Москва закатная

Вспоминая события 1991-1993 годов

0
685
Время на чтение 3 минуты

Больше всего я любил московские закаты, когда дыхание городской суеты почти замирало, и можно было спокойно идти по узким улочкам неподалеку от Кремля.

Вот здесь, на скамейке напротив старого МГУ, я был несказанно рад первой публикации в журнале и не верил, что могу держать в руках эту тонкую и ломкую книжку, где стояла моя фамилия, и был напечатан текст, - далекий, странный, словно принадлежащий не мне, а кому-то чужому.

А вот и Манеж, - там я впервые увидел подлинники картин Константина Васильева, отстояв очередь, к которой в другой день ни за что бы не приблизился - она опоясывала выставочный зал почти до полного круга.

И наконец, Ленинка, библиотека, где прошли, наверное, лучшие дни моей жизни, словно остановившейся тогда на полпути и задумавшейся о самом главном.

Здесь, среди таких же погруженных в раздумья читателей, можно было проходить мимо ящиков каталога с белыми полосками алфавитных карточек, мимо стеклянных витрин с издательскими новинками, и мимо открытых стеллажей книжного фонда в глубину главного читального зала, где в полном одиночестве вечности тебя уже ждали Николай Бердяев и Константин Леонтьев.

Но я больше любил другой зал, этажом выше, это был отдел технической литературы, маленький, почти пустой, совсем бесшумный, где на столе с зеленым ламповым плафоном лежала стопка книг, а из окна открывался вид на Кремль, сказочный терем с куполом Ивана Великого.

За его красной от стыда стеной сидела кучка негодяев, а снаружи разрывалась от гнева и голосила женственная русская душа - шел 1991 год...

В истории бывают моменты, когда все вдруг фокусируется в одной точке - и страх, и ненависть, и надежда, и разочарование, но лето 1991-го оказалось не просто трагическим, это была катастрофа.

В начале июня ко мне в аспирантское общежитие приехала мать, растерянная, внутренне тревожная и одновременно заторможенная - в ней словно застряла тайная мысль, терзавшая ее изнутри.

Уже полгода врачи не могли определить источник боли и, измаявшись вместе с ней, отправили на консультацию в столичную онкологию.

Ночевать в общежитии маме было нельзя, но я на свой страх и риск укрыл ее в комнате, - мы пробирались к лифту мимо спящих дежурных только ранними утрами и темными вечерами Юго-Западной городской окраины.

Поликлиника была перегружена больными, они сидели на стульях, подоконниках, ступеньках лестниц - всюду, где можно и нельзя. К концу первого дня маме сказали, что у нее опухоль, через неделю сделали пункцию, а 12 июня намекнули, что будут облучать...

Солнечный полдень этого страшного дня я не смогу забыть уже никогда. Мама бодрилась, а я, внутренне крича, смотрел на Москву-реку с яркими от света белыми теплоходиками и закрывал уши от радиотрансляции, - по радио и телевидению громогласно «принимали в президенты» Бориса Ельцина, правителя России, а за его спиной ухмылялись те, кто вместе с ним довел страну до маразма.

Горбачева, Ельцина, Яковлева, Шеварднадзе и прочих я ненавидел всеми силами своей души! Это они перевернули Россию вверх ногами и повесили, со свалившимся подолом, на мировое посмешище! Это они раскололи страну, обманули доверчивый народ, плюнули в прошлое, измучили мать, считавшую теперь, что жизнь принесена в жертву им, и непонятно, за что...

В конце июля ее положили в палату клиники имени Герцена, напротив ипподрома, и стали готовить к операции, до которой еще нужно было дотерпеть - и тут маячила очередь!

«Слово к народу», подписанное лучшими людьми России, в том числе Василием Беловым, Валентином Распутиным и Леонидом Леоновым, вселило в маму надежду - она горячо пересказала его соседке и наткнулась на стену - «подруга по несчастью» оказалась убежденной сторонницей Ельцина.

Потом, спустя три года, в такой же сиротской соседней палате, с подвязанной к протекающему крану марлей, будет умирать великий Леонов, презираемый властью за ту самую подпись...

«Три дня в августе» подарили надежду не только маме и мне - почти весь наш этаж ликовал и танцевал, ожидая не просто смещения «пятнистого», но, прежде всего, возвращения к здравому смыслу. Но члены ГКЧП оказались слабаками - я это понял, увидев из окна, как танковая колонна, растянувшаяся по проспекту Вернадского, не сметала все на своем пути, а останавливалась, как вкопанная, перед светофорами - разве так делают перевороты?!

Может быть, поэтому мама тяжело перенесла операцию - надежды уже не было.

В конце сентября, когда грустно опадали желтые листья кленов, я отвез мать во Внуково, еле разместив ее костыли в красном «Икарусе». После регистрации мы оказались в накопителе, из которого на летное поле меня уже не выпустили. Стюардесса, вместо того чтобы вызвать санитарную машину, стала вести маму до самолета пешком, чуть поддерживая ее за локоть.

Моя страдалица, пытаясь догнать ушедшую вперед толпу, ковыляла, неловко переставляя костыли, поминутно останавливалась, не справляясь с одышкой, вытирала слезы... Как же я виноват перед тобой, мама!

Она умерла осенью 1993-го, сразу после расстрела Дома Советов...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: Москва закатная

Блокадные старушки пережили прежде кое-что похуже - ВОСР. и это их закалило. От тех, кто заполонил Петербург после этого ничего хорошего ждать все равно не приходилось.
Lucia / 09.10.2015, 22:38

2. Re: Москва закатная

У меня эти страшные дни отпечатались в памяти эпизодом в вагоне ленинградского метро. Вечерний час пик, на одной из остановок толпа внесла маленькую сухонькую женщину в сбившемся берете и интеллигентных очках. Таких, истинных питерцев, тогда еще было довольно много в Ленинграде (это название никак не оскверняет историю великого города, совершившего подвиг преодоления блокады). Видно было, как тяжело было сдавленной со всех сторон старушке стоять на ногах. Напротив нее сидели две девицы, предвестницы грядущего «поколения пепси», и громко похвалялись друг перед другом своим счастьем – покупкой шмоток, суммами, потраченными их бойфрендами на «нормальную жизнь» и голубой мечтой тогдашней продвинутой публики – поскорее «свалить из рашки». Они даже не заметили старушку. Люди вокруг, усталые и опустошенные, как-то и не попытались приструнить девиц и попросить их уступить место, все просто дружно задремали. Пробовал уступить место тоже очень немолодой мужчина-инвалид, но смущенная старушка , поблагодарив, отказалась занять его место. И столько было горечи в глазах этих людей, явно переживших войну, видевших мужество и самопожертвование защитников Ленинграда, помнивших дни великой воинской и трудовой славы своей Родины, концерты Шостаковича и вечера поэзии в Политехе Вот так и несся поезд в грядущую темноту и пустоту, заключив в себе осмеянное и преданное великое прошлое, убогое иудинское будущее и дремлющее «молчаливое большинство». Сегодня уже не осталось и блокадных старушек
зиф / 09.10.2015, 17:11

1. Re: Москва закатная

"...Она умерла осенью 1993-го, сразу после расстрела Дома Советов..." Моя мать умерла немного позже, но обстоятельства, приблизившие её к смерти, очень близки и почти совпадают с иэложенными. Мать лютой ненавистью ненавидела "пореформен-ный" режим и повторяла почти в слово.... "Горбачева, Ельцина, Яковлева, Шеварднадзе и прочих я ненавидел всеми силами своей души! Это они перевернули Россию вверх ногами и повесили, со свалившимся подолом, на мировое посмешище! Это они раскололи страну, обманули доверчивый народ, плюнули в прошлое, измучили мать, считавшую теперь, что жизнь принесена в жертву им, и непонятно, за что..."
Николаев. / 09.10.2015, 14:06
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Устюжанин
Сочинские зарисовки
Рассказы
10.09.2023
Прощание
Рассказ
12.03.2021
Ирочка
Рассказ
08.02.2021
Из армейской тетради
Рассказы
22.02.2017
Все статьи Николай Устюжанин
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 18:37
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Советский недобиток
23.11.2024 18:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 15:29
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 15:16