itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

На небесах мы все молодые...

Из дневника ворчливого горожанина

0
723
Время на чтение 5 минут

Сегодня в моём расписании значится кладбище. Благо, что первый выходной после наступившего Новолетия впервые выдался солнечным, с лёгким морозцем. Длинны нынче в России январские каникулы - вот и кружит серебристый легкомоторный самолётик над городом мёртвых, где тоже есть и свой главный проспект, и маленькие улочки с переулками. А спортсмен-любитель, совершая крутые виражи, с небесной высоты отвешивает поклон за поклоном, покачивая крыльями. Конечно, каждый волен решать, где и когда поминать родных («и в поле, и в доме, на небесах и на земле»), но факт остаётся фактом: не каждый раз нынче случается выбраться на кладбище людям занятым...

Кладбище - это мой должок ещё с прошлого года. Последний раз были у Максима осенью, а он уже не однажды являлся в сновидениях и всё рассказывал, что живой и всегда останется молодым, тогда как двигаются на убыль наши-то годы...

Как не поверить сыну? Да и люди, испытавшие состояние клинической смерти, утверждают, что все умершие, сколько бы им лет ни исполнилось к моменту успения, там, на небесах, всегда молодые, поскольку имеют возраст Господа нашего Иисуса Христа...

Часовня святого Даниила Ачинского (в миру - храброго унтер-офицера времён войны Двенадцатого года) в сияющем блеске титановых куполов, с неизменными нищими на паперти, пребывающими на посту практически в любую погоду, открывает путь на Центральную аллею. Именно здесь нашли своё последнее пристанище уважаемые люди города. Это совсем не обязательно выдающиеся личности, пользовавшиеся любовью народа, а скорее всего те, кто числился когда-то в номенклатурной обойме как «сильный мира сего» и кому по штату даже мёртвому непременно нужно быть в ореоле славы и почёта.

Свежие могилы, обложенные по самую крестовину мозаикой венков, здесь быстро обрастают настоящими монументами: такого количество скульптурных сооружений, я уверен, никогда не было и не будет в славном сибирском городе на Енисее. Родственники усопшего точно соревнуются друг с другом, как бы величественнее увековечить покойного, пользуясь представившейся возможностью. К тому же он не возразит и не ответит на вопрос, что именно для него предпочтительнее: «крест деревянный иль чугунный»?

Но о простом материале даже и речи не может быть! Бронзовых и мраморных фигур почивших вполне достаточно для того, чтобы Центральная аллея кладбища Бадалык являла собой Пантеон, где, заплатив за место нужную сумму, можно выставить напоказ своё благосостояние, мало задумываясь о традициях, сложившихся у нас в погребальном деле на протяжении многих и многих веков.

Культура России, обильно отмеченная на могильных изваяниях случайными «помарками» ворόн и вόронов, которые бесцеремонно усаживаются куда им вздумается, медленно угасает у нас именно на кладбищах. Если бы современник хотя бы иногда посещал исторические захоронения, он бы непременно отметил фундаментальное различие кладбищенского прошлого и настоящего: никакой скульптурной состязательности наши предки даже и допустить не могли. Умирал христианин (иные конфессии я сейчас не беру), всего лишь раб Божий, и ему не требовалось становиться бронзой или «гранита гранью» в пределах конкретно выделенного участочка. В лучшем случае здесь мог размещаться фамильный склеп, оформленный как небольшая часовенка, где среди икон горела лампадка, а родственникам всегда можно было помолиться за упокой души. На Покровском кладбище в Красноярске сейчас, правда, мраморные кресты дореволюционных надгробий исчезли - их посшибали «благодарные потомки», которые разом захотели утвердить новую пролетарскую культуру, двинуть её в массы. И двинули, конечно: хозяин - барин!

Застывшие в разных позах истуканы, выполненные вроде бы в камне и бронзе, но больше похожие на бездарные гипсовые статуи недавних времён, - таких аналогов над могилами в нашем Отечестве не возвышалось.

Что уж говорить о великих эпитафиях? Полководец всех времён и народов с его хрестоматийной фразой на собственной могиле «Здесь лежит Суворов» мог бы в удивлении воскликнуть: «Помилуй Бог, какие молодцы!»

Предвижу возражения: а как же знаменитые кладбища в двух российских столицах, разве там ничего подобного нет? Что касается мраморных аллегорических фигур, многочисленных ангелов и скорбящих нимф в знаменитом Лазаревском некрополе Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга, - это скорее западная традиция, идущая от моды на классицизм (насколько известно, скульптурное украшательство в католических храмах не только не возбранялось, а было нормой). Умирали в России и знатные люди, кто был приглашён из Западной Европы царём Петром Алексеевичем, а также последующими императорами и императрицами: многие из них в православной державе так и не стали выкрестами. Родственников что винить, они же следовали культурной ментальности предков...

Часто задаю себе вопрос: почему же так получилось, что постсоветский человек утратил чувство меры и кинулся возводить помпезные пантеоны, думая, что тем самым он свято чтит драгоценную память родичей? Тому есть две причины: фронтальное наступление язычества с его искусственным украшательством могил и триумфальное шествие по городам и весям «золотого тельца», который давно уже утвердил у нас особый, ритуальный бизнес.

Об этом я думаю уже в автобусе, где шофёр отрубил печку, и холод наводит ещё на одну грустную мысль: наверняка кто-то мечтает и о создании совершенно иных, элитных кладбищ, а то и вовсе о захоронениях в своём «кондоминиуме», огороженном неприступным забором, чтобы за стенами этого дома-крепости как следует развернуться. А возведи грандиозный монумент у себя под окном какому-нибудь «братку», усопшему от «трудов праведных» на ниве светлого олигархического капитализма, - тогда и на кладбище не придётся ездить!

Ну не лежит у меня душа к Центральной аллее! Она лишь мемориально закрепляет сложившееся в нашем обществе социальное неравенство. То ли дело прочие закутки огромного, но закрытого теперь уже кладбища в силу его переполненности. Демократические «секторы», так сказать...

Здесь, в тесноте железных оградок, пожалуй, даже слышно, как падают с веток комья густого снега, долго валившего вчера ночью. Они периодически обрушиваются с кладбищенских деревьев, падая как хвостатая комета, короткая жизнь которой теперь тоже прервалась, равно как и человеческая.

И непременно проследит тут за тобой на предмет возможной поминальной добычи тучный чёрный вόрон, живущий два, а то и три столетия: на земле он один только знает, что значит «многая лета»...

Но современный некрополь большого города красноречиво говорит, что это может быть и «многая глупость»!

Николай ЮРЛОВ,

КРАСНОЯРСК

Покровское кладбище в Красноярске: «Эх, эх, без креста!»

Фото автора

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Юрлов
Достоевский-окто
Восемь записей критика
11.11.2023
Долина смерти и бессмертия
На День памяти и скорби
22.06.2023
Вверх тормашками
Иронические рассказы и рассказцы
05.04.2023
Колесо, куда ты катишься?
Новый роман писателя Бориса Куркина († 26.01.2023) вновь задаёт нам чисто гоголевский вопрос
01.02.2023
Стрела, пронзающая время
Загадочный писатель Василий Янчевецкий и его трилогия о нашествии монголов в свете современности
10.01.2023
Все статьи Николай Юрлов
Последние комментарии