Власть патологии

Насилие и бездушие становятся реальностью, потому что человек общества потребления утратил связь с реальностью

Бывший СССР  Цензура в СМИ 
0
702
Время на чтение 11 минут

Наряду с сообщениями об Украине, Сирии, а теперь еще и Турции в ленте новостей почти постоянно присутствуют сообщения о самоубийствах, об убийствах членами одной семьи друг друга или о попытках родителей извести тем или иным способом собственных чад. То молодая мамаша оставит дите в лесу, то отец кинется с ножом на своих отпрысков, а то вдруг, как недавно в Иркутске, мать семейства выбросит из окна двоих малюток и сама отправится следом. Сказки Шарля Перро, да и только: «Давай лучше заведем детей в лес и там оставим» («Мальчик с пальчик»).

Читая о подобного рода происшествиях, задаешься двумя вопросами: во-первых, стоит ли новостным агентствам так подробно и часто рассказывать о разных убийцах и маньяках; а во-вторых, что происходит с обществом, одолеваемым влечением к смерти.

Первый вопрос следует, конечно, адресовать не новостным агентствам, а надзирающим организациям. Все давно поняли, что взывать в наше время к совести - дело бесполезное. Для привлечения читателей или слушателей новостные агентства не просто укажут выход из сложной жизненной ситуации или депрессии, но и объяснят, как этим выходом воспользоваться.

А вот ответ на второй вопрос нужно искать самим, поскольку привычные отсылки к бедности, как объяснению всех трагических происшествий, представляются неудовлетворительными. Едва ли психически здоровый человек лишит себя, своих друзей или детей, да и просто ближнего жизни по причине бедности. Прежде всего, потому что инстинкт самосохранения окажется сильнее. Да и бедность бедности - рознь. Значит, причина влечения к смерти кроется в другом. А именно - в психическом здоровье.

Нет смысла доказывать, что нормальное существо, нормальный организм обладает инстинктом самосохранения или стремлением к существованию. При том, что жизнь вообще так устроена, что не совсем даже и понятно, для чего она нужна: помирать все равно придется всем, а прожить так, как хотелось бы, получается далеко не у каждого. В объяснение смысла жизни можно привести множество красивых историй, но каждая все равно будет основана лишь на вере. Никаких рациональных объяснений в этой области нет. И тем не менее для каждого организма естественно бороться за свое существование и дорожить своей жизнью. Более того, если организм стремится к саморазрушению или уничтожению себе подобных, это означает не что иное, как сбой в его системе.

Следует признать, что проблема самоубийств и насилия - это не российская проблема. Половина случаев насильственной смерти на планете приходится на самоубийства. Причем лидерство в этом списке отнюдь не связано с богатством или бедностью. Богатые страны, скорее, лидируют, в то время как, например, жители Латинской Америки гораздо меньше европейцев подвержены суицидальным наклонностям. Да и массовые расстрелы, насилие детей - все это случается на Западе постоянно и даже систематически. Поговаривают, что кошмар Европы - Андерс Брейвик - подвергался в детстве сексуальному насилию. То есть сначала его, а потом он. А сколько таких брейвиков бродит по Европе?..

После 1991 года или чуть раньше наша страна, как, впрочем, и все прочие бывшие республики СССР, оказалась в зоне повышенного риска. Прежде всего, из закрытого, но вполне себе здорового социалистического общества мы шагнули в открытое капиталистическое. Но отсутствие иммунитета и вообще слабое представление о новой жизни превратило акклиматизацию в тяжелейшее испытание. Мы оказались в мире, о котором антисоветская пропаганда слагала сладкие сказки. И многие тогда верили (а украинцы и по сей день верят), что стоит пустить к себе Запад, как Запад пустит нас к себе. Но помимо того, что так не бывает и быть не может, вдруг выяснилось, что кроме как обилием товаров народного потребления, Запад не так уж и хорош. Современное капиталистическое общество, иначе называемое обществом потребления, существует по своим собственным законам и правилам. Возникновение общества потребления не случайно и не спонтанно. Стимуляция к потреблению расчетливо нацелена на стимуляцию производственного процесса, на превращение пассивных людей в активную рабочую силу. Социализировав сельское население в XIX в., капиталистическая система продолжила его социализацию как потребителей в ХХ в. При этом процесс социализации, а практически - закабаления, происходил под видом освобождения, процветания, наслаждения и пр. Таким образом, и в ментальность современного человека вошло представление об освобождении как о возможности наслаждаться - беспрепятственно владеть вещами, получать удовольствие от еды, секса, развлечений и пр.

Общество потребления - это пример принуждения нового типа, осуществляемого посредством СМИ через формирование потребностей. Участие большинства в потребительских процессах ради производительного роста происходит принудительно. Это мягкое, скрытое принуждение, однако, оно является необходимым условием существования общества потребления, а в первую очередь - обеспечения промышленного роста. Это новый, современный способ социализации, со своей моралью, своей системой ценностей и своим институтом принуждения, формирующими нового человека.

Прежний человек отличался, в первую очередь, привязкой к действительности и, как следствие, был ориентирован на познание и покорение этой действительности, что требовало определенных усилий и самоограничений; но этот прежний человек сменился новым, оторвавшимся от действительности, погрузившимся в виртуальную реальность, обещающую удовольствия. Но, устранившись от познания мира, человек, тем не менее, влечется к его картинкам. Спасовав перед действительностью, он не может существовать в полной изоляции. Именно поэтому действительность заменяется ее имитацией. Комфортное существование в отрыве от действительности обеспечивается потреблением ее знаков.

Комфорт и покой или, говоря обобщенно, счастье - это основа общества потребления. Понятие счастья для общества потребления стало во многом синонимом понятия равенства, то есть возможностью всем на равных обладать вещами и знаками социального статуса. Другими словами, счастье означает «иметь». Но даже это понятие оказалось сведено к знакам, оказалось оторванным от действительности и перемещенным в виртуальную плоскость. Возможность приобретать и иметь, независимо от функционального назначения приобретаемого и его эстетической ценности, составляет своего рода идеологию общества потребления. Чтобы чувствовать себя счастливым и полноценным, человеку необходимо обладать определенным числом знаков. К таким знакам можно отнести товары престижных торговых марок, отдых в престижном месте и пр., что так или иначе является признаком статуса, но не выражением реальных потребностей. Потребление знаков способствует соединению человека с той социальной группой, к которой ему хотелось бы принадлежать. В действительности положение потребителя не меняется в связи с обладанием той или иной вещью. Однако на основании общности обладания создается иллюзия приобщения к неким социальным кругам. Потребность формируется, то есть задается уже существующими благами, значимыми при этом в системе ценностей. Значит, удовлетворение потребностей сводится на деле к принятию стиля жизни.

Закономерно, что отрыв от действительности, тяготение к знаку характерно не только для сферы приобретения вещей. Тем более что «идеал соответствия», формируемый зачастую СМИ и рекламой, может оказаться весьма необычным. Так, например, романтизация проституции или героизация бандитизма приводит к тому, что молодые люди начинают воспринимать и то, и другое как престижные профессии. Это можно отнести и к насилию, которое потребляется постоянно, наравне с целым рядом других зрелищ. В обществе потребления, где человек оторван от действительности, но при этом не перестает «лакомиться» ее изображениями, то есть знаками действительности, насилие необходимо, чтобы ощутить свою безопасность. Ведь происходящее на экране происходит не со мной. Кроме того, цель картинки насилия - служить оправданием той гедонистической направленности, к которой стремится человек, ведь если внешний мир так жесток, трудно осуждать кого-либо за отказ от контактов с этим миром и предпочтение комфорта и покоя.

В то же самое время потребление насилия задает «идеал соответствия». И получается, что некий индивид, утратив связь с действительностью, потребляет ее знаки, в том числе насилие, которое в определенный момент становится для него «идеалом соответствия» по причине все той же оторванности от действительности и переоценке в связи с этим прежних ценностей. В том числе и ценности жизни. Насилие и бездушие становятся реальностью, потому что человек общества потребления утратил связь с реальностью, в результате чего и насилие не воспринимается им как реальность, но только как знак реальности.

Потребность в насилии стимулируется, как и всякая другая потребность в обществе потребления, призывом пробовать и не упускать. Человеку внушено, что необходимо вкусить любое развлечение и любое наслаждение, какими бы странными они ни были. Ж. Бодрийяр называет эту всеобщую любознательность, стремление все попробовать «fun-morality» - моралью развлечения, которая затмила прежнюю мораль.

Удовлетворение желаний порождает тоску, поскольку всякое желание амбивалентно и не может быть полностью удовлетворено предметом, благом или услугой. Аннулированная тоска становится причиной деструктивности и насилия. Изобилие и потребление, таким образом, естественно обращаются насилием, которое в определенный момент само становится объектом потребления. В обществе потребления социализация происходит через достижение определенного уровня жизни и дохода, через успех и внешнее признание. Невозможность добиться успеха и определенного уровня жизни, а следовательно, невозможность пройти социализацию также порождает депрессию, протест и немотивированную внешне агрессию.

Суть потребления - это обмен знаками, ориентация на внешнее. Предметы лишаются как сакрального смысла, так и функциональности, предметы более не служат, они значат. В своей основе потребление гедонистично и регрессивно, оно основано на сведении сложного к простому, высокого - к низкому. Ценностью общества потребления стало своеобразно понятое счастье, а точнее - гедонизм. Но ценность - это основа всякой культуры. Любая культура представляет собой единство составных частей, пронизанных одним смыслом, одной ценностью. Так, например, для культуры Запада Средних веков главной ценностью был Бог. Именно поэтому все сферы человеческой деятельности средневекового Запада были связаны с религией и контролировались ею. Такую культуру П.А. Сорокин называл идеациональной.

Но уже с XII в. сложилась новая культура, частично основанная на рациональном, чувственном - идеалистическая. Начиная с XVI в., сформировалась культура светская, могущая быть воспринята только через органы чувств или чувственная. Культура вместе с самим человечеством шла к отказу от Бога как высшей ценности в пользу чувственности и удовольствия, в пользу необременительного существования и потребления.

В ХХ в. чувственная культура пережила кризис, но в результате не только сохранила свои черты, но и сосредоточилась на аномальных явлениях и персонажах. Сложился новый тип культуры, в основе которой - аномия, порок и преступление. Эта культура может быть названа патологической, она стала порождением общества, переживающего аномию или социальную патологию. Что отличает патологическую культура от ее предшественниц? Патологическая культура адресована подсознанию, в то время как любая другая культура адресована сознанию и связана с действительной жизнью. Патологическая культура нацелена на то, чтобы избавить человека от давления каких бы то ни было норм и ценностей религиозной и светской морали. Патологическая культура возникла как результат отказа человека от постоянного напряжения сил, направленных на самосовершенствование и совершенствование действительности. Знанию о действительности патологическая культура предпочитает знание о подсознательных влечениях и подавленных инстинктах.

Классические ценности и идеалы теряют свою актуальность в обществе потребления и подменяются наслаждением, эмансипацией личности, освобождением от давления требований действительности и морали. В конечном счете, складывается именно та модель, о которой еще Н.Ф. Федоров писал: «истинный ад». И как тут не пошатнуться психическому здоровью?

Но наша страна после распада СССР столкнулась с еще одним испытанием, влияние которого на здоровье общества оказалось не менее существенным. 90-е годы, которые сегодня кто-то вспомнил чуть ли не с нежной грустью, нанесли России тяжелейшую травму. Травма возникает в периоды, когда происходит ломка упорядоченного мира, ломка стереотипов общественного сознания, когда человеку отказывают в доступе к жизненным благам, когда оскорбляют память и смеются над верой. Такая травма может буквально разрушить общество, обесценив ценное и возведя в ранг нормы недопустимое прежде. Травму может вызвать революция или государственный переворот; иностранная оккупация или принудительная миграция; экономический кризис или экономическая реформа; громкий правительственный скандал или убийство руководства страны; проигранная война или ревизия героический традиций. Польский социолог П. Штомпка пишет о разновидностях травмы, выделяя травму демографическую или биологическую, структурную и культурную. Культурную травму П. Штомпка считает самой опасной и самой труднопреодолимой. Эта травма способна сохраняться в коллективной памяти на протяжении поколений, проявляясь время от времени. Именно с ней связана внутригрупповая ненависть и конфликтность. Эта травма не имеет отношения к индивидуальным нарушениям психики, она переживается всем обществом и вызвана разрушительными событиями, ломкой ценностных и семантических систем.

Ломка всегда грозит раздвоением или какой-то коллективной шизофренией, когда, по слову Р. Мертона, «отвержению некогда усвоенных институциональных норм будет сопутствовать скрытое сохранение их эмоциональных составляющих». А с этой раздвоенностью связано постоянное напряжение, сохранение озлобленности и агрессивности.

Начиная с середины 80-х всю страну захлестнуло вранье, исходящее как от власти, так и от СМИ. На этом вранье разрушалась одна страна и якобы реформировалась другая. На этом вранье «разоблачалось» прошлое и внушался комплекс вины. В результате на глазах у всех была разворована промышленность и поделены недра. Обедневшее вдруг и обманутое население лишилось как социальных благ, так и всяческих прав. Появились в огромном количестве бездомные и наркоманы, бандиты выделились в отдельную прослойку. И все это на фоне издевательств и жестокости нуворишей, оскорбления достоинства, разрушения идеалов и глумления над историей. Миллионам людей вдруг заявили, что они - жалкие «совки», быдло, ни на что не годные лентяи и бездари, не создавшие за всю свою историю ничего путного, грязные, вонючие пьяницы. «Русских надо бить палкой. Русских надо расстреливать. Русских надо размазывать по стене»; «Русские ужасно завистливы»; «У русских девушек плебейские глаза» (В. Ерофеев). А как тут не вспомнить А. Коха, В.И. Новодворскую и иже с ними. Антисоветчина и русофобия полились на головы вчерашних советских людей, виноватых и в том, что они русские, и в том, что советские. Причём, как выяснилось, виноваты перед всем миром и всему миру должны. У русских не было гениев, не было героев, они ничего не создали. Зато поработили свободолюбивых эстонцев и латышей, споили ради алмазов щедрый и простодушный якутский народ, а ради нефти - вольный тунгусский. А если и попадались гении и герои в России, то они не были русскими. Зато все русские любят шансон, водку и мат, все русские женщины проститутки. Русские только отравляют воздух и должны исчезнуть... Бу-бу-бу... Бла-бла-бла... И так с утра до вечера каждый день. Говорят: скажи человеку сто раз «свинья», он и захрюкает. А мы теперь удивляемся: что это у нас с психикой?

Комплекс вины, униженное достоинство, социальное беспокойство, страхи возможных бедствий, опасения за вновь достигнутое таким трудом и потом благополучие - таково обычное на сегодня состояние рядового гражданина России. И тут же общество потребления со своим культом насилия и гедонизма. Удивительно просто, как это мы все до сих пор еще друг на друга на улице не бросаемся!

В мире все взаимосвязано: экономика, нравы, культура. И не просто связано: бытие, как известно, определяет сознание. Сознание человека разных цивилизаций и разных эпох прочно спаяно с его историческим бытием.

Наше сегодняшнее бытие основано на потреблении как движущей силе современных экономик. Соответственно и сознание современного человека определяется потреблением и его производными. Именно поэтому такое сознание прочно переплетено с патологией. И до тех пор, пока человечество не перейдет на следующую ступень своего развития, не стоит ждать и существенных перемен в сознании.

Но перестать быть обществом потребления никто в ближайшее время не сможет. И патологическая культура никуда от нас не денется. И все же российскому обществу сегодня нужна хотя бы какая-то реабилитация, должна существовать и осуществляться программа лечения травмы, нанесенной в процессе реформ. И это не просто обязанность государства. Это его долг перед искалеченными им же гражданами.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9. По суицидам и прочей социальной мерзопакости

В принципе, мы имеем два совершенно различных процесса - постоянно нарастающий (в условиях либерасто хозяйствования и либеральной идеологии) вал грозных социальных мерзостей, и - отдельно от этого - спорадически обостряющийся поток грязи и чернухи в СМИ по поводу этого "вала". Такое поведение СМИ можно рассматривать как симптом и важный признак готовящихся катаклизмов и деструкций.
Лебядкин / 28.12.2015, 09:42

8. Ответ на 5., AlexxxxS:

Талант не может быть скучным.

А,например, талант зарытый в землю? Речь о другом. О методе. Метод мышления скучный. Это методика поскуливания...ох, как все плохо, как все плохо! Надоело! Гражданин не может быть гражданином, если у него нет дедукции страны. Автор дает индукцию, причем в дедукции строит власть патологии страны, которую читатель должен ,мол, возненавидеть, и далее ...что? Разрушить , а потом самостоятельно построить на разрушенном новую дедукцию? Поэтому, что дается только индукция ненависти к патологической ситуации и к ее разрушению, но не дается дедукция такого же процесса - потому и скучно. Вот, если бы автор не только свел бы все к отрицанию (патологии), но и показал бы отрицание отрицания и переход количества в качество - вот это было бы и мудро и , с учетом таланта, - задорно. А так - все серо и скучно ...кажется кругом, после такого текста. Какая то патология и безнадежность...
Бондарев Игорь / 25.12.2015, 05:56

7. Re: Власть патологии

Это нечестно. Вы не пропустили мой комментарий. Он был обоснован и корректерн. Состою с автором в одном СП, тем более ответ был по теме. В таком случае других мнений не будет.
РодЕлена / 24.12.2015, 21:04

6. Ответ на 2., Лебядкин:

«Давай лучше заведем детей в лес и там оставим» - это то, что пытаются сделать сейчас со всем человечеством. И напрасно думают соискатели места в том самом "золотом миллиарде", что их то в лес не поведут. Заманят и побредут они сами, под дудочку о том самом "золотом".

Это верно. И на дудочке той давно уже известно кто играет.
AlexxxxS / 24.12.2015, 19:51

5. Ответ на 1., Бондарев Игорь:

Талант не может быть скучным.
AlexxxxS / 24.12.2015, 19:48

4. Re: Власть патологии

//Начиная с середины 80-х всю страну захлестнуло вранье, исходящее как от власти, так и от СМИ. На этом вранье разрушалась одна страна и якобы реформировалась другая. На этом вранье «разоблачалось» прошлое и внушался комплекс вины. В результате на глазах у всех была разворована промышленность и поделены недра. Обедневшее вдруг и обманутое население лишилось как социальных благ, так и всяческих прав. Появились в огромном количестве бездомные и наркоманы, бандиты выделились в отдельную прослойку. И все это на фоне издевательств и жестокости нуворишей, оскорбления достоинства, разрушения идеалов и глумления над историей. Миллионам людей вдруг заявили, что они - жалкие «совки», быдло, ни на что не годные лентяи и бездари, не создавшие за всю свою историю ничего путного, грязные, вонючие пьяницы. «Русских надо бить палкой. Русских надо расстреливать. Русских надо размазывать по стене»; «Русские ужасно завистливы»; «У русских девушек плебейские глаза» (В. Ерофеев). А как тут не вспомнить А. Коха, В.И. Новодворскую и иже с ними. Антисоветчина и русофобия полились на головы вчерашних советских людей, виноватых и в том, что они русские, и в том, что советские. Причём, как выяснилось, виноваты перед всем миром и всему миру должны. У русских не было гениев, не было героев, они ничего не создали. Зато поработили свободолюбивых эстонцев и латышей, споили ради алмазов щедрый и простодушный якутский народ, а ради нефти - вольный тунгусский. А если и попадались гении и герои в России, то они не были русскими. Зато все русские любят шансон, водку и мат, все русские женщины проститутки. Русские только отравляют воздух и должны исчезнуть... Бу-бу-бу... Бла-бла-бла... И так с утра до вечера каждый день. Говорят: скажи человеку сто раз «свинья», он и захрюкает.// Как мы видим по форуму, психически наименее устойчивыми оказались либерал-власовцы. Именно их хрюканье мы сейчас и вынуждены слушать. Уважаемая Светлана Замлелова права - государство просто обязано предпринять какие-то меры реабилитации для восстановления психики либерал-власовцев. Неплохо начать с возвращения Сталинграду его великого имени.

3. Нет, не скучен.

Совершенно точно с 90-го, особенно на Укрии: Антисоветчина и русофобия полились на головы вчерашних советских людей, виноватых и в том, что они русские, и в том, что советские. Причём, как выяснилось, виноваты перед всем миром и всему миру должны. У русских не было гениев, не было героев, они ничего не создали. Зато поработили свободолюбивых эстонцев и латышей, споили ради алмазов щедрый и простодушный якутский народ, а ради нефти - вольный тунгусский. А если и попадались гении и герои в России, то они не были русскими. Зато все русские любят шансон, водку и мат, все русские женщины проститутки. Русские только отравляют воздух и должны исчезнуть...
Прол / 24.12.2015, 10:37

2. Re: Власть патологии

«Давай лучше заведем детей в лес и там оставим» - это то, что пытаются сделать сейчас со всем человечеством. И напрасно думают соискатели места в том самом "золотом миллиарде", что их то в лес не поведут. Заманят и побредут они сами, под дудочку о том самом "золотом".
Лебядкин / 24.12.2015, 10:04

1. Re: Власть патологии

Талантлив автор, но скучен. У русских разум вписан в культуру опытом. Дух вписан опытом. Это особый "почерк". Это - следствие инерции православной истории. То самое положительное количество, которое и переросло в качество духа. А в духе - в разум, против великолепного ума неразумного Запада. Почему автор не прилагает свой талант к освещению сознанием разумной воли русского человека? Ответ, в принципе простой. Потому, что мы, русские , иногда просто безалаберные. Почувствовали, что можем нечто, и тут же впадаем в противоположный кураж. Расслабляемся в безумстве, как будто желая доказать кому-то , а чаще друг другу, свою лихость...а потом, вдруг, увлекаемся этим умом и начинаем перегонки с ним. Теряем всякое рациональное возвращение в сознание, и руководствуемся интуицией. Да так, что в нашу разумную волю духа главой ума входит стихия. Стихия, которая, в принципе не рациональная. Стихия, против греха которой и действует наша разумная русская воля. Но вот ее то мы и ставим вместо ума, на нее смотрим ... но действуем ей вопреки, точнее вопреки ее греху, греху в стихии. Поэтому кроме нас самих , нас никто не в состоянии в мире понять. А и себя мы понимаем не прямо, а через стихию. И в этом взгляде мы используем понятие.И вот в самом понятии мы используем понятие. Понятие к понятию. То есть в понятии о понятии мы четко используем закон исключенного третьего. То есть самый рациональный закон ума: черное и белое; честное и не честное, нравственное и безнравственное, друг и враг, мужчина и женщина и так далее. Поэтому наша рациональность не только есть, но подчинена разумной воли духа. И эта рациональность у нас - разумная. Не природная, не умная. Наш ум подчинен воле духа нравственной. Он у нас есть, но спрятан глубоко в русском народе, нации. В глубине разума народа.И не то, чтобы спрятан, а просто находится в глубине духа, в глубине воли. Точнее является предметом сознания для сознания: разум осознающий ум о мире в себе тем, что отделяет ум греха от ума о природе мира без греха. Мы видим разницу между невидимым миром природы в видимом мире природы. И в этом видимом- невидимого мы отличаем в своем уме, строго рационально добро от зла. И не смешиваем.Потому, что видим строго разумом, то есть строго отличая невидимых духов зла от невидимых духов добра, в видимом мире природы. Это видимое природы - ум, а невидимое в видимой природе - разум. И у нас это развито, благодаря историческому количеству накопленной инерции православия, что нас и спасает качеством разума в нашей воле, которой мы победила антихриста воссевшему в уме народов к 19-20 веку. И сегодня эту нашу победу разума надо высказывать умом разума и для других народов. Чтобы это было понятно и уму.
Бондарев Игорь / 24.12.2015, 05:41
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Георгиевна Замлелова
К столетию Ю.В. Бондарева
Памяти русского писателя (15.03.1924 — 29.03.2020)
14.03.2024
«Нет, весь я не умру…»
Из книги «Пушкин. Русский гений»
11.02.2024
«Человек свободен ощущать себя счастливым»
Беседа с писательницей Светланой Замлеловой о ее книгах, творчестве и духе времени
28.01.2024
Все статьи Светлана Георгиевна Замлелова
Бывший СССР
БРИКС: в чем образ будущего?
Подход должен быть творческим, оригинальным, не копирующим слепо прошлые проекты, хотя из них и есть, что позаимствовать
23.11.2024
День памяти священномученика Августина
Также сегодня мы вспоминаем генерал-адмирала Ф.М.Апраксина и поэта П.А.Вяземского
23.11.2024
Все статьи темы
Цензура в СМИ
Поистине, иногда «чем хуже, тем лучше»!
До дна Марианской впадины наша тв-реклама ещё не погрузилась, но уже близка к этому
13.11.2024
Зачем Саймс создаёт фальсификационные мифы?
Всё это похоже на многоуровневые спекуляции
15.10.2024
Возвращение Познера на Первый канал является тревожным сигналом
Комментарий Союза православных граждан
15.10.2024
«Деколонизаторы» внутри страны
Почему до сих пор чувствует себя вольготно Антон Вальковский?
01.10.2024
Кому Русь – кабак, а русское горе – веселье?
Если бы какой-то затейник устроил в каком-нибудь городке СССР во время войны пьяный фестиваль, его бы расстреляли
28.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Лев
23.11.2024 12:40
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.11.2024 12:14
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 12:04
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 12:01
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59