Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Чтобы государственная идеология была основана на традиционных ценностях, она должна опираться на религию

Евгений  Чернышев, Русская народная линия

27.05.2015


Как осознать и обосновать Традицию …

В последние годы стали чаще говорить о традиционных ценностях в контексте создания государственной идеологии и для противодействия либеральному разложению. И это хорошо. Одно только плохо: для большинства населения «традиционные ценности» пока что не более чем фигура речи, обозначающее крайне размытые духовные понятия и обычно означающая что-то привычное. Такое положение является неудовлетворительным. Во-первых, привычным может быть разное, и на Западе стало уже привычным ТАКОЕ, что к традиционным ценностям никак не относится. А во-вторых, чтобы противостоять сатанизму Запада, ценности Традиции должны быть выражены так же четко и ясно, как либеральная пропаганда продвигает свои зловещие понятия. Ведь без ясного осознания Традиции воспитать в ее духе следующие поколения невозможно.

Пока, к сожалению, традиционные ценности - это зачастую общая чиновничья фраза, которая не наделяется никакой конкретикой, а потому под ее маской протаскивается и всякое непотребство. Значит, задача активных людей, имеющих доступ к СМИ или напрямую к слушателям, - наполнять декларируемые традиционные ценности живым содержанием, служащим руководящей нитью в реальной жизни. Но для этого их нужно обосновать. Да, именно обосновать. Обычно мы не отдаем себе в этом отчета, считая их очевидными и понятными для всех. Но это не так. Они НЕПОНЯТНЫ сейчас большинству людей на Руси, поскольку живая связь с Традицией в последние 100 лет во многом была утрачена, а коммунистическая идеология, отчасти хранящая в себе вечные ценности в прогрессистском варианте, рухнула. Большинство людей оказались в мировоззренческом вакууме.

На уровне интуитивных ОЩУЩЕНИЙ - да, подавляющее большинство разделяет ценности Традиции. Но на уровне рационального сознания - и это парадоксально - многие воспринимают их весьма критически, считая тормозом «прогресса». Ведь с петровских времен доминирующий дискурс у нас - прогрессистский, а значит, западнический. Поэтому путь только один - ПОДНЯТЬ Традицию с уровня бессознательного на уровень сначала ясно осознаваемый, а затем - государственный. Наивно ожидать, что государство спустит «идеологию традиционных ценностей» сверху, коль скоро сам народ ясно не осознает, что это такое.

Итак, как обосновать Традицию? Традиция - от лат. traditio «предание», буквально «передача». В латинском языке это глагольное имя от tradere «передавать», производного с помощью приставки trans «пере-» (с потерей согласных ns) от глагола do, dare «давать». То есть Традиция - это передача. Но передача чего? Не просто обычаев, обрядов и привычек. Это передача всего мировоззренческого поля вместе с понятийным аппаратом и способами его толкования. Это передача модели мышления вместе с инструментарием и заложенными в него выводами. Традиция - это передача жизненного уклада и жизненных ценностей в духе полноценного бытия, стоящего НАД текучестью времени. Так как идеи могут быть либо в духе Традиции, либо нет, то Традиция стоит над идеями и над идеологиями. Традиция - это парадигма, и это куда важнее, чем просто передача знаний, которая является частной задачей.

Традиция относится к традиционным ценностям, как язык к речи, содержа в себе всю совокупность всех возможных традиционных ценностей. Традиция относится к традиционным ценностям, как хронос к хронологии. Все традиционные ценности заключены в традиции, как западная философия заключена в западном логосе. Традиция - отец всех традиционных ценностей, которые берут свое начало в Традиции, но последняя начинается не с них. Тогда откуда?

Здесь мы подходим собственно к обоснованию Традиции. Мы черпаем представление о ней от отцов, те - от дедов, деды - от прадедов и т.д. В своей последовательности человечество восходит к началу. Поэтому ключевым является вопрос, что бы вначале. Если мы стоим на почве атеизма, т.е. ведем род человеческий от животных, то Традиция смысла НЕ имеет. Скорее наоборот, она имеет отрицательный смысл: передача Традиция - это пережиток прошлого, доставшийся от обезьяноподобных предков, и чем сильнее Традиция, тем больше человек находится в животном состоянии. Таким образом, придерживаться Традиции - это значит подавлять в себе творческое начало животным. Следовательно, традицию нужно ПРЕОДОЛЕТЬ, ибо это страшный тормоз «прогресса», препятствующий развитию человечества. Этот вывод с кристальной ясностью НЕИЗБЕЖНО следует из эволюционных представлений, и его нужно ясно осознавать. Мы или за «прогресс», или за Традицию. Одно радикально исключает другое, и стремление одновременно к двум этим целям является шизофреническим симптомом.

Но есть и другая опасность. Ели мы придерживаемся эволюционных, прогрессистских, модернистских и постмодернистских представлений, то наше параллельное следование духу «прогресса» и Традиции является лишь временным, пока эволюционизм, прогрессизм и модернизм не вытеснят Традицию как «реакционность», «косность» и «ретроградство». Потому что параллельное сохранение Традиции и продвижение прогрессизма является просто торможением модернизма, не более. Модернизм все равно наступает, только медленнее, потому что есть тормоз - Традиция. В этом случае Традиция действительно тормоз, т.к. прогрессизм ИСКЛЮЧАЕТ Традицию. «Прогресс» несовместим с Традицией, сам концепт «прогресса» возник как анти-Традиция, как восстание против нее, не терпящее никакого компромисса. Наша беда именно в том, что с петровских времен мы пребываем в этом шизофреническом состоянии, одновременно и интуитивно держась Традиции, и хватаясь за модернизм, а теперь и постмодернизм Запада. Но этот путь ошибочен! Он лишь заставляет Россию идти по пути Запада, только медленнее. И на самом Западе это воспринимается как «отсталость» от «прогресса». Мы сами в этом виноваты, не решаясь отринуть западный путь

Поэтому нужно вылечить прежде всего наше сознание. Только здоровое сознание может полноценно воспринять Традицию. Более того, только то сознание является здоровым, которое воспринимает Традицию полноценно, т.е. целиком и полностью, а не как ностальгический довесок к «прогрессу». Нужно понять, что Традиция имеет смысл ТОЛЬКО в том случае, если мы считаем, что изначальное состояние человека не было животным и поэтому от него не нужно отдаляться. Значит, Традиция радикально не принимает прогрессизм. Это очевидный логический вывод, который обязан сделать каждый, а тот, кто его уже сделал, должен помочь в этом другим. Попытка совместить Традицию с «прогрессизмом» есть выбор в пользу «прогрессизма», ибо последний ОТРИЦАЕТ Традицию. Правда, и Традиция отрицает «прогресс», но это лишь ее частное следствие, она не делает это отрицание своим смыслом, в то время как отрицание Традиции является ПРОГРАММОЙ «прогресса».

Ценность Традиции вытекает из того факта (для носителей Традиции он очевиден), что 1) изначальное состояние человека было благим. Если бы это было не так, Традиция противоречила бы самой себе. Этот факт, в свою очередь, вытекает из того, что 2) изначальное состояние человека НЕ было животным, но, напротив, вначале было Нечто, память о чем хранить Традиция и что необходимо передавать из поколения в поколения. Далее, рассуждая логически, приходим к выводу, что 3) это Начало не могло иметь человеческого происхождения. Если бы оно имело человеческое происхождение, то Традиция также была бы не нужна, ибо Начало в таком случае теряет свою особость, а человек мог бы придумать все нужное для себя в другие моменты своего существования. Но Традиция восходит именно к Началу, которое, как необходимо понимать, есть Бог. Вначале своего существования человек был с Богом, от которого отпал по грехопадению. Вот истинное обоснование Традиции - религиозная система координат, и никакая другая!

Все традиционные ценности являются ценностями ТОЛЬКО в религиозном обосновании. Отрицая Бога, мы выбиваем из-под них единственную аутентичную опору, они по инерции повисают на какое-то время в воздухе и затем НЕИЗБЕЖНО рушатся. Конечно, грех можно запретить, как, например, была запрещена содомия при Сталине. Это было правильно. Почему грех убийства должен преследоваться по закону, а содомский грех не должен? Все это так. Но обосновать-то греховность можно только в религиозном мировоззрении. Да и само слово «грех» означает нарушение воли Божией. Поэтому, отрицая Бога, отрицается и грех как таковой. Тот, кто ясно это понимает, должен помочь окружающим понять, что мы находимся в эпохе судьбоносного выбора: или мы останемся с Богом, или увлечемся обольщениями сатаны. Поэтому для оздоровления общества нужно непременно продвигать религиозный дискурс!

Таким образом, Традиция обосновывается просто. Предание имеет смысл только в том случае, если вначале было то, что нужно передавать. Так обосновывается изначально райское состояние человека, пребывающего с Богом, и сатанинский характер прогрессизма, удаляющий его от этого состояния, а значит, и от Бога. К такому выводу должен прийти каждый русский человек, каждый гражданин России, каждый житель Русского Мира. Так мы быстрее и более осознанно станем на путь спасения и возрождения России.

Евгений Чернышёв, Донецк


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 19

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

19. Наталья Чернавская : Ответ на 18., рудовский :
2015-08-11 в 15:18

Лусиану так и я вообще!Вообще не принимайте - не будет у потомков астмы.



Не только самому надо перестать антибиотики есть, но и мясо не вкушать - поскольку пичкают антибиотиками безбожно коров, например. Мне знакомая доярка из донецких беженок рассказывала, по профессии медсестра, не послушалась меня, пошла на ферму. Ну там ей навыки пригодились, говорит, пока стоит на ногах коровёнка - колют и доят, ну а уж как упадёт - на бойню везут. Потом, правда, особо бдительные СЭСы заворачивают мясо за превышение норм, но не всегда...
18. рудовский : Re: Чтобы государственная идеология была основана на традиционных ценностях, она должна опираться на религию
2015-06-07 в 14:27

Лусиа
ну так и я вообще!
Вообще не принимайте - не будет у потомков астмы.
17. vsurikov : Re: Чтобы государственная идеология была основана на традиционных ценностях, она должна опираться на религию
2015-06-07 в 11:05

Противопоставление Традиции и прогресса вряд ли продуктивно. Подробнее на эту тему здесь:
"Сергей Кургинян и Александр Дугин - этюды пессимизма"
http://vsurikov.ru/c...015/2015p0319k-d.htm
16. Lucia : Ответ на 15., рудовский:
2015-05-30 в 15:31

Luciaну так не принимайте лекарства, какие проблемы-то?..



Мы вообще обсуждаем данную тему. Ну и манеры у Вас.
15. рудовский : Re: Чтобы государственная идеология была основана на традиционных ценностях, она должна опираться на религию
2015-05-30 в 13:27

Lucia
ну так не принимайте лекарства, какие проблемы-то?..
14. Lucia : Ответ на 11., Павел Михайлович:
2015-05-30 в 02:36

Помните как лечили Прокла ("Мороз Красный нос")? Способов 6, кажется, испробовали, да без толку. А сейчас - вкололи бы пенициллин и все дела. :-)



а потом у всех потомков -аллергия. Астма, гормоны, ингаляторы, псориаз.....
13. Николаев. : Re: Чтобы государственная идеология была основана на традиционных ценностях, она должна опираться на религию
2015-05-29 в 17:26

"...для оздоровления общества нужно непременно продвигать религиозный дискурс!"
Тезис, определяющий название статьи и её содержание, не подлежит никакому сомнению и
дискуссия на эту тему бесплодна за исключени-ем моментов практического воплощения этого тезиса.А потому только на путях реального формирования государственной идеологии на постулатах православной Церкви возможен пло-
дотворный и полезный разговор с обязательным участием всех духовных авторитетов. А пока,
как бывший преподаватель, могу лишь с болью в сердце сказать: сколько миллионов детских душ мы загубили и губим ещё сегодня, не воспитав
их в духе Традиции, Предания, Веры правос-лавной...
12. Борис В. : Творецъ истории - Господь Богъ.
2015-05-28 в 19:58

Авторъ говоритъ о томъ, на что намъ надо УПОВАТЬ – на Бога, а не на что-либо другое въ этомъ мiре. Когда НЕВОЛЬНО начинаютъ уповать въ основномъ на прогрессъ, тогда духовное развитие приостанавливается, врагъ рода человеческого получаетъ силу и обильно рассеиваетъ плевелы. Молитва, надо полагать, тогда теряетъ большую часть своей силы. Я мысль статьи понимаю какъ воспоминание Христовой истины: «Ищите прежде царствия Божия, и всё остальное приложится вамъ». То есть, сместить акценты всей деятельности въ сторону подъёма веры, отойдя, въ своёмъ уповании, немного отъ политики. Упование на политические ходы, мне кажется, знакъ нашихъ дней. Надежды, скорее всего, безумные.
11. Павел Михайлович : Ответ на: 8. Lucia
2015-05-28 в 11:53

Помните как лечили Прокла ("Мороз Красный нос")? Способов 6, кажется, испробовали, да без толку. А сейчас - вкололи бы пенициллин и все дела. :-)
10. Георгий : Re: Чтобы государственная идеология была основана на традиционных ценностях, она должна опираться на религию
2015-05-28 в 11:22

Любая государственная идеология в России, кроме Православия есть и будет отступлением от Бога. Но даже если мы и объявим Православие государственной идеологией, то мало что изменится в нашем государстве, если продолжим жить по "политике", а не по Совести.
9. рудовский : Re: Чтобы государственная идеология была основана на традиционных ценностях, она должна опираться на религию
2015-05-28 в 00:28

Lucia
ну-ну :)

Логик-методолог
не-не, БАК - это хорошо, пущай физики работают.
8. Lucia : Re: Чтобы государственная идеология была основана на традиционных ценностях, она должна опираться на религию
2015-05-27 в 22:33

Чем больше прогресса, тем больше требуется лекарств.
7. Сергей Абачиев : К комментарию 4.
2015-05-27 в 21:02

Вы затрагиваете архисложную тему православно-историософского отношения к феномену научно-технического прогресса (НТП). В общем, из НТП, конечно, нельзя делать некоего идола. (Кстати, а из чего и из кого грешный человек со своим помрачённым умом не делал и не делает идолов? Даже у христиан-католиков «непогрешимый» Понтифик – натуральный идол, своего рода злостный рецидив язычества.) Конечно, надо отказаться от положения, что НТП сам по себе благо. Программный лозунг «Прогресс науки и техники остановить нельзя!» совершенно несостоятельный. Науку нельзя и впредь предоставлять в своём развитии саму себе. Только несколько примеров того, где её «свободное развитие» надо бы ограничить. Клонирование человека; эксперименты физиков на Большом адронном коллайдере, которые могут непроизвольно увенчаться и галактической катастрофой типа Сверхновой звезды; трансперсональная глубинная психология Ст. Грофа, которая открыто выступает с апологией языческой духовной нетрезвости; проект искусственной матки, которая лет через 30 «освободит» женщин от тягот вынашивания и рождения, а их детородные органы «освободит» исключительно для сексуальных услад и изысков. Но без других направлений НТП человечеству не вырваться из заколдованного круга современных глобальных проблем. Начиная с ключевой проблемы экологически чистой энергетики изобилия. Куда же тут без науки?! Ведь даже за светодиодную лампочку белого света аж 4 Нобелевские премии по физике присуждены. А иначе самое время православным готовиться непосредственно к бегствам из мира, который, мол, фатально вступил прямо на порог Апокалипсиса. Но это - не православная позиция.
6. Андрей Карпов : Ответ на 5., рудовский:
2015-05-27 в 20:29

По пунктам отвечать не буду. Возможно, через некоторое время опубликую работу, в которой моя позиция будет аргументирована (но не очень скоро).
5. рудовский : Re: Чтобы государственная идеология была основана на традиционных ценностях, она должна опираться на религию
2015-05-27 в 18:34

Андрей Карпов,
много, слишком много неоднозначных тезисов и сентенций.

И что? наука - благо? (с)
Вероятно, да (в каком-то смысле).

Она сделала человека человечней? (с)
А что, должна?..

Она приблизила его к Богу? (с)
Вероятно, нет.

Она дала душевный покой, мир и счастье? (с)
Кому-то, надо полагать, да.

Она привела человека на порог утраты человечности... (с)
Нет.

Ибо цель человеческой жизни вовсе не овладении новыми возможностями. (с)
Новые возможности не помешают по ходу дела.

Вопрос не в том, что у нас УЖЕ есть Интернет, а в прогрессизме - то есть надо ли желать развития технологий. (с)
Да.

Вот без развития технологий человечество спокойно проживёт (и прожило бы на любом этапе своей истории). (с)
Проживет, но не целиком и плохо.
Нужны лекарства, нужна еда, нужен транспорт.

Но прогрессизм неизлечим. (с)
Это не болезнь, его лечить не надо.

Надо только понимать, что это - одна из сторон общего отступления человечества от Бога. (с)
С какого перепуга?
4. Андрей Карпов : Ответ на 3., Логик-методолог:
2015-05-27 в 17:15

Объективно-истинные научные знания


Речь не о знаниях, а о прогрессе.
Знание - это верифицированная информация. Уже имеющаяся. В процессе жизнедеятельности человека объем верифицированной информации растет.
Прогресс, а вернее, как сказано у автора статьи - прогрессизм, - это не информация, а тренд, а в формлировке "прогрессизм" - еще и идеология, суть которой заключается в полагании достижения новых знаний и возможностей как отдельной цели. То есть, если в нормальном режиме существования человечества знания - это побочный продукт жизни, то прогрессизм ставит достижение нового целью жизни. Жизнь - это движение к новым возможностям, к новым технологиям и решениям, вот его формулировка. А что суть жизни совсем в другом - найти Бога и послужить ему (через службу близким), это уходит на второй план. Или вообще исчезает.
И без науки современному человечеству уже никуда не деться.


Это иллюзия. Что значит "деться"? Не выжить?
А что значит -"без науки"? Научное знание никуда не денется. Вопрос не в том, что у нас УЖЕ есть Интернет, а в прогрессизме - то есть надо ли желать развития технологий. Вот без развития технологий человечество спокойно проживёт (и прожило бы на любом этапе своей истории).

Но прогрессизм неизлечим. Поэтому технологии будут развиваться. Надо только понимать, что это - одна из сторон общего отступления человечества от Бога.
3. Сергей Абачиев : К комментарию 2.
2015-05-27 в 16:42

Объективно-истинные научные знания суть не более чем ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ в человеческих руках. Всевозможные технологии с соответствующей техникой тоже. Ведь техника суть материализованная форма тех же объективно-истинных научных знаний, которая воплощена в конкретных инженерных конструкциях. Как всякий инструмент, всё это С РАВНЫМ УСПЕХОМ может использоваться человеком и во благо, и во зло. Автомобиль с равным успехом может использоваться как стражами порядка, так и наркокурьерами. В высшей степени наукоёмкую современную технику телевидения можно с равным успехом использовать как в целях качественного подъёма морали в обществе, так и в целях растления общества. На основе объективно-истинных научных законов органической химии с равным успехом можно синтезировать как спасительное лекарство, так и боевое отравляющее вещество. На основе эйнштейновского закона эквивалентности массы и энергии с равным успехом можно проектировать как ядерный реактор сравнительно экологически чистой электростанции, так и нейтронную бомбу. И так далее и тому подобное поистине без конца. В общем, нет такого инструмента, который человек не мог бы использовать во вред. В конце концов, и львиная доля убийств в России происходит на бытовой почве и осуществляется кухонными ножами и пр. СУТЬ-ТО ВЕЗДЕ ОДНА. И без науки современному человечеству уже никуда не деться. ТАК ПОПУЩЕНО ГОСПОДОМ С 18-ГО СТОЛЕТИЯ Н. Э. И не для красного словца я в первом комментарии написал, что науке мы обязаны в том числе Интернетом, благодаря которому вот так с Вами общаемся и дискутируем в поисках истин.
2. Андрей Карпов : Ответ на 1., Логик-методолог:
2015-05-27 в 16:11

Его тезис о «сатанинским характере прогрессизма» ниже всякой критики. Прогрессизму мы обязаны современной наукой и её техническими приложениями.


И что? наука - благо? Она сделала человека человечней? Она приблизила его к Богу? Она дала душевный покой, мир и счастье?
Да, она дала человеку больше вещей, комфорта, материального достатка. Веры в себя (а не в Бога). Она привела человека на порог утраты человечности...
Прогресс - гонка за новыми возможностями - действительно безбожное дело. Ибо цель человеческой жизни вовсе не овладении новыми возможностями.
1. Сергей Абачиев : Довольно ИСКАТЬ! Надо разрабатывать НАХОДКУ классика русской религиозной философии.
2015-05-27 в 14:20

Цитирую резюме автора: «Таким образом, Традиция обосновывается просто. Предание имеет смысл только в том случае, если вначале было то, что нужно передавать. Так обосновывается изначально райское состояние человека, пребывающего с Богом, и сатанинский характер прогрессизма, удаляющий его от этого состояния, а значит, и от Бога. К такому выводу должен прийти каждый русский человек, каждый гражданин России, каждый житель Русского Мира. Так мы быстрее и более осознанно станем на путь спасения и возрождения России.»

Его тезис о «сатанинским характере прогрессизма» ниже всякой критики. Прогрессизму мы обязаны современной наукой и её техническими приложениями. В частности, Интернету с этим сайтом РНЛ. И т. д. и т. п. вплоть до электричества, современного транспорта, современных вооружений на страже Отечества. И что же, отрекаться нам от этих «супостатовых новшеств» лукавого Нового времени евро-американской цивилизации? Рассуждать на эту тему надо в ключе установки Спасителя: Богу – Богово, а кесарю – кесарево. Без технологических плодов современной, тотально эволюционной науки мы буквально шагу ступить не можем. Но это – из области царства кесаря. А вечное и традиционное – это из области моральных ценностей.

И опять РНЛ погнала по новому кругу тему МУЧИТЕЛЬНЫХ ПОИСКОВ постсоветской Государственной идеологии! Между тем, она в основном весьма обстоятельно разработана в христианском социализме в версии С. Н. Булгакова. См. статью С. К. Абачиева от 23 апреля «Есть такая идеология! Пора и партию строить.» Надо разрабатывать на современном уровне эту НАХОДКУ классика русской религиозной философии. И она не имеет никаких «пересечений» с его «софиологической» ересеологией в сугубо богословском плане. «Социальная концепция РПЦ», принятая в 2000 г., – это, в сущности, готовая современная программа будущей Российской партии христианского социализма.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме