Христианское восприятие исторических событий

Доклад на Третьих епархиальных межмуниципальных Рождественских чтениях (24 ноября, Рыбинск)

0
489
Время на чтение 13 минут

От редакции. В рамках Третьих епархиальных межмуниципальных Рождественских чтениях Рыбинской епархии постоянный автор РНЛ, иерей Сергий Карамышев, руководил работой секции «Ресурсы культурно-исторического наследия в формировании базовых национальных ценностей подрастающего поколения». Публикуем доклад, прозвучавший на форуме.

***

Вся человеческая история представляет собою книгу. В ее написании принимает участие всякий живущий на Земле человек. Помыслами, чувствами, волеизъявлением, поступками каждого создается общая ткань будущего. Однако над стихией всечеловеческого моря распростерта сень Божественного Промысла, которая, не лишая ни единое словесное существо свободы, обуздывает названную стихию, т.к. в противном случае человечество давным-давно бы себя уничтожило.

Образец книги человеческой истории в особенности дан в первой книге святой Библии, которая называется «Бытие». Вопрос некоторых, недостаточно глубоких, философов, искусственно сузивших понятие бытия до материальной составляющей мира: «бытие определяет сознание» или же «сознание определяет бытие» не имеет смысла, поскольку «Бытие» - одно из имен Божества. Слово «Сущий» - действительное причастие настоящего времени от глагола «быть». Как единственный Виновник всякого бытия, производного от Бытия первичного, Бог некогда воззовет прошедшее, о чем написал в своей книге Екклесиаст (Еккл. 3, 15).

Прошлое вселенной некогда явится перед изумленным человечеством в виде всеобщей и всеисчерпывающей картины, где станут явными все скрытые связи событий. Чтобы эта картина не явилась для нас смертным приговором (по причине нашей склонности искажать ее), нужно жить стремлением описывать исторические события как бы находясь перед всевидящим Божиим оком.

Это значит: не осуждать исторических деятелей, уже представших суду Божию, не приписывать им ни всего зла, ни всего добра, совершившегося в их время. Это значит: прозревать в истории Божественный промысл, который действует порой самым неожиданным образом.

Упомянутая здесь книга «Бытие» дает нам алгоритм оценки исторических событий. Возьмем первое убийство. По причине зависти Каин убивает Авеля. Господь Своим откровением вразумлял первого, но не стал препятствовать совершению преступления, давая место человеческой свободе. Вследствие нераскаянности Каина зло стало распространяться по Земле, пока не овладело большей частью людей.

Покуда имело место раздельное существование потомков Сифа (по библейской терминологии - «сынов Божиих») и потомков Каина («сынов человеческих»), покуда злая воля не имела перевеса над целым человечеством, Господь позволил злу свободно развиться, принять свои формы, чтобы судить не какие-то смутные намерения, но совершившиеся факты. Таковым судом стал всемирный потоп.

Спасшимся восьми душам вновь была предоставлена свобода, чтобы злая воля вновь производила соответствующие себе формы, которые действовали бы отталкивающе на тех, что сделали своим свободным выбором соблюдение Божиих заповедей.

Вскоре зло вылилось в возведение в долине Сеннаар башни. Дабы судить вновь не смутные намерения людей, но их поступки, Господь позволил начать строительство, однако не дал его закончить.

Законопреступные города Содом и Гоморра были терпимы Богом до тех пор, пока там жило несколько праведников. Когда же Лот с семейством вышел из Содома, пролился огненный и серный дождь, и теперь на месте названных городов - неподвижное Мертвое море.

Господь Вседержитель дает свободу не только каждому отдельному человеку, но и целым общностям, самые большие и сплоченные среди которых, - народы и государства. Отдельные свободы могут жить друг с другом в стройном согласии, в учрежденном Самим Богом соподчинении. Но Господь же позволяет сталкиваться одной человеческой свободе с другой, позволяет одной порабощать другую, а другой, в свое время, - освобождаться от прежнего порабощения.

Божественный промысл является не только в непосредственном действовании Господа (как было во время потопа, разрушения Вавилонской башни, казни Содома и Гоморры), но и в регулировании сложного, всепроникающего то согласия, то столкновения человеческих свобод. Результатом этих согласий и столкновений становятся некие равнодействующие силы, представляющие жизнь отдельных коллективностей и целых народов и государств. Те, в свою очередь, соглашаясь или сталкиваясь между собой, являют равнодействующую целого человечества.

Отдельно взятому смертному никогда не разобраться во всем комплексе хитросплетений окружающих его человеческих свобод. Да и не нужно этого, потому что они все равно регулируются Вседержителем, и надобно быть пророком, движимым Святым Духом, чтобы с точностью предсказать будущее.

В 28-й главе книги «Второзаконие» на все времена дан образец правильного восприятия исторических событий. Он заключается, конечно, не в невыполнимом анализе человеческих свобод, но имеет дело с внешними фактами. Если наступает пора благоденствия, - это милость Божия. Если преследуют напасти, их причина - грех личный каждого человека и грех коллективный. В пору благоденствия от человека и народа требуется благоговейная благодарность. В пору напастей - деятельное покаяние.

Данный взгляд на исторические события был усвоен христианскими хронистами, в том числе - русскими летописцами, а еще более - православным Богослужением, в котором постоянно и отчетливо звучит мысль: внешние напасти - следствие грехов, посылает же их Господь ради раскаяния грешников.

Такой взгляд на исторические события стал традиционным для православного мировосприятия. Он прививался народу святителями Церкви Христовой, пастырями, учителями гражданских образовательных заведений.

Совершенно иной взгляд на исторические события постепенно укоренился в западных странах. Его суть - оправдание социально-политической революции, т.е. переворота, при котором верхи становятся низами, а низы - верхами, с непременной возможностью судить последних. Конечно, и в России бывали кровавые бунты, в данном отношении мы ничем не лучше. Разница была в оценке. Бунт на Руси в прежние времена воспринимался как грех, и никогда - в качестве добродетели.

Когда противоположный взгляд, программировавший определенную модель поведения, стал прививаться на русской почве, сначала явились судьи родной истории, затем - и деятели, т.е. профессиональные революционеры, которых, увы, многие принялись почитать не злодеями, а героями и чуть ли не святыми.

Изучение истории зачастую превращалось, особенно в XIX веке, в грех осуждения целых прежде бывших поколений русского народа, и в первую очередь - правителей. Далее, привычка осуждать с легкостью переносилась из прошлого в настоящее, что постоянно сеяло смуту.

Итогом такой, казалось бы, мелочи, как извращенное восприятие исторических событий, стали террор и кровавые революции - формы, созданные больным общественным сознанием ради совершенного удовлетворения страсти осуждать. Эта психологическая причина социальных потрясений, помноженная на страсти гордости, зависти, гнева, ненависти и похоти власти, неизменно приносила свои кровавые плоды.

Теперь, по прошествии достаточно длительного времени, даже события XIX века многими оцениваются довольно спокойно, чего никак нельзя сказать о событиях века ХХ-го.

Их обсуждение приводит к непримиримой вражде с попутно следующей демонизацией ряда исторических деятелей. Анализ событий истории вырождается в незамысловатые поиски «козлов отпущения», на которых можно было бы свалить все грехи, в приклеивание к ним ярлыков с последующим их шельмованием. Это слишком напоминает примитивные ритуалы древней магии. Это приучает не вдумываться в тайну истории, вынося нравственные уроки, а пресмыкаться в грехе осуждения.

Одни, оценивая события ХХ века, говорят: ах, если бы не революция, все было бы прекрасно - Россия бы процветала. Другие: ах, если бы правил не Николай II, а царь с более крутым нравом, он бы задушил революцию, и все было бы замечательно. Третьи: ах, если бы большевики не пришли к власти, демократическая Россия развивалась бы в фарватере европейской политики, и народ бы благоденствовал. Четвертые: ах, если бы к власти пришли не бесноватые Ленин с Троцким, Свердловым и прочими, а люди поумереннее, все было бы неплохо. Пятые: ах, если бы Ленин пожил подольше, он бы ввел всевозможные свободы, и это было бы благом. Шестые: ах, если бы к верховной власти пришел после Ленина не Сталин, а кто-то другой, не было бы массовых репрессий. И т.д.

К сожалению, иногда приходится повторять прописные истины. Например, что история не знает сослагательного наклонения. Все, что было, уже легло на свое место в книгу человеческой истории. От нее нельзя ничего убавить, и к ней нечего прибавить. Мы можем, пользуясь Божиим даром свободы, влиять на будущее, а прошлое - только изучать и получать нравственные уроки.

Навязать истории сослагательное наклонение силятся именно те, что заняты поисками среди исторических деятелей «козлов отпущения». Это позволяет создавать примитивные до тупости схемы. Например: во всем виноват вот этот исторический деятель. А все остальные - только жертвы его произвола. Подобные схемы, во-первых, грешат против истины. Во-вторых, культивируют гордость и превозношение в самих самозваных судьях, на корню убивая живую мысль (хотящую дойти до глубинных причин явлений) и покаянное чувство.

Важно понимать, привычный ход истории могут изменить две вещи: общее грехопадение и общее покаяние. Общее грехопадение освобождает скованное узами совести и гражданских законов зло, и оно находит соответствующие себе формы. Кто возлагает всю вину на формы (конкретные личности, конкретные институты), в которые зло вылилось, - человек крайне близорукий, потому что формы вторичны.

Подобным образом, покаяние, искупление греха находит себе свои формы, либо преображая исторических деятелей в лучшую сторону, либо, если они к этому не способны, - заменяя их другими. Человек, исполненный покаянным чувством, не ищет вокруг себя виновных, но возлагает вину на себя, подражая воплотившемуся Богу, Который принял на Себя чужие грехи и тем самым совершил чудо спасения мира.

На все века лучшим образцом покаяния, творящего чудеса, является подвиг трех отроков в печи вавилонской, описанный в книге пророка Даниила. Вдумаемся в слова их молитвы. «Ты совершил истинные суды во всем, что навел на нас... Ибо согрешили мы и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили» (Дан. 3, 28-29).

Эти три отрока были брошены в печь единственно за то, что отказались склониться перед идолом, которому воздавало торжественное поклонение целое величайшее царство. Это были лучшие из живших тогда на земле людей, почему и сподобились явления святых ангелов. Они в индивидуальном порядке не совершали тех грехов, за которые просили у Бога прощения. Но в этом и заключается их нравственная сила. Они стали прообразом крестной жертвы Христа. Их пребывание в печи было добровольным сошествием во ад, их выход из печи - прообразом Христова Воскресения.

Они приносили покаяние за грехи целого народа, и целый народ был помилован. Они могли бы поносить законопреступных иудейских царей, первосвященников, вельмож. Подобное имеет место при оценке уже нашими современниками событий ХХ века. Могли. Но тогда и не были бы святы, и не сподобились бы высокой чести произнести покаянную молитву, будучи окружены со всех сторон не только вещественным огнем, но и пламенем человеческой ярости.

Разница между осуждающим и приносящим покаяние - как между землей и небом. Не напрасно просветитель народов апостол Павел наставляет: «неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим. 2, 1-3).

Мы можем оценивать события, разные поступки людей, различая между добром и злом. Однако оценивать самих людей следует с великой осторожностью, чтобы в свое время самим не быть осужденными за узурпацию божественной власти, которая единственная может произносить окончательный суд.

Христианин должен не брать на себя достоинство судьи, а лишь свидетельствовать о ком-либо, ссылаясь на соборный разум Церкви. В ХХ веке им были осуждены лишь: воинствующее безбожие, затем - идеология и практика нацизма. Война против последнего была объявлена священной.

Остановимся на событиях революций 1917 года. Они перевернули всю жизнь России. Более того, явились некоторые признаки глобальной катастрофы, предсмертной агонии целого человечества. Однако та болезнь в очередной раз оказалась «не к смерти, но к славе Божией». (Ин. 11, 4).

Зло начало разливаться по миру подобно всепоглощающему пламени. Что же угасило это пламя? Покаянные слезы русских людей. Оттого самые формы, которые могли бы послужить всеобщему разрушению (или, по терминологии Троцкого, - «перманентной революции») порой неприметным для взгляда внешнего наблюдателя образом, преобразились изнутри в формы, пригодные для созидания. Покаяние, нигде и никем торжественно не объявленное, однако вполне состоявшееся, победило отступничество.

Это не было понято многими русскими людьми, оказавшимися за рубежами Родины. Они продолжали смотреть на формы, от которых в прежнее время видели только зло, без поправок на их внутреннее изменение, как на зло абсолютное.

Духовно зрячие люди, сущие в России, более верно воспринимали указанные изменения форм. Их вполне выразили, в особенности, Патриарх Тихон и митрополит Сергий Страгородский. Первый призвал молиться о властях и воинстве Советской России. Второй заявил во всеуслышание о лояльности Церкви к советской власти. Да, это была молитва за гонителей, но не о ней ли заповедал Сам Господь? - «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 4, 44), равно как и апостолы: «благословляйте гонителей ваших, благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12, 14).

Обозначенное здесь изменение явилось деятельным исполнением слов Царя-Страстотерпца Николая, который произнес незадолго до мученической кончины: «Зло, которое в мире, будет еще сильнее. Но не зло победит зло, а только любовь».

Между тем, поступок митрополита Сергия, который, казалось бы, совершенно объяснили события Великой Отечественной войны, что потребовала от народа полной сплоченности, а не разделения, по сие время некоторые осуждают, вновь и вновь повторяя бранное слово - «сергианство».

Итак, покаяние вновь явило чудо преображения целого народа, действительно нашедшего в себе силы восстать из глубин уничижения. Возмутившееся море улеглось, вошло в свои берега. Глобальная катастрофа, что могла явиться следствием Второй Мировой войны, не состоялась. Цвет кровавых флагов революции стал в 1945 году цветом Пасхи Христовой.

4 ноября текущего года в московском Манеже Патриархом и Президентом совместно была открыта выставка «Моя история: 1914-1945 годы. От великих потрясений к Великой Победе». В своем приветственном слове Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Через какие страдания, через какие скорби, через какие испытания мы прошли! Но мы остались страной не просто великой и сильной, но и хранящей свою собственную суть. Мы не растворились даже в глобальном информационном пространстве, мы не потеряли и не теряем свою идентичность в то время, когда ее теряют великие и сильные страны на европейском континенте. Мы верим, что Покров Божией Матери над нами. А потому говорим всем - и внутренним и внешним противникам России: «Оставьте нас в покое! Над нами Покров Божией Матери!»

Далее Святейший основательнее разработал свою мысль: «Все мы знаем, что послереволюционное время было временем хаоса, столкновения классовых, социальных, политических, экономических интересов, попыток разрушить страну; было пролито много крови, миллионы были изгнаны из пределов нашего Отечества. Мы знаем, что непростыми были и 30-е годы - много крови, много несправедливости, и все это никогда не должно уйти из нашей памяти, как нельзя минимизировать эти страдания. Но ведь не было бы современной России, если бы не было подвига предшествующих поколений, которые в 20-е и 30-е годы не просто пахали землю - хотя и это очень важно, - но создавали промышленность, науку, оборонную мощь страны. Успехи того или иного государственного руководителя, который стоял у истоков возрождения и модернизации страны, нельзя подвергать сомнению, даже если этот руководитель отличился злодействами... Мы отдаем исторические персонажи на суд Божий. Но никогда отрицательные стороны не должны давать права исключать все то положительное, что было сделано».http://www.patriarchia.ru/db/text/4265527.html

Этими словами Патриарх заявил о непрерывности русской истории в ответ на ложные мнения, будто бы с 1917 по 1991 годы в ней совершился какой-то провал, о котором лучше вовсе не вспоминать. Забвение порождает невежество и непонимание сути происходящих событий. Огульное осуждение целого исторического периода приводит к самоотрицанию. Оно - в свою очередь - к историческому небытию.

Напротив, осознание прошлого, примирение с прошлым позволяет тверже стоять на ногах в настоящем; яснее, определеннее вглядываться в будущее. Преодолеть средостения русской истории ХХ века сохраняя преемственность с тысячелетней русской историей, - задача нашего ближайшего будущего. Эта мысль звучала в докладе Патриарха на проходившем 10 ноября в Храме Христа Спасителя XIX Всемирном русском народном соборе: «Солидарное общество - это русский социальный идеал,.. непосредственно связанный с христианским выбором князя Владимира... Это такое общество, в котором отношения взаимопомощи и сотрудничества стоят выше взаимной ревности и конкуренции. Это общество, в котором нет «лишних людей», нет обреченных и проклятых. Таков идеал, основанный на самой сути евангельского учения. И вместе с тем это национальный идеал, в котором проявилось русское понимание христианства. По сути дела, это идеал нравственного общества и государства». http://www.patriarchia.ru/db/text/4267398.html

Подводя итог своему выступлению, Святейший задал нам всем и задачу: «Необходимость осмысления исторических корней и базовых ценностей нашей цивилизации и их актуализации в перспективе вызовов XXI века - это, как кажется, одна из насущных задач отечественной гуманитарной мысли».

Все выше приведенные теоретические выкладки необходимо переводить в практическую плоскость. Многие могут заниматься этим на своих рабочих местах. Пастыри - в проповеди с церковного амвона. Преподаватели гуманитарных дисциплин в школах и вузах, не дожидаясь выхода новых учебников, вполне поставленным целям соответствующих, - со своих кафедр. Люди искусства - в своих произведениях. Журналисты - в своих публикациях. Будем все работать на идейное и культурное сплочение общества перед лицом новых угроз.

Важно, чтобы взаимоотношения государственных, церковных и общественных структур выстраивались согласно традиционному для России принципу симфонии, совместного звучания, а не подавления какой-то одной силой других. Это даже естественно. Ведь чиновник, государственный служащий может быть, да и часто является, членом Церкви. Архипастырь или пастырь являются гражданами государства. Государство, Церковь и общество - взаимодействующие системы, теснейшим образом переплетенные и состоящие из одних и тех же членов. Чем больше будет между ними согласия, тем лучше будет для России.

Постараемся же в ходе работы нашей секции явить живой пример такого согласия и взаимопонимания, потому что большая общероссийская симфония может явиться только следствием, вершиной, венцом симфоний малых, начинающихся в семье, школе, селе, городе, в различных собраниях, на научно-практических конференциях и т.д.

* * *

Готов предложить и собственную инициативу - проведение в Рыбинске цикла бесед о русской истории.

В соответствии с Указом Президента РФ о мерах по противодействию фальсификации Истории предполагается наладить взаимодействие Рыбинской епархии Русской Православной Церкви с телеканалом ВГТРК «История», в его рамках организовать в г. Рыбинске тематические вечера, включающие в себя: 1) коллективный просмотр документальных фильмов, произведенных указанным телеканалом, 2) их обсуждение.

Цель проекта - 1) установление более тесного контакта с жителями Рыбинска, имеющими интерес к родной истории; 2) развитие отношений с телеканалом «История», которое может в перспективе позволить осуществлять совместные проекты более высокого уровня (производство какого-либо фильма)

Задачи: 1) организация силами Рыбинской епархии и телеканала «История» тематических вечеров «Беседы о русской истории»;

2) привлечение к беседам жителей Рыбинска, имеющих интерес к родной истории;

3) через ведение дискуссии в должном направлении привлечение внимания собеседников к духовной составляющей русской истории;

4) расширение влияния Церкви через участников проекта на наиболее активную и творческую часть населения г. Рыбинска.

5) поиск дальнейших путей взаимодействия с ними.

Автор и режиссер предлагаемых к показу и обсуждению фильмов - Алексей Григорьевич Денисов, - человек православный, известный в церковной среде. Фильмы ( «Крейсер «Варяг», «Суворов», «Генерал Скобелев», «Ломоносов», «Гвардия не умирает», «Батюшки особого назначения» и др.) имеют государственно-патриотическую направленность и, несомненно, послужат культурному и духовному воспитанию и развитию жителей города.

Предлагается назначить руководителем проекта со стороны Рыбинской епархии клирика иерея Сергия Карамышева; со стороны телеканала ВГТРК «История» - заместителя генерального директора канала В.Г. Савичева.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Христианское восприятие исторических событий

Главная проблема церковной истории в том, 1 что она рассматривает(не без помощи Врага это утвердилось) Потоп только как наказание зла. Главным смыслом было воссоздание Добра- несостоявшееся ,по вине Хама, в Ковчеге воссоздание всеродного Адама-субъекта освящения Вселенной(призыв "Адаме,где еси" раздается из Вечности до сих пор) и 2 Отсутствие смелости признать, что некоторые МНЕНИЯ святых людей мы постоянно выдаем за ПРОРОЧЕСТВА.
влдмр / 02.12.2015, 03:48
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Сергий Карамышев
Архитекторы всеукраинского раскола обнажают клыки
О саморазоблачающем интервью архиепископа Памфилийского (США) Даниила (Зелинского) Би-би-си
14.01.2019
«Летопись 2018 года»
Краткий перечень наиболее важных событий года, изредка чередуемый с очень сжатыми комментариями
05.01.2019
В чем польза укронацистского режима?
Порошенко последними своими действиями укрепляет Русскую Церковь на Украине качественно
03.01.2019
От десакрализации к «паралитургии»
Превращение католических храмов в музеи и архивы - очередной этап демонтажа остатков благодати Божией в Папской церкви
24.12.2018
Ёлочка… от сатаны
Или Христово Рождество, Ханука и сатанинский шабаш в одном зале
20.12.2018
Все статьи Священник Сергий Карамышев
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28