Об одном направлении мыслей, помогающем вере в Святую Троицу

0
595
Время на чтение 5 минут

Троица. Икона работы Ростислава Гирвеля

Вера в Святую Троицу является догматической основой православного христианства. «Главное для народа - это возвращение догматического сознания», - очень точно сказал игумен Лука (Степанов), настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря, что в Рязанской области.

Хотя считается, что вера не требует доказательств, это не совсем так. Просто религиозные доказательства совсем другого порядка, чем так называемые научные. Я говорю «так называемые», потому что любая наука тоже основана на постулатах, которые в ее рамках не подвергаются сомнению. По существу же это тоже догматы, только называемые «по-научному» - аксиомы или постулаты. Они выводятся из чувственного опыта. Религиозные догматы от них отличаются тем, что выводятся прежде всего из опыта духовного. Но не только - опытное знание также может и должно использоваться для подтверждения догматов. Об одном таком опытном видении догмата о Святой Троице и пойдет речь.

Творец познается по аналогии с Его творениями, говорят святые отцы. Увидеть в творении след Творца - наверное, это и есть начало истинного богословия - не только поверить, но и духовно увидеть Отца и Сына и Святого Духа в мире. Ведь все живое, которое нас окружает, существует в рождении, что подводит нас к первообразу предвечного рождения Сына безначальным Отцом. Да и не только живое, а вообще все существующее. Когда мы мыслим об окружающем мире, то не можем не задаваться вопросом, откуда он взялся. Давая объяснения происхождению отдельных явлений, мы восходим к их причинам- «отцам», которые, в свою очередь, тут же становятся «сыновьями» и требуют нового объяснения.

Таким образом, мы вынуждены 1) либо признать вечность мира и отказаться от его объяснения, 2) либо зафиксировать, что происхождение следствия из причины восходит к Первопричине. В первом случае мы не можем вырваться из оков материальности, а в ней нельзя найти Начало. Такова официальная наука. Она просто ограничивает себя материальным и утверждает, что ничего, кроме материи, нет. Но во втором случае - а наш духовный опыт свидетельствует об этом - в материальном мире нельзя найти его причину. И здесь нас выручает разум, который НЕ является материальным, хотя и обусловлен материальными процессами. И единственный выход - признать, что он является образом Разума, Логоса, сотворившего все так, как мы своим плотским умом понять не можем. Таково христианство, смиряющее гордость человека, возомнившего себя автономным разумом (Декарт).

Признать бытие Бога Отца, безначального и присносущного, предвечно рождающего Бога Сына, - это значит увидеть в окружающем мире непостижимую тайну рождения, подразумевая под рождением вообще все, что возникает и существует, которое наш ум не в состоянии объяснить.

Меня всегда поражало одно наблюдение. Вот растет дерево, трава, куст - любое растение. Оно никогда не бывает без рождения. На нем всегда, ежедневно появляются какие-то отросточки, листики, завязи. Но откуда берется та неведомая сила, производящая все это? Мы не можем ответить на этот вопрос, если не признаем: ничто живое не может существовать без рождения, это ОБРАЗ его бытия, оно сотворено таким и другим быть не может. Значит, и само бытие было «рождено», хотя слово «было» неуместно, ибо бытие рождается ВСЕГДА, а точнее, как Первообраз, предвечно. Я говорю об ипостаси Сына, единосущного Отцу, но отличающегося от него своей «рожденностью». Образ рождения предвечен и свят. (Поэтому, кстати, эгоистический отказ от рождения детей есть война против Бога. Обратите внимание: нигде в живом мире этого не наблюдается, только помешавшийся на своем безбожии человек способен «обосновывать» волю к смерти.)

Но там, где есть рождаемое, есть и рождающее. А значит, даже в материальном мире можно узреть след Бога Отца. Для этого нужно просто усмирить свою гордыню, отказавшись от конечного объяснения все причин и принять мир как непостижимую данность. Кажется, Эйнштейну принадлежат слова о том, что в науке самая большая мудрость - это превратить проблему в постулат. Кому, как не Эйнштейну, это знать? Действительно, в истории науки так всегда и бывало. Так вот каждый человек способен совершить величайшее открытие в своей жизни, превратив проблему необъяснимости происхождения мира в постулат, или, по-христиански, догмат о творении.

В этом нет ничего необычного, поскольку в школе мы тысячу раз использовали этот прием в обучении. Вначале перед нами ставится задача, которую невозможно разрешить на базе имеющихся у нас знаний. А потом нам говорят, что для решения нужен новый метод. Но разве он объясняет? Он просто углубляет нас в объяснении на одну ступеньку. Скажем, все помнят тригонометрические функции. Но они лишь дают НАЗВАНИЕ, которое используется для решения некоторого класса задач, не разрешаемых без их использования. Например, когда говорят, что треугольники не решаются без синусов и косинусов, то это значит всего лишь то, что с использованием синусов и косинусов описать получение решения гораздо проще, короче и удобнее. Объясняют ли они, скажем так, треугольники? Нет, они просто дают инструмент для лаконичного решения. Поскольку я серьезно занимался нелинейной динамикой, то имею представление о предмете, хотя и допускаю, что меня попытаются поймать на невежестве. Я это пишу для того, что понимание этого приема способно существенно приблизить нас к пониманию природы догмата как такового. После этого принять догмат о бытии Бога Отца уже не так сложно, как для ума, НЕ задумывающегося над сущностью познания.

До сих пор мы ничего не сказали о Святом Духе, ибо считаем, что догмат о Нем рядовому человеку принять еще проще. Ясно, что дух - это не материя, но он существует. Ведь воспитание всегда происходит в ДУХЕ чего-то. Обучение всегда происходит в ДУХЕ чего-то. Любая наука несет в себе ДУХ своей методологии. И он, этот дух, всегда оказывается важнее, чем фактология. Ведь что означает русское слово «наука»? Научать. Но научать одному и тому же можно по-разному. Поэтому было, есть и будет множество грамотнейших людей, образованных и в духе православия, и в духе коммунизма, и либерализма, и фашизма, и еще неизвестно чего. Главное - это не то, чтό знать, а в духе чего.

Для православного христианина самоочевидным является возрастание в Духе Святом. Но представление о Святом Духе - Духе Любви мы можем легко почерпнуть и из жизни. Ведь воспитание детей должно происходить в духе родительской любви, который уже не рождается отцом, но ИСХОДИТ, являя собою иной образ бытия - образ исхождения.

Куда ни глянь, всюду в мире можно увидеть божественный след. Нужно просто захотеть это сделать, по-настоящему восхититься красотой творения, возблагодарив Творца. Ведь «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6). И тогда аргументы в пользу бытия Святой Троицы посыплются нескончаемым потоком.

Евгений Чернышёв, Донецк

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Ответ на 3., Лебядкин:

По сути, только бытие Троицы по настоящему реально, а остальное - в некоторой степени ....

А остальное - сон Будды ))) Не позорьтесь Лебядкин. Творение Божие больше, чем реально.
М.Яблоков / 05.08.2015, 16:26

3. Re: Об одном направлении мыслей, помогающем вере в Святую Троицу

По сути, только бытие Троицы по настоящему реально, а остальное - в некоторой степени ....
Лебядкин / 05.08.2015, 15:23

2. Re: Об одном направлении мыслей, помогающем вере в Святую Троицу

Дух есть единство сознания и бытия. Субъективного и объективного как одного и того же при самостоятельности субъективного и объективного, но уже - в разуме. Сознание и бытие в разуме есть дух, в котором сознание остается сознанием, а бытие - бытием. Но долго они так оставаться не могут, и снова становятся духом их единства.Потом - снова дух делится в себе на сознание и бытие,потом снова сознание и бытие входят в "разрыв" друг с другом, и снова соединяются в дух. Сознание человека непрестанно кочует из внешнего во внутреннее,проходя через сердце. Через разум, через дух. Крест и есть этот то разрыв, то союз духа человека.
Бондарев Игорь / 04.08.2015, 16:20

1. Re: Об одном направлении мыслей, помогающем вере в Святую Троицу

Все верно.
М.Яблоков / 04.08.2015, 04:59
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Чернышев
«Счастье – это когда в подвале есть вода»
Самый характерный образ дончанина – человек, идущий по улице с несколькими пластиковыми бутылями
08.08.2022
Приватизация информации и «цифровой плебс»
Вопрос сохранения духовной субъектности человека является и вопросом выживания человека как биологического вида
29.03.2021
Матерям – капитал, отцам – закон о «семейном насилии»?
Идеология извращений и агрессивного феминизма эксплуатирует образ угнетенной женщины с целью уничтожения семьи
04.05.2020
Скромная семья – счастливая Россия
Почему люди жалуются на жизнь, на страну, на власть – на что угодно, только не на свои непомерные амбиции
20.05.2019
Все статьи Евгений Чернышев
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 05:51
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07