itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Что празднуют на Первомай?

0
723
Время на чтение 6 минут

Вот ведь весна! Есть некое знамение в том, что большинство светлых, важных праздников - мирских, православных и иных приходится именно на весеннее время. Вместе с пробуждением, с расцветом природы и жизни у человека естественным образом расцветают и укрепляются душевные силы. Оттого множество поступков и событий, важных и хороших, происходит именно весной. И помня о них, прошедших, люди отмечают их, радуются им, и настроение поэтому праздничное.

Первое мая. Этот государственный праздник в нашей стране сейчас называется «Праздник весны и труда». В других странах встречаются названия: «День труда», «День весны» и иные.

Почему же именно на 1 мая приходится это празднование, да ещё и в государственных масштабах? Если говорить о весне, так она-то давно уж идёт, и были праздники, связанные с её явлением... Дело здесь во входящем в название слове «труд». Даже и привязка именно к 1 мая исторически тоже связана с трудом, точнее, с положением трудящегося человека.

Труд очень важен в жизни человека, им обеспечено всё наше бытие: и пища, и комфорт, и транспорт, и энергоснабжение, и всё иное. Труд - наш кормилец, защитник и воспитатель, он - наша обязанность. И раз уж мы ему, такому важному, посвящаем праздник, то надо как следует разобраться в его происхождении.

До недавнего времени этот праздник назывался «День международной солидарности трудящихся». Так назывался он целое столетие, и в мировом масштабе. Был он нерабочим днём и всюду отмечался массовыми шествиями и праздничными мероприятиями. В нашей стране в советский период, в знак готовности постоять за завоевания Октябрьской революции и интересы трудящегося человека, в этот день проводились не только шествия, демонстрации, но даже военные парады.

Почему же важна для трудящихся эта самая солидарность, да так повсеместно? Потому что, к сожалению, человеческие пороки алчности, жестокости, властолюбия и гордыни проявляют себя в труде, в трудовых отношениях самым жестоким образом. И владельцы, руководители хозяйств, будучи обычными людьми, не стеснённые ни совестью, ни внешним контролем, ни законом, не останавливаются перед необузданным проявлением этих своих пороков и готовы безудержно угнетать тех, кто у них трудится.

С самого зарождения крупного промышленного производства, ещё с ХVII века масштабы притеснения, бесправие и эксплуатация рабочих со стороны владельцев предприятий порождали сопротивление и протесты. Частый характер таких выступлений выработал организованные формы в виде забастовок и демонстраций. Хозяева предприятий всячески препятствовали выступлениям, подкупали, компрометировали и наказывали их участников. Власти же, стоя на стороне богатых и влиятельных владельцев, оказывали им в этом содействие.

К середине ХIХ века сложилась практика организованных, демонстративных выступлений рабочих с требованиями достойных условий и продолжительности труда, его оплаты и социальных гарантий. Возможности для таких выступлений повсеместно чрезвычайно ограничивалась, и единственной подходящей датой для рабочих сходок оказывался этот самый, всеми порицаемый первомайский «ведьмин день».

С требованием 8-часового рабочего дня ещё в 1856 году твёрдо выступили рабочие Австралии. С тех пор в этой стране первомайский праздник рабочих стал ежегодным. По этому же образцу 1 мая 1886 года рабочими был устроен ряд митингов и демонстраций в США и Канаде. При разгоне такой демонстрации в Чикаго погибли люди. В ходе последовавших на следующий день массовых выступлений протеста против жестоких действий полиции было убито восемь полицейских и ранено не менее 50 человек. В последовавшей перестрелке было ранено ещё множество народа. Десятки человек было арестовано и вскоре казнено. Сходные события происходили практически во всех странах, включая Россию.

В 1889 году именно в память о погибших и казнённых Парижский конгресс II Интернационала объявил 1 мая Днём солидарности рабочих всего мира и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями с требованием 8-часового рабочего дня и других социальных гарантий.

В ХХ веке этот праздник стал поистине международным. К концу века его праздновали почти в 150 странах - и не только рабочие, потому что условия и оплата труда, достойная жизнь и социальные гарантии нужны всем трудящимся, на любом поприще. И везде с этим большие проблемы. Хозяева, руководители предприятий и власти без организованных выступлений трудящихся на уступки не идут. Созданные для защиты интересов трудящихся профсоюзы, увы, тоже, помогают очень слабо.

Вот и оказывается, что в реальности именно солидарностью, организованностью и сознательностью трудящиеся могут добиться и действительно подчас добиваются достойного социального порядка и условий труда и жизни для себя, своих семей и своих детей. И потому стоит посвящать праздник методам и успехам в этом направлении. Тем более что такой праздник, будучи массовым, сам создаёт дружескую атмосферу единения.

Стоит немного остановиться на происхождении именно первомайской даты праздника. По идущим издревле языческим обычаям, нередко заигрывающим с тёмными силами, 1 мая считался праздничным днём. У славянских народов, например, этот день связан с шествием божества Ярилы. По европейским языческим поверьям ночь с 30 апреля на 1 мая (Вальпургиева ночь) - это праздник ведьм, когда они со всего света собираются вокруг своего верховного повелителя. Западная церковь активно боролась с этой языческой традицией. Поэтому действия и собрания в первомайскую ночь и день приобрели дурную репутацию, считаясь направленными против веры и установленного общественного порядка. Именно поэтому публичные выражения протеста возможными, хоть как-то замеченными и результативными оказывались именно 1 мая.

Вот каковы на деле смысл и драматическая история празднования Первомая. Они очень поучительны и значительны повсюду, и в наше время.

Не без связи с этим праздником православному человеку следует также избавляться от недоумения по поводу того, как вообще относиться к труду: как к наказанию и проклятию, или как к Божественному благу? Нередко ведь вспоминаются и приводятся как суровое осуждение слова Творца Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой взят» (Бытие 3:19).

Но последующие отношения Господа с человеком показывают нам, что все Божьи дары человеку - его физические и интеллектуальные возможности изначала даны ему не для простого праздного существования и проедания своих ресурсов, а для решения непростых задач, требующих усилий, воли и разума. Эти задачи, в сущности, и являются по Замыслу обязанностями человека. В «акте приговора», в сущности, и сказано, что пора задействовать свою мощь для него настала. А то, что эта, назначенная Богом, а, стало быть, почётная участь сопряжена с потом, т.е. с немалыми, постоянными усилиями, говорит о том, что эта участь человека - непроста.

Враждебные христианству учения обвиняют его в пренебрежительном отношении к труду, в отречении от трудовой жизни. В подтверждение обычно приводится то место Евангелия, в котором заповедуется не заботиться о завтрашнем дне «подобно птицам небесным, которые ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы» (Мф. 6:34, 26). Этот тезис, говорящий лишь о том, что человек должен делать всё с лёгким сердцем, не отягощая заботами своего духа, который в своей свободе должен быть со Господом, искусственно вводится в противоречие со всем Писанием. Уже ведь в самом начале Библии первому человеку заповедуется возделывать и хранить землю: «И взял Господь Бог человека... и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15)

О высоком нравственном значении и месте труда во взаимоотношениях людей говорят и многие другие тексты Евангелия, например, «трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10:10) или «трудящийся достоин награды за труды свои» (Лк. 10:7).. Необходимость труда соотносится с исполнением своего дела на земле, с обязанностью перед Богом и своим высшим призванием, с любовью и обязанностью в отношении к ближним. «Каждый получит награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога» (1 Кор. 3:8-9).

Ещё полезно вспомнить и то, с каким воодушевлением каждый человек трудится ради того, что желанно ему. Какие невзгоды и тяготы он при этом совершенно без ропота переносит, каких результатов добивается, совершая, казалось бы, невозможное! Отчего, когда такое происходит? Тогда, когда в труде, в трудовых отношениях присутствует Любовь. При этом всё и радостно, и легко, и продуктивно. Вот уж, поистине «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не ревнует, не кичится, не надмевает, не поступает бесчинно, любовь не ищет своего...».

При таком, назначенном Творцом, неотъемлемом и высоком значении труда в жизни человека, вовсе неудивительно, что массовые нарушения Божественного Замысла в трудовых отношениях - отношениях между хозяевами и трудящимися - неизбежно породили повсеместные, тяжкие конфликты. И среди прочих, заданных Господом обязанностей труда, приходится ещё и жёстко заботиться об обеспечении своих прав на достойную человеческую жизнь. Эта забота - вынуждена. И она, как и всякая забота, не должна затмевать ни великого, благого значения самого труда, ни общего отношения к человеку.

Верующие живут среди народа, в своём государстве, и общие праздники должны искренне разделять с ними. В этом отношении праздник 1 мая по своей сути им очень близок. Порадуемся же и проникнемся единением со своими братьями по труду!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Мусин
Скандинавы и Русь
Лингвистический очерк
04.06.2016
Пророк Илия - небесный защитник
Героические страницы блокадных будней
25.01.2016
70 Хиросим на голову русских!
К 70-летию принятия американского плана атомных бомбардировок Советского Союза
02.12.2015
Все статьи Владимир Мусин
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04