itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Школа, о которой «мечтает» президент

Об уникальном опыте учебного заведения в селе Ивановском Ярославской области

Русская школа  Стратегия развития воспитания в Российской Федерации  Закон об Образовании в РФ  Основы православной культуры 
0
2131
Время на чтение 11 минут

Подобное событие в Ивановской школе Борисоглебского района Ярославской области, пожалуй, за всю 150-летнюю историю произошло впервые - здесь всем миром обсуждали стратегическую программу развития школы на предстоящие десять лет. Происходили эти мероприятия в рамках круглого стола «Сельская школа будущего». Все бы ничего, но уж больно необычен был этот «мир». Кроме учителей, администрации школы, родительской общественности в нем приняли участие именитые ученые и специалисты в области педагогики, истории, воинского дела, мореплавания, науки, депутаты областной Думы, директора школ района, специалисты Института развития образования, журналисты... А приехали они из Москвы, Ярославля, Углича, Ростова, Борисоглебска.


Внимание такого количества неслучайных людей привлекло с одной стороны уникальность этого учебного заведения - уже 21 год оно сочетает в себе обычное муниципальное заведение и школу целостного развития, а с другой стороны - нависшая угроза ее дальнейшего существования.

Ивановская на Лехте школа - это одна из немногих деревенских школ в России, которая не только не умерла (а в 90-х годах она считалась неперспективной и в ней обучалось всего 56 человек), но и развилась и стала процветающей. Процветающей - с точки зрения образовательно-воспитательного процесса, теперь в ней учится больше 180 школьников, а всех желающих она просто не может вместить и не случайно образовался значительный конкурс на поступление в нее.

Ведущими круглого стола были кандидат экономических наук, член управляющего совета школы Е.В. Новгородова представитель родительского сообщества Д.В.Топчий. Елена Викторовна представила всех участников кратко обрисовала ситуацию и предоставила слово для приветствия главе муниципального района В.П. Попову.

Владимир Петрович отметил необыкновенный успех школы:

- Нужно строить новое здание школы, но ни у района, ни у области денег нет, поэтому нужно добиваться финансирования строительства из Федерального бюджета.

Затем слово было предоставлено директору школы В.С.Мартышину, перехавшему из Москвы в село еще в 1990 году и принявшему в бразды правления это учебное заведение два десятка лет назад в самое трудное для нее время.

- Сегодня, говоря о перспективах и о будущем Ивановской школы, мы подводим и итоги пройденного пути, - сказал В. Мартышин.- А оно замечательно. Каков результат нашей работы в эти два десятилетия. Возрожден целый уголок России. Школа стала градообразующей. Она востребована. Народ, чтобы учиться в нашей школе, переезжает к нам со всей страны. За последнее десятилетие переехало более 300 человек. Во всех окружающих деревнях оживление, строятся десятки новых домов. В нашу небольшую дошкольную группу очередь в четыре десятка младенцев. Это и есть настоящее возрождение России. Что же касается достижений на ниве просвещения, то их показывают результаты недавних экзаменов: наши одиннадцатиклассники по русскому языку получили и 95 баллов, 92, 84, 82.... Нынче почти половина учащихся школы закончила учебный год на «хорошо» и «отлично». С точки зрения воспитательно-образовательного процесса мы опередили реформы школьного образования на 17 лет. Еще 20 лет назад нами внедрена система духовно-нравственного и патриотического воспитания, все эти годы преподается во всех одиннадцати классах предмет «Основы православной культуры» (Добротолюбие), работает кадетский отряд, поисковый отряд, чудесный в полсотни участников хор, создана могучая (до 35 кружков, студий, проектов, клубов) система дополнительного образования, введение которой тоже требует сегодня образовательная реформа...Сегодня нередко можно услышать, что что за последние двадцать лет страна потеряла поколение, так вот нами не потрян за это время практически не один человек. Когда наш президент В.В. Путин говорит о том, какая должна быть школа, мне всегда хочется встать и доложить: выполнено, товарищ президент! Выполнено еще 20 лет назад! Нами за эти два десятилетия сделан значительный задел, чтобы развиваться дальше. Сдерживает отсутствие материальной базы. Одно здание школы пребывает в аварийном состоянии, дети учатся в две смены. Но мы сегодня намечаем себе прекрасные перспективы развития, здесь будут нашими социальными и научными партнерами представлены некоторые проекты, в некоторых случаях мы переключаемся для работы на их площадки...

Заведующая районным отделом образования Дербышева С. А. сообщила, что возможна приостановка лицензии. Школа уникальна, но может быть приостановлен прием первоклассников. Нужны средства на устранение замечаний пожнадзора, денег нет. Директору и РОНО не справиться с финансовыми проблемами.

На круглый стол приехала целая группа депутатов областной Думы: заместитель комитета образования Неферт А. В., Колобов В.А.,Секачева О.Н. Они в один голос говорили об уникальности школы и о необходимости включения строительства ее в федеральную программу. Именно отсутствие средств ставит школу под угрозу лишения лицензии.

- Мы активно пробивали средства на строительство новой школы,- отметил В.Колобов.- Пытались подключить метод государственно-частного партнерства. 16 депутатов приезжали в школу на ее презентацию, все были поражены успехами коллектива. Здесь другие дети, чем в городах. Удивительное явление школьный хор. Заместитель Облдумы Илья Осипов тоже хотел сегодня подъехать, чтобы поддерживать школу, но из-за совещания не смог... Ни в коем случае мы не должны допустить, чтобы здесь был прерван прием в школу и была приостановлена лицензия. Мы можем потерять уникальное учебное заведение. Именно Дума поручила школе и департаменту разработать программу стратегического развития. Нужна федеральная программа по строительству школ.

Своему коллеге из Думы вторил Неверт А.В.:

- Необходимо сохранить изюминку школы, ее целостность. На прошлой неделе в передаче, посвященной образованию, своевременно прозвучали слова Никиты Михалкова: «Сегодня дети - завтра народ». На программу односменной работы необходимо 20 милиардов рублей. И ребятишки этой школы уже два года учатся в две смены. Но здесь ситуация еще хуже, так как нужны средства не только на ремонт аварийного здания, но и нужно поднимать материальную базу всей школы, нужно думать о социально-экономических условиях учителей...

Собравшиеся неизменно сбивались на текущие проблемы, так как нависшая угроза закрытия уникальной, можно сказать единственной в стране подобной школы взволновала всех и все же главной темы повестки являлся вопрос программы стратегического развития учебного заведения. Представитель родительского сообщества Д.В.Топчий остановился на фрагментах этого документа, рассчитанного на десять лет:

- Основанием проекта «Сельская школа будущего» является опыт и результаты двадцатилетней работы Ивановской школы в рамках стратегии Целостного развития. Шесть лет школа была экспериментальной площадкой Министерства образования по этому проекту. Настоящий проект продолжение предыдущего, он направлен на создание уникального образовательного учреждения, которое может стать областным образовательным центром, пилотным федеральным сетевым проектом, направленным на модернизацию сельского образования.

Предполагается создание новых образовательных форм, позволяющих учащимся Ивановской школы осваивать прорывные направления научной, промышленной, управленческой, финансовой и других видов деятельности.

Введение эпистемотеки в образовательное пространство, как уникальной модели обучения, позволит вывести школьников к самым передним рубежам развития современного знания.

Такие элементы как стратегия Школы Целостного развития, смешенное финансирование, высокопрофессиональный персонал, поддержка проекта на федеральном уровне, социальное партнерство, шефство позволят реализовать такие начинания как: Школа полного дня, Школа-предприятие, Летняя база ВУЗа, Районный социокультурный центр, Хоровая школа, Центр довузовского образования, Лаборатория инноваций, Кадетский корпус, Агрошкола, Научно-образовательная школа, Школа проектов. Кроме коллектива учителей соавтором программы являются и сотрудники областного Института развития образования, в частности, присутствующий здесь Мокшеев Владимир Анатольевич.

Обеспокоенность судьбой школы и состоянием образования в России в целом выразил и Путин А.М., писатель, автор знаменитой книги «Родословная президента В.В.Путина». Александр Михайлович состоит в клубе друзей Ивановской школы и внимательно следит за жизнью учебного заведения, радуется ее успехам, огорчается, когда видит, что не все понимают значения того, что делается в стенах этой школы. Он не раз высказывал мысль, что президент, когда говорит о том, какая должна быть школа, то все время называет именно то, что в Ивановской школе уже сделано и работает на протяжении двух десятилетий.

- На фоне общероссийского беспамятства поражаешься тому, какое бережное отношение к Памяти воспитывается в этой школе. Здесь преподается даже такой предмет как «Твоя родословная», а предмет «Отечествоведение», пиреподаваемый во десяти классах, а погружения в исторические эпохи, а составленный школьниками «Синодик борисоглебцев, погибших во всех войнах», содержащий в себе более пяти тысяч имен, начиная с Алеши Поповича... Школу эту нужно лелеять и не позволять обижать, ставлю вопрос о создании системы общественного контроля ситуации со стороны Друзей школы.

Ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук Кириченко О.В. говорил об уникальности школы в исторической ретроспективе:

- Когда подходишь к этой школе, то хочется увидеть табличку «Охраняется государством». Это единичная в горизонтах России школа. Она вобрала в себя весь положительный опыт русской педагогики. Нацелена она на благочестие и знания. Мы должны не только внимательно отнестись к этому опыту, но и дать определение, что такое Мартышинская школа.

Фадеева С.В., заместитель директора Вощажниковской школы Борисоглебского района отметила, что их школа тоже была умирающей. Сегодня она, как и Ивановская, процветающая.

- Если бы мы не пошли по пути Ивановской школы, то уже умерли бы. Мы многое взяли именно у ивановцев. Родителями и учениками востребовано именно то, чего не дают в школах: добротолюбие, отечестоведение, бальная культура, кадетское движение, поисковая работа...

Кавалер четырех орденов мужества Новгородов А.В. несколько лет уже является куратором школьного кадетского отряда «Ивановский спецназ». И он был в этот день вместе с другими за круглым столом.

- Нельзя быть патриотом иногда, на праздник, к девятому мая. Патриотизм категория постоянная, круглогодичная. Я рад, что из этой школы практически все ребята стремятся служить в армии и у них даже мысли не возникает уклониться. Многие ребята, заканчивающие кадетский корпус, поступают в лучшие военные училища страны. Они гордость наших вооруженных сил. Замечу, что вся эта важная государственная работа здесь ведется на протяжении 10 лет (а именно столько лет кадетскому корпусу) на общественных началах. Но это не умаляет уровня подготовки кадет. Мы ставим вопрос о необходимости строительства не только школы, но и кадетского корпуса. Не воспользоваться наработанным здесь опытом, утратить его, не продолжить созданные традиции было бы непростительно. Такого же мнения все военные люди, которые бывают здесь в Ивановском.

Методист Городского методического центра Департамента образования Москвы, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета Петракова Т. И. следит за развитием школы на протяжении всех двадцати лет. Она также один из друзей школы.

- Мы должны добиться, чтобы этой школе был присвоен статус национального достояния. Друзья должны служить школе. Нужно усилить работу Управляющего совета, активизировать, деятельность Попечительский совета. И осуществлять помощь, контроль, необходимо наладить и отчетность перед ними. Ивановская школа уже двадцать лет исправно выполняет госзаказ по взращиванию элиты, выводит воспитанников на путь истинных ценностей. Эти успехи необходимо закрепить в стратегической программе и на этом фундаменте строить школу будущего

Татьяну Ивановну поддержала Заведующая кафедрой методики преподавания филологических дисциплин в начальной школе, доктор педагогических наук, профессор Макеева С.Г.

- Это единичная школа, печально, что власти не осознают ее значения и не обращают на нее должного внимания. Я счастлива, что мне много приходится работать с выпускниками этой школы в университете. Поверьте, эти студенты сильно выделяются из общей аудитории...

От имени профессорско-преподавательского состава ЯГПУ и ЯГУ слово взяла кандидат педагогических наук Новотворцева А.М. Она сказала, что ярославские вузовские педагоги озабочены ситуацией вокруг этого уникального учебного заведения. У школы много проблем, но директор решает их в одиночку.

- Также как 20 лет назад в одиночку (лишь в союзе со своим коллективом) внедрял концепцию духовно-нравственного воспитания, к чему сегодня министерство обязывает все учебные заведения. В одиночку разрабатывал и внедрял предметы добротолюбие (основы православной культуры) и программу патриотического воспитания. В одиночку создавал кадетский корпус, и поисковый клуб, программу бальной культуры и многое другое и все в одиночку. Не смогли приехать сегодня на круглый стол доктора исторических наук профессор ЯГПУ Архипова Л.М. и профессор ЯГУ Марасанова В.М., доктор педагогических наук профессор ЯГПУ Сухорукова Л.Н., профессор ЯГПУ Новотворцева Н.В. Они написали свои письма с оценкой деятельности этой школы. Людмила Михайловна Архипова пишет: «Творческий коллектив нуждается в поддержке со стороны областной администрации, департамента образования. Они должны были бы гордиться наличием в своем регионе такой школы. Давно вызывает удивление тот факт, что об успехах школы лучше информированы в стране, чем в Ярославской области...»

На круглый стол приехала группа социальных, научных партнеров Ивановской школы.

Заместитель руководителя лаборатории МФТИ кандидат физико-математических наук Хвальковский А.В. отметил:

- Могут ли выпускники из глубинки стать передовыми инженерами и предпринимателями, стать лидерами инновационного развития страны? Если да, то как этого можно достичь? Чтобы из школьников выросли инженеры-инноваторы нужно решить две задачи - поднять их уровень и расширить их горизонт. Для решения этих задач, с одной стороны, необходимо разработать методы удаленного обучения с учетом реалий российской сельской школы, что требует решения как технических, так и педагогических вопросов.Планируем уже в предстоящем учебном году отладить это направление работы. С другой стороны, необходимо дать школьникам возможность участвовать в реальных высокотехнологических проектах с быстрым ростом, т.е. в работе в режиме стартапа. Участие группы школьников в стартапах является необычным форматом: большинство high-tech проектов развиваются небольшими командами профессионалов и с соблюдением коммерческой тайны. Мы спланировали с Ивановской школой формат такого сотрудничества, в котором соблюдаются интересы той и другой стороны, и каждая сторона при этом остается в выигрыше. Результаты нашего сотрудничества,а они заключались ранее в чтении лекций перед Ивановскими школьниками, уже увенчался успехом. Один из выпускников заинтересовался нанатехнологиями и поступил в наш институт, где с успехом обучается...

Генеральный директор ООО «Морречпорт», член управляющего совета школы Игнатьев А.С. уже участвовал во многих проектах Ивановской школы. Он один из первых попечителей школы, продолжает помогать ей все последние двадцать лет. Он осуществлял уже многие программы с великим русский путешественником, писателем, художником, протоиереем Русской православной церкви Федором Конюховым. На круглом столе Алексей Сергеевич озвучил новый проект под названием «Школа путешественников Федора Конюхова в Ивановской школе».

- Мы с Владимиром Сергеевичем и Федором Филипповичем уже встречались и обсуждали перспективы работы такого клуба и вот после вчерашней встречи с путешественником мы заключаем соглашение о сотрудничестве, уже в августе клуб начнет свою работу. За основу мы берем эскиз программы, которую Конюхов осуществляет в одной из школ Белоруссии.

В рамках круглого стола были заключены соглашения о намерениях сотрудничества и о совместных проектах. Еще один проект представлял генеральный директор ООО «Стройдеталь» Нагиев А.Х., занимающийся строительством 40 лет приехал на круглый стол так же со своим проектом. Он начнет осуществлятся уже в ближайшие два месяца, сейчас в школе готовится производственная база. Азиф Хасанович готов помочь, чтобы все желающие ребята начали работать уже с первого сентября.

И еще один интересный проект был обсужден на круглом столе с самым перспективным предприятием Ярославской области ООО «Вощажниковское». Предприятие на столе представлял управляющий комплекса N2 Исаханов О.Е., а договор о сотрудничестве накануне был обсужден с Генеральным директором объединения Неглядом С.В.

В завершении участники круглого стола приняли резолюцию, в которой отмечено множество обозначенных выше проблем, но главный пункт ее нацелен именно на сохранение этой уникальной школы, развитие и распространение ее опыта.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Re: Школа, о которой «мечтает» президент

Коротков А. В. общественного резонанса нет. Комментов нет. Просьб оставить контакты для связи нет. 22 репоста в вк - это почти ничто. Что весьма красноречиво...
рудовский / 25.06.2015, 05:23

4. Ответ на 3., рудовский:

следует. Еще как следует.

рудовский, у вас всё что угодно может следовать из чего угодно, даже самые невероятные вещи. Вы думаете, что у всех так же? Здесь была масса интересных статей, которые я не комментировал. Например, статьи Четвериковой (насколько помню, ни под одной комментариев не оставлял). А она, на мой взгляд, один из лучших авторов на РНЛ.
Коротков А. В. / 24.06.2015, 22:05

3. Re: Школа, о которой «мечтает» президент

Коротков, следует. Еще как следует.
рудовский / 23.06.2015, 21:24

2. Ответ на 1., рудовский:

Но обитателям РНЛ это неинтересно. Тут 0 (нуль) комментариев.

Первое не следует из второго. Комментируются дискуссионные статьи. А тут что комментировать? Школа интересная. Но её лишат лицензии и в итоге ликвидируют. Она не вписывается в политику ликвидации образования в стране.
Коротков А. В. / 23.06.2015, 18:59

1. Re: Школа, о которой «мечтает» президент

Прекрасная статья. Прекрасные люди. Но обитателям РНЛ это неинтересно. Тут 0 (нуль) комментариев. Форумчанам интереснее в сотый раз перетирать что-то про сталиных-власовых-немцовых... В статье не хватает лишь ссылки на сайт школы или группы в соцсетях. И это симптоматично. ----------------------------------------- От РНЛ. Ссылка есть в тексте, смотрите внимательнее. Да и найти сайт не проблема...
рудовский / 23.06.2015, 12:23
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Русская школа
Всестороннее (гармоничное) инновационно-классическое непрерывное образование
Недостижимый идеал или реальное средство достижения российским образованием лидирующего положения в мире?
25.03.2024
Великое русское слово...
Что призывала прежде всего сохранить Анна Ахматова?
25.03.2024
Юбилей русского подвижника
70 лет отцу Владимиру Мартышину!
21.03.2024
Все статьи темы
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
В помощь зависимым и их близким
Книга «Преодоление зависимого поведения» стала более доступна
16.01.2024
Старательно забытое старое
Рецензия на монографию иеромонаха Прокопия (Пащенко) «Преодоление зависимого поведения»
15.12.2023
Махачкала: понять и простить?!
Открытое письмо Ассоциации патриотических сил юга России
08.12.2023
Можно ли вернуться к сталинской системе образования?
Судьба Беларуси и России решается не в Генштабе, а за школьной партой
01.12.2023
Исправляем перекосы современной системы образования
О работе онлайн-центра «Достояние»
29.11.2023
Все статьи темы
Закон об Образовании в РФ
Непонимание, саботаж или откровенное издевательство?
Рособрнадзор разрешил использовать в сочинениях в рамках ЕГЭ содержание фильмов, аниме и комиксов
22.03.2024
О суверенной образовательной политике России
И о возможности страны занять лидирующие позиции в мировом образовании
18.03.2024
Школьная форма – быть или не быть
О необходимом атрибуте в системе образования
13.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30