Православная Церковь и выборы в Государственную думу

По материалам газеты «Наша нива» за 1907 г.

Проблемы церковной жизни 
0
390
Время на чтение 6 минут
Редакция газеты «Наша нива» активно освещала работу Государственной думы Российской империи, также активно и очень подробно газетой освещались выборы в Думу. Авторы газеты достаточно четко определили свою позицию, они поддерживали оппозиционные лозунги и стремились пропагандировать их среди читателей. Использовалась для этого и риторика, связанная с конфессиональными вопросами. Известно, что православные священники в подавляющем большинстве выступали на стороне русских правых, а католические (за небольшим исключением) - на стороне польских правых. «Нашу ниву» это не устраивало, поэтому ее журналисты старались обойти вопрос конфессиональной принадлежности кандидатов. В частности, один из журналистов «Нашей нивы» призывает крестьян выбирать без учёта конфессиональной принадлежности, «лишь бы человек был справедливый» [1, с. 4]. Видимо, понимая, что такая риторика не очень воспринимается крестьянами, автор в конце опять призывает их не смотреть «кто какой веры придерживается, лишь бы только был человек справедливый, смелый, чтобы крепко стоял за трудовой народ, а на начальство не оглядывался» [1, с. 4]. «Не смотрите на то, кто какой веры, - призывал другой автор, - Выбирайте католика, или православного, или кого, лишь бы он стоял искренне и твёрдо за трудящийся народ» [1, с. 6]. Однако крестьяне в вопросе о выборах в основном солидаризировались со священниками. Заявления о том, что пусть «попы думают о делах духовных, о спасении душ, а в Думе нет для них никакой работы» [1, с. 4] или «что нужно законы в Думе писать юристам (которые учились законам), а ксендзам - молиться в костёлах» [6, с. 5], были достаточно редки. Хотя, если крестьяне произносили такие речи, газета это постоянно подчёркивала.

Особое внимание «Наша нива» уделяла тем акциям священников, которые ограждали избирателей и выборщиков от революционного и оппозиционного влияния. Причём журналисты газеты чётко расставляют оценки. Для них священники не являются (за редким исключением) положительными персонажами, т.к. они не проповедуют идеалы, разделяемые газетой. Пропагандистов антигосударственных взглядов газета называла «хорошими людьми». Противниками «хороших людей», по мнению газеты, были «попы и разное начальство» или «попы и некоторые крестьяне, которые купили землю без банка». Наряду с черносотенцами «попы», «начальство» и «некоторые крестьяне» обвинялись газетой в том, что после их пропаганды крестьяне «сами не знают, чего придерживаться» [1, с. 4].

Православные священники принимали участие в предвыборной агитации. В частности, в Минске всех православных выборщиков - крестьян поместили в архиерейском доме, где с ними, по мнению «Нашей нивы», беседовали «враги свободы народной» [6, с. 6]. Также с крестьянскими избирателями по поводу выборов говорил архиерей. Он устроил крестьянам обед, потом объяснил, кого нужно выбирать, после чего крестьяне целовали крест и евангелие, что будут выбирать, как обещали. Накануне отъезда архиерей каждому дал денег [9, с. 7]. В Бобруйске, как писала газета, «попы готовятся к выборам», чтобы сделать то же самое, что и при выборах во Вторую Думу - провести от крестьян правых. [11, с. 5].

В Гродно православный архиерей не только беседовал с крестьянами, объясняя последствия поддержки революционизированных городских выборщиков, называя это «предательством святого креста, родного края и православной веры», но и встал перед крестьянами на колени. Крестьяне были поражены, что священник не самого низкого звания стоит перед ними на коленях. Когда крестьяне рассказали ему, что с городскими уже договорено о взаимодействии, архиерей сказал, что подобные договоренности можно и не выполнять. Газета была возмущена таким поведением священника, поскольку крестьяне отказались от союза с городскими выборщиками [8, с. 2]. А священники г. Бельска Гродненской губернии хотели видеть гродненского архиерея депутатом архиерея [10, с. 6-7].

Помимо этого авторы «Нашей нивы» вкладывали в уста православных священников такие слова, которые вряд ли бы последние говорили. Так, гродненский архиерей, по информации газеты, говорил, что «наилучшие друзья мужиков одни помещики и призывал их выбирать именем Христа» [6, с. 7]. Однако в другом номере газета утверждает, что «и поп в церкви, и земский начальник в волости уговаривали всех, чтобы выбирали попов да старшин» [8, с. 3]. Последнее утверждение более реалистично, поскольку православные священники не призывали голосовать за помещиков, т.к. последние в подавляющем большинстве были католиками. Православные священники призывали голосовать за консервативно настроенных православных крестьян, крестьянскую администрацию или собственно священников, но не за помещиков. Наивные представления о том, что все противники левых сил являются союзниками друг друга, не позволяли газете реально оценивать ситуацию.

Тем не менее, несмотря на достаточно активную левую агитацию, крестьянская масса проголосовала в основном за правых кандидатов. Как констатировала «Наша нива», описывая итоги выборов в Витебской губернии, большая часть выборщиков-крестьян «послушали попов и ксендзов», объединились с помещиками и провели в Думу правых [7, с. 2]. Православные и католические священники «окружили тёмного мужика, запугали его пеклом, и мужик не выдержал, сдался...», - утверждала газета, обвиняя священнослужителей в использовании некорректных приёмов пропаганды [8, с. 2]. Левые пропагандисты оцениваются газетой положительно. В частности, «Наша нива» описывает один из таких образчиков пропаганды «прогрессивных лиц» в г. Лиде, где некий крестьянин угрожал остальным, что если те проголосуют за правого кандидата, тогда дома им переломают ноги и разобьют головы. Автор заметки, в которой упомянут эпизод, не даёт такому способу пропаганды отрицательной оценки, но с удовольствием подчёркивает, что крестьяне за правого кандидата не голосовали [5, с. 6]. Таким образом, беседы священников с крестьянами однозначно оцениваются газетой как «задуривание головы», а угрозы жизни со стороны оппозиционных пропагандистов воспринимаются как вполне нормальное явление.

Тем не менее, в массе консервативные настроения крестьянства поддерживались не только священниками, но ещё и крестьянским пониманием нагрузки слов. Так, в Гродненской губернии Софийское православное братство, агитирующее за правых кандидатов, столкнулось с тем, что крестьяне охотнее склоняются именно к ним, по причине того, «что тёмные люди думали, будто "правый" значит "правдивый"». В итоге в Гродно «мужики на всех выборах выбирали черносотенцев и верили, что это есть самые "правдивые", справедливые. В губернии так же, как бараны, пошли мужики под команду братства» [12, с. 3]. Видимо, агитация священников именно за правых, придавала крестьянам ещё больше уверенности в том, что они выбирают наиболее справедливых людей. А «Нашей ниве» оставалось лишь называть всех, кто не поддерживал оппозиционные взгляды, темными людьми.

И в качестве достаточно яркого примера отношения «Нашей нивы» к проблемам религии можно привести ответ на ненапечатанное письмо. Некто, проживающий в Петербурге и скрывшийся за псевдонимом «Халимон» написал в редакцию «Нашай нивы» статью, в которой, видимо, описал, что депутаты с белорусских территорий стараются соблюдать православную обрядность. В рубрике «Пачтовая скрыня» редакция ответила Халимону: «нужно ли печатать о том, что депутаты белорусы научились петь "Отче наш" перед обедом, живя с духовными депутатами. Пишите лучше, как "поют" мужики по деревням» [13, с. 8]. Т.е. какой-то позитив, связанный с Православной Церковью, газетой явно не приветствуется.

В целом, сами журналисты газеты указывали, что роль священника для принятия решения крестьянами являлась достаточно важной. Священники смогли противостоять пропаганде левых сил, не смотря на то, что события происходили в 1907 г., когда Первая русская революция уже клонилась к окончанию, но затишья с стране ещё не наступило.

Александр Гронский

Доклад на конференции, посвященной тысячелетию преставления св. князя Владимира, состоявшейся 14-15 мая 2015 г. в Жировичском монастыре,: «Святой князь Владимир и Крещение Руси: цивилизационный выбор восточнославянского мира».

Литература и источники

  1. Наша ніва. 1907. № 1.
  2. Наша ніва. 1907. № 2.
  3. Наша ніва. 1907. № 3.
  4. Наша ніва. 1907. № 4.
  5. Наша ніва. 1907. № 5.
  6. Наша ніва. 1907. № 6.
  7. Наша ніва. 1907. № 7.
  8. Наша ніва. 1907. № 8.
  9. Наша ніва. 1907. № 13.
  10. Наша ніва. 1907. № 27.
  11. Наша ніва. 1907. № 29.
  12. Наша ніва. 1907. № 32.
  13. Наша ніва. 1907. № 36.
  14. Впервые опубликовано на сайте Западная Русь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Церковь вне политики?

Ну вот, а говорят: "Церковь вне политики". Архиереи на колени становились ради верной политики!
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Гронский
Все статьи Александр Гронский
Проблемы церковной жизни
Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»?
Об одной интересной дискуссии между двумя известными прихожанами канонической Украинской Православной Церкви
04.04.2024
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Неизвестное об известном
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 12:54
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 12:35
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Так говорил Заратустра…
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17