Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Деятельность по сохранению, изучению и популяризации кряшенского религиозно-духовного наследия в Татарстане в 1990-е - 2015 гг.

Игорь  Алексеев, Русская народная линия

Кряшенский вопрос / 20.03.2015

По мере развития кряшенского национально-культурного движения в 1990-е гг. возник закономерный интерес к религиозной составляющей «кряшенского вопроса». Однако в силу политизации и негативной идеологической кодификации последнего он оказался по большей части вынесен за рамки научного дискурса.

Одним из наиболее актуальных направлений деятельности по религиозно-духовному возрождению кряшен в настоящее время является развитие богослужения и переводческая деятельность на кряшенском (церковно-кряшенском) языке, что самым тесным образом связано с изучением дореволюционного наследия православных миссионеров, педагогов, богословов и учёных. В Татарстанской митрополии Русской Православной Церкви (РПЦ) данная работа проводится, главным образом, по линии Благочиния кряшенских приходов (с центром в Кряшенском приходе г. Казани) и Кряшенской духовной миссии Татарстанской митрополии РПЦ.

Работа по открытию (фактически - возобновлению деятельности) приходов с кряшенским (церковно-кряшенским) языком богослужения начала проводится в Казанской епархии РПЦ ещё в советское время. В 1989 г. по благословению епископа Казанского и Марийского Анастасия (А.М.Меткина) в нижнем храме Петропавловского собора Казани начал функционировать Кряшенский приход святого Иоасафа Белгородского.

23 декабря 1989 г. - в день памяти Иоасафа Белгородского - кряшенский священник П.П.Павлов совершил первое богослужение на родном языке, восстановив, таким образом, прерванную во времена государственного богоборчества религиозную традицию. Однако на пике расцвета местного «суверенитета» этот процесс не получил развития, а само существования православного «татарского» прихода часто расценивалось как явление крайне вредное и нежелательное. В 1994 г., помимо Казани, церкви действовали только в двух кряшенских сёлах - Чиябаш (Никифорово) Мамадышского района и Чура Кукморского района.(1)

В 1996 г. силами кряшенской общины началось восстановление церкви Во имя Тихвинской иконы Божией Матери в Казани, которая в 1997 г. была передана верующим. На волне этнокультурного возрождения кряшен было учреждено Благочиние кряшенских приходов, которое возглавил кандидат богословия протоиерей П.П.Павлов.

По состоянию на май 2014 г. приходы с богослужением на кряшенском (церковно-кряшенском) языке действовали: в г. Казани - Тихвинский приход (настоятель - благочинный кряшенских приходов Татарстанской митрополии РПЦ, протоиерей П.П.Павлов), с. Кряш-Серда Пестречинского района - храм святителя Николая Чудотворца (настоятель - руководитель Кряшенской духовной миссии иерей Д.В.Сизов), с. Мелекес Тукаевского района - Свято-Вознесенский приход (настоятель - иерей Н.А.Храмов), с. Ляки Сармановского района - приход Святых апостолов Петра и Павла (настоятель - иерей В.И.Иванов), с. Чура Кукморского района - Свято-Троицкий храм (настоятель - иерей Ф.С.Фёдоров), с. Большие Аты Нижнекамского района - церковь Покрова Божией Матери (настоятель - иерей М.А.Петров). Кроме того, в 17 населённых пунктах компактного проживания кряшен функционировали церкви, в которых службы велись на церковнославянском языке.(2)

К настоящему времени освящены также храмы в кряшенских сёлах Балчиклы Нижнекамского района (1 июля 2014 г.) и Субаш Тюлячинского района (6 сентября 2014 г.), возрождены пострадавшие от поджогов храмы в кряшенских сёлах Албай Мамадышского района (освящён 10 июля 2014 г.) и Крещёные Казыли Рыбно-Слободского района (освящён 26 августа 2014 г.).

Создан кряшенский приход Трёх святителей Казанских в г. Чистополе (настоятель - благочинный Алексеевского благочиния Чистопольской епархии РПЦ протоиерей П.М.Чурашов), в котором 16 октября 2014 г. была отслужена первая Божественная литургия на кряшенском (церковно-кряшенском) языке. Как подчёркивалось в газете Алексеевского благочиния «Живоносный источник», после Казани Чистополь стал «вторым маяком в деле духовного просвещения кряшен, которые, к сожалению, стали утрачивать свою религию и культуру, поскольку этот язык нигде не преподаётся и не изучается».(3)

Вместе с тем, с учётом численности и географии расселения кряшен, современное состояние богослужения на кряшенском (церковно-кряшенском) языке не может быть признано удовлетворительным, в связи с чем возникает необходимость расширения сети кряшенских приходов и подготовки священников из числа кряшен. В настоящее время формируются кряшенские приходы в г. Набережные Челны и административном центре Пестречинского района с. Пестрецы, ставится вопрос об их открытии в ряде других населённых пунктов республики (в том числе, в городах Заинск и Нижнекамск).

Особое значение придаётся переводу на кряшенский (церковно-кряшенский) язык богослужебной и популярной религиозно-духовной литературы. Одновременно с начала 2000-х гг., благодаря широкому распространению Интернета, проведению научных конференций и изданию разного рода сборников статей и документальных материалов, происходит процесс изучения и накопления информации о кряшенских приходах, монастырях, миссионерах и духовенстве Казанской епархии (относящейся, главным образом к XIX - началу XX вв.).

С начала 1990-е гг. в Греции (в мужском монастыре Параклиту) и России началось переиздание дореволюционных книг на кряшенском (церковно-кряшенском) языке. Были, в частности, переизданы: Четвероевангелие, Псалтирь и «Апостол», «Земная жизнь Господа нашего Иисуса на кряшенском языке» (1-е издание 1900 г. «Православного Миссионерского Общества»), «Рассказы из житий святых на кряшенском языке» (2-е издание 1907 г. «Православного Миссионерского Общества»), «Киняш. Изге жазыуны укыунын пайдасы турында. Наставление о пользе чтения Священного Писания на кряшенском языке» (издание «Православного Миссионерского Общества»), «Букварь для кряшен» (с религиозными текстами) и т.д.(4)

В 1997 г. по просьбе кряшенской общины Казани Российским Библейским обществом (РБО) начал реализовываться проект перевода на кряшенский (церковно-кряшенский) язык Нового Завета. Общее руководство переводческой группой в Казани осуществлял протоиерей П.П.Павлов. Перевод ранее не переводившихся книг Нового Завета подготовили протоиерей М.Т.Чурашов и М.Н.Матвеева (которая затем вела редактирование переводов под руководством экзегетического редактора из Санкт-Петербургского отделения РБО А.В.Сизикова). Консультантами по экзегезе являлись сотрудники Объединённых Библейских обществ (UBS): с 1998 г. доктор Саймон Крисп (Великобритания), а с 2001 г. - доктор Ленарт де Рехт (Голландия).(5)

В 2000 г. были изданы «Соборные Послания», в 2001 г. - под одной обложкой - «Святое Евангелие и Псалтирь на кряшенском языке» (г. Санкт-Петербург, репринт издания «Православного Миссионерского Общества» 1891 г. «Святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа на крященском языке») - тиражом 1,5 тысячи экземпляров(6), а в 2005 г. - также в Санкт-Петербурге - первый полный перевод Нового Завета («Жанга Законъ») на кряшенском (церковно-кряшенском) языке - тиражом 1 тысяча экземпляров(7).

Заметным событием в жизни кряшен стала прошедшая 7 декабря 2000 г. в Казани научно-практическая конференция «Этнические и конфессиональные традиции кряшен: история и современность», организаторами которой выступили Республиканский национально-культурный центр кряшен Татарстана и Кряшенский приход г. Казани.(8) Одним из основных событий этого форума стала презентация перевода на кряшенский (церковно-кряшенский) язык книги «Соборные послания апостолов» - «Апостолларнын арыу жыйынга жибяргян жузыулары».(9)

Презентация перевода Четвероевангелия и Псалтири состоялась в июле 2001 г. в Кряшенском приходе г. Казани и церкви Покрова Божией Матери с. Большие Аты Нижнекамского района.

13 ноября 2005 г. в Казани в рамках кряшенского этнолого-религиоведческого симпозиума прошёл «круглый стол» на тему «Переводы кряшенского Нового Завета после Н.И.Ильминского»,(10) а 23 декабря того же года в Кряшенском приходе г. Казани состоялась презентация перевода Нового Завета.

Важным событием в религиозной жизни кряшен стало появление собственного интернет-ресурса. С июня 2009 г. начал действовать сайт «Кряшенская духовная миссия» (http://www.missiakryashen.ru/) под руководством иерея Д.В.Сизова, который в настоящее время является одним из наиболее авторитетных и посещаемых информационных и духовно-просветительских кряшенских интернет-ресурсов. Ссылки на тексты религиозного содержания, различные публикации, объявления о богослужениях и иные материалы размещаются также на страницах кряшенских приходов, в частности: «Храм свт. Николая Чудотворца (д. Кряш-Серда)» (http://vk.com/krjash_serda), «Свято-Троицкий храм с. Субаш Тюлячинского р-на РТ» (http://vk.com/hram_subash).

Активную издательскую работу на протяжении многих лет ведут Кряшенский приход г. Казани, Кряшенская духовная миссия Татарстанской митрополии РПЦ и отдельные энтузиасты, которыми, в частности, изданы: «Молебен, панихида на кряшенском языке», «Богослужение Страстной седмицы на кряшенском языке», «Православiе денендяге иманнар княгясе: Православный молитвослов на кряшенском языке», «Детский молитвослов на кряшенском языке», «Ден турында: Вероучительная книга», «Библия балалар öчöн: Детская Библия», «Иманнар княгясе», «Иртянге, кичке иманнар кряшенчя» («Утренние, вечерние молитвы на кряшенском языке»), «Служебник на кряшенском языке», «Ходайым, кичер мине: Толкование Закона Божия на кряшенском языке», «Теге доньядяге тормош турында: О загробной жизни» и др.(11)

В июле 2014 г. Кряшенской духовной миссией Татарстанской митрополии РПЦ был подготовлен и выпущен диск «Чиркяӱ кӧйляре (кряшенчя)» - «Песнопения Божественной литургии (на церковно-кряшенском языке)». В настоящее время планируется подготовить и издать новый диск с записью Всенощного бдения.

Как правило, издание и переиздание духовной литературы осуществляется на средства приходов и частных лиц, по причине чего тираж изданий крайне ограничен. С учётом этого потребность в богослужебной и популярной религиозно-духовной литературе на кряшенском (церковно-кряшенском) языке продолжает оставаться достаточно высокой. Актуальным является, в частности, переиздание массовыми тиражами Детского молитвослова и Детской Библии на кряшенском (церковно-кряшенском) языке для распространения по приходам.

С конца 1990-х - начала 2000-х гг. в Татарстане стали регулярно отмечать кряшенские праздники, такие как «Питрау» (Петров день), «Раштау» (Рождество Христово), «Нардуган» (аналог святок), «Тройсын» (Троица) и др. Вместе с тем, религиозное содержание самого популярного и массового из них - «Питрау» - практически полностью утрачено: хотя этот праздник и является аналогом «Петрова дня», он, подобно татаро-башкирскому «Сабантую», не носит религиозного характера и отмечается, как «республиканский праздник кряшенской культуры».

С 2009 г. в Казани ежегодно проходит конкурс-фестиваль молодых исполнителей кряшенской народной песни «Туым жондызы» («Рождественская звезда»), однако его религиозная составляющая также является по большей части номинальной.

В настоящее время изучением и популяризацией религиозно-духовного наследия кряшен занимаются, главным образом, общественные кряшенские организации («Совет ветеранов кряшенского движения г. Казани», «Общественная организация кряшен г. Казани», «Общественная организация кряшен Республики Татарстан»), представители кряшенского духовенства, отдельные историки, краеведы и публицисты.

Вопросы истории православной миссии среди кряшен и проблемы их современного религиозно-духовного развития широко обсуждались также на публичных «глуховских чтениях», посвящённых памяти учёного-кряшеноведа М.С.Глухова (1937 - 2003), которые проходили в Казани 12 ноября 2005 г., 28 марта 2008 г. и 23 ноября 2012 г.,(12) на научной конференции «Современное кряшеноведение: состояние, перспективы», состоявшейся 23 апреля 2005 г.,(13) и на других общественно-научных форумах.

Заметный вклад в это дело внёс также Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) в период, когда его руководителем являлся историк Р.Р.Сулейманов. В 2011 - 2013 гг. им был проведён в Казани ряд научных конференций, «круглых столов» и заседаний экспертного клуба по «кряшенскому вопросу», в том числе, на тему «Религиозный фактор в кряшенском национальном движении» (9 сентября 2013 г.). Часть материалов данных конференций впоследствии увидела свет в виде отдельных сборников.(14)

25 сентября 2014 г. в столице Татарстана «Общественной организацией кряшен г. Казани» была проведена научная конференция «Школьное и религиозное образование у кряшен: история и современность». 22 декабря 2014 г. в Казани состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Кряшенские православные приходы в России: история и современность», организованная Институтом истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан, Татарстанской митрополией РПЦ и «Общественной организацией кряшен Республики Татарстан».

С начала 2010-х гг. активно утверждается традиция проведения научных конференций, «круглых столов», акций памяти и иных мероприятий, посвящённых известным православным миссионерам и просветителям кряшен.

Особое место в их ряду занимают выдающийся востоковед, педагог-миссионер Н.И.Ильминский (1822 - 1891) и его ученик - первый заведующий Центральной крещёно-татарской школой (ЦКТШ) протоиерей В.Т.Тимофеев (1836 - 1895). Происходит объективное переосмысление их трудов и вклада в религиозно-духовное развитие кряшен и других народов Поволжья.

Первой открытой демонстрацией общественного движения за «реабилитацию» Н.И.Ильминского можно считать коллективное посещение его могилы на Арском кладбище Казани и проведение панихиды участниками научно-практической конференции «Этнические и конфессиональные традиции кряшен: история и современность», прошедшей 7 декабря 2000 г. (они также посетили находящиеся недалеко от места последнего земного упокоения Н.И.Ильминского могилы В.Т.Тимофеева и его близких).

Высокая оценка трудам Н.И.Ильминского была дана в защищённой в 2002 г. в Чебоксарах А.Н.Павловой диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук «Система Н.И. Ильминского и её реализация в школьном образовании нерусских народов Востока России».(15) В изданной в 2008 г. монографии доктора педагогических наук И.З.Сковородкиной «Этнопедагогический подход к образованию народов России: история, теория, практика» Н.И.Ильминский был поставлен по значению в один ряд с основателем научной педагогики в России К.Д.Ушинским.(16) В 2009 г. в XXII томе «Православной Энциклопедии» была помещена обстоятельная статья «Ильминский, Николай Иванович», авторами которой являлись Е.В.Липаков и А.Г.Кравецкий.(17)

В 2011 г., в соответствии с программой «Совета ветеранов кряшенского движения г. Казани» по возрождению и развитию этнокультурного и православного самосознания кряшенского населения России, в Казани было выпущено репринтное издание книги 1896 г. «Письма Н.И.Ильминского к крещёным татарам».(18) В том же году в Казани, при поддержке главы Мамадышского района А.П.Иванова, было выпущено репринтное издание книги 1887 г. «Казанская центральная крещёно-татарская школа: Материалы для истории христианского просвещения крещёных татар» с материалами Н.И.Ильминского.(19)

27 декабря 2011 г. в Казани в рамках заседания Казанского экспертного клуба РИСИ прошла научная конференция на тему «Николай Ильминский и кряшенское национальное движение». 16 мая 2012 г. в Казанской духовной семинарии (КазДС) состоялась научная конференция, посвященная 190-летию со дня рождения Н.И.Ильминского, в работе которой приняли участие учёные и общественные деятели из Казани и других городов Татарстана, а также из соседних регионов.

Первое на современном этапе комплексное изучение миссионерско-просветительской «системы Н.И.Ильминского» было предпринято священником А.С.Колчериным, защитившим 28 февраля 2014 г. в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия Московского Патриархата диссертацию на соискание учёной степени доктора церковной истории по теме «Миссионерско-просветительская система Н.И.Ильминского (вторая половина XIX - начало XX в.) в христианизации малых народов Казанского края». В том же году в Москве было издано исследование А.С.Колчерина «Христианизация народов Поволжья. Н.И.Ильминский и православная миссия».(20)

В 2014 г. в казанском журнале «Гасырлар авазы - Эхо веков» была опубликована подготовленная Р.Р.Исхаковым и Х.З.Багаутдиновой переписка Н.И.Ильминского по «мусульманскому вопросу» с обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода К.П.Победоносцевым.(21)

После многочисленных обращений верующих, в январе 2015 г. по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия (А.М.Меткина) Комиссией по канонизации святых Казанской епархии РПЦ был начат сбор материалов для канонизации Н.И.Ильминского в лике местночтимых святых.

Одновременно с этим кряшенская общественность всё настойчивее ставит вопрос об увековечении на республиканском уровне памяти В.Т.Тимофеева. 11 мая 2011 г. в КазДС при поддержке Кряшенского прихода г. Казани состоялась первая научная конференция, приуроченная к 175-летию со дня его рождения.(22) 28 октября 2011 г. в г. Мамадыше прошла научно-практическая конференция «Значение религиозно-педагогической деятельности В.Т.Тимофеева в социально-культурном и духовно-нравственном развитии кряшенского населения края».(23)

10 июля 2014 г., в рамках проводившейся на Арском кладбище Казани по инициативе Казанского отделения «Русского Собрания» - «Русского Собрания города Казани» акции памяти, состоялось посещение могилы В.Т.Тимофеева. При этом была озвучена инициатива установить к его 180-летию в сквере у расположенного около кладбища здания бывшей ЦКТШ памятник В.Т.Тимофееву.

Вслед за этим участники проходившей 25 сентября 2014 г. научной конференции «Школьное и религиозное образование у кряшен: история и современность» направили обращения к Президенту Татарстана Р.Н.Минниханову и председателю Правления «Общественной организации кряшен Республики Татарстан», генеральному директору ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс»« И.М.Егорову. В первом из них представители кряшенской общественности и духовенства выразили просьбу к главе республики «поручить Министерству культуры Республики Татарстан разработать план мероприятий по подготовке и организации празднования 180-летия В.Т.Тимофеева», а также обратиться в Министерство культуры Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос о включении празднования юбилея «в план мероприятий федерального значения».

Значительный интерес также в последнее время проявляется к творчеству и духовным трудам ученика Н.И.Ильминского и В.Т.Тимофеева - известного кряшенского поэта, священника Я.Е.Емельянова (1849 - 1893), которого в народе называли «певец Яков» («жырчы Жэкэу»). В 2009 г. в Казани под руководством известного музыковеда-фольклориста Г.М.Макарова был организован молодёжный клуб любителей кряшенской культуры и истории «Жырчы Жэкэу клубы».

27 марта 2014 г. «Совет ветеранов кряшенского движения г. Казани» и «Общественная организация кряшен г. Казани» провели научно-практическую конференцию на тему «Яков Емельянов и место творческой интеллигенции в кряшенском национальном движении», приуроченную к 165-летию Я.Е.Емельянова.

Вопросы распространения христианства в в Волжско-Камском регионе, истории православной миссии среди кряшен и проблемы их современного религиозно-духовного развития в разной мере нашли отражение в книгах и статьях М.С.Глухова, А.В.Фокина, о. Д.В.Сизова, Е.В.Липакова, о. А.С.Колчерина, Т.Г.Дунаевой, В.М.Викторина, о. П.П.Павлова, И.Е.Алексеева, А.Г.Кравецкого, Р.Р.Исхакова, А.М.Елдашева, Д.В.Пахомова, Е.В.Баркаря, А.С.Спиридоновой, Ю.П.Карпова, П.В.Ефимова, С.В.Соколовского, Р.Р.Сулейманова, И.В.Севастьянова, А.Т.Ильясовой, Е.Е.Бухарова и других.

В центре внимания исследователей находятся: история распространения христианства в Волжской Булгарии, Золотой Орде, Казанском ханстве и Казанском крае, развитие православной миссии в Поволжье (и, в первую очередь, в Казанской епархии), прошлое и настоящее кряшенских приходов, монастырей и духовенства Казанской епархии, биографии священников и миссионеров, судьба чтимых кряшенами святынь, миссионерско-просветительская система Н.И.Ильминского и её влияние на национально-культурное и религиозно-духовное развитие кряшен, история кряшенского образования (в первую очередь, ЦКТШ, Казанской инородческой учительской семинарии и школ «Братства святителя Гурия»), разоблачение дореволюционных и современных фальсификаций кряшенской истории и т.д.

В изданный в 2008 г. библиографический указатель «Кряшеноведение», составленный Т.Г.Дунаевой, были включены разделы «История православия в Волжско-Камском регионе и остатки языческих (древних народно-тюркских) верований у кряшен», «Духовная жизнь и религия кряшен» и «Просвещение. Народное образование».(24) В 2011 г. был поставлен вопрос о подготовке энциклопедии «Кряшенские приходы, монастыри и духовенство Казанской епархии в XIX - начале XX веков».(25)

Целый ряд материалов был размещён в кряшенских газетах «Керәшен сүзе - Слово кряшен» (издававшейся в 1993 - 2001 гг. в Набережных Челнах) и «Туганайлар» («Сородичи») (издающейся с 2002 г. в Казани) (электронная версия доступна по адресу: http://www.tuganaylar.ru/, страница в социальной сети «ВКонтакте»: http://vk.com/club11373411), а также на сайте созданного в 2002 г. (но в настоящее время не функционирующего) «Сетевого этнокультурного проекта кряшенского народа» (www.kryashen.ru).

Заметную роль в деле популяризации кряшенского религиозно-духовного наследия играют в последние годы многочисленные кряшенские, булгарские и иные группы, создающие свои странички в социальной сети «ВКонтакте», например: « +++ Кряшены= Официальное сообщество +++ « (http://vk.com/kryasheny), «Православная Булгария I Возрождение...» (http://vk.com/pravoslavenbulgar), «Керәшен Гореф-гадәтләре: Этник җырлары, биюләре» (http://vk.com/the_kryashens), «Кряшены XXI век» (http://vk.com/club29207070), « ==> Кряшены - Керәшеннәр <== Официальная группа» (http://vk.com/club769896), «Кряшены Башкортостана» (http://vk.com/club13742381) и др.

На протяжении последних десяти лет многие статьи, касающиеся религиозной составляющей «кряшенского вопроса», размещались на сайтах Православного информационного агентства «Русская линия» (http://rusk.ru/), а затем - Информационно-аналитической службы «Русская народная линия» (http://www.ruskline.ru/), главный редактор которых А.Д.Степанов оказывает активное содействие освещению кряшенской проблематики.

Вместе с тем, до сих пор не создано ни одного комплексного исследования по истории и современному состоянию кряшен, в котором бы достаточно полно и объективно освещались вопросы их религиозно-духовного развития. Весь ранее опубликованный материал, источники и литературу необходимо проанализировать и систематизировать, что, помимо прочего, требует участия ведущих научных учреждений и привлечения финансовых средств.

Игорь Евгеньевич Алексеев, кандидат исторических наук (г. Казань)

 

Сноски:

 

(1) См.: Закир М. Татарская церковь// Идел. - 1994. - N 5 - 6. - С. 47.

(2) См.: Алексеев И.Е., Климин А.В. Развитие Православия в Татарстане на современном этапе. - Казань: Типография Филиала ОАО «ТАТМЕДИА» «ПИК «Идел-Пресс»«, 2014. - С. 22.

(3) См.: Шильникова М. Приход Трёх Святителей// Живоносный источник (пгт. Алексеевское). - 2014. - N 20 (428) (Октябрь). - С. 1.

(4) См., например: Букварь для кряшен (Кряшенский отдел)/ Репр. воспр. текста. - Б.м., б.г. - 50 с.; Земная жизнь Господа нашего Иисуса на кряшенском языке/ Репр. воспр. текста изд. 1900 г. - Казань, 1996. - 145 с.; Киняш. Изге жазыуны укыунын пайдасы турында. Наставление о пользе чтения Священного Писания на кряшенском языке/ Репр. воспр. текста. - Казань, 1997. - 16 с.; Рассказы из житий святых на кряшенском языке/ Репр. воспр. текста изд. 1907 г. - Казань, 1997. - 483, IV с.

(5) См.: Материалы заседания круглого стола «Переводы кряшенского Нового Завета после Н.И.Ильминского» 13 ноября 2005 г. - Казань: Кряшенский приход г. Казани, 2005. - С. 5.

(6) См.: Святое Евангелие и Псалтирь на кряшенском языке/ Репр. воспр. текста изд. 1891 г., изд. Российского Библейского общества. - Санкт-Петербург: Академическая типография «Наука» РАН, 2001. - 214, (1) с.

(7) См.: Жанга Законъ: Новый Завет на кряшенском языке/ Изд. Российского Библейского общества. - Санкт-Петербург, 2005. - 494, (2) с.

(8) См.: Материалы научно-практической конференции на тему «Этнические и конфессиональные традиции кряшен: история и современность». - [Казань]: Кряшенский приход г. Казани, 2001. - 188 с.

(9) См.: Апостолларнын арыу жыйынга жибяргян жузыулары: Соборные послания апостолов/ Изд. Российского Библейского общества. - Санкт-Петербург, 2000. - 63 с.

(10) См.: Материалы заседания круглого стола «Переводы кряшенского Нового Завета после Н.И.Ильминского» 13 ноября 2005 г. - Казань: Кряшенский приход г. Казани, 2005. - 46 с.

(11) См., например: Молебен, панихида на кряшенском языке. - Казань, 2000. - 16 с.; Богослужение Страстной седмицы на кряшенском языке/ Изд. протоиерея М.Т.Чурашова. - Заинск, 2004. - 262 с.; Православiе денендяге иманнар княгясе: Православный молитвослов на крященском языке. - Б.м., б.г. - 48 с.; Детский молитвослов на кряшенском языке. - Казань, 2009. - 40 с.; Ден турында: Вероучительная книга. - Казань, 2009. - 70 с.; Библия балалар ӧчӧн: Детская Библия. - Казань, 2010. - 87 с.; Иманнар княгясе [Полный молитвослов]/ Изд. протоиерея М.Т.Чурашова. - Казань, 2011. - 262 с.; Иртянге, кичке иманнар кряшенчя [Утренние, вечерние молитвы на кряшенском языке]. - Казань, 2011. - 61 с.; Служебник на кряшенском языке/ Издание кряшенского прихода г. Казани. - Казань, 2014. - 77 с.; Теге доньядяге тормош турында: О загробной жизни. - Казань, 2014. - 47 с.; Ходайым, кичер мине: Толкование Закона Божия на кряшенском языке/ Сост. и изд. П.В.Ефимов. - Казань, 2014. - 160 с.

(12) См.: Этноисторические и социокультурные проблемы самоидентификации кряшен. Материалы публичных чтений памяти учёного-кряшеноведа М.С.Глухова, состоявшихся 12 ноября 2005 года в г. Казани. - Казань: Кряшенский приход г. Казани, 2008. - 128 с.; Этноконфессиональное состояние кряшен: история, теория, практика: Материалы вторых публичных чтений памяти учёного-кряшеноведа М.С.Глухова, посвящённых его 70-летию. Казань, 28 марта 2008 года. - Казань: ООО «Астория и К°», 2011. - 152 с.; Национальное самоопределение кряшен: история и современность: материалы третьих публичных чтений памяти учёного-кряшеноведа М.С.Глухова, посвящённых его 75-летию (23 ноября 2012 г.)/ Под ред. А.В.Фокина и Р.Р.Сулейманова. - Казань: Типография ООО «Авента», 2013. - 160 с.; То же. - Казань: Типография «Ю-Кард», 2013. - 116 с.

(13) См.: Современное кряшеноведение: состояние, перспективы. Материалы научной конференции, состоявшейся 23 апреля 2005 года в г. Казани. - Казань, 2005. - 156 с.

(14) См., например: Николай Ильминский и кряшенское национальное движение: материалы научной конференции (27 декабря 2011 г.)/ Под ред. А.В.Фокина и Р.Р.Сулейманова. - Казань: Типография ООО «Авента», 2013. - 81 с.

(15) См.: Павлова А.Н. Система Н.И.Ильминского и её реализация в школьном образовании нерусских народов Востока России: Автореф. дис. канд. ист. наук. - Чебоксары, 2002. - С. 27.

(16) См.: Сковородкина И.З. Этнопедагогический подход к образованию народов России: история, теория, практика: Монография. - Москва: ИТИП РАО, 2008. - С. 47 - 48.

(17) См.: Липаков Е.В., Кравецкий А.Г. ИЛЬМИНСКИЙ Николай Иванович// Православная Энциклопедия/ Под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. - Москва: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2009. - Т. XXII: Икона - Иннокентий. - С. 369 - 374.

(18) См.: Письма Н.И.Ильминского к крещёным татарам/ Репр. воспр. текста изд. 1896 г. - Казань: ООО «Астория и К°», 2011. - 210 (2) с.

(19) См.: Казанская центральная крещёно-татарская школа: Материалы для истории христианского просвещения крещёных татар/ Репр. воспр. текста изд. 1887 г. - Казань: ООО «Астория и К°», 2011. - 484 (1) с.

(20) См.: Колчерин А. Христианизация народов Поволжья. Н.И.Ильминский и православная миссия. - Москва: РИСИ, 2014. - 720 с.

(21) См.: Переписка директора Казанской учительской семинарии Н.И.Ильминского с обер-прокурором Св. Синода К.П.Победоносцевым по «мусульманскому вопросу»// Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2014. - N 1/2 (74/75). - С. 101 - 114.

(22) См.: Материалы конференции, посвящённой памяти священника В.Т.Тимофеева. - Казань: Казанская Духовная Семинария, 2012. - 68 с.

(23) См.: Значение религиозно-педагогической деятельности В.Т.Тимофеева в социально-культурном и духовно-нравственном развитии кряшенского населения края. Материалы научно-практической конференции, посвящённой 175-летию В.Т.Тимофеева, состоявшейся 28 октября 2011 года в г. Мамадыше. - Мамадыш, 2012. - 132 с.

(24) См.: Дунаева Т.Г. Кряшеноведение: библиографический указатель. - Казань: Издательство Казанского государственного университета культуры и искусств, 2008. - С. 89 - 99, 159 - 188.

(25) См.: Алексеев И.Е. Кряшенские приходы, монастыри и духовенство Казанской епархии (к вопросу о подготовке энциклопедии)// Значение религиозно-педагогической деятельности В.Т.Тимофеева в социально-культурном и духовно-нравственном развитии кряшенского населения края. - С. 32 - 49.

 

Иллюстрация:

 Обложка «Православного молитвослова на крященском языке»

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме