Князь присутствует как Святой. Отрадно, что было принято соборное постановление, прославившее древнего подвижника во вселенском достоинстве.

Преподобный Нестор Летописец называл Великого Князя Ярослава Премудрым, сравнивая его с библейским царём Соломоном, а также превозносил за создание на месте битвы против печенегов Храма Святой Софии - Премудрости Божией. Грандиозная заслуга Великого Князя Ярослава в том, что он воцерковил Русь. Чин храмовой службы в Киевском Софийском соборе устанавливался как образец для богослужения во всех храмах Руси. Для того в Киев специально командировалось провинциальное духовенство, чтобы они проходили школу регулярного богослужения. По велению Великого Князя кафедральные соборы создавались во многих городах Руси. Они в свою очередь становились богослужебными школами для местных монастырей и приходских храмов. Тут не стоит видеть только административную инициативу Государя. Природа подобных нововведений в высокодуховном, по-христиански любовном отношении Князя Ярослава к своему народу и Отечеству. Люди такое отношение чутко чувствовали и понимали. Поэтому и почитание Князя Ярослава Мудрого как регулярное панихидное поминание продолжалось вплоть до монгольского нашествия. Гробница Благоверного Князя никогда не была в забвении. Во время или после таких панихид совершались чудесные исцеления, справедливые решения каких-то сложных дел, избавления от несчастий. Люди притекали снова и снова, заказывая панихиды уже в благодарность за чудесную помощь. Почитание началось в Киеве, Ростове, Новгороде, потом перешло во Владимир, и далее - в Москву.

Несомненно, знаменательным событием стало общецерковное прославление воинов-схимников Преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби (†1380) - духовных сподвижников Преподобного Сергия Радонежского и Благоверного Великого Князя Дмитрия Донского. Их гробница в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове почиталась веками, начиная с погребения их тел после Куликовской битвы, и в Москве с незапамятных времен они стали местночтимыми Святыми. После всесоюзного празднования 600-летия Куликовской битвы в 1980 г. их в качестве местночтимых стали официально почитать в Брянской и Курской епархиях. На самом же деле Пересвета и Ослябю духовно чтили по всей России, особенно с конца 80-х - начала 90-х гг. Недавно я прочитал интересный материал капитана второго ранга запаса, кандидата богословия, Епископа Североморского и Умбского Митрофана (Баданина), где рассказывается:

«В Троице-Сергиевой Лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь... И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой книге, где фиксируются их важнейшие духовные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей. Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем - это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «безсмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя безпредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мiра - демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является безсмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы. Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких избранных духами воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом - чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских».

В свете данного современного предания совершенно иначе видится решение прозорливого Преподобного Сергия Радонежского послать на Куликовскую битву именно схимников, имевших в прошлом и военный опыт, и опыт молитвенный духовной брани, опыт исихазма.

Всероссийское почитание Святителя Геннадия Новгородского (1410 - †1505), подвижника второй половины XV века, было известно по крайней мере с середины XVII столетия. Начиналось же оно столетием ранее - в эпоху Царя Иоанна Васильевича Грозного и Святителя Макария Московского - в Москве и Великом Новгороде. Но тогда не было особого соборного решения о его прославлении, а в XVIII веке, когда усилиями Святейшего Синода пополнялись святцы братских Православных Церквей, он по каким-то причинам оказался в забвении.

Святитель Геннадий (Гонзов) - интереснейшая личность, просвещеннейший человек своего времени. С начала 1470-х годов он был архимандритом кремлёвского Чудового монастыря. Чудов монастырь в те времена был высшей школой Российского Великого Княжества, в нем были мастерские по переписке и изготовлению книг, трудились переводчики, тут же учились как духовные, так и светские лица, которые готовились для государственной службы, в первую очередь для посольских нужд. В 1484 году над архимандритом Геннадием совершили епископскую хиротонию и назначили Архиепископом Новгородским и Псковским. Он и в Новгороде создал мощнейший интеллектуально-духовный центр.

Ещё в 1470-е годы под влиянием приезжих иудеев-талмудистов среди новгородского духовенства и боярства тайно завелась так называемая ересь жидовствующих. Новый Архиепископ с самого начала своего служения на кафедре заподозрил что-то неладное в псковском Немцове монастыре, где Игуменом был Захария, который сам перестал причащаться и запретил принятие Святых Тайн своим инокам. После начала расследования игумен Захария принялся писать на Архиепископа доносы и подметные письма, ложно обвиняя Владыку в «симонии» - получении Новгородской кафедры за денежное подношение Великому Князю Иоанну Васильевичу, и якобы требовании Архиепископом платы с рукополагаемых в священники.

Три года спустя выяснилось, что некоторые священники Новгородской епархии отрицают Новый Завет, святость Животворящего Креста, Пресвятую Троицу, Святое Причастие, Богородицу, святые иконы, а «истинную» веру видят только в талмудическом варианте Ветхого Завета. Еретическая гидра захватила к тому времени Москву, высокое московское чиновничество, Московского Митрополита Зосиму, вовлекла великокняжескую семью - вдовую невестку и внука княжича Димитрия Иоанновича. Великий Князь Иоанн Васильевич Старший хотел видеть своим преемником внука и даже венчал его в 1498 году с титулом второго Великого Князя. Страшное духовное бедствие напало на Русь. И в случае перехода власти к тому юноше духовное извращение могло стать официальной религией нашего государства.

Именно для успешной борьбы с религиозным заблуждением, для наглядного доказательства неразрывной духовной связи между Новым и Ветхим Заветами, для успешного обличения лжи талмудизма Святитель Геннадий со своими помощниками составил полный церковно-славянский канон Ветхого Завета. До того разрозненно существовали церковно-славянские переводы библейских текстов в виде паремий для богослужебных чтений в храме, а также Псалтырь, Книга Иова и некоторые пророческие книги. Полного свода, как Септуагинта на греческом языке, у православных славян не было. Духовный подвиг Святителя Геннадия Новгородского по составлению полной Славянской Библии до сих пор почитается не только на Руси, но и среди всех православных славян, а также инославными славянофилами Запада. Причем для перевода Библии на церковнославянский язык он использовал не только Септуагинту - греческий вариант Священного Писания, но и те Библейские книги, которые к тому времени сохранились только на латинском языке. В своей борьбе с ересью жидовствующих Святитель Геннадий опёрся на один из духовных центров - на Успенский Волоколамский монастырь, ныне известный как Иосифо-Волоцкий монастырь, где также существовала богатая библиотека и во главе которого стоял игумен Иосиф. Под влиянием обличений Святителя Геннадия и Преподобного Иосифа Волоцкого Великий Князь Иоанн Васильевич Старший, который первым носил прозвище Грозного, предал юного Великого Князя Димитрия Иоанновича и его мать опале, а в преемники выдвинул своего православного сына Князя Василия Иоанновича, при котором ересь жидовствующих была окончательно соборно осуждена.

Хорошо известно, что в 1970-е - 1990-е годы клерикальные либералы неоднократно ставили вопрос о деканонизации Святителя Геннадия. Почему, хотелось бы знать? Теперь, после решения Архиерейского Собора о всеправославном признании святости Новгородского Святителя Геннадия, подобные демарши в Церкви станут совершенно недопустимы.

Архиепископ Серафим, в мiру Николай Борисович Соболев (1881 - †1950), по времени самый близкий к нам подвижник православного благочестия, который имеет особенное значение для современности. Он был высокообразованным человеком, окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, там же на последнем курсе в 1908 году был пострижен в монашество с именем Серафим в честь прославленного за пять лет до того Преподобного Серафима Саровского. Его однокашники свидетельствовали, что инок Серафим ещё в пору учебы отличался необыкновенно развитым умом, аскетизмом и любовью к Богу, ближним и высокому Православному Богословию. Его хиротония во епископа состоялась в «белом» Крыму, в Симферополе в Октябре 1920 года, ему поручалось окормление воинства. Вместе с тысячами русских беженцев вскоре он оказался в Константинополе, а затем в Болгарии, где решением Временного Церковного Управления под руководством Митрополита Антония (Храповицкого) был назначен викарным епископом Богучарским Воронежской епархии. Но по месту назначения ему так и не удалось служить, и остальную жизнь он провел в изгнании. Он настоятельствовал в русской посольской церкви в Софии, где и был после погребен. В Болгарской Православной Церкви он почитался местночтимо как подвижник благочестия уже вскоре после его смерти, над его гробницей совершались панихиды, а молящиеся получали духовную помощь в своих разнообразных нуждах. В Июне 1989 года мне довелось побывать в Софии и приложиться к гробнице Святителя Серафима, и хочу отметить, что для этого мне пришлось отстоять очередь из нескольких десятков человек, что свидетельствовало об особом почитании Русского Божия Угодника даже до его неофициального прославления РПЦЗ в 2002 году.

Свои богословские труды 1920-1940-х годов Епископ Серафим посвящал в основном борьбе с современными ересями и обличению различных отступлений от православных канонов и обычаев. В 1938 году для Архиерейского Собора РПЦЗ он составил доклад, озаглавленный «Русская Идеология». Именно на основании того доклада и была написана самая знаменитая книга Владыки Серафима. Вообще, самого термина «идеология» церковные богословы в начале ХХ века побаивались. Но в 1930-е годы стало ясно, что духовная брань с силами зла проходит именно в сфере идей. Тогда возросла богоборческая коммунистическая идеология, богоборческая фашистская идеология, богоборческая идеология германского нацизма, наконец, богоборческая идеология финансового нацизма, который продвигался через транснациональные корпорации и политику Северо-Американских соединенных штатов. Возникла духовная необходимость таким многоразличным сводам богоборческих идей противопоставить идеологию православную, идеологию русскую.

И если теперь в большинстве стран европейского цивилизационного типа идеологии откровенного фашизма, нордического нацизма и интернационального коммунизма стали уделом маргиналов или оппозиционеров, то идеология финансового долларового нацизма, религия желтого дьявола после падения режимов СССР и его многочисленных стран-сателлитов охватила большинство государств планеты, в международной и внутренний политике лишая их суверенитета. Идеология финансового нацизма с помощью чётко сформулированных стратегем, массированной пропаганды и агитации каждодневно воздействует на сознание миллиардов людей. С конца 1980-х и появления спецпропагандистского мифа о «деревянном рубле», на протяжении и 1990-х и 2000-х она почти безраздельно господствовала и в России. До сих пор она оказывает яростное сопротивление возрождению российского суверенитета как извне - с помощью в первую очередь финансовых санкций, так и изнутри - со стороны пятой колоны.

Для нас - православных царистов второй половины 1980-х годов, в пору нашего воцерковления «Русская Идеология» стала книгой путеводной! Мы уже тогда прилагали много усилий для её распространения в многочисленных ксерокопиях. На рубеже 1980-х и 1990-х питерец Константин Душенов подпольно издал «Русскую Идеологию» чуть ли не тысячным тиражом, и его большая часть поступила в Москву. Отсюда она расходилась по провинции. С появлением православного официального книгоиздания «Русская Идеология» выпускалась в различных епархиях, и её суммарный тираж, полагаю, уже достиг сотен тысяч экземпляров, распространяется она и в Рунете.

В церковной среде «Русская Идеология» стала одной из популярнейших книг ХХI столетия. Теперь же значение труда Владыки Серафима Соболева в деле возрождения Православной Христианской цивилизации будет только возрастать.

Владыка Серафим одним из первых почувствовал гибельность расцветающих сатанинских идеологий, понял, что нам, церковным людям, нельзя отстраняться от идеологической формы духовной брани. Он собрал и сформулировал ключевые идеи Русского государства, Русского Царства, которые обязательно пригодятся Руси грядущей. И перечитывая в веке нынешнем его труд, можно смело сказать, что воззрения Святителя не были наивными. Во многом именно его книга сформировала среди нашего русского православного люда гражданских, политически подкованных личностей, подданных грядущего Русского Царства, готовых воспринять совершенно новые государственные отношения, пока ещё нам неведомые. Не сомневаюсь, что в конце концов святость Владыки Серафима (Соболева) признают и поймут православные всего мiра!

В определенном смысле названные подвижники X-XI, XIV, XV и XX столетий каждый по-своему своими подвигами, деяниями, собственной жертвенной жизнью и смертью были выразителями разных сторон Русской Идеи. Так, Великий Князь Ярослав Мудрый в своем церковно-державном строительстве, в широком распространении письменной грамотности на Руси, в создании храмов Премудрости Божией - Софийских соборов в Киеве, Новгороде, Смоленске и, возможно, в Полоцке, созидал основы Русской Цивилизации, Русской Идеологии. Иноки-воины Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя не только встали на защиту Отечества, но вступили в борьбу за его духовный цивилизационный код. Святитель Геннадий Новгородский стал ревнителем утверждения на Руси подлинно библейского мiровоззрения. А Владыка Серафим (Соболев) свел воедино тысячелетние усилия по соборному обретению Русской Идеи в своем фундаментальном богословском труде. Современные русские храмоздатели, просветители, воспитатели, воины, идеологи, политики в лице этих подвижников в наши трудные и судьбоносные времена обрели себе Небесных Покровителей и помощников.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

17. Re: Святые Подвижники Русской Идеи

Уважаемый Леонид, интересные детали узнал из Вашей статьи о поединке св. Александра Пересвета и Челубея. Слава Богу! А вышел я на эту статью, когда увидел Вас среди подписавших "Обращение". Кстати, я тоже подписываюсь под ним. Михаил Ершов Напишите, пожалуйста, где оно еще кроме РНЛ опубликовано и доставлено ли лично Президенту Путину В.В. и патриарху Кириллу (Гундяеву)?
М.Е. / 29.02.2016, 08:49

16. Ответ на 1., Андрей Хвалин:

Поздравляю Леонида Евгеньевича Болотина с очередной добротной публикацией. С новой победой русского духовного оружия! А.Хвалин

Этих оруженосцев мы уже встречали в их яростной борьбе с Царскими останками!
Голева Т / 29.02.2016, 06:32

15. Ответ на 8., Леонид Болотин:

Достопочтеннейший Леонид Евгеньевич! Благодарю за отклик. Ваши представления мне стали яснее. Несколько вопросов, поднятых Вами, побудили меня продолжить разговор. Прежде всего, хочу сказать, что я такой же, как и вы, царист, и как Вам удалось увидеть во мне противника, непонятно. Кстати, полностью поддерживаю Ваше совместное с Бойко-Великим и др. обращение по поводу единения с католиками. Это лучшее, что я видел по данному поводу, готов подписаться. Не вижу разногласий между нами и в остальном. Мы просто рассматриваем русскую идеологию немного с разных сторон. В отношении употребляемого свт.Серафимом термина идеология, в чем вы ведь тоже усмотрели нетрадиционность, я полагаю, что Святитель решил заговорить на доступном нам, идеологизированным советским людям, языке, используя понятийный ряд сер.ХХ века. И только. Никакого противоречия с текстом Вашей статьи. Единственное, с чем не могу согласиться с Вами, так это с тем, что Святитель использовал слово идеология для "преткновения, в совершенно определенных целях". Никакого преткновения, все совершенно логично. Отстаивается Симфония власти применительно к России и утверждается, что православная вера требует православного Царя. Вот и вся идеология. И еще. Прочтя Ваши возражения я не поленился уточнить определение, которое дает свт.Серафим понятию русская идеология. Все-таки, Леонид Евгеньевич, это именно то, о чем написал я, не обессудьте. Вот цитата, одна из всего текста книги выделена жирным шрифтом, которую я нашел в конце последней главы: Русская идеология "есть не что иное, как православная вера и основанная на ней русская жизнь во всех ее областях, начиная с личной и кончая государственной, почему Русское государство и должно возглавляться царскою самодержавною властью." Весь остальной текст находится в согласии с этим определением. Это настолько исконно русское понятие, что оно возникает и у людей, не читавших ничего подобного, а просто живущих церковной жизнью и исповедающих Христа распятого. Но только тех, кто делает это честно. Был рад поговорить с Вами, О.В.К.

14. На пост vlad7: от 2016-02-28 в 17:00.

Дорогой о ГОСПОДЕ Читатель! Совершенно согласен с Вами: «Надо читать сами работы. Свт. Серафим пишет очень просто», тем самым отказываясь писать о трудах Святителя Серафима (Соболева). Но Вы же Сами указали на не достаток в моей КРАТКОЙ заметке о целых ПЯТИ Святых: «Не указаны главные труды Святителя по разоблачению ересей мит. Антония (Храповицкого), архиман. Сергия (Старгородского), священника Сергия Булгакова». Получается как-то непоследовательно у Вас! Хотя у меня ясно, хотя и кратко было сказано в моем материале: «Свои богословские труды 1920-1940-х годов Епископ Серафим посвящал в основном борьбе с современными ересями и обличению различных отступлений от православных канонов и обычаев». Неужели Вам не стыдно?! :)
Леонид Болотин / 28.02.2016, 16:19

13. Ответ на 7., Леонид Болотин:

Будем ждать от многоуважаемого «vlad7» обстоятельного материала о наследии Святителя Серафима.

Надо читать сами работы. Свт. Серафим пишет очень просто. Святоотеческое учение о первородном грехе и искуплении, которое защищал свт. Серафим Богучарский, видимо, толком не прописано в проекте нового катехизиса РПЦ. И потому его статьи особенно важны сейчас.
vlad7 / 28.02.2016, 14:00

12. На пост Достопочтенной «Воды» от 2016-02-27 в 22:18!

Дорогая о ГОСПОДЕ Читательница! И я благодарен Вам за сердечный отклик и за присылку списка основных источников из книги-фотоальбома Charlotte Zeepvat. Мне он может пригодиться уже сейчас. Совершенно согласен с Вашим удивлением и возмущение относительно того, «что у министерства культуры находятся деньги, как ... потом выясняется, на скандальные и пошлые "вещи"». Но в моем случае дело обстоит совершенно иначе. Свою новую работу я начал совсем недавно — 8 Февраля нынешнего года, вернулся к теме, которой практически не занимался лет 14 или 12, хотя в Красногорском архиве эпизодически работал и в середине «нулевые», однако недолго… В моем случае совсем не всё так печально, а даже наоборот! Поделился с Вами, как с человеком сочувствующим и тонко переживающим Высокую Жизнь Святых Царственных Мучеников, своими черновиками, предварительными подходами к работе, которая подразумевает большую и кропотливую доработку по источникам. Многие наблюдения сейчас записываю «гадательно», на уровне постановки вопросов: у меня плохая память из-за склероза сосудов мозга, и для последующей работы с другими источниками такие заметки будут мне необходимым подспорьем. Тут выражен мой метод свободного входа в исследования темы. Убежден, что со временем мне удастся, например, установить точно, сделана ли фотография Государя и Цесаревича на берегу пруда или Днепра, в Царском Селе или в другом месте, точно определить время года… Но чтобы такое установить, надо уже сейчас поставить нужные вопросы. Тоже самое относительно уточнения хронологии. Ведь есть дневники Государя, переписка с Государыней, другие фотографии, идентифицированные точно по персонажам, месту и времени, протоколы и журналы Министерства Двора и Уделов, мемуары разных лиц и множество других источников. Вот для последующего сопоставления «догадок» с различными и многообразными источниками нужны такие предварительные заметки. Пока я предварительно описал только менее двухсот фотографий, ещё не сканировал их, не рассматривал фрагменты, увеличенные многократно и пропущенные через программы, усиливающие контрастность или резкость изображений. Пока просто работаю с лупой. После качественного сканирования в разных режимах можно будет детали изучать на мониторе. В тех коллекциях, с которыми мне предстоит работать, фотографий, возможно, даже не многие сотни, а две или три тысячи. Их я даже не успел даже бегло просмотреть… Но я никуда не спешу в подобных делах. Такая работа требует предельной внимательности, сосредоточенности и… созерцательности. :) Без такого подхода не заработает интуиция поиска и дальнейшего выявления скрытой информации. Обыкновенная исследовательская «рутина». И вовсе моя работа не предназначена «в стол». Правда, результаты от неё станут достойны научной публикации в книжном каталоге или в Сети не раньше, чем через года два или даже три. Напротив, я рад, что Промыслом БОЖИЕМ вернулся к работе над темой, фактуру которой основательно подзабыл, и пока я только восстанавливаю старые навыки… А далее дело пойдет! Правда, моя работа скромно финансируется частной инициативой, не на государственном уровне, как было бы дОлжно. Потому потребное для неё техническое оснащение: для изучения фотографий и особенно негативов, для выявления поврежденных надписей потребуется качественная техника, а не только мои глаза, силы и умение, и приобретение техники затянется на месяцы. В потом же потребуется привлечение технических специалистов, экспертов по узким специальностям, различных консультантов… Но я считаю, мне было бы грех жаловаться. Наоборот: радуюсь о ХРИСТЕ, что так сложилось!!! Очень рассчитываю в дальнейшем на помощь добровольных помощников. Именно поэтому поделился своими впечатлениями на форуме — не только с Вами, но и с другими читателями. Без общественной поддержки подобные программы продвигаются менее успешно и гораздо медленнее… Ещё раз благодарю Вас за сочувствие и участие. С искренним почтением Ваш Леонид Болотин
Леонид Болотин / 28.02.2016, 10:47

11. Святые Подвижники Русской Идеи

Спасибо за ответ, уважаемый Леонид Евгеньевич. Вот такие сейчас у меня дела!

. С интересом прочитала Ваши воспоминания и о сегодняшних делах, связанных с работой над фотографиями Царской Семьи, фотографии - это окно, окно в тот мир. Леонид Евгеньевич, вы знаете, как-то грустно читать: Вот пока совершенно вчерне составляю исключительно для себя такие описания, которые потом потребуется уточнять документально: «Фотография наших Государей — Цесаревича Алексея Николаевича (слева) и Всероссийского Императора Николая Александровича (справа) на берегу реки или, скорее всего, довольно большого пруда....

. о том, что Вы работаете, как бы только для себя, "в стол". Иногда, скорее часто, читаешь и удивляешься, а скорее - возмущаешься, что у министерства культуры находятся деньги, как ... потом выясняется, на скандальные и пошлые "вещи", а на издание книг-фотоальбомов о нашей - русской истории, которую можно изучать и по фотографиям, с фотографиями, как-то не находятся. Книга-фотоальбом, составленная трудом знающих, как Вы, людей должна быть и среди школьных учебников вместе с учебниками по истории, совершенно по другому воспринимаются исторические факты, да и учить историю, намного интересней. P.S. В книге-фотоальбоме Charlotte Zeepvat фотографии собраны из: 1.The Royal Arhives (из архива Королевы Елизаветы II) 2.Staatsarchiv Darmstadt Дармастатского государственного архива) 3.The Beinecke Rare Book and Manuscirpt Library Yale Univ (из, наз. выше, библиотеки редких книг и рукописей) 4.Из коллекции Княгини Ирины Багратион-Мухранской. 5. Из коллекций Великих Князей - Николая Романова и Дмитрия Романова. 6.Из коллекции Nancy Tyron 7.Из коллекции N.Busenye 8.Из коллекции о. (пастора)Mclen Wilson Ещё раз, спасибо за ответ.
вода / 27.02.2016, 19:18

10. Андрею Витальевичу СОШЕНКО

Весьма тронут, Дорогой Андрей Витальевич! Сердечно Вас благодарю!
Леонид Болотин / 27.02.2016, 13:25

9. На посты №3-4

От души признателен Вам за поздравление и внимание. К сожалению, я не знаком с изданием Charlotte Zeepvat "The camera and the TSARS" или с его венгерским вариантом "Окно в радостный мир". Вообще по Царской теме очень много упустил за последние 15 лет. Но судя по русскому переводу названия альбома, вряд ли автор позволила себе в комментариях какие-то несуразности. Так что я думаю, Вам следует доверять Вашему впечатлению от той книги. Вообще мiр фотографий Царской Семьи, и особенно фотографий «домашних», сделанных Ими Самими или людьми из Их ближайшего окружения — Пьером Жильяром, Анной Танеевой и некоторыми другими — явление совершенно исключительное, выражающее гораздо большее, чем физически и психологически может вместить негативная фото-пластина и отпечаток с неё. Мне впервые довелось иметь дело с фотографиями Семей Императоров Александра III и Николая II в Государственном историческом музее, где я работал в 1974-1975 годах. К нам в отдел поступило три роскошных и очень толстых Царских фотоальбома с сотнями снимков придворного фотографа, кажется, Левицкого. От сырости края паспарту тех альбомов были заражены грибком. Занимался «варварским» делом: по поручению начальства мне надо было бумажной «гильотиной» обрубать края паспарту, чтобы грибковая зараза не распространялась дальше — на сами снимки. Конечно, такую ответственную по современным понятиям работу нельзя было поручать вчерашнему школьнику, а нужно было бы передать исторические раритеты настоящему реставратору, который с помощью подобающих химических препаратов уничтожил бы грибок и восстановил роскошные переплеты. Но в советское время подход к Царскому Наследию был иной. Слава БОГУ, что нашелся среди начальства человек, который решил спасти сами фотографии хотя бы и таким «варварским» способом. Задание я старался выполнять старательно и аккуратно, и оно заняло у меня две или три недели (естественно, в тоже время я выполнял и другие поручения), и я имел возможность через те снимки вдоволь насмотреться на Царскую Жизнь в старом и новом Ливадийском Дворце. В моем историческом и духовном возрастании по Промыслу БОЖИЮ тот эпизод был невероятно важен, хотя я просто внимательно рассматривал каждый снимок, ещё почти ничего не ведая о большинстве персонажей, изображенных на них. Потом в 1988-1990 годах, когда мы с Валерием Владимировичем Архиповым готовили для «Радонежа» фотовыставку «Царский Архив», мне довелось много «общаться» с Царскими фотографиями в Центральном Архиве Октябрьской революции (ныне ГАРФ) и в Красногорском архиве кино-фотодокументов. И вот теперь в одном музейном учреждении мне поручили разбираться собранием старинных фотографий, среди которых есть и коллекции «кодаковских» негативов и отпечатков, по авторству принадлежавших Царской Семье и Её ближайшему окружению, видимо, Пьеру Жильяру. Те снимки когда-то оказались за границей, а потом несколько лет назад вернулись в Россию. Мне пришлось теперь восстанавливать многие навыки исторической идентификации фотографий, их персонажей, обстоятельств и условий съемки. А чему-то придется просто заново учиться, потому что вновь обратившись к данному высокому предмету, а оказался в блаженном сократовском состоянии: «Знаю, что я ничего не знаю!» В настоящем случае — «ничего не знаю» о данном предмете. Ну, разве мне ли судить чей-то аналогичный труд?! Вот пока совершенно вчерне составляю исключительно для себя такие описания, которые потом потребуется уточнять документально: «Фотография наших Государей — Цесаревича Алексея Николаевича (слева) и Всероссийского Императора Николая Александровича (справа) на берегу реки или, скорее всего, довольно большого пруда, потому что левее Цесаревича на отдалении сотни-другой метров виднеется что-то похожее на плотину, а на поверхности воды ближе противоположному берегу на значительных площадях что-то вроде ряски и водяных лилий, растительность более характерная для застоявшихся прудов, чем для проточных рек. Оба в полевой форме, но Император просто в гимнастерке, а Цесаревич в шинели: судя по длинным теням и Солнцу с горизонта дело либо рано утром, либо к вечеру, да и на воде видна рябь, что свидетельствует о свежем ветре и прохладе наступившей осени. Значительная растительность на воде, опавшие листья на коротко скошенной траве пожухшего вида, поредевшая вверху крона ближайшего дерева указывают именно на осень. Император Николай собирается прикурить папиросу, которую держит во рту, и готов уже чиркнуть спичкой о коробок в руках. В согнутом локте левой руки рукоять суковатой трости, которую Он держит на весу. Цесаревич вытянулся почти во фрунт, правая рука полусогнута и прижата к животу. Оба смотрят в объектив фотокамеры. Снимок отпечатан на фотобумаге для почтовых открыток. 87 мм х 110 мм. На обороте фрагмент адресных граф, печатно: “POST CARD. CARTE POSTALE. …ommunication – Correspondance. Address — Adresse”, прямоугольник для марки, внутри которого графическая эмблема – монограмма букв “LTD K”, возможно, монограмма фирмы «Кодак» надпись “STAMP HERE”. На обороте следы простого карандаша только в районе места для марки. Там, кажется, просматривается запись «72» или «7е». К обороту был приклеен желтый стикер с надписью простым карандашом: «Nicolas et Alexis au bord de la D???p? 1915». (На берегу Днепра? Возможно…)» Или такое описание: «Фотография наших Государей — Цесаревича Алексея Николаевича (слева) и Всероссийского Императора Николая Александровича (справа) в парке на скамейке, возможно, в Царском Селе. Аналогичные фотографии с похожими скамейками мне доводилось видеть именно в связи с Царским Селом: за левым плечом Царя видна часть ствола чугунной пушки. Такие были в Царскосельском парке неподалеку от Александровского Дворца. Цесаревич в фуражке и шинели с Георгиевской медалью по центру груди. Государь без шинели: в светлой гимнастерке, темных галифе и в до блеска вычищенных сапогах. Могу предположить, что дело было средней осенью: листва с деревьев большей частью опала, но справа от Государя Императора за вязом или липой возле скамейки какой-то пожухлый куст с листьями и, возможно, с согнутым долу цветком. Не хризантемы ли это? Сапоги Цесаревича изрядно испачканы, видимо, лазил по лужам и сырой листве, «загребал» ногами песок на парковых дорожках. Снимок отпечатан на фотобумаге для почтовых открыток. 88 мм х 90 мм. Края обрезаны неровно. На обороте фрагмент адресных граф. С левой стороны наискось надпись простым карандашом: «1914», в правом нижнем углу другим почерком: «1914»…» Вот такие сейчас у меня дела!
Леонид Болотин / 27.02.2016, 11:43

8. Достопочтенному Олегу Владимировичу Коршунову

Сердечное СпасиБо Вам за Ваш отзыв и благопожелание. Конечно, Вы правы, обращая внимание на то, что в выражении «Русская Идеология» «Святитель подразумевал… православную веру». Даже уточнил бы Вас: не только внутреннее состояние веры, но и прямое духовное действие, обращенное к окружающему мiру: специфически РУССКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ! Но хочу обратить Ваше внимание и внимание других единоверных нам читателей, что мы исповедуем «религию» БОГА-СЛОВА, и потому наше отношение к словам вообще должно быть более пристальным, без подмен одного другим, в нашем исповедании ИМЕНА и НАИМЕНОВАНИЯ со времен Святого Праотца Адама по БОЖЬЕМУ Замыслу имеют исключительное, жизненно важное значение. В качестве заглавия Своей книги Святитель Серафим употребил выражение «Русская Идеология», а не «Русская Вера», многократно термин «идеология» он употребляет и в тексте Своего трактата. Конечно, Русская Идеология является прямым выражением нашей Веры, одним из многообразных проявлений нашей Веры. С этим спорить безполезно! Однако для реалистического христианского взгляда обязательно надо различать границы предмета. В данном случае предметом Святительского описания является именно «Русская Идеология», а не вся Православная Вера в различных её проявлениях вообще. Если же мы будем благочестивыми толкованиями, из «страха» перед неблагочествым словом, перед политическим термином «идеология», размывать границы предмета, называя его другими именами, то мы и умалим достоинство самого предмета, испортим для собственного же употребления его практические свойства. Чрезвычайно чуткий к слову Бого-Слов Святитель Серафим вручил нам конкретное словесное оружие, которое Он назвал «Русской Идеологией», а не «Русской Доктриной», «Русским Мiровозрением», «Русской Философией» или «Русским Катехизисом». И нам не следует излишне тупить своими толкованиями и подразумеваниями острие данного оружия. Оружие Владыки Серафима предназначено именно для борьбы с враждебными, антихристианскими идеологиями, а не с чем-то иным. С автоматом Калашников безполезно бороться с насекомыми — вредителями сельхозугодий, эпидемию гриппа невозможно победить с помощью установки залпового огня «Град». Так и с духовными орудиями. С антихристианскими идеологиями сподручнее и успешнее бороться с помощь «Русской Идеологии» Святителя Серафима, а не с помощью катехизисов вообще, хотя и «Русская Идеология» Святителя и несет в себе жанровые черты катехизиса. Святитель Серафим совершил духовный подвиг — употребил в самом заглавии Своего Православного Богословского Труда политический термин, сочиненный французским «просветителем» и до того употребимый только в оголтелой светской политике. Тем самым Святитель Серафим указал прямо, без «благочестивых» околичностей, на враждебное явление, с которым он борется, и призвал на такую брань всех нас. Видимо, одним из изобретателей политического термина «царизм», а точнее ругательного ярлыка по отношению к политическому строю Российской Империи, был Энгельс. Но Священномученик Андроник (Никольский), Архиепископ Пермский и Кунгурский ещё в 1909 году не побоялся написать: «Наш Русский Царизм по существу есть настоящая Теократия — Богоуправление, при котором САМ БОГ является УПРАВЛЯЮЩИМ через помазанного ИМ Царя» (Епископ Андроник. Русский гражданский строй жизни перед судом Христианина, или основание и смысл Царского Самодержавия. М., 1995, с. 17; первое издание: Старая Руза, 1909). Вас, Олег Владимирович, видимо, термин «царизм» и производное от него наше самонаименование «православные царисты» тоже несколько смущают. По крайней мере, Ваше выражение «Для нас тоже!» указывает на то, что Себя Вы отделяете от такого «политического» сообщества. Вероятно, в русле такого подхода Вы и пытаетесь «защитить» Святителя Серафима от слишком прямолинейного восприятия читателями термина «идеология» в его труде, указанием на то, что Владыка «подразумевал». И это похвально по намерениям! Святость, Святыню надо оберегать и отдалять в восприятии простыми читателями от пошлых значений тех или иных широкоупотребимых слов. Но при этом нам надо больше доверять Святым Людям, которые употребляют именно такие слова, вызывающие преткновения, в совершенно определенных целях. Российские либералы в последней четверти XIX столетия, демонстрируя свою осведомленность в Русской Истории, придумали ругательство по отношению православным патриотам — «черносотенцы». Но патриоты не испугались враждебных духовных энергий, которыми накачивали данный неологизм их противники, сами вспомнили об историческом значении посадских черных сотен в восстановлении порядка, и стали с достоинством самих себя называть черносотенцами. Вот линия фронта в Русском Языке, где проходят ключевые боестолкновения. А искажение диспозиций только мешает Победе Русского Духовного Оружия! Прошу Вас, Дорогой Олег Владимирович, не обижаться, вероятно, за излишнюю прямоту моих возражений, за чрезмерную занудливость моего комментария к Вашему пояснению. Но в данном случае я защищаю содержание и прямой смысл своего материала, чтобы читатель, прочитавший Ваше пояснение, ошибочно не стал считать, что Святитель Серафим писал не об идеологии, а о чем-то ином. Нет, Он написал не катехизис, а именно «Русскую Идеологию»! Ответно желаю Вам, Олег Владимирович, крепкого здравия, успехов, многая и благая лета!
Леонид Болотин / 27.02.2016, 05:28
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Болотин
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 1
10.04.2024
Умер Константин Душенов!
Памяти Друга
13.02.2024
Узник Василий Бойко-Великий ведёт борьбу за правду
На этом фронте перемирия не будет
24.01.2024
«Я не знаю: кому и зачем это нужно?»
«Демарш», которого не было
09.01.2024
Историко-идеологическая конференция
«Государь и государство»
20.11.2023
Все статьи Леонид Болотин
Бывший СССР
Финский суицид
Контуры национального предательства
19.04.2024
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Русская цивилизация
Стодвадцатый пленэр Русской Атлантиды
Проект давно приобрёл все формальные черты настоящего общественного движения
19.04.2024
Указы президента 2024 года снова не будут выполняться?
О саботажниках во власти и критериях отбора кадров
18.04.2024
Начинается великое «Очищение» Отчизны
Россия идёт в свою контратаку, её не остановить
18.04.2024
Инстасамка, разрешённая в России
Стране нужна своя массовая культура
17.04.2024
«Успешные люди» гробят Россию
Будь мы нравственными и любящими Бога, разве попустил бы Господь беды, нахлынувшие на Россию сегодня?
15.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Апографъ
19.04.2024 19:06
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05