Свв. страстотерпцы Борис и Глеб - защитники русской земли

0
484
Время на чтение 16 минут
После крещения киевлян в 988 году главной своей задачей князь Владимир считал распространение христианства на всей русской земле.1 Для начала он отдал приказание строить церкви на местах бывших языческих капищ. Так, например на месте капища Перуна (капище было ориентировано по сторонам света - прим.авт.) был построен храм во имя святого Василия.

В деле обращения язычников в православие большую помощь князю Владимиру оказал его дядя - воевода Добрыня. Вместе с епископом Иоакимом Корсунянином Добрыня дошел до Новгорода, деятельно обращая язычников в христианство. Летопись повествует, что когда новгородцы узнали, что Добрыня идет крестить город, собрали вече и дали клятву не пускать его в город. Добрыня встал на правом берегу Волхова. На левой стороне новгородцы под руководством верховного жреца Богумила, по прозвищу Соловей, поставили две камнеметные машины.

По правой стороне Новгорода пришедшие с Добрыней священники учили народ вере христовой и за два дня окрестили несколько сот человек. В ответ на это новгородский тысячник Угоняй стал разъезжать по улицам и площадям Новгорода и кричать: «Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание»2.

Под влиянием речей Угоняя, народ на левой стороне Новгорода рассвирепел и разграбил дом Добрыни, при этом погибла жена прославленного воеводы и многие родственники. Узнав об этой трагедии княжеский тысячник и первый помощник Добрыни Путята снарядил лодки и с 500-ми воинами переправился выше города на ту сторону Волхова. Жители левой стороны не ждали нападения и приняли киевлян за своих ратников. Путята захватил Угоняя и других знатных воинов Новгорода и переправил их за реку к Добрыне на суд и расправу.

Когда новгородцы узнали об этом, то в числе 5000 окружили Путяту и его воинов. Однако энергичный Добрыня с верной дружиной вовремя подошел на помощь Путяте и поджёг дома на окраине Новгорода. Народ бросился тушить пожар и битва была прекращена. После окончания бунта, Добрыня дал команду дружинникам кумиров-идолов ломать и бросать в огонь, а новгородцам велел идти креститься. Некоторые жители шли креститься добровольно, но многих воины тащили в реку силой и крестили мужчин выше моста, а женщин - ниже. Так крещён был Новгород воеводой Добрыней.

Русский князь с дружиной. Первая половина XI века. Реконструкция по материалам археологических находок Киева, Чернигова и Воронежской обл.

При этом Добрыня «насмехаяся» им ( новгородцам - А.Б.) весча: «Что, безумнии, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, кую пользу Вы от них чаять можете?"3 Надо полагать Добрыня не был жестоким человеком. Вопрос был в другом: воля князя должна быть исполнена и Добрыня ее исполнил. Новгородцы же обязаны были подчиняться Киевскому князю. Или они его все за " робибича" считают? Видимо самолюбивому Добрыне не раз пришлось из-за Владимира сдерживать себя. Но в данном случае Добрыня не скрывал своего торжества: гордый Новгород склонил голову перед Киевским князем!

История ожесточённого сопротивления новгородцев свидетельствует о том, что язычество у славян было исключительно воинственным, способным оказывать серьезное влияние на государственную политику того времени. Но благодаря деятельности княгини Ольги, язычество на момент крещения Руси, оказалось ослабленным. Как ни пытались жрецы бога Перуна укрепить его культ на Руси это им удавалось только кровавыми жертвоприношениями! Нравственное преображение князя Владимира (крещение, венчание с византийской принцессой Анной, укрепление семьи и т.д.), всё это вместе взятое послужило тому, что Русь объединилась под единым христианским знаменем (верой) и под властью единого православного русского князя. Большую помощь Владимиру в духовном просвещении русского народа оказала и его жена - княгиня Анна.

По свидетельству сирийского историка Яхьи Антиохийского Анна построила "многия церкви" на своей новой родине. Имя княгини Анны сохранилось в Тексте Церковного устава князя Владимира (умерла Анна в 1011 году и была похоронена в Десятинной церкви).4

Благодаря этому Русь преодолела свой духовный кризис Х века и тогда враг рода человеческого « направил» на нее воинственных язычников- печенегов. "О печенегах, - отмечает историк Н.И.Васильева, - известно, что они были европеидны по внешнему облику, но тюркоязычны; они пришли на европейскую территорию из Средней Азии".5 "Печенеги,- пишет В.Н.Татищев, - имя сарматское, значит скорый или быстрый и скачущий конем".6 Печенеги, представляли собой характерный пример сарматской народности, утратившей свои национальные черты под влиянием более сильного этноса. И, следовательно, столкновение между печенегами и русами носило характер жесточайшего противоборства. В 992 году на берегу реки Трубеж сошлись два войска: русские и печенеги. Сражение началось с поединка русского богатыря Кожемяки с печенежским витязем. Это были, по словам летописца - Давид и Голиаф. Русский - был среднего роста, а печенег - почти в два раза больше русского. Печенеги смеялись над Кожемякой, но не долго, русский боец схватил печенега и убил его, ударив головой об землю. Обрадованный Владимир построил на этом месте город, который назвал Переславль, а богатыря Кожемяку возвел в боярское сословие.

Обнажая меч против печенегов - язычников, князь Владимир укреплял западные границы Руси и старался не ссориться с христианским королями, а жить с ними в дружбе и мире. Внутри же страны он провел государственную реформу, разделил русскую землю на двенадцать уделов и отдал их в управление своим сыновьям.7 Желая улучшить дружественные отношения с Польшей Владимир женил Святополка на дочери короля Болеслава. В.Н.Татищев утверждает, что "Святополк по зачати сын Ярополков, а не Владимира, но Владимир сего пасынка как Август злостного Тиберия, Клавдий мерзкого Нерона на погубление детей своих в сыновление воспринял".8 А с другой стороны, что же Владимиру оставалось делать - убить сына своего брата? Святополк рос и, ему верные люди не раз видимо рассказывали как погиб его отец.

И возмужав, Святополк начал лелеять в душе злодейские замыслы. Злодейские замыслы Святополка получили свое развитие в связи с прибытием в Киев вместе с польской королевной папского легата Рейнеберга, который и составил план государственного переворота. Узнав о заговоре, Владимир заточил в темницу и Рейнеберга и Святополка. Но это не решило проблему, так как кризис власти к концу правления Владимира усиливался с нарастающей силой. Второй, после Святополка мощный удар по Владимиру нанесли мстительные новгородцы.

В 1014 году один из сыновей Владимира Ярослав от Рогнеды (Гориславы) отказался присылать в Киев "новгородский налог" в две тысячи гривен. Князь Владимир был сильно разгневан тем, что Ярослав его ослушался. Новгородцы же с их точки зрения имели право на "восстание". В свое время они не только " пригрели" Владимира, но и помогли ему взойти на киевский стол ( престол - прим.авт.), а соответственно стать мужем Анны- сестры византийского императора Василия. Новгородская знать завидовала Владимиру и взяла на вооружение самый коварный способ борьбы с Киевом- противопоставила отцу-его сына Ярослава!

Л.Н.Гумилев пишет, что незадолго до смерти Владимир стал собирать войска для усмирения новгородцев и сына Ярослава.9 Конфликт между Ярославом и Владимиром привёл к тяжёлой болезни и смерти Владимира. Если бы не это, то заключительный период правления Владимира был бы исключительно трагичным.10 Святополк, воспользовавшись «подвернувшимся» случаем скрыл смерть Владимира, а затем приказал незаметно перенести гроб в Десятинную церковь и сообщить в первую очередь Борису и Глебу - законным сыновьям от христианки - жены о болезни отца и о том, что больной Владимир зовет их к себе. Сын Владимира от царевны Анны 19-летней Борис вместе с дружиной в это время был в походе против печенегов. Борис, как законный сын от христианки жены был и наследником Киевского престола.

Верные люди из киевских воинов сообщили Борису, что князь Владимир умер, и Святополк заманивает Бориса с целью убить его. Дружина звала Бориса взять Киев с боя и наказать Святополка.

Воспитанный в христианском незлобии, любви и благочестии, Борис отказывается идти войной на брата - Святополка. Молодой князь отвечал дружине, что не сядет на стол отца и не поднимет руки на старшего брата, который должен заменить ему отца. После этого войско, которое стояло у реки Альты разошлось, оставив Бориса с небольшим количеством приближенных.11

Борис и Глеб очень долго росли около отца и матери. Оба они, как и их праведные родители любили назидательное чтение. Борис был образованным человеком, прилежно читал книги, особенно же жития святых, а Глеб с полным вниманием всегда слушал старшего брата.

Борис и Глеб любили отца и мать, друг друга и всегда были неразлучны. Святополк, который любил пить вино под гусли с «молодыми советниками» был им как человек полной противоположностью. Долго копившаяся ненависть к Владимиру искала выход, и, не удовлетворив себя в отцеубийстве, «насытилась» в братоубийстве.

Задаривая дарами киевлян, Святополк добился того, что его признали Киевским князем, одновременно он сформировал отряд убийц, чтобы покончить с Борисом и Глебом.

В начале июля 1015 года, пишет летописец, Святополк ночью пришел в Вышгород, тайно призвал к себе вышгородских бояр и некоего Путилу и спросил их, верны ли они ему. Получив утвердительный ответ, Святополк сказал им: «Тогда, не говоря никому ни слова, ступайте и убейте брата моего Бориса».12

Путила и его отряд направились к реке Альта. В это время 16 июля 1015 года князь Борис стоял перед иконой Спасителя и молился: «Господи! Ты пострадал за грехи наши: удостой и меня пострадать за Тебя. Умираю не от врагов, а от брата, не поставь ему того в грех».13

Затем, причастившись, спокойно лег в постель. Убийцы, как звери, бросились в шатер, оруженосец князя Георгий закрыл Бориса своим телом, но был исколот копьями. Заметив золотую цепь на шее Георгия, убийцы сняли цепь с шеи, а князя сочли мертвым. Через некоторое время князь очнулся и вышел из шатра, сильно испугав убийц. Один из убийц ударил князя еще раз копьем в грудь.

Еще живого Бориса завернули в ковер и отвезли Святополку. Узнав, что его брат жив, Святополк дал команду двум варягам, и те убили Бориса мечами, прямо в сердце.

24 июля (6 августа) 1015 года тело Бориса тайно перенесли в Вышгород и похоронили у церкви Святого Василия.

За этим убийством последовало другое: Бориса был брат, как мы уже упоминали - Глеб. Он княжил в Муроме.

Святополк послал к Глебу гонца: «Иди скорее», - велел он сказать ему, - «отец тяжело болен и зовет тебя».14 Глеб собрался наскоро с приближенными людьми и выехал на конях. Дорогою Глеб повредил себе ногу и слез с коня, пересел на ладью, продолжил путь водой. Ладья его остановилась на реке Смядыне близ Смоленска, когда настиг его гонец от Новгородского князя, брата его Ярослава. Гонец известил о смерти отца и убийстве брата.

«Лучше бы мне умереть с тобой, милый брат, воскликнул Глеб, чем жить в этом злом мире». И в молитве он стал, изливал свою скорбь перед Богом: «Не услышу я более кротких наставлений твоих, брат мой любимый».15 В это время подъезжали уже к ладье убийцы, посланные от князя Святополка.

Спутники Глеба, увидев их, схватились за оружие, чтобы защитить любимого князя. Глеб же сказал им: «Братцы, если мы не будем драться с ними, они возьмут меня и поведут к брату; если же мы вступим с ними в бой, они всех нас убьют. Плывите к берегу, а я останусь посередине реки».16

Спутники не хотели оставлять князя, но, наконец, оставили его по его указанию. Убийцы взошли на ладью, 16-летний Глеб, сравнивал себя с «колосом неспелым» и молился Богу. Убийцы дали команду повару Глеба зарезать своего князя, что тот, испугавшись смерти, исполнил это злодейское приказание. Этого повара звали Торчин, имя говорит, С.М. Соловьев указывает на происхождение. Затем убийцы бросили тело князя на берег и накрыли его хворостом.

Разразившаяся после гибели Бориса и Глеба гражданская война охватила всю территорию древнерусского государства: Святополк убил еще одного своего брата - Святослава, княжившего в земле Древлянской, и вступил в отчаянную борьбу с Ярославом. Решительное сражение между ними произошло на Днепре.

Был в то время обычай поддразнивать противника, чтобы вызвать у них желание начать преждевременную битву. Отметив, что главная сила у Ярослава состоит из горожан и сельчан, воевода Святополка с противоположного берега начал дерзко высмеивать новгородцев «Эй вы, плотники, - кричал он им, зачем пришли сюда со своим хромым князем? Вот мы вас заставим рубить нам хоромы»". Новгородцев сильно рассердили насмешки, и они сказали Ярославу: «Завтра перевеземся на них, а если кто не пойдет с нами, того сами убьем».17

В лагере врага у Ярослава был разведчик, к которому послал он ночью воинов, что бы те спросили: «Что делать? Меду мало варено, а дружины много».18 Разведчик отвечал, что «пусть князь к вечеру отдаст мед дружине».19 Ярослав догадался, что разведчик дает сигнал о нападении.

Было холодно и, Святополк, у которого войско было разделено между озерами на две части, потеряв бдительность пил мед с дружиной. Ярослав же незаметно для противника перевез свое войско на другой берег, причем новгородцы, переправившись через реку, пустили лодки по течению, чтобы «отсечь» всякую мысль об отступлении. Ярослав приказал дружине надеть на голову платки, как знак отличия своих воинов от дружинников Святополка. Атака Ярослава привела к замешательству и панике среди ратников Святополка. Но вскоре профессиональные воины опомнились и выстроились для контратаки.

Два войска сошлись в рукопашной схватке и, по словам летописца, сеча была "злая". Печенеги оставались зрителями этого побоища, так как находились за озером и не могли прийти на помощь к киевскому князю. Святополк был прижат Ярославом ко льду озера, лед в ходе битвы проломился и многие дружинники Святополка утонули. Святополк бежал в Варшаву к своему тестю королю Польши Болеславу Храброму.

Король Болеслав, заключив военный союз с печенегами, начал военные действия против Руси, которые закончились поражением русских войск. -Между тем, - пишет С.М. Соловьев, - Ярослав, явившись в Новгород без войска, хотел бежать за море; но горожане вместе с посадником Константином, сыном Добрыни, рассекли княжеские лодки, приготовленные для бегства и объявили: «Хотим еще биться с Болеславом и Святополком».20

Роль сына Добрыни - Константина в организации борьбы против Святополка видна даже по этим словам. Ярослав, с помощью посадника Константина собрав огромное войско, двинулся на Киев. Оставшийся без поляков Святополк был разбит. Но, продолжая кровопролитие, заключил союз с печенегами и привел войско печенегов к берегам реки Альта в 1019 году. Н.М.Карамзин говорит, что «Ярослав стоял на месте, обагренным кровью Бориса. Умиленный сим печальным воспоминанием, он воздел руки на небо, молился и сказал: «кровь невинного брата моего вопиет ко Всевышнему» и дал знак начинать сражение. Верная дружина новгородская хотела лучше умереть за Ярослава, нежели покорится его злобному брату. Три раза возобновлялась битва; неприятели в остервенении своем хватали за руки друг друга и рубились мечами. К вечеру Ярослав победил, а Святополк обратился в бегство. Цепь преступлений не только не привела его могуществу и власти, а наоборот превратила в изгоя. Святополк видел свою обреченность и поэтому впал в состояние депрессии и не мог сидеть на коне. Воины привезли его к Бресту, но он велел им идти далее за границу.

«Гонимый небесным гневом, - пишет Н.М.Карамзин, - Святополк в помрачении ума видел беспрестанно грозных неприятелей за собою и трепетал от ужаса; не дерзнул вторично прибегнуть к великодушию Болеслава; миновал Польшу и кончил гнусную жизнь свою в пустынях Богемских, заслужив проклятье современников и потомства. Имя окаянного осталось в летописях неразлучно с именем сего несчастного князя, ибо злодейство есть несчастье».21

Святость Бориса и Глеба и проклятие, тяготевшее над Святополком, не раз удерживали в последствии русских князей от междоусобной войны. Святые Борис и Глеб, и проклятый убийца их Святополк были беспрестанно в памяти князей, и, разумеется, духовенство не пропускало случая напомнить им о них.

С другой стороны, Борис пал жертвою уважения к родовым понятиям, погиб от того, что не хотел поднимать руки на старшего брата, и своею смертью освятил эти родовые понятия; пример его должен был сдерживать попытки молодых князей пользоваться обстоятельствами и вооружаться против старших для отнятия у них родовых поместий.

Таким образом, канонизация Бориса и Глеба поставила братоубийство на Руси под религиозный запрет.

Однако второй Святополк все же на Руси появился. Внук Ярослава князь Давид Игоревич вспомнил о старинном римском устранении соперников. По его приказу был ослеплен князь Василько Ростиславович сразу же после того как в г. Любече, в 1097 году на съезде русских князей общее их собрание приняло решение о прекращении междоусобной войны. И вновь на Руси разгорелась гражданская война. Итоги ее подвел съезд князей в г. Витичеве в августе 1100 г. У оставшегося в одиночестве князя Давида отобрали его крупнейший город - Владимир-Волынский. Вскоре Давид умер. Витичевским съездом завершилась тридцатилетняя междоусобная войн, но зато внешняя военная опасность, связанная с половецкой угрозой приняла угрожающий характер. И, здесь, уже в третий раз в российской истории появляется "окаянный" Святополк (сын князя Изяслава - внук Ярослава Мудрого - А.Б.). Святополк приблизил к себе людей, которых летописец называет «уными», то есть юными, но обозначает, по словам Л.Н.Гумилева «не возрастное, а поведенческое отличие.

Вместо «старшей дружины», то есть соратников и друзей Ярославичей, у киевского престола собрались новые люди (новые русские - прим. авт.) Сподвижниками Святополка стали уже не бескорыстные радетели Русской земли, но хитрые, алчные и совершенно бессовестные придворные. Чтобы уверенно опираться на них великому князю требовались немалые деньги. И Святополк пошел на нехитрый финансовый прием: он по словам Л.Н.Гумилева пригласил из Германии евреев - ростовщиков. Ростовщики получили право жительства в Киеве, возможность построить синагогу и свободу в финансовых операциях. Прибывшие с Запада евреи, благодаря своей компании быстро отняли у непривычных к ростовщичеству киевлян большую часть промыслов. Однако ростовщики не ограничились этой деятельностью. Ссужая великому князю деньги, они требовали для себя максимальной наживы. Наиболее выгодным коммерческим предприятием в то время была торговля рабами. Естественно, что кредиторы подталкивали Святополка к военным походам, целью которых был захват пленников, а обращенные в живой товар служили платой великого князя ростовщикам»22. Военные походы князя Святополка против половцев были неудачны, а война против кочевников значительно ухудшила экономическое положение Руси. Святополк попытался выйти из создавшегося положения. М. Карамзин писал, что «не имея счастья воинского киевский князь, Святополк надеялся иным способом обезоружить половцев и женился на дочери их князя Тугоркана. Но сей родственный союз, который мог быть оправдан одною государственной пользою, не защитил России от варваров...»23 Вот какую картину того времени рисует Нестор-летописец: «Города опустели, в селах пылают церкви, дома, житницы и гумны. Жители издыхают, ожидая смерти. Пленники, заключенные в узы, наги и босы и издыхают, идут в отдаленную страну варваров, сказывая друг другу со слезами: я из такого-то города русского, я из такой-то веси. Не видим на лугах своих ни стад, ни коней, - продолжает далее летописец, нивы заросли травою, и дикие звери обитают там, где прежде жили христиане».24 Причина народных бедствий крылась в политической безответственности князя Святополка, человека и слабовольного и жадного. Больше, чем о стране, великий князь заботился о своем кармане: без вины отнимал имения у бояр, спекулировал солью, вместе с евреями, занимался ростовщичеством. Гнев народный против Святополка нарастал пропорционально росту его богатства.

И только смерть " спасла" его от народной расправы. После смерти Святополка народное вече Киева решило пригласить на трон Владимира Мономаха, завоевавшего в 1103, 1107, 1111 гг. огромный авторитет среди киевлян. Уже в ходе первого" "степного" похода Владимира погибло 20 половецких ханов. В ходе последнего (1116 г.) похода Мономаха, половцы были изгнаны за Дон и Волгу, а часть их во главе с ханом Отроком ушла на Кавказ.

Известно, что Владимир Мономах был очень набожен и оставил знаменитое поучение своим детям.

Шапка Мономаха

Двенадцатилетнее правление Владимира Мономаха ознаменовалось подъемом Руси. Твердой рукой он подавил начавшиеся было усобицы. Сыновья Владимира совершали победоносные походы на половцев, чудь и волжских болгар. Сын Владимира - Мстислав Великий (1126-1132) сделал даже то, что не удалось Мономаху: он подчинил Киевской Руси Полоцкое княжество. Здесь мы видим явную помощь св. Бориса и Глеба в восстановлении русского централизованного государства...

Однако после смерти Мстислава Древнерусское государство стало распадаться. Из Киевской Руси, начиная с XII века, образовались самостоятельные княжества (равные по территориям западным королевствам): Черниговское, Полоцкое, Переяславское, Галицкое, Волынское, Смоленское, Новгородское, Владимиро-Суздальское и др.

Основные причины распада Руси заключаются:

1. В нарастание внутренних противоречий, перераставших в междоусобицы (усиление власти князей-олигархов, стремящихся расширить свои территории за счет более слабых соседей.

2.Ослабление роли Центра как политического руководителя страны.

3. Отсутствие единых вооруженных сил и единого военного командования на Руси.

4.Отсутствие национальной идеологии, объединяющей народ и князей в их общей деятельности по строительству русского государства.

Борьба двух идей: централизации власти и идеи конфедерации больших и малых княжеств закончилась в пользу последней. Это ослабило Русь и привело ее 31 мая 1223 года к военному поражению на реке Калке.

Помощь св. кн. Бориса и Глеба известна в Невской битве Александра Невского. Думается, что эта помощь не была ограничена Невской битвой, а сопровождала княжение св. Александра Невского на протяжении всей его земной жизни по укреплению российской государственности!

Вывод: татарский погром и потеря национальной независимости, заставили русский народ всерьез задуматься над религиозно-нравственным смыслом государственной власти и христианским подвигом Бориса и Глеба, что и привело Русь к единству и созданию Третьего Рима!

Бадьянов Александр Борисович, кандидат социологических наук

Ссылки:

1 Соловьев С.М. «История России с древнейших времен» -М., 1993, кн. т.1-2.т.1. с.153.

2 Цит. по: Татищев В.Н. История Российская. Собрание сочинений в 8-и томах. Том 1- М., 1994, с.112.

3 Цит. по: Татищев В.Н. «История Российская». Собрание сочинений в 8-и томах.Том 1- М., 1994, с.113.

4 Карпов А.Ю. «Владимир Святой»- 2-е изд., исправл. и доп.- М., 2004, с. 283.

5 Н.И.Васильева. «Русская Хазария. Новый взгляд на историю». -М., 2001, с. 201.

6 Татищев В.Н. «История Российская». Собрание сочинений в 8-и томах. Том 1- М., 1994, с.271.

7 «Князь- Креститель Руси»- Сергиев Посад, 1914.

8 Татищев В.Н. «История Российская». Собрание сочинений в 8-и томах. Том 2- М., 1994, с.227.

9 Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. -С-Пб., 1992.

10 Соловьев С.М. «История России с древнейших времен» - М., 1993, кн. т.1-2.т.1. с.176.

11 Цит. по: Великий князь Владимир, в святом крещении Василий (980-1014г.г.) «Иллюстрированная история России (до Петра Великого)»- С-Пб,1993, с.45-46..

12 Цит. по: «История русской церкви»./ М.В. Толстой. «Рассказы из истории русской церкви» -М., 1991, с 17.

13 Цит. по: История русской церкви./ М.В. Толстой. «Рассказы из истории русской церкви» -М., 1991, с 17.

14 Цит. по: История русской церкви./ М.В. Толстой. Рассказы из истории русской церкви.-М., 1991, с 17.

15 Татищев В.Н.История Российская. Собрание сочинений в 8-и томах. Том 2- М., 1994, с.72..

16 Татищев В.Н.История Российская. Собрание сочинений в 8-и томах. Том 2- М., 1994, с.73.

17 Татищев В.Н.История Российская. Собрание сочинений в 8-и томах. Том 2- М., 1994, с.73.

18 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. -М., 1993, кн. т.1-2.т.1. с.181.

19 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. -М., 1993, кн. т.1-2.т.1. с.181.

20 Cоловьев С.М. История России с древнейших времен. -М., 1993, кн. т.1-2.т.1. с.183.

21 Карамзин Н.М. Предания веков. /Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». - М., 1988. с. 129.

22 Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. -С-Пб., 1992, с.74.

23 Карамзин Н.М. Предания веков. /Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». - М., 1988. с. 159.

24 Ланда Р.Г. Ислам в истории России.- М., 1995, с.40-41.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Бадьянов
Все статьи Александр Бадьянов
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03