Прощание с Матёрой

0
762
Время на чтение 5 минут

Повесть я точно раньше читала. А вот про фильм почему-то не помню точно, смотрела раньше или просто читала про него.

Сейчас сначала перечитала повесть, потом посмотрела фильм. Стефанию Станюту на роль Дарьи Пинигиной ещё Лариса Шепитько нашла, и когда она погибла, и фильм доснимал её муж, Элем Климов, он ничего не поменял.

Стефания Станюта - белорусская актриса, я её знала по «Беларусьфильму». В той единственной картине, где я работала, «Сад», про послевоенный детский дом, у неё был эпизод: старая старуха, подобравшая во время войны чужую девочку, предчувствуя смерть, вела эту девочку в детдом.

Снимали сцену на берегу реки, Станюта сидела на старом поваленном дереве, девочка уходила от неё и вслед за ней отъезжала камера, морщины на коре дерева и на лице старой актрисы казались завершающей рифмой в какой-то непрочитанной элегии.

Теперь я понимаю, что этой элегией и было «Прощание», в «Саде» Стефания Станюта уже после него снималась.

Когда читаешь повесть Валентина Распутина, в которой он сибирский говор своих героев передаёт, через него, этот говор, всех героев и воспринимаешь. У Стефании Станюты  в фильме его нет, её героиня говорит на литературном русском. Ну правильно, не могла же сибирская старуха на белорусском говорить. А жаль, на белорусском Станюта ещё органичнее играла, в сущности, это тоже народный говор, только не восточносибирский, а западнорусский.

Это вроде бы мелкое замечание, но для меня оно существенно тем, что выявляет разницу между актрисой и её героиней, не будь этого зазора - можно было бы и забыть, что это ж кино, понарошку всё. Внешне Дарья Пинигина в исполнении Стефании Станюты - так на мою бабушку Прасковью похожа. Но говорила бабушка иначе.

Всякий раз возникает это чувство. Когда Василь Быков пишет о думах Степаниды в «Знаке беды» или Валентин Распутин о думах Дарьи в «Прощании с Матёрой» - сжимается сердце от благодарности к ним, сумевшим ТАК написать.

Я бы ни за что не сумела. Читала, что «Восхождение», фильм Ларисы Шепитько по повести Василя Быкова, чуть не запретили, но поскольку тема фильма была связана с Беларусью, фильм посмотрел тогдашний первый белорусский партийный секретарь Пётр Машеров, сам воевавший в партизанах, и расплакался прямо в зале. Фильм вышел.

А во время съёмок «Прощания с Матёрой» по Распутину Лариса Шепитько погибла, и уже после её смерти вышел фильм её мужа, Элема Климова, про другого Распутина, Григория - «Агония». «Прощание» он тоже доснял, и потом был у него ещё один фильм, про войну, «Иди и смотри».

Все три фильма можно как трилогию смотреть. Но я не стала бы, в «Агонии» и в «Иди и смотри» настолько всё тяжко. В последнем пронзительный финал: после всех ужасов, после того, как сожгли каратели его деревню, поседевший мальчик пытается и не может расстрелять портрет Гитлера, потому что этот портрет оживает, усатая рожа сменяется всё более старыми фотографиями, и вот уже Гитлер - младенец на руках у своей матери, невинный, как все младенцы. Мальчик бежит догонять уходящий в припорошенный снежком лес отряд, камера взмывает ввысь, глаза заливает светом, а уши - финалом моцартовского Реквиема.

И мне только этот финал по силам, как жгут людей - не могу смотреть. В «Прощании» я тоже кое-что перемотала, не смогла смотреть, как горит старое дерево, у Распутина в повести это Царский листвень, в фильме - дуб. И прописано и снято это дерево так, что видишь в нём Иггдрасиль, Мировое древо.

Которое сначала пытаются своротить бензопилой и трактором, а когда не вышло - обливают бензином и жгут пусть и похожие на космических пришельцев в своих целлофановых накидках - но свои, свои.

Это так страшно, страшнее карателей. С теми хоть понятно, как воевать.

Изба Дарьина, которую перед тем, как отдать пожёгщикам, она убирает как невесту своими старыми руками - один текст Георгия Федотова мне напомнила. Есть у него такая статья - «Эсхатология и русская культура». Пишет он в ней о том, что в Новый, Небесный Иерусалим войдёт вся красота, сотворённая человеком на земле, это и есть смысл культуры.

Не то что бы меня эти совпадения удивляли. Что же тут удивительного? Это на поверхности «культуры» горы пены и мусора, а чем глубже - тем чище, и вот оно - Мировое древо и дом как космос...

И этот дом, и это Древо - сгорают. Хотя должны были быть затоплены. Но потопа мы так и не увидим. Ведь он уже был, конец привычного нам мира будет огненным.

В повести Валентина Распутина центральная тема - неотвратимое приближение этого конца. Ничем не отвратимое. В фильме я такого напряжения, как в повести, не почувствовала. Пока смотрела, думала о том, что вот если бы я жила в Матёре и решила б её спасти - то что бы сделала?

Подписи собирала? Сколько их там сейчас нужно, чтоб обратили внимание власть предержащие? Сто тысяч? Глупая затея, конец света подписями не остановишь. Только то и можно сделать, что сделали Дарья с другими матёринскими старухами: погибнуть вместе со своей родиной.       

Хотя вот остановили же поворот северных рек русские деревенщики, тот же Валентин Распутин. Писали и собирали подписи...

Может и неуместное сравнение, но так уж вышло, что мне пришлось недавно объясняться, почему не люблю я Набокова. В стихах у него неземная любовь к России и «весь в черёмухе» овраг, в котором расстреляли его во сне. А в прозе - про любовь к нимфеткам романы. Ну а что ему ещё в эмиграции оставалось делать, жизнь оказалось длинной...

И советские деревенщики. Которые не такими тонкими стилистами были, но, если бы не они - кто знает, где б мы сейчас жили, в какой стране. Наша совесть. И когда читаешь их - болит она страшно.   

Хочется сказать этим старикам с мальчонкой, оставшимся на Матёре, когда всех уже согнали, и ушли все с непрочными корнями:

- Возьмите меня к себе.


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Чернавская
Про Василя Быкова
Сегодня, 19 июня 2024-го года, 100 лет Василю Быкову
19.06.2024
Вечный покой
Скоропостижно преставился ко Господу архимандрит Трифон (Плотников)
15.11.2023
Все статьи Наталья Чернавская
Последние комментарии
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:52
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06