Осторожно: урок литературы!

Может ли русская литература навредить душе?

Новости Москвы  Семья 
0
1090
Время на чтение 6 минут
О проблемах нашего школьного образования можно говорить много - их накопилось достаточно, и все они известны. Недавно я обнаружила ещё одну, довольно серьёзную, о которой и хотелось бы поговорить.

Прошлой осенью у моего сына, который заканчивает 11- класс, накопились долги по литературе. В их ряду числились произведения И. Бунина «Деревня» и «Лёгкое дыхание», а также «Поединок» А. Куприна. Честно сказать, Бунина я читала очень мало, в школьную программу он раньше не входил и был как-то не особенно популярен в наше время. Но вот на экраны вышел фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» по мотивам произведений И. Бунина, о писателе заговорили, а тут и школьные уроки - казалось бы, в тему.

Словом, решила я помочь сыну - прочитать рассказы и обсудить с ним прочитанное, поговорить о судьбе страны, о многих других вещах, важных и нужных, которые автор затрагивает в своих произведениях... Однако очень быстро моё желание сменилось на противоположное: не только пропало желание обсуждать с сыном бунинские истории, но и возникло стремление вообще оградить его от подобного чтения, особенно после знакомства с бунинской «Деревней». Столько грязи в описании русской действительности я ещё не встречала! Впервые я осознала, что русская литература может навредить душе, особенно неокрепшей, неопытной, что не всякую классику нужно изучать в школе.

В чём же вред?

Во-первых, в формировании неправильного, искажённого представления о России - о её истории, народе (т.е. русском народе) в целом. У меня сложилось впечатление, что формирование именно такого представления явилось одной из целей авторов школьной программы по литературе.

Вот цитата из учебника по литературе за 11 класс (авторы В. А. Чалмаев, С. А. Зинин) из статьи, посвящённой рассказу «Деревня»: «В центре внимания повествователя в «Деревне» - беднейшая деревня Дурновка со всем идиотизмом её однообразного, застойного, но опасного бытия...Что за деревня, что за страна?!..». Тут уже просто ненависть к своей стране возбуждается. Ну а рассказ А. Куприна «Поединок» только подливает масла в огонь.

Второе. Очевидно, что многие произведения Бунина наносят явный вред юной душе: поэтизация греха, его лёгкости, фиксация на внешнем, чувственном опыте («Лёгкое дыхание» и др.). В большинстве рассказов, описывающих взаимоотношения мужчины и женщины, ощущается действие инстинктов, чувственных переживаний, которые влекут человека, управляют им полностью. Бытие героев Бунина внедуховно.

Очень хорошо выразила мысль о влиянии произведений русских писателей на умы и души людей в начале 20 века вдова художника Павла Рыженко (выставка картин которого «Империя в последней войне» недавно проходила в Москве) Анастасия Рыженко:

«...Бунин не единственный ли, кто резко отверг и февральский, и октябрьский перевороты. Он обвинял в этой катастрофе элиту "серебряной" культуры. Но вспомните его дореволюционные прозу и поэзию - всей своей литературой он обесценил такие добродетели, как чистота, нравственное совершенство, и писал только о страстях. Его произведения смущали, соблазняли, уводили в сторону молодые души; они освещали только чувственный, внешний опыт, человеческие инстинкты, но не жизнь человеческого духа. Скептицизм в восприятии русской жизни видим мы у Бунина: "Вот сами же говорите: Россия, Россия... да она вся - деревня!" (повесть "Деревня"). Он как бы навязывает читателю, как беспросветно и жутко в деревне этой - России....Очень многие из прекрасных русских талантливых писателей вольно или невольно послужили этому недоброму делу перемещения категорий ценностей - с них особый спрос. Для русской души всегда была чистота, трогательность, доверчивость неким стержнем, образом, к которому мы всегда тянулись. Как же много русская интеллигенция сделала для разложения русских умов... И Куприн, и Бунин, и многие другие послужили для того, чтобы растлить общество, а оказавшись за границей, горько жалели» http://ruskline.ru/analitika/2014/11/11/sluga_carya_pavel_ryzhenko/

Последнее время много говорится о том, что программа уроков литературы в школе сильно сокращена, многие авторы урезаны или исключены вовсе, количество уроков значительно уменьшилось, что это недопустимо, плохо, неправильно... (см., например статью акад. Вс. Троицкого «Пятая колонна в образовании России» http://www.rv.ru/content.php3?id=10885).

Всё так. Тем не менее, если посмотреть современные учебники по литературе, поражаешься огромному объёму материала, который ученики должны освоить за год. Складывается впечатление, что общее количество материала не только не уменьшилось, но наоборот возросло - и это при сокращении количества учебных часов!

Содержание же учебников порой поражает.

Сейчас всё больше начинаем оглядываться назад - к тем нормам и программам обучения, что были 30-40 лет назад, вспоминаем русскую классическую школу, которая являлась базой для построения школьных программ в советское время. Уроки литературы тогда тоже были проще и возвышеннее, что ли. Чётко ощущалась задача этих уроков: сеять разумное, доброе, вечное.

А вот цель нынешних уроков литературы вызывает много вопросов: очевидно явное стремление «поверить гармонию алгеброй» при наличии массы малопонятных терминов, большинство из которых иностранного происхождения (не странно ли, что именно на уроках русской литературы даётся так много нерусских слов - одни только термины, описывающие средства художественной выразительности чего стоят!) - это, кстати, характерно и для уроков русского языка; огромный объём материала при отсутствии единой основополагающей идеи... Возникает ощущение, что задача курса - побольше «впихнуть» литературных знаний в бедные головы учеников, и неважно, разумное ли, доброе ли?

Ну, а о вечном говорить уже просто не приходится.

Помимо самих произведений подробно изучаются биографии авторов: обилие дат, событий, где учился, сколько раз женился... К чему такой объём информации? Как может ученик всё это осмыслить, разобраться, понять и усвоить? (При том, что о некоторых событиях биографий зачастую лучше и вовсе не упоминать в школе). Это дело биографов, исследователей творчества конкретных писателей.

Опять прихожу к выводу: цель авторов учебников - побольше информации за короткое время, побольше путаницы, чтобы навсегда уж отбить охоту к русской классике, чтобы возникло стойкое её неприятие. Хочу уточнить: я не против того, чтобы ученики получали знания о жизни русских писателей и поэтов, но здесь важны такт и мера, и опять же правильные цели...

Тут возникает вопрос: а как же учителя? Неужели безропотно исполняют все предписания современной программы и не стремятся каким-то образом противодействовать злу? Да нет, многих из них, я знаю, волнует ситуация, они пытаются её смягчить, подправить, что-то опустить, что-то, наоборот, добавить - подкорректировать недостатки программы.

Но есть и такие (и моему сыну в этом смысле, к сожалению, не повезло), которые не только не облегчают, но ещё и усугубляют ситуацию, педантично и строго следуя требованиям программы.

Напоследок хочу затронуть ещё одну тему: особенностей преподавания в современной школе. Как-то незаметно случилось, что обучение стало в основном задачей самих обучающихся, по принципу «самообслуживания». Ученики всё теперь должны делать сами: изучать новый материал (и потом рассказывать учителю), готовить рефераты, сообщения и т.д. и т.п. Учителя же в основном лишь дают задания и затем проверяют, тестируют. Из учебного процесса уходит само обучение, когда учитель передаёт знания, делится опытом, словом, учит. И от этого, по-моему, теряют все.

Вероятно, в результате этого, а, может быть, и по причине т.н. «либерализации» нашего общества возникла ещё одна беда современной школы: учителя перестали «растить», «пестовать» своих учеников. Раньше хорошие ученики были на особом счету - их ценили, старались поддержать, если происходили сбои - выясняли в чём дело, разбирались. Да и за «отстающих» переживали, старались подтянуть, помочь.

Сегодня же спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Ребёнку как бы говорят: сам виноват! - получай то, что заслужил; у нас ведь демократия, каждый выбирает, что хочет. В результате, каждый не выбирает, а выбирается. Как может.

Какой же видится выход?

На мой взгляд, программа по литературе требует серьёзных изменений, в частности, пересмотра списка произведений и авторов. Критерием отбора, в первую очередь, должен быть тот духовный заряд, который несёт то или иное произведение. И в этом смысле большинство произведений Бунина, Куприна и, вероятно, многих других авторов, предлагаемых сегодня программой, не подходят для изучения в школе.

Ну, а пока сама система образования, прозападный подход к обучению и воспитанию остаются прежними, и родители, и учителя не должны сидеть сложа руки и равнодушно взирать на то, как уродуют души наших детей.

Думаю, что каждый из нас на своём месте волен влиять на ситуацию: родители бить тревогу, учителя оставаться Учителями.

Татьяна Исаева, г. Рязань

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Re: Осторожно: урок литературы!

Тут уже просто ненависть к своей стране возбуждается. (с) Потрясающая логика. А если условный Бунин или условный Куприн написал про свою нелюбовь к кабачкам ("ах, эти невкусные тушеные кабачки, их гадкий запах..."), то это, стало быть, у читателя сразу же ненависть к кабачкам проснулась бы?.. Трудно понять логику гуманитариев... не странно ли, что именно на уроках русской литературы даётся так много нерусских слов - одни только термины, описывающие средства художественной выразительности чего стоят (с) Нет, не странно. Авторская литература пошла в общем из Древней Греции, поэтому у нас много греческих и латинских терминов. Неужели Татьяна Исаева не знала этого?..
рудовский / 08.03.2015, 01:40

3. На 1и 2

Ключевая мысль автора, на мой взгляд - раньше было глубже и полезней. И я в этом с ней соглашусь. Когдя я в 90-е годы изучала литературу, то удивлялась своей маме, которая в ее возрасте за 40 помнит целые отрывки произведений, многие стихи, прекрасно анализирует и извлекает нравственные уроки. Я осознавала, что так не могла: фрагменты произведений забывались порой через пару месяцев, многие смыслы были мне недоступны. Помню, еще тогда меня посещала мысль:"В чем же дело? Почему я, с хорошей памятью неглупая девочка, не имею той крепости знаний, которые имела мама?" И сейчас спустя годы я понимаю, что дело не только в "лени", а как раз наоборот. Многие дети тогда были весьма старательны, но нас не поощряли так работать на уроках, как наших предшественников, именно что не давали ни высшего смысла обучения, ни нравственных уроков произведений - в том объеме, как могли бы дать. И уже в то время была информационная перегруженность, если не по самой литературе, то по другим предметам, что в сумме давало чрезмерную усталость и сниженную восприимчивость к изучаемому.. По поводу Бунина. Я помню свой шок в мои 15 от его произведения "Легкое дыхание". Помню это недоумение, я не могла поверить: что, это правда про растление почти ребенка пятидесятилетним мужиком?? Сознание отказывалось впускать в себя эту грязь, и на сем Бунине для меня лежит несмываемое грязное пятно, несмотря на прежде прочитанные "Антоновские яблоки", по которым, кстати, написала медальное выпускное сочинение. А "Темные аллеи"? Порождают чувство смятения, уныния, безысходности и, опять же, грязи, роняет авторитет старших, закладывает подленькие мысли в отношении доживших до седин. Зачем ЭТО знать 15-летним детям? Зачем смущать, баламутить им души? Зачем им знать о таких пороках, о которых до этого произведения они и помыслить не могли?.. По крайней мере, услышать это от учителя, из школьной книги... Святые отцы учат, что неполезно знать чужие грехи и грех пересказывать их. Я "за" пересмотр программы в отношении Бунина и Куприна. Школа должна давать идеал, пример чистоты и нравственного решения жизненных проблем,примеры,на которые можно равняться, именно этого ждут от нее дети. А грязь и так лезет непрошеная отовсюду. Красиво написано не значит достойно.
apell / 08.03.2015, 00:40

2. Re: Осторожно: урок литературы!

Ключевая мысль автора - раньше было проще.
Lucia / 02.03.2015, 16:52

1. ?!

Ну, если Бунин вредит душе...
Иоанна / 23.02.2015, 16:49
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Исаева
Какая государственная идеология нужна России?
Патриотизм – то, что, с одной стороны, востребовано и жизненно необходимо России, а с другой стороны, то, чего катастрофически не хватает нашему обществу
04.02.2020
Все статьи Татьяна Исаева
Новости Москвы
Все статьи темы
Семья
«Семья, как малая церковь, невозможна без собраний»
По мнению Виталия Милонова, именно шестидневная учебная неделя является косвенной причиной разводов
19.04.2024
В обществе преодолён страх технологической революции
О правильном отношении к новым технологиям – ИИ, нейросети, биоинженерии
18.04.2024
Теряем здравый смысл...
Скульптурные игрушки в центре Кириллова
17.04.2024
«Реальные дела воспитывают "лучше всякой болтовни"»
Об идее создания в России министерства по молодёжной политике и воспитанию
12.04.2024
«Нужно найти для них новую семью»
О ситуации вокруг детей, найденных в подвале петербургского дома
12.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40