Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Посох игумении

Виктория  Медунина, Русская народная линия

06.06.2015


Светлой памяти игумении Елисаветы (Беляевой, †2010). 2 часть …

Незадолго до праведной кончины приснопоминаемого Святейшего Патриарха Московского и всея Руси II, в конце ноября 2008 г. в г. Тернополе на Украине состоялась встреча паломников из Москвы с одним из наставников матушки ныне митрополитом Тернопольским Сергием, в епархии которого находится один из оплотов Православия - всемирно известная Почаевская Лавра. Во время встречи в епархиальном доме мы коснулись животрепещущей и важнейшей тогда темы - визита Святейшего Патриарха Алексия на Украину по случаю 1020-летия Крещения Руси и той драматической ситуации, которая усиливалась присутствием на торжествах Вселенского Константинопольского Патриарха Варфоломея. Даже репортажи официальных телеканалов не могли не отразить необыкновенного и огромного эмоционального накала тех дней. Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины подтвердила свое единство с Московской Патриархией. И глубоко символичным стал подарок Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Вселенского Патриарха Варфоломея в день 1020-летия Крещения Руси на исторической Владимирской Горке - Посох.

Рассказывая об этом, Высокопреосвященнейший владыка Сергий сказал, что сохраненное единство Церкви далось самой высокой ценой. И услышали: «Святейший Алексий ради этого пожертвовал своей жизнью. Ему врачи категорически запрещали лететь в Киев...».

Я отчетливо запомнила свою мысль, которая крутилась в моей голове, как и полагается «фомам неверующим»: «Слава Богу и автокефалии на Украине нет, и Святейший Алексий жив!». Это было 22 ноября 2008 года, через несколько дней, 5 декабря, Святейший Патриарх Московский и всея Руси скончался.

У меня нет желания сравнивать и проводить ненужные параллели между святительским крестоношением Святейшего Патриарха Алексия Второго и жертвенным служением настоятельницы Спасо-Елеазаровского монастыря игумении Елисаветы (Беляевой). Но оба они были не только верными рабами Божьими, но и бесстрашными воинами Христовыми.

Митрополит Сергий хорошо знал их обоих много лет.

С владыкой Сергием меня познакомила матушка Елисавета, и, когда владыка прилетал в Москву, мне приходилось встречаться с ним. Необыкновенный владыка, светлейший человек, лаврский. И когда 4 июня 2010 года, через полтора года после кончины Патриарха, не стало и матушки Елисаветы, я позвонила в Тернополь с просьбой помолиться о новопреставленной игумении, услышала от келейницы, взявшей трубку, что владыка Сергий и все они уже молятся об упокоении матушки.

 

 

Матушку Елисавету похоронили с наградным игуменским крестом, которого она была удостоена от Патриарха Алексия II в честь воссоединения РПЦ и РПЦЗ 17 мая 2007 года. Он был вручен ей в Храме Христа Спасителя. В этот день матушка была на торжественном приеме, куда пригласила и меня. В конце торжества выстроилась бесконечная очередь за благословением к Святейшему Патриарху. Игумения Филарета, собрала всех игумений, бывших на приеме, ручейком повела их к Святейшему. Матушка взяла и меня. Она стала за всеми монахинями последней в этом ряду. Хотя игумения Елисавета по чину могла пройти далеко в начало этого ручейка настоятельниц, но тогда она не смогла бы взять меня. Когда подошли к Патриарху, Святейший не только благословил матушку, но и расспросил о монастыре и похвалил ее, она же в свою очередь тепло представила меня. Я, безмерно волнуясь, начала говорить слова благодарности и любви. Он же смотрел на меня своими удивительными глазами и подбадривал ими меня в моем волнении, по-отечески улыбаясь. Рассказала, что завтра, 18 мая, начинается международная программа «Под звездой Богородицы». Его Святейшество сказал, что благословляет всех участников программы. Благословляя, он дал мне свою руку. У него была большая, теплая, сухая, крепкая ладонь, рукопожатием которой он меня еще и поддержал.

На следующий день, 18 мая, в храме святителя Николая в Толмачах состоялся торжественный молебен в честь начала Международной программы «Под звездой Богородицы», посвященной историческому воссоединению Русской Православной Церкви. Его возглавил епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил. В истории воссоединенной РПЦ это была первая служба, которую возглавил иерарх РПЦЗ в Московской Патриархии. На молебне присутствовала и матушка Елисавета. Она привезла из Пскова для участия в этой программе святыни: икону мученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны с частицей мощей, преподобного Гавриила (Зырянова), чудотворную икону Божией Матери «Сурдегская», зубик страстотерпца цесаревича Алексия и Священное Писание страстотепца Императора Николая II. Эти святыни вместе с храмовой иконой Николая Чудотворца из храма в Толмачах и большой иконой священномученика Владимира, митрополита Киевского из Николо-Перервинского монастыря, отправлялись в Приморье, во Владивосток. Там 22 мая начинался крестный ход Владивосток-Москва, который станет самым длинным и непрерывным за всю историю крестных ходов. Его участники преодолеют более 10500 километров и завершат его вместе с участниками семи других ходов 8 июня 2008 года, в день 125-летия освящения Храма Христа Спасителя.

Провожая нас, матушка вручила мне Священное Писание Императора Николая Второго и сказала, понимаю ли я в должной мере степень ответственности за эту святыню, которую она мне доверила. Эта святыня, как и молочный зубик цесаревича Алексия, и ныне хранятся в псковском храме св.благоверного князя Александра Невского. Священное Писание святого императора Николая II находилось в царском поезде, который привез арестованного Царя в Псков 2/15 марта 1917года. Мы, участники крестного хода Владивосток-Москва, прибыли во Владивосток 19 мая, в день рождения Императора-страстотерпца. И со святынями для крестного хода мы привезли освященную у великой святыни Православия иконы Божией Матери «Владимирская» икону Божией Матерь «Державная», чудотворный образ которой был явлен в московском Коломенском в день отречения императора от престола Российской империи 15 марта 1917 года. 21 мая эта икона, ставшая символом покровительства Богоматери России в XX веке, Священное Писание Императора и другие святыни возглавили начало крестного хода Владивосток-Москва программы «Под Звездой Богородицы». Эта святыни пребывали с крестоходцами от начала до конца покаянного крестного хода. Эти святыни пронесли на руках через всю Россию.

 

 

 

Но в тот день, когда мы осле молебна в храме со святынями разместились в автобусе и начали движение в аэропорт Шереметьево, случилось непредвиденное. Вскоре мы попали в огромную «пробку», и только за три часа преодолели путь от станции метро Третьяковская до Химкинского моста. Когда мы поняли безнадежность положения и что самолет может улететь без нас, мы начали с особым усердием петь акафисты иконе Богородицы «Державная» и святителю Николаю Чудотворцу. Я позвонила матушке Елисавете, что под угрозой срыв начала такой программы. Матушка просила никого не волноваться и молиться, а она позвонит в монастырь и поставит сестер на усердную молитву. Так и произошло. Мы молились, сестры молились. Мы приехали в аэропорт через три часа после должного взлета аэробуса. Который по неизвестным никому причинам не вылетал, стоял под парами. Нас пропустили везде без досмотра с нашим огромным громоздким грузом. Появились доброхоты, которые все тащили. Их пропустили с нашими баулами к самолету. Мы без рук и ног плюхнулись в наши кресла, которые оказались литерными. Икону «Державную» поставили возле кабины летчиков самолета. И странное дело. В самолете все пассажиры сидели себе спокойненько, не бунтовали, не высказывали нам своё недовольство. И тут же командир экипажа сказал, что начинается взлет. Нам дали разрешение на взлет. При посадке сотрудники аэропорта говорили, что подобная задержка аэробуса рейса Москва-Владивосток по неизвестным причинам впервые в истории. Позвонили матушке Елисавете и сообщили, что мы вылетаем. Она сказала, что сестры будут молиться пока самолет не сядет во Владивостоке. Просила нас позвонить при посадке. Что мы и сделали, прилетев, когда в Москве и Пскове была глубокая ночь.

В тот памятный день 18 мая 2007 года, в древнем храме Николая Чудотворца в Толмачах, где настоятелем много лет протоиерей Николай Соколов - внук Н.Е. Пестова, духовного воспитателя матушки - игумения Елисавета подозвала меня к себе. Она была в необычном состоянии: сдержанная, глубоко задумчивая и смотрящая откуда-то далеко. В руках у нее была писанная икона Святой Троицы. Вдруг она вручила мне ее со словами: «Эта икона будет хранительницей Вашего дома»; говоря, она будто бы проговаривала слышанное только ею. Это было за три года до праведной кончины. Впереди у нас было еще много встреч, программ, поездок. Теперь я понимаю: она знала, что скоро уйдет и старалась нас укрепить и одарить всех, кто был с ней рядом.

Такой же взгляд, чрез время, у неё был еще во время одной нашей встречи. Мы с ней были на празднике Творожковского женского монастыря в глуши Псковских лесов в день иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте» - 5 августа 2008 года.

 

 

После торжественной службы, которую возглавил митрополит Псковский Евсевий, после праздничной трапезы мы втроем: настоятельница Творожковского монастыря матушка Варвара, матушка Елисавета и я - стояли на крыльце сестрического корпуса и ждали, когда же наконец закончится затяжной дождь. А он не только не прекращался, а усиливался и шел сплошной стеной. Игумении говорили о монастырской жизни, о том, что матушке Елисавете по разбитой дороге и огромным лужам придется ехать обратно. Вдруг матушка Варвара встрепенулась и сказала: «Как же это я забыла!». Подозвала келейницу и послала ее принести коробку из своей кельи. Через некоторое время та вернулась. В руках у нее был большой картонный ящик с конфетами. Матушка Варвара сказала игумении Елисавете, что это ей от старца архимандрита Илариона (Приходько, + 2008) из Бронниц Новгородских на помин его души. И рассказала, что за несколько дней до смерти старец Иларион начал их расписывать кому что раздать после его смерти. Два ящика с конфетами он подписал передать матушке Варваре и матушке Елисавете. Принимая этот ящик, матушка как-то особенно покойно взглянула на матушку Варвару. Обе игумении преставились одна за другой.

Архимандрит Иларион, 80-летний старец, был известен не только как высокообразованный монах, прозорливец, многолетний духовник Новгородской епархии, духовный писатель, но и тем, что был воспитанником знаменитой Глинской пустыни, а потом и насельником Троице-Сергиевой Лавры, столь дорогой матушке. Игумения Елисавета знала как всех дивеевских стариц, так и глинских монахов, которых, как сестер из Дивеева, разогнали и закрыли монастырь. Иногда она говорила, что нет худа без добра. Так и глинские монахи, изгнанные из разоренной обители в 1961 году, сеяли и взрашивали великое наследие знаменитого монастыря во всех уголках страны. Архимандрит Иларион (Приходько) многие годы прослужил в Бронницах на Новгородской земле. К нему приезжали тысячи людей.

И вот от умершего старца она получила большой картонный ящик с конфетами. На помин души. Но в глазах её не было страха, совершенно спокойное - это была весть и о её скором уходе. Она за оставшееся ей время постаралась сделать всё, что смогла. Мне порой кажется, что она увеличила и так безмерно тяжелую нагрузку. Она торопилась исполнить, что было поручено ей, игумении возрождаемого из тлена древнего монастыря. Архимандрит Иларион почил в 2008 г., ее сподвижник протоиерей Михаил Женочкин, настоятель первого в России храма иконы Божией Матери «Державная» в Гдове в 2009 г., игумения Елисавета в 2010г., монахиня Варвара (в схиме - Василиса) в 2011г.

Матушка - воспитанница старцев

Людям, не знавшим матушки, трудно понять, как за такое короткое время, удалось матушке Елисавете восстановить в течение 10 лет (год в год день в день) древнюю обитель. Но игумения Елисавета (Беляева) была не просто игуменией и монахиней. Господь, избрав её к тяжелому крестоношению восстановления обители и глашатайства великой национальной идеи, поднял её, приговоренную, с ложа смертельно больную девочку-студентку, исцелил и окружил духовными учителями. Матушка Елисавета это избранничество свое понимала и не кичилась. Как человек высшей духовности она обладала неизменным даром простоты - была простушкой. А некоторые говорили - просто блаженная.

 

 

 Архимандрит Наум (Байбородин)

Матушка Елисавета - избранница Божия была выпестована Н.Е. Пестовым, будущим архимандритом Виктором (Мамонтовым), архимандритом Наумом (Байбородиным), братией Троице-Сергиевой Лавры, дивеевскими старицами. Ей был открыт доступный избранным духовный мир на Земле, который был для неё явным и в котором и для которого она жила-горела. Сестра матушки Марина говорила, что она с Богородицей разговаривала как с простым человеком. Обращалась к Ней постоянно. Но она и глубоко понимала меру ответственности своего монашества, игуменства и миссии. Она не раз мне говорила, что Богородица особенно относится к монахиням и игумениям. Что их молитвы она всегда слышит и непременно выполняет.

 

 

Какими высочайшими духовными качествами и чистотой должна была обладать выпускница филологического факультета Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина, чтобы её духовником стал отец Наум и благословил не только посещать, а жить в сокровеннейшем месте - с живыми святыми - последними сестрами Дивеевской обители. Эти монахини и их духовник архимандрит Серафим (Битюгов) в 30-е годы 20-го века, в то время когда были закрыты последние скиты и переплавлялись колокола великой Лавры, в небольшом домике на улице Пархоменко непрерывно молились, и не гасла лампада живой Православной веры в граде преподобного Сергия. К этим монахиням, поддерживавших Свечу Веры многие годы, и была отправлена в начале 80-х тогда выпускница МГПИ Татьяна Беляева.

Живя с дивеевскими старицами и работая в Сергиевом Посаде под покровом преподобного Сергия, она думала о своем постриге и видела себя в Дивеево. Этому предполагало то, что все годы своего жития в Сергиевом Посаде, она жила в послушании дивеевских сестер. Они прошли лагеря и ссылки. С матерью Никодимой, которую называли «царской монашкой», она прожила более 10 лет. Была в послушании у матушки Веры, бесстрашной проповедницы Слова Христова. Эта монахиня носила железные четки, выходила на Красную площадь, и говорила: « Кто тут у вас от Церкви? Забыли, что Площадь - Храм. Литургию еще послужите здесь». Никогда не гневалась. Всегда говорила правду. Даже когда ее допрашивали с пристрастием, никого не оговорила и не выдала. Шла по этапу в Сибирь и проповедовала. Вернувшись в Сергиев Посад, молилась с железными четками и днем, и ночью.

Матушка Никодима -постриженница священномученика по Серафима (Звездинского), юродивая Фрося, которая отсидела 25 лет, да и все дивеевские старицы были учителями будущей матушки Елисаветы.

Именно здесь, у стариц и состоялась встреча Татьяны Беляевой с иеромонахом Евсевием. По благословению наместника Лавры он приходил исповедовать и причащать немощных монахинь. Именно ему, будущему митрополиту Псковскому и ей, будущей игумении в домике дивеевских стариц было благословение преподобного Сергия и преподобного Серафима о восстановлении порушенной вблизи Пскова - Дома Святой Троицы - святыни Спасо-Елеазарова монастыря, которые старицы называли Вторым Дивеево.

 

 

И даже матушка Елисавета сначала не поняла важность этого возрождения и рвалась в Дивеево Первое. Но все было предопределено свыше. И до конца своей жизни она с великим почтением и благоговением относилась к владыке Псковскому Евсевию, который и благословил её на восстановление монастыря. Надо быть справедливыми - митрополит Псковский Евсевий был для матушки Елисаветы не только отцом родным, не только владыкой, а и безусловным духовным авторитетом. Никого не могут оставить не потрясенным не только службы возглавляемые владыкой, но и проповеди, которые он произносит, пламенея, находясь в Духе, и передавая Божию Благодать каждому из нас...

Матушка, наверное, знала всех старцев и стариц, а они знали её. Сестра матушки Марина Ивановна вспоминает, что с начала работы в Лавре, она не только занималась организацией паломнических поездок, но и ездила по одной ей ведомым адресам к старцам, старицам, блаженным, опекая их бесконечно.

На остров Талабск ( по-советски Залит) к отцу Николаю Гурьянову её отправила Любушка из Сусанино. Как потом оказалось, старец Николай был хранителем монастырской иконы Богородицы «Царьградская».

Мне приходилось видеть, как тепло она заботилась о болящей матушке схимонахине Феодосии из Скопина. Она ездила к ней при первой возможности, несмотря на неблизкий да и непростой путь. Ехать надо было в Рязань, далее в Скопин. Матушка принимала только ночью. Отслужив со священником Михаилом молебен или панихиду, матушка пропускала впереди себя всех, кто с ней приезжал, детей, взрослых, а потом сама беседовала со старицей. Тот, кто был у матушки Феодосии в Скопине, знают, что это была дивная старица, и, общаясь с ней, прикованной к постели и слепой многие годы, каждого не покидает чувство, что ты разговариваешь с ангелом, любящим и заботящимся о каждом из нас. Через два года после смерти матушки Елисаветы я опять была у старицы.

Последняя моя встреча с матушкой Феодосией состоялась 26 октября 2013 г., в праздник иконы Божией Матери «Иверская». Нашу машину на въезде в Скопин ждал неутомимый помощник матушки протоиерей Михаил Рыжов из Преображенского храма в Рязани. Возле забора дома матушки, в полисаднике, в сенях везде были люди. В ее доме, возле дверей кельи собрались 5 священников и небольшой хор. В старом буфете под стеклом стояла рядом с портретом протоиерея Николая Гурьянова Патриаршия Грамота схимонахине Феодосии от Святейшего Патриарха Алексия II. Жарко топилась покрытая бело-синими изразцами печка.

В начале десятого вечера в келье начался молебен, который продолжался почти полтора часа. Нас окропили святой водой. По благословению служившие молебен сели за трапезу, а меня с моими спутницами завели к матушке. Каждая из нас приехала со своими проблемами. Для меня главным и самым сложным было то, чтобы матушка согласилась и хотя бы немного рассказать о матушке Елисавете (Беляевой) для книги, работа над которой ведется по благословению митрополита Псковского Евсевия. Матушка всегда очень коротко и однозначно отвечала на поставленный перед ней вопрос.

Матушку я не видела более двух лет. Но опять возникло тоже чувство света и благодати. Она также лежала в своей кроватке с сияющими глазами, излучающими радость и любовь.

Я передала матушке два фильма о Спасо-Елеазаровском монастыре, созданных фондом «Ориентир»: о Цареградской иконе «Цареградская тайна» и о игумении Елисавете «Матушка и Храм»; журнал «Покров», большая часть которого посвящена монастырю, теории «Москва - Третий Рим» и матушке Елисавете. Сказала, что владыкой Евсевием в монастырь назначена новая настоятельница - монахиня Евфросиния. Что матушка и сестры просят о них молиться.

- Молимся всегда, - ответила старица.

- Помолитесь матушка о схиархимандрите Власии, который сейчас хворает.

-И за отца Власия всегда молюсь. Мы с ним дружим столько лет. Все будет хорошо.

- Матушка, расскажите о игумении Елисавете.

- Матушка Елисавета была моим духовным чадом. Её я знала очень давно. Она была Таней из Лавры. Она всегда обо мне заботилась. Всегда. Когда поехала уже в монастырь, все равно приезжала. Сама приезжала и с народом. Очень заботилась и жалела меня. Хотела к себе забрать. Всегда говорила: «Поехали ко мне. Будет у нас Вам хорошо». Но я не поехала. Как же я поеду? Здесь у меня родители похоронены, куда мне ехать. Вот думала, что за мной племянники будут ухаживать, а помогают племянницы. А Елисавета тоже о мне очень заботилась и любила. И я ее тоже люблю. Она мне дочка.

Матушка, скажите, игумения Елисавета выполнила ли то, предназначено было ей Господом?

- Исполнила полностью.

Потом немного помолчав, говорит: « Ну как там Москва?».

- Держимся в Москве молитвами, святынями и святыми.

- Москва - святой город. Защищайте её. Вас там Господь поставил. Уходить нельзя.

Вот уже год как нет и старицы Феодосии. Рядом со своей духовной дочерью Елисаветой в Горниих селениях.

(Продолжение следует)



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме