5 февраля исполнилось 87 лет со дня рождения бывшего управляющего Рязанской епархией, митрополита Симона (Новикова), который в ряду архиереев конца XX - начала XXI веков был личностью незаурядной, самобытной. Предлагаем вниманию статью автора книги жизнеописания владыки Симона писателя Игоря Евсина о малоизвестных творческих наклонностях этого известного архиерея Русской Православной Церкви, почетного гражданина Рязани, до сих пор любимого православными верующими приснопамятного владыки Симона.
1. Хорошо
Однажды вечером, уставший от повседневных архиерейских забот митрополит Симон попросил своего келейника:
- Прочитай-ка ты мне, братец, какую-нибудь сказку Пушкина.
Келейник взял книгу и начал читать:
- Жили-были старик со старухой...
Владыка Симон оживился, глубоко вздохнул и сказал:
- Хорошо...
Сколько раз мне приходилось читать или слышать эти строчки из сказки о рыбаке и рыбке, а вот даже на ум не приходило, чтобы их можно было так прочувствовать.
А ведь это действительно хорошо, что два человека, однажды связав свои судьбы, при разных характерах (жена сварливая, а муж смиренный), дожили вместе до глубокой старости, поддерживая, и оберегая друг друга. Заметить глубокую истину в простых строчках, увидеть в них сокровенный, высокий смысл можно только обладая чистым сердцем. И еще добрым, творческим мышлением надо обладать, чтобы проникнуться этими строчками.
Митрополит Симон с юных лет тяготел к творчеству. Известно, что еще до поступления в семинарию Сергей Новиков (таково мирское имя владыки) писал стихи. Полностью до нас дошло стихотворение «Накануне праздника Покрова Божией Матери», датируемое 27 января 1950 г.
В нем описывается трогательное народное предание о мальчике, круглом сироте, которого, по предсказанию матери, приютил добрый человек.
С тех пор прошло времени много,
Героев моих нет и в живых,
Но образы их на устах у народа,
И веет теплом от рассказов о них, -
пишет в этом стихотворении Сергей Новиков, знавший и уважавший благочестивые предания своего народа.
Поступив в московскую Духовную семинарию, он продолжал писать стихи. А в учебе не ограничивался курсом семинарской программы. Читал русскую классику - Пушкина, Гоголя, Достоевского. О последнем писателе он в шутку говорил: «Читать Достоевского - это наказание, а не читать - преступление.
2. Недовольство уполномоченного
Лирик по своей натуре, Сергей Новиков очень любил церковное пение и с радостью нес клиросные послушания в Покровском храме московских Духовных школ. Там он усваивал русскую традицию церковного пения.
Клиросное послушание проходило за ранней литургией, а также во время совершения Параклисиса с акафистом в честь Покрова Божией Матери. В пятницу вечером в честь нее пели канон и читали акафист.
Об акафистах Божией Матери митрополит Симон говорил так:
- После песнопений Господних нет для Бога славнее и для нашего слуха сладостнее песней, воспеваемых нами в честь Царицы Небесной.
За любовь к акафистам семинарист Сергей Новиков однажды вызвал на себя гнев уполномоченного по делам религий. Находясь на каникулах у себя на родине, в Ярославской области, Новиков дерзнул вслух читать акафист у святого источника.
- Затем я поехал в Ярославль в епархиальное управление, - вспоминал митрополит Симон, - секретарем в котором был тогда иеромонах Никодим (Ротов), будущий митрополит. Во время нашего с ним разговора раздался звонок. Отец Никодим взял трубку. Звонил уполномоченный, который выражал недовольство тем, что какой-то учащийся семинарии читал акафист на источнике.
- Я прошу Вас узнать, кто и сообщить мне об этом учащимся, - сказал уполномоченный.
Отец Никодим не мог не заметить, что я покраснел при этом разговоре, и. думаю, что на другой день позвонил уполномоченному и сказал, что при всем желании не смог найти этого учащегося, и если ему удастся что-то узнать, то он непременно сообщит».
Этот случай наглядно показывает то крайне непростое для верующих время, в которое жил митрополит Симон.
Однако никакие времена ни сделали его казенным человеком. Ни сталинская казарменность, ни хрущевские гонения, ни брежневское давление.
Владыка всегда оставался творчески мыслящим человеком.
Он живо интересовался литературой, музыкой, живописью. Хорошо знал творчество Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Любил поэзию Некрасова, Аксакова, Никитина.
3. Пастух, пас - дух...
Рязанский художник диакон Анатолий Жутаев рассказывал, что когда владыка Симон узнал о его желании стать диаконом, то он пригласил к себе на собеседование. «Узнав, что я художник, - вспоминал Жутаев, - говорил об искусстве, и рассказывал о художниках и их работах такие уникальные факты, которые я даже и не знал. Выяснилось, что он очень хорошо знал историю искусств, и русскую классическую поэзию».
А однажды митрополит Симон при Жутаеве на ходу сочинил прекрасное четверостишие. Случай этот произошел после освящения Никольской церкви в Рыбном. За торжественной трапезой владыка Симон попросил его рассказать что-нибудь об искусстве. Отец Анатолий рассказал ему об эпохе Возрождения, а потом прочитал свое стихотворение о Евпатии Коловрате. Оно заканчивалось так:
Мы будем жить с тобою брат,
Как жил Евпатий Коловрат.
Владыка Симон подумал-подумал и сказал.
- Хорошее стихотворение, только вот концовочку надо бы усилить. Например, написать так:
Мы в нелегкую годину
Не будем прятаться за спину,
Сражаться будем братия,
Как воины Евпатия!
Трудно не согласиться с тем, что стихотворение стало действительно лучше, значимее. Поэтический дар владыки Симона здесь проявился наглядно.
Сергей Есенин, лучшие стихи которого владыка очень любил, предназначение поэта считал мистическим. В очерке «Ключи Марии» он писал: «В древности никто не располагал временем так свободно, как пастухи. Они были первые мыслители и поэты о чем свидетельствуют показания Библии и апокрифы... Само слово пас-тух (пас-дух, ибо в русском языке часто «д» переходит в «т») говорит о каком-то мистически помазанном значении над ним».
Слово пастух на церковно-славянском языке звучит как пастырь. Добрым пастырем, который пас дух своей паствы, был митрополит Симон.
Но он был и поэтом, который оставил нам в наследство свои духовные сочинения. В наших церквях поют тропари и кондаки, написанные владыкой Симоном рязанским святым - святителю Василию, святителю Мелетию, блаженной Любови, и другим.
Кроме того, он написал умилительный по содержанию акафист святителю Феофану Вышенскому Затворнику, который читается в дни его памяти.
Этот акафист, помимо содержания, привлекает внимание торжественностью и изяществом литературного стиля.
Глубоко почитаемый владыкой святитель Феофан Вышенский Затворник писал: «Эстетические чувства - это тоже движение сердца, и происходят они от знакомства и соприкосновения с особого рода предметами, называемыми изящными или прекрасными...
Изящные произведения искусства услаждают не одной красотой внешней формы, но особенно красотою внутреннего содержания, красотою умно-созерцаемого, идеального».
Идеальная красота - это, конечно же, красота Божия и узреть ее могут только чистые сердцем люди. А без сердечной чистоты мы не только не видим прекрасного, но и вся-то жизнь кажется нам безобразной. Все нам кажется не так, все плохо...
А вот чистый сердцем митрополит Симон увидел глубокую мудрость в обыкновенных словах пушкинской сказки и сказал: «Хорошо...»
«Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят». (Мф: 5.8).