Владимирские торжества 1915 года и их значение

Бывший СССР  Новости Москвы  1000-летие со дня преставления Крестителя Руси 
0
543
Время на чтение 11 минут

Приближаются дни празднования 1000-летия блаженного успения Св. Благоверного Великого князя Владимира, Крестителя Руси. Полезно для души и ума вспомнить, как проходили торжества 100 лет назад...

Почитание Святого Равноапостольного Великого князя Владимира на Руси началось ещё в XI столетии, когда Святитель Илларион составил «Похвалу» в честь Крестителя нашего народа. В XVI- XVIII веках, преимущественно в Московской Руси - России, было написано множество икон и построены величественные храмы в честь Св. Владимира. В 1782 году Императрица Екатерина II учредила орден Св. Владимира четырёх классов для награждения военных и гражданских чинов, просуществовавший в России до 1917 года. В XIX веке памятник Св. Князю и Владимирский собор украсили Киев.

Новый подъём почитания Св. Владимира был связан со всероссийскими торжествами 1888 года в Киеве, приуроченными к 900-летию Крещения Руси. Эти торжества, имевшие отклик также в Галиции, Румынии, Сербии, Черногории и Болгарии, устроили обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев при поддержке Санкт-Петербургского, Киевского и Одесского Кирилло-Мефодиевского Славянских обществ.

Торжества 1000-летия преставления Св. Князя планировались как своеобразное продолжение мероприятий, начатых в 1913 году празднованием 300-летия Дома Романовых. В условиях насаждения австрийским правительством «украинства» на территории Галицкой, Подкарпатской Руси и Буковины, Владимирские торжества 1915 года мыслились как напоминание о том, что Империя Романовых - наследница земель Древней Руси. Начало Первой мировой войны - Отечественной войны 1914 года, - побудило национальную русскую интеллигенцию по обе стороны австрийской границы (Т.Д. Флоринский, Д.Н. Вергун, В.Ф. Дудыкевич и др.) с новой настойчивостью напомнить российскому обществу о «наследии Св. Владимира», по историческому недоразумению попавшем в руки враждебной немецкой державы. Осенью 1914 и весной 1915 года казалось, что «наследие Св. Владимира» - Львов и Перемышль, - теперь уже навсегда воссоединятся с коренной Русью, но лето 1915 года стало временем тяжёлого и неожиданного отступления. Требовалось новое напряжение общественных сил, новое духовное утешение. И Владимирские торжества стали таким долгожданным утешением.

В настоящей статье мы постараемся взглянуть на события 15 (28) июля 1915 года с двух точек зрения - мы опишем, с одной стороны, церемониальную часть торжеств, а с другой - расскажем о тех идеях, которые развивались в религиозной публицистике того времени и нашли отражение в повременных епархиальных изданиях.

Главным в торжествах было литургическое начало, почитание Св. Владимира прежде всего выражалось во всенародной молитве. Молитва эта имела два средоточия - Петроград и Киев.

«Накануне 900-летия со дня кончины Св. Владимира, по распоряжению Святейшего Синода, начались церковные торжества. Во всех церквах столицы, в 6 часов пополудни совершены всенощные. Особой торжественность отличалось богослужение в Князь-Владимирском соборе на Петроградской стороне, где служил преосвященный Вениамин, епископ Гдовский (в документе ошибочно- Нарвский - А. П.), соборне с многочисленным духовенством...

Сегодня к Казанскому собору, из всех церквей собрались крестные ходы, которые совместно с крестным ходом из Казанского собора с чудотворно иконой Казанской Божией Матери двинулись на Петроградскую сторону Князь-Владимирскому собору. Крестные ходы были встречены Митрополитом Владимиром, который совершил литургию в этом соборе в сослужении многочисленного духовенства. По окончании литургии и молебствия Равноапостольному Князю Владимиру крестный ход с митрополитом Владимиром направился на Петровский остров, где на Малой Неве было совершено водосвятное молебствие, завершившееся провозглашением царского многолетия и многолетия Верховному главнокомандующему, российскому воинству и союзным войскам (1).

Архиепископ Воронежский и Задонский Тихон (Никаноров)

В крестном ходе на Иордань, устроенную на Петровском острове, кроме митрополита и двух его викариев, совершавших литургию, участвовали архиепископы Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский), Воронежский и Задонский Св. Тихон (Никаноров), Ярославский и Ростовский Св. Агафангел (Преображенский) и председатель Миссионерского отдела епископ Иннокентий (Ястребов). День 15 июля 1915 года, средоточием которого стал Князь-Владимирский собор, оказался последним церковно-народным юбилейным торжеством дореволюционного периода в городе на Неве (2).

Флавиан, митрополит Киевский и Галицкий

Очевидец так описывал Киевские торжества в «Полтавских Епархиальных ведомостях»: «Парадное богослужение было в Софиевском соборе. Началось служение в половине десятого. Божественную Литургию совершал Высокопреосвященный Флавиан, митрополит Киевский и Галицкий. На богослужении присутствовали: главный начальник Киевского военного округа генерал-адъютант Троцкий, чины двора их Высочеств, губернатор шталмейстер Н.И. Суковкин, представители судебного ведомства, города, земства, генералитет, представители правительственных и общественных учреждений... Во Владимирском соборе богослужение при переполненном храме совершал высокопреосвященный Назарий, архиепископ Херсонский и Одесский в сослужении митрофорного протоиерея И.Н. Королькова, архимандрита Лавры Михаила и соборного духовенства... Киев давно не видел такого грандиозного торжества. Вся Царская площадь ещё до прибытия главного крестного хода из Софийского собора оказалась залитой морем разноцветных хоругвей, икон и облачённого в церковные одежды духовенства». Во время водосвятия был произведён салют в 101 выстрел (3).

Картину дополняют агентские телеграммы: «Киевляне с особой торжественностью праздновали великий акт Крещения Руси. По украшенным флагами улицам тысячные толпы устремились в Софийский собор, где литургию служил митрополит Флавиан. Одновременно в других соборах, церквах и лавре, где почивает честная глава Князя Владимира, торжественные литургии совершались архиерейским служением. Ко времени окончания литургии в Софийском соборе туда прибыли крестные ходы из других церквей, и соединённый величественный крестный ход при колокольном звоне всех городских храмов проследовал среди выстроенных шпалерами войск и воспитанников военных училищ к верхнему, а затем к нижнему памятникам Князю Владимиру, где после торжественного молебствия воинские знамёна и народ были окроплены святой водой. При погружении креста в воду был произведён орудийный салют. Вечером в разных учреждениях состоялся ряд лекций, посвящённых памяти Князя Владимира».

Сохранились описания торжеств во многих городах России. В Первопрестольной «по случаю 900-летия кончины Князя Владимира крестные ходы из церквей направились к Успенскому собору, откуда после богослужения соединённый крестный ход с ковчегом с частицами мощей Князя Владимира направился к Москве-реке, где совершено водосвятие».

В Минске после богослужения в соборе состоялся крестный ход из всех церквей на соборную площадь, где совершено всенародное молебствие Благоверному Князю Владимиру (4).

Праздновали и на Тихом Дону. «15 июля Архиепископ (Донской и Новочеркасский) Митрофан вместе с епископом (Аксайским) Гермогеном совершал в кафедральном Вознесенском соборе божественную Литургию, а после Литургии на Соборной площади отслужил молебен святому равноапостольному князю Владимиру и освящал воду в бассейне.

Накануне праздника было отслужено всенощное бдение с чтением акафиста Князю Владимиру. Во время причастного стиха ректор семинарии, протоиерей Димитрий Богоявленский, говорил слово о подвигах и заслугах Князя» (5).

С Дона перенесёмся на Волгу... 15 июля Епископ Астраханский Филарет совершал Божественную литургию в Князь-Владимирской церкви в сослужении ректора семинарии протоиерея Летницкого, протоиереев Карасёва и Орлова, священника Великанова и других лиц. После литургии состоялся крестный ход на реку Затон и освящение воды (6).

Торжества прошли и в близкой к линии фронта Бессарабии. В связи с отъездом Архиепископа Кишинёвского Платона на киевские торжества основные богослужения в Кишинёве в праздничные дни проводил Епископ Аккерманский Гавриил (Чепур). 14 июля он совершил всенощное бдение с акафистом святому Владимиру, а 15 июля - литургию и молебен с водосвятием у бассейна на соборной площади, в сослужении ректора семинарии архимандрита Дамиана. Затем состоялся крестный ход с Чудотворной Гербовецкой иконой Божией Матери (7).

Священномученик Андроник (Никольский)

Священномученик Андроник (Никольский), Епископ Пермский, 15 июля совершил Литургию в кафедральном соборе и крестный ход на реку Каму, по возвращении Святитель отслужил молебен о Победе Христолюбивого воинства, за Литургией Владыка говорил проповедь о том, «как переродилась христианская вера человека»(8).

... Празднование сопровождалось научными собраниями и предложениями по сооружению храмов. «На торжественном заседании под председательством Герцога (Георгия Николаевича) Лейхтенбергского (в Петрограде) Императорского общества ревнителей истории, посвящённом памяти исполняющегося в текущем году 900 -летия со дня кончины Cв. Владимира, прочитан ряд докладов, посвящённых эпохе этого князя» (9). Киевская Городская Дума постановила 900-летие кончины Св. Князя Владимира ознаменовать сооружением храма -памятника на месте предполагаемого Крещения Руси (10)...

Итак, подводя итоги нашего небольшого обзора, мы можем отметить, что в епархиальных центрах торжества выражались в Литургиях, молебнах с водосвятием и крестных ходах, в которых участвовали почитаемые Святыни (например, Гербовецкая икона Богоматери). Освящение вод совершалось, несомненно, в память крещения самого Св. Владимира и Крещения Руси.

При этом говорились проповеди, о содержании которых можно судить по материалам, опубликованным в епархиальной печати (исторические материалы, как правило, помещались в «Епархиальных ведомостях» либо в краеведческих целях, либо для «вспоможения» священнослужителям при составлении проповедей на темы юбилеев).

В «Полтавских Епархиальных ведомостях» была напечатана статья И. Авраменко «К 900-летию кончины святого и равноапостольного Князя Владимира». Характерно, что автор статьи начинает свое повествование с эпиграфа, принадлежавшего поэту-славянофилу Хомякову («Время славянофильствует»). Статья представляет собой реферативное изложение трудов Е.Е.Голубинского, А.А.Шахматова, С.Ф.Платонова, В.З.Завитневича, И.И.Малышевского, И.А. Линниченко и посвящена подробностям жития равноапостольного князя. Однако, повседневность явственно отражается в содержании статьи: «Владимир же был в пределах дорогой нашему сердцу и времени (т.е. современности) Галиции» (11). Позднее (12) Авраменко упоминает о «многострадальной истекающей кровью Червонной Руси», т.е. Закарпатской.

Для нас, людей начала XXI века, важно, что в статье содержится одно из последних предреволюционных описаний владимировских реликвий, хранившихся в Киеве: «Честная глава почивает в серебряной раке, у южной стены - возле иконостаса - Великой Лаврской церкви. Пред святыми мощами горит золотая лампада с бриллиантовой кистью - дары блаженной памяти Государя Императора Александра Второго (1856 год); а над ракою помещается драгоценнейший образ Благоверного Князя - дар того же Венценосца (15 июля 1858 года). Икона эта написана на кипарисной доске; оклад, великокняжеская шапка и венец Святого Князя - из чистого золота. Шапка, венец, крест и меч Святого Князя украшены, равно как и вся икона окружена в виде каймы, драгоценными (разной величины) камнями; последних - 333, на сумму - 2584 рубля серебром» (13).

Заканчивает же своё повествование автор обращением, прямо адресованным людям 1915 военного года: «Поскольку Владимир Святой был и воином, постольку он особенно близок и дорог Руси в нынешнее военное лихолетье, когда (вместе со святыми Георгием Победоносцем, Иоанном Воином, Борисом и Глебом, Александром Невским и другими святыми воинами) он является небесным покровителем нашего многострадального христолюбивого и победоносного воинства!» (14).

Преподаватель Кишинёвской духовной семинарии Василий Курдиновский в своей работе, посвящённой Св. Князю, также ссылается на труд члена совета Киевского Славянского общества И.И.Малышевского, изданный в 1915 году Петроградским Славянским Благотворительным обществом (15). Комментируя эпизод с приходом в Киев иностранных проповедников, Курдиновский делает следующее замечание: «Считаем долгом пояснить, что для русского человека, каким был князь Владимир, не важно было то, трудная ли или лёгкая была вера: ему нужна была вера, которая удовлетворяла бы его высоким духовным стремлениям, а немецкая вера, по всей видимости, показалась князю слишком земной, питающейся не небесными, а земными интересами» (16). Курдиновский прибавляет далее, что и в настоящее время немцы руководствуются прежде всего земными интересами. В текущей войне, как считал Курдиновский «Россия добивается для всего мира той свободы жизни национальной, какую она когда-то отвоевала себе у татар, как ныне завоёвывает её у немцев» (17).

То же настроение чувствуется и в проповеди астраханского протоиерея Н. Пальмова.

«Среди кровно нам близких угодников Божиих, русских по рождению, одно из первых мест занимает святой равноапостольный князь Владимир, который с особенной любовью взирает на своё земное достояние, на Русскую землю. Будем же, братья, усердно просить святого равноапостольного князя Владимира, нашего просветителя, чтобы он умолили Господа ниспослать силы, мужество, крепость и победу над врагом возлюбленному нашему Государю» (18).

Пермский публицист В. Верхоланцев напоминал о том, что, благодаря Св. Владимиру, «русский народ получил драгоценное право слушать Богослужение и читать священные книги на родном славянском языке, в чём отказывала своим последователям западная церковь и чего лишились родственные русскому народу и соседние с ним поляки» (19).

Итак, определим общий мотив статей (несомненно, и проповедей). Святой Владимир - родной, русский Угодник Божий, помощник в борьбе за Православие и основанную на нём национальную самобытность - против опасностей, идущих как с Востока, так и - в 1915 году - с Запада. Св. Владимир - покровитель Галиции и Червонной (Угорской, Закарпатской) Руси, отторгнутых от нашей державы земель, возвращение которых есть справедливая цель войны. Св. Владимир - покровитель русского и общеславянского просвещения.

...Господь дал русскому воинству вновь отвоевать часть «удела Св. Владимира» в ходе наступления, получившего позднее наименование «Брусиловского прорыва». Так что, молитвы июля 1915 года принесли определённый плод.

Думается, что отдалённейшим плодом этих молитв стали торжества 1000-летия Крещения Руси, когда слава Св. Владимира вновь свободно засияла над исторической Россией (в границах СССР). И не померкнет она, вопреки усилиям киевских, брюссельских и вашингтонских затемнителей и исказителей истории. «Красное Солнышко» нашей любви ко Христу и свободы во Христе пронзит своими лучами любые облачные громады и воздушные замки, согреет русским теплом стылые подвалы Донецка и Горловки. Святый Равноапостольный Княже Владимире, моли Бога о Земле Русской!

Кандидат исторических наук Алексей Поповкин, специально для «Русской народной линии»

Примечания:

1. Петроград, 14 июля. Празднование 900-летия со дня кончины Св. Князя Владимира. // Сибирская жизнь, 17 июля 1915 года.

2. Сайт Князь-Владимирского собора http://www.vladimirskysobor.ru/novosti/ekspozicija-posvjaschennaja-pervoj-mirovoj-vojne?offset=30

3. Владимирские торжества в Киеве. // Полтавские епархиальные ведомости. - 1915. - N16. - С. 1291-1293.

4. Киев (15 июля). Москва. Минск. //Сибирская жизнь, 18 июля 1915 года.

5. Епархиальная хроника. // Донские епархиальные Ведомости.- 1915. - N30. - С. 542.

6. Из епархиальной хроники. Торжественное богослужение и крестный ход 15 июля. // Астраханские епархиальные ведомости.- 1915.- N22.- С. 511-512.

7. Епархиальная хроника. // Кишинёвские епархиальные ведомости. - 1915. - N29-30. - С. 757-758.

8. Епархиальная хроника. Архиерейские служения. // Пермские епархиальные ведомости. - 1915. - N 24. -С. 768. В том же номере помещёна корреспонденция о празднике Св. Владимира в селе Сергинском.

9. Петроград. // Сибирская жизнь, 31 марта 1915 года.

10. Киев (16 апреля). //Сибирская жизнь, 18 апреля 1915 года.

11. Авраменко И. К 900-летию кончины святого и равноапостольного Князя Владимира. // Полтавские епархиальные Ведомости. - 1915. - N13. - Часть неофициальная.- С. 1069.

12. Авраменко И. К 900-летию кончины святого и равноапостольного Князя Владимира. // Полтавские епархиальные Ведомости. - 1915. - N14. - Часть неофициальная.- С. 1153.

13. То же. С. 1151.

14. То же. С. 1155.

15. Курдиновский В. Памяти просветителя Русской земли, святого равноапостольного великого князя Владимира. // Кишинёвские епархиальные ведомости. - 1915. - N29-30. -С. 726.

16. То же. С. 727.

17. То же. С. 734.

18. Пальмов Н, протоиерей. Слово в день празднования 900-летия со времени кончины св. равноапостольного и великого князя Владимира. // Астраханские Епархиальные ведомости. -1915.- N20. -Отдел неофициальный.- С. 469.

19. Верхоланцев В. Св. Равноапостольный князь Владимир Великий. Пермские Епархиальные ведомости. - 1915. - N. 21. - Отд. неофиц. - С. 648.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Поповкин
«Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И.Тютчев)
День памяти 14/27 февраля. Иконописная традиция изображения Славянских Апостолов в XIX веке и её изменения
27.02.2021
Черногория: цугцванг «сигаретного короля»
К итогам парламентских выборов в Черногории
31.08.2020
Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году
Часть третья. Санкт-Петербург – Вильно-Острог
26.11.2019
«Патриарха Варфоломея нельзя назвать главой Православной Церкви»
Митрополит Амфилохий (Радович) подверг жесткой критике позицию Фанара по Украине
28.10.2019
Все статьи Алексей Поповкин
Бывший СССР
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
1000-летие со дня преставления Крестителя Руси
Византийская «политика впечатлений»
Святая София Константинопольская
28.10.2021
«Святой не должен изображаться в эротическом виде»
Православная общественность просит Патриарха Кирилла повлиять на создателей фильма «Викинг», оскверняющего Крестителя Руси
17.11.2016
«Образ св. кн. Владимира является олицетворением духовного сплочения народа»
По данным ВЦИОМ, только 4% выступают против памятника Крестителю Руси
09.11.2016
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 06:22
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07