За последние несколько лет Запад обрушил на Россию такое количество обвинений, что хватило бы на полмира. Вообще-то началось это довольно давно. Россия со времён Ивана IV виновата всегда и во всём. Преступления нашей страны одно страшнее другого. И если послушать западную пропаганду и подпевающую ей украинскую, вообще становится непонятно, как до сих пор нас земля носит.
На сегодня всему миру известно, что Россия - страна агрессивная по отношению к соседям и тираническая к собственным гражданам. Коррупционнее России страны нет. В России преследуется инакомыслие. Оппозиционных политиков убивают на улицах. Несогласных с режимом артистов хватают прямо в Божиих храмах. Гомосексуалистов не то четвертуют, не то бросают медведям, после чего Путин, зомбированные им граждане и медведи, на клыках которых ещё не остыла гомосексуальная кровь, пляшут в обнимку прямо на Красной площади под звуки праздношатающейся балалайки. Ах да! В перерывах между плясками бандиты сбивают гражданские самолёты и глумятся над останками несчастных. А потом господин Чуркин подло использует право вето, не дозволяя цивилизованному человечеству осудить варварскую распоясавшуюся Россию. И что самое интересное, самим русским такая жизнь нравится, иначе они бы не поддерживали Путина. Впрочем, по другой версии Путин пригласил на работу в Кремль Кашпировского, которому удалось зомбировать 4/5 населения страны. И теперь эти 4/5 наивно верят в несуществующих украинских фашистов, американский милитаризм и европейское лицемерие. Конечно, на самом деле, Украина - страна счастливых детей; Европа - то самое уникальное место на планете, где слово никогда не расходится с делом; а Соединённые Штаты и вовсе всем известные миротворцы. Так что Барак Обама хоть сейчас может спеть о себе: «Мне нравятся птички и рыбки / Все знают мою доброту...»
Как бы то ни было, зомбирована Россия или нет, а Украина с некоторых пор уже не воспринимается сама по себе, но исключительно в связке с ЕС и США. Даже происходящее в этой стране интересно прежде всего реакцией её опекунов. Например, то, что Донбасс разрушен, всем хорошо известно. Разрушенный Донбасс - это факт. А восторги посла США на Украине Дж. Пайетта по поводу разрушений - это уже оценочное суждение. Факт - это данность и непреложная истина. Оценочные суждения могут быть разными. Всё происходящее на Украине - это факт совершившийся или факт совершающийся. Но оценочные суждения приходят извне.
Другой пример. Украина составила «чёрные» и «белые» списки деятелей культуры. Удивила? Нисколько. Заинтересовала? Да ни боже мой! И так всё ясно: Макаревич, Ахеджакова, далее везде. Хотя Сергей Юрский выразил недоумение относительно включения его фамилии в «белый» список. Зато мы искренне рады за Милу Йовович, Арнольда Шварценеггера и Джорджа Клуни, которым Министерство культуры Украины гарантирует свою всестороннюю поддержку и максимальное содействие в их творческой деятельности на территории Украины. А это, несомненно, именно то, чего им как раз и не доставало в земной жизни. И всё же стране, в которой «нетникакихфашистов», не к лицу делить культуру на чёрное и белое. А уж тем более стране, отвоевавшей наконец право вернуться в европейскую семью народов. Ведь Европа любит оттенки и полутона - вон, одного серого насчитали пятьдесят оттенков. Так что Украина со своим чёрно-белым мышлением рискует выглядеть свиным рылом в калашном ряду. Но история со списками Кириленко - а именно так зовут министра культуры Украины - всего лишь факты. Каковы же оценочные суждения? Какова реакция мирового сообщества, а точнее - цивилизованных стран? Цивилизованные страны молчат как рыбы.
Однако помнится, несколько лет назад, когда группа молодых женщин с дурной репутацией, называвших себя «панк-рок группой», отличилась в Москве хулиганской выходкой, цивилизованные страны встали на дыбы.
О! Это были благословенные времена. Украина ещё не сошла окончательно с ума, и «майдан» ассоциировался не иначе как с прокажённым паном Ющенко. Европейцы продавали нам свои безвкусные помидоры и вкусный пармезан. У либеральной оппозиции сохранялся смысл жизни в виде испанского хамона и греческой клубники. А США, как кошка с мышкой, играли с нами в «перезагрузку». Тотчас после исполненного в церкви канкана выяснилось, что у нас огромное количество правозащитников, появляющихся, правда, только в тех случаях, когда можно обратить на себя всеобщее внимание. Мадонна, в смысле Луиза Чикконе, бродила тогда по московской сцене в чёрном лифчике и бормотала что-то такое о свободе, которую, видимо, и символизировал знаменитый чёрный лифчик. Сэр Пол Маккартни чуть было не пропел «Yesterday», что и понятно, потому что на фоне мордовской колонии, где отбывала наказание гражданка Толоконникова, действительно «all my troubles seemed so far away» (все мои проблемы казались таким далёкими). Стинг опубликовал открытое письмо в защиту «женщин-художниц». А профессор Оксфордского университета Питер Оппенгеймер заявил, что западные деятели культуры и искусства объединились, потому что «у них сработал нормальный человеческий инстинкт на несправедливость». Словом, цивилизованный мир кипел и прямо-таки бурлил.
А кто не помнит Charlie Hebdo? Самих европейцев, под лозунгами «Je suis Charlie» заполонивших улицы городов, более всего в этой истории возмутило покушение на свободу слова. Кстати, особенно расстаралась тогда Украина. Так что непонятно, чего там было больше: желания понравиться Европе или цепная реакция: «подражание европейцам - ощущение себя европейцем - гордость от ощущения себя европейцем». Пана Порошенко, прошедшего по парижскому переулку в одной колонне с фрау Меркель и мсье Олландом, от гордости распирало, и вид у него был торжествующий. При одном только взгляде на президента Украины становилось понятно: вот равный среди равных! Так они походили, поулыбались и разошлись, дав понять всему миру, что не позволят. Не позволят покушаться на свободу слова и самовыражения. Но тут под крылышком пана Порошенко деятелей культуры разделили на «чёрных» и «белых».
Когда на Украине призывали убивать русских (политолог Юрий Романенко: «Я знаю, как решить проблему уменьшения внимания и вывести проблему медиа на новый уровень. ВСУ должны избирательно и тщательно уничтожать российских журналистов, которые освещают ситуацию на Донбассе. Нужно дать указание снайперам ВСУ, что люди в касках с надписью Press являются приоритетом на уничтожение»), Европа и США молчали. Мы было подумали, что для Запада не так важна жизнь человеческая, как завоевания демократии. Но вдруг о завоевания демократии вытерли ноги. И что же? У Мадонны порвался лифчик? Сэр Маккартни охрип? У Стинга отключили wi-fi за неуплату? И куда подевался «нормальный человеческий инстинкт на несправедливость»?
Западный человек устроен таким образом, что видит зло там и тогда, где и когда это удобно. Много раз мы слышали, как Запад обвиняет Россию в нарушении международного права в связи с присоединением Крыма. Но тот же самый Запад перестаёт понимать, что такое «международное право», если только ему так выгодно. Венская конвенция о дипломатических сношениях (глава 41, пункт 1) гласит: «Без ущерба для их привилегий и иммунитетов, все лица, пользующиеся такими привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и постановления государства пребывания. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государства». Но разве чтили Венскую конвенцию западные политики, толкавшиеся на майдане в феврале 2014 г.? Что уж говорить о цветных революциях, о Ливии, Ираке, Югославии, Вьетнаме...
А вот пример из прошлого. За пакт Молотова-Риббентропа СССР обвиняют чуть не в развязывании II Мировой войны. Но в то же время США и Англия продавали Гитлеру оружие, самолёты и прочую военную технику. 15 июля 1933 г. в обход международных соглашений Англия, Франция, Италия и Германия подписали «пакт четырёх». 18 июня 1935 г. было подписано англо-германское морское соглашение, ставшее двусторонним нарушением Версальского договора. 19 ноября 1937 г. на встрече в Оберзальцберге с Гитлером лорд Галифакс говорил о готовности Англии согласиться с притязаниями Германии на Австрию, Чехословакию и Данциг в обмен на безопасность для Британской империи. 30 сентября 1938 г. в Мюнхене при участии Англии, Франции, Италии и Германии было подписано соглашение о разделе Чехословакии. После Мюнхенской встречи Германия согласилась подписать договора о ненападении с Англией и Францией.
Не нужно думать, что всё это осталось в прошлом. Тут уж, как говорится, «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл 1:9). Когда Западу выгодно нарушать конвенции и международное право, он так и поступает, когда выгодно защищать артистов - защищает, а когда невыгодно - не защищает. Но это не значит, что он позволит кому-то ещё жить по тем же самым правилам. Своими на Западе ни Россия, ни Украина никогда не будут. Чтобы влезть в этот кружок, нужно согласиться на роль холопа или мальчика для битья. В России, хочется надеяться, это начали понимать. Но Украина до сих пор живёт иллюзиями. Иллюзии эти, а по сути, украинствующая болезнь в стадии обострения, всякий раз опустошают страну и заставляют смотреть на Украину, противопоставляющую себя России, как на самое трагикомическое общественное движение в истории человечества.