Понятийная система христианской социологии

Глава V

Православный социализм 
0
353
Время на чтение 10 минут

До сих пор мы рассматривали отдельные моменты христианской социологии, вводя по ходу изложения новые понятия. В данной главе мы не только продолжим рассмотрение духовных аспектов общества, но и попытаемся выработать целостный взгляд на предмет, связав все понятия в единую понятийную систему.

Социальные связи мириадами нитей связывают общество в единое целое. Чем больше связей и чем они более сильны, тем общество приобретает органический характер, т.е. уподобляется организму, имеющему свою физическую, психическую и духовную жизнь.

Социальные связи имеют несколько уровней. Мы будем выделять четыре уровня:

- взаимодействие (социальное) между членами общества;

- воздействие общества на индивида - члена общества;

- воздействие индивидов на общество;

- взаимодействие между обществами.

Социальные взаимодействия между членами общества находятся под пристальным вниманием социологов. Обычно такие взаимодействия характеризуют понятием «социальная роль». Каждый человек в обществе играет одновременно множество ролей. Человек может быть мужем, отцом, сыном, учителем, членом ученого совета, и пр., пр. Отметим, что особенность социального взаимодействия между людьми в том, что оно осуществляется не на прямую, а опосредовано социальными институтами. Так взаимодействие между учителем и учеником регламентировано таким социальным институтом как образование.

Впрочем, последняя роль уже характеризует связь между человеком и малым неполным обществом - Ученым советом. На тот же уровень попадают такие социальные роли, как избиратель, военнообязанный, пациент. Для больших полных обществ имеет смысл отдельно рассматривать влияние общества на индивида и влияние индивида на общество.

Важно подчеркнуть, что общество воспитывает - в этом процессе принимают участие как взаимодействия между членами общества, так и воздействие на индивида общества как целого. И воздействие общества на индивида очень велико. Конечно, нельзя утверждать, что общество полностью формирует индивида - человека нельзя приравнивать, как это делает марксизм, к совокупности человеческих отношений. Но нельзя и преуменьшать степень этого воздействия. Оно может иметь как положительный, так и отрицательный знак - оно может быть развивающим или приводящим к деградации, может человека делать более нравственным и даже духовным, а может толкать его на путь эгоизма и сатанизма. «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33) - говорит апостол. Отметим, что нас прежде всего будут интересовать духовные воздействия общества, ибо от состояния духа зависит спасение человека.

Воздействие общества на человека совершается двояким образом. Во-первых, через идеологию - совокупность положений, декларирующих цели общества и способы достижения этих целей. А во-вторых, - через социальные институты, которые действуют на основе права.

В свою очередь человек воздействует на общество. Более того, в определенном смысле человек строит общество. Но, разумеется, свобода и способности человека выстраивать общество не абсолютны - они ограничены волей Божией. Этот вопрос уже рассматривался в главе 2.

Наконец, относительно самого верхнего уровня - взаимодействия между обществами - следует сказать, что если на практике этот вопрос находится в ведении дипломатов и военных, которые накопили громадный исторический материал, то теоретически он проработан слабо. Так, одна из нерешенных проблем такова: должно ли христианское государство в взаимоотношениях с другими государствами руководствоваться христианской моралью, или же неуклонно блюсти свои прагматические интересы? Ведь с одной стороны оно перестает быть христианским, а с другой - проявляет любовь к своим гражданам. Вопрос этот непрост и требует отдельного тщательного рассмотрения.

Духовное измерение социальных связей

Поскольку, как мы выяснили, общество живет духовной жизнью, социальные связи имеют ту или иную духовно-нравственную окраску - положительную или отрицательную. Или другими словами, связи имеют характер любви, эгоизма или относительно нейтральны в нравственном смысле. Например, социальная помощь, охрана жизни и здоровья граждан могут рассматриваться как виды любви общества к своим членам, а развращающее влияние на души людей (скажем, через порочное, низкопробное искусство, транслируемое СМИ) - как отрицательное влияние общества. Порочных сторон общества, губительно влияющих на своих членов, огромное количество.

Все множество социальных добродетелей и социальных пороков составляют духовно-нравственный портрет общества. Это - одно из важнейших понятий христианской социологии. Собственно, он и определяет положение общества на духовно-нравственной оси.

Подводя итог проблеме положения общества на духовно-нравственной оси, укажем, что могут быть рассматриваемы три таких положения:

­- как среднее арифметическое духовно-нравственной оценки членов общества;

- как оценка социального строя общества;

- как оценка духовно-нравственного портрета общества.

В общем случае все три оценки могут не совпадать друг с другом. Однако подробно исследовать этот вопрос мы не будем. Тем более, что разница между этими оценками не носит принципиального характера.

Мотивы участия людей в развитии социальных институтов

Само по себе, без всякой мотивации общество развиваться не будет. Необходимы силы (мотивы), стимулирующие людей участвовать в деятельности социальных институтов и тем самым двигать общество по пути прогресса. Мы их также будем называть факторами социального развития. Н.Н.Неплюев считал, что существует только три таких фактора: любовь, принуждение (страх) и корысть:

"Там где отсутствует единственная истинная внутренняя, добровольная и прочная дисциплина, - дисциплина любви, - там только и возможна дисциплина внешняя, вынужденная, непрочная: дисциплина страха, когда не делают того, что слишком опасно делать, и дисциплина корысти, когда не делают того, что слишком невыгодно... Вторая - основана на праве частной собственности" [5,10].

Всего три силы. Но какие разные!

Для христиан нет сомнения, что единственной благодатной основой общества является любовь. Любовь к Богу и ближнему. Неплюев формулирует это так:

«Любовь организующая, объединяющая, созидающая, единственная, способная быть основою мирного благоденствия, достигаемого путем мирного прогресса, есть любовь к самому себе, к своей семье, к своим друзьям, к своей партии, к своему народу, к своей Церкви, к науке, к искусству, ко всему при свете любви к высшему добру, к высшей правде, называется ли это высшее добро Богом живым или каким-либо иным религиозным или философским термином» [6,13].

Неплюев считал, что возможно построение общества любви, хотя и в небольших масштабах. И это было им реализовано: основанное им Крестовоздвиженское Трудовое Братство воплощало в себе идею общества, основанного на любви. Неплюев стремился к созданию целой сети подобных Братств, охватывающих всю Россию. Однако осуществить это не удалось.

С принуждением мы уже не раз встречались в связи с деятельностью государства. Тут надо различать положительную функцию принуждения, призванную охранять от посягательства на социальную любовь, от принуждения в личных корыстных целях, унижающего человеческое достоинство.

Наконец, корысть является наиболее негативной силой, разрушающей человеческую личность и делающей людей, по слову св. Иоанна Златоуста, «хуже зверей». Если сравнивать корысть и принуждение с точки зрения критериев оценки общества, то выявляется следующая ситуация. По критерию выживания капитализм, основанный на корысти, превосходит принуждение, которое в экономическом смысле оказалось мало эффективным. Однако по основному, сотериологическому критерию корысть оказывается гораздо страшнее принуждения: оно губит душу, в то время как принуждение лишь утесняет тело.

Неплюевская теория трех сил была справедливой до тех пор, пока не появился фашизм (нацизм). И тогда стало понятно, что есть еще одна движущая сила - сила явно отрицательная. Мы ее будем называть превозношением, т.е. чувством превосходства своей нации над другими. По сути дела это национализм в его тяжелом варианте, когда любовь к своей нации сопровождается уничижением других наций. Если эта сила овладевает нацией, то она, как это показывает история, может служить мощным двигателем общества. В результате возникает фашистский социум, стремящийся как можно скорее умножить свою мощь ради уничтожения или подчинения других социумов. Двигатель превозношения ведет такое общество к обрыву...

Конечно, в реальном обществе в какой-то мере присутствуют все мотивы. Их соотношение в первую очередь и определяет социальный строй. Но существуют и другие социальные грехи, которые не способствуют развитию общества, а, наоборот, ведут к гибели социума. Таким образом, имеются три группы социальных факторов: 1) социальная любовь - положительная сила, являющаяся эффективным стимулом развития общества и соответствующая обоим социальным критериям; 2) греховные стимулы развития (корысть, принуждение, превозношение) и 3) прочие социальные грехи, нейтральные или даже отрицательные в смысле развития и стабилизации социума.

Социальная система с духовной точки зрения

Общество часто рассматривают как систему, и это совершенно верно. Однако такую систему можно рассматривать с разных точек зрения. И наиболее для нас актуальной является духовная точка зрения, с которой общество выглядит следующим образом.

Целью социальной системы является выполнение обоих критериев оценки общества (гл.3), т.е. максимизацию положения общества на духовно-нравственной оси (сотериологический критерий) и обеспечение стабильности и развития общества (критерий выживания). Как следует из этих критериев, задач общества собственно две: поддержание жизни его членов и их духовно-нравственное воспитание.

В основе общества лежит духовно-нравственный портрет, т.е. все социальные добродетели и грехи конкретного общества. Часть факторов из духовно-нравственного портрета ответственны за стабильность и развитие общества. К этим факторам социального развития (мотивам) относятся, как мы выяснили выше, четыре: любовь, корысть, принуждение и превозношение. На основе духовно-нравственного портрета большое общество формирует свой социальный строй, в который обязательно входят две компоненты: система социальных институтов и идеология.

Необходимость идеологии зачастую отрицают. И даже в нашей Конституции статья 13 провозглашает: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». На самом деле это ловкий обман: этим положением просто камуфлируется тот факт, что в капиталистическом обществе властвует идеология наживы, прибыли любой ценой, идеология денег и власти сильного и богатого. Идеология выполняет две функции: - это и генеральный план строительства общества с учетом обеих указанных задач, и инструмент воспитания членов общества, лояльных к данному социальному строю. Поэтому без идеологии не может обойтись ни одно большое общество. Идеология имеет две составляющих:

1) мировоззренческую - отношение к Богу и Его творению и

2) социально-экономическую, определяющую форму социальных институтов, включая экономику.

Именно этот принцип использован в работе автора «О христианском понимании общественных формаций» [3], где система общественных формаций построена в этих координатах.

По сути дела идеология придает определенный вид социальному строю - социальные институты выстраиваются в соответствии с господствующей идеологией. Социальные институты - экономика, армия, медицина, образование, аппарат управления и пр. - являются подсистемами общества, каждая из которых обеспечивает существование и общества как целого, и отдельных его членов. Их существование для большого общества совершенно необходимо: без таких хорошо организованных подсистем общество жить и конкурировать с другими подобными обществами не сможет.

Разумеется, социальная система находится под Божиим контролем. Этот контроль осуществляется и непосредственным вмешательством Бога в жизнь социума, и требованием Бога следовать сформулированной для каждого большого общества национальной идее - и идеология, и социальные институты должны быть согласованы с национальной идеей (рис.1).

Рис. 1. Духовная структура общества

Отметим, что духовность общества распространяется и на социальные. Об этом С.Л. Франк пишет так: «Общественная жизнь есть, таким образом, духовная жизнь как единство человечески-сверхчеловеческого бытия» [1,74]. Добавим только, что эти связи в большом обществе опосредованы через социальные институты.

Некоторые обобщения

Укажем в тезисной форме на основные особенности нашего подхода к христианской социологии.

1. Утверждается примат духовно-нравственной оценки общества. Соответственно, вводится духовно-нравственная ось, на которой находят свое место все социальные явления

2. Основным критерием оценки общества является его способность помочь своим членам в спасении в вечности (сотериологический критерий).

3. Однако постоянно следует иметь в виду, что общество живет в условиях падшести этого мира, и потому его социальные институты впитывают грешность создавших их людей, а затем в свою очередь воздействуют на вновь вступившие в жизнь поколения.

4. Поэтому признается, что единственного (п.2) критерия для оценки общества недостаточно. Необходим дополнительный критерий выживания, выражающий высокую устойчивость общества в условиях конкурентной борьбы государств.

5. Социальный строй общества выражает его существенные структурные особенности и потому является важнейшей характеристикой общества; каждый социальный строй имеет свою оценку на духовно-нравственной шкале.

6. Необходимость существования человека в общественной среде заложена в человека Богом. Строительство же конкретного общества осуществляется людьми (под контролем Бога).

7. Общество как целое (особенно с сильными связями) может рассматриваться как аналог организма, а также как аналог личности, имеющей свою духовно-нравственную жизнь.

8. Поэтому рассмотрение общественных явлений должно производиться на двух уровнях: уровне жизни членов общества и уровне обществ как целых образований. При этом как для первого, так и для второго уровней допустимо (в определенных пределах) использование таких христианских понятий как свобода воли, грех, покаяние, наказание, любовь.

9. Взгляд на общества как собирательные целые позволяет рассматривать их как ценности, которые можно и нужно любить жертвенной христианской любовью, служить обществу, отдавать за него жизнь.

10. Но можно говорить и о социальной любви общества к людям. Она может иметь разные формы, и соответственно - разную духовно-нравственную оценку. Среди таких форм выделяются следующие: общественная благотворительность, справедливость и (более высокая форма) братство.

11. Соборное общество, в котором человек, имея свою цель, трудится над осуществлением «общего дела», удовлетворяет обоим критериям оценки общества, и потому степень соборности может служить интегральной характеристикой высоты общества.

12. Законы (закономерности) поведения обществ установлены Богом. Однако они учитывают свободную волю человека. И поэтому существуют социальные законы-ограничения, выражающие природу социального и законы-долженствования, ставящие перед человеком социальные цели и требующие их выполнения.

13. Имеет место особая социальная точка зрения на человеческую природу. Она должна быть признана богословием и применена в православной антропологии, ибо эта точки зрения дает возможность найти более точные ответы на ряд богословских вопросов.

14. Духовная структура общества позволяет связать воедино такие понятия как социальные грехи и добродетели, факторы развития социума, идеологию, социальные институты, национальную идею.

Литература

1. Франк. Духовные основы общества. - М.: Республика. 1992. - 511с.

2. Николай Сомин. Границы возможного. http://ruskline.ru/analitika/2014/06/04/granicy_vozmozhnogo/

3. Николай Сомин. О христианском понимании общественных формаций.

http://ruskline.ru/analitika/2014/10/18/o_hristianskom_ponimanii_obwestvennyh_formacij/

4. Соловьев В.С. Русская идея // Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: «Правда», 1989. - С. 219-246.

5. Н.Неплюев. Воззвание к друзьям свободы и порядка. Спб., 1907, - 16 с.

6. Неплюев Н.Н. Партия мирного прогресса. Ее идеальные основы и жизненная программа. Глухов, Типография А.К. Нестерова. 1906.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Понятийная система христианской социологии

Всегда с интересом читаю статьи Сомина, очень много дельного и верного в них. Православный социализм-это, по сути, и есть сталинизм. Если бы после убийства Сталина СССР продолжил двигаться по сталинскому пути (т.е. если бы троцкист Хрущёв не совершил госперевороты в 53-м и 57-м), мы бы сейчас жили совсем в другой стране и в другом мире. Православный социализм полностью отвечает духу и национальному коду Великорусского народа. По большому счёту Православный социализм=Православное Самодержавие.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Сомин
О птицах небесных и порождённых ими недоумениях
Если Россия хочет жить по заветам Христа, то другого пути кроме православного социализма у неё нет
20.01.2024
«Блаженны нищие» и «горе вам богатые»
Новый Завет – это не только основа христианства, но и в высшей степени святыня, которая просто обязана быть сохранена в неискаженном виде
05.12.2023
История как раздел диамата
О теории этногенеза Л.Н. Гумилёва
30.09.2023
Об основах христианской имущественной этики
Для России единственно приемлемым остается путь, который указывает Златоуст, – это путь общности во Христе
26.09.2023
Оправдание «совка»
При каких условиях состоится православный социализм?
25.07.2023
Все статьи Николай Сомин
Православный социализм
Вера, воля, знание – путь русского спасения
Нам нужна солидаризация государства и госуправления, важнейшими элементами которой являются солидарная экономика, солидарное государство и солидарное общество
09.04.2024
Справедливый образ России в мире
О деятельности члена Зиновьевского клуба Владимира Анатольевича Лепехина
02.04.2024
СВО как проявление экзистенциального конфликта истории
Миру необходима новая модель экономики с естественными ограничениями потребления и личного накопления
02.04.2024
К идеологии Союзного государства
Многие пытаются разрешить идеологические вопросы, минуя принципиальные положения, и, самое главное, важнейшее из них: кому служить будем, Богу или маммоне?
26.03.2024
Об одной путанице
К спорам о Христианском социализме
16.12.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40