Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Единство Церкви как центральная тема встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска

Александр  Буздалов, Русская народная линия

Встреча Патриарха Кирилла и папы Римского Франциска / 25.02.2016



Смущение христианской совести значительной части народа Божия от «первой в истории» «братской» встречи Предстоятеля Русской Православной Церкви со «Святейшим Папой» Римским Франциском и подписанной на ней совместной Декларации заставляет многих, к чему скрывать, с беспокойством искать ответ на вопрос, зачем же она состоялась, вопреки тысячелетней Традиции, несмотря на согласное мнение сонма святителей и преподобных отцов о ереси латинства, или папизма. Знать это важно независимо от оценки этого события. То есть, это нужно просто для того, чтобы понимать, что происходит в нашей Церкви, какова проводимая Священноначалием политика, чтобы не мифически, но адекватно воспринимать руководящие документы и т.д. Словом, необходимо элементарно прочесть текст так, как он написан, увидеть его собственные смыслы (принять их или нет - это уже другой вопрос). Вот как объясняет произошедшее, несомненно, наиболее посвященный в этот вопрос глава ОВЦС митр. Иларион в интервью интернет-порталу «Православие и мир».[1]

«В преддверии встречи Патриарха и Папы многие комментаторы говорили, что важен сам факт встречи, а не то, что обсуждалось на ней. Расскажите, что стало самым важным смысловым моментом встречи. - Я согласен с тем, что сам факт встречи чрезвычайно важен. Даже если бы не было совместной Декларации, тот факт, что впервые в истории Папа Римский и Патриарх Московский и всея Руси встретились, был бы несомненным шагом вперед во взаимоотношениях между двумя Церквами». - Поблагодарим Его Высокопреосвященство за прямой ответ на вопрос и сразу отметим для себя, что «самым важным смысловым моментом встречи» является «шаг вперед во взаимоотношении между двумя Церквами». Но, может быть, сама постановка вопроса вынудила владыку Илариона таким образом ответить на него, а на самом деле, дело обстоит иначе, ведь из предшествующих встречи заявлений, как мы помним, следовало, что основная цель - помощь мученикам Сирии, прекращение гонений на христиан Ближнего Востока.[2] «Что самое важное в Декларации, подписанной Папой и Патриархом?» - задает новый вопрос журналист «Правмира» (словно бы тема встречи и тема подписанной на ней Декларации - это не одно и то же). Ответ Его Высокопреосвященство уже не столь однозначен: «Мне трудно выделить какую-то одну тему в ущерб другой. В Декларации все важно. Она начинается с констатации того факта, что Папа и Патриарх «встретились как братья по христианской вере, увидевшиеся, чтобы »говорить устами к устам» (2 Ин. 12), от сердца к сердцу». - Тем не менее, пусть и уже столь категорично, но еще раз подчеркивается, что во главе угла данного документа - сближение «двух Церквей»: «встретились» [для чего? - для того, чтобы] «обсудить взаимоотношения между Церквами» «как братьев по христианской вере». Следующая фраза владыки возвращает однозначность первоначального утверждения, и он в третий раз говорит о том, что «очень важными является слова [Декларации] о том, что «мы разделяем общее духовное Предание первого тысячелетия христианства». Таким образом, «самым важным», «чрезвычайно важным», «очень важным» является «общность между двумя Церквами». А все остальные вопросы и «темы», соответственно, второстепенные или производные этого концептуального ядра встречи и подписанной на ней совместной Декларации.

Поэтому с этим делом и не спешили, тщательно подготавливая текст заявления, выжидая наиболее благоприятный момент, подбирая подходящее место, чтобы ничто не могло помешать основной цели встречи: «[в Декларации] Отмечается, что встреча происходит «вдали от старых споров «Старого света». Хотел бы в связи с этим отметить, что именно Патриарх Кирилл предложил провести встречу на Кубе, а не где-нибудь в Европе. Он с самого начала говорил, что первая встреча между Папой Римским и Патриархом Московским не должна быть отягощена памятью о конфликтах между православными и католиками, разворачивавшимися на протяжении веков именно на европейском континенте. Важно было выйти из этого контекста, посмотреть на взаимоотношения между двумя традициями более широко и говорить не столько о прошлом, сколько о настоящем и будущем». «И далее говорится о том, что «православные и католики должны научиться нести согласное свидетельство истины в тех областях, в которых это возможно и необходимо», поскольку «человеческая цивилизация вступила в период эпохальных перемен», и «христианская совесть и пастырская ответственность не позволяют нам оставаться безучастными к вызовам, требующим совместного ответа». - Снова и снова звучат ключевые понятия Декларации: «общее», «братья по вере», «согласное свидетельство», «общее Предание», «совместный ответ», «настоящее и будущее взаимоотношений двух традиций».

По логике беседы (поскольку разговор зашел о конкретных «областях» и «вызовах», на которые этот «совместный ответ» предстоит сделать) напрашивается следующий вопрос: «Центральная тема встречи - гонения на христиан. Есть ли практические решения в этой сфере? Как Патриарх и Папа видят вообще перспективы ее решения? Возможно ли, по мнению Папы и Патриарха, как-то уменьшить гонения на христиан? Патриарх и Папа обращаются к мировой общественности - будет ли услышан их голос?» Здесь интервьюирующий (утверждая с такой уверенность, что центральное тема - гонения), опять же, опирается на официальные заявления после объявления о встречи.[3] Хотя, на первый взгляд, здесь и можно было бы усмотреть противоречие между заявленным ранее (главная цель - гонения) и разъяснениями по факту состоявшейся встречи и подписанного документа (главная цель - общение Церквей). На самом деле, противоречия никакого нет: смысловой центр встречи был и есть общность Церквей, ускорение движения к единству между ними. Гонения же, вернее - помощь, заступничество за гонимых, это лишь одна из возможностей продвижения в этом направлении, актуализация основного содержания проекта, конкретное поприще для совместной деятельности. «Действительно, главной темой встречи [среди практических вопросов. - А.Б.] была ситуация на Ближнем Востоке, в некоторых странах Северной и Центральной Африки, где христиане подвергаются геноциду со стороны террористов, прикрывающихся религиозными лозунгами».

Иначе, если воспринимать оба (до и после встречи) разъяснения буквально, может сложиться впечатления не только их противоречивости, но и цинизма, когда трагедия миллионов христиан, оценивающая как «геноцид» по религиозному признаку, используется как предлог для «стратегического альянса»[4] между двумя конфессиями. «Расскажите, как готовилась Декларация. Удивительно красивый язык и стиль у текста. - Декларация готовилась в режиме строгой конфиденциальности. Со стороны Русской Церкви в подготовке текста участвовал я, со стороны Римско-Католической Церкви - кардинал Кох. Даже мои ближайшие помощники в Отделе внешних церковных связей, занимающиеся католической темой, до самых последних дней ничего не знали ни о тексте Декларации, ни о готовящейся встрече. Подлинными авторами Декларации являются Патриарх и Папа. Именно их видение ситуации легло в основу текста. Еще в начале осени Патриарх поделился со мной основными идеями, касающимися тематики Декларации. Затем я встретился с Папой Франциском и проговорил общее содержание документа с ним. Дальше текст был положен на бумагу, после чего неоднократно согласовывался и с Патриархом, и - через кардинала Коха - с Папой. Последние поправки в текст были внесены буквально накануне нашего отлета в Гавану». - Только представим себе такую ситуацию: в диспетчерскую больницу Скорой помощи и дежурному УВМ «еще в начале осени» (прошлого года) поступили множество звонков из Восточного района города N о множестве пострадавших от банды головорезов, об истекающих кровью на улице и в своих домах несчастных. А главврач больницы Скорой помощи и начальник УВД, внимательно ознакомившись с поступившими данными со слов звонящих, сели писать «удивительно красивым языком» предварительный эпикриз и протокол осмотра. Вот они комкают один за другим черновые варианты и бросают в корзину. Проходят дни, недели, долгие месяцы. Наконец, текст эпикриза и протокола готов (это сущая поэма). Сами авторы желают ехать на место происшествия. Торжественно объявляются дата выезда. Однако ехать прямо в район событий опасно (это вроде Гарлема). Начинают искать объездные пути.[5] - Согласитесь, такое поведение в нашем случае представить невозможно. Следовательно, главной причиной встречи гонение на христиан быть не может (иначе это слишком компрометирует моральный облик «спешащих на помощь»). Тогда остается только «общность Церквей». Потому что об этом прямым текстом и многократно говорят в своих интервью сами авторы Декларации. ««Несмотря на существующие различия в области богословия, которые можно назвать тонкостями, все-таки в существе веры христианской мы едины. И об этом надо помнить», - отметил митрополит Иларион».[6] «Встреча папы Франциска с патриархом Кириллом - это первый шаг на пути к единству Церкви, считает кардинал Курт Кох, один из участников исторических переговоров в Гаване. "Эта встреча - важный шаг, но вместе с тем это еще не конечная цель, и потому нам предстоит большая работа", - сказал кардинал К.Кох, возглавляющий Папский совет по содействию христианскому единству».[7] «"Святая Богоматерь, продолжай вести нас по пути дружбы и единства", - заявил понтифик...»[8]

Об этом же (искомом единстве церквей) читаем мы и в самой Декларации: «24. Православные и католики объединены не только общим Преданием Церкви первого тысячелетия, но и миссией проповеди Евангелия Христова в современном мире. Эта миссия предполагает взаимное уважение членов христианских общин, исключает любые формы прозелитизма. Мы не соперники, а братья: из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру. Призываем католиков и православных во всех странах учиться жить вместе в мире, любви и единомыслии между собою (Рим. 15:5). Недопустимо использовать неподобающие средства для принуждения верующих к переходу из одной Церкви в другую, пренебрегая их религиозной свободой и их собственными традициями». - Получается, что «подобающие средства перехода из одной церкви» в другую Декларация вполне допускает и одобряет, потому что уже явленное «единство Предания и миссии», «любовь и единомыслие братьев», конечно, выше таких формальностей как конфессиональная принадлежность. «25. Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными. Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства».[9] То есть конечной целью, опять же, является «восстановление единства» двух церквей. Неприемлем лишь «униатизм» как не оправдавшая себя форма этого восстановления. В прошлом оставляется «путь отрыва от своей Церкви» ради «единства с другой»; сам же «переход», тем более - единство, не только не осуждается, но и является основной задачей. Таким образом, именно поиск этой новой формы единства (альянса) и есть не просто главная, но единственная концептуальная тема этого документа.

Какова же это форма единства? Похоже, сами стратеги этой экклезиологии не до конца это понимают (или понимают каждый по своему и надеются рано или поздно убедить друг друга в своей правоте). Однако уже сейчас можно сказать, что исключение «прозелитизма» означает исключение всех форм канонического чиноприема: даже через покаяния (самый «льготный» чин, для раскольников) теперь принимать католиков, согласно этому документу, получается, нельзя, не говоря уже о миропомазании и перекрещивании. Не только «в сущем сане», но и в сущей римско-католической вере (с «филиокве», «приматом Папы» и прочими «тонкостями»). Вернее - концептуальная задача «восстановления (полного) единства» церквей (то есть единство Церкви первого тысячелетия) предполагает вообще невозможность и ненужность никакого перехода, ибо они (каждая как есть) будут уже де-юре считаться одной Церковью.

Подтверждение этому содержится во все том же интервью митр. Илариона. «Можно ли говорить о том, что Церкви изменили взгляд на униатов? Православные нашли слова для примирения и принятия. Католики признали существующие проблемы? - Еще в 1993 году в документе Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу, подписанном в Баламанде (Ливан), католики признали наличие проблемы и согласились с тем, что уния не является методом для достижения единства. В Декларации это утверждение повторено почти буквально: «Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства». Но мы должны понимать, что одного признания ошибочности униатизма как метода, использовавшегося в прошлом, недостаточно. <...> В Декларации говорится об общей миссии проповеди Евангелия, которая предполагает взаимное уважение членов христианских общин и исключает любые формы прозелитизма. <...> От ситуации соперничества, омрачавшей взаимоотношения между ними на протяжении столетий, мы должны перейти к ситуации партнерства в тех областях, в которых оно сегодня возможно и востребовано». «В тексте Декларации выражается скорбь об утрате единства. Значит ли это, что в перспективе будут предприниматься шаги для восстановления евхаристического общения? - Вопросы богословского характера на встрече не поднимались. Это и не планировалось. Известные догматические разногласия, разделяющие православных и католиков, не были предметом обсуждения между Патриархом и Папой. Однако нельзя было не сказать о том, что, «несмотря на общее Предание первых десяти веков, католики и православные на протяжении почти тысячи лет лишены общения в Евхаристии». Утрата единства, констатируется в Декларации, стала «следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21)». - То есть, ответ «скорее да, чем нет».

Наконец, в интервью Святейшего Патриарха Кирилла по итогам встречи оговаривается этот центральный ее аспект: «Единство Церкви - это действие Святого Духа. Мы разделились в ответ на нашу греховность, а вот заповедь спасительную христиане не сумели сохранить. Если же говорить о том, как может произойти воссоединение, то это будет Божие чудо, - если мы до этого когда-нибудь доживем».[10] - Здесь возможно два толкования: либо «единство Церкви» повредилось вследствие того, что «христиане разделились»; либо «единство Церкви», будучи Божественным действием, мистически сохраняется, несмотря на видимое разделение церквей. Первое очевидным образом противоречит догмату о единстве Церкви: отпадение от Церкви отступников отнюдь не нарушает «спасительной заповеди» единства христиан и поэтому не является грехом оставшихся верными Церкви.[11] В таком случае ложная посылка определяет и ложный вывод: неортодоксальное представление о единстве Церкви как о «воссоединении (восстановлении)» исторически распавшегося единства христиан разных конфессий. Второе толкование (мистическое единство Церкви вопреки разделению конфессий) является вариантом экуменической «теории ветвей» и противоречит даже официальной современной доктрине РПЦ.[12] Таким образом, соответствующим учению Церкви в представленной экклезиологической концепции является только начальный тезис: «Единство Церкви - это действие Святого Духа».[13] Именно поэтому (благодаря Божественного действию, или благодати Божией) это единство никогда не распадалось и в принципе не может подвергаться разделению из того, что отступившие от Святой Церкви оказываются вне ее спасительного единства.

 



[1] «Мы не соперники, а братья» (Эксклюзивное интервью председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона интернет-порталу «Православие и мир»). http://www.pravmir.ru/myi-ne-soperniki-a-bratya/

[2] «Я уже не раз говорил, что, когда мы готовили эту встречу, то с самого начала сказали, что на ней речь должна идти о тех вопросах, которые сегодня волнуют весь мир. Первый и главный из этих вопросов - что будет с христианством на Ближнем Востоке, в Северной и Центральной Африке и в тех странах и регионах, где оно сегодня подвергается не просто гонениям, а происходит геноцид» (Митрополит Иларион: гонения на христиан на Ближнем Востоке - главная тема, которую будут обсуждать Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск.  https://mospat.ru/ru/2016/02/12/news128152/).

[3] «Необходимость встречи Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска связана с одной главной трагической темой - проблемой геноцида христиан на Ближнем Востоке, в Северной и Центральной Африке», - подчеркнул В.Р. Легойда (В.Р. Легойда: «Встреча Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском не связана с Всеправославным Собором». http://www.patriarchia.ru/db/text/4370418.html). «В нынешней трагической ситуации необходимо отложить в сторону внутренние несогласия и объединить усилия для спасения христианства в тех регионах, где оно подвергается жесточайшим гонениям. Завершившийся 3 февраля в Москве Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви призвал, чтобы 2016 год стал годом особых усилий, предпринимаемых в данном направлении. Поэтому, несмотря на остающиеся препятствия церковного характера, принято решение о безотлагательном проведении встречи Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска. Тема гонений на христиан станет на этой встрече центральной» (В ОВСЦ прошла пресс-конференция, посвященная предстоящему визиту Святейшего Патриарха Кирилла в Латинскую Америку. http://www.patriarchia.ru/db/text/4370284.html).

 

[4] «Речь не идет о каком-то догматическом или вероучительном единстве, а <...> о стратегическом альянсе для совместных действий перед лицом общего противника» (митр. Иларион (Алфеев). Православное свидетельство в современном мире. СПб., 2006. С. 337). «...состоялся круглый стол, на котором присутствовали кардинал Кох, который является Префектом Папского совета по делам единства между христианами, а с другой - Митрополит Иларион Алфеев, который является ответственным за Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. Было очень интересно на том круглом столе, было провозглашено о необходимости стратегического альянса между Русской Православной Церковью и Церковью Католической. И, очевидно, мы [УГКЦ] чувствуем себя частью такого стратегического альянса. Но в каком смысле? Владыка Иларион пояснил: здесь не идет речь о каком-то слиянии Церквей, о подчинении кому-то. Это скорее такая военная терминология - "стратегический альянс"» (УГКЦ будет выстраивать «стратегический альянс» в отношениях с Православными Церквами Украины.   http://risu.org.ua/article_print.php?_lang=ru&id=41500&name=interchurch_relations).

[5] Ср.: «На протяжении последних лет поступали многочисленные предложения, касающиеся места проведения подобной встречи. Однако Святейший Патриарх Кирилл с самого начала не хотел, чтобы встреча проходила в Европе, поскольку именно с Европой связана тяжелая история разделений и конфликтов между христианами» (В ОВСЦ прошла пресс-конференция, посвященная предстоящему визиту Святейшего Патриарха Кирилла в Латинскую Америку. http://www.patriarchia.ru/db/text/4370284.html).

[6] Историческая встреча: единство веры и богословские тонкости / http://www.vesti.ru/doc.html?id=2717179.

[7] Глава папского совета назвал встречу патриарха Кирилла с понтификом первым шагом на пути к церковному единству. http://www.interfax.by/news/world/1201046.

[8] Папа римский поблагодарил Святую Троицу за встречу с патриархом.  http://ria.ru/religion/20160221/1378324385.html#ixzz40vKh8kDf.

[9] Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла. / http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074.html

[10] Интервью Святейшего Патриарха Кирилла по итогам Первосвятительского визита в страны Латинской Америки. http://www.patriarchia.ru/db/text/4381527.html.

[11] Ср.: «Веруем, что члены Кафолической Церкви суть все, и притом одни верные, т.е. несомненно исповедующие чистую Веру Спасителя Христа (которую прияли мы от Самого Христа, от Апостолов и Святых Вселенских Соборов), хотя бы некоторые из них и были подвержены различным грехам. Ибо если бы верные, но согрешившие, не были членами Церкви, то не подлежали бы ее суду. Но она судит их, призывает к покаянию и ведет на путь спасительных заповедей; а потому, несмотря на то, что подвергаются грехам, они остаются и признаются членами Кафолической Церкви, только бы не сделались отступниками и держались Кафолической и Православной Веры» (Послание Восточных Патриархов. Член 11. Цит. по изд.:«Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. 

[12] Ср.: «Отпавшие от Церкви не могут быть воссоединены с ней в том состоянии, в каком находятся ныне, имеющиеся догматические расхождения должны быть преодолены, а не просто обойдены. Это означает, что путем к единству является путь покаяния, обращения и обновления» (Основные принципы отношения РПЦ к инославию. п.2.7. http://sobor-2008.ru/418840/index.html).

[13] Ср.: «Церковь, озаренная светом Господним, по всему миру распространяет лучи свои; но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается неразделенным»; «кто же подумает, что это единство, основывающееся на неизменямости божественной и соединенное с небесными таинствами, может быть нарушено в Церкви и раздроблено разногласием противоборствующих желаний? Нет, не хранящий такового единства не соблюдает закона Божия, не хранит веры в Отца и Сына, не держится истинного пути к спасению» (свт. Киприан Карфагенский. О единстве Церкви. Цит. по изд.: «Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского». М.: Паломник, 1999.

 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 27

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

27. М.Яблоков : Ответ на 25., Анатолий Пронин:
2016-02-29 в 18:35

Да. Вы правы.
26. Анатолий Пронин : Ответ на 24., М.Яблоков:
2016-02-29 в 17:05

В РКЦ окончательно победил оригенизм, томизм выброшен на помойку истории. Теперь все это насаждается и у нас. Предлагаю плюнуть на этот "новый катехизис".


Да что вы уважаемый Михаил! Ни в коем случае! Нельзя игнорировать этот наглядный вещдок (вещественное доказательство) факта уклонения составителей "нового катехизиса" от Святых Отцов в ересь. Нужно использовать этот "новый катехизис" на полную катушку. Показать как внедряют апостасию и повреждают веру. Тем более есть с чем сравнивать, святоотеческие катехизисы: Катехизис, составленный Митрополитом Московским Филаретом и "Точное изложение православной веры" - преподобного Иоанна Дамаскина.
25. Савва : Ответ на 24., М.Яблоков:
2016-02-29 в 15:39

В РКЦ окончательно победил оригенизм, томизм выброшен на помойку истории. Теперь все это насаждается и у нас. Предлагаю плюнуть на этот "новый катехтзис".



Троекратно.
24. М.Яблоков : Ответ на 20., Буздалов А.:
2016-02-29 в 14:33

В РКЦ окончательно победил оригенизм, томизм выброшен на помойку истории. Теперь все это насаждается и у нас. Предлагаю плюнуть на этот "новый катехтзис".
23. М.Яблоков : Ответ на 19., vlad7:
2016-02-29 в 14:30

В проекте нового катехизиса


Это уже не проект, а сам "катехизис".
22. vlad7 : Ответ на 20., Буздалов А.:
2016-02-29 в 13:51

 "Йозеф Ратцингер. Введение в христианство..."Да, недалек тот час, когда Бальтазара, Любака и Ратцингера будут преподавать в наших дух. семинариях и академиях в качестве обязательной программы (если уже не преподают факультативно). Станут они "вводить" наших семинаристов в свое "всехристианство" вводить, заводить и где-то там, непонятно где, бросать. Это и будет наше новое "святоотеческое наследие": Ориген, Евсевий, Мелер, Хомяков, Соловьев, Булгаков, Мейендорф и названные теологи. Я пытался писать на эту тему на Богослов.ру, пока эту лавочку там не прикрыли. Рад был (подтверждению своих интуиций), когда случайно наткнулся у Киприана на аналогичные результаты его многолетнего исследования. Но, думаю, эта тема научно бесперспективная в плане признания (по понятным причинам), или, как говорится, не в этой жизни. В этой – ничего, кроме презрительного "зилота". Слава Богу за все.

Кстати, Мейендорф, Хомяков и лже-Исаак Сирин фигурируют в ранге авторитетов в проекте катехизиса.
21. Анатолий Пронин : Ответ на 20., Буздалов А.:
2016-02-29 в 13:49

 ... В этой – ничего, кроме презрительного "зилота". Слава Богу за все.


Уважаемый Александр! Зилот - это ревнитель, приверженец, то есть это та самая соль, о которой сказано в Евангелии . Если они отмахиваются от зилотов, отсекают их от себя, отрекаются от них, гонят и поносят их, то сами они остаются без соли. И согласно Евангелию потеряют свою силу, станут никуда негодными и их выбросят на попрание ногами. А зилоты, изгнанные правды ради - блаженны и их есть Царствие Небесное (Мф 5,3-12). Кроме того, зилоты - это горячие, неверующие это холодные, а те кто гонит зилотов, это теплохладные. А про теплохладных Иисус Христос сказал: ...извблюю из уст Моих. Цитата: "Но как ты тепл, а не горяч и не холоден. То изблюю тебя из уст Моих." (Ап.3,17). Слава Богу за все.
20. Буздалов А. : Ответ на 19., vlad7 :
2016-02-29 в 12:15

 "Йозеф Ратцингер. Введение в христианство..."
Да, недалек тот час, когда Бальтазара, Любака и Ратцингера будут преподавать в наших дух. семинариях и академиях в качестве обязательной программы (если уже не преподают факультативно). Станут они "вводить" наших семинаристов в свое "всехристианство" вводить, заводить и где-то там, непонятно где, бросать. Это и будет наше новое "святоотеческое наследие": Ориген, Евсевий, Мелер, Хомяков, Соловьев, Булгаков, Мейендорф и названные теологи. Я пытался писать на эту тему на Богослов.ру, пока эту лавочку там не прикрыли. Рад был (подтверждению своих интуиций), когда случайно наткнулся у Киприана на аналогичные результаты его многолетнего исследования. Но, думаю, эта тема научно бесперспективная в плане признания (по понятным причинам), или, как говорится, не в этой жизни. В этой – ничего, кроме презрительного "зилота". Слава Богу за все.
19. vlad7 : Re: Единство Церкви как центральная тема встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска
2016-02-29 в 07:23

В проекте нового катехизиса сказано: "Благодаря крестной жертве все человечество соединено под единой Главой-Христом... Распростертые на кресте длани Спасителя обнимают все концы вселенной и соединяют всех людей в «единого человека», которого Спаситель полагает «в недрах единого Божества», то есть воссоединяет с Богом и обоживает... Крестная жертва Спасителя ... она была следствием любви, а не гнева Бога Отца".

А вот современное вероучение Римской Католической Церкви:
«Именно любовь «до конца» (Ин 13, 1) наделила жертвоприношение Христа искупительной и спасительной, очистительной и возмещающей ценностью. ... Существование в Христе Божественного Лица Сына, которое превосходит и вместе с тем объемлет все человеческие существа, соделывая Его Главой всего человечества, делает возможным Его искупительное жертвоприношение за всех». Катехизис Католической Церкви. С. 157

"Искупительную ценность “замещению” придает не тот факт, что невиновный понес наказание, которое заслужили другие, и таким образом до некоторой степени справедливость была восстановлена (в действительности в таком случае правильнее было бы говорить о вопиющей несправедливости). Напротив, искупительная ценность определяется тем, что Иисус, побуждаемый чистой любовью, стал солидарен с виновными и тем самым как бы “изнутри” изменил их участь». Иоанн Павел II. Верую в Иисуса Христа Искупителя. М. Католический колледж им. Св. Фомы Аквинского. 1998г. 

"Крест возникает в Писании отнюдь не в рамках механизма попранного правосудия; скорее он выражает там безграничность любви, отдающей себя до конца...".  Йозеф Ратцингер. Ведение в христианство. М.: 2006. С. 232-233 http://kiprian-sh.li...nal.com/344869.html

То есть, вероучительная каша в католических головах будет внедряться к нам. Что является одним из необходимых условий долгожданного церковного единства.
18. РодЕлена : Re: Единство Церкви как центральная тема встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска
2016-02-28 в 15:04

Полная апостасия. Полная!
Но не окончательная.
Воскресение первое.
17. Lucia : Re: Единство Церкви как центральная тема встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска
2016-02-27 в 20:20

16. Писарь : "Ересь миссионерствующих и "второе крещение Руси".
2016-02-27 в 19:59

В свое время,в связи пиком активности известного о.Андрея Кураева,уже приходилось писать об этом явлении.

Духовной основой "ереси миссионерствующих" является следующее положение:
"Русская Православная Церковь,в силу своего сотрудничества с Советской Властью,-"безбожной","богоборческой","сатанинской",утратила Апостольскую Преемственность,чем упраздняется ВСЯ ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ,потому Русь "нуждается во втором крещении".
Вот так.
Ни больше,ни меньше.
Сказано-сделано.
В 1988 году в Киеве,во время Празднования Тысячелетия Крещения Руси,была торжественно возглашена эта "доктрина".

Итак.
Христианства на Руси нет,как и не было и Христианской Церкви тоже.
Кому интересны подробности,отсылаю к книге,известного церковного журналиста,Анисимова.
"Тернии второго крещения".

По сути дела,если рассматривать этот "акт",как духовный,упраздняются,не объективно,но волеизъявлением человеческим,ВСЕ ИСТИНЫ ПРАВОСЛАВНЫЕ,по 10 Член Символа Веры включительно и здесь надо помнить,что в Символе Веры Изложены Истины ЖИВОТ ТВОРЯЩИЕ,имеющие природное свойство,ВОПЛОЩАТЬСЯ ИСТОРИЧЕСКИ,но не "православная доктрина".

Что за этим должно последовать?
Правильно.
Воскресение мертвых.
Вот они и "воскресли".

На Украине произошел фашистский переворот и ко власти пришел фашизм.
Явление осужденное ЦЕРКОВНЫМ СУДОМ как "антихристианское",человеческим-как нечеловеческое вовсе.

Ко власти пришли не просто люди,что исповедуют идеологию фашизма и держатся его методов,но ФАШИЗМ КАК ОРГАНИЗОВАННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИЛА ОРГАНИЗОВАННАЯ В ГОСУДАРСТВО,поелику только она и способна "покрестить", в "нужную веру",к чему нынешний папа и его "паства" приложили свою поганую лапу и по сути дела, поставили себя ВНЕ ЗАКОНА,потому что с момента Государственного Переворота в силу вступил ПРИГОВОР НЮРЕНБЕРГСКОГО ТРИБУНАЛА.
СУД БОЖИЙ.

Такова объективная реальность и встречу Св.Патриарха и римского папы, как и в целом, сотрудничество Православной Церкви с Ватиканом, необходимо рассматривать только в свете этой реальности или никак.

В противном случае, всякий человек берет на себя часть ответственности за ту кровь которую пролили прежде, проливают и еще прольют "мельниковцы" и "бандеровцы" и очень крепко надо задуматься о последствиях, всякому,кто будет слушать призывы митр.Иллариона к "единству всех христиан",потому что на деле,это единство,НА НЫНЕШНИЙ МОМЕНТ, означает единство с военными преступниками,мало что, поставившими себя, ВНЕ ХРИСТИАНСТВА В ЧАСТНОСТИ,но ВНЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА ВОВСЕ.
БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ.
ТАКОВ Суд Божий,таков суд человеческий.
Весьма редко наблюдаемое в истории,единство,между Богом и людьми.
Не правда,ли?

Р.S.
"Мельниковцы" держались "унии",т.е.-не выходили за рамки христианства.
В СС,в целом,только в дивизии СС "Галиция", были христианские священники,один из них,даже нынешнего папу воспитал.
Вот ведь как бывает.

Но вот "бандеровцы",те уж натуральные язычники,отсюда такие зверства.
Специфически древнеязыческие,времен гонений, первых веков христианства.
( "бандеровцы",исходя из логики событий всенепременно должны сменить "мельниковцев" у власти).
От "Даждь-Бога" и "Перуна" и их "отца".

"Рун-вiра" однако,где Наливайко почитается более Христа,как более пострадавший.
Сейчас во многих городах Украины,МАССОВО,открываются "духовные заведения",где изучают "древнеславянские веды",а в Днепропетровске даже "академия" есть где готовят "волхвов".

Вот что люди добрые-отреклись от Крещения Руси,умейте принимать последствия,ешьте их с кашей.
Однако последствия таковы,что их,"келейно",политическими и дипломатическими маневрами не ликвидируешь.
Напрасное дело и как бы не было еще хуже,если и дальше идти этим путем.
15. Буздалов А. : Ответ на 13., Галина :
2016-02-27 в 15:20

Спаси Вас Господи, Александр...


Взаимно.
14. Галина : Автору
2016-02-27 в 06:16

Спаси Вас Господи, Александр - очень хороший анализ.
13. vlad7 : Ответ на 12., Буздалов А.:
2016-02-27 в 04:41

Вот теологические истоки этого "братства по вере" в "Совместной декларации" (п.1) и вообще искомого "единства Церкви": "В этой единой и единственной Церкви Божией уже с самого начала возникли известные разделения, строго порицаемые Апостолом как подлежащие осуждению. В течение последующих веков явились более значительные разногласия, и немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном. Конечно, из-за разнообразных расхождений между ними и Католической Церковью по вопросам вероучения, а иногда и дисциплины, как и строения Церкви, перед полным церковным общением встаёт немало препятствий, подчас весьма серьёзных, преодолеть которые и стремится экуменическое движение. Тем не менее, оправдавшись верой в крещении, они сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе" (Unitatis redintegratio (Декрет об экуменизме) / Документы II Ватиканского Собора. п.3. Цит. по изд.: М., "Paoline". С.173).

Да, очевидно
12. Буздалов А. : Ответ на 10., vlad7:
2016-02-26 в 17:28

Вот теологические истоки этого "братства по вере" в "Совместной декларации" (п.1) и вообще искомого "единства Церкви":
"В этой единой и единственной Церкви Божией уже с самого начала возникли известные разделения, строго порицаемые Апостолом как подлежащие осуждению. В течение последующих веков явились более значительные разногласия, и немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном. Конечно, из-за разнообразных расхождений между ними и Католической Церковью по вопросам вероучения, а иногда и дисциплины, как и строения Церкви, перед полным церковным общением встаёт немало препятствий, подчас весьма серьёзных, преодолеть которые и стремится экуменическое движение. Тем не менее, оправдавшись верой в крещении, они сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе" (Unitatis redintegratio (Декрет об экуменизме) / Документы II Ватиканского Собора. п.3. Цит. по изд.: М., "Paoline". С.173).
11. vlad7 : Ответ на 7., Голева Т:
2016-02-26 в 05:21

Так и патриарх Кирилл отслужил православный молебен в самой крупной католической стране Латинской Америки, в самом потрясающем месте, на вершине горы у ног Христа Спасителя! Это ли не проповедь ПРАВОСЛАВИЯ!

Нет, это не проповедь. Патриарх не объяснял католической стране, что она в ереси пребывает, и не призывал одуматься.
"Бразильцы! Вы - еретики и отправитесь в ад вместе с римским папой. Одумайтесь, переходите в Православную Церковь, только там спасение!" - такого не было.
10. vlad7 : Ответ на 6., Голева Т:
2016-02-26 в 05:11

Хватит нагнетать и додумывать! Нас же не смущают встречи патриарха с духовными лидерами мусульман, где обсуждаются угрозы радикального ислама, война на Ближнем Востоке:30 октября 2015 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с председателем Управления мусульман Кавказа шейх-уль-исламом Аллахшукюром Паша-задеПриветствуя Аллахшукюра Паша-заде, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул значение таких встреч для развития христианско-мусульманского диалога.И назвал духовного лидера мусульман БРАТОМ!«Вы близко к сердцу воспринимаете диалог с православными братьями и активно в нем участвуете, — сказал, обращаясь к гостю, Святейший Владыка. — Я хотел бы всячески поддержать Вас, дорогой брат, в Вашей миротворческой позиции и сказать, что Русская Церковь считает своим долгом, вместе с мусульманами и представителями других религий, делать все для того, чтобы и в России, и на просторах СНГ, и везде, где это только возможно, включая многострадальный Ближний Восток, сохранялся и укреплялся мир.Вот в этом контексте и надо рассматривать встречу патриарха Кирилла с папой Римским.

"Брат по вере" - это не просто "брат".
Вы почему-то предлагаете рассматривать встречу не в том контексте, о котором говорят ее участники.
9. зиф : Re: Единство Церкви как центральная тема встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска
2016-02-25 в 16:21

Прошу простить меня, уважаемые комментаторы, но не могу не упомянуть эту чудовищную трагедию, к коей несомненно причастна, в числе прочих, паства окормляемая на Украине "не соперниками, а братьями» (из Эксклюзивного интервью председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона интернет-порталу «Православие и мир»). Вы полагаете, что ТАКОЕ можно просто "оставить за скобками" обсуждаемого документа?

Источник :
Сводки от ополчения Новороссии VK
25.02.16.
Фото от военкора Дениса Григорюка.

"Иверская Богородица на краю обороны Донецка. Ночную тьму ещё не рассеял донецкий рассвет. Вчера весь день шел дождь, под ногами хлюпали лужи... Сегодня, в это свинцовое утро я проснулся охотно, потому что сегодня мне предстояла поездка к Свято-Иверскому женскому монастырю,который расположен рядом с Донецким аэропортом -это крайний рубеж обороны армии Донецкой Народной Республики, за ним - нейтральная зона, а дальше - Авдеевка, где находятся позиции ВСУ.

Изрытая снарядами дорога вела нас к монастырю. Позади оставались уничтоженные артиллерийскими обстрелами дома мирных жителей, повсюду на земле лежат ржавые осколки, а посреди дороги - огромный блок. Мы огибаем воронки с надеждой, что не напоремся на мину или острый обломок не проткнет порежет шины нашей машины. Густой туман опустился на уничтоженное Иверское кладбище. Серость окутала остовы Свято-Иверского монастыря. Сюда съезжаются горожане и местные жители поселка Октябрьский. Сегодня 25-го февраля православные молятся перед образом Пресвятой Богородицы "Иверской". В православных храмах вспоминают чудеса и исцеления, которые образ дарил людям.

Предание об обретении иконы:

"В IX веке во время царствования императора Феофила с целью спасти икону от иконоборцев образ был опущен в море женщиной, проживавшей около города Никея. Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в кафоликон, но утром она была обнаружена над воротами обители. Предание сообщает, что так повторилось несколько раз, поэтому икону оставили у ворот и назвали Вратарницей или Привратницей, а от имени обители; Иверский монастырь; она получила наименование Иверская."

Под открытым небом - около сотни прихожан. Крыша и второй этаж монастыря сгорели во время очередного обстрела аэропорта. К счастью, на тот момент люди были эвакуированы. Чудом, но пламя не дошло до первого этажа, где находилась И́верская икона Пресвятой Богородицы. На протяжении активных боевых действий икона не покидала монастырь и именно к ней сегодня пришли помолиться дончане. Священослужители проводят литургию. Сквози изрешеченные стены и купола храма дождь омывает головы прихожан. Везде - следы попадания снарядов. Паникадило висит над головами прихожан на остовах монастыря. Во время молебна слышны звуки боевых действий. Линия фронта напоминает о себе.

На улице становилось светлее, туман понемногу рассеивался. У монастыря журналисты берут интервью у местного жителя, который рассказывает о ежедневных боях и об увеличении количества обстрелов в последние дни. Вспоминая начало войны, он говорит, что никогда не мог подумать, чтоб нечто подобное произошло со святыней, куда он со своей семьей приходил молиться. Но война своими кровожадными лапами добралась до Иверского монастыря и уничтожила всё до чего смогла дотянуться.

Пройдя немного дальше, увидел неразорвавшийся снаряд на одной из могил. Он прикрыт посеченными осколками ветками и его практически не видно. Дальше оградительной ленты лучше не заходить. "Заминировано",- гласит табличка. Рисковать зря не вижу причин, поэтому делаю снимки на относительно безопасном расстоянии.

Пришло время возвращаться в безопасную часть город. Своими печальными взглядами нас провожают разрушенные памятники. Ещё долго я находился под впечатлением. Тяжело объяснить внутреннее состояние, когда я был внутри монастыря. Мурашки бежали по коже от осознания величия места, в котором я нахожусь. Настоятели храма уверяют, что они восстановят его. И так будет. Если во время активных боевых действий прихожане приезжали сюда, чтоб убрать территорию от мусора, снарядов и осколков, то с приходом мира на Донбасс восстановление святыни начнется в тот же день, как официально будет объявлено прекращение гражданской войны на Донбассе."
https://pp.vk.me/c62...2f5/F95Hjbvxdvo.jpg
https://pp.vk.me/c62...334/i0wjjImC1P4.jpg
https://pp.vk.me/c62...253/cWynlCP570o.jpg
https://pp.vk.me/c62...37c/hD38r-aUMiA.jpg
https://pp.vk.me/c62...36a/AIouxLnB0WM.jpg
https://pp.vk.me/c62...24a/MB6cyhziUcc.jpg
https://pp.vk.me/c62...361/CK-DhSYMMbE.jpg
https://pp.vk.me/c62...241/XrVUC9GtLdc.jpg
https://pp.vk.me/c62...3a0/RIz7JnQjQDM.jpg
https://pp.vk.me/c62...38e/lbrIAQ6G5LE.jpg
https://pp.vk.me/c62...373/eR3DKAocZA8.jpg
https://pp.vk.me/c62...2bf/k7cEuft0noA.jpg
https://pp.vk.me/c62...358/MbEmW1JqvAE.jpg
https://pp.vk.me/c62...319/DJDx1xGYwGM.jpg
https://pp.vk.me/c62...2e3/rSZj2z7yrVo.jpg
https://pp.vk.me/c62...2c8/NboKa_6l-Ek.jpg
https://pp.vk.me/c62...2b6/w1Y5XJP-oOE.jpg
https://pp.vk.me/c62...2ad/psgMnoQs96Y.jpg
https://pp.vk.me/c62...25c/TJ6eCDiZKGM.jpg
8. Иванович Михаил : Ответ на 3., Георгий:
2016-02-25 в 14:10

Нас сливают...


Бог не выдаст, свинья не съест!
7. Голева Т : Re: Единство Церкви как центральная тема встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска
2016-02-25 в 13:46

Попытка сирийской армии при поддержке российских Военно-космических сил вернуть контроль за Алеппо и районами на границе с Турцией, что позволит пресечь трафик боевиков из-за границы, вызвала мощное противодействие со стороны Запада. 5 февраля "серьезную обеспокоенность" выразил пресс-секретарь Государственного департамента США Джон Кирби. 8 февраля бундесканцлер Германии Ангела Меркель заявила, что "в ужасе от того, какие страдания десяткам тысяч людей принесли бомбардировки, в первую очередь со стороны России". 9 февраля Управление ООН по координации гуманитарных вопросов опубликовало заявление о том, что из-за операции правительственной армии в Алеппо "город могут покинуть около 100-150 тыс. мирных жителей", бежав в том числе на Запад.

В этой ситуации Россия могла достать козырь из рукава в виде давно желаемой Ватиканом встречи понтифика с главой РПЦ. Голос папы, вместе с главой РПЦ "призвавшего международное сообщество к незамедлительным действиям для предотвращения дальнейшего вытеснения христиан с Ближнего Востока", акцентируя внимание на зверствах исламистов, противостоящих Асаду, весьма весом в мировом общественном мнении.

Если Кремль и Ватикан начнут говорить на одном языке, Западу будет трудно делать им замечания с той категоричностью, как это происходит сегодня, когда считается, что Россия оказалась в изоляции. 25 февраля 2016 года
"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА"

Апостол Павел входил в синагоги везде, где это было возможно, и ПРОПОВЕДЫВАЛ Христа. Так и патриарх Кирилл отслужил православный молебен в самой крупной католической стране Латинской Америки, в самом потрясающем месте, на вершине горы у ног Христа Спасителя! Это ли не проповедь ПРАВОСЛАВИЯ!
6. Голева Т : Re: Единство Церкви как центральная тема встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска
2016-02-25 в 12:43

Хватит нагнетать и додумывать! Нас же не смущают встречи патриарха с духовными лидерами мусульман, где обсуждаются угрозы радикального ислама, война на Ближнем Востоке:
30 октября 2015 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с председателем Управления мусульман Кавказа шейх-уль-исламом Аллахшукюром Паша-заде
Приветствуя Аллахшукюра Паша-заде, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул значение таких встреч для развития христианско-мусульманского диалога.

И назвал духовного лидера мусульман БРАТОМ!
«Вы близко к сердцу воспринимаете диалог с православными братьями и активно в нем участвуете, — сказал, обращаясь к гостю, Святейший Владыка. — Я хотел бы всячески поддержать Вас, дорогой брат, в Вашей миротворческой позиции и сказать, что Русская Церковь считает своим долгом, вместе с мусульманами и представителями других религий, делать все для того, чтобы и в России, и на просторах СНГ, и везде, где это только возможно, включая многострадальный Ближний Восток, сохранялся и укреплялся мир.

Вот в этом контексте и надо рассматривать встречу патриарха Кирилла с папой Римским.
5. Ия : Re: Единство Церкви как центральная тема встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска
2016-02-25 в 12:42

-Единство Церкви как центральная тема встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска
--Именно об этом и пытаются сказать те верные, которых с тяжелой руки главреда зилотами,малограмотными ревнителями и пр.обзывают.

Цель не возвратить еретиков через покаяние в лоно Матери Церкви (одной и неделимой), а по-иезуитски признать их верными. И никакой унии, и никакого прозелитизма:просто полное религиозное слияние в любви. А Святые, которые писали о еретиках католиках, ну это просто их личное мнение. Cказал же нам вл.Иларион:"Богословие меняется и совершенствуется".

Неужели прав был папский епископ из нашей Сибири, сказавший, что совместная евхаристия (не путать с Евхаристией) не за горами.
4. vlad7 : Re: Единство Церкви как центральная тема встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска
2016-02-25 в 12:10

Еще в 1993 году в документе Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу, подписанном в Баламанде (Ливан), католики признали наличие проблемы и согласились с тем, что уния не является методом для достижения единства. В Декларации это утверждение повторено почти буквально

Вот как:) Значит, это не успех встречи в Гаване.
3. Георгий : Re: Единство Церкви как центральная тема встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска
2016-02-25 в 12:04

О да, мы не сливаемся! Нас сливают...
2. Lucia : Re: Единство Церкви как центральная тема встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска
2016-02-25 в 11:59

Да, одно дело подготовить втайне встречу и быстренько провести ее, а другое дело - доказать, что те. кто не согласен - враги.
Полетела первая ласточка http://goo.gl/5dkT9n
1. vlad7 : Re: Единство Церкви как центральная тема встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска
2016-02-25 в 10:51

О лишь политическом аспекте встречи верещат специально обученные люди, занимающиеся унылой разъяснительной работой с "тупыми ревнителями".

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме