Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Посох игумении

Виктория  Медунина, Русская народная линия

04.06.2015


Светлой памяти приснопоминаемой игумении Елисаветы (Беляевой, †2010) …

 

 

 

Мы надеемся на Господа прежде всего, на Его помощь и на избранников Божиих, подобных матери Елизавете. Эти избранники и сохранят веру России, они не дадут погибнуть нашей России до конца. Это избранники и молитвенники Русской земли.

Из поминального слова митрополита Псковского и Великолукского Евсевия в день памяти игумении Елисаветы (Беляевой), первой настоятельницы Псковского Спасо-Елеазаровского монастыря. 2011г.

Мы со съемочной группой фильма «Матушка и храм» о приснопоминаемой матушке Елисавете (Беляевой, 1957-2010) ехали на годовщину памяти её преставления из Пскова по дороге в Елезарово.

Про дороге в монастырь среди вдохновенно зеленой июньской зелени вдруг на старом покосившемся столбе взмахнул крылами над своим гнездом аист. Он, не обращая внимания на проносящиеся грохочущие и визжащие машины, продолжал вскармливать своих птенцов, свое потомство. Мы остановились. Замерли. От водителя монастыря Владимира, который нас вез, слышим, что раньше аистов с гнездами тут не было...

Эта поездка в монастырь для меня была непростой поездкой. Я ехала не только помочь в организации съемки фильма о Матушке. Ехала поклониться могиле родного человека, своей наставницы, молитвенницы. Потеря матушки для меня была из потерь самых родных людей, боль о которых не уходит никогда.

 

 

Но то, что я переживала с кончиной этого родного человека, не шло в счет, по моим представлениям, с горем-потерей игумении монастыря для его сестер. Они с матушкой вместе на своих хрупких плечах возрождали не только эту древнюю обитель, но и возвращали России и миру теорию «Москва - Третий Рим» - закон духовной ответственности каждого за судьбу лично человека, государства и в целом человечества.

Эти месяцы до встречи я видела мысленно этих хрупких, почти невесомых по плоти монахинь, инокинь, послушниц, и сердце мое разрывалось от нашего общего горя.

И вот мы в Спасо-Елеазаровском монастыре. 3 июня 2011 года. Завтра годовщина. Монастырь, как белый на мгновения-века застывший аист. Как явившийся из пепла Китеж-град. Где все поражает соразмерностью и красотой. И вот скромная родная могилка моей любимой матушки Елисаветы. Могила первой настоятельницы древней обители, поднявшейся из пепла и мерзости запустения и осквернения. Могила избранницы Божией, великой подвижницы игумении Елисаветы (Беляевой), нашей с вами современницы и нашей сестры во Христе.

С переполняющими сердце чувствами и слезами иду в Трехсвятительский собор. Всё вокруг так красиво. Блистают золотом на бирюзе резные киоты. Запах ладана. Чтение Псалтири. У стен собирающиеся к завтрашнему дню родные, чада, сестры монастыря. Цветы. Исповедующий священник. В иконостасе алтаря, прекрасном и величественном - воссияет древнейшая икона Псковской земли - «Спас Елеазаровский», вернувшаяся в руках Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в свою обитель. На Преображение Господне, 19 августа 2010 года. Уже без матушки. Его Святейшество отслужил панихиду на её могиле.

Святыня возвращена. Монастырь восстановлен. Исполнена Воля Божия, благословение старцев и правящего архиерея. Только в правом углу храма пустующее кресло игумении и прислоненный к стене игуменский посох. Его получая, игумения Елисавета услышала «Для помощи в крестоношении...».

 

 

Стоя пред дивной чудотворной иконой «Спаса Елеазаровского» в центре воссозданной православной святыни, торжественно сияющей благолепием, я думала, какой же большой нечеловеческой тяжести крест понесла матушка с молитвенной поддержкой Елеазаровских святых, митрополита Псковского Евсевия, старца Николая, старцев и блаженных. Исполняя волю Божию, понесла этот крест с благоговением, страхом Божиим, любовью. И с благодарностью. Ведь Крест - это спасение...

И, всматриваясь в родные лица сестер в храме, я увидела ту, о которой больше всех сжималось сердце - послушницу Ирину. Её, бесхитростную, оставленную родителями, матушка пригрела в монастыре, учила элементарному и очень любила, ласково называя «Ирусик». Послушница Ирина неторопливо подошла ко мне; мы обнялись, из меня хлынули слезы, и вдруг из уст этой девочки-простушки я услышала: «Держитесь! Все будет хорошо. Матушка за нас молится». Это было самое главное. Я поняла, что матушка остается игуменией с нами, с монастырем, продолжает молиться и защищать великую идею, великую святыню и всех, кто услышал и принял сердцем то великое дело, ради которого она взошла на Голгофу. И её горячие молитвы слышит Богородица, которая, по убеждению матушки Елисаветы, никогда не может отказать в молитвенной просьбе игумении...

Наш Русский Дом

Встреча наша произошла осенью 2000 года на вечере журнала «Русский Дом», которая проходила в здании МХАТа имени Максима Горького. После окончания я поднялась на сцену, чтобы встретиться с ведущей вечера своей подругой поэтессой Ниной Карташевой. В полутьме сцены мне на встречу шла худенькая монахиня. Мы поздоровались, познакомились. У меня до сих пор хранится её скромная визитка «Монахиня Елисавета (Беляева), настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря Псковской епархии. В те дни я была директором Всеросийского духовно-просветительского форума «Глинские чтения», бывала в Пскове, встречалась с педагогами, посещала монастыри, но о Спасо-Елеазаровском не слышала. Матушка прямо на сцене МХАТа начала мне рассказывать, чем знаменит этот монастырь - вестник Третьего Рима, о великой государственно-образующей идее России... Вокруг нас шел демонтаж сцены, сновали люди, а я, очарованная этой удивительной русской женщиной-мироносицей, уже была в псковских лесах, на берегу священного Ольгиного озера, в обители святых Евфросина и Филофея - хранительнице великой святыни-символа духовного православного главенства России - иконы Божией Матери «Царьградская». Слушая монахиню Елисавету, внимая, поняла, что Господь нас свел навсегда.

Настоятельница Псковского Спасо-Елеазаровского монастыря игумения Елисавета (Беляева, † 2010) стала мне родным и близким человеком. И так могут сказать многие. Почти все, кого Господь благословил быть с ней знакомым. У нее был редчайший дар любви к каждому человеку.

 

Матушка для меня была и остается и наставницей, помогавшей возрастать духовно, постоянно являвшей мне и многим и многим людям пример жертвенного и радостного служения Церкви и нашему земному Отечеству. И мужественного стояния в Вере.

Она умерла в 54 года. Почти два месяца длилась её Голгофа в Боткинской больнице. Врачи сделали все возможное и невозможное, чтобы ее спасти. Мы, зная о тяжелейшем диагнозе, надеялись, что она выздоровеет. Как только матушка приходила в сознание, начинала звонить десяткам людей, которые были заняты в тех или иных ее программах. Сотни номеров телефонов она помнила наизусть. О выздоровлении матушки молились в монастырях, просто множество людей, которые знали эту удивительную женщину. Все, кто знакомился с ней, поражались исключительной доброте и любви, которая лучилась в её глазах, в движении, её пониманию боли, страданий, проблем, внутренней неустроенности просто человека, кем бы он ни был. Она, как и мученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна, в честь которой была пострижена, прежде всего, и до последней минуты своей жизни, оставалась сестрой Христовой, сестрой милосердия, боровшейся за спасение человека, его бессмертной души. Матушка летела, бежала спасать того, кто в этом нуждался днем и ночью, не жалея своих сил.

При этом все, кто с ней общался, чувствовали не просто заботу о себе, а материнскую заботу, в которой соединяются любовь и, как говорят в народе, «жалость». Поэтому от такой всё понимающей материнской любви-заботы, которой она была наполнена, люди тянулись к ней как духовному магниту. Те, кого она спасала и обогревала, кого лишала духовной слепоты, даруя через человеческую любовь Истинную Любовь Христову, были совершенно разные люди. Это были дети, потерявшие при живых родителях их любовь; старики, лишившиеся крова и детей; большие начальники, которые пытались выпутаться из сетей будней и обстоятельств; настоящие разбойники; сирые вдовы и сироты; богачи, которые по дороге в баню, случайно заехали в монастырь... И у всех после встречи с матушкой открывался совсем другой мир и смысл жизни. Ради них, ради КАЖДОГО, кого ей Господь посылал на пути при той сверхважной для России ВЕЛИКОЙ цели, которой она истово служила, игумения Елисавета (Беляева) была готова пожертвовать всем, даже жизнью ради каждого из нас и наших близких. Может быть, именно из-за способности жертвенности ради ближнего, требующей постоянного мужества, смирения и истинной любви, по Божией воле ей было положено не только восстановить великую православную святыню - Спасо-Елеазаровский монастырь, но и вернуть в общественное сознание нашей страны тему планетарной ответственности России как духовного центра мира - Третьему Риму. Именно в псковских лесах на берегу священного Ольгиного озера в обители святого Евфросина его ученик игумен Филофей пред образом Богородицы, переданного Руси из павшего Константинополя, изложил эту теорию мессианства России. С отцовской любовью писал в Москву Великому князю Василию III послания об ответственности власть предержащих перед Богом за судьбу Отечества и его народа. Возвращение в общественное сознание такой идеи требовало колоссального мужества и самосожжения. Это возвращение истинно спасительной государство-цивилизационной теории для России вызывало еще большее раздражение у либеральных слоев и др., чем восстановление самой обители. Профессиональный и глубоко научный подход к теме, широкое освещение в прессе и научном мире вызывало жесткий скрежет и просто «военные» действия против той, которая стала мироносицей Третьего Рима.

Поездка игумении на Святую Землю на Светлую Седмицу 2010 года стала подтверждением высочайшей жертвенной любви к человеку. Последние годы своей жизни каждый год она со близкими людьми ездила на Святую Землю. В эти поездки-паломничества она старалась привлекать людей, для которых дни на Святой Земле могли стать спасительными духовно, помочь разрешить те или иные личные или семейные проблемы. Все, кто бывал Там, на Святой Земле, особенно в Пасхальные дни, испытывает особые чувства и необходимость вновь и вновь побывать там. Рождается своеобразный «Иерусалимский синдром».

Но в тот год, весной 2010, матушка чувствовала себя крайне плохо. Врачи не раз уже назначали необходимую для её жизни операцию, и не раз матушка откладывала. По тем или иным причинам. Так было и в апреле 2010. Смею предполагать, что она поехала не в больницу, а на Святую Землю ради одной семьи с девочкой-отроковицей, о которой она очень переживала. То, что поездка будет для нее тяжелой и, возможно, последней, игумения Елисавета знала, и, как человек с медицинским образованием и опытом работы, запаслась лекарствами. Так и случилось. Приступы были настолько тяжелыми, что она делала себе сама обезболивающие уколы. Но она не хотела своей болезнью омрачать Пасхальную радость поездки нескольких десятков людей. Запретила о своем состоянии говорить келейнице. И паломники думали, что некоторая задумчивая рассеянность матушки результат настроения, а не смертельно опасного её состояния. Она же утешалась тем, что опекаемая ею девочка радуется, впервые ступая своими ногами по Святой Земле.

 

 

Господь призвал ее в Горние селения 4 июня, в день празднования иконы Божией Матери «Курская-Коренная», которую так почитал преподобный Серафим Саровский, служению которому и его святой Дивеевской обители матушка Елисавета отдала столько сил. Ведь и Спасо-Елеазаровский монастырь под Псковом называют вторым Дивеево. Возрождение этой святой обители - вымоленное чудо многих людей, и прежде всего, насельников Троице-Сергиевой Лавры и дивеевских сестер, которые после закрытия монастыря жили под покровом преподобного Сергия близ Троице-Сергиевой Лавры.

Именно в Сергиевом Посаде, граде игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского, под неусыпным отеческим оком насельников Троице-Сергиевой Лавры и дивеевских стариц, живших близ православной твердыни со времени закрытия обители в Дивеево, будущая первая настоятельница Псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Елисавета окрылилась духовно и возросла до поднятия игуменского креста.

 

 

И о спасении души новопреставленной игумении Елисаветы уже в день её кончины молились многие тысячи людей в крестном ходе из Курска в Курскую Коренную пустынь, куда впервые за 90 лет была доставлена из-за рубежа эта великая православная святыня.

Молились также и многие тысячи людей, участники самого древнего крестного хода - Великорецкого, идущих с древней иконой Николы Великорецкого из Вятки на реку Великую.

Молились слушатели православной радиостанции «Радонеж». Молились в Сергиевом Посаде, Троице-Сергиевой Лавре, Дивеево, Иерусалиме, Боровске, Скопине, Рязани, Калуге, в монастыре на Карповке в Санкт-Петербурге, Псково-Печерском монастыре, Пскове, Зарайске.... Молились монахи и старцы, молились простые люди и государственные чиновники, дети, которых она так любила матушка... Молились, плакали и поминали добрым словом.

 

 

Когда я спросила схиархимандрита Власия (Перегонцева), хорошо знавшего матушку Елисавету, почему столь тяжелыми и мучительными были её последние дни на Земле, старец сказал: «Потому что все силы ада набросились на тяжко болящую игумению, свершившее в человеческом понимании невозможное...».

4 июня в Москве из Боткинской больницы ее тело перевезли в храм Святителя Николая на Трех горах. Она была облачена в монашеское облачение, на груди игуменский крест - награда Святейшего Патриарха Алексия II. С ним её и похоронят. Весь день не переставая лил и лил дождь. Москва в этот июньский день из-за непрерывного дождя была погружена в полумглу. Такого за многие годы я не помнила. Утром 5 июня распогодилось. Продолжались панихиды. Шли люди. На фотографии, запечатлевшей прощание с подвижницей, над рукой, держащий крест проявилось свечение виде смиренно склонившейся монахини...

 

 

А в Пскове, защите святости и величия которого игумения Елисавета собственно и пожертвовала своей жизнью, в эти дни одни готовились к прощанию с игуменией, а врагами продолжалось то, что иначе как святотатством и кощунством не назовешь.

В этот день в Пскове якобы по жалобе местного журналиста газеты «Правда» безбожника Олега Дементьева работала съемочная группа передачи «Линия защиты» телекомпании ТВЦ. О том, что съемка, опрос людей, самого «пострадавшего» Дементьева велась именно в этот день, когда еще не остыло тело почившей матушки, сообщил сам журналист-корреспондент Игорь Матюпатенко. Кого он защищал? Что могло заставить молодого и нахрапистого журналиста заниматься съемками в такой день и выпустить как самый «жаренный» материал в конце передачи? Кому он, нарушая не только церковные каноны, но даже просто естественный природный нравственный закон, святой даже для безбожников, кому он выстраивал «Линию защиты»? Ради кого столь красноречиво и многозначительно был прислонен в последнем кадре к монастырской ограде снаряд времен Великой Отечественной войны с завершающими репортаж словами, что неизвестно кто этот снаряд поставил?!

Так кто такой Дементьев? Этот журналист-коммунист в течение нескольких лет с чисто большевистской хваткой и нахрапом начал вести войну с настоятельницей восстанавливаемого Псковского Спасо-Елеазаровского монастыря. Его сатанинская патологическая ненависть к христианским святыням не имеет предела и продолжается даже после смерти матушки Елисаветы с жутким нагромождением измышлений. Теперь уже и в адрес первых лиц государства и Церкви. Не нужно думать, что это ослепленный антирелигиозной ненавистью одиночка. Самые оголтелые и оскорбительные статьи им были опубликованы именно после того, когда матушка Елисавета стала стеной против возведения рядом с монастырем игорно-развлекательного комплекса с оказанием услуг интимного характера. Комплекс благодаря матушке не построили, но появился «борец за нравственность» самой игумении и сестер монастыря. Была использована старая многовековая техника оболгания, где, чем чудовищнее ложь, тем лучше, как в том старом анекдоте: «Главное поставить вопрос, а вы его решайте». Так и наш «правдист» Дементьев оговорил монастырь и его насельниц во всех смертных грехах. А после анафематствования безбожника, оскорбителя и хулителя митрополитом Псковским Евсевием большевик Дементьев стал требовать сатисфакции от Псковской епархии, возмещения морального ущерба, оцененного им в огромном рублевом эквиваленте и обратился даже в Европейский суд. Защитником подобных «правдорубов» выступают любители «жареного», такие передачи, как «Линия защиты» ТВЦ. И они проводят свою «линию защиты», глумясь над святыней и почившей игуменией монастыря, свалив все измышления в одну кучу и облив нечистотами, использовав даже авиационную бомбу времен Великой Отечественной войны. Данная передача была подготовлена журналистом Игорем Матюпаненко и ведущим программы Романом Мельником с поддержкой клеветника и богохульника Олега Дементьева. К сожалению, подобные информационные выбросы в течение нескольких лет были хорошо спланированы, носили систематический характер и остались совершенно безнаказанными, нанося, безусловно, тяжелые удары по состоянию здоровья матушки Елисаветы. Она их со свойственной ей стойкостью, мужеством и бесстрашием отражала. Ценой своей жизни. Игумения Елисавета часто повторяла слова святого благоверного князя Александра Невского: «Бейся, где стоишь!».

(Продолжение следует)



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. Владимиръ : Зарайск все-таки упомянули...
2015-06-06 в 10:50

Интересно автор пишет- ни слова о детстве монахини,о близких,о духовном становлении и наставниках...
1. Голева Т : Re: Посох игумении
2015-06-05 в 13:31

Из выступления матушки Елизаветы:
"Рим - таинственное царство на земле, страна и народ, которых Господь Сам берет Себе в удел, и где Он незримо соцарствует вместе с земными правителями.

Явление Христа Спасителя в мир – это явление величайшей тайны, которую Господь принес на землю. Все три синоптических Евангелия начинаются с повествования о том, как праведный Иосиф и Дева Мария идут на перепись в Иерусалим, дабы, по повелению римского кесаря, записаться в римское гражданство. Тем самым Господь Иисус Христос становится гражданином Рима.

В царство, где повелевает римский кесарь, является Спаситель -- гражданин Земли и царь Небесный. Это и есть тот самый Первый Рим, еще языческий, на фундаменте которого созидается будущая Византийская империя – Второй Рим.

Надо сказать, что Первый Рим выстраивался на крови мучеников. Победа христианства пришла на Землю не с копьем и не с мечом; наоборот, языческий мир попирал первых христиан, гнал их, языческие императоры уничтожали христиан сотнями и тысячами.

Но мы видим, что к IV веку, когда на Втором Вселенском Соборе (381 год) утверждается Никео-Цареградский Символ Веры -- обосновывается Второй Рим. Именно на этом Соборе принято постановление о том, что Константинополь становится Римом по праву Рима Первого. Поэтому теория новозаветного царства, теория трех царств, – это теория блуждающего Рима.

Именно Восточная Византия стала тем самым ковчегом, который хранил истину православия для всего человечества. Западное христианство к тому времени подверглось ереси иудаизма (которая состояла в том, чтобы обосновать царство земное и не стремиться к Царству Небесному), и Западная Римская империя пала.

Параллельно с этим в жизнь человечества вошла тайна Небесного Царства. В нем упразднится всякое разделение, пол, всякая власть – духовная и светская, но останутся две основные составляющие -- священство и царство. Каждый человек, который станет наследником Царствия Небесного, будет одновременно и священник, и царь. То есть станет подобен Господу Иисусу Христу в образе Спасителя мира.

И поэтому православная империя созидается как симфония властей – духовной и светской. Духовная власть призвана к тому, чтобы иметь высокий уровень благочестия и высочайшее дерзновение перед Богом в молитве за земное царство; чтобы земное царство устроялось и жило по образу Царствия Небесного, и чтобы земной царь был прообразом и наместником Царя Небесного."

Вот такая была МАТУШКА ЕЛИЗАВЕТА!

Не удивлюсь, если когда-нибудь, когда будут судимы тайные дела людей, на Суде Божием, выяснится, что к ее преждевременной смерти причастны адепты иудейской ереси.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме