Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Посох игумении

Виктория  Медунина, Русская народная линия

15.06.2015


Светлой памяти игумении Елисаветы (Беляевой, †2010). 4 часть …

 






БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ

Матушка Елисавета трепетно относилась к Святой Земле. Радовалась любой возможности посетить ее и поклониться ее святыням.

 

 

    На развалинах храма Ирода. Игумения Елисавета с архиеп.Женевским Михаилом и автором. 2006 г.

Как великую милость и силу Божию, которую Господь являет нам, она воспринимала схождение Благодатного Огня, которое происходит в Великую Субботу в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Она говорила, что этим ежегодным чудом, происходящим в канун Православной Пасхи, «Господь явно показывает, что он пришел для всех на землю, для каждого из нас».

С 2003 года Благодатный Огонь в рамках программы «Всеправославная молитва: Просите мира Иерусалиму» Фонд Андрея Первозванного стал доставлять специальным рейсом со Святой Земли.

Матушка Елисавета приняла на себя бремя доставки Благодатного Огня из Москвы в Псков. Самолет с Благодатным Огнем в специальном контейнере прибывает около 12 ночи, и чтобы успеть к Пасхальной Литургии в Пскове, надо было буквально пролетать ночью почти 900 километров по плохой дороге Москва-Псков. Она всегда успевала это сделать. Последний раз она доставила Благодатный Огонь в Псковскую епархию 19 апреля 2009 года.

В апреле 2005 года матушка Елисавета (Беляева) была членом официальной делегации, прибывшей на Святую Землю за Благодатным Огнем. В ее составе также была известный журналист из Пскова Татьяна Недосекина, удостоенная этой поездки как победитель конкурса на лучшее освещение в СМИ принесения мощей священномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары.

Остались воспоминания матушки Елисаветы об этом незабываемом событии. «Поражает величие и слава Божия, которые являет нам Господь в своих чудесах, в знамениях и в явлении Благодатного Огня. И душа, соприкоснувшись с таким чудом, становится какою-то растерянной. Она не может все воспринять, обнять необъятное, что видит при восхождении Огня. Мы пережили состояние мира и благодатного покоя при громадном количестве людей, тесноте, находясь у Гроба Господня с семи утра. И, в ожидании волнение охватывает людей в Храме, оно переживается внутренне, и внутренним этим переживанием мы все соединяемся и становимся как дети. Начинаем чувствовать свою беспомощность, свою слабость, мы становимся потерянными, как будто нас оставил отец и сила благодатная. Но появляется Благодатный Огонь - и неописуемая радость! Началось такое ликование! Наступает облегчение: Господь не оставил нас! Вспыхивают пучки свечей, и над головами людей в этот момент пламя громадное, объявшее всех, и всеобщий восторг, всеобщая радость и человеческий страх: не сгорим ли? Море огня над нами. И это море огня и есть море нашего ликования. Хочется всех обнять, со всеми чувствуешь родство, чувствуешь себя родным всему миру. Каждый человек ощущает это единство, и душа трепещет о таком Чуде. Не передать тот восторг и ту радость, с которыми люди покидают Храм Воскресения. Здесь действительно не чувствуешь ни эллина, ни иудея, а весь мир становится единой, общечеловеческой семьей.

Передать все чувства невозможно. Переживания очень глубоки, как-то горестно проявляется суетность нашей жизни. Меркантильность забот. Мы забываем, что в мире есть Высшее начало, Высшая Божественная сила, перед которой разум человеческий останавливается, и вся эта суета теряет вдруг всякий смысл. Явление Божественного чуда и Божественной любви все переворачивает. У каждого человека душа становится растерянной - вот ради чего мы должны жить. Ради вот этого, что дается бесплатно, безвозмездно для каждого. Когда сходит Благодатный Огонь радость общего ликования примиряет всех, все разделение уходит, и человек чувствует только свою беспомощность перед величием Божиим. И в этой беспомощности рад любить всех».

Принесение в Россию десницы Иоанна Предтечи

Матушка принимала активное участие в программах фонда Андрея Первозванного, а потом фонда «Андреевский флаг». Но особая миссия выпала на нее при подготовке программы Принесения в Россию десницы Иоанна Предтечи из Черногории, Цетинского Петровского мужского монастыря, которая состоялась в 2006 г. И трудно сказать, оказалось бы эта программа возможной, если бы ни то удивительное событие, которое тогда при визите делегации Фонда Андрея Первозванного не произошло в резиденции митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия.

 

 

              Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий 

Президент фонда Александр Владимирович Мельник особое внимание уделял программам, связанных с братским сербским народом. Частыми гостями в фонде были митрополит Приморский и Черногорский Амфилохий и замечательная сербская актриса Ивана Жигон. Широко образованные и доброжелательные они также прекрасно говорят на русском языке.

В 2004-2005 гг. в фонде начали говорить о том, что в Черногории, в Цетинье находятся Гатчинские святыни. Благодаря сербской актрисе Иване Жигон у нас у всех появились небольшие двухсторонние иконы - на одной стороне Десница Иоанна Предтечи, на другой икона Божией Матери Филермская - главные Гатчинские святыни.

Деликатность вопроса заключалась в следующем, что с 1799 года российские императоры стали хранителями этих святынь, которые многие века принадлежали мальтийским рыцарям.

После захвата Мальты республиканской Францией в 1798 году великие святыни ( части древа Животворящего Креста Господня, Филермская икона Божией Матери, написанная апостолом Лукой и а святого Иоанна Крестителя) были принесены в Россию мальтийскими рыцарями в 1799 году, после того как император Павел 1 стал гроссмейстером их ордена, а Петербург - стал штаб-квартирой рыцарей. Эти святыни хранились в царской семье, с 1923 года - у вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны, матери императора Николая II. После её кончины в 1928 году ее дочери великие княгини Ксения и Ольга передали святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому). Затем они были помещены в православном соборе Берлина. Но в 1932 году, предвидя великие бедствия в Германии, епископ Берлинский Тихон передал святыни королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу.

Король Александр I с особенным благоговением хранил святыни. В апреле 1941 года, с начала, оккупации Югославии германскими войсками 18-летний король Петр II и Патриарх Сербский Гавриил вывезли великие святыни в отдаленный Черногорский монастырь святого Василия Острожского, где они тайно сохранялись. После окончания Второй мировой войны из монастыря спецслужбами Югославии святыни были увезены в Подгорицу, а затем реликвии были переданы в Государственное хранилище исторического музея города Цетине. В Церкви святыни считались утраченными. Но в 1968 году один из полицейских тайно сообщил о них митрополиту Черногороскому Даниилу. Православным архиереям удалось в 1993 году вызволить из музейных хранилищ десницу святого Иоанна Крестителя и частицу Животворящего Креста Господня, которые были помещены в Цетинский Петровский мужской монастырь. 30 октября 1994 года на открытии Собора Сербской Православной Церкви Черногорский митрополит Амфилохий открыл тайну православному народу. Однако, Филермская икона Богородицы так и осталась в историческом музее города Цетине, и все попытки православной общественности, мирян и духовенства вызволить её до сих пор остаются безуспешными.

Большую роль в сохранении святынь сыграл митрополит Черногорский и Приморский Владыка Амфилохий, в столице митрополии которого - в Подгорице - эти святыни ныне и находятся. Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий является одним из самых известных и почитаемых архипастырей Сербской Православной Церкви.

Окончательное решение о принесении Десницы Иоанна Предтечи в пределы Русской Православной Церкви было принято Сербской Православной Церковью после поездки делегации Фонда апостола Андрея Первозванного в Черногорскую митрополию. Это произошло в начале апреля 2005 года. В состав делегации, которую возглавил президент Фонда А.В. Мельник, вошли представители Московской Патриархии, депутаты Московской городской думы, представители Правительства Московской области, Российской Академии наук, дирекции ОАО «Мотор-Сич» (Запорожье, Украина), представители СМИ России и Украины.

Члены делегации посетили святыни Черногории, среди которых Острожский монастырь с мощами Василия Острожкого, храмы и монастыри Котора, Будвы, Херцен-Нови, а также городское кладбище Херцег - Нови, где нашли последний приют тысячи наших соотечественников. Делегация возложила венок к обелиску «Русским людям, потерявшим родину, обретшим вечный покой в братской земле».

Состоялась встреча с Генеральным консулом Российской Федерации в Республике Черногория В.Э. Ванеевым и Консулом Российской Федерации в Республике Черногория Ю.В. Битюгом.

В состав делегации входила и настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря игумения Елисавета (Беляева). Матушка не только поклонилась святыням Черногории, но и приняла активное участие во встречах со священнослужителями, жителями Черногории, а также непростых переговорах о возможности принесения Десницы Иоанна Предтечи в Россию.

Как всегда всех, кто встречался с матушкой, поражала ее исключительная искренность и любовь к людям, как к светским, так и к служителям Церкви, монашествующим. Примером ее великодушия и жертвенного служения Православию стал случай, который произошел в резиденции митрополита Черногорского Амфилохия. Он этот случай и определил успех нашей поездки и судьбу программы Принесение десницы Иоанна Крестителя в пределы Русской Православной Церкви. Я в этом убеждена.

Делегация находилась в Черногории несколько дней. Мы встречались со многими людьми, посещали монастыри и поклонялись святыни, но так и не встречались с митрополитом Амфилохием, который должен был, наконец, принять решение о возможности проведении программы. Был последний день пребывания в Черногории, делегация в резиденции митрополита.

Ожидая аудиенции у владыки, в приемной матушка Елисавета увидела сербскую монахиню и начала с ней разговаривать. Это была маленького роста, худенькая молодая по возрасту монахиня, как оказалось, игумения знаменитого сербского монастыря, основанного в средние века предками митрополита Черногорского Амфилохия. Игумения говорила на чисто русском языке. Оказалось, что она русская и несколько лет тому назад приехала в Сербию из России, из Пермского края; здесь приняла постриг, подвизалась в монастырях, а сейчас уже как настоятельница восстанавливает с сербскими сестрами монастырь. Он находится высоко в горах, зимой отрезан от мира. С большим трудом туда, в высоко горы доставляется провизия, не говоря о стройматериалах, которые приходится нести практически на руках. Матушку поразил подвиг нашей соотечественницы, принявшей на себя тяжкое бремя игуменства и восстановления разрушенной святыни. Мы увидели мозолистые натруженные руки, которые игумения прятала под опрятной, но старенькой мантией.

 

 

В Сербской Церкви монашествующие священники и настоятели монастырей не носят нагрудных крестов. Но матушка Елисавета, повинуясь одному ей понятному порыву, сняла свой игуменский крест на надела на онемевшую сестру-игумению. Буквально через минуту члены делегации были приглашены в покои владыки Амфилохия для переговоров. Сербская игумения осталась ждать в приемной. Трудно представить сейчас, как бы они начались и протекали, но настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря игумения Елисавета задала им особый тон. Матушка обратилась к митрополиту Амфилохию с просьбой приять ее игуменский крест и благословить носить этот крест как наградной сербской игумении, родом из России. Владыка Амфилохий пригласил сербскую игумению, надел на нее наградной крест в знак особых отношений наших Поместных Церквей и признательности этой безымянной подвижнице Православия от Сербской Церкви и ее Родины - России. Владыка, как и все мы, был растроган случившимся.

Через год с небольшим, в июне 2006 года, из Черногорской митрополии в пределы Русской Православной Церкви прибыла великая святыня - Десница Иоанна Предтечи, которой поклонились миллионы людей. И благополучно возвратилась в Черногорию.

Матушка и дети

Матушка была прирожденным педагогом, за такими людьми дети ходят толпами. Она очень любила детей. Всегда была ими окружена. Пыталась, как могла помочь, а если надо спасти - спасала. От разных бед разных детей, никогда не делая различия, кто их родители. Многих детей я видела приезжая в монастырь. Здесь они, как ангелы, попадали в родную стихию и были окружены любовью искренней. Какие праздники всегда она для них организовывала! Она билась на смерть за спасение детей в болезнях. Искала врачей, обращалась к старцам, ездила днем и ночью, чтобы спасти ребятенка. Возраст здесь не имел значения. Была свидетелем следующего, в том числе, случая.

Он произошёл с молодым человеком, который учился вместе с моими дочерями в Московском авиационном институте. Однажды девочки приходят и говорят, что их друг внезапно госпитализирован, у него обнаружены в обеих почках опухоли, которые необходимо удалить. Будет полостное удаление, назначена операция в Красногорском госпитале через несколько дней. Парня на эти воскресные дни отпустили домой.

А матушка тогда была в Москве. Я звоню ей вечером, когда смогла найти. Она сказала, чтобы этот парень приехал к ней в Ясенево, где обычно она останавливалась у своих друзей. Девочки мои позвонили больному. И мы все вместе с его другом поздно вечером поехали к матушке. Приехали часов в двадцать. Она с молодежью разговаривала до часу ночи. Особенно внимательно с болящим. Рассказала свою историю об исцелении от рака. И строго, но с удивительной любовью сказала ребятам, что она и сёстры монастыря будут молиться о его выздоровлении, но от них тоже зависит сейчас жизнь их друга. Они все должны пойти в храм на Литургию, исповедаться и причаститься и заказать специальный молебен о здравии и на нём присутствовать самим. Мы так и сделали. В воскресенье все вместе пошли на Иерусалимское подворье - Филлиповскую церковь на Арбате. Причём пришли и другие ребята. Человек десять. Многие из них были первый раз в храме. Исповедались, причастились у отца Михаила Крутеня. Потом этот замечательный батюшка сам ещё уделил время больному, провёл молебен о здравии. Ребята были в состоянии катарсиса. Я их спрашивала, что больше всего их потрясло? «Когда все в храме запели «Верую во Единого Бога...»! Вот она - душа христианка!

В понедельник юношу положили в госпиталь, а через пару дней выписали. Как показал томограф, опухоль в одной из почек исчезла, а другая, сформировавшись в некое яйцо, на ножке «выползла» из почки. Врачи по новейшей технологии ввели проколом ножницы и иссекли опухоль. На этом всё и закончились. Ребята вскоре пришли на соборование, стали ходить в храм. И для них на всю жизнь матушка стала родным человеком.

Матушка и поезд

Матушка очень часто ездила в поезде Псков-Москва и Москва-Псков. Её знали все проводницы, начальники поезда. Это был необычный пассажир, который часто не спал всю ночь, а работал со своими бумагами и документами. А если надо мог нажать и на стоп-кран, если видела, что знакомый монах не успевает за отходящим поездом.

А если надо - просто остановить идущий поезд, встав перед ним на рельсы. Ради чего? Чтобы вернуть великую святыню Русской Православной Церкви Русской Православной Церкви.

 

 

                                                                                  Великая Пустынь

С 1766 года Спасо-Елеазаровский монастырь берег как зеницу ока древнейшую из известных псковскую икону Спаса Всемилостивого, явленного в XIV веке в Великой Пустыни. Пустынь с 1766 года до сих пор в разорении, а икона с 1918 года до 2010 года была в заточении в запасниках Псковского музея. И была бы до сих пор. И речь ведь шла не только о древнейшей иконе, а о святыне, перед которой в годы смуты и смертельной опасности на колени становился весь Псков.

Времена к 2010 году начались другие, но часто в кабинетах сидели чиновники, которым любо было делать все так, чтобы ничего не делать.

После открытия монастыря каждый год, в день обретения иконы, монахини ходили и молились перед ней, предварительно договорившись об этом с руководством музея.

Эта икона сохранилась благодаря жертвенному подвигу Московского реставратора Александра Ивановича Анисимова (1877-1937). Он работал в центре Игоря Грабаря и поехал в Псков описывать иконы в начале 20-х годов - «образцы ценной художественной живописи», как тогда говорили. Он нашёл эту икону: она была сильно повреждена, когда с неё снимали оклад из серебра и золота («предмет церковной роскоши»), немилосердно выдирая гвозди. Анисимов взял её в центр Грабаря и реставрировал шесть лет. Он восстановил икону полностью и отвёз обратно в музей. В то время это было очень опасно. Вскоре после возвращения иконы в музей Анисимов был арестован, получил срок 10 лет, и в 1937 году он был расстрелян. А святыня, если бы не матушка Елисавета, до сих пор была бы в запаснике.

Но, чтобы передать Церкви чудотворную икону ранга Владимирской, надо было совершить невозможное - заставить сделать это высшие эшелоны власти. Они не хотели её отдавать, хотя для них она была просто древняя икона из запасников. Но и ссориться с Церковью было не желательно. И тогда решили создать некую видимость уступок монастырю. И сорвать возвращение. Для этого продумали очередную глупую подлость. Чтобы насолить надоевшей упрямой настоятельнице.

Последний поезд на Москву уходит из Пскова в 18 часов. И ровно в 18 игуменье Елизавете звонят чиновники из Министерства культуры России и говорят: «Матушка, если вы будете завтра в 8 утра у нас в министерстве, то решится положительно вопрос о передаче иконы в ваш монастырь. А если вы не приедете, то икону не передадут». Они были уверены, что матушка не сможет сесть на поезд, который уже по расписанию «ту-ту». Никто не сможет сесть.

Кроме матушки. А она взяла паспорт, села в машину и поехала наперерез поезду. Ей предстояло доехать до Пскова 30 километров, а потом по направлению к Порхову пересечь железную дорогу, по которой должен был проехать состав. Игуменья Елизавета вышла на рельсы и остановила поезд на железнодорожном переезде. Поезд не должен был там останавливаться, но матушка встала на рельсы...

Все чиновники из Министерства культуры знали, что «поезд ушёл» и матушка никак не может появиться у них в назначенное время. Но, к великому изумлению министерских чародеев, они увидели её у себя в назначенный срок - 8 часов утра: «Дорогие братья и сёстры, вы мне сказали, вот и я приехала...» В результате икону возвратили Русской Православной Церкви, а Святейший Патриарх Кирилл 19 августа 2010 года передал её в родной дом - Спасо-Елеазаровский монастырь, где она вновь воссияла.

Игумения

Многие вспоминая матушку, говорят, что она была любвеобильным человеком, поражавшим своей добротой, отзывчивостью, целеустремлённостью, работоспособностью, образованностью. Я тоже это подтверждаю. В то же время матушка понимала, что она не просто монахиня, а игуменья. И не просто игумения, а игумения, в воспитание которой вложили свои души столько старцев, праведников, передавая через неё лучшее, что собрано столетиями отечественным добротолюбием и благочестием. Да и традиции Спасо-Елеазаровского монастыря, монахов которого называли железными, требовали высочайшей ответственности.

И при всём своём добросердечии она умела, когда надо, быть твёрдой и даже жёсткой. Владыка Евсевий не раз говорил, что у нее был твердый мужской характер.

Люди, которым Господь попущает общаться с игуменами и игуменьями, владыками, должны не забывать, с кем имеют дело и насколько это ответственно. Однажды, когда матушка очередной раз приехала в фонд «Андреевский флаг», где я тогда работала, её встретил президент фонда Александр Мельник. И она ему говорит: «Александр Владимирович, человек, которого Вы в прошлый раз ко мне подводили, и он меня спрашивал, что нужно сделать, он поступил, как я благословила?» А Мельник начал оправдывать своего протеже: «Да вот, Вы знаете, к сожалению, он не сделал так, потому что...».

Она из милой, открытой всем монахини, стала грозной игуменьей. И сказала Мельнику, к которому вообще-то очень тепло относилась: «Александр Владимирович, а почему он не выполнил так, как я ему сказала? Вы понимаете, что я не просто монахиня - я игуменья. Вы понимаете, какая мера ответственности лежит на каждом слове, которое я произношу? В следующий раз, если вы кого-то рекомендуете или просите какое-то разрешение у меня, либо спрашивайте и выполняйте, либо не спрашивайте и поступайте, как считаете нужным». И мы почувствовали себя перед матушкой какими-то школьниками, которых надо выпороть розгой.

«В монашестве мужском возможно длинное восхождение, - продолжала матушка, - монах, иеромонах, игумен, архимандрит, епископ, архиепископ, митрополит, Патриарх. А в женском - только монахиня и игуменья. И мы сразу молимся Божьей Матери, которая всегда слышит молитвы игуменьи».

Последняя встреча

Она состоялась ранней весной 2010 года недалеко от Министерства регионального развития на Садовом кольце. Рядом с Лиховый переулком, где находится здание бывшего Епархиального дома - великой святыней Православия: здесь прошли все заседания Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1917 году и было восстановлено Патриаршество. Многие из участников Собора вскоре приняли венец мученичества. Сейчас это здание принадлежит Свято-Тихоновскому Православному университету и идет его историческая реконструкция. Этот дом построил в 1903 году будущий священномученик Киевский и Галицкий митрополит Владимир. В нем был домовый храм в честь равноапостольного князя Владимира. Тогда осенью 2008 года на восстановленный купол храма был освящен и восстановлен крест. Историей Епархиального дома мне тогда приходилось заниматься. Но неслучайно мы встретились здесь под покровом равноапостольного князя Владимира. Последние годы мы с матушкой все чаще говорили о предстоящем 1000-летии преставления князя Владимира (в 2015-м году), грандиозности этого события и сверхважном - связи князя Владимира со Псковщиной. Равноапостольный князь - величайшая историческая фигура, равновеликой ему нет. Он изменил себя, приняв Православие, и изменил векторно судьбу Руси-России. Но он, - говорила матушка, - наш, Псковский. Действительно, он родился в имении его бабушки, великой княгини Ольги, недалеко от Выбут, её родины, в селе Будник. О чем напоминает многие века огромный камень, сброшенный в годы богоборчества в реку Черёху. На том месте, где он стоял, матушка с отцом Олегом Тэором установили скромный крест. В ста шагах от креста стоит скромненькая часовенка в честь князя Владимира. Доехать туда практически невозможно - аварийный мост на подъезде. И это в 20-ти километрах от Пскова... Здесь он, как свидетельствует житие, возрастал под крылом своего дядьки, богатыря Добрыни Никитича, воспитывался и был готов уже в 10 лет занять престол Новгородского княжества, в который входили и псковские земли.

В 18 лет он стал уже Великим князем Киевским и княжил 35 лет - самый длинный период в истории отечества. По святоотеческому преданию, князь Владимир при строительстве Десятинной церкви продал имение своей бабушки Ольги Будник и деньги внес как десятину на строительство. В церкви был похоронен он сам, его супруга византийская царевна Анна, княгиня Ольга и его мама управляющая делами княгини княжна Малка.

Князь не забывал Псков, где родился и вырос, и в конце жизни в 1014 году из Новгородского княжества выдел Псковское и посадил в нем княжить своего младшего сына Судислава, прославленного в лике святых. Матушка была уверена, что это очень важно. Мы договорились о дальнейших планах. Зазвонил телефон. Матушку ждали в министерстве. Вечерним поездом она уезжала в Псков. Расставаясь, меня благословила, а сама перекрестилась на крест Владимирского собора Епархиального дома, сказав: «Думаю, что скоро каждый школьник в Пскове будет гордиться, что земляк князя Владимира. Равноапостольный княже Владимир, моли Бога о нас!».

 

Промысл Божий и Божии избранницы

Матушка была духовными узами крепко привязана к святым мученице Елисавете Феодоровне, в честь которой и была пострижена, и преподобной Евфросинии Полоцкой. Она старалась как можно чаще ездить в Полоцк. В Спасо-Елеазаровском монастыре при первой же возможности начала восстанавливать домик, который был построен Великой княгиней Елисаветой Феодоровной для своего духовного отца архимандрита Гавриила (Зырянова), с 1911 года проживавшего в обители святого Евфросина. Как известно Великая княгиня Елисавета Феодоровна почитала святую Евфросинию Полоцкую и приняла горячее участие в переносе её мощей из Киев-Печерской Лавры в Полоцк. Умерла, как известно прп. Евросиния на Святой Земле и была погребена в Лавре Феодосия Великого, а после захвата Святой Земли оттоманами её мощи пребывали в Киеве. Посещая Святую Землю, наша паломническая группа обязательно посещала Лавру Феодосия Великого. И всегда матушка Елисавета горячо молилась и настаивала на молебне у раки преподобной Евросинии. Мы с радостью это делали. Но она всегда у раки святой находилась в особом состоянии, словно предчувствовала, что и её жизнь фактически закончится на Святой Земле. Так это и произошло, только матушку смогли вывести самолетом в Москву. На следующий день она уже была в Боткинской больнице.

Промыслительно, что вторая игумения монастыря носит имя Евфросинии и что матушка начинала свое служение в Снетогорском монастыре, где духовником архимандрит Гермоген (Муртазов), который в свое время в Пюхтицах принял первую исповедь будущей игумении Елисаветы, а тогда смертельно больной Татьяны и отмолил её, возможно, прозревая её игуменство и крестоношение, как и назначение второй игумении и её крестоношение - монахини Евфросинии для столь важной для России обители.

Какой силы духом нужно обладать матушке Евфросинии, чтобы подхватить выпавший игуменский посох в такой обители и с таким достоинством, мужеством продолжить дело не только матушки Елисаветы, а прекрасное и высокое служение монастыря как одной из великих святынь Русской Православной Церкви. Без которой немыслима Россия.

Совсем недавно из Спасо-Елеазаровского монастыря назначили на место почившей игумении Людмилы воспитанницу матушки Елисаветы монахиню Татиану.

Рассуждая о матушке Елисавете, схиархимандрит Власий сказал: «В спорте, в легкой атлетике есть такой кросс - эстафета. Бегун бежит и передает следующему члену команды общую палочку. Вот эта палочка говорит о неразрывности времен, лет. Церковь едина. Будь она в гонении, будь она, как говорят, в климате потепления, будь она в чем - не важно! - всегда есть те люди, на которых можно опереться. Это те духовные пастыри, которые избирают себе избранников-последователей, тех, которые последуют по их стопам». Продолжается вечная жизнь духа и Церкви, верных последователей Христа и земного Его Отечества России.

Сегодня матушка Елисавета (Беляева) молится о нас горячо, с любовью и надеется, что мы понесем, кто просто эстафетную палочку, а кто и игуменский посох. Избранницам Божиим это по силам.

 

 

Саров. В ядерном центре

 

Лития на могиле матушки. Служит Патриарх Кирилл. 19 авг. 2010

 

Схиархимандрит Илий на могиле матушки



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме